Республика крым в системе омс россии: вхождение, становление, современный этап

Республика крым в системе омс россии: вхождение, становление, современный этап

Жителям полуострова сегодня начали выдавать российские полисы обязательного медицинского страхования. Первыми ощутить на себе преимущества медстраховки смогут матери-героини, заслуженные доноры и врачи республики, которым в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования торжественно вручили полисы. К 1 января 2015 года на систему обязательного медицинского страхования (ОМС) должен перейти весь Крым. Чиновники обещают, что новая форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья не станет головной болью самих пациентов. Обязательная медицинская страховка будет взиматься с работодателей в виде фиксированного налога в 5,1%, а финансирование здравоохранения — осуществляться через фонд ОМС.

По словам председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Стадченко, новый страховой медполис позволит пациентам бесплатно получать необходимое лечение не только в больницах Крыма, но и в любых регионах России.

О том, как дорого обходилось «бесплатное» лечение крымчанам, говорить не приходится. Перспектива уйти от изрядно надоевших добровольно-принудительных взносов в больницах  радует.

Но пока остаётся много вопросов: какой именно случай будет относиться к страховому? Где выдадут страховку и кто за неё заплатит, если человек не работает? Обязанность оплачивать медстраховку, как пояснил министр здравоохранения РК Пётр Михальчевский, ляжет на работодателей — юридические, физические лица, заключающие договоры трудового подряда. За неработающих будет платить бюджет Крыма.

По словам министра, в больницах сделают единую базу данных, где будет храниться вся информация о прививках и заболеваниях пациента. Также Михальчевский уверен, что новшество положительно отразится на обеспечении лечебных учреждений Крыма медикаментами и оборудованием. Но работа ещё предстоит большая.

Рекомендуем!  Способы записи на прием к врачу по полису омс и какие документы могут понадобится

Абсолютно в новых реалиях придётся взаимодействовать медучреждениям и страховым компаниям.-  Я очень хорошо знаю, с какими трудностями сталкиваются медицинские организации в работе со страховыми компаниями.

Наша задача — создать все необходимые условия для того, чтобы внедрение системы ОМС было максимально комфортным для медицинских организаций, — отметила председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования  Наталья Стадченко.

Напомним, что сегодня на полуострове идёт работа по формированию Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым — некоммерческой организации, созданной в соответствии с российским законодательством. Мы будем следить за ситуацией и расскажем, где и в каком порядке крымчане смогут получить полисы ОМС.

Юлия ЦИСАРЬ.

По материалам информационного агентства Крымская правда

Источник: https://crimea.kz/105535-Obyazatel-naya-medstrahovka-stala-v-Krymu-real-nost-yu.html

Голенко: в системе здравоохранения Крыма произошли грандиозные изменения

Об особенностях системы здравоохранения в Республике Крым, высокотехнологичной медпомощи, диспансеризации жителей, лечебном туризме и государственно-частном партнерстве в медицине в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал министр здравоохранения Крыма Александр Голенко.

— Что представляет собой сегодня система здравоохранения Республики Крым? Присущи ли ей специфические особенности, которых нет ни в одном другом российском регионе?

В системе здравоохранения Республики Крым произошли грандиозные изменения за последние пять лет. За эти годы мы перешли на общепринятую в России бюджетно-страховую модель здравоохранения, которой у нас не было.

У нас действует трехуровневая система оказания медицинской помощи, как во всей России, на которую мы перешли в кратчайшие сроки. Если страховая медицина существует в России с 1993 года, то мы должны были всю подготовительную работу провести за 2014 год. С начала 2015 года мы уже работаем.

Это стало возможным при поддержке Минздрава Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Еще одна наша особенность – это то, что мы запустили материально-техническую базу на средства, направленные в рамках федеральной целевой программы по модернизации Крыма и программе по модернизации здравоохранения.

Приоритетно мы направили средства на информатизацию, приобретение медицинского оборудования, создание возможностей для оказания современной медицинской помощи по сердечно-сосудистым заболеваниям и травматологии.

Кроме того, не менее 40% средств потрачено на родовспоможение и детскую медпомощь.

Сейчас нашим приоритетом является борьба с онкологическими заболеваниями и первичная медико-санитарная помощь. Мы перешли на нормативно-правовую базу в соответствии с российским законодательством, занялись подготовкой кадров. Сейчас мы практически завершили работу.

Пока что мы не можем полностью соответствовать лицензионным требованиям РФ: только 50% наших медучреждений имеют лицензии государственного образца, остальные работают по порядку, утвержденному федеральным законом, который будет продлен до января 2021 года.

Но средний и младший медперсонал в Крыму полностью соответствует лицензионным критериям, установленным в России.

— Можно ли говорить о произошедших за минувшую пятилетку позитивных изменениях в организации охраны здоровья жителей региона? Как выросли доступность и качество медицинской помощи для населения в условиях работы медицинских организаций в системе ОМС?

Важно отметить, что ранее в Крыму никогда не было такой ситуации, чтобы лечение для жителей полуострова в стационаре было полностью бесплатным. Раньше при поступлении в стационар люди сами покупали медикаменты.

Лекарствами не были обеспечены даже льготные категории граждан при амбулаторном лечении.

Сейчас огромные средства – и федеральные, и региональные – направляются на то, чтобы обеспечить дорогостоящими лекарствами больных орфанными заболеваниями, а также онкологическими, психотерапевтическими и эндокринологическими болезнями.

Только из бюджета Республики Крым за 2018 год направлены 1,35 миллиарда рублей на оплату лекарств при амбулаторном лечении.

С внедрением системы ОМС лечение в условиях дневного и круглосуточного стационаров для застрахованных проводится бесплатно, полностью обеспечивается лечебный процесс – от проведения исследований до применения дорогостоящих лекарственных препаратов.

В 2015 году сумма средств, направленная в медицинские организации на оплату оказанной медпомощи, составляла 16 миллиардов рублей, в 2019-м это уже 21 миллиард.

Как обстоит дело с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи? Могут ли крымчане по полису ОМС получить необходимую помощь на территории Крыма или им до сих пор приходится ездить в другие российские регионы?

С 2014 года высокотехнологичная медпомощь (ВМП) россиянам оказывается бесплатно.

В 2014-2015 годах она оказывалась в основном в федеральных медицинских организациях в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Ростове-на-Дону, даже в Саратове и Тюмени.

С 2016 по 2018 годы география оказания высокотехнологичной медпомощи расширилась. Жители Крыма теперь тоже могут ее получить в пределах республики за счет средств бюджета и ОМС.

Ежегодно увеличивается число медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь и количество пациентов получивших высокотехнологичную помощь, в 2015 году таких организаций было всего 8, случаев — 653 на сумму 83,5 млн. рублей, в 2018 году таких медицинских организаций было уже 12, количество госпитализаций превысило 5,5 тысяч и стоимость составила 812,8 млн. рублей.

В настоящее время высокотехнологичную медицинскую помощь оказывают уже 16 медицинских организаций, из 20 профилей, утвержденных программой государственных гарантий, в Крыму оказывается медицинская помощь по 18 направлениям.

Из бюджета республики за 2018 год 256 миллионов рублей потрачено на высокотехнологичную медпомощь, в том числе на те виды помощи, которые не входят в ОМС. Например, эндопротезирование тазобедренных суставов мы делаем за счет ОМС, эндопротезирование коленных суставов – за счет средств бюджета.

С конца 2017 – начала 2018 года эти виды операций мы делаем в республике самостоятельно. Мы делаем операции на открытом сердце, оказываем онкологическую, гинекологическую высокотехнологичную медпомощь в рамках ТПГГ (Территориальная программа государственных гарантий) при участии РКБ имени Н. А.

Семашко, Республиканской детской клинической больницы, Крымского республиканского онкологического клинического диспансера имени В. М. Ефетова и Симферопольской клинической больницы скорой медицинской помощи № 6.

Второй год у нас действует вертолетная санитарная авиация, которая прекратила работу в конце 80-х годов.

ватает ли квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи?

— Территориальный фонд ОМС платит за жителей Крыма, куда бы они ни поехали. Если к нам приезжают пациенты из других регионов России, то за них платят их территориальные фонды.

С 2015 года у нас есть коечный фонд для крымчан и есть дополнительный фонд, который позволяет принять тех, кто приезжает из других субъектов.

К слову, с 2016 по 2018 года в Крыму ВМП получили около 700 пациентов с материка.

Динамика объемов ВМП ежегодно растет. Если в 2015 году количество случаев ВМП составило 713, то в 2018-м – это уже 5554 случаев. В текущем году запланировано 7015 случаев. Кроме того, крымчане обращаются за ВМП в другие регионы России: за четыре года около 5,5 тысяч жителей республики получили высокотехнологичную медпомощь – в основном в Москве, Краснодарском крае, Ростовской области.

— Как влияет модернизация здравоохранения на полуострове на показатели смертности и демографию?

Родовспоможению и детской медпомощи мы уделяем большое внимание. Коэффициент младенческой смертности в Крыму – 4,1 промилле, это меньше среднего показателя по России. Большую работу мы провели в организации помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Около 2 тысяч стентирований при остром коронарном синдроме мы сделали за год. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 17,5% за 2018 год. Сейчас при инфарктах и инсультах мы делаем тромболизис дорогостоящими препаратами, растворяющими тромбы еще на этапе скорой помощи.

В Крыму сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи. Первый уровень – это оказание помощи жителям конкретного района. Второй уровень – это более расширенный перечень медпомощи и оказание помощи жителям нескольких районов.

Третий уровень – это возможность специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи лучшими профессионалами на дорогостоящем медицинском оборудовании. Мы планируем расширять обеспечение больниц и оборудованием, и кадрами.

Все наши усилия сейчас направлены на это.

— Какова степень готовности сети лечебных учреждений Крыма принять на вооружение технологии «Бережливой поликлиники»?

В 2017 году мы совместно с Территориальным фондом ОМС Республики Крым начали работать по проекту «Бережливая поликлиника», но в рамках пилотного проекта.

В трех медучреждениях Симферополя была отработана маршрутизация пациентов – от регистратуры до непосредственно посещения врачей. При переходе на новые технологии сократилось время ожидания, время заполнения документов врачами, теперь доктора могут больше времени уделять пациентам.

Сейчас мы продолжаем улучшать материально-техническую базу. Поликлиники оборудовали дополнительными местами ожидания и инфоматами.

В 2019 году 10 поликлиник Крыма (в Симферополе, Керчи, Джанкое, Евпатории, пгт Черноморское и пгт Красногвардейское) официально вошли в проект «Бережливая поликлиника». Основная задача – повысить качество и доступность оказания первичной медицинской помощи, убрать из работы все лишнее и сосредоточиться на главном – на пациенте.

— Как вы оцениваете работу страховых медицинских организаций по защите прав пациентов?

Деятельность территориального фонда ОМС и страховых медицинских компаний у нас организована на высоком уровне. Страховые представители работают с пациентами в Крыму с 2016 года.

На данный момент в Республике Крым работают две страховые медицинские организации (СМО). Их основная функция – выдача полисов ОМС. Также на СМО возложены обязанности по защите прав застрахованных и информационное сопровождение граждан. Специалисты СМО готовы проконсультировать и оперативно оказать содействие в получении медпомощи, а при необходимости и восстановить нарушенные права.

На сегодняшний день в Республике Крым функционирует 35 постов страховых представителей в 31 медицинских организациях. В период проведения дежурства контролируется работа регистратур, инфоматов, наличие очередей, в том числе в процедурные кабинеты и кабинеты диагностических исследований, проводится консультирование посетителей поликлиник по вопросам ОМС.

Такое сближение участников системы позволило с одной стороны увеличить количество обращений, а с другой – снизить количество жалоб на учреждения, то есть большая часть вопросов и конфликтных ситуаций в таких случаях решается на месте.

Существенный объем работы страховой компании – это контроль качества оказанной медпомощи. Он проводится как в автоматическом режиме с использованием специального программного обеспечения, так и с привлечением специалистов, прошедших обучение по экспертной деятельности.

Мы хотим вывести на первый план профилактическую медицину. Только тогда мы сможем добиться тех показателей по продолжительности жизни, здоровой жизни, установленных в нацпроекте «Здравоохранение». Таких показателей можно достичь только совместными усилиями как медорганизаций и страховых представителей, так и самих граждан.

— Как вы оцениваете результаты проведенной диспансеризации среди жителей Крыма?

У нас идет устойчивый рост тех, кто прошел диспансеризацию – с 3% в 2015 году до более 50% в 2018 году. Это ниже, чем в других регионах, потому что, к сожалению, у людей нет приверженности к профилактической медицине. ТФОМС и Минздрав принимают меры стимулирования.

За период 2016-2018 гг. медицинскими организациями включены в списки на прохождение диспансеризации более 870 тысяч застрахованных лиц, из них 565 тысяч были индивидуально проинформированы страховыми медицинскими организациями (СМО), а прошли диспансеризацию более 255 тысяч.

Информирование проводится преимущественно простыми почтовыми письмами, а также по телефону, смс-сообщениями, через электронную почту, при личном обращении граждан в офисы СМО.

С 2018 года в Крыму начали работать страховые представители третьего уровня, чья задача – мотивирование населения к выполнению рекомендаций врача как по итогам диспансеризации, так и при условии постановки на диспансерный учет. Результатом их работы в минувшем году стало увеличение числа крымчан, прошедших диспансеризацию, на 49 тысяч.

Надо сказать, что в 2018-м по итогам проведения диспансеризации 65 тысяч осмотренных граждан поставлены на диспансерный учет. Из них более 33 тысяч проинформированы СМО о необходимости своевременного обращения в медицинскую организацию для предотвращения ухудшения состояния здоровья.

По планам на 2019 год, диспансеризации подлежит 283 тысячи крымчан.

Кроме того, с начала мая действует новое постановление по проведению профилактических осмотров пациентов.

В частности, теперь профосмотры должны проходить ежегодно (ранее – раз в 2 года), диспансеризация – раз в 3 года для лиц от 18 до 39 лет, ежегодно – для лиц от 40 лет.

Вместе с тем, для удобства населения планируется проведение диспансеризации в вечернее время в рабочие дни и по субботам.

Со второго полугодия мы планируем улучшить диспансеризацию для пожилых: для учреждений социального обеспечения будет приобретен транспорт для доставки пожилых пациентов из отдаленных регионов. Сейчас в Крыму работает 13 мобильных бригад.

— Разрабатывает ли Крым дополнительные программы по стимулированию медицинских работников? Удалось ли решить проблему дефицита кадров? Все ли вакансии узких специалистов закрыты?

Большая проблема Крыма – это нехватка кадров, около 700 вакантных врачебных должностей на сегодня. Мы предпринимаем меры, чтобы привлечь специалистов.

По программе «Земский доктор» мы имеем квоту 55 мест в населенных пунктах до 50 тысяч жителей, среди которых Армянск, Красноперекопск, Алушта, Судак и сельские районы Крыма. На каждую квоту выделено по миллиону рублей.

Мы оплачиваем аренду жилья до 30 тысяч рублей, в первичном звене есть ежемесячные надбавки врачам и медсестрам от 4 до 7 тысяч рублей.

Кроме того, в рамках проекта обеспечения медицинских организаций квалифицированными кадрами, который прежде всего направлен на устранение кадрового дефицита работников первичного звена, в Территориальной программе ОМС на 2019 год запланированы финансовые средства нормированного страхового запаса для софинансирования расходов медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в размере 129,9 миллиона рублей, в 2020 году – 366,5 миллиона рублей и в 2021 году – 532,8 миллиона рублей. За счет этих средств в среднем планируется дополнительно принять на работу в первичное звено государственных медицинских учреждений в 2019 году около 90 врачей, к 2021 году численность должна увеличиться до 660 человек, по среднему медицинскому персоналу эти показатели составят соответственно до 230 человек и до 1600 человек. Мы сделали все возможное, чтобы дефицит кадров не нарастал.

— В Крыму стартовал курортный сезон. Готовы ли медицинские организации Крыма к приему туристов? Значительно ли возрастает нагрузка на медучреждения?

Нагрузка на медучреждения, безусловно, возрастет.

С увеличением количества туристов увеличивается количество обращений в медучреждения, но, как правило, это травмы, инфекционные заболевания, это относится к стационарам, а не к поликлиникам.

Поликлиники работают в штатном режиме. Ежегодно в летний сезон в Крыму увеличивается количество пациентов, но мы будем готовы принять всех, в том числе и людей из других регионов России.

— Крым делает ставку в том числе на развитие лечебного туризма. Разрабатываются ли по этому поводу какие-нибудь уникальные кластеры, призванные привлечь отдыхающих?

Мы делаем ставку на медицинский туризм, так как у нас уже достаточно высокий уровень медицины и уникальная сеть санаторно-курортных учреждений. В основном это санаторно-курортное лечение, реабилитация.

Сакский регион позиционируется как бальнеологический курорт, где есть уникальные возможности для лечения грязями и минеральными водами. Флагманом является Сакский военный клинический санаторий имени Н. И. Пирогова, а также санаторий имени Н. Н.

Бурденко Минздрава России, который принимает на лечение и реабилитацию пациентов с ограниченными возможностями здоровья.

Еще наша уникальность заключается в том, что у нас есть два научно-исследовательских института, которые разрабатывают и внедряют в наши клиники новые технологии.

Это НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации в Евпатории и НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации имени И. М. Сеченова в Ялте.

У нас есть все возможности привлекать пациентов не только из России, но и из-за рубежа.

У нас создан медико-биологический кластер совместно с Крымским федеральным университетом имени В. И. Вернадского. Университету отведена роль флагмана в научных разработках и развитии современных медицинских технологий, в том числе цифровой медицины, роботомедицины и искусственного интеллекта. Мы внедряем современные практики.

— Каков ваш прогноз развития на территории Крыма государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения?

– Глава Республики Крым Сергей Аксенов лично продвигает все элементы государственно-частного партнерства. Наша медицина является перспективным полем для развития ГЧП.

Для нас важно, чтобы государственно-частное партнерство развивалось уже на этапе первичной медпомощи. Мы делаем все, чтобы привлечь бизнес для медпомощи в первичном звене здравоохранения.

Это основное место приложения усилий и государства и частного бизнеса.

Источник: https://ria.ru/20190703/1556158264.html

Экономика и социальная сфера Крыма после вхождения в состав РФ. Досье

Согласно данным Банка России, опубликованным 15 июля, в Крыму работает 425 отделений банков. За четыре месяца с момента образования Крымского федерального округа из 77 работавших там украинских банков не осталось ни одного.

Отделения украинских «дочек» российских банков («Сбербанка России», Банка ВТБ, Альфа-банка) были вынуждены покинуть регион из-за угрозы отзыва лицензии Нацбанком Украины. Иностранные банки остановили работу по собственной инициативе. Еще 38 банкам предписание остановить работу в Крыму выдал Банк России.

В настоящее время крупнейшим банком, работающим на полуострове, являются АБ «Россия» и Российский национальный коммерческий банк (РНКБ).

В апреле бюджетная сфера Республики Крым и г. Севастополя начала переход на российскую систему оплаты труда.

С 1 апреля происходит поэтапное повышение зарплат — введена ежемесячная 25-процентная надбавка к заработной плате, в июне она была повышена до 35%, а с июля и далее составляет 50% При этом все действующие ежемесячные надбавки и доплаты сохраняются. По данным Крымстата, среднемесячная номинальная зарплата в Крыму в июне составила 13 тыс. 858 рублей.

По данным Минтруда, по состоянию на июль уровень регистрируемой безработицы в Республике Крым составлял 1,5% от численности экономически активного населения, в г. Севастополе — 0,8% Численность официально зарегистрированных безработных на полуострове — около 20 тыс. человек.

Количество пенсионеров в Крыму составляет 677 тыс. человек, в том числе 117 тыс. проживают в Севастополе.

Как заявила 21 июля вице-премьер РФ Ольга Голодец, «если в марте этого года пенсия (крымчан) составляла в среднем 5 тыс. 504 рубля, то сейчас после выполнения всех поручений по повышению выплат средний размер гражданских пенсий в Крыму составляет 10 тыс. 620 рублей, в Севастополе — 11 тыс. 829 рублей».

По словам первого зампреда комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Галины Кареловой, с 1 января 2015 г. система пенсионного и социального обеспечения полуострова заработает в полном объеме. Льготы, существовавшие до вступления Крыма в состав РФ сохраняются, при этом на жителей полуострова будут распространяться льготы, действующие на территории РФ.

Выплаты по российской программе материнского капитала начнутся в Крыму также с 1 января 2015 г.

В конце апреля Госсовет Крыма принял решение обнулить налоговые долги предприятий, накопленные до 1 марта 2014 г. Льготы по уплате налогов предоставлены также 12 республиканским предприятиям с 1 января по 31 декабря 2014 г. с целью их бесперебойного функционирования.

Министерство по делам Крыма занимается разработкой предложения по особой системе налогообложения для полуострова. Предусмотрен переходный период для ряда других изменений законодательства в экономической и социальной сферах. В частности, закон о госзакупках заработает в полном объеме в Крыму не ранее 2016 г.

, проведение ЕГЭ для выпускников общеобразовательных учреждений Крыма планируется в 2016 г. 15 августа на полуострове начнут регистрировать сделки с недвижимостью.

23 июля президент РФ Владимир Путин подписал закон, включающий республику в перечень регионов, на территориях которых разрешается создание игорных зон. Это будет пятая по счету игорная зона в России. В июне врио главы республики Сергей Аксенов оценивал стоимость создания игорной зоны в сумму от 100 млн до 1 млрд долларов США.

С начала 2014 г. года Крым посетили 2 млн туристов.

11 августа правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.».

Ее реализация позволит довести уровень жизни населения и развития экономики в Крыму до среднероссийского. Объем финансирования программы составляет 681 млрд 221 млн 180 тыс. рублей, из них 658 млрд 135 млн 880 тыс.

рублей будет выделено из федерального бюджета, средства внебюджетных источников составят 23 млрд 85 млн 300 тыс. рублей.

На сооружение транспортного перехода через Керченский пролив предусмотрено выделение 246 млрд 920 млн рублей. Мост будет строиться только за счет средств федерального бюджета. Это будет совмещенный — автомобильный и железнодорожный мостовой переход. Местом возведения моста выбрана коса Тузла.

С момента вхождения Крыма в состав РФ до начала августа услуги сотовой связи на полуострове продолжали предоставлять украинские операторы. 4 августа в Крыму начал работать российский сотовый оператор «К-Телеком» под брендом Vin-mobile (в настоящее время более 2 млн абонентов).

11 августа украинский оператор «Киевстар» прекратил обслуживание своих абонентов в Крыму.

Ранее в связи с техническими проблемами приостановил свою деятельность в Крыму «МТС Украина», однако 7 августа оператор возобновил свою работу, получив разрешение на использование технического роуминга в сетях оператора «К-телеком».

Источник: https://tass.ru/info/1378467

Особенности развития Республики Крым на современном этапе: социально-экономический аспект | Научно-исследовательский журнал

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы социально-экономического развития Республики Крым в контексте государственной региональной политики Российской Федерации. В статье анализируются понятия «регион», «региональная политика», «региональное развитие».

В исследовании представлены основные направления и цели государственной региональной политики Российской Федерации на современном этапе, определены основные аспекты социально-экономического развития Крыма в рамках региональной политики республики и государства.

Abstract: The article is devoted to studying problems of socio-economic development of the Republic of Crimea in the context of the state regional policy of the Russian Federation. The article analyzes the concept of «region», «regionalism», «regional development».

The study presents the main directions and objectives of state regional policy of the Russian Federation at the present stage, the main aspects of socio-economic development of the Crimea in the framework of the regional policy of the Republic and the state.

Ключевые слова: регион, региональная политика, региональные политические системы, региональное развитие, концепция регионального развития, стратегические направления регионального развития, социально-экономическое развитие, Республика Крым.

Keywords: regional policy, regional political systems, regional development, the concept of regional development, strategic directions of regional development, socio-economic development, the Republic of Crimea.

Крымский полуостров в исторической ретроспективе являлся территориальной базой для развития многочисленных государств. На современном этапе Крым является одним из субъектов Российской Федерации, что существенным образом оказывает влияние на пути и направления политического и социально-экономического развития региона.

Прежде чем обратиться к изучению особенностей социально-экономического развития указанного субъекта РФ, рассмотрим сущность ряда понятий.

Итак, с точки зрения концептуальных позиций термин «регион», по мнению Т.М. Шовгенова, является многоуровневой структурой, включающей множество сложных элементов, большое число разнообразных связей, отличающейся циркуляцией больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов, определяющих ее внутреннюю динамику [5].

Согласно определению Н.Т. Аврамчиковой, региональная политика представляет собой «сравнительно новый, но весьма важный элемент системы регулирующего государственного вмешательства в экономику.

Во многом ее проявление и становление есть результат масштабных изменений в социально-экономической и политической жизни западного сообщества в послевоенный период, в частности, его политической демократизации» [2, с. 185].

Необходимость развития региональных политических систем, способствующих социально-экономическому росту и стабильности субъектов РФ, вызвана процессами, характеризующимися трансформацией социальных и хозяйственных отношений, в связи с чем снижается роль государства относительно вопросов регулирования экономических процессов в регионах.

Разработка индивидуальных стратегий социально-экономического развития регионов позволит укрепить общее экономической состояние страны. Данную мысль разделяет и Р.Г.

Абдулатипов, подчеркивая, что огромные масштабы территории страны и уникальное разнообразие «природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития» [1, с. 45].

Учитывая вышесказанное, можем заключить, что развитие Крымского региона может обладать индивидуальными чертами, ввиду учета специфики исторического развития, географических, экономических, промышленных и других особенностей полуострова, однако все же оно должно осуществляться в контексте общегосударственной региональной политики. В этой связи обратимся к рассмотрению основных концептуальных положений региональной политики России, являющихся актуальными на современном этапе.

Современная региональная политика Российской Федерации развивается по ряду направлений, основными из которых, по мнению Ю.С. Нехайчук и Д.В. Нехайчук, являются:

  • — экономическая политика, предполагающая смягчение региональных экономических диспропорций;
  • — социальная политика, заключающаяся в сглаживании региональной дифференциации уровня жизни, а также общем улучшении качества социальной среды;
  • — демографическая политика, направленная на осуществление регулирования государством естественного и механического движения населения;
  • — экологическая политика, подразумевающая улучшение экологической ситуации в регионе [4].

В качестве ядра региональной политики указанные исследователи рассматривают реализацию «экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования» [4, с. 108].

  1. На основе анализа теоретических источников, посвященных исследованию проблем регионального развития в России, можно определить ключевые направления совершенствования государственной региональной политики. К ним отнесем:
  2. — повышение роли региональных аспектов в сфере социально-экономической политики страны;
  3. — совершенствование социально-экономических аспектов государственной региональной политики.

Республика Крым является относительно новым регионом в составе Российской Федерации. С одной стороны, социально-экономическое развитие региона финансируется из федеральных средств, с другой, Крым обладает также и собственным потенциалом, позволяющим осуществлять динамическое развитие республики.

Учитывая государственную поддержку и собственный потенциал Крыма, можем заключить, что социально-экономическое развитие данного субъекта РФ зависит от правильности разработки и внедрения стратегических направлений регионального развития.

В Концепции разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период указана основная цель развития региона, а именно: «создание инновационной системы устойчивого социального, экономического и экологического развития для обеспечения высокого уровня и качества жизни населения и гостей Республики Крым» [3, с. 8].

На сегодня можно говорить о наличии в регионе отраслей, характеризующихся ориентацией на инновационность. Однако на современном этапе развития Крыма требуются многочисленные изменения, предполагающие внедрение инновационных технологий в ведущие социально-экономические сферы Крыма, в частности, в развитие сельского хозяйства, промышленных предприятий и туризма.

  • Ведущими направлениями социально-экономического развития Крыма сегодня являются:
  • — развитие финансово-банковских структур;
  • — развитие и модернизация сельского хозяйства;
  • — расширение сферы услуг и туристического направления;
  • — поэтапное реформирование социальной сферы;
  • — разработка антикоррупционной политики и реализация соответствующих мероприятий;
  • — совершенствование организаций социальной сферы путем ориентирования их на инновационный характер деятельности.
  • Резюмируя вышесказанное, заключим: региональная политика в Крыму направлена на повышения социально-экономического уровня путем учета основных концептуальных положений региональной политики государства.
  • В основе разработки и реализации внутренней политики в Крыму – инновационная концепция регионального развития, положения государственной региональной политики РФ, а также учет исторических, демографических, экологических, экономических, географических и других особенностей республики.

Источник: http://edrj.ru/article/01-09-2018

Геополитическое положение и внешняя политика Российской Федерации. Присоединение Крыма к России

Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. С одной стороны, снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны.

Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики.

Наша страна заняла центральное место в Содружестве Независимых Государств.

С другой стороны, выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей степени, чем в прежние годы, учитывали ее позицию и интересы.

Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик. Филиппова А.В.

«Новейшая история России 1945-2006гг» М.Норма 2010-306с

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении. Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, ее национальные интересы.

К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. Осмысление роли и места РФ в мире позволило выработать руководству страны принципы дальнейшего развития государства на мировой арене. В 2000 г. были приняты три важнейших документа.

Во-первых, «Концепция национальной безопасности», которая определяла наиболее серьезные угрозы интересам России. Во-вторых, «Военная доктрина», развивающая положения применительно к оборонительному строительству. В-третьих, «Концепция внешней политики», являющаяся базовым документом внешнеполитической деятельности страны.

Продолжался процесс налаживания конструктивного диалога с такими странами, как США и государствами Европы. Важное место во внешнеполитической деятельности нашей страны отводилось азиатским партнерам. В. В. Путин за период с 2000-2002 гг. посетил Китай, Индию, Японию, Вьетнам и другие страны.

Кроме этого продолжалось сотрудничество с международными организациями: «большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, МВФ.

Определяющее значение во внешней политики РФ имело тесное сотрудничество со странами СНГ. На постсоветском пространстве наметилась тенденция сближения бывших республик СССР, прежде всего в экономической сфере. Тем не менее, создание союзного государства Россия-Беларусь из-за противоречий между сторонами отложено до неопределенного срока.

После террористических актов в США 11 сентября 2001 г. произошло резкое изменение геополитической ситуации в мире. РФ стала одним из участников борьбы с международным терроризмом. Весной 2002 г.

была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информации в борьбе с терроризмом.

Россия сыграла важную роль в формировании новой системы международной безопасности.

На сегодняшний день, говоря о внешней политике Российской Федерации на современном этапе, нельзя не заметить столь важный тактический шаг правительства России, как присоединение Крыма.

Присоединение Крыма к России (2014) — включение в состав Российской Федерации большей части территории полуострова Крым, находившегося с 1991 года в составе Украины, с образованием двух новых субъектов Федерации ? Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Этому событию предшествовал масштабный общественно-политический Крымский кризис, в ходе которого был проведён общекрымский референдум о статусе Крыма. На основании результатов референдума иДекларации о независимости, принятой Верховным Советом Крыма, была провозглашена сувереннаяРеспублика Крым, которая обратилась к российскому руководству с предложением о принятии в состав России.

Общекрымский референдум, одностороннее провозглашение независимости Крыма и его присоединение к России вызвали негативную международную реакцию.

По мнению западного сообщества («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы), присоединение Крыма к России имело характер аннексии, последовавшей за вооружённым вмешательством России во внутренние дела Украины.

Согласно официальной позиции России, присоединение Крыма к России представляет собой договорное вхождение в состав Российской Федерации независимой Республики Крым,отделившейся от Украины по итогам референдума в результате сложных внутренних процессов, вызванных обострением начавшегося в конце 2013 года политического кризиса на Украине. Сама Украина не признаёт ни выход Крыма из её состава, ни договор о его присоединении к России. 15 апреля 2014 года Верховная Рада Украины приняла закон, объявивший АР Крым и город Севастополь территориями, оккупированными Российской Федерацией.

Источник: https://studwood.ru/547814/istoriya/geopoliticheskoe_polozhenie_vneshnyaya_politika_rossiyskoy_federatsii_prisoedinenie_kryma_rossii

2014 г. — Возвращение Крыма в состав России (кратко)

В 1954 году после празднования 300-летней годовщины присоединения территорий Украины к Русскому царству, было принято решение о передаче Крымского полуострова в состав Украинской Советской Социалистической Республики.

Вследствие этого, после распада СССР в 1991 году, территория Крымского полуострова, где большая часть граждан – этнические русские, где популярны пророссийские настроения, а также находятся военные базы Черноморского флота, оказались в составе независимой Украины.

В этой статье мы постараемся коротко рассказать о возвращении Крыма в состав Российского государства, не упустив при этом важных деталей.Присоединение Крыма к России можно условно разделить на три этапа:- предпосылки;- основные события;- завершающий этап.

Предпосылки. На рубеже 2013-2014 годов в Украине начались антиправительственные акции, был совершен государственный переворот, вследствие которого президент Виктор Янукович утратил свой пост и бежал из страны.

В народе эти события получили название «Евромайдан».

Действия новой власти (отмена закона об использовании русского языка наравне с украинским, а также радикальные призывы участников Евромайдана) способствовали установлению негативного отношения крымских общественных организаций и большинства граждан против нового руководства страны.

Конфликт между правительством Крыма (поддерживающим новую украинскую власть) и парламентом (выступающего против) с каждым днем обострялся все сильней. Последней каплей этого противостояния стали события 26 февраля 2014.

Возле здания Верховного Совета произошли стычки между участниками двух митингов: пророссийских активистов и крымских татар, желающих остаться в составе Украины.

В результате конфликта, возникшего между митингующими, несколько десятков участников получили различные травмы.

Основные события. В 20-х числах февраля 2014 при участии спецназа и крымских активистов произошла смена органов власти в Севастополе и Симферополе, а также поставлены блокпосты на границе с территорией Украины.

27 февраля Верховным Советом Крыма был назначен новый председатель (а в будущем глава Республики Крым) Сергей Аксенов. Подчинив себе силовые ведомства, он начал подготовку к проведению референдума, а также направил официальное обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать помощь в установлении мира и безопасности на полуострове.

1 марта Путин обратился к Совету Федерации о возможности размещения и использования российских войск на территории Крыма (хотя по факту войска уже были задействованы там). Российские военнослужащие вместе с отрядами крымчан-добровольцев заблокировали все воинские части в Крыму. Украинским военным был предоставлен выбор: «либо перейти на сторону крымских властей, либо покинуть полуостров», иначе был обещан вооруженный штурм. В связи с отсутствием четких указаний из Киева, обошлось без активного сопротивления и воинские части были захвачены без боевых действий.Завершающий этап. 16 марта 2014 года на полуострове был проведен референдум гражданам предлагалось выбрать один из двух вариантов: либо Крым входит в состав Российской Федерации, либо остается в составе Украины.

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16613-2014-g-vozvraschenie-kryma-v-sostav-rossii-kratko.html

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации

 Подписание Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» и Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» завершили юридическое оформление воссоединения России и Крыма.

Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ) воспроизводит многие нормы подписанного Договора, а также в значительной степени детализирует отдельные его положения.

Первостепенный вопрос, нашедший отражение в нормах ФКЗ – вопрос закрепления гражданства. Устанавливается, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым, признаются гражданами Российской Федерации.

Исключение делается для тех лиц, которые в течение одного месяца добровольно заявят о своем желании сохранить имеющееся у них гражданство.

На лицо полная свобода населения Крыма выбирать свое гражданство, несмотря на включения этой территории в состав Российской Федерации, что корреспондирует общепризнанным нормам международного права и не может расцениваться как насильственное навязывание Россией своих правил.

В ФКЗ также отмечается, что документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев.

Следующий немаловажный вопрос касается воинской обязанности и военной службы.

Закрепляется, что органы военного управления и воинские формирования Республики Крым, а также военнослужащие, проходящие в них службу, продолжают осуществлять свою деятельность (проходить военную службу), но уже в соответствии с законодательством Российской Федерации, до урегулирования вопроса о включении этих органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании (расформировании). Указанным военнослужащим предоставляется преимущественное право на поступление на военную службу по контракту, если они примут гражданство Российской Федерации и будут отвечать тем требованиям, которые предъявляются законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Соответственно ни один военнослужащий, добровольно решивший присягнуть Российской Федерации, не будет лишен права проходить военную службу в Российской Федерации.

ФКЗ предусматривает переходный период, в соответствии с которым до 1 января 2015 года урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Отмечается, что во второе воскресенье сентября 2015 года в Крыму пройдут выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя.

До проведения выборов действующая в Крыму система власти: Государственный Совет Республики Крым – парламент Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя продолжат свою деятельность.

В целях сохранения права на судебную защиту для граждан и организаций, расположенных в Крыму, также сохраняют свое действие и судебные органы Крыма, до создания соответствующих судов Российской Федерации.

Смогут продолжить свою деятельность и государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территории Крыма. Им не придется изменять прежнюю организационно-правовую форму до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не остались без внимания и гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, которые в первую очередь волнуют крымчан. Лица, которые изъявят желания стать гражданами Российской Федерации, получат право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Медицинская помощь будет оказываться гражданам на уровне не ниже предусмотренного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, действующей в Российской Федерации, а законодательство об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, будет применяться на территории Республики Крым с 1 января 2015 года. 

Также в ФКЗ закрепляется, что Российская Федерация будет оказывать Крыму обещанную финансовую поддержку в течение переходного периода, а законодательство о налогах и сборах будет действовать только с 1 января 2015 года.

В рамках действия принципа единой валютной политики в Российской Федерации, согласно которому только рубль является платежным средством в Российской Федерации, денежной единицей на территории Крыма объявляется рубль. Однако устанавливается переходный период и до 1 января 2016 года допускаются обращение национальной денежной единицы Украины – гривны и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах.

  • Таким образом, уже к концу года жители Крыма станут полноправным гражданами Российской Федерации, что в условиях той социальной политики, которая проводится в Российской Федерации, существенно повысит уровень благосостояния жителей Крыма. 
  • Кроме того, не стоит забывать и тех людях, которые проживают на оставшейся территории Украины, подвергающимся всевозможной дискриминации со стороны нового «правительства» Украины.
  • Депутатом нижней палаты парламента Иваном Никитчуком на рассмотрение Госдумы внесен законопроект о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке русскоязычных граждан государств бывших союзных республик СССР, подвергающихся дискриминации на их территории по этнокультурной, политической или профессиональной принадлежности.
  • Законопроект № 460255-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части регулирования упрощенного приема в гражданство соотечественников, проживающих в странах бывшего СССР» предусматривает право на получение российского гражданства в упрощенном порядке для лиц, являющихся русскоязычными гражданами государств, входивших в состав СССР, имеющих гражданство и проживающих на территории данных государств, но, подвергающихся дискриминации по этно-культурной, политической или профессиональной принадлежности, при условии, что они обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации и отвечают требованиям по владению русским языком.
  • Кроме того, законопроект предусматривает сокращение сроков рассмотрения заявления о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке с шести до двух месяцев.
  • Принятие законопроекта позволит создать правовые условия для упрощенного вступления в гражданство для граждан, подвергающихся дискриминации, тем самым повысит уровень их защищенности и восстановит социальную справедливость, что в условиях обстановки, сложившейся в эти дни в Украине, делает его особенно актуальным.
  • В развитие принятого Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Натальей Бурыкиной и зампредом комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николаем Журавлевым внесен в Госдуму законопроект № 478514-6 «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период», направленный на правовое регулирование работы финансовой системы Крыма в переходный период до 1 января 2015 года, в частности меры по защите вкладчиков, чьи счета в условиях «холодной войны» могут оказаться заблокированными.

Законопроект определяет особенности функционирования на переходный период на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя банков, некредитных финансовых организаций, небанковских финансовых учреждений, пунктов обмена валют, зарегистрированных и действующих на указанных территориях, а также особенности получения лицензий, разрешений и аккредитаций, особенности постановки их на учет или прекращения их деятельности. Регулируются также особенности обращения эмиссионных ценных бумаг, выпущенными эмитентами, местом нахождения которых является Крым.

Для кредитных учреждений предусматривается возможность продолжать до 1 января 2015 года осуществление банковской деятельности на территории Крыма без получения лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой Банком России, при соблюдении ряда условий, причем этот перечень остается открытым, что по факту наделяет Банк России полностью регулировать их деятельность. В частности, Банк России вправе запросить информацию о собственниках и портфеле банка, ввести ограничение на величину процентной ставки по вкладам и прием денежных средств от населения, а также установить размер комиссии за обмен украинской гривны на рубль, а в случае невыполнения в течение 3 дней обязательств перед вкладчиками Банк России будет прекращать деятельность недобросовестных кредитных организаций. Указанная новелла особенно актуальна в настоящее время, поскольку после референдума некоторые банки вообще приостановили свою деятельность, а другие — резко ограничили выдачу наличных, ссылаясь на технологические проблемы.

После окончания переходного периода законопроект предусматривает для местных кредитных учреждений два варианта действий — либо они становятся российскими банками, оформляя 

с 1 января 2015 года соответствующую лицензию в Банке России, либо регистрируются в качестве дочерних организаций головных банков, расположенных на Украине.

В этом случае до 1 июля 2014 года необходимо проинформировать Банк России и население полуострова через имеющиеся средства массовой информации о создании такой «дочки», ее названии, а также объемах передаваемых активов и обязательств, которые должны быть соразмерны друг другу.

  1. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность открытия в Крыму новых банков с уставным капиталом не менее 300 млн руб.
  2. Также на переходный период определяются особенности исполнения соответствующими субъектами правил российского законодательства в сфере противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства, особенности открытия банковских счетов субъектами хозяйственной деятельности Крыма.
  3. Принятие законопроекта позволит избежать ситуаций, связанных со злоупотреблениями недобросовестных кредитных учреждений, позволит максимально эффективно сохранить финансовую стабильность в регионе и не допустить потери гражданами Крыма своих денежных средств.

Источник: http://partiyawd.ru/index.php/work/zakonodatelstvo/50-zakon-crimea

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий