Финансирование дмс за рубежом: схемы, доходы, расходы, особенности

  • Акбар А.
  • Аспирант, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
  • Опыт финансирования медицинского страхования за рубежом и возможности его использования в республике казахстан
  • Аннотация

В статье рассмотрена система финансирования медицинского страхования за рубежом.

Проанализирован опыт развитых зарубежных стран в вопросах организации системы финансирования медицинского страхования и возможности его использования в Республике Казахстан. Казахстан только начинает внедрять систему обязательного медицинского страхования, что приводит к определенным проблемам.

В этой связи изучение механизма функционирования медицинского страхования в таких странах, как Германия, США, Израиль является чрезвычайно актуальным. Отмечено, что медицинское страхование является одним из механизмов государства по защите прав и охраны здоровья граждан.

  1. Ключевые слова: система медицинского страхования, медицинские услуги, страховые фонды, больничные кассы, базовый страховой план.
  2. Akbar A.
  3. Postgraduate student, Tyumen State University, Tyumen
  4. HEALTH INSURANCE FINANCING ABROAD AND THE POSSIBILITY OF ITS IMPLEMENTATION IN KAZAKHSTAN
  5. Abstract

The article describes the system of health insurance financing abroad. The experience of developed foreign countries in the organization of the financing system in health insurance and the possibility of its implementation in the Republic of Kazakhstan are discussed.

Kazakhstan is just beginning to implement compulsory health insurance system, which leads to certain problems. In this regard, the study of the mechanism of health insurance system in such countries as Germany, the United States of America, and Israel is extremely important.

It should be noted that health insurance is one of the mechanisms the state uses to protect the rights and health of its citizens.

Рекомендуем!  Закон о дмс в россии: последние поправки и изменения

Keywords: health insurance, medical services, insurance funds, health insurance, health insurance companies, basic insurance plan.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью исследования опыта развитых зарубежных стран в вопросах развития системы финансирования и законодательного регулирования медицинских услуг с целью возможности использования в Республике Казахстан.

Это вызвано тем, что в стране назрела острая необходимость перехода к системе медицинского страхования как вида страхования здоровья граждан, развития системы финансирования здравоохранения за счёт налогов и сборов, уплачиваемых работающими гражданами в бюджет и фонды ОМС, в особенности при оказании скорой и неотложной медицинской помощи.

Медицинские услуги в Казахстане финансируются из разных источников, таких как: государственный и местный бюджет, система обязательного медицинского страхования, взносы спонсоров и благотворительных фондов и иных источников, не запрещенных законодательством.

Проблема развития данной сферы в Казахстане заключается в том, что на сегодняшний день для каждого гражданина медицинское страхование является единственным способом получения на достаточном уровне надлежащей медицинской помощи.

Однако развитие системы медицинского страхования сдерживается рядом причин, где основными являются уменьшение государственного финансирования здравоохранения, устаревшая материальная база, дефицит лекарственных препаратов, показатели демографического развития государства и уровня заболеваемости граждан и многие другие.

Возникает много противоречий и проблем в сфере развития системы медицинского страхования, одной из которых является то, что за счёт средств медицинской страховки получают лекарства лишь 0% амбулаторных больных,снижена доступность медпомощи.

Следует отметить, что и по сей день существует практика поощрения врачей дорогими подарками, своего рода (не обязательная) доплата за оказанные услуги. Эту практикупринято критиковать и рассматривать как взятку, но в принципе она жизненна и вполне согласуется с официальными западными системами оплаты медицинской помощи.

На основании анализа, проведенного в статье, были выявлены важные моменты опыта функционирования медицинского страхования в зарубежных странах, которые могут способствовать становлению и развитию системы финансирования медицинского страхования в стране.

Вопрос о возможности построения правильной модели финансирования здравоохранения отдельного государства и распространения такого опыта на другие страны является весьма актуальным, поскольку многие из них начали переход к системе страховой медицины.

Вероятно, что построить такую идеальную схему финансирования здравоохранения, которая одинаково подходила бы для всех государств нельзя, так как модель, подходящая одной стране, для другой может оказаться неприемлемой.

С этой целью рассмотрим опыт более развитых стран в данном направлении с учетом используемых ими способов финансирования системы медицинского страхования.

Начнем с ФРГ, где медицинская страховка обязательна для всех работающих, кроме работников с годовым доходом более 53200€.

Основная сумма выплаты в фонд страхования составляет 5,5% от заработной платы гражданина, при этом 0,9% от суммы заработной платы гражданина составляет специальный взнос за услуги стоматолога и оплату больничного листа. Остаток, который составляет 4,6% от всей суммы заработной платы, оплачивается работником и компанией, в которой он работает в равных долях.

Эти взносы в фонд страхования удерживаются с работника только в том, случае, если он зарабатывает более 500€ в месяц. Самый максимальный страховой взнос составляет примерно 38€ в месяц для работника и работодателя.

Работник освобождается от страховых взносов только в том случае, если он заболел и находится на больничном, этот период с него страховой взнос не будет удерживаться.

Дополнительно в страховой полис обязательно вписываются не работающие члены его семьи, и они также получают медицинскую помощь в полном объеме. Страховой взнос работника зависит только лишь от его заработной платы не зависимо, сколько членов семьи вписаны в страховой полис [, с. 02].

Для того чтобы как-то ограничить потребление медицинских услуг есть система доплаты при получении медицинской помощи.

К примеру, консультация врача-специалиста 0€, без страховки стоимость этой услуги намного выше, небольшая доплата взимается для того, чтобы воспрепятствовать обращениям за помощью без необходимости в ней, кроме того применяется также доплата за выписку рецепта на лекарства и т.д.

Все виды финансирования в ФРГ проходят через больничные кассы, путем прикрепления работника к одной определенной кассе. Объем услуг по медицинской страховке в ФРГ достаточно обширный, что позволяет гражданам полностью вылечиться от болезней.

Сравнительно небольшой процент жителей (8%), кому разрешено не иметь обязательной медицинской страховки, страхуются в приватных медицинских кассах, при этом выбирают только те медицинские услуги, которые считают нужными, или не страхуются вообще. Также они могут застраховать частичное покрытие амбулаторной помощи на 75% или 65%, т.е. есть вариантов масса [6, с. 00].

Основные принципы, лежащие в основе немецкой системы медицинского страхования, были созданы ещё Канцлером Бисмарком в 884 году. В её основу был положенпринцип национальной солидарности: количество медицинских услуг не зависит от объёма взносов каждого человека, обеспеченные люди несут расходы за малоимущих, а здоровые – за больных.

  • Далее рассмотрим Израиль, где медицинская помощь гарантирована всем гражданам страны и базируется на обязательном государственном медицинском страховании, при этом все расходы берет на себя правительство страны.
  • Также как и в ФРГ, все виды финансирования проходят через больничные кассы путем прикрепления работника к одной определенной кассе, если же работник изъявит желание сменить больничную кассу, то с него взимается – 4 шекелей.
  • Ведомство национального страхования Израиля взимает налог на медицинскую помощь, и размер данного налога зависит в первую очередь от дохода гражданина страны.

С доходов до 60% от средней заработной платы по стране, взнос составляет 3,%, с доходов, превышающих 60% от средней заработной платы, взнос 5%. Взносы вычитают из заработной платы работников работодатели, задержка платежей не ущемляет прав работника.

86 шекелей в месяц платят граждане пенсионного возраста, при всем этом пособие по старости вместе с социальными выплатами составляет – 27 шекелей. Несовершеннолетние освобождаются от уплаты страховых взносов, а безработные из пособия по безработице платят около 30

Финансирование дмс за рубежом: схемы, доходы, расходы, особенности

2.6 трлн. в год), в отличие от стран ЕС, где эти расходы в среднем составляют 8.3% ВВП. Средняя зарплата доктора в США составляет 50000

Финансирование дмс за рубежом: схемы, доходы, расходы, особенности

в  мес.

За последние годы в Америке выросли расходы на здравоохранение, хотя особых улучшений в этой сфере не было, что подвергается серьезной критике со стороны общества. Также стоит отметить, что за последние 0 лет стоимость страхования -го работника выросла в 2 раза.

  1. Следует отметить, что данная сфера страхования монополизирована и на практике было и есть множество примеров дискриминации пациентов как до, так и после заключения договора медицинского страхования, в том числе в виде отказа в выплатах.
  2. В странах ЕС система здравоохранения оказалась более эффективной, чем в США, поэтому правительство США в 204 году начало реформу здравоохранения.
  3. По этой реформе все граждане и резиденты государства обязаны были иметь медицинскую страховку, а те граждане, которые не хотели иметь такого рода страховку, должны были выплачивать штраф 95, или 2,5% от суммы дохода лица.

Медицинская страховка приобретается каждым человеком в отдельности только тогда, когда цена её не выше 8% от его годового заработка. В противном случае, если цена полиса медицинского страхования выше 8% от годового дохода, а годовой заработок меньше 4400 в год на семью, состоящую из 4 человек, то страна берёт на себя расходы по медицинскому страхованию по программе Medicaid [5].

  • Также введены налоговые субсидии для граждан, у которых годовой заработок составляет от 4400 на человека или от 29330 на семью, состоящую из 4 человек.
  • Установка завышенных тарифов страхования и отказы в медицинском страховании населению с высокими рисками заболевания страховым фирмам запрещены.
  • Страна контролирует и регулирует доходы страховых фирм – фирмы обязаны использовать не меньше 80-85% от сумм, которые поступили в качестве страховых взносов для оплаты за медицинские услуги (административные издержки), прибыль у страховых фирм составляет не больше 5-20% дохода.

Основные расходы на проведение данной реформы планируется брать из федерального бюджета – 90%, остальные 0% покрывают бюджеты штатов. В течение десяти лет планируется израсходовать на проведение реформы 940 миллиардов $ [6].

Таким образом, в разных странах существуют различные подходы к страхованию. Где-то, как в ФРГ, медицинское страхование является обязательным, и подвергается проверке, где-то – добровольным, но его предпочитают все же использовать, поскольку это является более выгодным.

На наш взгляд, много полезного Казахстан может позаимствовать у Франции и у ФРГ в плане организации системы медицинского страхования. Однако для этого необходимо разрабатывать собственную программу, с достойными условиями и реальными выплатами.

План медицинского страхования обязан покрывать расходы по обязательным медицинским мероприятиям, в которые входят: профилактические работы, диагностика заболеваний на ранней стадии, лечение в стационаре, обеспечение лекарствами в амбулаторных условиях, оказание услуг по длительному уходу, т.е. страна должна определить “базовый пакет” страховки.

Кроме того необходимо введение нового налога, это так называемый налог на богатых, распространяющийся на граждан, годовой доход которых составляет более двухсот тысяч тенге, что позволит создать дополнительный источник финансирования здравоохранения.

Основной базой для начисления данного налога будет являться не только основной доход гражданина, но также и инвестиционные доходы.

Список литературы / References

  1. Антропов В. Здравоохранение в Германии: исцеление для всех / В. Антропов // Современная Европа. – 2006. – № . – С. 02.
  2. Алексеев В. А., Борисов К. Н. Здравоохранение Израиля / В. А. Алексеев, К. Н. Борисов // Здравоохранение за рубежом. – 20. – №4. С. 72-76.
  3. Котенко К. Здравоохранение Израиля / К. Котенко // Здоровье Украины. – 2008. – №7.- С..
  4. Хальфин Р.А., Таджиев И.Я. Организация здравоохранения в США. Часть / Р.А. Хальфин, И.Я.Таджиев // Менеджер здравоохранения. – 202. – №9. – С. 34-46.
  5. Улумбекова Г.Э. Реформа здравоохранения США / Г.Э. Улумбекова // Социальные аспекты здоровья населения. – 202 – №5 (27).
  6. Соколов Е.В., Куранов А.Р. Анализ систем финансирования медицинского обслуживания населения в России и за рубежом / Е.В. Соколов, А.Р. Куранов // Экономика и управление: проблемы и решения.- 206. – №4. – С. 95-06.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Antropov V. Zdravoohraneniye v Germanii: istseleniye dlia vsekh [Healthcare in Germany]: Healing for All / V. Antropov // Sovremennaja Evropa [Modern Europe]. – 2006. – No. . – P. 02. [In Russian]
  2. Alekseev V. A., Borisov K. N. Zdravookhraneniye Izrailia [Healthcare of Israel] / V.A. Alekseev, K.N, Borisov // Zdravoohranenie za rubezhom [Healthcare Abroad]. – 20. – No.4. – P. 72-76. [In Russian]
  3. Kotenko R. Zdravookhraneniye Izrailia [Healthcare of Israel] / K. Kotenko // Zdorov’e Ukrainy [Health of Ukraine]. – 2008. – No.7. – P.. [In Russian]
  4. Halfin R.A., Tadzhiev I.Y. Organizatsiya zdravookhraneniya v SSHA. Chast [Healthcare Organization in the USA. Part ] / R.A. Halfin, I.Y.Tadzhiev // Menedzher zdravoohranenija [Healthcare Manager]. – 202. – No.9. – P. 34-46. [In Russian]
  5. Ulumbekova G.E. Reforma zdravookhraneniya SSHA [Healthcare reform in the USA] / G.E. Ulumbekova // Social’nye aspekty zdorov’ja naselenija [Social Aspects of Public Health]. – 202 – No.5 (27). [In Russian]
  6. Sokolov E.V., Kuranov A.R. Analiz sistem finansirovaniya meditsinskogo obsluzhivaniya v Rossii I za rubezhom [Analysis of Financing Systems of Health Services in Russia and Abroad] / E.V. Sokolov, A.R. Kuranov // Jekonomika i upravlenie: problemy i reshenija [Economy and Management: Problems and Solutions]. – 206. – No.4. – P. 95-06. [In Russian]

Источник: https://research-journal.org/economical/opyt-finansirovaniya-medicinskogo-straxovaniya-za-rubezhom-i-vozmozhnosti-ego-ispolzovaniya-v-respublike-kazaxstan/

Медицинское страхование за рубежом

  •      Периодичность наступления риска заболевания 
    в течение жизненного цикла человека позволяет отнести этот риск к 
    числу страхуемых за счет выравнивания его последствий для больших 
    групп населения. Риск болезни реально 
    затрагивает каждого человека, но при этом выявлена устойчивая статистическая закономерность, позволяющая разделить жизнь человека на четыре периода, характеризующих частоту наступления заболевания:
  • I)     с рождения до 15-летия – период 
    детских болезней, характеризующийся 
    достаточно высоким уровнем заболеваемости;
  • II)    с 15 до 40 лет – период стабильности, характеризующийся наименьшей заболеваемостью;
  • III)   с 40 до 60 лет – период постепенного 
    нарастания риска;
  • IV)  после 
    60 лет – период наиболее высокого 
    риска заболеваемости.
  •      Такая динамика риска позволила осуществлять его равномерное распределение 
    в обществе с помощью страхования 
    с использованием выровненных страховых 
    премий для разных возрастных групп.

     Потребность в ДМС напрямую зависит оттого, в какой части риск заболевания 
покрывается обязательными системами 
медицинского страхования. Чем ỳже 
спектр гарантий по ОМС, тем выше спрос 
на частное медицинское страхование, и наоборот. Спрос на частное медицинское 
страхование определяется во многих случаях желанием получить гарантию не только лечения, но и высокого уровня обслуживания в медицинском учреждении (отдельная палата, сиделка, лечение 
у ведущих специалистов и некоторые 
другие услуги). Потребность в ДМС 
становится весьма актуальной при выезде за рубеж, особенно в те страны, где 
получение визы невозможно без предъявления медицинской страховки на время 
поездки.

  1. Медицинское страхование за рубежом.
  1. Зарубежный  опыт медицинского страхования.

 

     Медицинское страхование, или, точнее, страхование 
медицинских расходов, представляет важную составляющую социальной инфраструктуры любой развитой страны.

     В мире сложилось несколько моделей 
национального здравоохранения. США 
придерживаются индивидуалистской 
модели, при которой незначительный по объему оказываемой медицинской 
помощи государственный сектор здравоохранение 
дополнен развитой системой медицинского страхования.

Государственный сектор здравоохранения обеспечивает в 
основном ургентную помощь  и 
лечение социально-значимых заболеваний. Медицинское страхование, частное, осуществляется двух видах – коллективном и индивидуальном.

Причем каждый работающий американец, застрахованный работодателем, стремится кроме кого в индивидуальном порядке застраховаться на случай болезни 
и застраховать членов семьи. ОМС, как 
элемент государственных гарантий предоставления медицинской помощи, отсутствует.

Существующее государственное 
медицинское страхование распространяется лишь на отдельные категории работников: государственных служащих, чинов 
полиции, военнослужащих. Страховщиками 
выступают частные компании, страхование 
называется государственным лишь потому, что страховые взносы уплачиваются из бюджета.

     Германия 
придерживается смешанной системы, когда существует развитой государственный 
сектор здравоохранения и развитые системы обязательного и частного (негосударственного) медицинского страхования. При необходимости застрахованный может кроме услуг в рамках обязательного страхования прибегнуть к услугам, предоставляемым частными страховыми компаниями.

     Франция придерживается модели, при которой 
каждый гражданин вынужден страховаться по программам частного страхования, т.к. государство и система ОМС 
покрывают только 75-80% расходов на лечение (такую систему иногда называют «дополняющей»). Существующая система ОМС, кроме 
того, не охватывает в качестве застрахованного 
все население.

     Обязательное 
медицинское страхование за рубежом 
основано на формировании негосударственных 
страховых фондов за счет обязательных платежей с лиц наемного труда 
и работодателей при частичном 
субсидировании со стороны государства. За счет этих средств и оплачиваются медицинские услуги.

     Как правило, финансирование системы здравоохранения 
строится на сочетании различных 
элементов с преобладанием той 
или иной формы.

Большая часть 
медицинских услуг финансируется 
через обязательные законодательные 
формы медицинского страхования 
либо непосредственно государством через бюджет. Медицинские услуги отчасти приобретаются населением на добровольной основе.

Это происходит либо на основе прямой оплаты услуг 
здравоохранения, либо через добровольное медицинское страхование.

     Соотношение денежных потоков, идущих по этим четырем 
каналам, существенно различается 
по разным странам. Например, в Германии, это соотношение складывается следующим 
образом: через цены медицина получает около 5%, премии по добровольному страхованию 
– 10%, страховые взносы по обязательному 
страхованию – 75%, налоги – 10% всех финансовых ресурсов.

     В обязательном медицинском страховании 
используются два метода. В германии и Нидерландах действует принцип 
оказания услуги. Это значит, что 
пациент обслуживается бесплатно, как в странах с государственной 
системой здравоохранения. Он лишь должен предъявить свидетельство о страховании.

В Бельгии, Франции и Люксембурге практикуется другой принцип – возмещения затрат. Там застрахованный пациент должен вначале сам оплатить медицинские услуги.

А потом они будут компенсированы полностью или частично в соответствии с тарифами, установленными больничными кассами с учетом определенного собственного участия.

     Обязательное 
медицинское страхование устанавливается 
законом соответствующей страны не для всех, а лишь для определенных категорий населения.

Например, в 
Германии, где эта система наиболее развита, обязательному страхованию 
подлежат все лица наемного труда, крестьяне, студенты, и безработные. Пенсионеры и члены семьи страхуются при 
определенных размерах месячного дохода.

Кроме того, существует определенный уровень среднемесячного дохода, с превышением которого обязательные платежи не взимаются.

     Негосударственное, или частное, медицинское страхование 
в ряде зарубежных стран – основной способ покрытия затрат на лечение. В 
других странах оно дополняет 
тот уровень бесплатного медицинского обслуживания, который гарантируется 
государством.

     В США личные расходы личные расходы 
населения покрываются различными способами как частными организациями (медицинское страхование), так и 
государством. На оба эти источника 
финансирования в конце 90-х гг. приходилось 
более 70% общей суммы медицинских 
расходов населения, равной 440 млрд. долл., в т.ч. на долю частных страховых 
организаций – свыше 30% указанной 
суммы.[57]

     В страховых компаниях медицинское 
страхование часто практикуется наряду с другими видами страховой 
деятельности (страхованием жизни, имущества 
и т.д.), т.к. оно менее прибыльно, чем другие виды.

Страховые компании, как правило, выступают как посредники, ограничиваясь только покрытием 
соответствующих расходов своих 
клиентов.

Сами они не занимаются ни организацией, ни предоставлением медицинского обслуживания, давая застрахованному право самостоятельно выбирать врача и больницу, правда, с некоторыми ограничениями.

Крупные фирмы создают собственные страховые системы для группового медицинского страхования своих сотрудников. Часто в качестве страхователя в пользу наемного работника выступает предприниматель, который оплачивает до 80% стоимости страхового контракта. Условия медицинского страхования – важный критерий при выборе места работы.

     В отличие от страховых компаний специализированные организации сами обеспечивают лечение 
в своих клиниках или иным путем, причем клиент не вступает в денежные отношения с клиникой или врачом. Появившиеся первыми специализированные организации по уставу были и остаются бесприбыльными.

Все доходы от инвестирования свободных резервов, образованных из страховых платежей, целиком поступают 
в пользу членов этих организаций. Иначе 
говоря, прибыль учитывает при 
определении тарифов страхования. Заметим, что организации, создаваемые 
в последнее время, обычно предусматривают 
получение некоторого дохода от своей 
деятельности.

В этом отношении они 
близки страховым компаниям.

     Организации поддержания здоровья (ОПЗ) сами разрабатывают 
и оплачивают полный лечебный процесс. Клиент вносит заранее фиксированную 
сумму за медицинское обслуживание в течение определенного времени 
вне зависимости от реальной (ожидаемой) стоимости лечения. Деятельность ОПЗ 
регламентируется государством.

     Уместно проследить различия между ОПЗ и 
страховыми организациями (СО). В СО – свободный выбор врача или 
госпиталя самим застрахованным, в ОПЗ – клиент соглашается 
получить лечебную помощь от врача, которого предоставляет или рекомендует 
ему эта организация, причем она 
же несет ответственность за качество лечения.

     В Западной Европе доли застрахованных в общей численности населения (охват страхованием) и размеры 
взносов в расчете на одного застрахованного 
существенно варьируют по странам Что касается размеров взносов, то отмеченная высокая дифференциация (максимальные взносы – в Германии, минимальные – в Дании и Англии), по-видимому, объясняется различиями в наборах предоставляемых медицинских услуг. Набор медицинских услуг оговаривается в контракте.

     Приведенные в таблице показатели, возможно, несколько устарели. Однако по отрывочным более свежим данным можно судить о том, что распространенность частного медицинского страхования к настоящему времени мало изменилась. Взносы же постоянно увеличиваются в связи 
с удорожанием медицинских услуг, что происходит во всех развитых странах 
в последние два десятилетия (Приложение 5).

  1. Возможности использования зарубежного  опыта медицинского страхования в  России

 

     Система здравоохранения, основанная на страховых 
принципах, позволяет добиться качественного 
медицинского обслуживания при ощутимо 
меньших, чем при частном финансировании, затратах.

Страны Европы с развитой системой страховой медицины тратят около 6-9% ВВП ежегодно на охрану здоровья (исключением является ФРГ, где на здравоохранение расходуется около 11% ВВП), тогда как в США с 
либеральной системой здравоохранения 
и с широким применением частной 
оплаты медицинских услуг затраты 
составляют около 14% от ВВП при аналогичном 
качестве медицинских услуг.

     Модель 
обязательного медицинского страхования (ОМС) в ФРГ стабильно существует и развивается не один десяток 
лет, имеет схожие с российскими 
принципы построения и ее опыт заслуживает 
внимания.[61] На нем и остановимся.

     Система национального здравоохранения 
и социальной защиты в ФРГ создавалась 
постепенно, не разовым декретом, а 
серией законодательных актов, расширяющих 
сферу социальных гарантий. И каждый новый шаг соизмерялся с реальными 
возможностями, а принятию новых 
программ предшествовал тщательный анализ ресурсной базы отрасли.

     Сравнительный анализ систем медицинского страхования 
ФРГ и России позволил выделить следующие 
направления реформы отечественной 
модели медицинского страхования с 
учетом возможности применения положительного опыта Германии: эти изменения 
касаются принципов организации, финансирования системы ОМС, обеспечения взаимосвязи 
между обязательным и добровольным медицинским страхованием, защиты прав застрахованных.

     В силу экономических причин полное финансирование ежегодно утверждаемой Правительством России Программы государственных 
гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи (ПГГ) для всего 
населения РФ невозможно, поэтому 
необходимо отказаться от декларации предоставления всем гражданам одинакового 
объема бесплатной медицинской помощи, неосуществимого на практике. В абсолютном большинстве регионов эта программа, а в ее рамках и Базовая программа 
ОМС, не обеспечивается государственными средствами.

     Проблема 
нехватки средств в системе ОМС 
в целом характерна и для такой, казалось бы, благополучной страны, как ФРГ. Согласно официальным статистическим данным, дефицит больничных касс по итогам 2001 г. в целом составил 2,5 млрд. евро, при том, что общая сумма 
расходов всех больничных касс Германии в 2001 г. составила 138 млрд.

евро. Для сравнения, за аналогичный период расходы российских территориальных фондов ОМС (с учетом субвенций ФОМС) составили 87401,7 млн. руб. Систему медицинского страхования 
стало невозможно обеспечить финансовыми 
ресурсами для предоставления всего 
декларируемого ОМС объема медицинских 
услуг каждому застрахованному.

В ФРГ, где программы ОМС, как 
и в России, включают широкий перечень медицинских мероприятий, сейчас активно 
ведутся дискуссии по вопросам ограничения 
объема оказываемых медицинских 
услуг в рамках программ ОМС.

В 
ближайшее время в ФРГ будет 
определен базовый объем медицинской 
помощи в системе ОМС, которую 
предполагается предоставлять каждому 
застрахованному бесплатно.

Все 
виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу, должны будут 
оплачиваться пациентом в частном 
порядке из личных средств или 
путем заключения дополнительного 
договора ДМС. Исключения будут делаться только для тяжелобольных застрахованных. Лица с низкими доходами получат 
поддержку из бюджетных средств.

Источник: https://www.turboreferat.ru/insurance/medicinskoe-strahovanie-za-rubezhom/75671-387404-page4.html

Упрощенка и расходы на ДМС: о каких особенностях важно помнить

Расходы на оплату труда «упрощенцы», как известно, принимают к учету в порядке, определенном «прибыльной» ст. 255 НК РФ.

В ней среди прочих видов затрат, признаваемых расходами на оплату труда, поименованы суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные согласно законодательству РФ, на ведение соответствующей деятельности, то есть затраты на ДМС сотрудников. Между тем расходы этого вида являются нормируемыми, и к ним нужно отнестись с особым вниманием.

Требование закона

Налогоплательщики, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы, в том числе на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности по законодательству РФ (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При этом состав расходов на оплату труда определяется в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2названной статьи).

В частности,п. 16 ст.

255 к расходам на оплату труда отнесены в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные согласно законодательству РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации (то есть расходы на ДМС сотрудников).

Обратите внимание

Добровольное личное страхование осуществляется в форме договора, заключенного между организацией (страхователем) и страховой организацией, имеющей соответствующую лицензию (страховщиком), в письменной форме (ч. 1 ст. 927, ч. 1 ст. 940 ГК РФ).

Договором страхования может быть предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку (частями). Это следует из ч. 1, 3 ст. 954 ГК РФ.

Договор страхования (включая договор ДМС), если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (ч. 1 ст. 957 ГК РФ).

Другими словами, работодатели-«упрощенцы» имеют право включать в состав налоговых расходов на оплату труда взносы по договорам добровольного медицинского страхования своих работников. Но при этом они должны соблюдать те же самые ограничения, что и плательщики налога на прибыль.

Статьей 255 НК РФ определено три ограничения.

  1. Во-первых, указанные суммы относятся к расходам на оплату труда, если договоры добровольного личного страхования работников, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, заключены на срок не менее одного года.
  2. Во-вторых, взносы по таким договорам включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда.
  3. В-третьих, страховая организация должна иметь действующую лицензию.

Подчеркнем: расходы на оплату труда для установления предельного размера исчисляются нарастающим итогом начиная с даты фактического перечисления первого взноса в пределах данного налогового периода. Расчет предельной величины в последнем налоговом периоде производится до даты окончания действия договора ДМС. Такие рекомендации по расчету предельной величины (норматива) расходов на ДМС, признаваемых для целей налогообложения, даны в Письме Минфина России от 16.09.2016 № 030306/1/54205.

Суммы платежей по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, со страховой компанией, имеющей лицензию на ведение соответствующего вида деятельности, учитываются в составе расходов при определении объекта обложения «упрощенным» налогом, при соблюдении предельного размера платежей — 6% суммы расходов на оплату труда.

«Упрощенные» особенности

Организации, применяющие УСНО, признают расходы в целях налогообложения после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Каких-либо особенностей учета расходов на ДМС сотрудников гл. 26.2 НК РФне установлено.

В связи с этим возникают вопросы о порядке учета в налоговой базе по «упрощенному» налогу сумм страховых премий.

Как при общем режиме налогообложения, так и при УСНО в расходах учитываются только уплаченные взносы на ДМС.

Но нужно ли при этом уплаченную сумму распределять по отчетным (налоговым) периодам равномерно (то есть пропорционально количеству календарных дней в этом периоде — п. 6 ст. 272 НК РФ)? Ведь, как правило, страховая премия за весь срок действия договора перечисляется одним или двумя платежами.

С одной стороны, суммы таких платежей необходимо распределять в течение всего срока действия договора. Ведь в силу п. 2 ст. 346.

17 НК РФоплатой услуг признается прекращение непосредственно связанного с их оказанием встречного обязательства организации перед исполнителем.

Поэтому фактическое перечисление суммы страховой премии по договору ДМС (или ее части) не может являться основанием для признания расхода на дату ее уплаты, поскольку на этот момент страховщик еще не исполнил свои обязательства по оказанию услуг.

С другой стороны, затраты на ДМС относятся к расходам на оплату труда, которые принимаются к учету в порядке, установленном для целей налого­обложения прибыли ст. 255 НК РФ.

А оплата труда признается в расходах в момент погашения задолженности перед работниками, то есть на дату, когда денежные средства списаны с расчетного счета или выплачены из кассы. Это следует из пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Значит, сумму страховой премии нужно признавать в составе налогооблагаемых расходов в том периоде, когда она была уплачена. Распределять данные затраты в течение срока действия договора ДМС не нужно.

По мнению автора, в таком случае предпочтительным является именно второй вариант нормирования расходов для целей исчисления «упрощенного» налога, поскольку он учитывает специфику понесенных затрат. При этом для определения норматива в расчет берутся фактически выплаченные персоналу суммы.

Пример

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/485917/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий