Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

К ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ЗДОРОВЬЯ 2019 ГОДА

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ – это глобальная кампания, которая направлена на привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья и здравоохранения с целью проведения совместных действий для защиты здоровья и благополучия людей.

Ежегодно Всемирный День здоровья проходит под определенным девизом, определяемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

В 2019 году он посвящен проблемам медицинского страхования и звучит следующим образом: «МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО», тем самым подчеркивая важность медицинского страхования для обеспечения всеобщей доступности медицинской помощи населению.

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Медицинское страхование сегодня – одно из основных направлений системы охраны здоровья населения Российской Федерации и служит юридическим гарантом реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи.

Чтобы понять своеобразие и особенности, представить целостную картину формирования медицинского страхования от истоков до конца ХХ века, необходимо изучить некоторые исторические особенности, определить её этапы, проанализировать роль государственной политики в сфере организации и развития отечественной страховой медицины, оценить наличие соответствующей нормативно-правовой базы на разных этапах становления государства.

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

Появление первых элементов страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права «РУССКОЙ ПРАВДОЙ» (Х-Х1 вв.). В нем, в частности были приведены нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства.

Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, община, на территории которой было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина – 40 гривен.

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Зарождение элементов страховой медицины и социалистического страхования в России началось в ХVIII веке. На первых капиталистических предприятиях рабочие без участия работодателей создавали ОБЩЕСТВА ВЗАИМОПОМОЩИ. Формирование бюджета происходило из регулярных взносов участников общества взаимопомощи.

При утрате трудоспособности рабочий получал денежную компенсацию, а в случае гибели выплаты получала семья участника общества. Этот принцип лег в основу первых БОЛЬНИЧНЫХ КАСС, которые появились лишь во второй половине ХIХ века.

В 1827 году в Санкт – Петербурге было организовано ПЕРВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни.

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

В 1842 году в крупных периодических изданиях Санкт-Петербурга было опубликовано объявление, согласно которому лицам 4-го и 5-го разрядов (лакеи, дворники, землекопы, печники и т.д.) рекомендовалось уплатить по 60 копеек серебром (примерная сумма, равная заработку за полтора дня).

Взамен им предоставлялось право на бесплатное лечение в городских больницах в течение одного года, а при нехватке мест – в гражданских и сухопутных госпиталях. Инициатором данного действа было Министерство внутренних дел, которое в те времена занималось вопросами здравоохранения.

Причиной послужила нехватка финансирования больниц для бедных, но благодаря этой задумке даже самые малоимущие смогли получать медицинскую помощь.

Позже стало ясно, что собираемые средства по факту покрывали лишь 1/16 долю всех расходов на лечение, вследствие чего Александром П были утверждены рекомендации межведомственной комиссии об увеличении страхового сбора до 1 рубля, а также о взимании 1 рубля за каждого рабочего с нанимателя.

С сего момента обязаны были платить все категории граждан, а также приезжие купцы и дворяне. Переломным моментом в практике медицинского страхования принято считать 1861 год, когда был принят закон «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ НА КАЗЕННЫХ ГОРНЫХ ЗАВОДАХ», вводивший элементы обязательного страхования в России.

В соответствии с данным документом при казенных горных заводах учреждались ТОВАРИЩЕСТВА, а при них – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ, в задачи которых входила выдача пособий по временной нетрудоспособности, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам, прием вкладов и выдача ссуд. При этом бюджет фонда формировался за счет вычетов из заработной платы работников в размере 2-3%.

Наряду с городской и земской медициной в России уже во второй половине ХIХ века сформировалась система фабрично-заводской медицины. В 1866 году был принят закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц для рабочих из расчета: одна койка на 100 работающих.

Этот принцип лег в основу первых БОЛЬНИЧНЫХ КАСС, которые появились лишь во второй половине ХIХ века. ПЕРВАЯ БОЛЬНИЧНАЯ КАССА на территории России была организована в Риге в 1859 году при фабрике «П.Х. Розенкранц и Ко».

В целом фабрично-заводскую помощь рабочим можно признать крайне неудовлетворительной, так как открывшиеся больницы были малочисленны и не удовлетворяли потребности в медицинской помощи.

Трансформация источников финансирования и организационной структуры ПРИКАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ в конце Х1Х века привела к серьезным изменениям. С 1869 года началось ВВЕДЕНИЕ постоянных ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ.

Важным этапом в становлении медицинского страхования стало ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА «О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ГРАЖДАН, ПОТЕРПЕВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ, РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ, А РАВНО ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРНОЙ И ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» в 1903 году.

С этого момента на работодателя и казну налагалось обязательство выплаты вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий или пенсий при несчастных случаях на производстве.

ДАТОЙ РОЖДЕНИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ в нашей стране является 23 июня 1912 года, когда Ш Государственная Дума приняла ПАКЕТ ЗАКОНОВ, который завершил процесс формирования системы страхования рабочих. В соответствии с направлением, заданным П.А. Столыпиным, начала действовать широкомасштабная социальная реформа.

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

П.А. Столыпин

Анализ показывает, что закон 1912 года сложный, многоуровневый нормативный акт.

В его структуре насчитывалось 286 статей (для сравнения положение 1903 года содержало всего 53 статьи) , которые сформировали два блока: первый – содержательный, регламентировал социальное обеспечение рабочих в связи с несчастными случаями и по болезни, второй – институциональный , представлял организационную сторону будущего страхования.

Произошло закрепление сложившейся практики страхования и появление таких новых элементов, как ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ и ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. Однако, принятая в 1912 году система страхования рабочих оказалась весьма несовершенной и вызывала обоснованную критику даже на заседаниях Государственной Думы.

Указанная система действовала только для рабочих, занятых на сравнительно крупных предприятиях, которых в то время в России было немного. Кроме того, закон не распространялся на Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию. Из общего числа в 13 миллионов человек страхованию от несчастных случаев и по болезни подлежали только 2 миллиона трудящихся.

  • Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

  • Здание Правления Страхового общества «Россия» в Москве
  • Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

  • Здание Правления Страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге

Вокруг страховых законов 1912 года развернулась экономическая и политическая борьба. Важнейшие требования рабочих в области социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н.А. Семашко на Пражской конференции РСДРП.

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Н.А. Семашко

После прихода к власти, Временное правительство в 1917 году разработало «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОЧИХ НА СЛУЧАЙ БОЛЕЗНИ», а также был принят новый закон, регламентирующий медицинское страхование. Реформирование системы социального страхования и медицинского страхования, как его части, было прогрессивным, но осталось нереализованным.

С приходом советской власти Народный комиссариат здравоохранения объявил о программе с полным социальным страхованием на началах массовой централизации.

Был принять ряд декретов, которые положили начало рабочей страховой медицине : «О ПЕРЕДАЧЕ БОЛЬНИЧНЫМ КАССАМ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» (14ноября 1917 года), «О СТРАХОВЫХ ПРИСУТСТВИЯХ И СТРАХОВОМ СОВЕТЕ» (29 ноября 1917 года), «О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ» (11 декабря 1917 года), «О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БОЛЕЗНИ» (22 декабря 1917 года).

18 февраля 1919 года согласно постановлению Народного комиссариата вся лечебная часть бывших больничных касс перешла в ведомство Народного комиссариата здравоохранения.

Д. Кардовский «Страхование жизни». 1917 год.

На месте «рабочей страховой медицины» создана единая общегосударственная «советская медицина». Одновременно с этим вся система социального страхования заменена государственной системой социального обеспечения.

С момента провозглашения новой экономической политики (НЭП) правительство возвратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за 1921-1929 годы.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ стало реальным дополнительным источником финансирования здравоохранения при сохранении государственного финансирования (как основного), и использования иных форм оплаты медицинских услуг.

После ликвидации НЭПа медицинское страхование было упразднено, хотя существовало только в форме санаторно-курортного лечения и отдельных видов профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях.

В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НАДОБНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ НЕ БЫЛО, так как существовало ВСЕОБЩЕЕ БЕСПЛАТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

Здравоохранение полностью содержалось за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.

Спустя почти 60 лет изменения в экономической и политической сферах привели к неспособности обеспечить медицинскую помощь населению за счет государства. Вновь возникла потребность в реформировании системы социального страхования и возрождения института медицинского страхования.

Регламентация новой модели была осуществлена в 1991 году законом РФ «О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН». С этого момента в России введено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ (ОМС) и ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ.

Базовый принцип – ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН РАВНЫМИ ПРАВАМИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ в соответствии с программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи начал действовать с 1993 года.

В 1993 году начал действовать новый этап реформы отрасли. В дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. Современная система медицинского страхования имеет двойственную природу: с одной стороны, её истоки находятся в дореволюционной России, с другой стороны, за её основу взята современная голландская модель.

За 20-летний период в системе медицинского страхования накопилось немало проблем и противоречий, которые требуют специального изучения и решения. Население в полной мере не удовлетворено качеством и доступностью медицинской помощи.

Добровольное медицинское страхование в России не получило своего развития из-за несовершенства нормативно-правового обеспечения.

Федеральный закон №326-ФЗ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», вступивший в силу с 1 января 2011 года, хотя и изменил систему здравоохранения в стране, но все же не решил накопившихся проблем.

Только комплексная реализация обязательного и добровольного медицинского страхования способна качественно повысить уровень оказываемых населению медицинских услуг и гарантированно обеспечить доступность медицинской помощи всему населению Российской Федерации.

Литература:

1. Алексеев В.А., Борисов К.. Проблемы реорганизации здравоохранения в России//Мир. 2011.№2.с. 66-72.

2. Антонова Н.Л. Становление практики обязательного медицинского страхования в России: проблемы и противоречия//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 2. С. 230-235.

3. Таранов А.М. Основные результаты деятельности системы ОМС за 10 лет и неотложные задачи её совершенствования//Экономика и практика обязательного медицинского страхования. 2003.№4. с.4-10.

4. Экономические методы управления в здравоохранении/Уйба В.В., Чернышев В.М., Пушкарев О.В.. Новосибирск. Альфа-ресурс. 2012. 312 с.

Источник: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/16/3305/

Социальное страхование: история возникновения и развития в России и за рубежом

Индустриализация человеческого общества и бурный рост промышленного производства обусловили развитие такого общественного института, как социальное страхование.

Первые зачатки социального страхования датированы еще древними временами в истории, когда купцы Финикии организовывали так называемые товарищества взаимопомощи при кораблекрушениях.

Сейчас история социального страхования насчитывает множество ключевых дат, некоторые из которых ознаменовали новую веху в развитии всей системы в целом.

Развитие соцстрахования в мире

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Начало формирования и развития системы соцстрахования в мире датируется 18-м веком, когда рабочими стали создаваться общества взаимной помощи, “братства” и другие некоммерческие ассоциации, в которые делались отчисления на случай болезни, инвалидности или потери трудоспособности персонала по иной причине.

В подобном виде система существовала вплоть до конца 19-го века. Во Франции в те времена насчитывалось более 5000 таких обществ.

  • Родоначальницей соцстрахования как такового является Германия, где в 1883-м году был на законодательном уровне утвержден вопрос о социальной защите населения от возможных рисков наступления нетрудоспособности.
  • В качестве одной из контрольных дат в истории рассматривается 15-е января 1911-го года, когда в Великобритании был официально издан “Акт о национальном страховании”, который освободил от необходимости платить страховые взносы наиболее бедных рабочих.
  • Далее в различных государствах начали появляться законодательные документы, регламентирующие соцстрахование (например, во Франции – июль 1913-го года, в Швеции – май 1913-го года).

Возникновение в России

В России история социального страхования начала формироваться еще в 10-м столетии, когда князь Владимир принял церковный Устав, согласно которому духовенство и богатые слои населения Киевской Руси были обязаны производить надзор за медработниками, содержать медицинские учреждения и богадельни. Церковью и княжеством выделялось на реализацию данных целей 1/10 от их доходов.

Прошло достаточно времени в истории, прежде чем социальное страхование начало развиваться по-настоящему.

Важной датой в истории является 1861-й год – тогда был утвержден нормативный акт, в соответствии с которым создавались вспомогательные товарищества, прикрепленные к казенным заводам, расположенным в горах. С зарплат рабочих тогда удерживалось 2-3 %. Видами соцобеспечения являлись пособия:

  • по болезни;
  • по инвалидности;
  • по утере кормильца.

Следующая контрольная дата в истории – 15-е мая 1901-го года – принятие правового акта о выплатах для тружеников горных заводов в случае получения ими травмы или болезни в процессе ведения трудовой деятельности.

Наибольшее число законов, регламентирующих соцстрахование, было принято в 1912-м году 3-й Госдумой:

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Согласно этим правовым актам, расширились категории социально-застрахованных лиц. В частности, выплаты при страховом событии стали положены труженикам:

  • на ж/д транспорте;
  • на судах;
  • на любых заводах и фабриках.

Своего рода аналогом современных страхователей в дореволюционный период были так называемые больничные страховые кассы, создававшиеся на промышленных предприятиях с численностью от 200 и более работников. Страховых касс было около нескольких тысяч. Надзорный контроль за их деятельностью производили:

  • в масштабах всей России — Совет по делам страхования;
  • в губерниях – Страховые присутствия.

Страхование в нашем государстве тогда еще было недостаточно совершенным из-за:

  • низких страховых денежных выплат;
  • охватывания небольшого круга лиц (всего лишь 20 % от всей рабочей силы были застрахованы).

Соцстрахование в советский период

Социальное страхование в истории СССР начало зарождаться в 1917-м году, когда оно стало неотъемлемой частью госполитики того времени. Уже тогда стали формироваться первые признаки “огосударствления” системы согласно текущей политической и экономической обстановке в стране.

В период НЭП

Становление и развитие системы социального страхования и обеспечения — этапы и периоды

Советская власть скептически отнеслась к законам, принятым 3-й Госдумой. Поэтому сразу после Октябрьской Революции большевики предприняли попытку реализовать структуру страхования, которая была разработана Лениным.

Важно! Всего в период истории НЭП было принято около 15 декретов, которые касались представленного вопроса. Причем их содержание было разным – один из них предлагал даже отменить социальное страхование в принципе.

Одна из ключевых дат в истории – это 15 ноября 1921 года, когда был выпущен декрет, регламентирующий:

  • установление единого тарифа по всем типам социального страхования – 28,5 % от ФОТ;
  • осуществлять обязательные взносы учреждениям и предприятиям, которые используют трудовые ресурсы наемного персонала;
  • выплату больничных денежных пособий, по беременности, по безработице в сумме фактического дохода застрахованного физлица (например, пособие в связи с отсутствием работы платилось по ставке от 1/6 до 1/2 от средней зарплаты, в зависимости от квалификации труженика и его стажа);
  • варьирующиеся размеры страховых денежных взносов в зависимости от организационно-правовой формы работодателя (госпредприятия платили меньше, частные – больше).

С 1930 года до конца существования СССР

1933-й год был ознаменован в истории передачей Всесоюзному Совету Профсоюзов всех средств структуры социального страхования. Производить контроль за целевым использованием указанных денежных средств стали управомочены профсоюзные органы.

В 1938-м бюджет социального страхования был включен в консолидированный госбюджет СССР.

Еще одна ключевая дата в истории развития страхования в СССР – 1964-й год. Тогда соцобеспечение стало распространяться не только на обычных служащих, но и на граждан, находящихся на ведущих должностях в колхозах.

Современная система

Система, имевшая место во времена СССР, не могла обеспечить нужный уровень финансовой защищенности граждан при наступлении страхового события. Поэтому были созданы 2 федеральных фонда:

  • ПФР – 22-е декабря 1990-го года;
  • ФСС – 1-е января 1991-го года.

Чуть позднее – 24-го февраля 1993-го года – был учрежден также ФОМС.

Внимание! В нынешнем виде система заработала в 1999-м году, когда был принят ФЗ № 165 от 16-го июля 1999-го года “Об основах обязательного социального страхования”, определивший главные принципы, целевые направления и задачи федеральной политики в представленной области.

Сейчас в РФ насчитывается 3 внебюджетных фондовых учреждения:

  • ФСС – фонд социального страхования, который признается страховщиком по страхованию, осуществляемому на случай заболеваний (ФЗ № 255 от 29-го дек. 2006-го), а также по страхованию от несчастных происшествий на трудовых местах (ФЗ № 125 от 24-го июля 1998-го);
  • ПФР – Пенсионный фонд, являющийся страховщиком по ОПС в соответствии с 167-ФЗ от 15-го дек. 2001-го;
  • ФОМС – фонд медстрахования трудящихся и нетрудящихся физлиц согласно 326-ФЗ от 29-го нояб. 2010-го года “Об обязательном…”.

Статистические данные о деятельности фонда медстрахования по состоянию на 2017-й год:

  • сумма поступлений взносов из расчета на 1-го застрахованного гражданина – 11641 рубль;
  • рост поступлений уплаченных взносов по сравнению с 2016-м годом – 5,02 %;
  • совокупный объем бюджетов территориальных органов ФОМС – 1726,8 млрд. рублей (на 5,4 % больше, чем в 2016-м году);
  • количество медицинских организаций по всей России, реализующих базовую программу ОМС – 9142;
  • число страховых медицинских учреждений – 43 (без учета филиалов и представительств);
  • основная доля расходов бюджетов территориальных органов ФОМС – 98,5 % — идет на оплату медпомощи, оказанной застрахованным физлицам.

В социальную систему социального страхования в России входит также ПФР. Статистические данные о его деятельности также доступны только по состоянию на 2017-й год:

  • доходы бюджета ПФР – 8260,1 млрд. рублей;
  • расходы бюджета ПФР – 8319,5 млрд. рублей;
  • общее количество поступивших взносов – 4481,9 млрд. рублей;
  • расходы ПФР, понесенные на выплату пенсий – 7167,2 млрд. рублей;
  • расходы на дополнительные меры поддержки семей с детьми (маткапитал) – 311,8 млрд. рублей;
  • совокупное количество зарегистрированных страхователей в системе ОПС – 9,3 млн. (из них работодатели – 5,3 млн., самозанятое население – 4 млн.);
  • количество ИЛС в системе ОПС – 153,8 млн.

Также доступны открытые данные о главных показателях деятельности в Российской Федерации фонда социального страхования РФ (сведения также за 2017-й год):

  • количество фактов выплат больничных пособий и в связи с рождением детей – 269374;
  • общее число получателей выплат – 24372;
  • совокупные траты на медицинскую, социальную и профреабилитацию пострадавших от несчастных происшествий на работе – 9823,2 млн. рублей;
  • число несчастных происшествий на трудовых местах – 37560;
  • число профзаболеваний – 5049.

Итак, соцстрахование начало зарождаться еще в древние времена. Сейчас – это уже полностью сформированная система, защищающая граждан, потерявших заработок в связи со старостью, инвалидностью, профессиональной травмой.

Тема обширная, поэтому все нюансы в рамках одной статьи осветить не удастся – разобраться в отдельных аспектах поможет наш квалифицированный юрист, с которым можно проконсультироваться в чате.

  1. Не забываем лайкать пост, оставлять комментарии и делать репосты в соцсетях.
  2. Далее читайте интересный материал о пенсионном страховании в России.

Источник: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/istoriya-sotsialnogo-strahovaniya

История

  • РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
  • (краткая справка)
  • Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет — 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

 Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет.

А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

  1. С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:
  2. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
  3. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»,
  4. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
  5. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации
  6. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ
  7. Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.

2004 года N 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования.

В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы.

Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Источник: https://fss.ru/ru/fund/about/history/index.shtml

Этапы формирования системы пенсионного страхования в России

Тема: Этапы формирования системы пенсионного страхования в России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран — в начале 20 века, и не получило широкого распространения на все категории населения России. После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование было, по сути, отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которое было введено в 1927 г.

Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; другими формами социального обеспечения.

Эта пенсионная система входила составной частью в так называемую систему социального страхования, однако она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования.

В то же время данная система, несмотря на многочисленные экономические недостатки, содержала одно важное преимущество — обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система, начиная с указанного периода и до 1990 г.

получила определение как государственное пенсионное обеспечение.

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь входил составной частью в государственный бюджет страны.

Таким образом предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.

При этом бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.

В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые была предоставлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование.

Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и членов их семей в связи с введением в действие Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г.

, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в 2 раза.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.

Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования.

Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, постольку недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета постоянно возрастала, и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком.

В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т.п. Для этого, в частности, в бюджетах предусматривались средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям.

Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

пенсионный фонд страхование российский

  • Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной и приравненных к ним лиц, а также их семей, осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
  • Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
  • Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников.
  • За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пенсии союзного значения.
  • За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения.
  • За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.

Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1964 г. законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями и позволило сократить несоответствие в уровнях пенсионного обеспечения нетрудоспособных колхозников, рабочих и служащих. В 1969 г.

в стране была введена единая система социального страхования колхозников.

При этом пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться в возложенными на нее функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. В результате этого финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.

Даже повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 году сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г.

указанное соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Таким образом, развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г.

свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.[40,с. 661]

Источник: https://infourok.ru/etapi-formirovaniya-sistemi-pensionnogo-strahovaniya-v-rossii-3919030.html

Основные этапы становления систем социального обеспечения

Введение.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи­лась в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью.

В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от­расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со­циальной политики государства.

Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.

Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко­номической природе являются распределительными. Через системы соци­ального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

В советский период бедность и безработица не признавались офици­альным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи рас­ходов на выплату пенсий, пособий и т.д.

В теории советского права социаль­ного обеспечения соответствующие источники финансирования рассматри­вались как особая правовая категория — « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондов не существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования.

Этот способ введения полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенси­онного обеспечения с размерами страховых платежей.

Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно­сти, предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо­собствовало социальной однородности общества, препятствовало расслое­нию населения по уровню доходов.

Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со­циального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс­формации.

В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юри­сту тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспече­нии.

Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социаль­ными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Основные этапы становления систем социального обеспечения.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу та­ких людей относятся дети и старики.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко­торые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин­ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не­трудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж­дается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуются господством натурального хо­зяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по матери­альному обеспечению стариков и нетрудоспособных.

В этот период государ­ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом.

Таким обра­зом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудо­способных.

Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христи­анства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо­дить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он забо­тился также о создании богоделен, странноприимных домов.

С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж­ден первый дом для инвалидов.

  • Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего­рии:
  • 1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
  • 2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако мо­жет работать;
  • 3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному по­ведению;

4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для

определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап — социальное обеспечение наемных работни­ком начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ­ством.

В качестве способа его организации вводится государственное со­циальное страхование наемных работников. Первые законы об обязатель­ном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка.

Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ­ный этап, когда наряду с государственным и производственными соци­альным страхованием наемных работников в странах с рыночной эконо­микой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспече­ния.

Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно организационно-правовые способы осуществления социально­го обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неиз­менным остается одно: обязательность им придает само государство.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s23056t15.html

Этапы становления и развития социального страхования в России

Этапы становления и развития социального страхования в России

В истории становления 
и развития обязательного социального 
страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение 
социального страхования (1903 — 1917 гг.

); социальное страхование после Октябрьской 
революции (1917 — 1933 гг.); социальное страхование 
и профсоюзы (1933 — 1990 гг.

); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 — настоящее время).

Возникновение социального страхования (1903 — 1917 гг.)

Россия значительно позже 
многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных 
работников. Как известно, впервые 
оно появилось в Германии, где 
за период с 1888 по 1889 годы был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Затем началось быстрое шествие 
этого института по всему миру.

В России, как и в других странах, появлению обязательного 
социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных 
товариществ, а также введение личного 
страхования жизни. Разновидностью личного страхования было страхование 
от несчастных случаев на производстве.

Страхование от несчастных случаев 
имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые 
общества заключали договоры с владельцами 
предприятий, принимая на себя выплату 
определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.

Наличие подобного 
договора освобождало предпринимателя 
от гражданско-правовой ответственности 
за причинение вреда, которая предусматривалась 
законодательным актом 1901 года о 
пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников за счет работодателей, виновных в повреждении здоровья.

Вопрос о гражданско-правовой ответственности 
работодателя при подобных обстоятельствах 
был особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 года «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев».

Именно после 
принятия этого закона предприниматели 
стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования 
работников с тем, чтобы снять 
с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в 
какой-то степени, предвестником государственного социального страхования в России.

Основы обязательного 
социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 году законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих».

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали 
всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и палых регионов страны.

Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни.

Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Однако, при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности 
их обеспечения, эти законы учитывали 
страховые принципы, действовавшие 
в других Странах. Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и 
работников.

Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые 
товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих 
не менее 200.

Для обслуживания рабочих 
более мелких предприятий создавались 
кассы на кооперированных началах. Ведущая роль в организации страховых 
касс и в их управлении принадлежала работодателям и рабочим. До революции 
в России действовало несколько 
тысяч страховых касс.

В центре эту работу проводил Совет по делам 
страхования рабочих, а в губерниях — Страховые присутствия.

Социальное страхование 
после Октябрьской революции (1917-1933 г.г.)

Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской 
революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали насущным интересам рабочих.

Сразу же после революции была предпринята попытка ввести альтернативную программу социального страхования, разработанную Пражской партийной конференцией. Уже 14 ноября 1917 года опубликовано Правительственное сообщение по данному вопросу.

В нем говорилось, что рабоче-крестьянское правительство немедленно приступает к изданию законов о полном социальном страховании наемных рабочих и сельской бедноты, чего не сделало прежнее правительство.

Однако тут же следует отметить, что полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято за весь советский и последующий периоды. Принимались разрозненные декреты и постановления по отдельным видам социального страхования и обеспечения, которые часто и не всегда обоснованно пересматривались по конъюнктурным соображениям.

Изданные вскоре после 
Правительственного сообщения нормативные 
акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также 
безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении 
трудящихся, утвержденным декретом СНК 
в октябре 1918 года.

Этот документ не только обозначил круг выплат, но и 
определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождение ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития.

Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала 
до 1921 года, когда с переходом 
к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании 
лиц, занятых наемным трудом» 
материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах 
предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В 
частности, пособия по временной 
нетрудоспособности, беременности и 
родам устанавливались в размере 
фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки.

При рождении ребенка предусматривалось 
два вида пособия: на предметы ухода 
за новорожденным и на кормление 
ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие 
по безработице выдавалось в размере 
от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы.

В 
этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования 
твердо бронированы и не могут 
быть использованы на какие-либо другие цели. К сожалению, позже данное положение 
было нарушено вследствие включения 
этих средств в государственный бюджет, а размеры обеспечения нередко изменялись в сторону их сокращения.

Так, уже в 1931 году в постановлении ЦИК и СНК СССР размер пособия по временной нетрудоспособности ставится в зависимость от непрерывности стажа работы, от отрасли народного хозяйства, от членства в профсоюзе и т.п.

Тем, кто проработал непрерывно на данном предприятии свыше двух лет и имея общий трудовой стаж более 8 лет, пособие выплачивалось в размере полного заработка. При меньшем стаже пособие за первые 20 дней болезни составляло три четверти заработка. Тем же, кто не состоял в профсоюзе, оно выдавалось лишь в половинном размере. Служащие также получали пособие в пониженном размере.

Тариф по всем видам страхования 
составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда.

Для социального страхования 
по временной нетрудоспособности, материнству 
и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим — от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда.

Кроме обычных, тарифов существовали льготный и поощрительнокарательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.

В деятельности страховых 
органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, вое больше внимания уделяется вопросам профилактического 
и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

В указанный период социальное страхование находилось в ведении 
Народного Комиссариата Труда СССР, в котором было создано Центральное 
управление социального страхования (Цусстрах), а позже и Союзный совет социального страхования (СССС). На среднем уровне социальное страхование осуществлялось губернскими кассами. Всю работу на местах вели страховые кассы, которые формировались профсоюзами.

Кроме страховых касс на предприятиях, при необходимости, создавались 
страховые выплатные пункты и 
назначались страховые уполномоченные.

Необходимо отметить, что 
Союзный совет социального страхования 
обладал довольно широкими полномочиями.

Он рассматривал и утверждал разработанные Цусстрахом инструкции и положения о развитии действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

Социальное страхование 
и профсоюзы (1933-1990 гг.)

Заметной вехой в истории 
социального страхования России является передача этого института 
в управление профсоюзам на основании 
постановления ЦИК, СНК и ВЦСПС 
от 23 июня 1933 года «Об объединении 
НКТ Союза ССР с ВЦСПС». Все 
средства социального страхования, находившиеся в ведении НКТ, а 
также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.

Общее руководство социальным страхованием, функции контроля и 
инструктирования, а также разработка и представление на утверждение 
СНК сводного бюджета по социальному 
страхованию возлагалось на ВЦСПС. Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом 
территориальными межсоюзными профсоюзными органами.

На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.

Таким образом, указанным 
выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных 
функций. В этой связи уместно 
отметить, что выполнение профсоюзами 
государственных функций, к которым 
относится и социальное страхование, ставит их в зависимость от соответствующих 
государственных органов.

Более 
того, мировая практика свидетельствует, что для действительно свободных 
и независимых профсоюзов абсолютно 
несвойственно выполнение государственных 
функций.

В настоящее время это 
положение закреплено в Федеральных 
законах о профсоюзах и общественных объединениях, где четко говорится о независимости профсоюзов в своей деятельности, неподконтрольности их со стороны госорганов и о невмешательстве профсоюзов в деятельность этих органов.

При таком положении, с 
молчаливого согласия профсоюзов, а 
иногда и по их инициативе, вводились 
подчас ничем не оправданные ограничения 
в обеспечении трудящихся государственным 
социальным страхованием.

В качестве примера такого соглашательства 
профсоюзов можно назвать постановление 
СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле».

Данный документ устанавливал новый размер пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней.

Работники, ушедшие, с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины, получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того как проработают на новом месте не менее шести месяцев.

Также в 1938 году бюджет социального 
страхования, ранее утверждаемый отдельно, был включен в состав единого 
государственного бюджета СССР. С 
этого момента социальное страхование 
все больше теряет свой страховой 
характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение.

Оно становится инструментом распределения средств 
государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу. Тарифы страховых взносов были установлены 
без учета социальных рисков.

Такое 
положение не изменилось и после 
введения так называемых дифференцированных тарифов по отраслям, поскольку их размеры определялись, в какой-то мере, не степенью опасности и вредности 
условий производства, а степенью рентабельности той или иной отрасли 
народного хозяйства.

В годы Великой Отечественной 
войны, несмотря на огромные трудности, были приняты некоторые меры по улучшению 
обеспечения отдельными пособиями 
инвалидов войны. Так, пособие по временной нетрудоспособности было им установлено в размере 100 процентов 
заработка.

В таком же размере 
выдавалось пособие по беременности и родам женщинам — инвалидам войны. Отпуск по беременности и родам был 
увеличен для всех женщин-работниц и служащих с 63 до 77 дней.

Почти все 
санатории и дома отдыха, которые 
создавались за счет средств социального 
страхования, были временно преобразованы 
в военные госпитали.

Источник: https://www.stud24.ru/accounting/jetapy-stanovleniya-i-razvitiya-socialnogo/393623-1332870-page1.html

Рекомендуем!  Дострахование (supplementary insurance) — что это и когда необходимо, особенности
Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий