В этой статье:
- 1 Что такое соут по охране труда
- 1.1 Охрана труда
- 1.2 Специальная оценка условий труда
- 1.3 Соут в офисе: практика применения в обычных компаниях
- 1.4 Проведение специальной оценки условий труда
- 1.5 Порядок проведения СОУТ: пошаговая инструкция — НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
- 1.6 Специальная оценка условий труда (СОУТ)
- 1.7 Практика применения СОУТ: как подготовить перечень рабочих мест
- 1.8 Консультант пульс
- 1.9 Сроки специальной оценки условий труда
- 2 Специальная оценка условий труда
- 2.1 Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
- 2.2 Какие рабочие места надо оценивать?
- 2.3 Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест
- 2.4 Кто проводит специальную оценку условий труда?
- 2.5 Как проходит специальная оценка условий труда?
- 2.6 Когда проводить специальную оценку условий труда
- 2.7 Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?
- 2.8 Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:
- 2.9 Подготовка к проведению специальной оценке
- 3 Специальная оценка условий труда (СОУТ)
- 4 Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
- 4.1 Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
- 4.2 Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
- 4.3 Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- 4.4 Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
- 4.5 Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
- 4.6 Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
- 4.7 Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
- 4.8 Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
- 4.9 Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- 4.10 Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
- 4.11 Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
- 4.12 Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
- 4.13 Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
- Что такое соут по охране труда
- Охрана труда
- Специальная оценка условий труда
- Соут в офисе: практика применения в обычных компаниях
- Проведение специальной оценки условий труда
- Порядок проведения СОУТ: пошаговая инструкция — НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
- Специальная оценка условий труда (СОУТ)
- Практика применения СОУТ: как подготовить перечень рабочих мест
- Консультант пульс
- Сроки специальной оценки условий труда
- Специальная оценка условий труда
- Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
- Какие рабочие места надо оценивать?
- Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест
- Кто проводит специальную оценку условий труда?
- Как проходит специальная оценка условий труда?
- Когда проводить специальную оценку условий труда
- Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?
- Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:
- Подготовка к проведению специальной оценке
- Специальная оценка условий труда (СОУТ)
- Экспертная оценка рабочих мест
- Аккредитованная организация: новый участник?
- Спецоценка условий труда вне плана
- Специальная оценка условий труда как один из этапов совершенствования системы охраны труда
- Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
- Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
- Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
- Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
- Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
- Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
- Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
- Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
- Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Что такое соут по охране труда
Для урегулирования системы льгот и социальных гарантий сотрудникам объединений с первого января 2014 года был внедрен единый комплекс мероприятий по обнаружению и оценке степени влияния на них вредоносных и травмоопасных факторов рабочей среды и делового процесса. Эта процедура называется СОУТ – т.е. специальная оценка условий труда.
Руководитель, который не обеспечивает подчинённому безопасность на рабочем месте, должен выплачивать повышенный взнос в Пенсионный фонд и предоставлять наемнику материальное возмещение. Чем хуже условия труда, тем выше тарифная ставка. А если шеф сделает их комфортными и надёжными, то отпадет надобность выплачивать эти надбавки.
Охрана труда
Процедура СОУТ регулируется данным законом и Трудовым кодексом, куда внесены изменения в статью 6, согласно которым федеральные органы имеют право устанавливать нормативы и порядок проведения СОУТ, проводить экспертизу производственных условий и проверку качества СОУТ.
Сопутствующим Законом №421 о внесении изменений в ТК все положения об аттестации рабочих мест изъяты и изменены на процедуру СОУТ. Так, в статью 212 ТК в обязанностях работодателя по охране труда добавлено проведение СОУТ. В 216-ой статье в полномочия госорганов добавлено определение порядка проведения СОУТ.
Специальная оценка условий труда
Данные изменения, совместно с возможностью минимизировать отчисления в ПФР, должны послужить для грамотного руководителя мотивацией для улучшений условий труда на своем предприятии. Кроме того работодатель, который провел СОУТ в праве рассчитывать на возврат средств до 20 % по линии Фонда социального страхования.
Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Соут в офисе: практика применения в обычных компаниях
Для минимизации рисков рекомендуется прописать в трудовом договоре следующий пункт: «Условия труда на рабочем месте будут включены в трудовой договор после проведения специальной оценки условий труда и утверждения отчета о ее проведении». Однако стопроцентной гарантии, что данный пункт убережет от ответственности в случае проверки, к сожалению, нет.
2. Работнику устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — 7 календарных дней. Оплата труда работника устанавливается в повышенном размере — 4 процента тарифной ставки (оклада)».
Проведение специальной оценки условий труда
5. Если при измерении производственных факторов может возникнуть угроза жизни и (или) здоровью специалистов испытательной лаборатории, экспертов или других лиц, комиссия решает, что проводить измерения не представляется возможным (п. 9 ст.
12 Закона № 426-ФЗ) и оформляет протокол комиссии, в котором должна быть указана причина непроведения измерений вредных факторов. Оформленный протокол в обязательном порядке прикладывается к отчёту о проведении спецоценки (п.
10 статьи 12 ФЗ № 426-ФЗ).
Рекомендуем прочесть: Как сделать опекунство
Идентификация – это выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, затем сопоставление этих факторов с имеющимися в классификаторе (Приложение №2 к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 г. №33н) и вычёркивание из перечня выявленных факторов тех, которых нет в классификаторе и которые как следствие не измеряются и не оцениваются при проведении СОУТ.
Порядок проведения СОУТ: пошаговая инструкция — НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
Комиссия утверждает подготовленный представителями специализированной организации, участвующей в проведении специальной оценки условий труда, перечень рабочих мест , на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Готовится перечень рабочих мест как правило ещё на преддоговорной стадии на основании представляемых Вами данных для расчета стоимости услуг.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией .
Как правило, потенциально вредные производственные факторы бывают полностью идентифицированы на этапе преддоговорной работы и результат их идентификации уже содержится в договоре в виде перечня планируемых измерений и оценок на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это комплекс последовательных мероприятий, направленных на выявление на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных факторов с последующей оценкой степени их воздействия на здоровье и безопасность труда работников, занятых на данных рабочих местах.
По итогу проведения спецоценки, условиям труда на рабочих местах присваивается один из четырех классов опасности. Классификация условий труда базируется на наличии и степени влияния на работника вредных и (или) опасных факторов, присутствующих на его рабочем месте. Выделяют четыре класса условий труда: 1 класс — оптимальные 2 класс — допустимые 3 класс — вредные (подклассы: 3.1 — 3.4)
4 класс — опасные (экстремальные)
Рекомендуем прочесть: Изъятие Оружия Судебными Приставами
Практика применения СОУТ: как подготовить перечень рабочих мест
Так, например, в рамках разбирательств по делам №№ 33-4199/2015 и А59-2617/2015 судебные органы приходят к выводу о неполноте проведения СОУТ из-за отсутствия материалов СОУТ по некоторым должностям, присутствующим в штатном расписании (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 7 декабря 2015 г., Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 г. № 05АП-9269/2015).
Таким образом, для того чтобы корректно провести расчет необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте. Если в организации работают 5 бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все 5 сотрудников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках СОУТ должно быть заявлено 5 рабочих мест по должности «Бухгалтер».
Консультант пульс
Все полученные в ходе проведения сведения и результаты сводятся в единый отчет. Обязанность по его составлению возлагается на специализированную организацию, выполнявшую СОУТ. При этом отчет должен быть подписан всеми членами «внутренней» комиссии по проведению спецоценки и утвержден ее председателем (ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Обратите внимание: если отдельные члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда не согласны с ее результатами, то они могут изложить свое особое мнение. Оно должно быть мотивированно и изложено в письменной форме. Такое особое мнение прилагается к отчету. Об этом сказано в части 2 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Сроки специальной оценки условий труда
Проведение специальной оценки по условиям труда обязательно для всех видов предприятий любой специфики деятельности. Однако возникают вопросы о проведении этой процедуры в офисе, ведь вредных факторов тут вроде нет. Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы? В этой статье приводится примерный вариант пошаговых действий.
С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена вместо существующей ранее аттестации рабочих мест для определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Какова же судебная практика по этому вопросу?
05 Июл 2018 toplawyer 141
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.
Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ. От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников. Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.
Дополнительно, по результатам спецоценки:
- работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Какие рабочие места надо оценивать?
Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.
По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.
Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.
Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.
Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.
Это означает, что:
- рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
- помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
- работники работают по одной профессии, должности, специальности;
- трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
- в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
- работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.
Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест
Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.
Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.
Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).
Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).
Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.
Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.
Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.
Кто проводит специальную оценку условий труда?
Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.
Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.
За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):
- должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
- на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.
Как проходит специальная оценка условий труда?
Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:
- физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
- биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
- химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
- сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
- функциональная физическая нагрузка на организм и др.
Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.
По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.
Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.
Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).
Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?
Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:
- Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
- Высокая стоимость работ;
- Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).
Что мы имеем на сегодняшний день?
Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.
Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место.
К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.
Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.
На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.
Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.
Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Посмотреть реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда
Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.
Проверить наличие сертификата
Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.
Подготовка к проведению специальной оценке
Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.
Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.
Скачать образец приказа о проведении СОУТ
В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.
Немного истории.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по выявлению и оценке уровня воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на работников. Процедура вводится с 1 января 2014 года для того, чтобы урегулировать систему предоставления льгот и гарантий, а также повысить ответственность работодателей перед работниками.
Работодатель, который не сделает рабочее место сотрудника безопасным, обязан выплачивать повышенный страховой взнос в Пенсионный фонд, а также предоставлять компенсации работникам. Повышенная тарифная ставка за работу во вредных условиях составит порядка 4% страховых взносов. Чем лучше условия, тем ниже тариф, а если условия труда безопасны – то дополнительные тарифы снимаются.
На случай бездействия работодателей видоизменяется система назначения штрафных санкций.
Точнее, вводится дифференциация правонарушений законодательства о труде: за нарушение охраны труда, необеспечение работника средствами индивидуальной защиты, нарушение процедуры или непроведение СОУТ, за отсутствие медицинских осмотров.
Теперь инспектор по труду, обнаруживший ошибку работодателя, которая пока еще не привела к непоправимому случаю, может вынести предупреждение или наложить административный штраф на работодателя.
Так, в среднем, в 2,5 раза выросли штрафы за повторные аналогичные правонарушения в сфере охраны труда.
Теперь для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 тысяч рублей или, по усмотрению инспектора, приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Для должностных лиц размер штрафа за аналогичное повторное правонарушение составляет от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация сроком от 1 года до 3-х лет. Подробнее о новых штрафах читайте в материале: «Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции».
Прародительницей СОУТ явилась аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.), которая также представляет собой процедуру оценки условий труда на рабочих местах с последующей их рационализацией.
Поэтому в новой процедуре, СОУТ, отчетливо прослеживаются отголоски традиционной формы – АРМ. Те же цели, те же задачи, практически та же схема проведения работ.
То есть – та же аттестация, только в новом веянии, с более структурированной и содержательной направленностью и с новым статусом – «специальная оценка условий труда».
Первым делом, в новой процедуре будет уделено внимание опасным и вредным отраслям.
Как показали результаты предшествующей процедуры – АРМ, количество рабочих мест с неблагоприятными факторами вышло за пределы Списков №1 и №2 и сегодня составляет порядка 32% от общего количества работающего населения.
Столь существенная разница – из-за условий труда, в которых приходится работать населению. Минтруд не исключает, что с введением СОУТ эта цифра может некоторое время увеличиваться, но картина станет более объективной.
Предложение о замещении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (именно эта мысль лежит в основе спецоценки условий труда) основано на экономическом стимулировании работодателей к улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.
Предполагается, что с введением СОУТ нагрузка на бизнес снизится в два раза, благодаря чему работодатели смогут со спокойствием вкладывать финансовые средства на улучшение условий труда, а не на то, как бы провести АРМ в очередные пять лет, даже если рабочее место не нуждается в этом.
А нуждается оно в проверке или нет – решать комиссии по спецоценке условий труда.
Экспертная оценка рабочих мест
Под первоначальную проверку будут попадать все рабочие места. Весь вопрос заключается в том, каким образом будет осуществляться их проверка. В соответствии с представленной версией законопроекта, будет организовываться комиссия по спецоценке условий труда, состав которой остается прежним: представители работодателя (включая специалиста по охране труда), представители профсоюза, эксперты и сотрудники аккредитованной организации.
Они и решат, будут ли проводиться инструментальные замеры на рабочем месте. Или же примут решение о переводе его в статус безопасного, точнее, подготовят декларацию для Минтруда с заключением оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах.
Подобная экспертная оценка рабочих мест или идентификация потенциально вредных и опасных факторов проводится на всех рабочих местах, за исключением тех, которые состоят в списке на досрочные пенсии по старости и на гарантии и компенсации.
На этих рабочих местах, минуя этап идентификации, всегда должны проводиться исследования и измерения факторов.
К тому же, как пояснил первый замминистра Минтруда С. Вельмяйкин, решать о том, стоит ли проводить замеры на рабочем месте организации можно также и при помощи профсоюзов, так как в них состоят квалифицированные специалисты, которые «не хуже любого эксперта могут вынести оценку рабочему месту». Но так как профсоюзных организаций сегодня осталось мало, лавры по-прежнему будут в руках аккредитованных организаций.
Процесс идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах должен проходить под чутким вниманием работодателя и работников. Если в течение последующих 5 лет, на рабочем месте, которое отнесено по оценкам экспертов к безопасному, не произошло ни одного инцидента, происходит автоматическая пролонгация результатов СОУТ на последующие 5 лет.
Аккредитованная организация: новый участник?
Нет, это та же самая организация, которая осуществляет функции по замерам факторов производственной среды, оценке травмоопасности и проверке обеспеченности СИЗ. Только ранее она называлась аттестующей организацией. По требованиям она должна являться юридическим лицом, специально аккредитованным на выполнение работ в области специальной оценки условий труда.
И снова подчеркивается роль независимости организации к деятельности работодателя и к предоставлению результатов. А чтобы уж, наверняка, закрепить данные правоотношения, аккредитованная организация должна провести обязательное страхование ответственности.
В случае причинения имущественного вреда и за нарушение требований российского законодательства в ходе проведения исследований производственной среды аккредитованная организация обязана возместить убытки, причиненные организации.
А что же становится с аттестующими организациями? Так как АРМ отменяется, появляется новая область – СОУТ, на которую также необходимо иметь аккредитацию.
Минтруд идет навстречу и для аттестующих организаций: с областью аккредитации на аттестацию рабочих мест можно продолжать оказывать услуги и по специальной оценке условий труда до срока окончания действия аттестата аккредитации, но не позднее 1 января 2019 года. К тому моменту каждая организация должна получить аккредитацию на новую область – СОУТ.
Лабораторные измерения будут проходить с помощью научно-доказанных методов и методик измерений, которые аккредитованная организация посчитает для себя наиболее подходящими. Испытательные лаборатории по-прежнему должны иметь разрешение на измерение всех видов факторов: химических, биологических, физических, факторов трудового процесса. В порядке о СОУТ дается их обновленный перечень.
И теперь, к примеру, такой фактор, как психоэмоциональная напряженность измеряться не будет, так как Минтруд совместно с Роспотребнадзором выявили необъективность использования данного измерения, ведь измерять надо то, что поддается приборам. Замеры осуществляются только сертифицированными средствами измерения, подлежащими обязательной периодической поверке в Ростехрегулировании.
Изменились требования к экспертам аккредитованных организаций. Они, как и прежде, должны иметь высшее техническое и дополнительное профессиональное образование. Стаж практической работы должен составлять не менее трех лет. К нововведениям относятся:
- Аккредитованная организация по СОУТ должна обязательно иметь в штате не менее пяти экспертов, имеющих право на выполнение работ по СОУТ, среди которых обязательно должен быть один эксперт по одному из профильных образований по специальности – врач по общей гигиене, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям или по гигиене труда.
- Все сведения об экспертах теперь будут храниться в общей системе – реестре экспертов, который будет вестись федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. В нем будет отражаться вся информация о практической деятельности, стаже, направлениях деятельности и даже «сроках годности» сертификата на право выполнения работ по СОУТ.
С введением СОУТ, усилится ответственность экспертов при выполнении оценки рабочего места. И за любое неправильное решение ему грозит штраф или дисквалификация из рядов экспертов, т.е. «запрет на профессию».
Спецоценка условий труда вне плана
Проводится при вводе новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, по предписанию государственного инспектора труда, замене производственного процесса, при обращении профсоюзной организации или работника. Новое в законопроекте то, что теперь уточняются условия, вплоть до процентного соотношения, при которых АРМ проводится.
До изменений в Приказе Минздравсоцразвития № 342н, АРМ проводилась при указанных условиях в течение 60 рабочих дней, после изменений, внесенных Приказом Минтруда № 590н в течение года. По новому порядку, СОУТ при вводе новых рабочих мест также актуальна, а вот, к примеру, при замене производственного оборудования будет проводиться только в том случае, если с введением его в процесс изменяется свыше 30% общего объема технологических операций.
Эксперты отмечают целесообразность подобных уточнений, т.к. изменяя общий характер работ можно проследить вариации на рабочем месте.
Специальная оценка условий труда как один из этапов совершенствования системы охраны труда
Интенсивность изменений, которая стала присуща аттестации рабочих мест, видима. Что только не пришлось испытать АРМ за годы своего существования в системе охраны труда. Аттестация условий труда, которая берет свое начало еще с советских времен, сегодня признается не то, что нерезультативной, а скорее неупорядоченной.
Если же быть точным, неупорядоченным является законодательство, в котором произошли нестыковки, к примеру, в системе предоставления компенсаций и льгот.
Из-за этого возникали трудности, а иной раз, и судебные тяжбы, в которых работник выражал возмущение по поводу отмены компенсаций, которые ему назначались десятилетиями и вдруг, по результатам проведения очередной АРМ, стали не угодны.
Помимо АРМ, законодательством также была предусмотрена спецоценка в целях освобождения работодателя от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
То есть получалось, что работодатель должен был дважды подтверждать условия труда, созданные на рабочих местах организации, что в обоих случаях сопровождалось материальными затратами.
Поэтому ведомство в лице Минтруда РФ решило заменить АРМ на СОУТ, в котором все аспекты российской законодательной практики будут разложены по порядку, за счет чего и будет снижаться нагрузка на бизнес.
К сведению.Помимо существующего института досрочных пенсий вводится также институт корпоративных пенсий в рамках негосударственного пенсионного страхования.
Работодатель и работник, в таком случае, должны самостоятельно решить – остаться в традиционной системе или же уйти в частную программу.
На какое бы направление не пал их выбор, дополнительный страховой тариф за вредные условия труда будет по-прежнему выплачиваться работодателем, но уже в ту систему, в которой предпочел остаться работник.
Процедура АРМ, если приглядеться внимательно, не несла в себе ничего отрицательного. Единственное, существовало множество споров о неэффективности. То есть, проводить проводят, а улучшений нет. А ведь ее цель – не улучшение. Ее цель – указать работодателю на слабые места в работе производственной среды и подтвердить безопасность условий труда. Именно работодатель должен быть главным инициатором в организации приемлемых условий труда, никто иной.
Представленная модель специальной оценки условий труда позволяет существенно упорядочить законодательство, согласовать множество нормативных актов о труде.
Касаемо рынка услуг по оценке условий труда, по мнению ряда экспертов, приход новой системы – не без угроз для бизнеса, так как он может пополниться недобросовестными «однодневными» участниками и он будет физически не способен выводить их оперативно.
Помимо этого, ожидается резкий скачок в ценовой политике по оказанию услуг СОУТ. Если ранее аттестация 1 офисного рабочего места составляла от 1 500 до 2 200 тыс. руб., то со спецоценкой минимум устанавливается на 4 тыс. рублей.
Цитата:По словам генерального директора Экспертно-аналитического центра “Технологии труда” А.А. Андреева: Говоря о специальной оценке условий труда, мы прекрасно понимаем, что новый закон ужесточает требования к компаниям, поэтому далеко не все смогут им соответствовать и выдержать конкуренцию с более сильными компаниями.
Точные прогнозы об эффективности СОУТ давать пока рано – процедура должна прежде заработать. Исходя из этого, можно будет судить о ее результативности в системе охраны труда.
Скачать ФЗ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Скачать проект ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Аналитика МИНТРУДА о проекте ФЗ «СОУТ».
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест.
Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности.
При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
НАША СПРАВКА
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
- Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
- Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Договор на проведение специальной оценки условий труда
- Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
Другие бланки
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).
Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п.
5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов.
В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.
Документы по теме: