Понятие и виды источников трудового права России

7. Понятие источников трудового права и их виды

Понятие и виды источников трудового права России

Источникитрудового права –это НПА, являющиеся результатомправотворческой и нормотворческойдеятельности компетентных органовгосударства, субъектов РФ, органов МСУи работодателей, регулирующие трудовыеи иные непосредственно связанные с нимиотношения.

Системаисточников–это состав, соотношение, внутренняявзаимосвязь и последовательноерасположение в зависимости от регулируемогопредмета.

особенности:

–обусловленафедеративным устройством;

– вней находятся не только НПА, но инормативные соглашения и коллективныедоговоры;

– внее входят ратифицированные СССР и РФмеждународно-правовые акты по труду инекоторые акты трудового законодательстваСССР;

– вней много актов специализированногофедерального органа исполнительнойвласти в области труда, занятости,здравоохранения и социальной защитынаселения (Министерства здравоохраненияи социального развития РФ; до апреля2004 г. – Министерство труда и социальногоразвития РФ);

–отражаетсяединство и дифференциация трудовогозаконодательства.

1)Конституция-закреплены основные трудовые права,свободы и гарантии их обеспечения.Например,

Статья37 провозглашает свободу и добровольностьтруда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях,отвечающих требованиям безопасностии гигиены, провозглашает право навознаграждение не ниже МРОТ, а такжеправо на защиту от безработицы, и т.д.

2)общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры.

3)ФЗ

а)ТК РФ

б).от 1996 г. «О профессиональных союзах, ихправах и гарантиях деятельности».

в)от 2002 г. «Об объединениях работодателей».

г)Закон РФ от 1991 г. «О занятости населенияв Российской Федерации».

Вслучае противоречий между ТК и инымиФЗ, содержащими нормы трудового права,применяется ТК.

Есливновь принятый ФЗ противоречит ТК, тоон применяется при условии внесениясоответствующих изменений в ТК.

4)Постановления Правительства. например:от2003 г. №225 «О трудовых книжках».

5)НПА федеральных органов исполнительнойвласти.

принимаютсяМинистерством здравоохранения исоциального развития РоссийскойФедерации.

Например:от 2003 г. «Об утверждении Инструкции позаполнению трудовых книжек».

Другиеорганы принимают НПА, содержащие нормытрудового законодательства, строго повопросам своей компетенции.

6)НПА субъектов вопросызаконодательства о труде находятся всовместном ведении.

8) Локальные нормативные акты

работодательпри их принятии:

1.должен учитывать мнение представительногооргана работников;

2.должен принимать данные акты посогласованию с представительным органомработников – только в случае, если этопредусмотрено коллективным договором,соглашениями.

нормылокальных нормативных актов, ухудшающиеположение работников по сравнению сустановленным не подлежат применению.

9)Нормативныедоговоры – специальные соглашения,которые заключаются в договорном порядкепосле проведения переговоров и содержатнормы права. (например – генеральноесоглашение)

  1. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий.

Поконтингенту работников источникитрудового права делятся на общие, которыераспространяются на всех работников,и специальные источники, распространяющиесяна отдельные категории работников.

Всистеме источников трудового праваотражаются единство и дифференциациятрудового законодательства. Единствоотражено в единых для всех трудовыхотношений принципах правовогорегулирования труда и в общих актах иобщих нормах для всех работников натерритории России, т е в общем трудовомзаконодательстве.

Дифференциациявыражается в специальном законодательстведля некоторых категорий работников, те специальных нормативных актах трудовогоправа и специальных нормах в общихактах. Например, отдельные главы ТК РФпосвящены особенностям правовогорегулирования труда некоторых категорийграждан (несовершеннолетних, педагогов,тренеров и спортсменов, надомников,вахтовиков и др.).

Специальныенормы могут быть трех видов:

1) нормы-льготы(для женщин, несовершеннолетних, инвалидови др.).

2) нормы-приспособления(учет специфики труда, отраслеваядифференциация норм).

3) нормы-изъятия.

Дифференциацияпроисходит по определенным направлениям.- факторам. Объективные факторы проявляютсянезависимо от того, кем выполняется тотили иной вид трудовой деятельности. Ких числу могут быть отнесены.

1)условия труда в организации.

2)климатические условия, в которыхпротекает трудовая деятельность.

3)значение отрасли экономики и выпускаемойпродукции.

4)форма собственности организации,использующей труд работников. Организации,получающие бюджетное финансирование,как правило, лишены возможностисамостоятельно принимать решения обулучшении условий трудовой деятельностиработников.

5)техническая оснащенность места работыили выполняемой трудовой функции.

Субъективныефакторы связаны с личностью работников

1)выполнение работы несовершеннолетними.Особая правовая регламентация трудаэтих лиц призвана в первую очередьоградить их от влияния вредных и опасныхпроизводственных факторов. учётпсихофизиологических особенностейнеокрепшего организма и характераподростка;

2)выполнение работы женщинами.Реализация данного фактора призваназащитить женщин детородного возрастаот воздействия вредных и опасныхфакторов, оградить их от чрезмернойфизической нагрузки, создать условиядля сочетания работы с материнством.

3)выполнение трудовой функции лицамис семейными обязанностями.направлено на разумное сочетаниеинтересов семьи с выполнением трудовыхобязанностей.

4)специфика содержания труда и ответственныйхарактер труда государственныхслужащих, судей, прокуроров,специфика и ответственность трудаработников транспортных отраслей,значение и роль труда в руководствепроизводством руководителей организаций.

Дифференциацияи ее результат- специальное законодательстводает всем работникам равную возможностьреализовать свои конституционныетрудовые права, обеспечивая ихосуществление особенностями правовогорегулирования труда отдельных категорийработников, нуждающихся в дополнительнойзащите от производственных вредностейили с учетом характера их труда, трудовойсвязи.

  1. Общее и специальное законодательство о труде

Общеезаконодательствоо труде устанавливает основополагающиеначала правовой регламентации труда.Общие принципы, которые разработаны внем, не могут быть отменены путем принятияспециального законодательства.

Следовательно, общее законодательствоо труде устанавливает обязательный длявсех без исключения работников минимумтрудовых прав. Данный минимум определенв ТК РФ и других федеральных законах.

Поэтому общее законодательство можетпоявиться исключительно на федеральномуровне.

Факторыдифференциации должны проявляться какпри формальном, так и при материальномвыражении источников трудового права.С точки зрения формального проявления,факторы дифференциации в той или инойстепени отражены в нормах трудовогоправа. Однако их материальное выражениев конкретных отношениях практическине исследовано.

Хотя очевидно, чтоналичие в законодательстве определенныхфакторов дифференцированного регулированиятрудовых отношений призвано в первуюочередь защитить права и свободы человекаи гражданина в сфере труда. Подобнаязащита не входит в планы подавляющегобольшинства работодателей. В связи счем материальное проявление факторовдифференцированной регламентации трудатребует отдельного исследования.

Ихреализация в конкретную сеть отношений,судя по сложившейся обстановке ссоблюдением норм трудового права,оставляет желать лучшего.

Специальноезаконодательство о труде построено наперечисленных факторах дифференциации.

(приведипримеры диференциации!!!! Расписаны ввопросе предыдущем!!!!)

Очевидно,что специальное законодательство отруде отражает особенности труда какобъективного, так и субъективногохарактера. Как уже отмечалось, специальноезаконодательство призвано в первуюочередь обеспечить предоставлениедополнительных льгот работникам.

Специальные нормы, предусматривающиепредоставление дополнительных льготв сравнении с общими нормами, могутпоявиться на различных уровнях правовойрегламентации труда: федеральном,межотраслевом, отраслевом, региональном,местном и локальном.

В то время какспециальные нормы, ограничивающие праваи свободы, гарантированные в общихнормах, могут появиться лишь путемвнесения изменений в ТК РФ и только длядостижения целей, перечисленных в ч. 3ст. 55 Конституции РФ.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5551892/page:4/

Источники трудового права. Их классификация

Понятие и виды источников трудового права России

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

г. Москва — 2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….. 3

1.Понятие источников трудового права и их классификация……………………………………………………………………………. 4

1.1. Понятие источников трудового права.…………………………………….. 4

1.2. Классификация источников трудового права.………………………… 5

2. Общая характеристика основных источников трудового права…………………………………………………………………………………………………. 8

2.1. Акты международного правового регулирования.………………….. 8

2.2. Конституция РФ.……………………………………………………………………….. 8

2.3. Законы.…………………………………………………………………………………….. 10

2.4. Подзаконные акты.………………………………………………………………….. 12

2.4.1. Указы Президента РФ.………………………………………………………….. 12

2.4.2. Постановления и распоряжения Правительства РФ.………….. 13

2.4.3. Акты министерств и ведомств.…………………………………………… 13

2.5. Судебная практика.………………………………………………………………….. 15

2.6. Соглашения о труде.………………………………………………………………… 16

2.7. Локальные акты о труде.…………………………………………………………. 18

Заключение…………………………………………………………………………………. 20

Список используемой литературы…………………………………… 21

Актуальность темы. Выбранная тема имеет большое научное и практическое значение, а в настоящее время является особенно актуальной в связи с введением с 1 февраля 2002г. нового Трудового кодекса РФ (далее ТК) – кодифицированного источника трудового права охватывающего все важнейшие институты.

Правильное регулирование трудовых отношений невозможно без знания источников трудового права и их классификации по различным основаниям. В новом ТК понятию источников трудового права отведена ст.5 в которой это понятие раскрывается и перечисляются источники трудового права в порядке убывания по юридической силе.

В подтверждение актуальности данной темы хочу заметить, что рассматриваемая тема интересна еще и тем, что среди ученых юристов нет единого мнения по вопросу отнесения судебной практики к источникам трудового права. [1]

Целью исследования: рассмотрение вопросов связанных с источниками трудового права и их классификацией.

Задачи исследования:

1. Определить. как понятие источников представлено в литературе и в новом ТК, с выражением своего понимания источников трудового права;

2. Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;

3. Рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.

1.1. Понятие источников трудового права.

До введения в действие нового ТК, в КЗоТе РФ 1971г. понятие источников трудового права понятие источников трудового права не раскрывалось, и его можно было встретить только в научной и учебной литературе.Вот, например один из вариантов понятия источника трудового права: источники трудового праваэто нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений.

[2]Трудовые отношения, согласно ст.

15 ТК, — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст.4 КЗоТ РФ было указано лишь то, что законодательство о труде РФ состоит из КЗоТ и иных актов трудового законодательства. Новый ТК не только раскрывает понятие источников трудового права, но перечисляет эти источники по юридической силе в порядке убывания.

Согласно ст.

5 ТК, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Следует учесть, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что источники трудового права это нормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

1.2. Классификация источников трудового права.

Источники трудового права многочисленны и многообразны, их можно классифицироватьпо характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Рассмотрим, классификацию источников трудового права по некоторым основаниям: [3]

а) по характеру принятия:

принимаемые государственными органами (законы, указы и др.);

принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.);

принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

б) по сфере действия:

действующие в пределах всей РФ;

действующие в пределах отдельных субъектов РФ;

действующие в пределах отдельных регионов;

действующие в пределах организаций.

в) по юридической силе:

Конституция РФ;

акты международного правового регулирования труда;

законы;

подзаконные акты;

акты судебных органов;

соглашения о труде;

локальные акты.

Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника. Вышеприведенный вариант классификации источников трудового права в целом соответствует классификации закрепленной в ст.

5 ТК с учетом того, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.

Однако в классификации закрепленной в нормах ТК нет места актам судебных органов.

Являются ли акты судебных органов источниками трудового права? До сегодняшнего дня среди ученых нет единого мнения по этому вопросу. Большинство ученых считают, что акты судебных органов являются источниками трудового права. Одни ученые считают, что акты судебных органов не являются источниками трудового права, т.к. акты судебных органов – это акты применения норм права.

[4] Другие ученые считают, что акты судебных органов, признавая незаконными нормы закрепленные в источниках трудового права, создают новую норму и поэтому сами являются источником трудового права.

[5] Причем, по этому мнению считается, что источниками трудового права могут являться не все акты судебных органов, а только опубликованные и реально изменяющие права и обязанности участников трудовых отношений.

Скорее всего, последняя точка зрения была бы более правильной, т.к. признание нормы трудового права незаконной означает создание новой нормы, а следовательно нового источника трудового права. [6]

Место судебной практики, в общем смысле, нельзя определить в иерархической структуре источников трудового права.

Каждый отдельно взятый акт судебного органа, который можно приравнять к источнику трудового права, будет занимать свое место среди источников трудового права в зависимости от его юридической силы.

Место судебной практики, как источника трудового права, в классификации по юридической силе должно быть между актами органов местного самоуправления (соглашениями о труде) и централизованными актами о труде. [7]

Учитывая вышеизложенное, и в соответствии со ст.15 Конституции РФ, ст.5 и ст.10 ТК РФ, можно сделать вывод, что классификация источников трудового права по юридической силе должна выглядеть так:

акты международного правового регулирования;

Источник: https://mirznanii.com/a/27697/istochniki-trudovogo-prava-ikh-klassifikatsiya

Рекомендуем!  Приглашение на перевод работника к другому работодателю
Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий