Создание условий для обучения работников в ООО

В этой статье:

Содержание
  1. Обучение сотрудников
  2. Почему необходимо обучение персонала в организации
  3. Виды обучения персонала в организации
  4. Методы обучения персонала в организации
  5. Формы обучения персонала
  6. Как оценить эффективность обучения персонала
  7. Приказ о направлении на обучение
  8. Приказ на обучение сотрудника – образец:
  9. Обучение сотрудников за счет организации: налогообложение
  10. Обучение персонала в организации
  11. 1. Внутрифирменное (корпоративное) обучение
  12. 2. Внешнее обучение
  13. Методы обучения
  14. Может ли работник сам выразить инициативу в повышении квалификации и самостоятельно пройти обучение?
  15. Обязательное обучение сотрудников
  16. Ученический договор: обучение работника внутри компании-работодателя
  17. Ученический договор заключается в случае, если обучение проводится не сторонней организацией, а непосредственно работодателем
  18. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством
  19. Оформляем обучение сотрудника за счет работодателя
  20. Составляем договор
  21. Какие еще документы нужны налоговой
  22. Как организовать обучение персонала
  23. Подготовка персонала
  24. Переподготовка
  25. Повышение квалификации
  26. Основные методы
  27. Образование вне рабочего места
  28. Лекции
  29. Семинары и конференции
  30. Деловые игры
  31. Тренинги
  32. Самостоятельное обучение
  33. Как организовать обучение персонала своими силами
  34. Выделение потребности в обучении персонала
  35. Формат обучения персонала
  36. Поиск и подготовка обучающих тренеров (наставников)
Рекомендуем!  Как пишется заявление на изменение графика работы? Образец и правила заполнения

Обучение сотрудников

Создание условий для обучения работников в ООО

Предприятия эффективно развиваются на основании многих факторов. Одним из них выступает профессиональный рост их сотрудников. Поэтому, обучение персонала – это залог успеха любой компании. Работодатель благодаря этому имеет в своем штате более квалифицированных сотрудников, выполняющих работу качественно. Работник же, получив обучение, повышает квалификацию, что способствует продвижению по карьерной лестнице.

Почему необходимо обучение персонала в организации

Обучение и повышение квалификации подразумевает овладение новыми знаниями и умениями работников. Зачастую в организациях появляются новые технологии, и внедряется инновационное оборудование. Они требуют соответствующей квалификации.

Персонал, владеющий необходимыми навыками и знаниями, не будет тормозить развитие организации. Поэтому, работодателю выгодно обучить своих сотрудников. Согласно ст. 197 ТК РФ работник вправе получать подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также проходить независимую оценку квалификации.

Для этого между работодателем и сотрудником заключается соответствующий договор.

Виды обучения персонала в организации

Для удобства восприятия представим виды обучения персонала в виде таблицы:

Название Описание
Подготовка Для выполнения определенных задач работник получает нужные знания, умения и навыки
Переподготовка Она необходима при смене сферы деятельности или профессии. Сотрудник получает новые знания и умения, необходимые для новой работы
Повышение квалификации Когда требования к занимаемой должности изменились, требуется пройти дополнительное обучение сотрудников

Обучаются работники внутри организации либо за ее пределами. При применении второго варианта, работник отрывается от производственного процесса.

Методы обучения персонала в организации

Методы обучения напрямую зависимы от места обучения:

  1. Методы обучения работников вне рабочего места:
    • Лекции – работникам в устной форме начитываются теоретические знания.
    • Конференции и семинары – на них ведутся обсуждения и дискуссии., работники приобретают новые знания относительно правильного поведения, а также учатся мыслить логически.
    • Деловые игры – всем участникам предоставляются специально отведенные роли и задаются конкретные ситуации.
    • Тренинг – в его ходе сотрудник обучается основе деятельности.
    • Моделирование – создаются реальные условия работы. Перед обучающимся лицом ставится задача о принятии решений в индивидуальных ситуациях.
    • Самообучение – работники сами изучают предложенный материал.
  2. Методы обучения персонала на рабочем месте:
    • Копирование – новичок повторяет работу за опытным сотрудником.
    • Производственный инструктаж – работник получает чёткую информацию о работе на новом месте.
    • Наставничество – за сотрудником закрепляется наставник, который контролирует правильность выполняемой работы.
    • Ротация – работника на несколько дней переводят на другой участок труда для приобретения новых умений.
    • Усложнение задачи – сначала человеку дают простую работу, потом более сложную. С каждым разом задания даются все более сложные.

На практике могут использоваться и другие методы обучения с отрывом и без отрыва от производства. Преимущества второго варианта заключается в том, что человек работает и в ходе труда приобретает знания и умения.

Формы обучения персонала

Обучение персонала на предприятии подразумевает формы:

  • Эмпирическое или опытное обучение – человек учится сам. Однако, происходит это в некотором логическом порядке.
  • Выполнение работы под руководством – учитель показывает стажеру, как выполнять работу. Затем ученик под его руководством делает работу сам.
  • Программное обучение – ученик изучает информацию и отвечает на чётко поставленные вопросы.
  • Компьютерное обучение — работник самостоятельно изучает информацию в интернете.
  • Активное обучение действиями – работник получает знания в ходе выполнения поставленных задач. Предположим, участие в групповом проекте.

Обучение и развитие персонала в организации является эффективным, когда издержки на него оказываются ниже других расходов, связанных с ошибками найма работников.

Как оценить эффективность обучения персонала

Оценка эффективности обучения персонала может производиться любым из способов:

  • Тестирование после обучения.
  • Наблюдение за работой обученного сотрудника на рабочем месте.
  • Наблюдение за реакцией учащегося работника в процессе обучения.
  • Оценка эффективности в форме анкетирования.

Критерии оценки должны быть доведены до работника до начала обучения. После его завершения о результатах аттестации сообщается в службу управления персоналом.

Приказ о направлении на обучение

При направлении работника на учебные мероприятия издается приказ о направлении работника на обучение. Составляется он в произвольной форме. Однако, есть обязательные пункты, которые должен содержать приказ на обучение:

  • Название компании.
  • Наименование документа.
  • Дата и номер приказа.
  • Время и дата прохождения обучения.
  • Название учебного учреждения.
  • Распоряжение об оплате.
  • Подпись руководителя и других заинтересованных лиц.

Приказ на обучение сотрудника – образец:

Обучение за счет работодателя может сразу оплачиваться организацией либо компенсироваться работнику потом.

Обучение сотрудников за счет организации: налогообложение

Согласно п. 21 ст. 217 НК суммы оплаты обучения в лицензированных учреждениях сотрудников не подлежат налогообложению НДФЛ. То же относится и к выплачиваемым компенсациям за обучение. Кроме того, такие суммы не подлежат обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ). 

Источник: https://spmag.ru/articles/obuchenie-sotrudnikov

Обучение персонала в организации

Создание условий для обучения работников в ООО

В современном мире все чаще возникает проблема приспособления организаций и работников к изменениям в технологиях, оборудовании, производстве товаров. Все это требует от работников новых умений, знаний и навыков, поэтому нужно проводить обучение сотрудников в своей организации. Также стоит напомнить о профессиях, для которых повышение квалификации является обязательным.  

Основными целями обучения персонала являются:

  • Повышение уровня производительности
  • Обеспечение работников профессиональными знаниями и навыками
  • Повышение мотивации персонала
  • Снижение текучки кадров
  • Ускорение адаптации новых сотрудников

В первую очередь, обучение бывает внутрифирменное и внешнее. Давайте разберем особенности каждого.

1. Внутрифирменное (корпоративное) обучение

Как правило, программы данного обучения создаются для конкретной компании, т.е. содержание обучения и его сроки соответствуют потребностям организации. Слушателями выполняются практические работы, которые направлены на решение проблем, стоящих перед организацией.

Также в обучении используется оборудование и технологии данной компании. В отличие от внешнего обучения, предусматривается обучение большого количества сотрудников. Еще можно отметить, что такой способ помогает сохранять в организации командный дух и сплоченность коллектива.

Но, однако, у внутрифирменного обучения есть и минусы.

 Во-первых, руководству приходится брать на себя дополнительную нагрузку, ведь они выступают в роли преподавателей. Но такая проблема возникает не всегда, так как организация может привлечь специалиста из сторонней тренинговой компании или учебного центра, при этом направленность на цели организации останется. 

Во-вторых, отсутствует обмен опытом и приток свежих идей со стороны.

2. Внешнее обучение

Внешнее обучения проводится благодаря специальной организации, которая занимается обучением персонала. Для этого потребуются значительные затраты со стороны вашей компании. Проблема данного метода заключается в том, что при обучении не учитываются цели и потребности организации. К тому же, во время процесса обучения сотрудники не смогут выполнять свои обязанности, что и скажется на прибыли организации. 

К преимуществам модно отнести тот факт, что обучение персонала будут заниматься профессионалы. У сотрудников появится возможность обменяться опытом у коллег из других организация и завязать полезные деловые знакомства.

Методы обучения

Когда компания определилась с формой обучения, выбирают метод обучения.  

К внутрифирменной форме относятся:

  • Инструктаж – новому сотруднику передается общая информация о работе.
  • Наставничество – к новому работнику прикрепляется более опытный, который помогает адаптироваться в новом коллективе, отвечает на возникающие вопросы и контролирует исполнение работы.
  • Ротация – временный перевод сотрудника на другое место работы, в целях получения нового опыта и повышения квалификации.
  • Shadowing – данный метод активно используется в компаниях на Западе. Такой метод интересен тем, что студенты старших курсов могут несколько дней понаблюдать за работой специалиста. Благодаря этому, студент может понять, действительно ли ему нравится данная должность и какие трудности во время работы могут ему встретиться.

К внешней форме относятся:

  • Тренинги – формат данного метода направлен на усвоение нового материала и на получение нового опыта, происходит совмещение теории и практики, что благоприятно сказывается на эффективности обучения. Однако тренинги дорогостоящие.
  • Семинары – этот метод хорош тем, что на них проводятся совместные обсуждения полученного материала, что предполагает возможность дискуссий и обмена опытом.
  • Деловая игра – происходит рассмотрение реальной рабочей ситуации в виде коллективной игры, где каждому участнику выделяется конкретная роль.
  • Самообучение – наиболее простой метод обучения, ведь не требуется ни преподаватель, ни специальное помещение. Работник может учиться, когда ему удобно и где удобно, но для этого нужно желание самого обучающегося усваивать новые знания.

Может ли работник сам выразить инициативу в повышении квалификации и самостоятельно пройти обучение?

Вопрос о необходимости прохождения обучения и повышении квалификации работника должен решать работодатель и создавать условия для его благополучного прохождения. Если сотрудник решает самостоятельно проходить обучение, то он должен оплачивать его сам. При этом обучение не должно мешать рабочему времени, так как освобождение от работы или совмещение с ней организовывает работодатель только при явной необходимости в данном обучении.

Однако, заинтересованный руководитель может пойти на встречу и поощрить стремление сотрудника к совершенствованию профессиональных навыков полностью или частично скомпенсировав его затраты на обучение. 

В любом случае все зависит от внутренних порядков компании и атмосферы в коллективе.

Обязательное обучение сотрудников

Помимо назревшей субъективной необходимости обучения персонала, есть так же и законодательная обязанность для ряда профессий и направлений.

Например обязательно регулярное обучение по пожарно-техническому минимуму и охране труда. Также повышение квалификации обязательно для медицинский работников.

Если на балансе у организации есть транспортные средства, то не обойтись и без ежегодного обучения водителей и ответственных за транспортную безопасность.

Таким образом, обучение персонала – это необходимый процесс, при котором достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Обучение персонала является эффективным в том случае, когда потраченные затраты на обучения окупились, а производительность труда стала выше.

Источник: http://unitoria.ru/blog/kadry/obuchenie-personala-v-organizatsii

Ученический договор: обучение работника внутри компании-работодателя

Создание условий для обучения работников в ООО

Валентина Митрофанова, директор Института профессионального кадровика, эксперт в области трудового законодательства, ведущий бизнес-тренер

Ученический договор заключается в случае, если обучение проводится не сторонней организацией, а непосредственно работодателем

Хотя в практике часто работодатели неправильно толкуют нормы Трудового кодекса РФ, регламентирующего порядок заключения ученического договора и часто заключают ученические договоры отправляя работника обучаться в сторонней организации.

Это является некорректным толкованием норм трудового законодательства и может вызвать ряд значительных проблем у работодателя.

Так как, возможна ситуация, что работодатель ошибочно оформив с работником ученический договор отправил его обучаться к другому работодателю и согласно требований трудового законодательства выплачивает такому работнику стипендию.

Если работник, например, не закончил обучение, либо не отработал согласованный в ученическом договоре период после окончания обучения работодатель не сможет взыскать с работника стипендию и возможно, иные расходы, так как при заключении самого договора были нарушены нормы трудового законодательства.

Для того, чтобы вы в своей практике не совершили этой распространенной ошибки, давайте разберем почему ученический договор заключается только в ситуации, когда работник (или соискатель) проходят обучение именно внутри компании-работодателя?

Данный вывод вытекает из анализа отдельных норм:

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 200. Срок и форма ученического договора (извлечение)

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации».

Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 201. Действие ученического договора

Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.

Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

По теме:  Как составить должностные инструкции. Бюрократия или инструмент управления?

То есть уже из этой гарантии видно, что это не может касаться прохождения обучения в сторонних организациях.

Хотя, конечно, и во время прохождения обучения в сторонней организации работник может взять академический отпуск, на период длительной болезни или по иным уважительным причинам.

  Тем не менее, здесь требование касается того, что именно работодатель должен продлить срок действия ученического договора с работником, у которого наступили эти уважительные причины.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 202. Организационные формы ученичества

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах».

То есть, например, индивидуальная форма обучения говорит о том, что лицо будет обучаться индивидуально, а не о том, что одно лицо направляется работодателем в стороннюю организацию и индивидуально для него будет реализовано обучение.

Кроме этого сторонние организации скорее производят групповое обучение, а не бригадное.

Поэтому даже сами формы обучения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ говорят об обучении именно на производстве, в самой компании, например, в порядке индивидуального обучения с наставником, бригадного обучения в составе бригады, или курсового обучения.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 203. Время ученичества.

Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством

То есть ученик должен учиться, либо учиться и работать не больше нормы рабочего времени. Что является логичным, если обучение реализуется у работодателя.  Так как именно работодатель обязан обеспечить отработку работником его нормальной продолжительности рабочего времени, без его превышения, кроме случаев напрямую установленных законодательством.

По теме :  Современные проблемы обучения на производстве глазами рекрутера

Распространить данное требование на работодателя и обучающую организацию невозможно. То есть  обязать работодателя совместно с обучающей организацией обеспечивать нормальную продолжительность работы работника законодатель не может.

И, если работник проходит обучение в сторонней организации очно, или очно-заочно, то конечно, работник и работодатель могут договориться о том, чтобы установить на период обучения работнику неполное рабочее время, чтобы он мог осуществлять очное обучение, но при этом законодатель не может требовать того, чтобы продолжительность обучения в сторонней организации как то контролировалась работодателем, чтобы следить за непревышением нормальной продолжительности рабочего времени.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 204. Оплата ученичества

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам».

То есть работник, или соискатель, который находится на ученическом договоре получает два вида вознаграждения:

стипендия + оплата за труд по расценкам за выполненную во время практических занятий работу.

Опять же понятно, что данные требования никак не могут распространяться на ситуацию, что работодатель отправил работника по ученическому договору получать образование (или повышать квалификационный уровень) у другой образовательной организации, но при этом работодатель еще и выплачивает работнику (соискателю) стипендию и оплату за работу по расценкам работодателя, которую данный обучаемый выполняет на практических занятиях.

И, если требование о выплате стипендии, чисто теоретически может распространятся на ситуацию, что работник обучается в другой организации, а работодатель платит ему стипендию, то требование оплатить по расценкам работодателя работу во время практических занятий точно касается ситуации, что работник выполняет работу именно у этого работодателя.

Хотя вопрос про стипендию также реализуется всегда через учебную организацию. Даже если работник обучается на коммерческой основе и за него оплату производит работодатель, и работник получает стипендию, все равно выплату стипендии производит именно учебное заведение, за счет своих средств или средств включенных в оплату обучения.

То есть статья 204 Трудового кодекса РФ, которая регламентирует оплату ученичества четко показывает, что сам процесс обучения организован у самого работодателя, где обучаемый проходит и обучение и получает за это стипендию и если во время практических занятий он выполняет какие-то работы, за которые в этой организации установлена оплата, то обучаемый имеет право и на оплату этой работы по расценкам, которые установлены в этой компании.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства

На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда».

Данная норма обусловлена тем, что даже ученики, получающие образование с отрывом от работы получают его непосредственно у работодателя, поэтому законодательство об охране труда на них и распространяется.

Что в данном случае подразумевает под собой распространение требований трудового законодательства?

Это и право таких работников на отпуска, право на оплату листов нетрудоспособности, право на поощрение, а также права на соблюдение режима труда и отдыха, работу в условиях рабочих мест, прошедших специальную оценку, право на прохождение медицинских осмотров за счет средств работодателя, в случаях установленных законодательством и т.д.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества (извлечение)

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством».

По теме:  Обучение руководителей: актуальность, мотивация, стратегия и методы

Как можно увидеть в данной норме не говорится, что обучение проводилось за счет средств работодателя, что было бы свойственно при обучении в сторонней организации, а говорится «расходы в связи с ученичеством». А при рассмотрении первого варианта, когда работник обучается в сторонней организации (то что мы рассматривали выше)  формулировка была «работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение».

Источник: http://hr-media.ru/uchenicheskij-dogovor-obuchenie-rabotnika-vnutri-kompanii-rabotodatelya/

Оформляем обучение сотрудника за счет работодателя

Создание условий для обучения работников в ООО

Оформляем обучение сотрудника за счет работодателя Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Когда сотрудник идет учиться за счет работодателя, к составлению документов бухгалтер и кадровик должны подойти особенно тщательно — от оформления бумаг будет зависеть эффективность расходов на образование.

Ведь нередко возникает такая ситуация: организация вкладывает средства в образование сотрудника, рассчитывая, что он продолжит работать и использовать новые знания во благо фирмы. Однако работник, получивший образование за счет организации, увольняется сразу же после получения диплома.

О том, как этого не допустить, мы расскажем в настоящей статье.

Если повышением образовательного уровня сотрудников озаботился работодатель, то, как правило, именно он осуществляет выбор учебного заведения, определяет программу обучения и финансирует учебу.

С позиций Трудового кодекса обучение работников по инициативе организации можно разделить на три вида: профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (ст. 197 ТК РФ). При этом под подготовкой понимается первоначальное профессиональное обучение сотрудников, ранее вообще не имевших профессии.

Примером такого вида обучения может быть направление в финансовый вуз помощника бухгалтера, который из документов об образовании имеет лишь школьный аттестат. Переподготовка (переобучение) проводится для работников, уже имеющих какую-либо профессию, и которые в результате обучения получают новую.

В качестве примера можно привести обучение бухгалтера в юридическом вузе. Наконец, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника по той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков. Тут примером могут быть всевозможные курсы повышения квалификации.

Как видим, основное отличие повышения квалификации от других форм обучения заключается в том, что новой профессии сотрудник не получает. Этот нюанс имеет значение при налогообложении. Поэтому первое, на что нужно обратить внимание при составлении документов на обучение — как грамотно указать вид обучения. Ведь расхождение между документами и фактическими обстоятельствами может привести к весьма неблагоприятным налоговым последствиям.

Составляем договор

Независимо от того, чему и как вы решили обучать сотрудника, направление на учебу оформляется отдельным договором. По своей сути такой договор является дополнительным соглашением к трудовому договору (ч. 2 ст. 198 ТК РФ).

А это значит, что его содержание в первую очередь должно соответствовать требованиям ТК РФ. Проще говоря, включить в договор условия, ухудшающие положение ученика (например, установить отпуска в меньшем размере или ограничить оплату проезда к месту учебы) нельзя.

Точнее, включить такие условия можно, но они будут недействительными (ст. 206 ТК РФ).

Остановимся подробнее на условиях ученического договора. Согласно статье 199 Трудового кодекса в ученический договор обязательно нужно включить наименование сторон и конкретную профессию, специальность, квалификацию, которую работник будет приобретать в процессе обучения.

Формулируя это условие, не лишним будет указание на то, что обучение проводится в интересах работодателя — такая фраза в главном документе, оформляющем учебу, будет серьезной подстраховкой в случае споров по поводу начисления налогов (о налогообложении и обучении сотрудников мы подробно расскажем в следующей статье).

Кроме того, в договоре обязательно должно оговариваться, что работодатель обеспечивает работнику возможность обучения, а работник обязуется пройти такое обучение. Тут желательно не ограничиваться общими фразами, а конкретно расписать все льготы, которые работодатель будет предоставлять ученику.

Здесь же можно решить вопрос о том, в какой форме будет предоставляться сокращенное рабочее время, каким образом решается вопрос о предоставлении отпуска (сроки написания заявления и т.п.). Не рекомендуется пренебрегать и детальным описанием обязанностей работника.

Например, можно зафиксировать обязанность предоставлять работодателю информацию о сдаче промежуточных экзаменов, прохождении практики и т.п. Но главное — в ученическом договоре необходимо указать срок, в течение которого работник обязан проработать в организации по полученной профессии (специальности, квалификации).

Кроме того, в договоре необходимо зафиксировать срок обучения и размер оплаты в период ученичества.

На этом список обязательных условий ученического договора исчерпывается. Трудовой кодекс не запрещает включать в договор и иные условия, но как мы уже упоминали, они не могут ухудшать положение работника. Фактически получается, что дополнительными могут быть лишь условия об установлении повышенных льгот для ученика, или об освобождении его от обязанности после окончания учебы отработать на предприятии определенное время.

Какие еще документы нужны налоговой

Несмотря на то, что Трудовой кодекс говорит лишь об одном документе, подтверждающем факт обучения сотрудника, — ученическом договоре, организации во избежание споров с инспекцией не помешает запастись дополнительными документами. В частности, потребуется документ, в котором указывается, что сотрудник реально направлен на обучение (ведь договор фиксирует только намерение сторон).

Таким документом может быть приказ (распоряжение) о направлении работника на учебу. Унифицированной формы для этого документа не утверждено, поэтому составить его можно в произвольной форме. Помимо ФИО работника, учебного заведения, где он будет учиться и сроков обучения, в таком приказе надо указать дату, с которой фактически начинается обучение. Также в приказе следует четко определить цели обучения.

Сделать это надо таким образом, чтобы из приказа явно следовало, что работник направлен на обучение именно для нужд работодателя.

Например, можно указать, что обучение менеджеров по продажам на курсах по психологии направлено на повышение качества обслуживания клиентов, а обучение главбуха на курсах МСФО или ГААП связано с освоением новой деятельности, при которой потребуется ведение бухучета по международным стандартам.

Но, составляя приказ, нужно помнить, что информация, которая в него включена, должна соответствовать планам обучения, документам об успешном завершении учебы и т. д. Соответственно, данные документы (или их заверенные копии) должны храниться у работодателя. Ведь они являются дополнительным подтверждением производственного характера обучения.

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2009/9/2076

Как организовать обучение персонала

Создание условий для обучения работников в ООО

В условиях динамично развивающихся технологий, внедрения новых программ базовое образование не обеспечивает надлежащей квалификации персонала, возникает необходимость в получении новых знаний и навыков. Профессиональное обучение и переподготовка персонала становятся потребностью. И тогда на помощь приходит система обучения персонала.

На сегодняшний день выделяют три основных вида:

  • профессиональная подготовка кадров;
  • переподготовка кадров (переквалификация);
  • повышение квалификации кадров.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Подготовка персонала

Профподготовка направлена на обучение и развитие персонала, по результатам прохождения которой обучаемый приобретает квалификацию, овладевает специальными познаниями и навыками. Соответственно, его ценность как специалиста повышается.

Переподготовка

Когда необходимо приобрести новые необходимые навыки, знания или умения, освоить другую профессию или при изменении профессиональных требований к выполнению той или иной работы, тогда переподготовка — ваш вариант.

Повышение квалификации

Этот вид можно назвать также профессиональным совершенствованием. Он необходим тем работникам, которые хотят улучшить свой уровень знаний, стремятся к повышению в должности либо в ситуациях, когда к работе предъявляют повышенные требования.

Основные методы

Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять свои обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.

Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:

  1. Копирование. Данный метод основан на повторении обучаемым действий более опытного специалиста, как бы копируя их. Чем точнее он будет повторять, тем быстрее разовьет в себе новый навык.
  2. Производственный инструктаж. Его проводят с каждым вновь принятым сотрудником при трудоустройстве. Он включает в себя информацию о предстоящем функционале, знакомит с новой должностью, облегчает понимание непосредственных обязанностей.
  3. Наставничество. Метод актуален там, где требуются практические навыки. Опытный сотрудник берет шефство над молодым специалистом. Работник обучается на своем рабочем месте, получая поддержку наставника. Сначала он рассказывает, как сделать, потом показывает, помогает сделать первые шаги в работе. Подсказывает, если возникают проблемные ситуации, а затем проверяет, как обучаемый усвоил полученные навыки.
  4. Ротация. Для получения нового опыта обучаемого временно переводят на другое рабочее место. Это характерно для предприятий, в которых практикуют полную взаимозаменяемость сотрудников.
  5. Делегирование. Под делегированием понимается временная передача полномочий от одного лица другому для получения последним новых знаний, опыта. Например, если руководителю необходимо уехать в командировку, и он хочет временно делегировать свои полномочия другому лицу. Но для того чтобы это прошло безболезненно, ему необходимо постепенно обучить это лицо, для чего можно давать ему какие-то поручения, связанные с исполнением полномочий.
  6. Метод усложняющихся заданий. Для этого метода характерно постепенно усложнять задачи, поставленные перед работником.

Образование вне рабочего места

Наиболее эффективным считается учеба вне рабочего места. Это могут быть фронтальные занятия (лекции), активные образовательные мероприятия — конференции и семинары, работа в команде, общение с экспертами и прочее. Рассмотрим более подробно основные из них.

Лекции

Этот метод используется, когда нужно быстро передать в компактной форме большой объем информации. Лекции — отличный способ получения теоретических знаний, при котором обучение проводят эксперты.

У этого метода есть свои достоинства и недостатки.

Например, отсутствие обратной связи и невозможность установить, насколько хорошо слушатели усвоили материал, при этом к достоинствам можно отнести низкие финансовые затраты и подачу большого объема информации за сравнительно короткий срок.

Семинары и конференции

Этот метод является более активным, по сравнению с лекциями, поскольку в процессе учебы есть возможность коллективного обсуждения различных аспектов темы, благодаря чему совершенствуется логическое мышление. Кроме того, в отличие от лекций, занятия проводятся небольшими группами, есть возможность разобрать сложные моменты, используя как опыт преподавателя, так и обучающихся. По результатам может быть дана оценка эффективности обучения персонала.

Деловые игры

Игровой формат предполагает разыгрывание ситуации, в ходе которой обучаемым предлагают решить поставленную задачу.

Тренинги

Корпоративное обучение персонала в команде или тренинг подразумевает постановку перед группой одной задачи, которую совместными силами они должны решить. Для наиболее эффективной работы с коллективом руководителю тоже необходимо участвовать в таких занятиях.

Самостоятельное обучение

При таком методе работник самостоятельно изучает предложенный материал. Обучение может проходить в виде изучения аудио- или видеоуроков, работы со специальными программами. К плюсам подобного метода относится: собственный темп прохождения, отсутствие привязки к конкретному месту и времени изучения, экономия средств и времени. К минусам — отсутствие контроля, невозможность задать вопросы по изученному материалу, снижение мотивации.

Чтобы грамотно все организовать, должна быть составлена программа обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым мы достигнем оптимальных результатов. Предлагаю составить план обучения персонала (пример).

Шаг 1. Определяем цель учебы, что именно вы ждете. Какова цель проведения. Возможно, это повышение мотивации работников или создание кадрового резерва, повышение производительности и качества труда или подготовка сотрудников к изменению направления деятельности.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат учебы. Какие формы обучения персонала будут использоваться. Определить это важно, потому что этот фактор оказывает влияние на эффективность процесса. Форма может быть дистанционной или в виде прямого контакта непосредственно с инструктором, но выбирать нужно исходя из удобства и специфики каждой организации.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы. В некоторых компаниях имеются собственные учебные центры, где разрабатываются свои обучающие программы. Если таких центров в вашей организации нет, нужно обратиться к специальным фирмам, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.

Шаг 4. Находим и подготавливаем тренеров. Для проведения мероприятия нужен специалист по обучению и развитию персонала. Это может быть имеющийся в организации тренер.

Необходимо, однако, периодически проверять уровень его подготовки и своевременно отправлять на повышение квалификации. Если же такого лица в организации нет, то его приглашают извне.

Но прежде чем остановить свой выбор на ком-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами, запросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия. Начинаем с утверждения графика и программы. Обучающие организации могут предоставить образец программы обучения персонала. Руководитель при этом не должен самоустраняться от процесса.

Процесс должен кто-то контролировать, например директор по персоналу: обучение сотрудники будут проходить более ответственно, зная, что руководство держит руку на пульсе.

По результатам прохождения составляется протокол обучения персонала.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал. Чтобы определить, насколько проведенные мероприятия были полезными и эффективными, нужно проверить полученные работниками знания. Лучше всего это сделать в форме тестов, что позволит выявить и скорректировать слабые места в переподготовке. К тому же при несогласии работника с итогами тестирования, при обжаловании у работодателя будет наглядное подтверждение его результатов.

Шаг 7. Анализируем результаты и подводим итоги. По итогам можно выдать сотрудникам анкеты, которые покажут уровень удовлетворенности пройденным курсом. Также по итогам нередко проводят перестановки кадров, меняют оплату труда, формируют кадровый резерв. Так работодатель стимулирует своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.

Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-organizovat-obuchenie-personala

Как организовать обучение персонала своими силами

Создание условий для обучения работников в ООО

Сейчас уже не требуется доказывать о необходимости в обучении и повышении квалификации сотрудников.Высококвалифицированный персонал ощутимо влияет на выживаемость и рентабельность предприятия.

Факторы, на которые влияет обучение сотрудников:— на повышение качества работы руководителей, заменяя старые неэффективные методики управления;— на уровень квалификации в профессиональной деятельности;— на увеличение объемов производственной деятельности;

— на развитие коммуникативных навыков и прочие.

Стоит ли тратить финансы на внешнее обучение и тренинговые центры для постоянного поддержания профессионального уровня сотрудников?

Возможно вы сможете реализовать внутреннее обучение персонала своими силами, ведь в этом ничего запредельного сложного нет. Только стоит начать.

Процесс организации внутреннего обучения персонала следует внедрять поэтапно.

1. Задачи и постановка целей обучения персонала.2. Утверждение форматов обучения.3. Выделение потребности в обучении персонала.4. Создание обучающих курсов.5. Поиск и подготовка обучающих тренеров(наставников).6. Обучение сотрудников предприятия.7. Закрепление и оценивание пройденного материала.

8. Анализ результатов обучения.

Рассмотрим некоторые этапы.

Выделение потребности в обучении персонала

Выявляя потребность сотрудников в обучении, необходимо выявить именно тот пробел в квалификации сотрудников, который снижает эффективность его работы.

Определяется он в процессе:— анализа результатов работы персонала;— аттестации сотрудников;

— по заявкам от руководителей и сотрудников.

Ведущую роль здесь должен взять руководитель подразделения, выявлять потребность в обучении и предлагать тематику программ по обучению.
Однако, работники самостоятельно должны анализировать эффективность собственного труда. И, при необходимости, обращаться в отдел по работе с персоналом или к руководителю с заявкой на тематическое обучение.

Формат обучения персонала

Идеальным вариантом является организация в компании собственного центра подготовки и повышения квалификации работников. В связи с чем, требуется оснащение учебного процесса техническими средствами, информационными системами и учебными материалами.

Помимо оборудованных кабинетов, конференц-залов, при распределенной структуре организации, может возникнуть необходимость в дистанционном обучении. В таком случае необходимо внедрить систему дистанционного обучения, вебинарные комнаты, а также разработать электронные учебные материалы.

В этом случае, потребуются серьезные финансовые затраты, но можно начать внедрение обучения персонала и простыми средствами.

Небольшие компании могут выстроить простой в управлении и реализации процесс обучения, требующий минимальных затрат, при должном качестве обучения, без создания специальной инфраструктуры и учебных классов.

1. Организация сетевого хранилища учебных и методических материалов, справочников, инструкций (папка на общем сетевом диске).
2. Внедрение бесплатной системы дистанционного обучения LMS “Moodle”.

При любом методе (очный или дистанционный) обучения потребуется создание интерактивного обучающего курса, содержащего:— теоретический курс лекций (текстовый метериал, презентации);— видеоматериал с записями лектора, тренера, специалиста;— практические задания, кейсы, тренажеры;— тренинги;

— контрольный тест.

В сети Интернет накоплено огромное количество учебного материала по различным профессиональным темам, воспользуйтесь ими.

На начальном этапе менеджер по обучению может скомпоновать учебный курс из учебных материалов, которые находятся в свободном доступе.

Построить учебный курс из материалов с сайтов электронных библиотек, профессиональных сообществ, бесплатных образовательных проектов и т.п. Учебные или тематические видеоматериалы из каналов в и т.п.

Организовать тестирование по пройденному курсу можно в бесплатной программе или в онлайн-сервисе по тестированию, которых тоже большое количество.
Все это собрать в одну папку с темой обучения и инструкцией со ссылками про прохождению курса или в электронный курс в СДО «moodle».

А далее перейти к разработке собственных электронных курсов с уникальным контентом. Своими силами или на заказ сторонним разработчикам это уже решать вам.

Приветствуйте и поощряйте форму самообучения сотрудников. Достаточно вести общедоступный список онлайн образовательных проектов, проводимых конференций, бесплатных вебинаров и других мероприятий. Менеджеру по персоналу необходимо регулярно проводить мониторинг мероприятий в сети Интернет и анонсировать их персоналу, в любой удобной форме для вашей организацией.

Поиск и подготовка обучающих тренеров (наставников)

Этап подготовки собственных тренеров и наставников осуществляется для каждого подразделения. Руководители отделов должны выделить сотрудников для анализа работы и определения текущих задач обучения. На этапе подготовки тренеров, предприятие может задействовать персонал сторонних организаций (аутсорсинг).

Зачастую наставниками на производстве становятся наиболее квалифицированные работники предприятия, опытные мастера. При выборе тренера учитывать, однако, следует не только уровень мастерства, но и способность работника к преподаванию.

Сотрудники отдела по работе с персоналом должны использовать следующие критерии:

— высокий уровень профессионализма;— стабильно высокая оценка показателей результатов трудовой деятельности;— наличие способностей к обучению сотрудников;— лояльность к компании;

— отличные коммуникативные навыки общения.

Внедрение внутреннего обучения и развития персонала (хоть и самого примитивного и простого) даст толчок к саморазвитию персонала, повышению производительности и эффективности сотрудников.

Получив новые знания и умения, каждый сотрудник, прошедший обучение, начинает их постепенно внедрять в ежедневную работу. Постепенно систематизируя подход к организации рабочего процесса, сотрудник очень скоро может убедиться в эффективности пройденного обучения. Качество работы заметно возрастает.

Конечно, внедрение новых знаний и применение их на практике дело времени. Не каждый сотрудник способен сразу внедрить в действия полученные знания, так как привык работать по своему опыту. Но знания присутствуют, и со временем, начинает меняться и подход к организации работы и применению полученных новых знаний и навыков.

Источник: http://hr-elearning.ru/kak-organizovat-obuchenie-personala-2/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий