Правила принятия на работу бывшего государственного служащего

В этой статье:

Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет.

Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры.

Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите Штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.
Рекомендуем!  На какой срок заключается срочный трудовой договор?

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если Договор заключен на срок меньше месяца).
  • К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.
  • Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Содержание
  1. Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя
  2. Как узнать, что человек работал на госслужбе
  3. Как составить уведомление для бывшего работодателя
  4. 1С онлайн. Бухгалтерия, Управление торговлей, Зарплата и управление персоналом
  5. Трудовые отношения с бывшим госслужащим
  6. — Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 
  7. — А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?
  8. — Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?
  9. — Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 
  10. — И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 
  11. Принимаем на работу бывшего госслужащего. Что нужно знать?
  12. Обязанности работника – бывшего госслужащего
  13. Верховный суд РФ разъяснил, когда штрафовать компании за прием на работу экс-чиновников
  14. Условия уведомления
  15. Расширение толкования
  16. Возможные лазейки
  17. Статья относится и к адвокатам и нотариусам
  18. Смягчение штрафа
  19. Оценка прокуратуры
  20. Прокурор разъясняет — Прокуратура Вологодской области

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года.

Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке.

Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству.

В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе.

Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

В уведомлении нужно указать (Постановление Правительства № 29):

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это Закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.

Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

Правила принятия на работу бывшего государственного служащего

Уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

1С онлайн. Бухгалтерия, Управление торговлей, Зарплата и управление персоналом

Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник.

Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина). Но не всегда же у людей все складывается гладко в жизни, всякое происходит.

Вот и мы задумались, а вдруг к вам или к нам в компанию завтра «постучится» бывший муниципальный депутат и изъявит желание работать бухгалтером или руководителем отдела продаж? Как говорится, чем черт не шутит, правда?

Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему? Вот как раз сейчас и узнаем. Читайте также:  Жалоба на нарушение срока рассмотрения заявления

Правила принятия на работу бывшего государственного служащего

То самое чувство, когда нужен именно чиновник

В наших заметках мы неоднократно обращались к кадровой теме, в частности, раскрывали вопрос грамотного подбора персонала.

В каждой из них мы приходили к выводу, что найти действительно хорошего специалиста, который бы великолепно влился бы в коллектив, превосходно и быстро делал свою работу, а также обладал большинством положительных качеств личности – это задача не из легких.

Многие HR-менеджеры, которые занимаются именно тщательным подбором персонала, хорошо знают, какой это труд. Он сравним с промывкой многих тонн руды ради нескольких граммов чистого золота.

И вот представьте себе ситуацию – есть некий кандидат на должность. Он блестящий руководитель, он нравится всем, он обладает огромным багажом знаний и опытом практической работы. Но вот беда – его предыдущее место работы было в местной администрации.

Так сказать, решал административно-хозяйственные вопросы. Благо, наш герой оказался честным и порядочным человеком – еще до ознакомления с его трудовой книжкой, он сразу сообщил, где работал раньше. На вопрос, почему он ушел оттуда, заявил, что захотел начать жизнь с чистого листа.

Порыв неплохой, не так ли?

Однако, это может вызвать некоторые вопросы к бывшему чиновнику и Процедура его трудоустройства будет отличаться от случая с «простыми смертными».

Обязательный запрос  

Согласно текущему законодательству, на этапе собеседования компания, являющаяся будущим работодателям бывшего чиновника, обязана сделать запрос в то министерство или ведомство, откуда он прибыл. Дело в том, что на сегодняшний день существует Указ Президента РФ от 21.07.

2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», который является своеобразным ориентиром для проверяющих органов.

В частности, какие-то должности предполагают запрет на трудоустройство в коммерческих организациях, а какие-то нет. Найти полную информацию об этом в открытых источниках практически не возможно. Почему? Это, как говорится, вопрос не к нам.

Видимо, у этой процедуры есть определенная доля секретности. Во всяком случае, компания обязана сделать этот запрос и дождаться ответа.

Вообще большинство государственных должностей (руководящего звена) предполагают запрет на трудоустройство в коммерческой организации сроком не более 2-х лет с момента увольнения или снятия с последней должности.

Получается, что если человек и попадает в государственный сектор, то уйти из него – это найти себе определенный ряд трудностей. На что, скажите, ему жить в течение этих двух лет? Правильно – на то, что успел «наворовать».

Извините, вырвалось…

В случае отказа

Теоретически бывший чиновник имеет возможность обжаловать отказ в трудоустройстве, правда, для этого потребуется обращаться в суд, потратить деньги на адвоката, госпошлину и т.д.

Стоит ли оно того? Проблема заключается в том, что у человека не всегда может иметься на руках достоверная информация о том, имеет ли он право работать в коммерческом секторе или нет.

Собственно, поэтому некоторые бывшие «чинуши» вынуждены искать себя на поприще частного предпринимательства, хотя и здесь есть свои препоны.

Другое дело, когда государственный служащий наверняка знает о том, что у него возникнут проблемы с трудоустройством. Яркий тому пример – бывшие сотрудники полиции. Как известно, им трудно устроиться даже охранниками и это при том, что по своим физическим и моральным качествам они должны максимально точно подходить под описание идеального «защитника».

Для тех, кто не знает – все проблемы с их трудоустройством связаны с определенной долей опаски.

Во-первых, работодатели наверняка не могут знать, вдруг он (бывший полицейский), не разорвал окончательно отношения со своими предыдущими начальниками и, в случае острой необходимости, воспользуется старыми связями и не в пользу компании.

Во-вторых, многие директора не исключают коррупционной составляющей, а именно проблем с проверяющими органами. И не дай Бог, чтобы у такого «полисмена» была зарплата в районе 100 тысяч рублей и фирма выигрывала госконтракты – могут заподозрить в сговоре.

Спрашивается, зачем эти проблемы нужны директору? В-третьих (и это самое главное), имеет место стереотип, что бывшие полицейские – это люди не самые благонадежные. Чего греха таить, блюстителей закона у нас в стране не больно-то любят…

Выход из положения

Казалось бы, стоит только чиновнику покинуть свое кресло и искать работу среди «простых смертных», как его моментально начинают окружать тысячи напастей, того гляди – пропадет человек.

Однако не все так плохо, как может показаться на первый взгляд, ибо чиновник-чиновнику – рознь. У нас на памяти есть много примеров, когда бывшие следователи, например, открывали свои адвокатские кабинеты. С одним из них у нас состоялся телефонный разговор.

Кстати, ему мы предоставили доступ к 1С Онлайн и он очень доволен качеством работы:

«До 2013 года я работал в Следственном управлении МВД по Тульской области. Дело шло хорошо, но покинул Органы я после того, как вышел на пенсию.

По образованию я Юрист, у меня есть опыт сыскной деятельности и богатый «жизненный» опыт. Я хорошо знаком с тем, как организуется следствие и функционирует прокуратура.

Собственно, поэтому я не увидел для себя причин оставаться в стороне от происходящего и решил стать адвокатом».

  • Насколько мне известно, в Вашем кабинете работает еще несколько человек. Они то же из Органов?

«Нет, это не так, из МВД только я один».

  • «Скажите, а Вы не пробовали устроиться на работу в коммерческую организацию? Говорят, что у бывших чиновников с этим может возникнуть много неоправданных проблем».

«Не пробовал, но о подобном слышал не один раз. Дело все в этих запросах по последнему месту работы. Если человек ушел «проблемно», то его могут попросту развернуть, хотя это незаконно. Есть указ президента, в котором есть намек на «запретные» должности, но все же их немного. Считаю, что все эти проблемы больше надуманы, чем есть на самом деле».

  • Что Вы могли бы посоветовать тем, кто ранее трудился на государственной службе, а сейчас ищет себя в коммерческом секторе.

«В первую очередь, я бы посоветовал им не гнушаться своего прошлого. Простите, что так грубо, но это действительно бывает. Плюс хочу пожелать им больше уверенности в своих силах. Ну, и, конечно, чтобы они помнили о конкуренции. Если ты хороший специалист, знаток своего дела, то едва ли найдутся какие-то серьезные преграды для начала работы».

Вот, в общем-то то, что нам сказал бывший следователь и нынешний адвокат. Если специалист хороший, проблем возникнуть не должно. Но они, к сожалению, возникают и довольно часто. Как быть в этом случае? Видимо, самый лучший выход из положения – это обратиться за помощью к нему самому, как к независимому защитнику прав и свобод граждан…

Но все же это полбеды. Другое дело, когда бухгалтеру, работавшему в бюджетной организации, приходится переучиваться на «частника». Благо, с помощью 1С Онлайн адаптироваться к новым условиям будет куда легче. Быстрый, удобный в работе и недорогой в обслуживании сервис станет надежным помощником. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 14 дней и оцените все его преимущества!

Когда осознаешь это, возникает только один вопрос: «Почему у бывших госслужащих столько проблем»? На самом деле, если задуматься, у это есть ряд небеспочвенных оснований. В первую очередь, это может быть связано с коррупционной составляющей, о которой мы говорили.

Формально человек уже никак не связан с госбюджетом, но связи в кругах чиновничьего аппарата у него, скорее всего остались. Плюс к этому в течение последующих двух лет после увольнения он может владеть тайной информацией, которую не следовало бы распространять в коммерческих кругах.

Однако это не более, чем наши скромные предположения. Читайте также:  Статья 46. Штраф

Выводы

На основе всего вышеизложенного мы приходим к выводу, что прием на работу бывших государственных служащих – процесс хлопотный и, к сожалению, не всегда оправданный.

Следовательно, если на вакансию откликается чиновник в прошлом, следовало бы несколько раз подумать над тем, брать его на работу или нет.

Здесь же не стоит забывать о том, что некоторые вакансии хочется закрыть как можно быстро, а в случае с госслужащими необходимо направлять запрос в министерство или ведомство, так потом еще ждать ответа.

Благодарим за внимание и до скорого!

Трудовые отношения с бывшим госслужащим

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.

1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если Гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

Попробовать бесплатно

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения.

Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал. 

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

  • Прием бывшего госслужащего: прошлое — это важно!

Принимаем на работу бывшего госслужащего. Что нужно знать?

Требования трудового законодательства и антикоррупционных нормативных актов о соблюдении определенного порядка приема бывшего госслужащего на работу зачастую не соблюдаются работодателями не умышленно, а в силу недостаточности информации относительно данного порядка.

Между тем следовать этому несложно, а ответственность за нарушения достаточно серьезна, штрафные санкции высоки…

Кроме того, механизм привлечения работодателей, не соблюдающих порядок приема на работу бывших госслужащих, к административной ответственности, как показывает практика, уже отработан.

Новшества в законодательстве в области противодействия коррупции тут же повлекли большое количество дел об административных правонарушениях по когда-то редко применяемой ст. 19.29 КоАП РФ.

Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам.

Наш ликбез поможет этого избежать.

Обязанности работника – бывшего госслужащего

Статьей 64.1 ТК РФ установлены особые условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими.

Так, граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы (далее для целей настоящей статьи они упоминаются в качестве «бывших госслужащих») в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Поскольку форма такого уведомления не установлена, он может сообщить об этом работодателю устно.

Мнение эксперта

«Полагаю, что такие сведения бывший госслужащий должен представить именно в письменном виде, а копию зарегистрированного в установленном порядке документа хранить у себя. А если предъявить устно, то работодатель забудет, кадровик уволится – и поди докажи, что госслужащий подавал необходимые сведения!»

Следует отметить, что данную информацию специалист по кадрам нового работодателя, как правило, может выявить и самостоятельно из записей в трудовой книжке принимаемого работника.

Идентичные требования к бывшему госслужащему в части его обязанности при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы закреплены и в Указе Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Верховный суд РФ разъяснил, когда штрафовать компании за прием на работу экс-чиновников

МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Работодатели должны сообщать о приеме на работу всех бывших чиновников, которые ранее представляли декларации о доходах и имуществе. Об этом говорится в подготовленных разъяснениях судьям пленума Верховного суда РФ.

В нем Верховный суд фактически дал расширенное толкование применения ст. 19.29 КоАП.

Введенная шесть лет назад в КоАП статья грозит штрафом работодателям, заключившим договор с бывшим муниципальным или госслужащим и не направившим в 10-дневный срок уведомление об этом по месту работы на госслужбе.

Для граждан штраф составляет 2-4 тыс. руб., для должностных лиц — 20-50 тыс., а для юридических лиц — от 100 тыс. до полумиллиона руб. Срок давности по этой статье — шесть лет, отметил пленум ВС.

Только в первом полугодии этого года по данной статье КоАП прокурорами возбуждено 2,9 тыс. дел, 2,3 тыс. лиц привлечены к ответственности, а сумма наложенных штрафов — 162 млн руб. — в два раза превысила показатели первого полугодия 2016 года.

Читайте также:  Налогообложение опционных контрактов

Условия уведомления

Пленум напомнил, что работодатель должен сообщить о приеме на работу, если экс-чиновник покинул госслужбу в течение двух лет, даже если после этого у него были другие места работы.

При этом речь идет не только о трудовом договоре, но и о договоре на выполнение работ или оказание услуг в течение месяца или меньшего срока стоимостью более ста тысяч рублей.

При этом не играет роли, курировал ли работу этой организации чиновник на госслужбе.

Расширение толкования

Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».

Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.

Возможные лазейки

Пленум предусмотрел и возможные лазейки. Так, при уклонении работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч.

4 или 5 ст. 5.27 КоАП РФ). А при доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (в течение 10 и более дней) — не исключает возможности привлечения работодателя к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ.

Сообщать о приеме на работу нужно и при заключении с бывшим чиновником трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время у другого работодателя.

Если государственный или муниципальный орган, в котором ранее служил чиновник, упразднен или реорганизован (например, ФМС или ФСКН — прим. ТАСС) уведомление должно быть направлено в государственный орган, которому были переданы функции, а если они были распределены между несколькими структурами, допустимо сообщить в любой из них.

Статья относится и к адвокатам и нотариусам

К гражданам, которые подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, «могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающихся частной практикой», пояснил пленум.

Без уведомления бывшего места работы на госслужбе экс-чиновник сможет обойтись в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учрежденя им своей компании — это не подпадает под обязанность, установленную законом «О противодействии коррупции», пояснил пленум.

Смягчение штрафа

Пленум не исключил возможности назначения юридическому лицу штрафа «ниже низшего предела» (т. е. меньше 100 тыс. руб.

) «при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица».

Например, может быть учтено содействие юридического лица в раскрытии данного правонарушения, а также отсутствие в числе бывших служебных обязанностей экс-чиновника отдельных функций управления данной организацией. В то же время не могут быть снижены ниже минимальных установленные статьей суммы штрафов для граждан и должностных лиц по этой статье, отметил пленум.

Если же нарушение требования уведомить госорган не является существенным для противодействия коррупции (например, нарушено лишь требование к форме и содержанию уведомления), такое Правонарушение может быть признано малозначительным.

Оценка прокуратуры

Замглавы Минюста Алу Алханов и замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек поддержали постановление.

Коржинек, представляющий прокуратуру, которая и применяет эту статью, заметил, что разъяснение пленума «будет способствовать повышению результативности борьбы с коррупцией и ее проявлениями» и «даст новый импульс прокурорам в этом направлении их деятельности».

А расширительное толкование нормы о круге чиновников, о чьем дальнейшем трудоустройстве необходимо уведомлять, позволит вывести из тени бывших госслужащих, которые не были охвачены применением нормы закона «по формальным основаниям».

Постановление пока направлено в редкомиссию для внесения ряда редакционных правок.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Вологодской области

Хочу взять на работу бывшего госслужащего.

Как правильно исполнить обязанность по уведомлению его бывшего работодателя? Что будет, если она не соблюдена?

Согласно действующему антикоррупционному законодательству работодатель, решивший взять на работу бывшего государственного или муниципального служащего, обязан сообщить о заключении трудового договора и иного гражданско-правового договора, сумма которого более 100 тыс. рублей, по последнему месту службы. Такая процедура является обязательной в течение 2 лет после увольнения бывшего служащего.

Срок уведомления составляет 10 дней с даты заключения договора.

Закон возлагает и на самого бывшего служащего аналогичную обязанность — сообщать будущему работодателю о своём прежнем месте работы. Такие сведения могут быть получены в ходе собеседования, предварительного анкетирования либо же из трудовой книжки (электронных сведений о трудовой деятельности) претендента на работу.

При возникновении ситуации, когда новый работник в добровольном порядке не сообщил таких сведений и не представилось возможности изучить трудовую книжку (к примеру, по причине заявления о её утрате), указанная обязанность у нового работодателя не возникает. Однако, в такой ситуации необратимым следствием нарушения требований законодательства является расторжение возникших трудовых отношений.

Если же новый работодатель при наличии такой информации проигнорировал требования закона о направлении уведомления по последнему месту службы бывшего служащего, такой работодатель понесет административную ответственность по статье 19.29 КоАП РФ. Размер штрафных санкций за такое нарушение составляет: для физлиц до 4 тыс. рублей, для должностных – до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – до 500 тыс. рублей.

Следует учитывать, что на практике наказание за подобное бездействие налагается как на руководителя организации, так и на само юридическое лицо.

Полномочия по возбуждении дел о таких административных правонарушениях предоставлены прокурорам.

(Старший помощник прокурора Вологодской области по взаимодействию законодательными (представительными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления, правовому обеспечению Смирнов А.В.)

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Согласно действующему антикоррупционному законодательству работодатель, решивший взять на работу бывшего государственного или муниципального служащего, обязан сообщить о заключении трудового договора и иного гражданско-правового договора, сумма которого более 100 тыс. рублей, по последнему месту службы. Такая процедура является обязательной в течение 2 лет после увольнения бывшего служащего.

Срок уведомления составляет 10 дней с даты заключения договора.

Закон возлагает и на самого бывшего служащего аналогичную обязанность — сообщать будущему работодателю о своём прежнем месте работы. Такие сведения могут быть получены в ходе собеседования, предварительного анкетирования либо же из трудовой книжки (электронных сведений о трудовой деятельности) претендента на работу.

При возникновении ситуации, когда новый работник в добровольном порядке не сообщил таких сведений и не представилось возможности изучить трудовую книжку (к примеру, по причине заявления о её утрате), указанная обязанность у нового работодателя не возникает. Однако, в такой ситуации необратимым следствием нарушения требований законодательства является расторжение возникших трудовых отношений.

Если же новый работодатель при наличии такой информации проигнорировал требования закона о направлении уведомления по последнему месту службы бывшего служащего, такой работодатель понесет административную ответственность по статье 19.29 КоАП РФ. Размер штрафных санкций за такое нарушение составляет: для физлиц до 4 тыс. рублей, для должностных – до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – до 500 тыс. рублей.

Следует учитывать, что на практике наказание за подобное бездействие налагается как на руководителя организации, так и на само юридическое лицо.

Полномочия по возбуждении дел о таких административных правонарушениях предоставлены прокурорам.

(Старший помощник прокурора Вологодской области по взаимодействию законодательными (представительными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления, правовому обеспечению Смирнов А.В.)

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий