Контроль за правильностью назначения и выплаты пособий по соцстрахованию

Контроль за правильностью назначения и выплаты пособий по соцстрахованию

Несмотря на то, что функции администрирования по страховым взносам с 2017 года переданы налоговикам, обращаться за возмещением расходов, понесенных страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с производственными травмами), по-прежнему нужно в ФСС. Но! В нынешнем году изменились правила возмещения обозначенных расходов. Что учесть при подготовке документов – поясним в данном материале.

Правила расчета пособий в 2017 году

Напомним основные моменты, которые надо принять во внимание при начислении социальных пособий в 2017 году. Это важно, поскольку средства, потраченные на выплату пособий, расчет которых произведен неправильно, вернуть будет довольно сложно.

Показатели, которые используются при расчете пособий
  • Его значение
  • Расчетный период
  • По общему правилу 2015 – 2016 годы, но могут быть использованы два других, предшествующих года
  • Количество календарных дней в расчетном периоде
Рекомендуем!  Несчастный случай в быту — порядок, правила, сроки расследования

731 день (так как 2016 год был високосным) (см. Письмо ФСС России от 30.11.2015 № 02‑09‑11/15-23247)

Предельная база для начисления страховых взносов в ФСС в 2015 и 2016 годах*

670 000 и 718 000 руб. соответственно (общая сумма – 1 388 000 руб.)

Среднее значение календарных дней в месяце**

30,4 кал. дн.

Максимальный размер среднего заработка в расчетном периоде

1 898,77 руб. (1 388 000 руб. / 731 дн.)

Минимальный размер среднего заработка (до 01.07.2017 МРОТ – 7 500 руб., после – 7 800 руб.)

С 01.01.2017 – 246,24 руб. (7 500 руб. х 24 мес. / 731 дн.); с 01.07.2017 – 256,09 руб. (7 800 руб. х 24 мес. / 731 дн.)

  1. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты при начислении пособия «на травматизм»***
  2. 72 290,4 руб.
  3. Максимальный размер пособия «на травматизм» за полный месяц

289 161,6 руб. (72 290,4 руб. х 4)

 

* Утверждены постановлениями Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 и от 26.11.2015 № 1265.

** Установлено п. 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

*** Установлен п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.12.2016 № 417‑ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и плановые периоды 2018 и 2019 годов».

Приведем примеры расчета пособий, назначаемых работникам в связи с болезнью и с получением производственной травмы.

Пример 1

Работник находился на больничном с 13 по 20 февраля 2017 года. Его страховой стаж – 12 лет 6 месяцев. В 2015 году его доходы составили 650 000 руб., в 2016 – 734 000 руб. Расчетный период отработан полностью.

Для расчета среднего заработка учитываются доходы в размере 1 368 000 руб.:

– за 2015 год – 650 000 руб. (то есть по факту);

– за 2016 год – 718 000 руб. (то есть предельная величина дохода).

Средний дневной заработок равен 1 871,41 руб. (1 368 000 руб. / 731 дн.), что значительно превышает сумму минимального среднедневного заработка (246,24 руб.).

Страховой стаж работника – 12 лет 6 месяцев, следовательно, пособие выплачивается в размере 100%.

Итак, величина пособия за 8 дней болезни (с 13 по 20 февраля 2017 года) составит 14 871,28 руб. (1 871,41 руб. х 8 дн.).

Пример 2

Выплаты, учитываемые при расчете пособия в связи с травмой, полученной работником в феврале 2017 года, составили в 2015 году  660 000 руб., в 2016 году – 742 000 руб. Период нетрудоспособности 12 дней: с 6 по 17 февраля 2017 года включительно. Страховой стаж работника – более 8 лет.

Размер среднего дневного заработка для расчета пособий равен 1 917,92 руб. ((660 000 руб. + 742 000 руб.) / 731 дн.).

Размер пособия, рассчитанного за февраль, – 53 701,76 руб. (1 917,92 руб. x 28 дн.). Эта сумма не превышает максимальную величину пособия за полный месяц (289 161,6 руб.).

Следовательно, пособие по травме должно быть рассчитано исходя из среднего дневного заработка 1 917,92 руб.

Таким образом, размер пособия, выплаченного работнику в связи с производственной травмой, составит 23 015,04 руб. (1 917,92 руб. х 12 дн.).

Обратите внимание

С 06.02.2017 при расчете социальных пособий применяется справка о заработной плате, форма которой утверждена Приказом Минтруда России от 09.01.2017 № 1н. Напомним, что на основании данной справки в расчет пособия включаются выплаты, произведенные предыдущим работодателем в расчетном периоде. Эту справку работнику выдают при увольнении.

В 2017 году за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страхователи (работодатели-организации и предприниматели), как и прежде, будут предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с расходами на выплату пособий (п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Согласно ст. 4.2 Закона № 255‑ФЗ ревизоры фонда вправе:

  • проводить проверки (выездные и камеральные) правильности выплаты пособий;
  • требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
  • запрашивать у страхователей документы по выплате пособий, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных взносов;
  • запрашивать в налоговых органах сведения о взносах, начисленных и уплаченных страхователями;
  • контролировать соблюдение законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате пособий.

Обратите внимание

Обмен информацией между ФСС и ФНС, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком взаимодействия отделений ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ, утвержденным ФНС России № ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС России № 02‑11‑10/06-3098П от 22.07.2016. Так, сведения о расходах, которые страхователь указал в расчете по страховым взносам, ФСС получит из налоговой инспекции (см. также Письмо ФСС России от 16.12.2016 № 02‑09‑11/04‑03‑28043). Срок для направления данных:

  • не позднее 5 дней – со дня получения расчетов в электронной форме;
  • не позднее 10 дней – со дня получения расчетов на бумажном носителе.

Перечень документов, представляемых страхователем для возмещения в 2017 году расходов, понесенных в связи с выплатой пособий по больничным, зависит от периода выплаты этих пособий. Напомним: возмещение расходов производится в том случае, если сумма выплаченных за период пособий превышает сумму начисленных за данный период взносов на социальное страхование.

Если пособия выплачены до 01.01.[year]

Если расходы на выплату пособия произведены в прошлом (2016) году (то есть страховой случай произошел тоже в 2016 году), то страхователь, обращаясь за их возмещением в текущем году, должен руководствоваться перечнем документов, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (в редакции, действовавшей до 01.01.2017).

В этом перечне поименованы следующие документы:

  • письменное заявление страхователя на возмещение расходов;
  • расчет по форме 4-ФСС (обязанность по его представлению в территориальный орган ФСС сохранится при обращении за возмещением расходов, понесенных за периоды, истекшие до 01.01.2017, – п. 1 приложения к Приказу Минтруда России от 28.10.2016 № 585н);
  • копии документов, которые подтверждают обоснованность и правильность расходов на обязательное социальное страхование. Это листки нетрудоспособности для больничных и декретных и расчеты сумм выплат по этим пособиям; справки из женской консультации, справки о рождении ребенка и т. д. – для других видов пособий.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.

6 Закона № 255‑ФЗ возместить расходы территориальный фонд ФСС обязан в течение десяти календарных дней со дня представления упомянутых документов.

Вместе с тем ч. 4 названной статьи предусматривает возможность назначения территориальным страховщиком камеральной или выездной проверки правильности и обоснованности расходов на выплату пособия.

В рамках таких проверок страховщик вправе истребовать у страхователя дополнительные сведения и документы.

Соответственно, в этом случае решение о возмещении расходов принимается по результатам проверки и направляется страхователю в трехдневный срок. Его можно обжаловать в вышестоящем органе или в суде (ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255‑ФЗ).

Добавим: камеральные и выездные проверки правильности расходования средств на выплату пособий территориальные органы ФСС будут проводить на основании поступивших от налоговых органов сведений о расходах на выплату пособий, содержащихся в единых расчетах по страховым взносам, которые страхователи будут сдавать в налоговую инспекцию (ч. 1.1 ст. 4.7 Закона № 255‑ФЗ).

Обратите внимание

Выездные и камеральные проверки будут проходить в порядке, аналогичном порядку, установленному с 01.01.2017 Федеральным законом от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ч. 1 ст. 4.7 Закона № 255‑ФЗ):

  • камеральная проверка – в течение трех месяцев со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • выездная проверка – в течение двух месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки (возможно продление срока до четырех или шести месяцев).

Если пособие выплачено после 01.01.[year]

Для возмещения расходов по пособиям, выплаченным по страховым случаям, наступившим в 2017 году, страхователю нужно представить иной список документов (см. Письмо ФСС России от 07.12.

2016 № 02‑09‑11/04‑03‑27029[1]):

  • заявление о выделении необходимых средств на страховые выплаты по утвержденной форме;
  • справку-расчет (приложение 1 к заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения);
  • расшифровку расходов на обязательное социальное страхование и расходов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (приложение 2 к заявлению);
  • копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов на обязательное социальное страхование.

Итак, для возмещения в 2017 году расходов на выплату пособий по больничным страхователю вместо прежней формы 4-ФСС нужно оформить новый документ – справку-расчет. Форма данного документа утверждена упомянутым выше Приказом Минтруда России № 585н.

В справке-расчете, представляемой при обращении за возмещением средств за периоды начиная с 01.01.2017, отражаются суммы:

  • задолженности страхователя (ФСС) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
  • начисленных к уплате страховых взносов, в том числе за последние три месяца;
  • доначисленных страховых взносов;
  • не принятых к зачету расходов;
  • средств, полученных от территориальных органов ФСС в возмещение произведенных расходов;
  • возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;
  • средств, израсходованных на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
  • уплаченных страховых взносов, в том числе за последние три месяца;
  • списанной задолженности страхователя.

* * *

ФСС в 2017 году сохранила функции по контролю правильности исчисления пособий по социальному страхованию.

Страхователи, как и раньше, обязаны представить страховщикам документы, подтверждающие расходы на выплату этих пособий (в том числе в случае обращения за возмещением указанных расходов).

Но перечень документов, представляемых страхователем для возмещения в 2017 году расходов, понесенных в связи с выплатой пособий, зависит от периода наступления страхового случая и момента выплаты пособия.

[1] В дополнение к данному документу направлено Письмо ФСС России от 08.12.2016 № 02‑09‑11/04‑03‑27234.

Читайте ещё

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/458815/

Органы, осуществляющие обеспечение граждан страховыми пособиями на предприятиях

Непосредственную работу по обязательному социальному страхованию на предприятиях осуществляют комиссии или уполномоченные по социальному страхованию.

Хотя комиссия по социальному страхованию является общественным органом, она осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, российским законодательством, указами президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными актами и другими документами Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом осуществляется главный принцип обязательного социального страхования — участие застрахованных граждан в социальном обеспечении в рамках обязательного социального страхования.

Комиссия по социальному страхованию обычно образуется на предприятии, в учреждении, организации и ином хозяйствующем субъекте независимо от форм собственности, зарегистрированном в качестве страхователя в региональном отделении (филиале отделения) ФСС России.

Члены комиссии по социальному страхованию избираются из числа представителей администрации предприятия и профсоюзов или трудового коллектива на общем собрании трудового коллектива предприятия. В аналогичном порядке избирается уполномоченный по социальному страхованию.

  • Положение о комиссии по социальному страхованию предприятия разрабатывается на основании Типового положения о такой комиссии, утверждённого ФСС России 15 июля 1994 года.
  • Положение о комиссии по социальному страхованию утверждается на общем собрании трудового коллектива предприятия.
  • В положении о комиссии по социальному страхованию определяются число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов, срок полномочий и порядок принятия решений комиссии, а также устанавливается порядок организации самой работы комиссии.

Комиссия по социальному страхованию в структурных подразделениях предприятия осуществляет свою деятельность на основании общего положения о комиссии предприятия. Для надлежащего выполнения поставленных перед ней задач она наделена соответствующими функциями.

  1. Комиссия по социальному страхованию решает вопросы:
  2. ь о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;
  3. ь о распределении, порядке и условиях выдачи застрахованным путёвок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного питания, приобретённых за счёт средств социального страхования;
  4. ь учёта работников и членов их семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, отдыхе, лечебном питании.
  5. Данная комиссия осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия; проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии; рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.
  6. Она должна проводить анализ использования средств социального страхования на предприятии; вносить предложения администрации и профсоюзам предприятия о снижении заболеваемости, улучшении условий труда, оздоровлении работников и членов их семей и проведении других мероприятий по социальному страхованию.
  7. Обязанности комиссии по социальному страхованию включают следующее:
  8. · в случае установления нарушений законодательства ос социальном страховании информировать администрацию предприятия и отделения ФСС России;
  • · представлять материалы о своей работе по запросам отделения ФСС России;
  • · представлять общему собранию трудового коллектива и администрации предприятия отчёт о своей деятельности не реже одного раза в год и по истечении срока полномочий;
  • · рассматривать в десятидневный срок заявления (жалобы) работников предприятия по вопросам социального страхования.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/13875.html

Реализация социального страхования: состояние и перспективы

Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие «человеческого капитала» и в итоге способствуют стабилизации общества. Из этого следует, что данная тема весьма актуальна, особенно во время отсутствия стабильности в государстве. Однако, несмотря на кризис, Фонд социального страхования продолжает выполнять свои обязательства в полном объеме. Из средств фонда выплачиваются пособия при рождении ребенка и при потере трудоспособности, оплачиваются детский отдых и родовые сертификаты. При этом руководство фонда отмечает, что, несмотря на сокращение бюджета, финансирование всех социально значимых программ идет по плану.

Одна из основных черт рыночных отношений — наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование.

В период социально — экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды:

  • —          пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);
  • —          пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
  • —          содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах);
  • —          профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
  • —          протезно-ортопедическую помощь
  • —          врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
  • —          льготы и преимущества инвалидам.

И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности. Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства.

С 1 июля 2011 года началось поэтапное реформирование системы социального страхования. Предложение изменить действующую «зачетную» систему (т. е.

механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд) на систему непосредственного назначения и выплаты пособий Фондом социального страхования Российской Федерации (его региональными отделениями) было поддержано Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Переход к новой системе выплат страхового обеспечения — это масштабный проект, который, в том числе, связан с разработкой и внедрением новых технологий приема и обработки данных, кадровой подготовкой, созданием соответствующего оборотного запаса денежных средств, необходимых для обеспечения бесперебойных выплат. Одновременное решение поставленных задач во всех субъектах Российской Федерации несет в себе необоснованно высокий риск, именно поэтому были выбраны тестовые территории, на которых и будет реализовываться пилотный проект.

В 2011 году новая система выплат была опробована в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике. В 2012 году участниками пилотного проекта стали еще 6 субъектов Российской Федерации: Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.

Действующая система социального страхования начала работать еще в условиях мобилизационной экономики, и на сегодняшний день «зачетный» принцип не соответствует экономическим реалиям. Принципы страхования, как и права застрахованного лица, могут быть нарушены в случае, если предприятие объявляется банкротом.

Выплату гарантированных законодательством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет в указанной ситуации придется требовать через суд. В аналогичную ситуацию попадает застрахованное лицо, если работодатель просто отказывается платить названные выше пособия.

В основном такая ситуация связана с выплатами пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Существуют обусловленные причины реформирования: дело в том, что модернизация системы необходима и для усиления контроля Фонда социального страхования Российской Федерации за экспертизой временной нетрудоспособности. Ежегодно Фонд в рамках страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством оплачивает более 30 млн листков нетрудоспособности, или свыше 400 млн дней.

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности 2015 году превысит 800 руб., а объем средней выплаты по листку нетрудоспособности — 5500 руб. Увеличивающийся размер пособий становится поводом использования средств не по назначению, т. е. страхового мошенничества. А нецелевые выплаты отражаются на сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Реформирование системы социального страхования исключит возможность страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда у предприятия арестованы счета, оно находится в стадии банкротства или ликвидации.

Нововведения пилотного проекта коснутся граждан, работающих по трудовым договорам, работодателей и учреждения здравоохранения. Поменяется система взаиморасчета между территориальным органом Фонда и страхователем (работодателем): страхователи будут уплачивать страховые взносы в бюджет Фонда в полном объеме без уменьшения их на суммы выплат, как в настоящее время.

Выплата пособий производится непосредственно территориальными органами Фонда. Претерпел изменения и бланк листка нетрудоспособности, поскольку это основной документ, подтверждающий факт временной нетрудоспособности.

Для застрахованных граждан порядок получения и оформления самого листка нетрудоспособности остается прежним, и документ будет также предоставляться по месту работы. Меняется способ получения выплат по листку нетрудоспособности. Оплата осуществляется непосредственно территориальным органом Фонда напрямую.

Застрахованное лицо может выбрать способ получения пособий: либо путем перечисления пособия на банковский счет получателя, либо через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица.

Также регламентировано время перечисления пособий. Если нет аргументированных причин для отказа в выплате пособия застрахованному лицу, то средства должны быть перечислены территориальным органом Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов.

Фонд стремится максимально защитить застрахованное лицо от ситуации, когда страхователь (работодатель) отказывается выплачивать пособия работнику в случае прекращения деятельности, либо при невозможности установления фактического местонахождения страхователя на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия. В обоих случаях гражданин вправе самостоятельно представить необходимые документы в территориальный орган Фонда для выплаты пособия и перечисление средств будет осуществлено в указанные сроки.

Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования.

При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40 % фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств.

Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи.

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования — дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем.

Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

Сегодня система социального страхования требует определенных мер по её реформированию. Иначе работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной. Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования следует отметить три.

Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.

         Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система — один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства).

Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет себя как недисциплинированный и постоянно нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения.

В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством.

Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств.

При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые.

Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права — трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование системы социального страхования является сейчас насущной необходимостью.

Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов, реализацией различных проектов они вполне могут быть решены, пусть не в короткие сроки, но с действительной перспективой улучшенного функционирования и положительных результатов в дальнейшем.

Литература:

1.      Асхаков СИ. Справочник социального работника/ СИ. Асхаков.- Ростов-н/Д: Феникс, 2014–440, [1] с.

2.      Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. — М.: Инфра-М,2011

3.      НИУ БелГУ; под ред.: В. В. Бахарева и др.; рец.: В. П. Бабинцев, И. М. Невлева: Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики. — Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011

4.      Павленок П. Д.: Технологии социальной работы с различными группами населения. — М.: Инфра-М, 2011

5.      рец. Т. Н. Кузнецова; И. К. Свищева и др.: Азбука социального работника. -Белгород: Б.И., 2011

6.      Российская академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ; И. В. Стародубцева и др.: Анализ региональной антикризисной политики. — М.: Дело, 2010

7.      Васильчиков В. М.: Правовое обеспечение социальной работы. — М.: Академия, 2009.

Источник: https://moluch.ru/archive/88/17612/

Функции фонда социального страхования РФ

  • Система социального страхования в России возникла в 1903 году, когда был принят общероссийский закон о выплате вознаграждения рабочим и служащим и их семьям, в случае травмы или гибели от несчастного случая на производстве.
  • Подготовка к этому шагу началась значительно раньше – 1889 году, когда на рассмотрение государственного совета был предложен проект закона об ответственности владельцев предприятий за травмы и несчастные случаи на производстве, о формировании фонда для выплаты пособий пострадавшим на производстве и их семьям.
  • Закон 1903 года содержал ряд важных положений, явившихся основой для развития социального страхования в России.
  • В период существования СССР функции фонда социального страхования были расширены: средства направлялись не только на лечение, но и на профилактику заболеваний, оздоровление трудящихся и членов их семей.
  • Санатории, профилактории, детские лагеря отдыха финансировались из фонда социального страхования.

Какие бывают функции ФСС

Для рабочих и служащих главными функциями фонда ФСС представляется оплата временной нетрудоспособности, выплата пособий.

Наемные работники воспринимают Фонд как источник средств в определенных жизненных ситуациях.Но для того, чтобы средства расходовать, их вначале нужно получить.

Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия – часть средств от его капитализации.

Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.

Основные функции фонда социального страхования РФ – аккумуляция средств и контроль за их расходованием. Собранные средства расходуются на выплату пособий застрахованным лицам, по той или иной причине временно нетрудоспособным, а также получившим инвалидность, или семьям умерших.

При необходимости Фонд перераспределяет находящиеся в его распоряжении средства между отраслями и регионами.

Резервные, временно свободные деньги вкладываются в государственные ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью, то есть те, которые можно в любой момент быстро обменять на деньги. Небольшие проценты, которые начисляются по ценным бумагам, также поступают в распоряжение ФСС.

Фонд распоряжается сетью санаториев и профилакториев, следит за состоянием зданий и их ремонтом, назначает руководство этих учреждений.

Важны контрольные функции ФСС. Контролю подлежит уплата взносов работодателями, а также правильность выплаты пособий застрахованным лицам.

В случае невыплаты пособия, или выплаты в недостаточном объеме, если ошибка произошла по вине Фонда, застрахованное лицо получает возмещение недополученных средств.

Если по ошибке сотрудников Фонда произошла переплата, то с застрахованных лиц обычно не удерживаются перерасходованные деньги.

В том случае, если переплата произошла из-за умышленного обмана, если обнаружено предоставление неправильных сведений, утаивание информации, то переплаченные суммы могут быть взысканы.

Цели, на которые используются средства

Собранные средства расходуются для выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение, реабилитацию после травм, а также на погребение умерших.

Значительную часть средств ФСС направляет на пособия, связанные с материнством. Из фонда ФСС оплачиваются декретные отпуска женщинам, пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Для поощрения женщин, ответственно относящихся к материнству, выплачиваются пособия беременным, ставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Система выплат, связанных с материнством, направлена на стимулирование рождаемости.

Из средств Фонда выплачиваются пособия работникам, получившим инвалидность на производстве, оплачивается лечение и реабилитация, а также финансируются программы по улучшению условий труда и сокращению травматизма.

Фонду принадлежит сеть санаториев и профилакториев, в которые направляют на лечение и оздоровление льготные категории граждан.

В основные задачи фонда входит не только поддержка работников, получивших травму или заболевание на производстве, но и стимулирование улучшений условий труда, сокращение профессиональных заболеваний.

Как выполняются основные функции отделения фонда

Отделения Фонда регистрируют страховщиков, следят за правильностью уплаты взносов, при необходимости перераспределяют средства, вкладывают временно свободные деньги в ликвидные государственные ценные бумаги.

Получателями денег, при наступлении страховых случаев (нетрудоспособность, беременность и роды, уход за ребенком) являются застрахованные лица. Все работники, заключившие трудовой договор с работодателем, являются застрахованными.

  1. В их число могут входить иностранные граждане, при условии оформления документов, дающих законное право для работы в России, и заключившие трудовой договор с работодателем.
  2. Застрахованные женщины не только получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком, но и дополнительные медицинские услуги, которые оказывают им медицинские учреждения, предъявляющие Фонду счета в соответствии с Родовым сертификатом.
  3. Кроме прямой выплаты пособий, связанных с материнством, Фонд оплачивает патронажное медицинское обслуживание детей первого года жизни.

Важно знать, что при неофициальной работе, без заключения трудового договора, работник не является застрахованным, и не может претендовать на выплату пособий ФСС в случае временной нетрудоспособности.

Самозанятые граждане, ведущие свой бизнес или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны позаботиться о своей страховке в ФСС самостоятельно. Это касается и женщин, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Чтобы получить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и все прочие выплаты от ФСС, связанные с материнством, предпринимателям нужно предварительно зарегистрироваться в ФСС и вносить добровольные взносы.

Не являются застрахованными и те, кто состоит на учете в центре занятости, получает пособие по безработице. На пособия, получаемые в центре занятости, не начисляются взносы в ФСС, поэтому не выплачиваются пособия Фонда в случае болезни, а также в связи с материнством.

Документы, на основании которых выплачиваются средства, являются бланками строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты.

Одно из следствий этого – повышенные требования к правильности заполнения документов. Например, в листе нетрудоспособности нельзя делать записи шариковой ручкой синего цвета; можно только перьевой, гелиевой или капиллярной, чернилами черного цвета.

Фонд социального страхования контролирует расходование средств, следит за их целевым использованием.

Что входит в правовые основы обязательного социального страхования, читайте тут.

Законодательство в области социального страхования не вполне завершено, жизнь нередко ставит вопросы, на которые нет законодательно утвержденного ответа.

Это связано и с многоплановостью деятельности Фонда, и со сложной финансовой структурой. Идет работа по совершенствованию нормативно-законодательной базы. Возможно, некоторые функции Фонда со временем перейдут к другим организациям.

Новые информационные технологии, внедряемые сейчас во все сферы жизни, во многом изменили работу Фонда. Улучшился доступ к информации, она стала передаваться более оперативно. В то же время возросла отчетность.

Маловероятно, что отчетность сократится, но идет работа по улучшению программного обеспечения для работы с информацией, для оперативного заполнения отчетных форм с помощью компьютерных программ.

Оперативная работа со страховщиками – одно из направлений развития. Современные средства связи, в том числе Интернет, позволяют обеспечить своевременный обмен информацией, улучшить собираемость средств.

Средства Фонда расходуются преимущественно на оплату больничных листов и на выплату пособий по инвалидности. Это не является оптимальным решением.

Одна из программ развития – увеличение размера средств, направляемых на профилактику заболеваний и травматизма. Ранняя реабилитация после травм и заболеваний – тоже одна из важнейших задач, которая в настоящее время финансируется недостаточно.

  • Кроме денег, массовая реабилитация выздоравливающих требует значительной организационной работы, привлечения специалистов, предоставления помещений для лечебной гимнастики.
  • Одним из приоритетных направлений развития является увеличение финансирования мер, направленных на уменьшение заболеваемости у детей.
  • Специалисты отмечают случаи некачественного оказания медицинских услуг, выполняемых в рамках программы «Родовой сертификат».

Уравнительный характер страховых взносов также является предметом критики. Сделаны шаги в сторону дифференциации взносов в зависимости от степени риска, связанного с работой в той или иной сфере деятельности.

  1. Предлагается внедрить гибкую шкалу для определения страховых взносов, учитывающую степень защищенности работников на конкретном предприятии.
  2. Итак, ФСС гарантирует социальную защиту трудящихся, направляет средства на лечение, реабилитацию; оплачивает декретные отпуска и уход ха ребенком, медицинские услуги беременным женщинам и детям.
  3. В случае отсутствия договора можно застраховаться, добровольно делать взносы в ФСС и пользоваться правом на все выплаты, связанные с материнством или временной нетрудоспособностью.
  4. Какие бывают виды обязательного социального страхования в Российской Федерации, вы можете узнать в этой статье.
  5. Как представлена организационная структура фонда социального страхования Российской Федерации, читайте тут.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/soc/fond-socialnogo-strahovanija/funkcii-v-rf.html

Фонд социального страхования, его функции, формирование и использование

Фонд социального страхования (ФСС) является вторым после Пен­сионного фонда крупным источником финансовых ресурсов, предназна­ченных на социальные цели (табл.).

Фонд создан в целях обеспечения государственных гарантий в систе­ме социального страхования и повышения контроля за правильным и эф­фективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722. Этот документ регламентирует организацию и функцио­нирование фонда. Фонд образован в целях реализации конституционно­го права граждан на социальное обеспечение в случаях, установленных законодательством РФ, и выплату гражданам в этой связи следующих видов пособий:

  • — по временной нетрудоспособности;
  • — беременности и родам;
  • — женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • — при рождении ребенка;
  • — по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • — на погребение или возмещение стоимости гарантированного пе­речня ритуальных услуг;
  • — санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

В соответствии с Законом от 16 июля 1999 г.

№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное стра­хование определено как частъ государственной системы социальной защи­ты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответ­ствии с федеральным законом страхование работающих граждан от воз­можного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. В этом же документе оп­ределены основные принципы осуществления обязательного социально­го страхования:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования на основе эквивалентности страхового обеспечения средст­вам обязательного социального страхования;

  1. — всеобщий обязательный характер социального страхования, дос­тупность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц;
  2. — государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств 00 обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  3. — государственное регулирование системы обязательного социаль­ного страхования;
  4. — паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системой обязательного социального страхования;
  5. — обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  6. — ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  7. — обеспечение надзора и общественного контроля;
  8. — автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Правовые основы деятельности фонда установлены Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. № 101 (в редакции постановле­ния Правительства РФ от 19 июля 2002 г. № 541).

Фонд социального страхования управляет средствами государствен­ного социального страхования Российской Федерации.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреж­дением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении фонда, а так­же имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

  • Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответст­вующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
  • Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда Утверждаются председателем фонда.
  • Задачи фонда:
  • — обеспечение гарантированных государством пособий по времен­ной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ре­бенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального по­собия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работни­ков и их детей;
  1. — участие в разработке и реализации государственных программ ох­раны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  2. — осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
  3. — разработка совместно с Министерством труда и социального раз­вития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах та­рифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  4. — организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  5. — сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других го­сударств и международными организациями по вопросам социального страхования.
  6. Средства фонда формируются за счет:
  7. — страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  8. — страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной тру­довой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  9. — страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятель­ность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государст­венному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в фонд;
  10. — доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вкла­ды. Помещение этих средств фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствую­щий период;
  11. — добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  12. — поступления иных финансовых средств, не запрещенных законо­дательством;
  13. — ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиацион­ных аварий на других атомных объектах гражданского или военного на­значения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

— прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или про­фессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств фонда; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др.). Средства фонда направляются на:

  • — выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременно­сти и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня риту­альных услуг;
  • — оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком — инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • — оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • — частичное содержание находящихся на балансе страхователей са­наториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикамен­ты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • — частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • — частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского со­става и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • — оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • — создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фон­да на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется Ин­струкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной фондом со­вместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министер­ством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участи­ем Центрального банка России;
  • — обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управ­ления фонда;
  • — финансирование деятельности подразделений органов исполни­тельной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и кон­троля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • — проведение научно-исследовательской работы по вопросам соци­ального страхования и охраны труда;
  • — осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников фонда, активно участвующих в реализации ме­роприятий по социальному страхованию;
  • — участие в финансировании программ международного сотрудни­чества по вопросам социального страхования.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается зачисле­ние средств социального страхования на личные счета застрахованных.

  1. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевре­менной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреж­дениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собствен­ности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социаль­ному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социально­му страхованию.
  2. Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию реша­ют вопросы о расходовании средств социального страхования, преду­смотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и чле­нов их семей, о распределении застрахованным путевок для санатор­но-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств фонда, рассматривают спорные вопросы обеспечения пособиями по социальному страхованию.
  3. Уплата страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.
  4. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денеж­ном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением ви­дов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нор­мативным актам страховые взносы не начисляются.
  5. Работодатели и банки обязаны представлять работникам фонда необ­ходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, в со­ответствии с законодательством.

Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевремен­ность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством. При нарушении плательщиками и банками по­рядка уплаты и перечисления страховых взносов в фонд к ним применя­ются финансовые санкции.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — фондом с участием профессиональных сою­зов. Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате кон­трольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы фонда с учетом от­числений, производимых налоговым органом в соответствии с законода­тельством.



Источник: https://infopedia.su/11x4d97.html

Фонд социального страхования

Деятельность фонда социального страхования регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ и состоит из: региональных отделений; центральных отраслевых отделений; филиалов отделений.

Основным источником денежных средств фонда является единый социальный налог.

Финансовые функции Фонда заключаются в:

  • регулировании финансовых потоков;
  • аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования;
  • обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.

Характеристика фонда социального страхования

Характерной особенностью функционирования системы государственного социального страхования в России является то, что основную работу по назначению и выплате пособий, прежде всего пособий по временной нетрудоспособности, осуществляет работодатель.
Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения, являющиеся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, фактически выполняют организационные и финансово – контрольные функции.

  • Средства централизованного резерва Фонда направляются на дотации региональных отделений Фонда с целью осуществления расходов по выплате пособий и на проведение оздоровительных мероприятий.
  • Региональные отделения и центральный аппарат Фонда осуществляет контроль:
  • за своевременным и правильным начислением работодателями страховых взносов,
  • за целевым использованием страховых средств, обоснованностью назначения и выплат различных пособий, поступлением средств по частичной оплате путевок на санаторно-курортное лечение.

Распределением средств социального страхования на предприятии занимаются руководитель и главный бухгалтер, которые несут ответственность за правильность их использования.

При этом рассмотрение спорных вопросов по обеспечению пособиями по социальному страхованию, а также распределения путевок на санаторно-курортное лечение, семейный отдых и т.д.

должны осуществляться на этом предприятии комиссией по социальному страхованию.

  Финансовая деятельность государства

Функции ФСС

Функции фонда социального страхования с учетом его назначения и решаемых задач:

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
  • оплата пособий по беременности и родам;
  • пособий при рождении ребёнка;
  • пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • оплата родовых сертификатов;
  • доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;
  • доплата за диспансеризацию работающих граждан;
  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан занятых на работах с вредными и опасными факторами;
  • оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей) и др.

(14

Источник: https://fingramm.ru/fond-cos-ctraxovaniya.html

Комиссия по социальному страхованию на предприятии

Все компании и предприятия должны отчислять средства в страховые фонды. ФСС – это один из органов, получающих средства. Для работы в сфере социального страхования создается комиссия. Она контролирует исполнение социальных гарантий. На нее возлагается целый ряд функций.

Функции комиссии

Комиссия создается в тех организациях, у которых имеется регистрация в ФСС. Основание ее создания – пункт 11 Постановления Правительства №101 от 12 февраля 1994 года. Комиссия наделяется этими функциями:

  • Принятие решений касательно отдыха и оздоровления сотрудников. Сюда входят направления в санатории, профилактории. Средства могут тратиться как на оплату путевок, так и на содержание профилакториев.
  • Распределение путевок в профилактории с контролем над порядком выдачи.
  • Контроль над числом сотрудников, которые претендуют на санитарно-курортное лечение.
  • Обеспечение выплат по соцстрахованию.
  • Подтверждение прав на пособия, предоставленные по решению администрации.
  • Решение споров, относящихся к сфере социальных пособий.
  • Контроль над санаториями, профилакториями.
  • Контроль над распределением выплат.

Комиссия контролирует выплаты, следит за порядком их выдачи, сроками. Она должна обеспечивать соблюдение закона.

Права и обязанности

Комиссия наделяется этими правами:

  • Контроль над правомерностью осуществляемых выплат (проверки выполняются на основании решения комиссии или жалобы трудового коллектива).
  • Направление запросов, касающихся соцстрахования, в администрацию.
  • Вынесение решений на основании материалов, полученных от администрации.
  • Участие в расследовании несчастных случаев, создание акта по итогам расследования.
  • Принятие участия в мероприятиях, проводимых ФСС.
  • Создание плана оздоровления для работников, которые в нем нуждаются.
  • Запрос у ФСС различных материалов.
  • Направление уведомлений в ФСС при наличии нарушений на предприятии.
  • Отправка в ФСС бумаг, касающихся порядка деятельности комиссии.
  • Создание ежегодного отчета о произведенной деятельности.
  • Рассмотрение жалоб работников в течение 10 суток.
  • Контроль за предоставлением листов нетрудоспособности, выданных профилакторием.
  • Прохождение обучения, организуемого ФСС.
  • Внесение предложений касательно улучшения деятельности ФСС.

Комиссия наделяется также этими обязанностями:

  • Организация ознакомительных процедур, разъяснений, индивидуальных консультаций.
  • Сверка истраченных средств с данными, предоставляемыми ФСС.
  • Создание перечня сотрудников, которые имеют право на материальную помощь.
  • Создание перечня работников, которые болеют.
  • Возмещение истраченных средств, если трата их была нецелесообразной.
  • Создание и ведение реестра застрахованных работников.
  • Проверка качества медицинского обслуживания работников.
  • Обеспечение доступа сотрудников к сведениям.
  • Контроль над правильностью составления документации, касающейся социальной сферы.

Комиссия занимается практически всеми социальными вопросами. Она принимает в том числе и финансовые решения. Для реализации ряда прав комиссии понадобится приказ руководителя.

Особенности создания

Комиссия включает в себя сотрудников, работающих в организации. Для избрания участников нужно назначить общее собрание. Назначаются члены комиссии на основании их добровольного согласия.

Как правило, в комиссию входят представители администрации компании, руководители местного профсоюза. Имеет смысл назначать именно их, так как у этих сотрудников есть общие представления о работе с социальным направлением.

Их работа будет более эффективной.

Если в компании работает меньше 1000 сотрудников, достаточно общей комиссии. Если же число работников превышает этот лимит, нужно создавать комиссии для каждого подразделения. Управленческий орган формируется на основании приказа руководителя. В него включается эта информация:

  • Название компании.
  • Номер приказа.
  • Дата издания.
  • Ссылка на закон, на основании которого создается комиссия (пункт 11 Положения №101).
  • ФИО и должность всех участников комиссии.
  • Срок функционирования органа.
  • Подпись руководителя.

С документом нужно ознакомить трудовой коллектив. Руководитель может определить права и обязанности участников, дать им различные гарантии.

Источник: https://assistentus.ru/sotrudniki/komissiya-po-socialnomu-strahovaniyu/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий