Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию — субъекты, объекты, застрахованные лица

В этой статье:

Рекомендуем!  Обязательное страхование имущества физических лиц: законодательство, особенности, формы и виды

Источник: http://podzontom.net/strahovanie/info-3/subekty.html

Кто подлежит обязательному социальному страхованию?

В категории обязательного социального страхования предусмотрено несколько категорий граждан, которые могут претендовать на финансовую поддержку ФСС в случае наступления страхового случая.

В отношении их разработаны условия, регламентирующие порядок уплаты страховых взносов, получения компенсаций и их размеры. Так же государственными нормативами определены и сами категории таких лиц.

Кто определяет классификацию лиц, подлежащих обязательной страховке?

Перечень лиц, которые могут, и должны быть застрахованы в рамках федеральной социальной программы, составляется и учреждается на государственном уровне. Эти списки могут видоизменяться в зависимости от принятых Думой постановлений, выделенных ежегодных ассигнований из бюджетного резерва и от поправок в федеральных законах.

Составление такого перечня основано на приоритетах сохранения здоровья нации, в отношении которых действует федеральная социально-страховая программа.

Кроме этого, в учет принимаются обстоятельства, сопутствующие трудовой деятельности разных категорий застрахованных лиц, степень производственной опасности для отдельных профессиональных групп, а также социальные обстоятельства и требования в отношении гражданской ответственности.

Группы лиц, являющиеся обязательными для оформления страховки

Существует четкая классификация отдельных социальных групп, подлежащих обязательному страхованию в рамках деятельности фонда социального страхования. Они составляют основной перечень, составленный с учетом вида социального страхования:

  • Выплата пособий по состоянию здоровья;
  • Финансовая поддержка по инвалидности;
  • Дотации по факту временной безработицы;
  • Страховки по временной утрате трудоспособности.

Также в этот перечень включаются выплаты по материнству, автогражданской ответственности, финансовым рискам, страхование членов многодетных семей.

Какие категории граждан подлежат этому?

Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию — субъекты, объекты, застрахованные лица

Наиболее обширная категория лиц, в отношении которых выдвигаются строгие требования по соцстрахованию – это те, кто обязан иметь полис медицинского страхования. В этой категории состоят:

  • Государственные деятели, занимающие высокие посты;
  • Лица, занимающие должности в муниципальных органах управления;
  • Муниципальные и гражданские служащие;
  • Священнослужители различных религиозных конфессий, имеющих регистрацию на территории страны;
  • Лица, лишенные свободы по приговору судебных органов, и участвующие в общественных и производственных работах с фактической оплатой труда;
  • Иностранные граждане, трудящиеся в отечественных учреждениях и организациях, при условии уплаты страхователем взносов в их пользу;
  • Сотрудники производственных, коммерческих предприятий и сферы услуг, работающие по трудовым договорам;
  • Женщины, пребывающие на любой стадии беременности до родов, а также после рождения ребенка;
  • Лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, но ведущие лицензированную частную деятельность. К этой категории относятся, в частности, нотариусы, адвокаты;
  • Учредители, руководители и сотрудники частных фермерских хозяйств;
  • Лица, осуществляющие свою деятельность в рамках индивидуального предпринимательства;
  • Лица, работающие в государственных и коммерческих учреждениях на условиях штатного расписания и за которых работодатель уплачивает страховые регулярные взносы.

В этой категории лиц, подлежащих обязательному страхованию, не только застрахованный человек имеет право на компенсацию из ФСС.

В случае полной утраты им трудоспособности либо в случае его смерти выгодоприобретателями могут являться члены его семьи или ближайшие родственники.

Также претендовать на выплату пособий могут иждивенцы, находящиеся на обеспечении застрахованного лица в случае его смерти.

Денежная сумма также выплачивается детям, не достигшим совершеннолетия, если застрахованным лицом являлся один из их родителей. Если дети застрахованного продолжают получение высшего образования, то они имеют право претендовать на пособия до завершения обучающего процесса.

Типы финансовой поддержки данным лицам

Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию — субъекты, объекты, застрахованные лица

На государственном уровне разработана практичная схема финансовой поддержки застрахованных в обязательном порядке лиц и членов их семей. Получить денежную поддержку они могут в одном из предложенных форматов: в виде страховой одноразовой выплаты, в форме единовременного пособия по факту утраты трудоспособности на время восстановления здоровья. Также выплаты производятся в формате регулярных пособий при наступлении инвалидности и полной утрате здоровья.

В некоторых случаях фондом выплачиваются пособия, направленные на покрытие дополнительных издержек, связанных с прохождением лечения или пребыванием в заведениях санитарно-курортного типа. Это может быть оплата расходов, связанных с необходимой медицинской, социальной или профессиональной реабилитацией после лечения или вследствие наступления иных страховых случаев.

Кто не подлежит соцстрахованию?

Фондом соцстрахования могут быть приняты решения об отказе в выплатах разных категорий пособий. Такие ограничительные меры принимаются с целью недопущения необоснованных выплат и ограничения злоупотреблений средствами фонда в корыстных целях. К тому же существуют целые категории граждан, которые по различным обстоятельствам просто не имеют права на средства ФСС.

Например, никакие виды пособий не будут начисляться лицам, лишь недавно прибывшим на территорию Российской Федерации с целью получения гражданства, но на момент подачи заявления не имеющим российского подданства.

Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию — субъекты, объекты, застрахованные лица

Также не стоит рассчитывать на социальные выплаты тем, кто не имеет страховых свидетельств и собственных номеров страховых счетов СНИЛС. Обычно каждому гражданину присваивается такой номер и выдается свидетельство обязательного страхования.

Однако к некоторым категориям жителей страны это правило не относится. Например, в некоторых религиозных течениях не принято пользоваться присвоенными номерами СНИЛС и идентификационными номерами.

Соответственно, такие граждане не могут претендовать на получение страховых выплат по обязательному страхованию.

Не выплачиваются средства социального обязательного страхования лицам, которые работают неофициально по отдельным категориям выплат — в связи с травмами во время производственных процессов, по болезням. Сюда же относятся те работники, которые ведут незарегистрированную частную деятельность.

Поскольку перечисленные категории граждан не смогут претендовать на социальные выплаты, то и стать субъектами системы социального страхования они тоже не смогут — им будет в этом отказано.

В некоторых случаях фонд социального страхования может отказать в выплате пособий даже некоторым застрахованным лицам.

Не будут осуществляться страховые выплаты в тех случаях, когда ярко прослеживаются корыстные мотивы в действиях застрахованного лица.

Например, лишен пособий по инвалидности или болезни будет тот человек, который умышленно причинил себе травмы или ранения, либо иным образом имитировал страховой случай с целью получения страховой выплаты.

К категории лиц, не имеющих права претендовать на пособия в связи с утратой трудоспособности, относятся и те, кто проходит реабилитационные процедуры или лечение по приговору судебных органов в принудительном порядке.

Ограничения могут быть использованы также по причинам бюрократического характера. Особенно это проявляется в тех ситуациях, когда один или несколько из необходимых документов оформлены некорректно или были поданы после истечения установленного периода.

Источник: https://socstrah24.ru/kto-podlezhit-socstrahovaniyu/

Застрахованные лица

К застрахованным лицам относятся лица, в пользу которых осуществлено социальное страхование. Такими лицами являются: граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; члены крестьянских фермерских хозяйств, даже родовых общин малочисленных общин народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. При наступлении страхового случая их обеспечение осуществляется за счет страховых средств. Застрахованные лица как участники социального страхования наделены определенными правами и несут определенные обязанности. При обязательном страховании они устанавливаются законами, при добровольном — договорами страхования. В соответствии с действующим законодательством РФ застрахованные лица имеют право:
  • • на своевременное и полное получение страхового обеспечения. Его условия и порядок устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В отдельных случаях (например, при потере кормильца) страховое обеспечение распространяется и на членов семьи застрахованного, а также лиц, находящихся на его иждивении. Правила такого обеспечения устанавливаются федеральными законами;
  • • на защиту ими лично или через представителя своих прав, в том числе и в суде. В качестве представителя застрахованных могут выступать их доверенные лица, профсоюзы;
  • • на участие через своего представителя или профсоюз в управлении социальным страхованием. Однако следует отметить, что данное право осуществляется недостаточно активно, условия для его реализации не созданы. Оно, скорее, продекларировано, чем выполняется, так как не созданы механизмы его реализации;
  • • на получение информации о деятельности других субъектов социального страхования — страховщиков и страхователей. С вступлением в 2002 г. в силу закона о пенсионном обеспечении это право приобрело особую значимость. Оно дает основание и позволяет получать информацию о наличии и движении пенсионных средств на накопительном счете и на индивидуальном лицевом счете страховой части пенсии;
  • • на внесение предложений о тарифах страховых взносов страховщикам и в правительство. Реализация этого права может осуществляться либо через представителя застрахованного лица, либо через профсоюз;
  • • защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

Обязанности застрахованных лиц:

  • • своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения для назначения и выплаты страхового обеспечения. Перечень и характер предоставляемых документов определяются соответствующими федеральными законами по конкретным видам социального страхования, подзаконными актами Правительства РФ, инструкциями соответствующих ведомств;
  • • соблюдать условия, установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;
  • • сообщать страховщику обо всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения;
  • • вносить страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • • возмещать причиненный ущерб страховщику в результате противозаконных действий.

  Посмотреть оригинал

Источник: https://ozlib.com/808429/sotsium/zastrahovannye_litsa

Субъекты обязательного социального страхования — кто является, застрахованные лица

Орган социального страхования был создан для защиты российских граждан от различных страховых случаев, с которыми они могут столкнуться вследствие потери работы, утраты трудоспособности, проблем со здоровьем и т. д.

Все страховые выплаты финансируются из специальных внебюджетных фондов, финансирование которых осуществляется за счёт взносов.

Именно целевые взносы, которые регулярно делают работодатели (коммерческие и государственные структуры, а также индивидуальные предприниматели), являются основным источником пополнения фонда социального страхования населения.

Кто является субъектами

В соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством к субъектам обязательного страхования относятся:

  • Лица, принимающие участие в страховании (российские граждане, состоящие в трудовых отношениях с коммерческими и государственными организациями, либо индивидуальными предпринимателями).
  • Работодатели (страхователи).
  • Страховщики.

В качестве страхователя может выступать как коммерческая и государственная организация, так и индивидуальный предприниматель, использующий в своей хозяйственной деятельности труд наёмных работников.

Страховщиками могут быть не государственные компании, которые своевременно выполняют взятые на себя финансовые обязательства перед застрахованными российскими гражданами в случае наступления страхового случая.

Правовой статус субъектов социального страхования определяется Федеральным законодательством Российской Федерации от 16.07.199 № 165-ФЗ.

Статус застрахованного лица могут получить:

  • российские граждане (имеющие гражданство РФ);
  • жители Российской Федерации, которые не имеют гражданства;
  • граждане иностранных государств, временно проживающие на российской территории.

Застрахованными лицами могут стать как наёмные работники, так и лица, самостоятельно обеспечивающие себя доходом, полученным от предоставления услуг или выполнения работ.

Они обязаны, в соответствии с Федеральным российским законодательством, регулярно платить в бюджет страховые взносы, установленные соответствующими нормативными актами.

Права и обязанности

Застрахованные граждане имеют право не только своевременно получать финансовые выплаты при наступлении страховых случаев, но и:

  • получить правовую помощь при защите их прав в судебной инстанции;
  • вносить свои рационализаторские предложения, которые помогут улучить работу страховых организаций;
  • принимать активное участие в обязательном или добровольном страховании;
  • получать доступ к информации, которая касается финансовой деятельности, как страхователей, так и страховщиков и т. д.

В обязанности застрахованных лиц входит своевременное перечисление обязательных взносов, а также предоставление документации (свидетельствующей о наступлении страхового случая) для проведения проверки.

Права страховщиков заключаются в следующем:

  • не только назначать, но и проводить экспертизу документации, свидетельствующей о наступлении страхового случая;
  • внимательно следить за соблюдением действующего на территории Российской Федерации законодательства и выявлять его нарушения;
  • не принимать к исполнению документы, подтверждающие наступление страхового случая, которые составлены с явными нарушениями;
  • тотально проверять бумаги, оформленные на оплату страховых выплат;
  • внимательно следить за поступлениями от застрахованных лиц и страхователей (за своевременностью и полнотой перечисления взносов);
  • при выявлении нарушений взыскивать недоимки в пользу фонда Социального страхования;
  • притягивать нарушителей к ответственности через арбитражный суд или любую другую официальную инстанцию и т. д.

В обязанности страховщиков входит:

  1. разработка страховых тарифов;
  2. обеспечение регулярных поступлений взносов в фонд Социального страхования;
  3. информирование застрахованных лиц и страхователей о любых изменениях в работе фонда и страховых тарифов, а также Федерального законодательства;
  4. ведение учёта страховых поступлений и регистрирование всех страхователей;
  5. обеспечение доступа застрахованным лицам и страхователям к информации, касающейся деятельности фонда Социального страхования и т. д.

Страхователи имеют право:

  • принимать активное участие в социальном страховании;
  • своевременно знакомиться с изменениями действующего Федерального законодательства;
  • вести диалог с представителями фонда Социального страхования об обоснованности установленных тарифов и вносить свои предложения относительно их снижения;
  • следить за распределением страховых взносов, полученных фондом от застрахованных лиц;
  • в судебном порядке защищать свои права;
  • использовать льготы, которые установлены российским законодательством и т. д.

В обязанности страхователей входит:

  • своевременная постановка и снятие с учёта в фонде Социального страхования;
  • хранение первичной документации о начислении ежемесячных сборов;
  • своевременное перечисление обязательных взносов.

У кого возникают отношения по социальному страхованию

Отношения по социальному страхованию возникают:

  • у страхователей с наёмными работниками – с момента подписания трудового договора (работодатель должен оплачивать за свой трудовой коллектив обязательные взносы);
  • у страхователей со страховщиками – с момента официальной регистрации в фонде Социального страхования;
  • у страховщиков с застрахованными лицами – с момента начала официальных трудовых взаимоотношений с работодателем, который провёл обязательную регистрацию своих наёмных работников в фонде;
  • у страховщиков с застрахованными лицами, которые самостоятельно обеспечивают себя работой – с момента их регистрации.

В соответствии с российским законодательством, с момента подписания трудового договора, у всех сторон возникают страховые обязательства:

  1. застрахованное лицо обязано выполнять свои трудовые обязанности;
  2. страхователь обязан ежемесячно (при начислении заработной платы) исчислять страховой сбор и перечислять его на расчётный счёт фонда;
  3. страховщик обязан проводить регистрацию, принимать взносы, проверять их полноту, а также документальную обоснованность наступивших страховых случаев.

За любые нарушения субъекты обязательного социального страхования, их характеристика определяется в зависимости от страхового случая, могут быть привлечены к административной ответственности.

Изменения в отношениях по обязательному страхованию могут возникнуть в следующих случаях:

  • при увольнении наёмного работника;
  • при переводе работника на другую должность, предусматривающую увеличение заработной платы;
  • при потере работником трудоспособности и т. д.

Какие бывают виды социальных рисков и обеспечения

На сегодняшний день российскими законами установлены следующие страховые случаи:

  • потеря работы;
  • болезнь или смерть;
  • необходимость в санаторном лечении;
  • получение инвалидности на производстве;
  • необходимость в медицинском обслуживании;
  • декретный отпуск;
  • забота об иждивенцах (недееспособных детях, престарелых родителях и т. д.):
  • пенсионный возраст;
  • потеря кормильца.

При наступлении любого из страховых случаев, застрахованному лицу необходимо предоставить в фонд подтверждающую документацию. После её проверки сотрудниками фонда страховщиком будут перечислены денежные средства на карточный счёт застрахованного лица.

Когда у застрахованных лиц единовременно наступает несколько страховых случаев, они должны по каждому из них представить фонду документы, которые будут подлежать проверке.

При принятии решения относительно таких выплат фонд Социального страхования будет руководствоваться Федеральным законодательством.

Действующее российское законодательство обязывает работодателя страховать своих наёмных работников от различных несчастных случаев. Фонд социального страхования финансируется за счёт ежемесячных взносов и сборов, величина которых зависит от оклада и страхового тарифа.

  • Благодаря участию в социальном страховании российские граждане получат денежную компенсацию, как при заболевании, при полной или частичной потере трудоспособности, а также при других страховых случаях.
  • Как происходят расчеты с фондами социального страхования, вы можете узнать в этой статье.
  • Про характеристику субъектов обязательного социального страхования рассматривается тут.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/soc/objazatelnoe-socialnoe-strahovanie/subekty.html

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

определен статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Застрахованные лица по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат:

  • граждане РФ,
  • постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства,
  • а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Из указанных категорий обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат:

  • лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
  • государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
  • лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
  • члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
  • священнослужители;
  • лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду 1.

1 Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду».

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» являются застрахованными лицами.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера

  • подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они
  • добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и
  • уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при соблюдении условий, предусмотренных

  • Федеральным законом N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также
  • Федеральным законом N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и
  • Федеральным законом N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения

  • при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»),

  • имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности
  • при условии уплаты за них страховых взносов страхователями 2, указанными в части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,
  • за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

2 Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Лицами, работающими по трудовым договорам, признаются лица

  • заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также
  • лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

Для обеспечения федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством законодательными, нормативными правовыми актами РФ, субъектов Российской Федерации

  • могут устанавливаться и иные выплаты,
  • финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Страхователи по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

  • организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;
  • индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

К страхователям по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством приравниваются:

  • адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств,
  • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой),
  • члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные Федеральным законом N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Страховщики по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется

  • страховщиком, которым является Фонд социального страхования РФ.

Фонд социального страхования РФ 3 и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Правовой статус и порядок организации деятельности Фонда социального страхования РФ определяются федеральным законом.

Источник: https://kolesovgb.ru/index.php/sotsialnaya-zashchita/sotsialnoe-strakhovanie/633-litsa-podlezhashchie-obyazatelnomu-sotsialnomu-strakhovaniyu-na-sluchaj-vremennoj-netrudosposobnosti-i-v-svyazi-s-materinstvom

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности

«Управление персоналом», 2006, N 6

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности

В советское время государственное (т.е. обязательное) социальное страхование распространялось на всех трудящихся, занятых в общественном производстве.

Социальному страхованию подлежали все рабочие и служащие независимо от места работы (государственное, общественное, кооперативное предприятие, учреждение, организация, личное потребительское хозяйство отдельных граждан), ее характера и продолжительности, других обстоятельств.

Социальное страхование охватывало также членов колхозов и иных кооперативных организаций. Наравне с рабочими и служащими страхованию подлежали отдельные категории трудящихся, не относящиеся к наемным работникам, но близкие к ним по социальному положению и условиям труда: адвокаты, члены артелей старателей.

Широкая сфера действия государственного социального страхования предопределяла практически всеобщность обеспечения трудящихся при наступлении временной нетрудоспособности, а также при рождении и воспитании детей.

Российское законодательство последнего десятилетия прошлого века не внесло существенных изменений в сферу действия обязательного социального страхования, хотя и несколько расширило ее, включив в круг застрахованных отдельные новые категории работающих граждан (в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, лиц, осужденных на лишение свободы и привлекаемых к труду). Право добровольного присоединения к государственной системе обязательного страхования было предоставлено таким новым категориям самостоятельно занятых лиц, как частные детективы, частные охранники и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В настоящее время в связи с заменой страховых взносов единым социальным налогом круг лиц, подлежащих страхованию, определяется, по-видимому, Налоговым кодексом. В соответствии с п. 1 ст. 236 и п. 3 ст.

238 НК РФ единый социальный налог в Фонд социального страхования начисляется на выплаты (вознаграждения) лицам, работающим по трудовому договору.

Следовательно, обязательному социальному страхованию подлежат теперь только работники.

Налоговый кодекс, возлагая на работодателей обязанность уплаты единого социального налога, на первый взгляд, обеспечивает обязательное социальное страхование всех работников.

Но на самом деле из-за некоторых юридических «тонкостей», по меньшей мере, одна категория работников не охватывается этим страхованием и лишается права на получение страховых выплат и услуг . Это — граждане, занятые у работодателей — физических лиц в качестве домашних работников, секретарей, водителей и т.

п. Согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса не признаются объектом обложения единым социальным налогом выплаты работодателей — физических лиц в пользу работников, если такие выплаты не уменьшают их налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Поскольку Налоговым кодексом такое уменьшение налоговой базы для этой категории налогоплательщиков не предусмотрено, то вознаграждение за труд лицам, работающим у них по трудовому договору, не подлежит налогообложению. Как подчеркивает Шаталов С.Д.

, формально оставаясь плательщиками единого социального налога, работодатели — физические лица не обязаны его уплачивать .

———————————

До 1 января 2005 г. не подпадали под обязательное пенсионное страхование и лица, работающие по трудовому договору в потребительских кооперативах. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст.

238 Налогового кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. С 1 января 2005 г. пп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса утратил силу.

Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). М.: МЦФЭР, 2004. С. 887 — 888.

Это налоговое правило противоречит ст. 2 Трудового кодекса, которая относит обеспечение права работников на обязательное социальное страхование к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений.

Это означает, что в период своей трудовой деятельности работник должен быть застрахован от всех видов социального риска. В ст. ст.

21 и 22 Трудового кодекса закреплено также право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральным законом, и обязанность работодателя осуществлять такое страхование своих работников. И хотя данная в ст.

21 формулировка права работника на обязательное социальное страхование не совсем корректна , нет никаких оснований полагать, что она имеет более узкое содержание, чем прежняя классическая формулировка трудового законодательства — «все работники подлежат обязательному социальному страхованию».

———————————

Тучкова Э.Г. считает, что в ст.

21 ТК законодатель допустил смешение права на обязательное социальное страхование с правом на обеспечение в порядке такого страхования, которое действительно обусловлено наступлением определенного страхового случая, предусмотренного законом. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование / В сб.: Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. М.: Проспект, 2004. С. 389.

Что касается работников, занятых у работодателей — физических лиц, то в Трудовом кодексе содержатся специальные нормы, гарантирующие их включение в систему обязательного социального страхования (ст. 303).

Анализируя обеспечение права работников на обязательное социальное страхование, нельзя не отметить особенности страхования работников тех работодателей, которые применяют специальные налоговые режимы.

Расходы на их страхование покрываются за счет единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога.

Определенная доля этих налогов взамен единого социального налога поступает в Фонд социального страхования, но этих поступлений явно недостаточно для выплаты всех страховых пособий в установленных законодательством размерах.

Поэтому за счет средств Фонда пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. Остальная часть пособия выплачивается работодателем из собственных средств. Но при очередной уплате соответствующего налога он вправе уменьшить его размер или размер налогооблагаемой базы на сумму выплаченных пособий, то есть непосредственные затраты работодателя на обеспечение заболевших работников возмещаются ему полностью или частично.

Такой порядок финансирования и предоставления пособия по временной нетрудоспособности существенно ущемляет права застрахованных, так как выплата пособия в части, возложенной на работодателя, зависит исключительно от его финансового положения и «доброй воли».

Ни страховщик, ни налоговые органы не контролируют добросовестность исполнения работодателем этой обязанности.

Ущемляются и интересы страховщика, поскольку поступающие в его распоряжение доходы от специальных налогов не покрывают полностью расходов даже по частичному обеспечению указанных работников.

Отмеченное снижение материальных, организационных и правовых гарантий права на один из основных видов обеспечения по социальному страхованию — пособие по временной нетрудоспособности — касается многочисленных категорий застрахованных (работников торговли и бытового обслуживания, сельскохозяйственных работников и т.п.

). Очевидно, что поддержка малого бизнеса не должна осуществляться за счет застрахованных. В целях обеспечения выплаты полагающихся пособий по болезни, на наш взгляд, следовало бы распространить на соответствующие категории работодателей общий порядок уплаты единого социального налога в Фонд социального страхования.

Поскольку Налоговый кодекс фактически признает подлежащими обязательному социальному страхованию только лиц, работающих по трудовому договору, возникает вопрос, относятся ли к ним члены сельскохозяйственных и иных производственных кооперативов. Действующее российское законодательство, к сожалению, не дает на него однозначного ответа.

В отличие от КЗоТ РФ, в котором было прямо указано (ст. 3), что труд членов колхозов регулируется их уставами, а также законодательством, относящимся к колхозам и иным кооперативным организациям, Трудовой кодекс обходит вопрос о правовой природе отношений по труду членов производственных кооперативов.

Во всяком случае, в нем не содержится норм, отражающих особенности возникновения, существования и прекращения отношений по труду членов производственных кооперативов. Установленный ч. 1 ст.

11 Трудового кодекса основной критерий сферы действия трудового законодательства по кругу лиц — заключение трудового договора — явно недостаточен для четкой правовой квалификации природы трудовых отношений членов производственных кооперативов.

После принятия Трудового кодекса не подверглись каким-либо изменениям соответствующие статьи Гражданского кодекса, в частности ст. 108, согласно которой характер и порядок трудового участия членов кооперативов в производственной или иной хозяйственной деятельности и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию регулируются уставом кооператива.

Федеральные законы о кооперативах по-прежнему четко различают трудовые отношения работников, занятых в кооперативе на основе трудового договора, и трудовые отношения членов кооперативов. Так, согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1996 г.

«О производственных кооперативах» трудовые отношения членов кооператива регулируются этим Законом и уставом кооператива, а наемных работников — законодательством о труде. В ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г.

«О сельскохозяйственной кооперации» дается определение работника как лица, которое не является членом кооператива и привлекается по трудовому договору на работу по определенной специальности, квалификации или должности; личное же трудовое участие члена кооператива в его деятельности выражается количеством отработанных им дней, объемом выполненной работы и произведенной продукции в тот или иной период. Таким образом, кооперативное законодательство рассматривает отношения по применению труда членов кооперативов как составную часть правоотношений по членству в кооперативе.

Вместе с тем оно закрепляет за членами кооператива минимальный объем прав и гарантий по оплате труда, продолжительности отпусков и т.п., который установлен для работников трудовым законодательством (см., например, п. 4 ст. 40 Закона «О сельскохозяйственной кооперации»).

Кроме того, члены производственного кооператива, принимающие личное участие в его деятельности, подлежат социальному, пенсионному, медицинскому страхованию (п. 5 ст. 40 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», п. 3 ст.

19 Федерального закона «О производственных кооперативах»).

Вопрос о сфере действия трудового законодательства остается дискуссионным и в научной литературе.

Некоторые ученые-трудовики считают, что теперь трудовое законодательство распространяется на трудовые отношения членов производственных кооперативов, в т.ч. сельскохозяйственных, поскольку согласно ч. 2 ст.

11 ТК нормы трудового права регулируют трудовые отношения во всех организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности .

———————————

См., например, Луганцев В.М. О сфере действия современного трудового права / В сб.: Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. М. 2004. С. 103 — 104; Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. Монография. М.: Проспект, 2005. С. 104.

Иную позицию занимает профессор О.В.

Смирнов, полагая, что трудовое право регулирует трудовые отношения, базирующиеся на несамостоятельном (наемном) труде, а работники-кооператоры являются собственниками орудий и средств производства и потому не являются субъектами наемного труда . По мнению А.И. Лушникова и М.В.

Лушниковой, отношения между членом кооператива и кооперативом представляют собой неразрывное единство имущественных и трудовых элементов как особой формы коллективного предпринимательства и регламентируются гражданским законодательством .

———————————

Трудовое право: Учебник. Под ред. О.В. Смирнова. М.: Проспект, 2003. С. 22.

Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1. М.: Проспект, 2003. С. 112 — 113.

Многие авторы считают, что действующее законодательство не дает оснований для вывода о полном включении в сферу действия трудового законодательства отношений по труду членов производственных кооперативов. Так, И.К.

Дмитриева признает, что члены кооперативов в соответствии с Законами о сельскохозяйственной кооперации и о производственных кооперативах не приобретают статус работников — субъектов трудового правоотношения, хотя и находит искусственным изъятие регулирования их трудовых отношений из действия норм трудового права . Г.С.

Скачкова обращает внимание на то, что нормы трудового права используются при регулировании личного трудового участия членов кооперативов лишь в пределах, установленных законодательством о кооперативах и уставными документами кооперативов .

———————————

Трудовое право России: Учебник. Под ред. А.М. Куренного. М.: Юрист, 2004. С. 101.

Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм. Монография. М., 2003. С. 199 — 200.

Ученые-аграрники, естественно, поддерживают выраженную в Законе «О сельскохозяйственной кооперации» идею о самостоятельном регулировании отношений по труду членов производственных кооперативов.

Так, в комментарии к Закону подчеркиваются различия в основаниях применения труда наемных работников и членов кооперативов и отраслевой принадлежности норм, регулирующих труд этих категорий трудящихся. В производственном кооперативе трудовое участие обусловлено членством.

«Поэтому члены кооператива работают в нем не на основе трудового законодательства и трудового договора, а на основе законодательства о кооперации и устава кооператива» .

———————————

Галиновская Е.А., Минина Е.Л. Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» М., 2004. С. 162.

Неопределенность и даже противоречивость правовой квалификации природы отношений по осуществлению трудовой деятельности членов производственных кооперативов прослеживается и в законодательстве, непосредственно регулирующем отношения в сфере социального страхования.

В соответствии с Налоговым кодексом на финансирование социального страхования по временной нетрудоспособности направляется единый социальный налог, начисляемый только на вознаграждение по трудовому договору.

Поскольку члены производственных кооперативов обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, можно сделать вывод, что с позиций налогового законодательства они работают на основе трудового договора.

Однако эта позиция, как показано выше, не основана ни на действующем трудовом и кооперативном законодательстве, ни на теоретических представлениях о сущности трудовых правоотношений.

Неопределенность правового статуса работающих членов производственных кооперативов наглядно проявляется в сфере социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этому виду страхования подлежат лица, выполняющие работы на основании трудового договора, заключенного со страхователем.

Ссылаясь на законы о кооперации, Фонд социального страхования считал подлежащими такому страхованию только наемных работников, но не работающих членов производственных кооперативов (Письмо Фонда социального страхования РФ от 13 апреля 2000 г. N 62-18/07-2515).

Правда, впоследствии Фонд изменил свою позицию и признал, что члены сельскохозяйственных кооперативов подлежат страхованию, если они являются работниками данных кооперативов, т.е. между указанными лицами и кооперативами заключены трудовые договоры в соответствии с требованиями Трудового кодекса (Письма Фонда социального страхования от 29 января 2003 г. N 62-18/07-575, от 29 сентября 2004 г.).

Однако такой подход противоречит Закону «О сельскохозяйственной кооперации», который допускает труд в кооперативах на условиях трудового договора только для лиц, не являющихся членами кооператива.

С учетом изложенного во избежание возможного ограничения права членов кооперативов на страхование по временной нетрудоспособности было бы целесообразно специально выделить эту категорию занятых в тексте будущего закона о социальном страховании по временной нетрудоспособности.

З.Д.Виноградова

Подписано в печать

10.03.2006

Источник: https://hr-portal.ru/article/krug-lic-podlezhashchih-obyazatelnomu-socialnomu-strahovaniyu-po-vremennoy

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий