В этой статье:

Кому нужна товарно-транспортная накладная

Для чего нужна транспортная накладная в бухгалтерии?

Для организаций-налогоплательщиков важно не только наличие товарно-транспортных накладных, но и правильное оформление этих документов. Уменьшить базу налога на прибыль организации позволяет документально подтверждение транспортных расходов. В материале PPT.ru особенности оформления и образец заполнения товарно транспортной накладной 2020.

Рекомендуем!  Что такое резерв отпусков в бухгалтерском учете?

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

ГК РФ рассматривает форму товарно-транспортную накладную как подтверждение заключения договора перевозки. Образец товарно-транспортной накладной на перевозку груза может быть оформлен в качестве приложения к договору перевозки.

Для организаций-налогоплательщиков важно не только наличие этого документа, но и правильное оформление. Уменьшить базу налога на прибыль организации позволяет документально подтверждение транспортных расходов. Оформляются расходы на транспорт в форме специального документа. Как образец, можно рассмотреть товарно-транспортную накладную (далее — ТТН, форма № 1-Т).

Перевозку товаров организация может осуществлять различными видами транспорта:

  • автомобильным;
  • железнодорожным;
  • водным;
  • воздушным.

Организовать перевозку товара можно с помощью услуг специализированных транспортных компаний, либо использовать собственный транспорт. В любом случае, в силу закона «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ), каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Товарно транспортная накладная (ТТН)

С момента вступления в силу Закона 402-ФЗ применять унифицированные формы первичных учетных документов (далее — первичные документы) не обязательно. Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона 402-ФЗ). Применение унифицированных форм первичных документов — добровольное решение.

В частности, для учета движения товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом существует унифицированная форма ТТН (Постановление Госкомстата № 78).

Разработка ТТН нового образца законодателями не рассматривается.

ТТН состоит из двух разделов:

Раздел 1. Товарный оформляется для грузоотправителей и грузополучателей и служит основанием списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

В разделе указывается порядковый номер документа и дату составления, реквизиты сторон и заполняются все имеющиеся сведения о партии отгружаемого товара (наименование, количество, тип упаковки, количество мест, вес, цену и сумму партии).

В строках «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» указывается наименования сторон (такие же, как в учредительных документах), их юридический адрес и номера телефонов.

В строке «Плательщик», которым чаще всего выступает грузоотправитель, необходимо обязательно указать банковские реквизиты этой стороны.

В нижней части первого раздела ТТН слева подписывают уполномоченные лица грузоотправителя (лица, разрешившие и произведшие отгрузку, и главного бухгалтера), справа — подпись водителя, которая является подтверждением факта передачи ответственности за сохранность груза от грузоотправителя перевозчику).

Важно! Грузополучатель на этой же стороне ТТН делает отметку о наличии или отсутствии претензий и проставляет свою подпись, но уже после доставки груза. Здесь ставится подпись материально-ответственного лица (далее — МОЛ), которое лично принимает доставленный груз. Лица, которые проставляют свою подпись о принятии активов должны быть уполномочены действительными доверенностями или должностными обязанностями.

Раздел 2. Транспортный определяет взаимоотношения грузоотправителя — заказчика автотранспорта с организацией — владельцем автотранспорта (выполняет перевозку грузов). Данный раздел служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей (грузополучателей) с организациями — владельцами автотранспорта за услуги по перевозке грузов.

Заполнение транспортного (второго) раздела ТТН осуществляет грузоперевозчик (грузоотправитель) согласно информации представленной грузоперевозчиком. Здесь указываются данные компании-грузоперевозчика (реквизиты). Сведения о плательщике дублируются из лицевой стороны ТТН. Также заполняются регистрационные данные автомобиля и водителя, место погрузки и разгрузки, при необходимости, сведения о переадресовке.

В табличной части указываются сведения о грузе: наименование, количество мест, им занимаемых, масса брутто, а также перечень документов, которые следуют с грузом. Обязательно заполняются строки, касающиеся способа определения массы груза. Под табличной частью указывается информация о пломбах, подбивается количество мест и общий вес брутто.

Важно дублировать подписи МОЛ грузоотправителя («Сдал») и грузополучателя («Принял»). Подпись водителя (экспедитора) проставляется в двух местах: вначале у грузоотправителя при принятии груза к перевозке, затем — в пункте разгрузки при сдаче груза получателю.

В таблице «Погрузочно-разгрузочные работы» оформляются сведения о погрузке (разгрузке) груза исполнителя, типе операции, способе погрузки (разгрузки), ответственном лице, времени выполнения данной работы. Строки ниже заполняются таксировщиком грузоперевозчика, на основе указанных сведений рассчитывается зарплата водителю.

Все реквизиты, предусмотренные формой, обязательно должны быть заполнены.

Образец заполнения ттн нового образца 2020 должен учитывать требования Постановления N 78.

ТТН составляется грузоотправителем. Для каждого грузополучателя и на каждую поездку автомобиля отдельно. Когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

ТТН выписывается в четырех экземплярах:

  • 1-й — остается у грузоотправителя и используется для списания ТМЦ;
  • 2-й, 3-й и 4-й экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
  • 2-й — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза;
  • 3-й и 4-й экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Бланк товарно-транспортной накладной 2024

Скачать оборотную сторону

Как и в каких случаях оформляется товарно транспортная накладная

Для чего нужна транспортная накладная в бухгалтерии?

Транспортировка грузов выполняется повсюду в самых разных объемах. И, конечно, сопровождается весь процесс необходимой документацией. Независимо от типа используемого транспорта на каждую поездку оформляется товарно-транспортная накладная. Этот документ для контролирующих органов является главным среди прочих. По этой причине стоит уделить внимание оформлению данной бумаги, что и будет сделано далее.

Общее о ТТН

Товарно-транспортная накладная (ТТН) — документ первичного учета и контроля взаимодействия организаций, необходимый при оформлении доставки и/или проведении расчетов. К составлению ТТН требуется подходить внимательно, так как мелкий недочет может привести к серьезным проблемам и штрафам за ненадлежащее заполнение сопроводительной документации.

Оформляется ТТН по форме 1-Т, стандартный шаблон которой доступен бесплатно на просторах интернета. Форма № 1-Т является унифицированной для доказательства сотрудничества компаний как между собой, так и при использовании посреднических услуг. При заполнении бланка накладной обязательно учитывать важность документа и установленных правил и требований для корректного внесения информации.

Кто оформляет

В зависимости от того, каким способом выполняется доставка товара до получателя, товарно-транспортную накладную имеет право заполнить грузоотправитель, представитель транспортной организации и, конечно, получатель.

Грузоотправитель имеет право на составление ТТН в любом случае. Это утверждено в постановлении Правительства РФ 15.04.2011 № 272. Согласно данному документу, конкретно пункту № 6, отправитель груза имеет право вносить данные в ТТН и оформлять ее для перевозки.

Заполнение учетного документа представителем транспортной компании возможно лишь при перевозке товара через посредника. В таком случае с перевозчиком составляется договор на оказание услуг, который подписывают обе взаимодействующие стороны. Также перевозчик может заполнять и подписывать ТТН только при наличии соответствующего документа, разрешающего данное действие.

Получатель (часто он же и покупатель товара) получает возможность составления товарно-транспортной накладной в случае заключения договора с компанией-перевозчиком. То есть, если наймом транспорта занимается покупатель или получатель, то именно ему и придется заполнять пункты бланка.

Когда оформлять

ТТН составляется в обязательном порядке для подтверждения выполнения обязательств перевозки в трех случаях:

  1. При транзитной перевозке.
  2. Когда доставку выполняет посредник.
  3. Если несколько грузополучателей.

При выполнении доставки некоторые организации решают использовать для транспортировки аналогичных партий товара одну товарно-транспортную накладную. Это делать категорически запрещено! Подобные махинации также недопустимы при транспортировке груза в несколько мест (когда получатель не один). Это невозможно потому, что при найме перевозчика каждая организация будет проводить расчет на основании предоставленной ТТН. Если этот документ не оформить по правилам, возникнут проблемы с оплатой услуг, возможно даже судебное разбирательство.

Для того чтобы предотвратить неприятные ситуации, необходимо помнить, что на каждую отдельную партию товара составляется новая ТТН.

Однако, имеется вариант, когда оформлять накладную не обязательно. Это возможно, если осуществляется самовывоз товара покупателем. Для документального подтверждения самостоятельного прибытия покупателя на склад компании-отправителя достаточно оформить накладную по форме ТОРГ-12. Договор о грузоперевозках также можно не заключать в данном случае.

Структура ТТН

Прежде, чем начать внесение сведений в бланк товарно-транспортной накладной по форме 1-Т, необходимо ознакомиться со структурой документа. Чтобы предоставить нужную информацию в требуемых графах, рекомендуется найти и скачать оформленный без ошибок и недочетов образец для заполнения.

Скачать бланк товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) в формате Excel

Скачать бланк товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) в формате Word

В 2019 году, в унифицированную форму ТТН не было внесено никаких коррективов, поэтому шаблон прошлого года полностью пригоден для скачивания и заполнения. Для систематизации вписываемых данных учетный документ делят на два раздела. В первом указывается информация о:

  • наименовании груза;
  • габаритах поклажи;
  • качественных характеристиках;
  • компании, отправившей груз;
  • грузополучателе.

Так как указываемая информация касается непосредственно транспортируемого груза и его параметров, то раздел принято называть товарным. На основании сведений из товарной части ТТН отправитель может снять с баланса отправленный товар, а получатель подтвердить его поступление и оприходовать.

Второй раздел главного учетного документа содержит данные:

  • транспорта, на котором планируется транспортировка;
  • характеристики ТС (марка, грузовместимость, гос. номера и т. п.);
  • сведения о компании-перевозчике;
  • информация о водителе ТС;
  • маршруте поездки;
  • временных ограничениях;
  • пунктах доставки;
  • о выполняемом рейсе.

В связи с тем, что большая часть вносимых сведений касается используемого транспортного средства, то раздел называют транспортным. Именно опираясь на информацию из транспортной части документа, определяется общая и штучная (за единицу товара) стоимость транспортировки, а также выполняется расчет между взаимодействующими компаниями.

Порядок оформления

Систематизация данных в учетной документации подчиняется определенным требованиям, которые обязательно учитывать при заполнении ТТН.

Помимо товарной и транспортной частей существует общая информация, необходимая для всех участников перевозки:

  1. В шапке накладной четко прописывается номер документа. Для каждой поставки номер может отличаться, так как зависит он от количества акцептованных документов в документообороте компании, составившей ТТН.
  2. Указывается дата составления документа. Указанное число должно совпадать с датой отгрузки. Составление ТТН заранее запрещается.
  3. Информация о компании, ответственной за отправку груза со склада. Обязательно прописать полное наименование, юридический адрес организации, координаты фактического места расположения точки отгрузки, а также дополнительные контактные сведения.
  4. Данные о получателе груза. Также требуется указывать полное наименование фирмы, адрес юридический, фактический адрес пункта разгрузки (места доставки), контактные сведения (телефон, электронная почта, факс).
  5. Последовательно указывается информация об организации, оказывающей посреднические услуги (перевозку товара). Данные вносят при наличии подобных услуг.
  6. Следующим пунктом общей части является вписывание сведений о компании, которая будет проводить оплату услуг посредника. Указывается наименование организации, юридический адрес, платежные реквизиты.
  7. Обязательным моментом в алгоритме заполнения ТТН является отметка кода ОКПО (Общероссийский Классификатор Предприятий и Организаций) для каждого участника перевозки. Код присваивается при образовании организации и указывается во всей документации.

Общая информация в товарно-транспортной накладной должна быть вписана в соответствии с требованиями и стандартами по заполнению. Если обязательства по выписке накладной взяты впервые, но не удается правильно заполнить тот или иной пункт, лучше обратиться в фирму по оказанию услуг оформления документов.

Когда общие пункты содержат необходимые сведения, самое время приступить к заполнению двух главных разделов ТТН.

Как правильно оформить товарно — транспортную накладную ТТН.

Товарный раздел

Наименование раздела напрямую сообщает, какие сведения должны быть внесены в эту часть учетного документа. Так как всю информацию о перевозимой продукции знает отправитель, именно ему и предстоит заполнять столбцы этого раздела. Рекомендуется вписывать данные последовательно, не допуская исправлений и не торопясь быстрее закончить. Наиболее пристально стоит отнестись к заполнению столбцов 1 — 4, так как указанные значения должны быть точными и проверенными.

В столбце №1 вписывают номера из внутреннего номенклатурного ряда организации, если такая классификация существует. В отсутствие подобной нумерации указывается порядковый номер загруженного наименования. Каждое наименование вписывается в отдельную строку.

Графы №2 и №3 предназначены для указания значений артикула и других значений, принятых для систематизации товара в компании-отправителе.

В столбец №4 вписываются значения о количестве единиц (штук) загруженного в транспортное средство товара. Для определенного артикула соответствующее количество. Во всех сопроводительных документах числовое значение для каждого вида груза должно совпадать.

Остальные столбцы равнозначны по степени важности, просто их заполнение не требует сильной сосредоточенности. В оставшиеся графы вносится информация о:

  • цене за штуку товара;
  • утвержденном в ассортиментном ряде названии;
  • количественных значениях (кг, литр и т. п.);
  • число предоставленных к перевозке грузовых (паллетных) мест;
  • общая стоимость всей партии;
  • тип используемой упаковки;
  • дополнительная нумерация (если имеется).

Указанные в разделе сведения должны соответствовать аналогичной информации в остальной сопроводительной документации. Количество грузовых мест в обязательном порядке указывается тоннажем, даже если партия одного вида имеет вес несколько килограммов.

При наличии приложений к ТТН (сертификаты на продукцию, сертификаты качества, лицензии и прочее), количество предоставленных документов указывается прописью в соответствующем пункте товарного раздела накладной — дополнительные листы. Далее прописью вписывается следующая информация:

  • сколько всего типов товаров загружено;
  • количество грузовых мест;
  • общая масса всей загруженной продукции;
  • объявленная суммарная стоимость всех типов отправляемого товара.

Другими словами, прописное обозначение всех количественных данных дублирует числовые значения из формы 1-Т.

Пустые строки и столбцы заполняются прочерками, чтобы не было по невнимательности внесено лишнее значение.

Следующей обязательной для заполнения частью после таблицы является проставление подписей и их расшифровок от полномочных лиц. Отправитель груза ставит свою личную подпись только в случае самостоятельной отгрузки товара со склада. Во всех остальных случаях подпись и расшифровка должны соответствовать данным, предоставленным об уполномоченных к отгрузке и принятию товара лицах. Если перевозкой занимается посредническая организация, то автограф оставляет полномочный представитель. Отсутствие какой-либо подписи в товарном разделе ТТН затрудняет проведение оплаты и контроль выполнения услуг перевозки.

Транспортный раздел

Наименование раздела указывает на то, что в эту часть товарно-транспортной накладной вносятся сведения о выполнении транспортировки.

Последовательно вписывается информация о:

  • временных рамках доставки;
  • предприятии, осуществляющем транспортировку (наименование, реквизиты, телефон);
  • выбранном для выполнения перемещения товара ТС (марка, гос номер);
  • присвоенных порядковых номерах документа (столбец справа);
  • компании, взявшей на себя роль плательщика (наименование, адрес, банковские реквизиты, контактные данные).

Не теряя последовательности, вписывается информация о лице, которому предстоит управлять выбранным транспортом — ФИО полностью и номер водительского документа. Допустимо вносить фамилию и инициалы. Обязательно указать тип транспортной услуги — коммерческая перевозка.

Следующая часть транспортного раздела должна содержать сведения о точке отправки груза и пункте разгрузки. В случае невозможности принятия ТС к разгрузке разрешено перенаправить автомобиль в другое место, указав адрес в строке переадресовки. Дополнительные данные о наличии прицепа, повреждении пломбы и т. п. Также указываются в соответствующих строках.

В расположенную ниже таблицу вносятся сведения о перевозимом грузе. Все значения должны быть идентичными указанным в товарном разделе. Приходуемый товар по весу не должен отличаться от загруженного в точке загрузки ТС. Сравнить значения массы можно при помощи контрольных весов. Полученный вес вписывается в соответствующую строку.

Если товар доставляется на доверительной основе (такое бывает), то взвешивание в момент приема не проводится. Об этом делается отметка в транспортном разделе.

В этой части ТТН также указываются дополнительные сопроводительные документы для груза — сертификаты качества, лицензии на продажу и пр.

Графы для подписей уполномоченных лиц должны быть заполнены четко с расшифровкой и без исправлений. В большинстве случаев подписи заверяются печатями предприятий.

И конечно, таблица для сведений о всех совершенных погрузках и разгрузках, а именно:

  • кто отправитель;
  • получатель;
  • тип погрузки (наливной, вручную, самосвалом или автоматизированный);
  • дата отправления ТС с грузом;
  • дата прибытия ТС в точку разгрузки;
  • подписи должностных лиц.

Пустые ячейки для информации отмечаются прочерками. Это обезопасит от лишней информации, которую могут вписать из-за невнимательности.

Для представителя перевозчика (обычно это водитель) имеется отдельная таблица. В эту таблицу шофер (экспедитор) вносит сведения о выполненном рейсе: километраж, вынужденный простой ТС, стоимость всей поездки. А также указывает информацию о незапланированных моментах перевозки, полученных штрафах и прочих расхождениях, возникших в течение транспортировки.

Самую последнюю внизу таблицу заполняет уже сотрудник отдела расчетов или бухгалтерии перевозчика. Именно здесь рассчитывается окончательная стоимость совершенной поездки и таксировка. Итоговым шагом является тщательная проверка ТТН на наличие подписей, печатей и достоверности информации. После чего рейс может быть оплачен.

Несмотря на то, что вся сопровождающая груз документация важна, без товарно-транспортной накладной могут возникнуть серьезные проблемы. Информация, которая содержится в ТТН, охватывает как перевозимый товар, так и используемое транспортное средство. Данный учетный документ необходим для расчетов и контроля выполнения перевозки всем фирмам-участникам, поэтому грамотное заполнение приветствуется всегда.

Транспортная накладная 2020: скачать бланк, образец заполнения

Для чего нужна транспортная накладная в бухгалтерии?

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов по территории России применяется транспортная накладная. А с 22 декабря 2017 года действует новая форма этого документа: изменилось заполнение разделов 13 и 15. На этой странице — транспортная накладная на 2020. Скачать бланк и образец заполнения документа здесь вы можете бесплатно. Далее читайте, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять.

В 2017 форма транспортной накладной изменилась. С 22 декабря действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом (постановление Правительства от 12.12.2017 № 1529). Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами (а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше). Вместе с правилами обновились и формы соответствующих документов.

В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.

Чем ТТН отличается от ТН?

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2020 год — ниже.

Если вы выписываете ТН, для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. В ней есть необходимая информация о товаре: цена за единицу, количество и наименование.

В 2020 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:

  • Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
  • Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
  • При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.

  • Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
  • Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
  • В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
  • Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
  • При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
  • Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
  • В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
  • Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.

Скачать заполненный образец транспортной накладной

Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.

Более 1 500 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад
Начать использовать

Транспортная накладная: кто должен выписывать?

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом.

Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик.

Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

Тн или ттн: какой документ выдавать?

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

  • Чтобы обосновать затраты на перевозку товаров, когда привлекается третья сторона: ТТН или ТН. Любая из этих форм подтверждает факт осуществления затрат на автоперевозку.
  • Чтобы подтвердить правомерность перевозки грузов: ТТН или ТН. Подойдет любая форма.
  • Чтобы осуществить списание и оприходование товаров: ТТН (или ТН + ТОРГ-12).
  • Когда поставщик сам осуществляет доставку покупателю: ТН.
  • Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика: не нужна ни ТТН, ни ТН. Если доставка не входит в договор, то для оприходования достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12, а для обоснования расходов на ГСМ и расчета зарплаты водителю можно использовать путевой лист.
  • При перевозке любого алкоголя и спиртосодержащей продукции: и ТН, и ТТН. Только ТТН может служить сопроводительным документом к алкогольной продукции, подтверждающим легальность ее производства и оборота. ТТН (товарно-транспортная накладная): скачать бланк и образец заполнения на 2020 год >>

Скачайте другие унифицированные формы

Инструкции и советы по оформлению товарно-транспортной накладной

Для чего нужна транспортная накладная в бухгалтерии?

Грузовые перевозки осуществляются в различных направлениях и с огромной регулярностью. Причём транспортировка товаров сопровождается обязательным оформлением целого пакета документов. Одним из основных документов выступает товарно-транспортная накладная. Они оформляются с помощью специального бланка 1Т. Такая форма необходима в тех случаях, когда осуществляют перевозку товарно-материальных ценностей между двумя организациями.

Причём это актуально как при транспортировке отправителем с использованием собственного автопарка, так и при использовании услуг посредников в лице транспортных компаний. При этом у товарно-транспортной накладной (ТТН) есть свои правила, особенности и нормы по заполнению. Их следует строго придерживаться. В случае допущения ошибок или неточностей, документ могут признать недействительным.

Это повлечёт за собой определённые сложности при грузоперевозках.

Порядок оформления товарно-транспортной накладной.

Кто занимается оформлением

Здесь всё достаточно просто. Согласно действующим правилам, товарно-транспортную накладную в 2018 году могут заполнять собственники или продавцы товаров. Это возможно в тех случаях, когда транспортировкой занимается непосредственно сам грузовладелец или продавец. Тогда его прерогативой становится обязательное оформление формы 1Т. Есть ситуации, когда грузовладелец или продавец пользуется услугами посредника.

Для этого составляется специальный договор с грузоперевозчиком, который берёт на себя обязательства по доставке груза к пункту назначения. Договор с перевозчиками заполняют от лица получателя или отправителя. Тогда заполнять накладную могут обе стороны. Если говорить простым языком, то обязанности по оформлению товарно-транспортной накладной возлагаются на ту компанию или сторону, которая осуществляет найм грузоперевозчика.

Также следует строго придерживаться правил, согласно которым заполняется товарно-транспортная накладная на перевозку груза.

Если перевозимый товар не имеет в пакете сопроводительных документов ТТН, у таких грузоперевозок могут возникнуть серьёзные сложности.

Один бланк для разных грузоперевозок

Как уже выяснили, для перевозки груза обязательно требуется товарная накладная, или просто ТТН. Но возникает логичный вопрос относительно использования одного бланка 1Т для различных грузоперевозок. Важно помнить, что каждая транспортировка груза подразумевает оформление отдельной товарно-транспортной накладной согласно бланку 1Т.

А потому использование одной и той же накладной под несколько грузоперевозок категорически запрещается. Аналогично обстоит ситуация, если одинаковый груз перевозится на разные конечные пункты, то есть в различные компании, фирмы или организации.

Здесь каждая отдельная отправляемая партия товара, предназначенная для той или иной компании, требует собственной отдельной товарной накладной.

Структурные особенности

Чтобы правильно и грамотно оформить товарно-транспортную накладную на бланке 1Т, следует для начала ознакомиться с особенностями структуры этого документа. Для наглядности лучше использовать образец, который выполнен с соблюдением стандартам. Условно товарно-транспортная накладная имеет разделение на 2 части. Причём бланк образца 2018 года не претерпел никаких существенных изменений, а потому в текущем году действуют те же правила оформления, что и раньше. Первая часть формы предусматривает внесение информации о:

  • объёмах груза;
  • наименования товара;
  • параметрах и характеристиках продукции;
  • отправителе;
  • грузополучателе.

За счёт этой части применяемая при грузоперевозках товарно-транспортная накладная даёт основания, чтобы списать отправляемый груз со склада грузоотправителя, а также подтвердить прибытие к получателю. Потому эту часть документа называют товарной. Вторая часть уже является транспортной. Здесь вносится информация о:

  • перевозке;
  • транспортной компании;
  • водителе;
  • марке используемого автомобиля;
  • километраже доставки;
  • времени перевозки;
  • товаре и пр.

Также вторая часть документа используется для описания стоимости грузоперевозки, согласно которой между сторонами договора осуществляются расчёты за предоставленные услуги. В действительности товарно-транспортная накладная имеет множество нюансов и особенностей, которые следует строго соблюдать при её заполнении.

Оформление и работа с бланком ТТН

ТТН относят к сопроводительным документам первостепенной важности. Потому их проверка будет осуществляться достаточно тщательно. Чтобы избежать любых проблем и загвоздок при транспортировке груза, следует опираться на принятые стандарты при заполнении формы. Многие забывают о том, что здесь не допускается оставлять пустые ячейки. Где это необходимо, просто ставится прочерк. Также запрещено писать с ошибками и вносить некорректную или неточную информацию. Помимо ТТН, к стандартной форме 1Т может потребоваться приложить некоторые дополнительные бумаги и документы. Здесь в основном речь идёт о:

  • сертификатах;
  • договорах;
  • свидетельствах;
  • паспортах и пр.

Если к товарно-транспортной накладной прикладываются документы, все они в обязательном и правильном порядке прописываются в соответствующей строке, выделенной для Приложений к ТТН. После заполнения ТТН печатается сразу в 4 экземплярах. То есть вполне допускается использование современных средств ввода и оргтехники для распечатки. Заполнять всю ТТН только вручную ручкой необязательно. Документ не будет считаться действительным, если на нём отсутствуют соответствующие подписи сторон.

При этом из четырёх копий только одна предназначена для грузоотправителя. Все остальные экземпляры должен держать при себе водитель, осуществляющий грузоперевозки. Вторая копия передаётся получателю товара. Ещё два экземпляра нужны для руководства грузоперевозчика.

Причём обязанностью водителя, который доставляет товар, является необходимость получить подписи грузоотправителя и грузополучателя на этих 2 копиях накладной. Теперь третья копия, куда выписывается окончательный счёт за предоставленные услуги, передаётся заказчику. В роли заказчика грузоперевозки может выступать отправитель или получатель.

Тут уже учитывается та фирма, с которой транспортная компания заключила соглашения. В итоге четвёртый экземпляр остаётся у грузоперевозчика. Это необходимо для ведения бухгалтерского учёта.

Можно наглядно видеть, что товарно-транспортная накладная играет большую роль в вопросах перевозки груза и является необходимым документом для всех участников грузоперевозки. ТТН является примерно одинаково важным составляющим для грузоотправителя, получателя и перевозчика.

Руководство по заполнению

При заполнении необходимой товарно-транспортной накладной крайне важно соблюдать определённые правила и стандарты. При этом отправитель или получатель, в зависимости от того, кто занимается подписанием договора с грузоперевозчиком, может обратиться за помощью к специалистам. Но если разобраться во всех нюансах, ничего сложного в самостоятельном заполнении нет. Для начала нужно выполнить несколько общих правил, после чего отдельно изучить нюансы оформления первой и второй части ТТН.

  1. Первым делом в накладной записывается номер. Он берётся не из воздуха, а согласно внутреннему обороту документации в компании, которая выписывает накладную. Также ставится дата, когда документ заполняется.
  2. Далее идёт пункт о грузоотправителе. Не путайте с компанией грузоперевозчика. Здесь указывается информация о компании, которая будет осуществлять отправку груза. Причём тут важно внести данные про полное название организации, её фактический адрес и контактные данные.
  3. По аналогии заполняется строка, которая предназначена для грузополучателя. Как и в предыдущем пункте, здесь нужно записать полное наименование, адрес и контактную информацию.
  4. Следующей строкой идет плательщик. Здесь вносят информацию о компании, которая берёт на себя обязательства по оплате услуг транспортной организации.
  5. Напротив грузоотправителя, грузополучателя и плательщика есть специальные ячейки, предназначенные для указания кодов ОКПО. Это специальный классификатор, действующий в РФ, классифицирующий организации и предприятия.

Когда основная информация заполнена, следует приступить к оформлению товарной и транспортной части ТТН.

Товарная часть

Первый раздел практически полностью предназначен для заполнения со стороны грузоотправителя. Требуется внести информацию о перевозимом товаре в специальную таблицу. Следует быть внимательными с первыми 4 столбцами таблицы при последовательном заполнении товарно-транспортной накладной. Здесь предусмотрены некоторые моменты, которые мы предлагаем рассмотреть. В первом столбце записываются номенклатурные номера перевозимых товаров. Но это актуально только для тех случаев, когда предприятие использует соответствующую систему учёта.

Второй и третий столбец предназначены для номеров артикулов и прейскурантов. Опять же, если они имеются. Четвёртая строка уже обязательная и служит для отображения количественных характеристик товара. Потому здесь вписывается точная цифра, которая равно количеству перевозимых товаров. Для каждого соответствующего наименования своя отдельная цифра. За ними следует другие столбцы, пропускать которые также не стоит. Тут предусмотрено внесение данных, в которых отображаются:

  • стоимость одной единицы перевозимого товара;
  • название продукции;
  • используемые единицы измерения;
  • виды применяемой упаковки.

Здесь же указывается количество занимаемых товарами мест, вес (обязательно в тоннах), а также общая цена каждого отдельного вида товара в составе перевозимого груза. При наличии дополнительных объёмных и складских наценок, транспортных расходов, эти данные обязательно вписываются в таблицу. Дальше заполняется информация об общей стоимости всего груза, суммируя все наименования. Последний столбец предназначен для номера товара согласно используемой картотеке склада грузоотправителя.

При наличии любых приложений, которые прикладываются к товарно-транспортной накладной, они в обязательном порядке отмечаются в ячейке для указания дополнительных листов. Это делается прописью. Также указывается суммарное количество разновидностей товаров и мест. Для этого дублируются данные, внесённые в первой таблице. Дальше, согласно форме 1Т, нужно записать прописью и соответствующими цифрами информацию о массе перевозимого груза. А после указываются все приложения (записывается количество листов). Чуть ниже, также прописью, вносится общая цена товара, отпущенного со склада грузоотправителя.

В нижней части товарного раздела документа стоят подписи и расшифровки представителей отправителя товаров. Это лица, которые имеют полномочия на совершение таких операций, главный бухгалтер и кладовщик, выполнивший конкретную отгрузку.

Справа есть строки для информации о водителе, включая сведения о наличии доверенности, оформленной со стороны грузоперевозчика. На дальнейших этапах транспортировки здесь также требуется получить подписи от уполномоченных представителей получателя товара. В основном подпись ставит кладовщик, принимающий товар.

Если автограф внизу документа подтверждает, что товар прибыл на склад получателя в соответствующем состоянии и был его выполнен приём.

Транспортная часть

Эта часть документа предназначена для внесения сведений относительно транспортировки. Сначала указываются данные о:

  • сроках доставки товаров;
  • фирме, которая занимается грузоперевозками (полное правильное название и актуальные контактные данные);
  • используемом транспортном средстве (марка, модель и государственный регистрационный номер);
  • номерах накладной и путевого листа (для этой информации предусмотрен правый крайний столбик).

Есть строка для плательщика. Тут вносится информация о предприятии, которое выступает в роли заказчика на осуществляемую грузоперевозку. Нужно записать полное название, телефон, адрес и платёжные реквизиты. Следующим идёт водитель. Здесь нужны его фамилия и инициалы, а также номер водительского удостоверения.

Учтите, что в некоторых случаях лучше вносить имя полностью, а не только фамилию с инициалами. Разделы лицензионной карточки и её регистрационного номера заполнять необязательно. Их пропускают, поскольку сейчас не осуществляется лицензирование. Не забудьте только заполнить строку, где предусмотрен вид перевозки.

Здесь просто указывается, что перевозка коммерческого вида.

После этого начинается раздел со сведениями о погрузочных и отгрузочных операциях. Здесь вносится фактический адрес, куда доставляется товар, а также указывается дополнительная информация. К ней относят возможную переадресовку, маршрут следования грузового транспортного средства, использование прицепа и пр. Ниже идёт таблица. Она заполняется в соответствии с товарным разделом. Для определения массы могут использоваться ручные, товарные или автоматические весы, что нужно указать в документе. Если товар отправляется без взвешивания, тогда указывается нормативный вес или согласно маркировке.

Под таблицей с правой стороны предусмотрены ячейки для вписывания документов, которые сопровождают перевозимый товар. Сюда записывают данные о сертификатах качествах, актах, паспортах и пр. С левой стороны участники процесса по погрузке, доставке и отгрузке ставят свои подписи. В следующей части предусмотрен раздел с погрузо-разгрузочными операциями. Также присутствует специальная таблица, где вносится информация о погрузке и разгрузке:

  • отправитель груза;
  • грузополучатель;
  • способ погрузки или выгрузки (бывает ручным, наливным, самосвальным или механизированным);
  • дата отправки груза;
  • дата прибытия;
  • подписи ответственных лиц.

Ещё остаётся предпоследняя таблица, которую заполняет непосредственно сам водитель. Здесь следует указать дополнительные сведения про километраж, стоимость перевозки, штрафы, простой и пр. Завершается заполнение ТТН расчётом стоимости и таксировкой. За заполнение этих разделов отвечает бухгалтер транспортной компании. Нельзя сказать, что процедура по заполнению товарно-транспортной накладной очень сложная. Здесь нужно понимать, кто и когда должен заполнять те или иные страницы, где обязательно ставятся подписи и в какой последовательности копии документа передаются от одного участника другому.

ТТН необходима для всех сторон, потому определённую роль в заполнении и правильном оформлении играет транспортная компания, грузоотправитель и грузополучатель. Старайтесь всегда тщательно проверять вносимую информацию. Любые неточности и несоответствия могут стать причиной солидных штрафов. Потому наличие опыта в заполнении подобных документов играет только на пользу.

Электронная транспортная накладная: что нужно об этом знать

Для чего нужна транспортная накладная в бухгалтерии?

В России планируется внедрить электронные транспортные накладные, которые должны положительно повлиять на эффективность и скорость бизнес-процессов в логистике и грузоперевозках. Безбумажный документооборот поможет оптимизировать работу тысяч транспортных компаний, 3PL-операторов, ритейлеров, производителей и дистрибьюторов, подтолкнуть к цифровой трансформации тот бизнес, который ещё до неё не дошёл.

Что такое ЭТРН и чем она отличается от бумажной накладной

Электронная транспортная накладная — это юридически значимый документ в электронном виде, формат которого будет утверждён на государственном уровне. Планируется, что в постановление правительства РФ №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» будут внесены изменения, которые позволят использовать электронную накладную наряду с бумажной.

Назначение электронной транспортной накладной будет таким же, как и у бумажного аналога. Речь о двух функциях:

  • Подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги
  • Подтверждение расходов на транспортные услуги для уменьшения налоговой базы.

Очевидным отличием электронного документа от бумажного станет носитель. Электронную транспортную накладную можно будет передавать по информационным телекоммуникационным сетям и обрабатывать в информационных системах. Совокупность этих преимуществ позволит получить несколько выгод.

Доступ документа из любого места

Физическое перемещение бумажной накладной из точки получения отметки о доставке груза обратно занимает определённый отрезок времени. Водителю приходится привозить бумаги в офис, далее бухгалтерия будет готовить комплект документов и передавать заказчику. В договорах оказания транспортных услуг обычно прописывается срок начала истечения платежа — это доставка оригиналов документов в офис. Но благодаря электронному формату, процесс можно будет значительно ускорить.

Хранение

Ежедневно в России проходят сотни тысяч грузоперевозок, которые сопровождаются транспортными накладными. Перед участниками цепочек поставок встают вопросы физического хранения этого массива документов, а также своевременного предоставления информации при взаимодействии с госорганами.

Во время проверок ФНС зачастую возникает необходимость предоставить определённое количество транспортных накладных за конкретный период времени в отношении какого-то контрагента или перевозчика. Данные приходится искать среди бумажных архивов.

А в случае с электронными документами предприятие сможет быстро найти искомое по электронным реквизитам и мастер-данным — в любое время получить выборку и вовремя передать её на проверку.

Внесение правок

В случае расхождений или уточнений в ЭТРН заново созданный экземпляр или документ с исправлениями будет доставляться всем участникам цепочки поставки на подпись. Это позволит уйти от проблем, при которых перевозчику придётся тратить время на ожидание для внесения правок и получения корректных бумаг. Всё это будет проходить мгновенно в электронном виде.

На что нужно обратить внимание

В обмене ЭТРН будут участвовать три стороны — грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Может сложиться ситуация, когда все участники цепочки поставок будут работать со своими операторами электронного документооборота.

Для корректного запуска, при котором операторы будут без проблем принимать документы, однозначно их интерпретировать и перенаправлять получателю, потребуется единый формат. Поскольку такой формат де-юре будет «спускаться» сверху от государства к бизнесу, проблема с затруднением вхождения ЭТРН в практику перевозок будет решена.

Все игроки смогут переводить своих контрагентов на электронный документооборот, не опасаясь, что часть из них не сможет работать из-за особенностей собственного оператора ЭДО.

В рамках обмена электронными накладными возможно использовать два вида электронной подписи — квалифицированную и простую.

Квалифицированная электронная подпись может применяться для заверения тех частей документа, которые относятся к юрлицам у грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Простая электронная подпись подойдёт для подтверждения факта приёмки груза водителем компании-перевозчика у его компании-отправителя, а также для подтверждения факта качества доставки груза на точке выгрузки у компании-получателя.

«Подводные камни»

Стоит учитывать, что в России отсутствует судебная практика в отношении споров из-за использования электронной транспортной накладной. Электронный документооборот в цепочке «Поставщик — Покупатель» уже давно учитывается судами при принятии решений. Но когда в цепочке окажутся три стороны, варианты развития ситуации могут оказаться иными. Если, например, грузоотправитель предъявит претензии логистическому оператору, тот может перенаправить их к конкретным исполнителям — водителям, перевозчикам и транспортным подрядчикам.

Пока ЭТРН находится в стадии тестирования, бизнесу предстоит обыграть возможные сценарии в пилотных проектах. В отношении ЭТРН ещё не сформированы регламенты и инструкции. Даже «Постановление правил перевозки грузов», находится в стадии проекта и содержит лишь общие положения. Если перевозки будут проходить в рамках одного холдинга, где отправитель, перевозчик и получатель относятся к одному предприятию или пулу аффилированных юрлиц, то отсутствие судебной практики применения ЭТРН не столь актуально. Одна часть холдинга не будет подавать в суд на другую — всё будет решать внутренними административными регламентами.

Когда произойдёт полномасштабный запуск ЭТРН, то данные станут автоматически видны контролирующим органам. С одной стороны, бизнес может избавиться от дополнительных запросов документов на проверку, с другой — станет невозможным использовать откровенно «серые» схемы.

Важно понимать, что обмен электронными транспортными накладными будет возможен, когда он станет обязательным по инициативе государства и стороны сделок придут к такому согласию. Если один из деловых партнёров откажется так работать, то обмен электронными накладными будет невозможен. До 2024 года, даже несмотря на планируемое разрешение использовать ЭТРН, водитель при себе должен иметь бумажный аналог, чтобы иметь возможность продемонстрировать его сотрудникам полиции в случае остановки.

При подготовке работы с ЭТРН нужно быть готовым обеспечить техническую возможность работы с электронными документами. Процесс передачи груза проходит непосредственно на складе, поэтому складских работников нужно будет вооружить инструментами для фиксации своих действий в ЭТРН — это может быть мобильный телефон или планшет с приложением, а также ноутбук или ПК с доступом к веб-версии платформы для работы с документами. Об этом следует позаботиться заранее.

На стороне грузополучателя и перевозчика всё будет несколько проще. Операторы ЭДО планируют предусмотреть вариант использования простой электронной подписи через мобильные приложения, чат-боты или смс-подтверждения с кодами. Риск противодействия или саботажа инновациям со стороны водителей и складских работников будет нивелирован тем, что смартфоны есть даже у самых консервативных. Все пользуются навигатором, чтобы оптимально строить маршруты, максимально быстро доезжать до пункта назначения и экономить топливо. Многие из перевозчиков прекрасно себя чувствуют на различных сайтах и биржах по поиску грузов и заказов.

Подходя к использованию ЭТРН, нужно также проанализировать состояние мастер-данных. Электронная транспортная накладная подразумевает обязанность грузоотправителя сформировать первую часть документа. Если порядка в мастер-данных нет (например, в учётной системе может отсутствовать информация о том, какие перевозчики, водители, автомобили и юрлица ответственны за конкретную перевозку), то сформировать документ можно будет только вручную. Из-за этого компания может лишиться положительного эффекта автоматизации обработки данных и экономии трудозатрат.

Рекомендуется начать с наведения порядка мастер-данных: автоматизировать закупочные взаимодействия с перевозчиками и транспортными партнёрами. Это позволит достаточно быстро подготовиться к внедрению ЭТРН.

На какой стадии находится внедрение ЭТРН

Сейчас в России сформированы несколько рабочих групп, объединяющих участников по различным признакам: вокруг бизнес-сообщества, вокруг операторов ЭДО или вокруг перевозчиков. Все они взаимодействуют с государственными ведомствами, передавая им мнения, пожелания и проблемы, возникающие при внедрении электронной транспортной накладной. Государство анализирует поступающую обратную связь и пытается сформировать корректные бизнес-процессы.

Всё сводится к тому, что к 2024 году информация из транспортных накладных должна передаваться в государственный орган, чтобы обеспечить межведомственное взаимодействия от ФНС до ГИБДД.

Что делать бизнесу сейчас

Пока нет обязанности переходить на ЭТРН, бизнесу остаётся только готовиться к планируемому формату взаимодействия. Желающие проводить пилотные проекты со своими деловыми партнёрами могут это делать без ограничений. К таковым относятся компании, понимающие выгоды от снижения операционных затрат и уже имеющие опыт использования электронных документов. Кроме того, для запуска пилота нужны достаточно качественные мастер-данные, позволяющие быстро и без дополнительных доработок учётных систем внедрить ЭТРН и начать их процессинг.

Актуальность перехода на ЭТРН каждый бизнес определит сам для себя, исходя из масштабов перевозок. Например, если один автомобиль посещает за день 15 — 17 точек доставки, то водитель может возить с собой до 200 — 300 бумажных накладных. В месяц объём бумажного документооборота исчисляется тысячами и десятками тысяч листов. Экономия от использования электронных аналогов здесь очевидна.

Тем, у кого стоит задача внедрить электронную транспортную накладную, рекомендуется начать переходить на электронный обмен данными с контрагентами при заказах и отгрузках. Данный опыт позволит научиться взаимодействовать и с партнёрами, и с операторами ЭДО, а также навести порядок со своими базами данных.

Разница между ТТН и ТН

Для чего нужна транспортная накладная в бухгалтерии?

страницы

  1. ТТН
  2. ТН
  3. Ттн или тн?
  4. Главное

Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года ТТН исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?

ТТН

Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.

В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.

В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.

Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:

  • в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
  • в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
  • в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).

Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.

ТН

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

  • отправителю;
  • получателю;
  • перевозчику.

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:

  • раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, в том числе и перевозящего опасные ТМЦ;
  • раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку соответствующих грузов.

В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.

Таким образом, показатели двух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.

Ттн или тн?

Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?

Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная ТОРГ-12, по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.

Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.

Если организация, применяющая НДС, заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

Ттн — правила заполнения, виды, бланк для скачивания

Для чего нужна транспортная накладная в бухгалтерии?

Для сопровождения товара от продавца к покупателю необходимы не только транспорт, водитель, экспедитор, но и официальные документы, которые подтверждают правомерность перевозки товара. Что это за документы? Разберемся в этой статье, что такое товарно-транспортная накладная, для чего она нужна в бухгалтерии, а также чем отличается ТТН от счета-фактуры.

Что это такое и для чего она нужна в бухгалтерии?

Какова расшифровка ТТН? Под этой аббревиатурой в бухгалтерии скрывается товарно-транспортная накладная. Она представляет собой первичный учетный документ бухгалтерии грузоперевозок. ТТН – документ, сопровождающий товар.

Для того чтобы перевезти товар с помощью транспорта из точки А в точку Б, заполняют бланк учетной бухгалтерской документации. Исходя из названия документа, можно сделать вывод, что он включает в себя данные о товаре и транспорте.

Отличия ТТН от счета-фактуры

Общим для ТТН, ТН и счет-фактуры является товарное отражение данных в документе. Но только в ТТН есть транспортная составляющая. Основная функция ТТН – сопровождение товара от грузоотправителя к грузополучателю с помощью транспорта. Кто доставляет не так уж важно: грузоотправитель или наемный грузоперевозчик.

Счет-фактура – это налоговый документ установленного образца. В нем помимо перечня товара есть данные о цене, о налоговой ставке, акцизе, о происхождении товара (таможенная декларация, страна производитель).

ТТН и ТН – документы первичной бухгалтерии. Счет-фактура – налоговый документ. Первые два документа имеют свободную форму оформления. Счет-фактура оформляется по строго регламентированной форме.

Счет-фактура подписывается поставщиком, ТН подписывается поставщиком и покупателем, а ТТН еще и грузоперевозчиком.

Соответственно, на основании счета-фактуры нельзя предъявить претензию о получении товара клиенту. Только ТН или ТТН может быть основанием для претензии. Только в этих документах есть печать и подпись покупателя.

Для чего нужна?

Товарно-транспортная – унифицированный документ. Предназначен сопровождать товар во время перевозки от продавца к покупателю. Неважно, кто осуществляет перевозку: продавец, покупатель или наемный грузоперевозчик.

Документ распечатывают в 4‑х экземплярах (1 экземпляр продавцу, второй покупателю и еще два бланка грузоперевозчику). Заполненный документ используется как для подтверждения учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), так и для расчетов за автоперевозку.

  • Грузополучателю документ нужен для сверки перечня отгруженного товара с перечнем в документе.
  • Грузоотправителю ТТН необходима для получения документального доказательства передачи груза водителю и приемки его получателем.
  • Грузоперевозчик фиксирует в документе факт перевозки товара.

Какие бывают товарно-транспортные накладные?

Разработано и внедрено в постоянную работу сразу несколько основных наименований и категорий товарно-транспортных накладных. Бумаги отличаются представленной формой. юридически закрепленная стандартами форма имеет индивидуальный классификационный номер 1‑Т . Документ разработан в рамках реализации государственного проекта по регулированию и официально утверждена профильным комитетом по статистике еще в 1997 году. Номер принятого постановления — 78. Документ применяется для обращения с большинством товаров.

Дополнительно предусмотрены актуальные наименования и профильные формы ТТН, основной задачей которых выступает проведение полноценного оформления необходимых в транспортной сфере операций в рамках осуществления приемки, а также складской отправки разных типов продуктов питания со строгим указанием основных наименований с учетом происхождения и особенностей перевозки в зависимости от регламентированного расстояния. Традиционные формы ранее уже были официально утверждены специальным постановлением пограничных органов.

В 2011 году государственными органами было установлено официальное решение о применении в работе нового обновления ТТН. Введение в деятельность профильных компаний и перевозчиков регламентировано ключевыми Правилами по реализации перевозок грузов с применением автомобильной техники. Соответствующее постановление было узаконено и полностью утверждено Правительством.

В тексте профильного документа отмечается строгое согласование факта комплексного заключения двустороннего договора в случаях проведения доставки грузов разных типов. Особенностью документа стало удаление специальных полей с отметками списания или проведения оприходования профильной продукции.

ТТН регламентированного стандарта 1997 и 2011 годов сегодня применяются компаниями в равной степени.

Порядок заполнения ТТН

Традиционная для данной сферы форма 1‑Т заполняется отправителем необходимого в случае осуществления комплексной доставки продукции специально для каждого из потенциальных получателей товаров, а также в случае каждого выхода в рейс автомобильного транспорта. При одновременной транспортировке сразу нескольких типов грузов по конечному адресу одной или более одной компании, документ проходит оформление с указанием каждой из доступных партий и итоговых получателей.

Обращаем внимание, что по грузам нетоварного типа, в рамках которых не поддерживается складской учет ТМЦ, но применяется учет методом замера ТТН предоставляется в трех экземплярах: первый и второй получает предоставившая автомобильный транспорт компания. Первый документ применяется для проведения расчетов организации с отправителем груза и прикрепляется к счету, а второй – добавляется к путевому листу и используется как основание для проведения учета транспортной работы. Третий экземпляр сохраняется у отправителя груза и является подтверждением для дальнейшего учета выполненных работ по перевозкам.

Форма товарно-транспортной накладной включает в себя заполнение основных пунктов, которые подтверждают достоверность документа. Грузоотправитель должен указывать следующие пункты в ТТН формы 1‑Т:

  • указание даты выписки текущего товара;
  • пункты с указанием грузополучателя и грузоотправителя заполняются юридическими наименованиями организаций сделки;
  • плательщик – это организация, которая будет непосредственно осуществлять оплату за получение товара при транспортировке;
  • сведения о грузе – важный пункт, который следует заполнять максимально точно и корректно, поскольку от этого зависит необходимость оплаты НДС;
  • раздел «Отпуск разрешил» заполняет ответственное за отпуск товарно-материальных ценностей лицо.

Подпись является подтверждением достоверности указанных в документе сведений. Она должна быть дополнительно заверена печатями и штампами грузоотправителя. Товарно-транспортная накладная представляет собой разрешение на осуществление отгрузки и транспортировки разных типов товаров. В незаполненных графах ставится прочерк, чтобы невозможно было дописать дополнительные позиции.

При проведении заполнения бланка товарно-транспортной накладной перевозчиком после загрузки автомобиля указывается предмет договорных отношений между каждой из сторон. На основе данного раздела проводится учет рабочего времени водителя, проведение расчетов между отправителем и получателем грузов.

  • Раздел «Организация» должна заполнить организация-грузоперевозчик. Полные сведения можно взять в путевом листе водителя.
  • Пункт «Заказчик» должен отражать наименование компании, которая заказывает и оплачивает грузоперевозки, покупает определенные товары. Информация выписывается из подготовленного договора о купле-продаже.
  • Части «Автомобиль» и «Прицепы» отображает информацию об использованном транспортном средстве с указанием марки и прицепов.
  • Строчка «Удостоверение» должна содержать полные сведения о водительском удостоверении водителя, который перевозит груз.
  • Раздел Лицензионное удостоверение» не заполняется.

После согласования данных и заполнения ТТН водитель доставляет груз получателю. Здесь проводится разгрузка транспортного средства, оценка состояния и соответствия требованиям товара. Грузополучатель получает три экземпляра накладных. Далее заполняется пункт «Разгрузка».

  • «Исполнитель» – сотрудники грузополучателя или сторонние лица, привлеченные к отгрузке товаров.
  • «Дополнительные операции» – перечень действий, который предпринимался помимо разгрузки: взвешивание, выполнение перерасчета.
  • «Способ разгрузки». Указываются методы проведения разгрузки. Используется частично ручной, а также частично механизированный метод работы.
  • «Время прибытия» и «Время убытия» проставляется в момент передачи водителем ТТН и путевого листа, а также после окончания разгрузки и передачи водителю накладных.
  • «Транспортные услуги» представляет собой перечень необходимых услуг, которые оказывает водитель-экспедитор в процессе перевозки товаров.
  • «Дополнительные операции». Вносится перечень специальных операций и манипуляций с грузом при проведении разгрузки.
  • «Подпись ответственного лица». Личная подпись проставляется ответственной за приемку товаров стороной.

В пунктах с информацией о приеме-передаче товаров указываются данные о номерах пломб при работе с опечатанными товарами, проставляется вес и количество мест. При неоднородности груза каждое наименование рассчитывается отдельно с допустимой погрешностью в 1 кг. Цифры проставляются прописью.

Раздел «Принял» полностью заполняет официальный представитель грузополучателя с указанием фамилии, должности. Сверка данных подтверждается личной подписью и печатью организации. Пункт «Сдал» водитель заполняет самостоятельно.

Заполнение товарно-транспортной накладной по образцу, описанному выше, поможет избежать ошибок и неточностей в ведении отчетности, документальном сопровождении грузов.

Скачать пустой бланк товарно-транспортной накладной по форме 1‑Т