Обязан ли работодатель проверять регистрацию иностранного гражданина?

В этой статье:

Содержание
  1. Что нужно знать работодателю о миграционном учете
  2. Что такое миграционный учет
  3. Как происходит регистрация по месту жительства
  4. Как происходит регистрация по месту пребывания
  5. Изменения в законодательстве: кто теперь может выступать принимающей стороной
  6. Раздел об иностранном гражданине
  7. Сведения о принимающей стороне
  8. Место пребывания
  9. Продолжительность пребывания
  10. Как правильно зарегистрировать иностранного сотрудника | Migranto.ru: миграционное законодательство, новости и работа мигрантам
  11. Сроки постановки на учет
  12. За что отвечает работодатель
  13. Как поставить иностранца на учет
  14. Региональные особенности миграционного учета
  15. Постановка на миграционный учет иностранных граждан: руководство
  16. Как изменился миграционный учет иностранных граждан
  17. Постановка на миграционный учет граждан других государств: основные термины
  18. Суть изменений
  19. Как изменения повлияли на порядок постановки на учет иностранных граждан
  20. Что должен сделать иностранец
  21. Что должен сделать работодатель
  22. Что еще может сделать работодатель
  23. Если изменения порядка миграционного учета усложняют жизнь работодателям, зачем они нужны?
  24. Снятие с миграционного учета
  25. Глобальная проверка работодателей иностранных граждан сотрудниками МВД – проверка легальности труда мигрантов
  26. Итак, что именно отслеживают госструктуры в автоматическом режиме? Чек-лист для проверки
  27. Можно ли обезопасить свою компанию от ошибок, проверок, штрафов и человеческого фактора?
  28. Или задайте свой вопрос специалисту используя форму обратной связи:
  29. Проверки работодателей, использующих труд иностранцев — проведение, организации, работники
  30. Полномочия организации
  31. Что необходимо знать о проверках работодателям, использующим труд иностранцев
  32. Процесс планирования контрольных мероприятий
  33. Приказ
  34. Проведение
  35. Оформление полученных результатов по завершению проверки
  36. Завершающий этап
Рекомендуем!  Обязан ли работодатель оплачивать медкомиссию?

Что нужно знать работодателю о миграционном учете

Обязан ли работодатель проверять регистрацию иностранного гражданина?

Федеральный закон № 109-ФЗ ввел миграционный учет в 2007 г. Одна из главных задач этого учета — сформировать полную, достоверную, оперативную информацию о перемещениях всех иностранных граждан (ИГ) по территории России. Именно всех, в том числе лиц без гражданства, граждан стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕЭС), высококвалифицированных специалистов, различных послов, консулов и дипломатов.

То есть любой человек, у которого нет паспорта гражданина Российской Федерации, подлежит миграционному учету.

Что такое миграционный учет

Миграционный учет включает три направления:

1) регистрацию ИГ по месту жительства или/и по месту пребывания, фиксацию иных необходимых сведений о них;

2) обработку и анализ этих сведений;

3) ведение государственной информационной системы миграционного учета.

Работодателей касается только первый пункт. И нам важно знать, что:

• постоянно проживающие, то есть получившие вид на жительство (ВНЖ), и временно проживающие, то есть имеющие разрешение на временное проживание (РВП), иностранцы регистрируются по месту жительства, а в случае нахождения вне места жительства — по месту пребывания;

• временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане регистрируются только по месту пребывания.

Миграционный учет имеет уведомительный характер. То есть иностранец сначала приезжает, а потом ставит об этом в известность миграционную службу.

Как происходит регистрация по месту жительства

Как только иностранный гражданин приобретет статус постоянно проживающего (получит ВНЖ) или временно проживающего (получит РВП), он должен в течение 7 рабочих дней зарегистрироваться по месту жительства. Для этого нужно заполнить специальное заявление, форма которого приведена в приложении № 2 к Приказу № 881.

Заявление следует лично отнести в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России (далее — ГУВМ) по месту нахождения жилого помещения. Именно отнести лично, потому что вместе с заявлением подается оригинал документа, удостоверяющего личность, оригинал и копия документов на право пользования жилым помещением, квитанция об уплате госпошлины (в настоящее время 350 руб.). Без этих документов заявление не примут.

Работник ГУВМ, проверив заявление, сразу проставляет отметку о регистрации в соответствующий документ (РВП или ВНЖ). Если РВП оформлено в виде штампа в паспорте, то и отметка о регистрации проставляется в паспорт. Если ИГ имеет статус беженца, то отметка проставляется в удостоверении беженца.

Если ИГ меняет место жительства (приобретает иное жилье), он обязан после приезда на новое место опять прийти в ГУВМ и подать новое заявление с полным набором указанных выше документов. На этом его действия заканчиваются. Территориальный орган ГУВМ по новому месту жительства теперь сам обязан извещать прежнее ГУВМ о регистрации иностранца по новому месту жительства, чтобы там его сняли с регистрационного учета.

Итак, если у иностранца есть ВНЖ или РВП, то у него должна быть и регистрация по месту жительства. Этой регистрацией занимается сам работник, а работодатель оказывает содействие миграционной службе, контролируя законность нахождения своего работника на территории Российской Федерации.

Как происходит регистрация по месту пребывания

Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания. Имеющие ВНЖ или РВП тоже подлежат регистрации по месту пребывания, если по какой-то причине покинут место жительства на срок более 10 дней.

С момента прибытия на место пребывания нужно в течение 7 рабочих дней подать в территориальный орган ГУВМ специальное уведомление о прибытии. Форма уведомления утверждена Приказом № 881 (приложение № 3).

Памятка для заполнения уведомления есть на сайте МВД России[1].

Иностранный гражданин не может самостоятельно встать на учет по месту пребывания. Обязательно должен быть кто-то, кто его приютил, дал кров. И этот кто-то называется принимающей стороной, к которой и переходит инициатива: именно она должна позаботиться о том, чтобы зарегистрировать иностранца по месту пребывания.

Но в любом правиле есть исключения:

• если у иностранца в месте пребывания есть собственное жилье, то по адресу этого помещения ИГ может сам себя поставить на учет;

• если есть уважительная причина (документально подтвержденная), по которой принимающая сторона не в состоянии направить в ГУВМ уведомление о прибытии иностранца, то уведомление может подать сам ИГ.

Изменения в законодательстве: кто теперь может выступать принимающей стороной

Итак, в общем случае уведомление заполняет и подает в ГУВМ принимающая сторона. Кто может быть принимающей стороной и что может служить местом пребывания для ИГ при постановке на учет?

8 июля 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, которым в Федеральный закон 109-ФЗ внесены изменения, уточняющие ответы на поставленные нами вопросы.

Местом пребывания теперь может быть:

• жилое помещение, в котором ИГ фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха);

• организация, если ИГ фактически проживает по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 4 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 109-ФЗ в новой редакции).

Принимающей стороной может выступать (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ в новой редакции):

• физическое лицо (в том числе гражданин Российской Федерации и постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства), в квартире которого остановился и проживает ИГ;

• юридическое лицо (в том числе организация или ее филиал (представительство), орган государственной власти, орган местного самоуправления, международная организация или ее представительство в России), которое предоставило жилое или иное помещение для фактического проживания иностранному гражданину;

• организация, в которой ИГ осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность;

• иностранный гражданин, относящийся к высококвалифицированным специалистам (только в отношении членов своей семьи).

Лично идти в ГУВМ с уведомлением о прибытии не обязательно. Можно отправить его по почте или через многофункциональный центр (МФЦ), но при этом уведомление нужно заполнить в двух экземплярах. Один экземпляр уйдет в ГУВМ, а другой организации обязаны хранить у себя в течение года — на случай «утери».

После приема уведомления вам возвращается отрывная часть бланка с отметкой, которая и служит подтверждением постановки ИГ на миграционный учет по месту пребывания.

Раздел об иностранном гражданине

Все сведения списываются с миграционной карты, патента и документа, удостоверяющего личность иностранца. Эти документы представляются работодателю в оригинале. Но забирать документы у иностранца нельзя, после заполнения уведомления о прибытии их нужно возвратить владельцу.

Сведения о принимающей стороне

Если принимающей стороной является организация, то в первых строках указываются сведения о лице, ответственном за миграционный учет в организации (фамилия, имя, отчество, реквизиты паспорта, адрес места жительства).

Все сведения организация заверяет печатью (если она есть).

Место пребывания

В качестве места пребывания теперь указываем фактический адрес проживания иностранца. Организацию можно указывать только в том случае, если иностранный гражданин проживает по адресу организации или в помещении, принадлежащем организации, но которое не имеет адреса (сарай, временные бараки, склады и т. п.).

Продолжительность пребывания

Этот срок определяет сама принимающая сторона. Но нужно учесть, что этот срок не может выходить за рамки действия визы для визовых иностранцев. Что же касается безвизовых иностранцев, то их регистрируют по месту пребывания не более чем на 90 суток или на срок действия патента.

 

[1] https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/guvm/осуществлениемиграционного-учета.

А. Н. Славинская,
специалист по кадрам, преподаватель по кадровому делопроизводству УЦ «Эксперт»

Источник: https://www.profiz.ru/kr/8_2018/migracionnyy_uchet/

Как правильно зарегистрировать иностранного сотрудника | Migranto.ru: миграционное законодательство, новости и работа мигрантам

Обязан ли работодатель проверять регистрацию иностранного гражданина?

Уведомление о прибытии иностранца отправьте в течение семи дней. За нарушение компании грозит штраф до 1 млн руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

Практически каждый иностранец, въехавший в Россию, должен встать на миграционный учет. Миграционный учет делится на:

  • регистрацию по месту жительства – только для иностранцев со статусом временно или постоянно проживающего в РФ;
  • учет по месту пребывания – возможен для всех категорий иностранных граждан. Этот вид часто называют «регистрацией».

Чтобы не ошибиться при оформлении на работу трудового мигранта, нужно четко соблюдать процедуру постановки на миграционный учет временно пребывающих иностранных граждан. Кроме того, следует учитывать особенности требований к учету граждан различных государств. Рассмотрим подробнее порядок оформления на работу граждан, прибывших в РФ без виз.

Важно

Вопросы миграционного учета иностранных граждан в России регулирует Федеральный закон от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Безвизовый режим действует для въезда в Россию граждан из Азербайджана, Армении Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Украины, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

Отдельные положения закона прописаны в постановлении Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Практические аспекты продления срока пребывания мигрантов закреплены приказом ФМС России от 29 июня 2015 г. № 321 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

Сроки постановки на учет

Постановка на миграционный учет носит уведомительный характер: работодатель в течение семи рабочих дней должен направить в Управление по вопросам миграции МВД  (УВМ МВД) уведомление о прибытии иностранца (ст. 20 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ). Однако для некоторых государств есть исключения (см. таблицу).

  • Украина — 90 дней с даты въезда — статья 1 Соглашения между правительствами РФ и Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Заключено в Москве 16 января 1997 г.)
  • Беларусь — 90 дней с даты въезда — статья 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г.
  • Казахстан — 30 дней с даты въезда — статья 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан, заключено в Астане 7 июня 2012 г.
  • Киргизия — 30 дней с даты въезда — статья 1 Соглашения между РФ и Киргизской Республикой, заключено в Санкт-Петербурге 19 июня 2015 г.
  • Армения — 30 дней с даты въезда — статья 1 Соглашения между правительствами РФ и Республики Армения, заключено в  Сочи 11 июля 2014 г.
  • Таджикистан — 15 дней с даты въезда — статья 1 Соглашения между РФ и Республикой Таджикистан, заключено в Москве 8 февраля 2013 г.
  • Азербайджан, Молдова,  Узбекистан, Китай, Германия, США  и все остальные страны — 7 рабочих дней с даты прибытия иностранца в место пребывания — статья 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Несмотря на то, что международные соглашения допускают более позднюю постановку на учет, чем по правилам федерального закона, безопаснее поторопиться. Для оформления разрешительных документов необходим миграционный учет. Например, для патентов, справок, заключений медкомиссии.

Важно

В связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в период с 25 мая 2018 г. по 25 июля 2018 г. в городах Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Москва, Волгоград, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Сочи, Самара ставить на миграционный учет иностранцев по месту пребывания будут в течение 24 часов с момента прибытия и только через территориальные органы МВД (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 202).

Первоначально миграционный учет для безвизовых иностранцев оформляют максимум на 90 суток, а при наличии визы – на срок ее действия. К концу этого срока иностранный гражданин обязан либо выехать за пределы РФ на 3 месяца, либо продлить пребывание в России, если есть основания. Их перечень можно посмотреть в статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Гражданам Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии можно оформить миграционный учет на весь срок трудового договора (статья 97 п. 5 Договора об ЕврАзЭС). Как правило, сотрудники УВМ МВД оформляют пребывание на срок до 1 года. 

За что отвечает работодатель

Работодатель не несет ответственности за заключение трудового договора с работником- гражданином России, у которого нет регистрации. Напротив, работодателя можно привлечь к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию.

 С иностранными гражданами ситуация противоположная: работодатель выступает принимающей стороной (ст. 2 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ). Он обязан оформить миграционный учет иностранцу по месту работы, если его не поставили на учет по месту фактического проживания. Часто учет оформляют владельцы квартир, у которых живет иностранец.

Местом пребывания признают не только жилое помещение, а любое, в котором находится работник. Например, работодатель арендует цех или теплицу, в которых работает иностранец.  Право аренды подтверждает договор. Жилых помещений нет, только подсобные. При этом у работодателя есть все законные основания для постановки иностранцев на учет.

Как поставить иностранца на учет

Для постановки на учет иностранного работника нужно заполнить бланк уведомления (приложение № 2 к приказу ФМС России от 23 сентября 2010 г. № 287). Всю нужную информацию можно взять из документов – миграционная карта, паспорт гражданина.

Бланк заполняют на русском языке без исправлений, сокращений и пропущенных полей. Иначе уведомление не примут. Документ заверяют печатью при ее наличии и подписывают у ответственного лица.  Затем документ отвозят в территориальный орган МВД. Документы можно направить по почте (это платная услуга) или передать в МФЦ.

Тогда уведомление заполняется в двух экземплярах (п.27 Постановления № 9).

При подаче уведомления представитель компании-работодателя (сотрудник, который отвечает за постановку на миграционный учет) предъявляет документ, который удостоверяет личность, и прилагает копии паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. После приема документов принимающей стороне возвращают отрывную часть уведомления с отметкой о приеме. Работодатель передает это иностранцу. 

Важно

Снимать с учета иностранного гражданина при выбытии более не надо – это требование распространяется только на гостиницы (п. 37 и 45 Постановления №9).

Региональные особенности миграционного учета

Практика постановки иностранных граждан на миграционный учет часто не совпадает с теорией. Единого подхода у регуляторов при этом нет.

 В одних регионах сотрудники миграционных служб настаивают на постановке на учет только в жилом помещении или оборудованном для проживания. В других — ставят на учет только по юридическому адресу работодателя, поскольку его подтверждают документы. При этом иностранец может работать в поле за несколько десятков и даже сотен километров от офиса. В третьем регионе оформляют учет по месту фактического нахождения иностранца.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан: руководство

Обязан ли работодатель проверять регистрацию иностранного гражданина?

Изменения в постановке на миграционный учет коснулись не только туристов и тех, кто приехал в Россию работать, но и работодателей. В этой статье разберем детально основные вопросы процедуры. Каков новый порядок? В какие сроки и как это сделать? Есть ли изменения в обязанностях работодателей?

Как изменился миграционный учет иностранных граждан

Регистрацию иностранных граждан, которые приехали в Россию надолго или проезжают по ее территории транзитом, регулирует Федеральный закон №109, принятый 18 июля 2006 года.

В его первоначальной редакции говорилось, что мигрант обязан стать на учет по месту пребывания у юридического или физического лица.

Причем формулировка «где проживает или осуществляет трудовую деятельность» порождала разночтения, поскольку не давала четкого понимания, кто должен выступать принимающей стороной — тот, кто предоставляет жилье или тот, кто дает работу.

Федеральный закон №163-ФЗ от 26.06.2018 заметно прояснил этот вопрос. В нем четко прописаны термины «принимающая сторона» и «место пребывания», а также уточнены основания для постановки. Закон вступил в силу 8 июля 2018 года и значительно изменил процедуру.

Постановка на миграционный учет граждан других государств: основные термины

Согласно ФЗ №163:

Место пребывания иностранца или лица без гражданства — это жилое помещение, где этот человек действительно проживает или организация, адрес которой указывается при регистрации. При этом организация должна располагать жилым фондом.

Принимающая сторона — это физическое лицо (граждане России или иностранцы с ПМЖ) и организации, которые предоставили прибывшему иностранному гражданину место проживания.

В законе четко прописано, что теперь регистрация по месту работы возможна, только если человек фактически проживает по адресу компании. Это очень важный момент, ведь раньше можно было зарегистрировать мигранта по юридическому адресу работодателя, даже если он проживал в арендованной квартире с другим расположением.

Кроме того, с марта 2019 года вступило в силу правительственное Постановление №246, в котором закреплены все перечисленные изменения и добавлены новые, которые делают МУ еще более конкретизированным и структурированным.

Суть изменений

Если обобщить, то внесенные изменения означают, что:

  • Работодатели не имеют права регистрировать работников-мигрантов по юридическому адресу компании. За исключением случаев, когда по этому адресу есть жилое помещение, где и будет фактически жить сотрудник.
  • Постановка иностранца на миграционный учет — это обязанность принимающей стороны.

Как изменения повлияли на порядок постановки на учет иностранных граждан

Так как в 2019 году миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации происходит уже по-новому, у многих работодателей возникает вопрос — что делать с теми работниками, которые уже зарегистрированы по юридическому адресу компании?

В законодательстве есть ответ: если регистрация по юрадресу произошла до того, как закон с изменениями вступил в силу, она считается законной и будет действительной вплоть до выезда работника из России. Если после этого человек снова вернется на работу, его надо будет зарегистрировать по адресу проживания. Сделать это должна принимающая сторона.

Вот как это выглядит на практике:

Гражданин Польши, Каролек Хмелевский получил приглашение на работу от российской компании и по приезду бы зарегистрирован по ее юридическому адресу. Постановка произошла 5 апреля 2018 года.

Для проживания Каролек арендовал жилье по адресу: Москва, Третья улица строителей, дом 25, кв. 12. В марте 2019 года Каролек использовал свой отпуск, чтобы съездить на родину.

После его возвращения прежняя регистрация по адресу компании станет недействительной и повторять ее нельзя. Постановкой должен заняться владелец арендованной квартиры.

Лучше всего, чтобы постановкой занимались именно собственники жилья. Практика показывает, что миграционные службы часто отказывают тем, кто регистрирует иностранцев по доверенности, даже если она оформлена по всем правилам.

Таким образом, миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации стал более строгим по отношению к арендодателям — у них появилась новая обязанность. Если ею пренебречь, может последовать штраф в размере 2000–4000 рублей.

Что должен сделать иностранец

На первый взгляд может показаться, что новый порядок постановки на миграционный учет граждан других государств самих иностранцев почти не касается — прямой обязанности ходить в миграционную службу и самим заниматься регистрацией у них нет. Но на практике добавляется хлопот и им. Новые правила подразумевают всего два законных варианта проживания:

  • Найти арендодателя, который согласится заниматься процедурой. Как правило, это означает дополнительное время на поиски жилья и более высокую арендную плату, чем в случае с российскими арендаторами.
  • Длительно проживать в гостинице, хостеле или в другой организации, которая предоставляет гостиничные услуги. Это может быть даже туристическая база или кемпинг. Но в любом случае все это повышенные затраты или определенные неудобства.

Н., работающий в сменном режиме по графику с 8-часовыми сменами, был вызван в свой выходной для замены заболевшего коллеги. Работа в этот день производилась по другому графику – с 10-часовыми сменами. В качестве компенсации Н. был предоставлен один день отдыха.

У некоторых иностранных работников возникает соблазн «обойти» закон — отказаться от регистрации или «купить» ее по адресу, который не совпадает с фактическим пребыванием.

В этих случаях человек становится нелегалом и возникает дополнительный риск для работодателя. Да, новый закон не обязывает компании этим заниматься, но косвенная обязанность контролировать регистрацию все же есть.

Дело в том, что работодателю грозит наказание за использование труда нелегалов.

Что должен сделать работодатель

Формально, работодатель должен лишь проконтролировать, что нанятый им житель другого государства или человек без гражданства состоит на учете в миграционной службе, причем адрес регистрации совпадает с тем, где работник постоянно проживает.

Но давайте рассмотрим с практической точки зрения: что работодатель может сделать, чтобы избавить себя и своего иностранного работника от рисков.

  • Самостоятельно найти жилье и заранее договориться с арендодателем о регистрации. Убедиться, что это собственник и риск отказа минимален. Проконтролировать, что регистрация действительно сделана.
  • Договориться с хостелом или отелем о размещении своих сотрудников. Возможно, долгосрочный «оптовый» договор позволит получить скидку.
  • Оборудовать жилые помещения по юридическому адресу своей компании и самостоятельно учитывать прибывших из-за рубежа сотрудников.
  • Подписать арендный договор с владельцами жилья и предоставлять его иностранным работникам в субаренду. В этом случае закон позволяет компании-работодателю заниматься регистрацией мигрантов. При этом в миграционные органы надо предоставить договор аренды и доверенность на представителя.

Как видите, законных способов правильно зарегистрировать работника-иностранца немало. Но все они подразумевают определенные затраты времени и средств со стороны работодателя.

Тем, кто захочет по старинке зарегистрировать работника по юридическому адресу организации, хотя жилых помещений там нет, грозит нешуточный штраф. Это может быть расценено как предоставление фальшивых данных об иностранцах и повлечь штраф в сумме 350000–800000 рублей (статья 19.27 КоАП).

Что еще может сделать работодатель

Проконтролировать, что документы для постановки на миграционный учет подготовлены правильно.

Часто приезжающие из-за рубежа работники плохо знают русский язык и недостаточно разбираются в российском законодательстве. Физические лица, которые предоставляют жилье, тоже не горят желанием разбираться в бюрократических процедурах. Будет надежнее, если работодатель сам подготовит документы для регистрации. Сделать это поможет Приложение №3 к Приказу МВД РФ №881 от 23.11.2017.

Объяснить нанятым мигрантам новый порядок миграционного учета

Поскольку ответственность за нелегальный труд лежит не только на работодателе, но и на работнике, тому тоже стоит взять на контроль процесс своей регистрации. Для этого ему может понадобиться помощь переводчика или юриста. Если работодатель это предоставит, риски заметно снизятся.

► Как принять и уволить иностранца с патентом: актуальная инструкция на 2018–2019 годы

Если изменения порядка миграционного учета усложняют жизнь работодателям, зачем они нужны?

Можно с уверенностью сказать, что изменения введены не для того, чтобы добавить рядовым россиянам проблем. Специалисты считают, что это оправданная мера, которая поможет оптимизировать работу с мигрантами. В числе основных целей закона:

  • Сделать учет более точным и прозрачным. Это упростит российским властям определение местонахождения иностранцев.
  • Повысить уровень ответственности работодателей, которые используют труд иностранных граждан.
  • Легализовать деятельность владельцев жилья, которые сдают свою собственность иностранцам.
  • Исключить нарушения, которые ранее были связаны с тем, что иностранцам было сложно самостоятельно проходить регистрацию.

Важный момент — повышение требований к трудовым договорам, заключаемым с мигрантами. Есть мнение, что в КоАП появятся изменения, связанные с наказанием работодателей, которые привлекают к работе лиц без трудового договора, а также иностранцев, которые трудятся нелегально.

► Изменения, которые надо учесть в 2019-м, если у вас работают иностранцы

Снятие с миграционного учета

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1085419-qqea-migratsionnyy-uchet-inostrantsev-chto-doljen-delat-rabotodatel

Глобальная проверка работодателей иностранных граждан сотрудниками МВД – проверка легальности труда мигрантов

Обязан ли работодатель проверять регистрацию иностранного гражданина?

Если вы работодатель, который официально трудоустраивает мигрантов к себе в штат, то вы состоите на учете в ГУВМ МВД в качестве работодателя иностранных граждан, а значит, ваша организация является объектом пристального внимания госслужб.

Поэтому в связи с внесением Госдумой законопроекта, нацеленного на борьбу с нелегальной миграцией и предусматривающего уголовную ответственность за фиктивную постановку иностранцев на учет по месту работы, МВД уже усилили массовые проверки объектов и документов иностранных работников.

  Сотрудники госорганов особенно тщательно проверяют регистрации иностранных рабочих, так как активно ищут так называемые «резиновые» офисы, куда многие работодатели фиктивно оформляют работников. Параллельно проверяется уплата налогов и взносов в социальные фонды за работников.

Будьте бдительны, поскольку госструктуры будут проверять всё без исключения!

Так как ваша организация состоит на учете в МВД, соответственно, у вас должны быть иностранные работники. И если вы подали уведомление о приеме иностранных граждан на работу, это значит, что они должны быть зарегистрированы на ваш юридический адрес, а за сотрудника должны уплачиваться налоги и взносы. 

При этом важно понимать, что регистрация у сотрудника всегда должна быть действующей, то есть ее необходимо продлевать каждый месяц после того, как работник внес авансовый платеж за патент.

Если госслужбы обнаружат отсутствие каких-либо документов или какие-либо ошибки и нестыковки в документообороте иностранцев, работодателю грозит огромный штраф, причем за каждого работника – от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Важно понимать, что в МВД существует специализированная электронная база миграционного документооборота сотрудников и их работодателей, в которой фиксируется, например, оплатил ли ваш рабочий патент, а значит, в случае если иностранный сотрудник просрочит оплату рабочего патента, а вы не отправите уведомление о его увольнении – работники госслужб автоматически будут извещены о том, что в вашей организации сотрудник стал нелегалом. То же самое происходит, если сотрудник оплатил патент, а вы не продлили ему регистрацию.

Итак, что именно отслеживают госструктуры в автоматическом режиме? Чек-лист для проверки

  • Сроки действия разрешительных документов иностранных сотрудников (патент, разрешение на работу, ВНЖ, РВП).
  • Своевременность ежемесячной оплаты продления патента, внесения авансового платежа за патент.
  • Актуальность миграционного учета после продления патента (своевременность продления регистраций по месту работы).
  • Начисление и выплата налогов и взносов за мигрантов.

Поэтому, если вы не уверены, что в вашей организации качественно проработаны данные вопросы, рекомендуем вам провести миграционный аудит во избежание проблем с проверками госслужб и тщательно удостовериться в том, что вам не грозят ни штрафы, ни проверки, ни приостановка деятельности вашей организации.

Можно ли обезопасить свою компанию от ошибок, проверок, штрафов и человеческого фактора?

До тех пор, пока мигранты официально оформлены в штат вашей компании, ответственность за них будет нести ваша организация.

А значит, за любые нарушения сроков подачи и ошибки в кадровом и миграционном документообороте отвечать и расплачиваться тоже придется вашей организации.

Однако вы всегда можете вывести иностранцев из штата своей компании и оформить их в штат кадрового агентства на аутстаффинг, а потом просто пользоваться внештатной рабочей силой без хлопот и забот.

При переводе и оформлении мигрантов за штат иностранные работники будут работать у вас, как и прежде, но ответственность за них будет нести кадровое агентство, в штат которого переоформляются мигранты. 

Таким образом, весь кадровый и миграционный документооборот, все функции работодателя, связанные с ведением кадрового, налогового и миграционного учета, все штрафы и ответственность за сотрудников переходят к кадровому агентству вместе с персоналом.

То есть вы просто оформляете своих мигрантов за штат и пользуетесь внештатной рабочей силой совершенно легально, при этом сокращаете налоги и затраты на персонал.
27.12.2017

Не нашли ответа?
  Позвоните нам по номеру +7 (812) 243-10-88

Или задайте свой вопрос специалисту используя форму обратной связи:

Заявка принята, спасибо!

Наш менеджер свяжется с вами
в течение часа

ок

Наш менеджер свяжется с вами
в течение часа

ок

Наш менеджер свяжется с вами
в течение часа

ок

Наш менеджер свяжется с вами
в течение часа

ок

Наш менеджер свяжется с вами
в течение часа

ок

Получите перечень для сверки и скидку на документы

Получить скидку до 33% на документы!

Источник: https://zashtatom.ru/novosti/u-vas-rabotayut-migranty-zhdite-globalnoy-proverki-proveryat-budut-vsekh/

Проверки работодателей, использующих труд иностранцев — проведение, организации, работники

Обязан ли работодатель проверять регистрацию иностранного гражданина?

Кто только не контролирует работодателя на предмет его соответствия с законодательством РФ. С притоком огромного числа иностранных граждан и ужесточением трудового законодательства по мигрантам, наиболее актуальными стали проверки миграционной службы.

Рассмотрим подробней проверки работодателей, у которых осуществляют трудовую деятельность граждан из иностранных государств.

Полномочия организации

Для возможности оградить себя от противоправных действий контролирующих органов, непосредственный работодатель должен знать полномочия представителей миграционной службы.

Необходимо помнить о том, что основные функции ФС заключаются в следующем:

  • ведение учета иностранных трудовых мигрантов;
  • контроль соблюдения трудового законодательства при работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства;
  • контроль трудовой деятельности иностранных граждан.

Одновременно с этим, законодательство РФ предоставило ФМС такие полномочия, как:

  • предоставление лицензии на трудовую деятельность в области миграции;
  • представление виз иностранным гражданам;
  • осуществлять производство по отношению к делам относительно административных правонарушений миграционного законодательства;
  • своевременно рассмотрение жалоб иностранных граждан по вопросам противоправных действий со стороны работодателя.

Необходимо помнить, что представители миграционной службы имеют полное право на проведение экспертизы, а также анализа по вопросу контроля соблюдения миграционного законодательства, в том числе запрашивать и получать всю необходимую информацию, которая позволит принять справедливое решение.

Представителям ФМС категорически запрещается принимать участие в оперативно-розыскных мероприятиях, поскольку силовое ведомство отсутствует.

По этой причине уполномоченный орган не имеет права самостоятельно осуществлять проверку предпринимателей на предмет выявления признаков правонарушений. Этим вопросом занимаются правоохранительные органы совместно с представителями ЖКХ, которые проводят проверку по месту проживания иностранного гражданина (подтверждают факт проживания по прописке).

Что необходимо знать о проверках работодателям, использующим труд иностранцев

В процессе проведения проверок непосредственных работодателей представители миграционной службы в 2019 году, должны руководствоваться исключительно Регламентов осуществления мероприятий по соблюдению Положений миграционного законодательства.

Данный Регламент был утвержден Приказом ФМС РФ № 10 от января 2001 года. В нем четко указано правило осуществления контрольных мероприятий с целью обнаружения и пресечения различных административных правонарушений

Процесс планирования контрольных мероприятий

В большинстве случаев проверки осуществляются по ранее разработанному плану. По сути, это означает, что непосредственное руководство ФМС заранее устанавливает перечень объектов и периоды их проверок.

Одним из ключевых критериев отбора компаний с целью проверки считается выявленный ранее факт нарушения трудового миграционного законодательства.

В разработанном плане обязательно отображаются:

  • не только юридические, но и фактические адреса объектов дальнейших проверок;
  • отведенные сроки для проверки;
  • полные инициалы уполномоченных лиц, которые будут проводить проверку.

В обязательном порядке план должен быть утвержден региональным руководством ФМС.

По мере необходимости допускается возможность привлечения уполномоченных лиц из иных организаций, к примеру:

  • правоохранительных органов;
  • ЖКХ;
  • трудовой инспекции и так далее.

Важно помнить: на основании пункта 7 Регламента представители миграционной службы могут провести внеплановую проверку при выявлении нарушений после утвержденного плана на месяц.

Приказ

Для возможности совершить визит к непосредственному работодателю с целью проведения проверки, в обязательном порядке нужно иметь при себе соответствующий Приказ руководства регионального миграционного подразделения.

В нем обязательно должны содержаться сведения относительно:

  • адреса и основной цели совершения проверки;
  • наименования организации, а также юридический и фактический адрес;
  • полные инициалы лиц, которые будут принимать участие в проверке.

Обратившись к практике, можно говорить о том, что в план проверки в основном попадают строительные и производственные фирмы, поскольку именно в них часто осуществляют трудовую деятельность нелегалы.

Проведение

Совершив визит на фирму, уполномоченные лица, которые несут полную ответственность за осуществление проверки, в обязательном порядке обязаны:

  • представиться работодателю, в том числе и его непосредственному заместителю;
  • предъявить должностное удостоверение;
  • предоставить с целью ознакомления копию Приказа о проведении проверки.

Стоит отметить, что копия Приказа должна быть вручена на безвозмездной основе руководству организации.

Важно помнить: на основании пункта 10 Регламента, если же контролирующий орган не предоставил Приказ для ознакомления либо же отказался предоставлять удостоверение личности, то внутренняя охрана компании имеет право запретить вход на территорию работодателя и, более того, вызвать правоохранительные органы по вопросу противоправных действий.

Уполномоченные лица контролирующего органа имеют право совершить проверку любого иностранного гражданина, который по каким-либо причинам находиться на территории компании.

Одновременно с этим, иностранные граждане обязательно должны иметь при себе:

  • паспорт;
  • миграционную карту;
  • вид на жительство либо же временное нахождение на территории России;
  • документацию, которая подтверждает постановку на миграционный учет.

Помимо этого, в обязательном порядке работодатель должен будет предоставить трудовое соглашение, на основании которого он сотрудничает с лицами из иностранных государств. Можно предоставить разрешение на работы либо иной документ, который подтверждает законность работы.

Оформление полученных результатов по завершению проверки

В том случае, если проверки работодателей, использующих труд иностранцев, выявили нарушение миграционного законодательства, то уполномоченные лица территориального подразделения ФМС обязаны составить Прокол относительно административного правонарушения.

Должные лица, которые обладают право заниматься формированием Протокола, указаны в Приложении 2 к Приказу ФМС РФ от января 2001 года № 244.

На основании указанного законодательного акта к ним принято относить:

  • непосредственно начальник регионального подразделения ФМС, включая его заместителей;
  • начальники местных управлений (городских), отделов, в том числе и постов миграционного контроля, территориальных пунктов, а также их непосредственные заместители;
  • инспекторов, по предварительно составленному особому поручению;
  • старших инспекторов;
  • а также инспекторов.

Важно обращать внимание на тот факт, что если Протокол уже составлен и подписан любым иным уполномоченным лицом, то он может считаться таковым как незаконным. Для его оспаривания необходимо обратиться в судебный орган с исковым заявлением.

Согласно пункту 15 Регламента, при составлении Протокола крайне важно помнить о том, что в нем должны содержаться такие сведения, как:

  • время и место его формирования;
  • полные инициалы должностного лица, которое занимается оформлением Протокола;
  • информация относительно того лица по отношению к которому было возбуждено дело;
  • сведения потерпевшей стороны и непосредственно свидетелей – если они были выявлены в процессе проверки;
  • время совершения противоправных действий;
  • разъяснения сути правонарушения и иных сведений.

В процессе составления соответствующего Протокола всем без исключения присутствующим в обязательном порядке необходимо разъяснить их права и обязанности. Сведения относительно ознакомления должны быть занесены в Протокол, и при этом обязательно заверены подписями присутствующими.

Работодатели, привлекающие иностранных работников, и нарушившие миграционное трудовое законодательство, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с Протоколом.

По их желанию, они имеют полное право давать разъяснение о случившемся и высказывать свои замечания к тексту сформированного Протокола.

На основании Регламента, все имеющиеся объяснения и замечания, обязательно должны быть оформлены в форме отдельной документации, которую нужно приложить к составленному Протоколу. После этого работодатель, нарушивший законодательство РФ обязан поставить свою подпись.

Дополнительно необходимо обращать внимание на тот факт, что в луче отказа в проставлении подписей по каким-либо причинам, это не предоставляет пава непосредственному работодателю каких-нибудь преимуществ. Более того, это может иметь серьезные последствия.

В подобной ситуации, уполномоченные лица контролирующего органа вынуждены сделать пометку относительно данного факта отказа работодателя.

Копию соответствующего Протокола должностные лица миграционной службы, обязаны вручить под персональную роспись лицу, по отношению к которому было сформировано Протокол.

Все без исключения Протоколы, которые были составлены в ходе осуществления проверок, должны быть направлены уполномоченному руководству территориального подразделения миграционной службы с целью дальнейшего рассмотрения и принятия соответствующих решений.

Если же представители контролирующего органа уверены в том, что ими было выявлено один из признаков уголовного преступления, то они имеют право составить рапорт на имя своего руководства и передать его в правоохранительные органы. Данное правило действует на основании пункта 16 Регламента.

Завершающий этап

По завершению проверки, уполномоченные лица, которые несут ответственность за результаты ее проведения, в обязательном порядке должны ставит рапорт на имя непосредственного руководства, которое и подписывало изначально Приказ. Правило действует на основании пункта 19 Регламента.

Рапорт и вся без исключения собранная документация в ходе проведения проверки, включая и административный протокол, уполномоченные лица обязаны передать лично непосредственному руководителю либо же его заместителю миграционной службы.

Именно эти уполномоченные лица имеют полное право на рассмотрение выявленных правонарушений и привлечения нарушителей к административной ответственности согласно статье 23.67 действующего КоАП РФ.

В зависимости от результатов проверки нарушители могут быть привлечены к уголовной либо административной ответственности.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://passportrus.ru/migracija/trudoustrojstvo/proverki-rabotodatelej-ispolzujushhih-trud-inostrancev/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий