В этой статье:
- 1 Коэффициенты износа и годности основных средств в [year] году
- 2 Степень износа основных фондов
- 3 Износ в России
- 3.1 [править] Локомотивы
- 3.2 [править] Пассажирские вагоны
- 3.3 [править] Трамваи
- 3.4 [править] Железнодорожный транспорт
- 3.5 [править] Троллейбусный транспорт
- 3.6 [править] Трамвайный транспорт
- 3.7 [править] Метро
- 3.8 [править] Трубопроводный транспорт
- 3.9 [править] Воздушный транспорт
- 3.10 [править] Водный транспорт
- 3.11 [править] Прочее
- 3.12 [править] Примечания
- 4 Основные фонды по данным Росстат
- 5 Износ основных фондов
- Коэффициенты износа и годности основных средств в [year] году
- Как рассчитать коэффициент износа основных средств — формула расчета
- Пример расчета коэффициента износа
- Формула для расчета коэффициента годности ОС
- Пример расчета коэффициента годности
- Еще один пример расчета коэффициентов
- Степень износа основных фондов
- Отраслевая структура врп
- Отраслевая структура врп Сибирского федерального округа
- Износ в России
- [править] Локомотивы
- [править] Пассажирские вагоны
- [править] Трамваи
- [править] Железнодорожный транспорт
- [править] Троллейбусный транспорт
- [править] Трамвайный транспорт
- [править] Метро
- [править] Трубопроводный транспорт
- [править] Воздушный транспорт
- [править] Водный транспорт
- [править] Прочее
- [править] Примечания
- Основные фонды по данным Росстат
- Что это
- Методика расчета
- Актуальные показатели
- Динамика и коэффициент обновления
- Степень износа и амортизация
- Сроки службы
- Износ основных фондов
- Что такое износ основных фондов?
- Виды износа основных фондов
- Физический износ основных фондов
- Моральный износ основных фондов
Коэффициенты износа и годности основных средств в [year] году
Основные средства имеют свойства изнашиваться, теряя постепенно эксплуатационные свойства. В конце концов наступает полный износ, после которого объект списывается с учета и далее не используется.
Для оценки состояния объектов необходимо проводить регулярные расчеты таких показателей, как коэффициент износа и коэффициент годности основных средств. Первый показывает степень изношенности объекта, наглядно демонстрирует, насколько ОС самортизирован. Второй дает дополнительные сведения о состоянии фондов.
Данные коэффициенты можно рассчитать, для этого применяются специальные формулы. Ниже даны формулы расчета, рассмотрено вычисление коэффициента износа и годности на примере.
Предполагается, что основное средство можно эксплуатировать в течение срока полезного использования, который устанавливается на стадии принятия объекта к учету. Его длительность зависит от типа поступившего актива.
В течение всего этого срока отчисляется амортизация в расходы, уменьшающая первоначальную стоимость объекта. Благодаря амортизационным отчислениям происходит возврат вложений в основное средство. Данный показатель в суммарном значении за весь период использования ОС в любой момент позволяет установить остаточный стоимостный показатель по каждому объекту основных средств.
Также начисленная амортизация позволяет рассчитать коэффициент износа, определить степень возвращенных за ОС средств в общей стоимости актива.
Как рассчитать коэффициент износа основных средств — формула расчета
Данный коэффициент можно определить для каждого отдельно объекта ОС или в целом по всему парку основных фондов. Он может показывать, насколько самортизирован конкретный актив, также позволяет установить, какую часть составляет изношенные объекты по отношению к общему объему основных средств.
Формула расчета:
Коэффициент износа ОС = А /ПС * 100%,
- А — амортизация, накопленная на момент расчета. Показатель берется из кредита счета 02;
- ПС — первоначальная стоимость ОС. Если была проведена переоценка, модернизация, реконструкция, изменившие начальный стоимостный показатель, то нужно брать стоимость с учетом данных изменений. То есть этот тот показатель, которые отражен по дебету счета 01.
Исходя из формулы видно, чем выше коэффициент износа, тем более изношено оборудование, чем больше амортизационные отчисления, тем более изношено основное средство.
Коэффициент возможно рассчитывать для определения износа физического, морального состояния объектов.
Зачем он нужен: показатель позволяет оценить состояние основных фондов, распланировать дальнейшие действия по улучшению и обновлению оборудования, принять решение о целесообразности замены основных средств на новые. То есть величина коэффициента износа дает возможность рационально провести анализ активов предприятия с целью разработки дальнейшей стратегии развития.
Пример расчета коэффициента износа
Исходные данные примера:
В компании имеется 10 автомобилей на балансе, каждый объект учтен по дебету счета 01 по первоначальной стоимости, общее значение которой составляет 4600000 (по 460000 каждый). В отношении одного автомобиля проведено улучшение, проведена замена кузова на более удобный и функциональный, это изменение привело к увеличению начальной стоимости автомобиля до 630000 (на 170000). В итоге общая стоимость основных средств оказалась равной 4770000.
Накопленная амортизация по кредиту счета 02 на дату проведения расчета коэффициента составляет 1630000.
Расчет:
Требуется рассчитать коэффициент износа автомобилей. Для этого проводим расчет по формуле:
КИ = 1630000/4770000 *100% = 34%
Выводы:
Какой вывод может сделать бухгалтер после проведения такого расчета?
Степень изношенность автопарка компании составляет 34%, то есть грубо говоря основные средства на треть самортизированы. Насколько такой показатель устраивает компанию, решать только ей. Нормативных значений законодательством не установлено. Никаких рекомендаций не дается относительно того, при какой величине коэффициента износа нужно проводить замену оборудования. Каждое предприятие определяет для себя норму самостоятельно в зависимости от типа оборудования, основных средств, своих финансовых возможностей.
Иногда лучше не дожидаться полного износа ОС, когда эксплуатационные свойства будут полностью утеряны. Порой, гораздо выгоднее обновить оборудование для получения максимальной эффективности работы, а старый объекта списать в расходы. Целесообразность этих действий оценивается в ходе проведения экономических расчетов.
Компании нужно выработать для себя приемлемые нормы коэффициента износа, закрепить результаты в учетной политике.
На практике обычно границей, после которой следуют мероприятия по обновлению парка основных средств, является коэффициент износа в 50%. Считается, что при коэффициенте свыше 50% оборудование сильно изношено и не дает должного экономического эффекта от его использования.
Полученная в примере величина в 34% показывает, что автомобили изношены не настолько сильно, чтобы их менять. В целом, показатель находится в пределах нормы.
Обратите внимание: такой расчет не дает точного представления о состоянии отдельных объектов. Возможно в некоторых ситуациях провести более детальный анализ каждого отдельного основного средства на предмет степени его изношенности. Только комплексный анализ позволит принять рациональное решение.
Формула для расчета коэффициента годности ОС
Дополнительную информацию о состоянии основных фондов даст коэффициент годности, который показывает, какую часть составляет остаточная стоимости в общей начальной стоимости основных средств.
Формула для расчета:
Коэффициент годности = ОС / ПС * 100%,
- ОС — остаточный показатель стоимости, определяется как разность первоначальной и накопленных амортизационных отчислений;
- ПС — начальный показатель стоимости, по которой объекты числятся на балансе.
Пример расчета коэффициента годности
Исходные данные для примера:
Возьмем тот же пример с автомобилями, по которому следующие исходные данные:
- 4770000 — начальная стоимость автомобилей с учетом улучшений;
- 1630000 — накопленные отчисления на амортизацию.
Расчет:
Рассчитаем коэффициент годности.
Для использования формулы нужно знать стоимость в остаточном значении, для этого проводим такие вычисления:
ОС = 4770000 — 1630000 = 3140000.
Коэффициент годности = 3140000 / 4770000 * 100% = 66%
Выводы:
Насколько устроит такое значение компанию? Опять же норм не установлено, каждое предприятие решает вопрос самостоятельно. Обычно считается, что при коэффициенте годности более 50% основные средства можно использовать далее, при снижении его ниже данной границы разумно провести анализ фондов.
Итоговое решение о целесообразности изменений принимает на основе обоих коэффициентов — годности и износа. Разумно провести не только общие вычисления по всему фонду основных средств, но и по каждому отдельному активу.
Еще один пример расчета коэффициентов
В компании имеются компьютеры, которые числятся на балансе как основные средства, и мебель.
Показатели по данным активам:
Степень износа основных фондов
В структуре экономики СФО преобладает промышленность, при довольно развитом сельском хозяйстве в ряде регионов. В структуре ВРП округа на долю промышленности («добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды») приходится 34.8% (31% по РФ в целом). По доле промышленности СФО занимает третье место в РФ после Уральского и Приволжского федеральных округов.
Отраслевая структура врп
В структуре промышленности преобладают обрабатывающие производства. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП составляет 20.5%. Среди федеральных округов доля обрабатывающих производств в структуре ВРП выше только Северо-Западном федеральном округе. Наиболее развитыми отраслями являются металлургия, машиностроение, химическая промышленность, деревообрабатывающая промышленность.
В СФО расположены большинство крупнейших производителей алюминия (Братский АЗ, Красноярский АЗ, Саяногорский АЗ, Иркутский АЗ, Новокузнецкий АЗ), основной производитель никеля Норильский ГМК, крупнейшая золотодобывающая компании «Полюс золота», крупнейший производитель олова Новосибирский оловянный завод, ряд крупных предприятий черной металлургии (ЗСМК, НкМЗ). Из машиностроительных предприятий следует выделить Иркутское авиастроительное ПО, Новосибирское авиастроительное ПО, Красноярский завод комбайнов, Алтайский тракторный завод, НПО Элсиб. Представительный блок химических предприятий (Ангарская НХК, Саянхимпласт, Кемеровский «Азот»).
Одной из отличительных особенностей СФО является довольно высокая доля электроэнергетики. Доля отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в структуре ВРП составляет 5.0% (4.6% по России в целом). Это второй показатель после Центрального федерального округа. Кроме того, можно отметить, что в СФО доля сельского хозяйства структуре ВРП также выше, чем по стране в целом – 7.4% против 4.9%.
Отраслевая структура врп Сибирского федерального округа
Если рассмотреть структуру ВРП в разрезе субъектов РФ то можно видеть, что наибольшая доля обрабатывающих (больше 30% ВРП) производств сосредоточена в Омской области и Красноярском крае. В Омской области наиболее развиты такие отрасли как нефтепереработка и нефтехимия, а в Красноярском крае – металлургия. Самая высокая доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП (больше 20%) в Кемеровской области (основной угледобывающий регион России) и в Томской области, где добывается нефть и газ.
Электроэнергетика вносит наибольший вклад в ВРП в Республике Хакасия (больше 16%), где расположена Саяно-Шушенская ГЭС. Довольно высокая доля сельского хозяйства в структуре ВРП по СФО в целом обеспечивается в основном Алтайским краем и Республикой Алтай, где она составляет 18%. Кроме того, довольно высокая доля сельского хозяйства (больше 10%) в Омской области.
Еще одной особенностью СФО является довольно высокая доля транспорта и связи в структуре ВРП (почти 13%), что обусловлено географическим положением округа. Через СФО проходят основные транзитные потоки России (грузоперевозки и пассажирские перевозки) из европейской части страны в азиатскую. Наибольшая доля транспорта и связи в структуре ВРП (больше 20%) в Республике Бурятия, в Забайкальском крае и в Иркутской области.
Таким образом, уровень диверсификации экономики СФО довольно высокий, что снижает зависимость от влияния конъюнктурных факторов в одном из секторов.
Отраслевая структура ВРП в Сибирском федеральном округе
ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ
ВРП
СФО обеспечивает около 10% суммарного объема ВРП России. По итогам 2009 года объем ВРП в СФО составил 3 390.2 млрд. руб., или 10.6% от общероссийского показателя. По cравнению в 2000 годом номинальный объем ВРП округа вырос в 4 раза. За этот период снижение наблюдалось только в 2009 году, и было обусловлено влиянием финансового кризиса.
Динамика объемов ВРП Сибирского федерального округа
Региональная ВРП Сибирского федерального округа
Как уже было отмечено, в 2000-х годах снижение ВРП в СФО наблюдалось только в 2009 году, и спад был относительно незначительным. В 2009 году индекс физического объема ВРП в СФО составил 95.9% к предыдущему году, что выше, чем по стране в целом (92.4%). Данный показатель был лучше, только в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах, однако в этих федеральных округах абсолютный объем ВРП существенно ниже, чем в СФО.
Износ в России
Основная статья: Износ основных фондов в России
47,4 % составила степень износа основных фондов в России в 2018 году, свидетельствуют данные статистического ежегодника Росстата за 2019 год. Наибольший износ основных фондов приходится на секторы информации и связи (60,5 %), добычи (57,7 %), транспорта и хранения (56,8 %) и здравоохранения (53 %), а наименьший — на гостиницы, общепит и операции с недвижимостью (33 %).[1]
[править] Локомотивы
В мае 2005 года отмечалось: «Сегодня в парке „Российских железных дорог“ 20 тыс. локомотивов. Их износ в среднем составляет 73,3 %.»[2]
[править] Пассажирские вагоны
В мае 2008 года отмечалось: «Срок службы пассажирского вагона составляет 28 лет — имеющийся парк постепенно вырабатывает свой ресурс. Сейчас его износ составляет 68 %.»[3]
[править] Трамваи
В январе 2019 года отмечалось: «Износ парка трамваев в Омске сегодня превышает 92 %».[4]
[править] Железнодорожный транспорт
Степень износа основных фондов железнодорожного транспорта России:[5][6]
- Конец 2005 года: 14,4 %
- Конец 2010 года: 28,9 %
- Конец 2015 года: 36,2 %
- Конец 2016 года: 36,5 %
Степень износа основных фондов грузовых перевозок железнодорожным транспортом России:[7][8]
Степень износа основных фондов перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении России:[9][10]
[править] Троллейбусный транспорт
Степень износа основных фондов в отрасли «троллейбусный транспорт по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам» в России:[11][12]
[править] Трамвайный транспорт
Степень износа основных фондов в отрасли «трамвайный транспорт по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам» в России:[13][14]
[править] Метро
Степень износа основных фондов в отрасли «перевозка пассажиров метро» в России:[15][16]
[править] Трубопроводный транспорт
Степень износа основных фондов трубопроводного транспорта России:[17][18]
[править] Воздушный транспорт
Степень износа основных фондов воздушного транспорта России:[19][20]
- Конец 2005 года: 50,9 %
- Конец 2010 года: 47,7 %
- Конец 2015 года: 44,3 %
- Конец 2016 года: 41,8 %
[править] Водный транспорт
Степень износа основных фондов водного транспорта России:[21][22]
[править] Прочее
Данные Росстата по износу основных фондов по экономике России в целом за 2016 год — 48,1 %.[23]
Степень износа основных фондов транспорта России:[24][25]
- Конец 2005 года: 22,9 %
- Конец 2010 года: 32,9 %
- Конец 2015 года: 41,0 %
- Конец 2016 года: 41,0 %
Степень износа основных фондов городского электрического транспорта России:[26][27]
- Конец 2005 года: 13,4 %
- Конец 2010 года: 14,3 %
- Конец 2015 года: 17,4 %
- Конец 2016 года: 17,1 %
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ [5]
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
- ↑ По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства (с учётом добровольной переоценки)
- ↑ Транспорт в России — 2018
Основные фонды по данным Росстат
› Предпринимательство
По статистическому учету все основные фонды классифицируют следующим образом – это строения, независимо от цели их использования (как жилые, так и производственные), станки и механизмы для выпуска продукции, транспорт, используемый инструментарий и инвентарное оборудование, весь скот в совокупности, посадки растений, другие категории, участвующие в производственном цикле.
Естественно, что данная совокупная классификация фондов России несколько корректируется для каждой сферы промышленности или сферы услуг, а также с учетом региона. Поэтому необходимо четко представлять, какие существуют официальные показатели (с учетом выбывших категорий), какова динамика обновления, общая стоимость по балансу на начало и конец года и степень износа на сегодняшний день.
Что это
Основными фондами называется вся совокупность активов, которые были сформированы в процессе производства. Причем они все постоянно или временно эксплуатируются в той или иной форме для того, чтобы производить определенные группы товаров или услуг. Естественно, что с течением времени они утрачивают свою ценность по ряду причин, основные из которых – это износ и моральное устаревание.
В некоторых случаях невозможно пользоваться устаревшими средствами производства в силу того, что выпускаемая продукция не несет в себе уже ценности из-за смены конъюнктуры на рынке. В других случаях используют старые ресурсы, но качество в определенной мере снижается. Это касается как товаров, так и услуг. Именно по этой причине периодически необходимо проводить обновление основных фондов с разной интенсивностью. Эта интенсивность, в первую очередь, зависит от сферы производства.
Методика расчета
Для того чтобы составить и определить полную балансовую стоимость основных производственных ресурсов в государстве, Росстат использует следующие методики расчета и оценки:
- Рассчитывается первоначальная стоимость.
- Затем оценивается остаточная стоимость.
- Также принимаются во внимание восстановительная оценка.
- Наряду с этим, в параметры для расчета включается и ликвидационная стоимость.
Только такой комплексный подход позволяет оценить общее состояние в рублях и дать оценку среднему размеру стоимости основных производственных ресурсов, а также проанализировать их среднегодовую стоимость и состояние на сегодняшний день.
Актуальные показатели
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, видовая структура основных фондов РФ в коммерческих организациях на 2017 и 2018 год выглядит следующим образом:
- Наибольшая сумма вложена в ремонт автотранспортных средств, оптовую и розничную торговлю.
- Следующим пунктом идет транспортировка и хранение.
- Затем область добычи полезных ископаемых.
- После этого идут такие сферы, как водоснабжение. и водоотведение.
- Затем строительство
- Наименьшую долю занимает частное образование.
Что же касается статистических данных по видовой структуре некоммерческих организаций, то данные по основным и остаточным фондам, а также их балансу, выглядят несколько неполными из-за требования федерального закона к конфиденциальности некоторых категорий статистических данных. По каждому из направлений и отраслей можно оценивать только распределение внутри структуры и оценить сколько вложено средств в процентном соотношении в здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и прочие основные фонды.
Но из тех данных, которые имеются, можно сделать вывод, что наличие основных фондов на конец 2019 года наиболее крупно представлено в следующих отраслях:
- Государственное управление и деятельность органов госуправления.
- Транспортировка и хранение.
- Складская деятельность.
- Профессиональная и научная сфера.
- Деятельность головных офисов по консультированию и вопросам управления.
- Водоснабжение и водоотведение.
- Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнения.
- Сфера образования.
- Сфера здравоохранения.
- Строительство.
- Сельское и лесное хозяйство.
Динамика и коэффициент обновления
Помимо оценки видовой структуры, вычисляют еще и динамику возобновления, выбытия и обновления:
- Так, коэффициент обновления наиболее оптимальный в сфере машин и оборудования, а также транспортных средств.
- С меньшей быстротой обновляются сооружения.
- Еще медленнее нежилые здания.
- Тогда как фонд жилых зданий имеет практически по всем отраслям коэффициент обновления равный нулю.
Динамика изменения наличия основных фондов на конец года
В соответствии с этим, рассматривая коэффициент выбытия, можно однозначно сказать, что:
- Наиболее выбываемыми и сменяемыми в основных фондах являются транспортные средства.
- После них идут машинное оборудование.
И действительно, эти 2 пункта являются основными для того, чтобы возобновлять нормальный процесс производства. Поэтому собственники, независимо от формы собственности, должны вкладывать наибольшие средства именно в данные категории.
Степень износа и амортизация
Рассматривая степень износа на 1990–2020 год по всем обследуем видам экономической деятельности, Росстат указывает общую степень обветшалости всей совокупности фондов по полному кругу организаций в пределах 47%.
А если рассматривать по отдельным категориям, то ситуация выглядит следующим образом:
- Наиболее изношенными являются машины и оборудование – их коэффициент составляет 60,4.
- Далее идут сооружения. Степень износа здесь составляет 52,8.
- Затем идут транспортные средства, которые изношены наполовину.
- После них идут нежилые и жилые здания, которые изношены приблизительно на 1/3. Коэффициент здесь колеблется от 30,3 до 33,2.
Сроки службы
Чтобы иметь полную картину о том, насколько «молодыми» являются основные фонды, необходимо понимать, какой у них срок службы по каждой категории:
- Наиболее «старыми» являются гостиницы и рестораны – фонд средств здесь служит около 38 лет. И это обусловлено тем, что задания обновляются не так быстро, как остальные категории.
- «Старыми» являются отрасли текстильной промышленности и оптовой и розничной торговли. А также образование, здравоохранение и организации предоставления коммунальных и персональных услуг. Основные фонды здесь служат от 29 лет до 22 лет.
- В сфере производства транспортных средств и оборудования эксплуатация длится около 23 лет.
- Наиболее обновляемыми же являются – отрасли добычи полезных ископаемых, обработки древесины, производства минеральных продуктов и прочие предприятия, занимающиеся производством.
Исходя из статистических данных становится очевидным, что в принципе фонд по разным категориям отраслей нуждается в обновлении приблизительно на 50%. А это требует непосредственного участия собственников, независимо от того, частное это лицо или государство.
Основные фонды по данным Росстат Ссылка на основную публикацию
Износ основных фондов
В производственном процессе компании используют те или иные основные фонды. Основные фонды предприятия представлены материальным капиталом, который может включать в себя здания, различные сооружения (мосты, тоннели), машины, оборудование и другие средства труда.
Отличительной особенностью основных фондов является то, что они имеют длительные сроки эксплуатации, как правило, они исчисляются несколькими годами, а если это здания и строительные сооружения – то десятилетиями. Этот тип ресурсов не расходуется за один цикл производства, а служит в течение длительного времени и, как следствие, подвергается износу (поломка, устаревание и пр.).
Что такое износ основных фондов?
Износ основных фондов – это частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии (хранении).
То есть, износ основных фондов — это любая потеря полезности основных фондов, которая приводит к уменьшению их действительной стоимости по сравнению с полной восстановительной стоимостью.
Например, автомобиль в процессе его эксплуатации изнашивается, т.к. стираются шины, тормозные колодки и диски, изнашивается ходовая автомобиля, прогорает выхлопная система, нарушается лакокрасочное покрытие и т.п.
Виды износа основных фондов
Износ основных фондов бывает двух видов — физический и моральный.
Факторы, определяющие износ основных фондов
Физический износ основных фондов
Физический износ основных фондов определяется тем, что, участвуя в производственном процессе, основные фонды постепенно утрачивают свою потребительскую стоимость, изменяются их механические и другие свойства. Различные виды основных фондов изнашиваются в разные сроки.
Физический износ можно также представить как процесс ухудшения технико-экономических характеристик основных фондов, который происходит под воздействием трудового процесса, природных сил (например, коррозия металла) или вследствие их неиспользования.
Физический износ первой степени напрямую связан с темпами и объемами производства и рассчитывается как переменные издержки. Регулярное использование основных фондов в процессе производства со временем делает их малополезными. Этот тип износа – неизбежное явление, рано или поздно фирма вынуждена приобретать новое оборудование вследствие непригодности прежнего.
Физический износ второй степени определяет степень разрушения тех производственных фондов, которые по какой-либо причине не были введены в производство (т.е. вследствие простаивания оборудования) либо использовались крайне нерационально. Получается, что данный тип износа характеризует суть производственного процесса, показывает степень его эффективности, рациональности и никак не связан с длительностью сроков использования. Это так называемые постоянные издержки фирмы, которые имеют отрицательную отдачу.
Величина физического износа основных фондов зависит от интенсивности и характера их эксплуатации, условий хранения и т.д. Чем выше нагрузка на них, тем быстрее они изнашиваются. Например, стационарные машины и оборудование имеют меньший износ в сравнении с передвижными или переносными. Значительно меньший износ тех машин и оборудования, на которых работают рабочие высокой квалификации.
Износ основных фондов подразделяют на 2 типа:
- устранимый — можно компенсировать за счет экономически целесообразных действий;
- неустранимый — восстановление невозможно или экономически нецелесообразно.
Для оценки степени физического износа основных фондов применяются экспертный метод и метод анализа срока службы. Экспертный метод основан на обследовании фактического технического состояния объекта. Анализ срока службы базируется на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации соответствующих объектов.
Моральный износ основных фондов
Под моральным износом основных фондов понимается уменьшение стоимости основных фондов до окончания срока службы вследствие снижения затрат на их воспроизводство, по мере того как новые виды основных фондов начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших машин и оборудования становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и высокой стоимости.
Различают две формы морального износа. Первая характеризуется уменьшением стоимости воспроизводства средств труда. В этом случае машины той же конструкции производятся дешевле и переносят меньшую стоимость на готовый продукт. Вторая форма морального износа связана с внедрением новых, более совершенных средств труда, применение которых дает больший экономический эффект.
Определяющим фактором морального износа выступает научно-технический прогресс. Моральному износу подвергаются почти все основные фонды, но в наибольшей степени — рабочие машины. Замена конструктивно устаревших, но еще годных машин новыми должна основываться на детальном, всестороннем экономическом расчете, так как преждевременное отнесение оборудования к морально устаревшему влечет за собой ничем не оправданные материальные потери.
Время наступления морального износа и его степень обусловлены целым рядом различных факторов и, прежде всего, особенностями и масштабами производства. Машины и оборудование, применение которых становится невыгодным в одних условиях производства, могут с успехом применяться в других. В этом случае можно говорить о частичном моральном износе оборудования.
Таким образом, моральный износ основных фондов бывает полным и частичным. Потери от полного морального износа устраняются только заменой устаревших машин и оборудования новыми, более совершенными и экономически выгодными. Однако в короткий срок не представляется возможным полностью заменить морально устаревшее оборудование. В ряде случаев совершенствование действующего оборудования и машин является более эффективным, чем его замена. Поэтому одним из рациональных направлений повышения технического уровня средств труда и уменьшения потерь от морального износа выступает модернизация машин и оборудования.
Потери от частичного морального износа могут быть устранены в результате модернизации и реконструкции устаревших видов основных фондов, то есть технического обновления, а также использования частично морально устаревшего оборудования для выполнения работ, где оно остается экономически эффективным. Потери от морального износа могут быть значительно сокращены в результате максимально ускоренного использования имеющейся техники.