Охрана труда в органах внутренних дел

Условия труда и рабочее место сотрудников ОВД

Охрана труда в органах внутренних дел

Условия труда, в которых протекают деятельность работников управленческого аппарата во многом предопределяют их физиологическую работоспособность и психологический настрой. Помимо рационально организованного и оборудованного рабочего места на повышение эффективности труда работающих благоприятно оказываются тишина, нормальная температура (18-20° С) и влажность воздуха, хорошее освещение, цветовое оформление интерьеров.

Рекомендуем!  Срок действия обучения по охране труда руководителя

При отсутствии надлежащих условий работающие определенную часть своего служебного времени расходуют на приспособление к неблагоприятным условиям труда.

Сотрудники в большей степени устают не столько от своей непосредственной работы, сколько от шума, неправильной рабочей позы, плохого освещения, недостаточной вентиляции и т. п.

Уменьшения шума в служебном помещении можно достичь, если ставить рядом столы тех сотрудников, которым по работе приходится разговаривать.

Работников, постоянно использующих пишущие машинки, издающие громкие звуки, целесообразно размещать в отдельных кабинетах.

Для нормального освещения рабочих мест рекомендуется располагать столы перпендикулярно по отношению к световому окну. Наилучшим считается такое положение, когда источник расположен слева, а для выполняющих работу на технических средствах (пишущих машинках и т. п.) под углом 45°. Освещенность рабочей поверхности стола должна быть не менее 100 люкс при люминесцентных лампах и не менее 30 люкс при лампах накаливания.

Немаловажное значение для работоспособности имеет цветное оформление служебных помещений.

Для окраски стен и оборудования рекомендуется применять наиболее благоприятные для человеческого зрения цвета средневолновой части спектра (зелено-голубой, зеленовато-желтый, бежевый и др.). Эти цвета не только наиболее благоприятны для человека, но и значительно улучшают освещенность помещений.

Темно-зеленый, синий, серый тона (так называемые холодные цвета) вызывают утомление.

В южных районах страны для создания ощущения прохлады целесообразен светло-голубой цвет.

На производительность труда работника большое влияние оказывает организация рабочего места.

Научная организация труда служащих невозможна без рациональной организации рабочих мест, предусматривающей максимальные удобства и наиболее благоприятные условия труда, обеспечивающие высокую его эффективность.

2.     Организация и оборудование рабочего места сотрудника органов внутренних дел

Большое значение для плодотворного труда работников управленческого аппарата имеет рациональное устройство рабочих помещений и создание благоприятных условий труда.

Основные требования к рабочему помещению сводятся к тому, чтобы обеспечить:

1. Достаточные размеры помещения;

2. Достаточное количество воздуха и света и правильное сочетание их с окраской помещения;

3. Нормальное регулирование температуры и микроклимата;

4. Спокойную бесшумную обстановку и т. д.

Наиболее рациональной признается прямоугольная форма комнат о соотношением сторон 1:1,5 (и не более чем 1:2).

Высота служебных помещений должна быть не менее 3,25 м, а минимальная ширина — 2,5 м.

При двухстороннем освещении наибольшая ширина помещений не долина превышать 15 м, а при одностороннем — 6,7 м.

С учетом специфики труда работников органов внутренних дел размещаться они должны или в отдельных кабинетах или по 2-3 человека в кабинете.

Решать вопросы размещения сотрудников в кабинете следует с учетом выполняемых ими обязанностей и характера взаимосвязей структурных подразделений и сотрудников. Это позволяет работникам избежать излишних перемещений, сократить время на выполнение совместных управленческих операций и дает им возможность работать более эффективно при меньшей утомляемости.

Поэтому при проектировании административных помещений органов внутренних дел и размещении сотрудников необходимо, чтобы:

1. Структурные подразделения, находящиеся в постоянном контакте, располагались на возможно более близком расстоянии друг от друга;

2. Учитывались последовательность движения документации и взаимосвязь отдельных видов работ;

3. Размер площади, отводимой сотрудникам, и их количество в одном кабинете соответствовали характеру выполняемой ими работы и специфическим условиям труда (например, позволяли принимать граждан и сотрудников, проводить совещания, осуществлять следственные и иные действия). Для этого важно правильно определить необходимое количество отдельных кабинетов и их площадь;

4. Средства организационной и вычислительной техники (средства связи, машинописные и счетные машины, картотеки, шкафы для документации и различных бланков и прочее оборудование) должны размешаться так, чтобы ими было удобно пользоваться.

При организации рабочего места необходимо учитывать не только общие требования, но и особенности деятельности отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел

Задачей рациональной организации рабочего места является максимально возможная разгрузка работающего от излишних физических усилий и избыточных перемещений.

Правильная планировка рабочего места достигается путем определения наиболее и наименее удобных зон для выполнения трудовых операций. Нормальная рабочая зона определяется дугой, очерчиваемой длиной вытянутой правой или левой руки в горизонтальном и вертикальном направлении.

При размещении предметов и орудий труда в пределах границ максимальной зоны досягаемости обеспечиваются минимальные перемещения и расход энергии в процессе трудовой деятельности.

Габариты мебели и их размещение должны соответствовать рабочей зоне.

Поскольку большинство сотрудников управленческого аппарата органов внутренних дел основное служебное время проводят, сидя за письменным столом, стол и стулья должны быть приспособлены для выполнения конкретного вида работы.

Недопустимо приспосабливать работающего к письменному столу и стулу.

Внешний вид мебели и интерьер служебного помещения должны быть приятны и способствовать хорошему настроению работающих.

Решение вопросов, рассмотренных выше, тесно связано с другими проблемами совершенствования управления и повышения эффективности функционирования органов внутренних дел.

Так, например, дальнейшее улучшение работы по подбору, воспитанию и расстановке кадров, упорядочению системы профессиональной подготовки и воспитательной работы с ними, безусловно, связаны о решением проблем научной организации как труда, так и совершенствования системы управления в органах внутренних дел в целом.

Это объясняется тем, что в современных условиях к кадрам управления предъявляются повышенные требования и, в первую очередь, к овладению ими в полной мере современными научными методами труда.

Повышение уровня общеобразовательной и специальной подготовки кадров становится таким образом, одним из важных и постоянных факторов организации труда и управления на научных основах. Огромные возможности научно организованного труда заложены в инициативе самих его сотрудников, желающих и умеющих использовать рекомендации науки управления и организационные резервы, способных действовать сознательно, творчески и рационально.

Весьма важное значение для научной организации работы имеет укрепление трудовой дисциплины, предполагающей соблюдение сотрудниками определенных законов, норм, правил, распоряжений, касающихся всех сторон их деятельности.

Между тем увеличение масштабов и усложнение управленческой деятельности обуславливает необходимость разработки на научной основе единой комплексной программы по исследованию, разработке и внедрению научной организации труда в органах внутренних дел на всех уровнях.

Поэтому прежде всего необходимо исследовать существующие методы труда, степень рационального использования служебного времени, условия работы и изучить другие вопросы влияющие на организацию труда. Только после анализа полученных данных можно приступать к разработке соответствующих рекомендаций

Выработка рекомендаций по НОТ в органах внутренних дел должна осуществляться дифференцировано для соответствующих категорий сотрудников в зависимости от характера выполняемых ими функций. С учетом этого выделяются следующие группы сотрудников:

1. Руководящий состав учреждений и подразделений органов внутренних дел,

2. Инспекторский состав и следователи,

3. Специалисты,

4. Аттестованный рядовой и сержантский состав,

5. Технические исполнители

Различие видов труда в управлении перечисленных категорий сотрудников отражает различные методы и приемы их деятельности, что и обуславливает необходимость специфики исследований и научных разработок в соответствии с особенностями условий их труда.

Еще нередко можно наблюдать среди некоторых сотрудников пренебрежительное и скептическое отношение к рекомендациям по научной организации труда Речь идет, в частности, об установлении определенного порядка размещения документов на рабочем столе и его ящиках, применение и использование каких-либо простейших устройств хранения и поиска документов Особенно нежелательна недооценка таких «мелочей» со стороны руководителей, поскольку именно они должны преодолеть определенный «психологический барьер», вызываемый сомнением в нужности и полезности таких рекомендаций и привить вкус у всех работников к организации труда на научных основах.

Список используемой литературы

Об улучшении работы по охране труда в системе МВД России (утратил силу на основании приказа МВД России от 14.12.2016 N 839), Приказ МВД России от 10 мая 2001 года №492

Охрана труда в органах внутренних дел

____________________________________________________________________Утратил силу на основании

приказа МВД России от 14 декабря 2016 года N 839

____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Начальникам главных управлений, управлений МВД России, ГКВВ МВД России, КФКМ при МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, имеющим в своем подчинении предприятия, учреждения и организации, до 1 июля 2001 года представить в УАКТО МВД России предложения по созданию подразделений по охране труда (введению должностей, подлежащих замещению специалистами по охране труда).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

МинистрБ.Грызлов

Приложение. Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

Приложениек приказу МВД России

от 10 мая 2001 года N 492

I. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок организации работы, основные права и обязанности в сфере охраны труда соответствующих начальников главных управлений, управлений МВД России, ГКВВ МВД России, КФКМ при МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также руководителей подразделений по охране труда (специалистов по охране труда).________________

* Далее — «подразделения МВД России».

2. Работа по охране труда в системе МВД России представляет собой комплекс правовых, организационно-технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников органов внутренних дел Российской Федерации и гражданского персонала внутренних войск МВД России* в процессе трудовой деятельности.________________

* Далее — «работники».

3. Организация работы по охране труда осуществляется начальниками подразделений МВД России в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

II. Организация работы по охране труда в МВД России

4. Общее руководство деятельностью по охране труда в системе МВД России осуществляется заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, курирующим деятельность подразделения центрального аппарата МВД России, отвечающего за анализ и координацию тылового обеспечения в системе МВД России.

5. Методическое руководство организацией работы по охране труда и контроль за состоянием производственного травматизма и условиями труда в подразделениях МВД России осуществляются подразделением центрального аппарата МВД России, отвечающим за анализ и координацию тылового обеспечения в системе МВД России.

6. Подразделение центрального аппарата МВД России, отвечающее за анализ и координацию тылового обеспечения МВД России, осуществляет свою деятельность по вопросам охраны труда во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединениями профессиональных союзов и работодателей, подразделениями МВД России.

III. Деятельность подразделений МВД России в области организации работы по охране труда

7. Общее руководство работой по охране труда, ее организация, а также ответственность за состояние указанной работы осуществляются начальником соответствующего подразделения МВД России.

8. Непосредственная реализация мероприятий, направленных на охрану труда, осуществляется соответствующим подразделением по охране труда (специалистом по охране труда).

9. При проведении работы по охране труда подразделения МВД России:

9.1. Разрабатывают сводные, перспективные и текущие планы по улучшению условий труда, осуществляют контроль за их выполнением.

9.2. Осуществляют контроль за соблюдением на находящихся в подчинении предприятиях, учреждениях и организациях требований и нормативных предписаний Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также правил, положений и инструкций по охране труда.

9.3. Ведут оперативный учет групповых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом, анализируют причины производственного травматизма на находящихся в подчинении предприятиях, учреждениях и организациях.

9.4. Готовят обзоры по охране труда.

9.5. Проводят проверки (обследования) состояния охраны труда на рабочих местах с привлечением сотрудников соответствующих подразделений МВД России.

9.6. Проводят работу по организации семинаров (совещаний) по вопросам охраны труда с сотрудниками подразделений по охране труда (специалистами по охране труда); работы по распространению передового опыта по снижению уровня производственного травматизма, улучшению условий труда работающих.

9.7. Осуществляют контроль за своевременным и качественным расследованием несчастных случаев, происшедших на находящихся в подчинении предприятиях, организациях и учреждениях.

9.8. Направляют в подразделение центрального аппарата МВД России, отвечающее за анализ и координацию тылового обеспечения, сообщения о групповых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на находящихся в подчинении предприятиях, организациях и учреждениях.

9.9.

Представляют в установленные сроки в подразделение центрального аппарата МВД России, отвечающее за анализ и координацию тылового обеспечения, сводные отчеты по форме 7 — травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях»*, а также ежегодно до 30 марта за отчетный год информацию о состоянии и принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда на находящихся в подчинении предприятиях, учреждениях и организациях согласно прилагаемому Перечню характеристик.________________

* Утверждена постановлением Госкомстата России от 20 октября 2000 года N 102 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения на 2001 год».

9.10. Разрабатывают и осуществляют мероприятия по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, созданию здоровых и безопасных условий труда работающим.

9.11. Расследуют аварии, групповые несчастные случаи, несчастные случаи со смертельным исходом.

9.12. Готовят предложения по совершенствованию работы в области охраны труда и направляют их для рассмотрения руководству МВД России.

Приложение к Положению. Перечень характеристик состояния условий и охраны труда на находящихся в подчинении предприятиях, учреждениях и организациях

Приложениек Положению об организации работыпо охране труда в системеМинистерства внутренних дел

Российской Федерации

1. Источники и объемы финансирования мероприятий по охране труда на предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе научных исследований по охране труда.

2. Проведение организационных мероприятий по охране труда (совещаний, семинаров, конференций).

3. Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей. Наличие системы обучения. Результаты.

4. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предложения по ее улучшению.

5. Перечень основных мероприятий по охране труда в коллективных договорах между работниками и администрацией предприятий, учреждений, организаций.

6. Предложения по изменению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по охране труда.

7. Примеры предприятий, учреждений и организаций, имеющих наиболее высокие и наиболее низкие уровни производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

8. Уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний, их основные причины.

9. Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

10. Наличие документального оформления управления охраной труда (наименование документа, утвердившего его орган, основные положения).

11. Предложения по совершенствованию охраны труда.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий