Казначейские операции на предприятии

В этой статье:

Содержание
  1. Казначейство (Treasury)
  2. Что такое «казначейство» и его функциональные обязанности?
  3. Особенности казначейской организации в странах мира
  4. Россия
  5. Основные функциональные обязанности казначейства РФ:
  6. США
  7. Что такое казначейство организации?
  8. Система казначейства предприятия — основной путь оптимизации фина
  9. Разработка и внедрение процессов казначейского управления денежными средствами
  10. Казначейские функции. Регламентация
  11. Используйте пошаговые руководства:
  12. Возможные подходы к организации казначейских процессов
  13. Регламентация казначейских функций
  14. Структура и содержание регламентных документов
  15. Казначейская политика
  16. Регламенты процессов (процедуры)
  17. Корпоративное казначейство: зачем бизнесу это нужно
  18. Функции казначейства в компании
  19. Разработка модели и создание казначейства
  20. Форма организации казначейства
  21. Внедрение казначейства
  22. Должностная инструкция и обязанности казначея
  23. Обязанности
  24. Требования к профессиональным навыкам и личностным качествам
  25. Как стать казначеем
  26. Недостатки профессии
  27. Преимущества

Казначейство (Treasury)

Казначейские операции на предприятии

Казначейство представляет собой специальную организацию казначеев, которые осуществляют обслуживание казны: частного или государственного хранилища денежных средств.

Рекомендуем!  Причины прекращения деятельности предприятия

Что такое «казначейство» и его функциональные обязанности?

Данный термин обозначает особое финансовое государственное учреждение (орган), которое осуществляет операциъ по кассовому исполнению бюджета страны.

Казначейство занимается следующими основными вопросами:

  • осуществляет организацию взимания сборов, налогов и пошлин;
  • контролирует доходы от реализации займов;
  • отпускает денежные средства на расходы;
  • осуществляет эмиссию денег (бумажных).

Особенности казначейской организации в странах мира

В каждой стране существуют свои особенности функционирования вышеуказанного органа. В США казначейство – это Департамент Министерства финансов, в России – Федеральное казначейство, во Франции – казначейское управление Министерства финансов, в Великой Британии – самостоятельное казначейство.

Россия

Российское Федеральное казначейство представляет собой федеральный орган исполнительной власти  или, другими словами, федеральную службу, что осуществляет строго в соответствии с законодательством данного государства правоприменительные обязательства по обеспечению исполнения бюджета Федерации, кассовому обслуживанию. Данное учреждение находится в ведении финансового министерства  России.

Казначейство РФ было создано в 1992 году 8 декабря указом Президента. В центральный аппарат данного органа входят следующие подразделения:

  • Управление бюджетом и отчетности;
  • Подразделение финансово-отчетных операций;
  • Управление обеспечения исполнения бюджета Федерации;
  • Финансовое подразделение;
  • Управление контроля (внутреннего) и оценки эффективности деятельности;
  • Юридическое подразделение;
  • Управление информационных интегрированных систем финансов государства;
  • Административное подразделение;
  • Управление финансовых технологий;
  • Подразделение совершенствования функциональной работы;
  • Управление роста бюджетных платежей;
  • Подразделение режима секретности информации.

Казначейство РФ состоит из территориальных управлений федеральных казначейство, что входят в состав РФ республик, городов Санкт-Петербурга и Москвы, областей и краев.

Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, обладают самостоятельными сметами расходов и текущими счетами в банковских учреждениях. Они являются юридическими лицами и подчиняются Министру финансов РФ.

Территориальные органы казначейства подчиняются замминистра финансов РФ, который одновременно является начальником Главного управления федерального казначейства.

Основные функциональные обязанности казначейства РФ:

  • управление учетом операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • распределение доходов от уплаты налогов и сборов в бюджетной системе РФ между бюджетами;
  • ведет и в том числе и открывает лицевые счета распорядителей, осуществляет их реестр;
  • предоставляет в Министерство финансов РФ данные и отчетность о исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
  • осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов финансовых ресурсов государства;
  • обслуживает и управляет совместно с Центробанком государственный внутренней и внешний долг РФ.

США

Американское казначейство или Министерство финансов США является одним из исполнительных департаментов, которое было создано еще в 1789 году. В его функциональные обязанности входит разработка и исполнение денежной политики Соединенных Штатов, регулирование финансовых организаций, экспорта и импорта, печать бумажных долларов, а также чеканка монет, и, конечно же, сбор налогов.

Кроме того, в функции Министерства финансов США входит:

  • оплата счетов государства;
  • управление долгом страны;
  • консультирование по вопросам международной и внутренней экономической, валютно-финансовой, торговой и налоговой политики;
  • издание статической отчетности;
  • уголовное преследование лиц, которые уклоняются от уплаты налогов;
  • обеспечение соблюдения налогового и финансового федерального законодательства.

Деятельностью данного ведомства руководит министр финансов США Джейкоб Лью.

Что такое казначейство организации?

Вышеуказанное ключевое подразделение или любого другого финансового учреждения занимается обеспечением ликвидности компании (то есть осуществляет проведение платежей, внесение свободных средств на денежный счет, привлечение денег при их дефиците).

На финансовых рынках операции проводятся непосредственно самим казначейством или же дилинговым подразделением, что входит в его  состав либо является параллельным ему в структуре управления пассивами и активами компании. В последнем случае говорят о разделении мидл-офиса (казначейство) и фронт офиса (дилинговое подразделение).

Руководством рыночным риском является функциональным обязательством казначейства. Это делается с целью извлечения дохода от ожидаемого развития на рынке. Специалисты выделяют процентный, валютный и фондовый риски.

Методом установления процентных базовых ставок и специальный трансфертных цен для филиалов происходит руководство процентным риском. Трансфертные цены и процентные ставки предлагаются либо самим казначейством или же комитетом по управлению пассивами и активами.

Методом открытия валютных позиций (то есть осуществление купли-продажи одной валюты за другую)  осуществляется руководство валютным риском. Также устанавливаются лимиты на величину валютных позиций филиалов или же иных подразделений, что приносят доходы.

Путем формирования портфелей акций происходит руководство фондовым риском.

Еще одной важнейшей функцией казначейства является координация вышеуказанных обязательств в рамках централизованного управления пассивами и активами организации.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8057-kaznacheystvo-treasury

Система казначейства предприятия — основной путь оптимизации фина

Сегодня многие российские предприятия сталкиваются с нехваткой денежных средств для уплаты налогов, выплаты заработной платы, закупки сырья и материалов. При этом получение кредитов в банках на пополнение оборотных средств связано с высокими рисками их невозвратов. Собственники часто вынуждены за свой счет финансировать бизнес для сохранения платежеспособности предприятия. В такой ситуации будет правильным не искать внешние источники финансирования, а заняться повышением эффективности процессов управления денежными средствами путем внедрения системы казначейства.

Казначейство позволяет управлять платежеспособностью предприятия и финансовым результатом в виде денежных потоков в краткосрочном периоде. В процессе управления:

  • оперативно планируют поступления и выплаты;
  • осуществляют бюджетный контроль заявок на платежи;
  • ранжируют заявки;
  • составляют платежный календарь;
  • проводят план-фактный анализ исполнения бюджета движения денежных средств (БДДС) за месяц.

Чтобы обеспечить эффективную работу системы казначейского управления, необходимо разработать, описать, автоматизировать и внедрить процессы казначейского управления. В ходе разработки определяют участников процесса управления, их функции и роли, а также управленческие действия.

В казначействе важное значение имеет своевременность принятия управленческих решений и осуществления платежей, поэтому важно определить не только последовательность действий, но и сроки их осуществления. Оптимально разработанные процессы управления обеспечивают и во многом определяют эффективность казначейского управления финансовым результатом.

В данной статье рассмотрим вопросы, касающиеся внедрения казначейства на предприятии, расскажем, как разработать процесс оперативного (казначейского) управления денежными средствами. Сделаем это на примере условного промышленного предприятия «Альфа».

Разработка и внедрение процессов казначейского управления денежными средствами

Одна из задач внедрения казначейства на предприятии — повысить эффективность управления денежными средствами в краткосрочном периоде. Под эффективностью в данном случае понимают получение планируемого свободного денежного потока компании при оптимизированных трудозатратах всех участников процесса управления денежными средствами. Для решения этой задачи необходимо разработать, а затем автоматизировать в информационной системе «Казначейство» и внедрить на практике процессы оперативного управления денежными средствами.

Основополагающим является этап разработки. На этом этапе пошагово выполняют следующие действия:

Шаг 1. Определяют требуемый состав и взаимосвязь процессов оперативного управления денежными средствами.

Набор казначейских процессов достаточно типичен. Когда на предприятии «Альфа» определяли состав процессов, решали вопрос о том, будет процесс исполнения срочных (внеочередных) платежей или нет. В результате установили следующие состав и последовательность процессов:

В процессе П1 в информационную систему «Казначейство» загружают лимиты по статьям БДДС на месяц в разрезе центров финансовой ответственности, принимают плановые заявки поступлений и платежей денежных средств. Результат этого процесса — формирование платежного календаря на месяц до начала платежного периода. К процессу П1 относится и перераспределение лимитов по статьям при поступлении заявок на платеж, превышающих лимиты.

В процессе П2 принимают текущие заявки на платеж и контролируют их соответствие бюджетным лимитам. Ежедневно из учетной системы загружают данные о фактических поступлениях и проведенных платежах, актуализируют платежный календарь, формируют реестр платежей, исполняют платежи.

Процесс П3 предназначен для исполнения срочных платежей. Для них предусмотрена ускоренная процедура согласования. Есть вероятность, что все платежи со временем могут стать срочными, поэтому разработаны критерии отнесения платежа к срочному.

На следующий рабочий день после окончания месяца реализуют процесс П4 — проводят план-фактный анализ исполнения БДДС. Данные этого анализа используют при формировании бюджета движения денежных средств следующего месяца.

Важный момент: запланированные в прошедшем месяце, но не произведенные платежи могут быть учтены в БДДС следующего месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Последующие шаги разработки процессов казначейского управления рассмотрим на примере процесса «Исполнение очередных платежей в текущем периоде (П2)».

Шаг 2. Определяют участников процесса управления и их функции в реализации процесса.

Здесь определяют глубину управления, число управленческих уровней принятия решений. Глубину управления задает финансовая структура по проекции бюджета движения денежных средств. При первоначальном внедрении казначейства нужно выбрать минимальное число уровней управления (при необходимости их число можно увеличить). Важная деталь: при большом числе уровней управления сложно обеспечить оперативность управления, синхронизацию действий участников процесса.

На рассматриваемом предприятии финансовая структура имеет два уровня: предприятие в целом и уровень дирекций (рис. 1).

В число лиц, участвующих в процессе исполнения очередных платежей в текущем периоде, вошли:

  • финансовый директор;
  • руководители ЦФО — функциональные директора и подчиненные им сотрудники, имеющие право на инициирование платежей;
  • бухгалтер-контролер;
  • казначей;
  • операционист.

Следует отметить, что принципы определения очередности платежей на год задавал генеральный директор (при необходимости мог их пересмотреть). После внедрения казначейства генеральный директор в самом процессе оперативного управления не участвует (раньше тратил на это примерно час ежедневно). Он только утверждает месячный БДДС и контролирует его исполнение по окончании месяца.

На этом шаге нужно продумать функции каждого участника, чтобы исключить дублируемые и те, что не добавляют в процесс никакой ценности. Раньше все счета на оплату после их проверки бухгалтером-контролером визировал главный бухгалтер предприятия. Причина одна: так принято и все надо контролировать. В разработанном процессе согласование платежа главным бухгалтером исключили: проверку заявки на соответствие платежа документам и сверку реквизитов осуществлял бухгалтер-контролер, участие главного бухгалтера в процессе не требовалось. Результаты работы на данном шаге представлены в табл. 1.

Шаг 3. Определяют процедуры процесса управления и ответственных за их реализацию.

У всех участников процесса управления разные функции и роли, а также разная ответственность в процессе. Для персонификации ответственности процесс разбивают на взаимосвязанные процедуры (по сути, действия), у которых есть конкретный ответственный (О) за своевременное выполнение. Помимо ответственного по отношению к процедуре могут быть следующие роли:

  • непосредственный исполнитель (Н);
  • информируемый (И);
  • согласующий (С).

Удобный инструмент для разработки и фиксирования ролей в процессе — матрица ответственности в процессе. В матрице указывают процедуры, участников процесса, их роли по отношению к процедурам.

Степень детализации процедур зависит от уровня менеджмента в компании, степени автоматизации казначейского процесса, выбранной информационной системы (ИС). Разработанная матрица ответственности в процессе П2 представлена в табл. 2.

Шаг 4. Описывают схематично процесс управления.

Описание процесса необходимо для проработки логики протекания и последующей автоматизации процесса, в дальнейшем — для информирования участников процесса о последовательности выполнения процедур. На шаге схематичного описания процесса управления нужно установить:

  • последовательность выполнения процедур, определенных в матрице ответственности;
  • результат выполнения каждой процедуры;
  • последующего пользователя результата процедуры.

Можно использовать текстовое или табличное описание процесса. Предпочтительнее схематичное (графическое) описание, так как скорость извлечения информации в этом случае выше. Для графического описания процесса рекомендуем воспользоваться программой Microsoft Visio.

О. А. Гаврилова, эксперт по управлению финансовым результатом

Источник: https://www.profiz.ru/peo/4_2018/sistema_kaznachejstva/

Казначейские функции. Регламентация

Чтобы механизм управления денежными средствами и финансовыми инструментами в компании работал четко без перебоев, важно его регламентировать.Рассмотрим подробнее принципы разработки внутренних нормативных документов, которые регулируют исполнение казначейских функций в холдинге.

Используйте пошаговые руководства:

Функция по управлению денежными средствами и ликвидностью, а также другие казначейские процессы могут быть организованы в компаниях по-разному. Соответственно структура внутренних документов, регламентирующих этот блок, будет выстраиваться в зависимости от операционной модели предприятия, организационной формы казначейской функции и других факторов. 

Возможные подходы к организации казначейских процессов

В зарубежных и российских холдингах наиболее распространены три подхода к регламентации казначейских процессов.

Так, при централизованном подходе в компании разрабатывается и внедряется единый документ, который обычно называется «Руководство по казначейским операциям» (Treasury Handbook). Он определяет основные принципы осуществления казначейских функций и детально описывает ключевые процессы управления денежными средствами и финансовыми рисками. Независимо от количества дочерних компаний и регионов присутствия документ регламентирует все вопросы, касающиеся казначейских операций, и им руководствуются все сотрудники, вовлеченные в соответствующие процессы.

Частично централизованный подход отличается от предыдущего тем, что предполагает использование единой для всех компаний группы казначейской политики (Treasury Policy), которая формирует только основные принципы и правила осуществления казначейских функций.

Данный документ утверждается на уровне корпоративного центра и обязателен к исполнению всеми казначейскими подразделениями группы. При этом нормативные документы более низкого уровня (регламенты процессов, процедуры, стандарты, методики и прочие) должны соответствовать положениям казначейской политики.

В то же время они могут быть разработаны как на уровне корпоративного центра и внедрены всеми бизнес-единицами, так и на уровне компаний группы на основе предоставленных центром шаблонов.

При децентрализованном подходе в рамках холдинга отсутствуют единые стандарты и правила осуществления казначейских операций. Каждая организация разрабатывает собственные нормативные документы. Они могут отличаться от регламентов других бизнес-единиц и по составу, и по содержанию.

В ходе составления внутренних положений можно воспользоваться следующими принципами. При централизованном подходе все существующие регламенты являются составной частью одного многостраничного руководства по казначейским операциям. При смешанном и децентрализованном подходах каждый из документов разрабатывается и утверждается индивидуально.

Стоит отметить, что каждый из описанных подходов имеет свои преимущества и недостатки. Например, главным достоинством централизованной модели является единообразие и прозрачность процедур, ведь компании группы используют единые подходы, методики и т.д. Однако ее бывает сложно адаптировать к изменяющимся условиям и особенностям различных регионов присутствия холдинга. В качестве преимуществ смешанного подхода можно также выделить наличие единых правил и стандартов.

В тоже время он предполагает большую гибкость и возможность учитывать специфику работы каждой структуры холдинга. Децентрализованный подход характеризуется отсутствием единых стандартов и рамок осуществления казначейских функций. Это, с одной стороны, повышает риски и степень непрозрачности для корпоративного центра.

С другой – является преимуществом данного подхода, поскольку внутренние нормативные документы адаптированы к деятельности каждой компании и окружающей ее финансовой среде.

Регламентация казначейских функций

Несмотря на различные подходы к регламентации казначейской функции, иерархия и состав нормативных документов в передовых компаниях примерно одинаковы. Иерархия состоит из трех уровней:

  • казначейская (финансовая) политика;
  • регламенты процессов (процедуры);
  • методики (стандарты).

Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

Казначейская (финансовая) политика является своего рода «конституцией», которая закрепляет базовые принципы и основы работы подразделений, вовлеченных в управление денежными средствами и финансовыми рисками. В этом документе закрепляют распределение полномочий и обязанностей между различными службами, принципы осуществления казначейских операций, требования к системе контроля и управленческой отчетности.

Регламенты процессов (процедуры) содержат подробное описание порядка проведения тех или иных операций, ответственность подразделений, требования к документообороту, контрольные процедуры. Также в регламенты обычно включают шаблоны отчетных форм и сопровождающих документов (например, заявки на платеж). В крупных холдингах, как правило, разрабатываются и внедряются внутренние регламенты и положения по следующим казначейским процессам:

  • платежи и поступления;
  • прогнозирование ликвидности;
  • управление внутригрупповой задолженностью;
  • привлечение внешнего финансирования;
  • управление временно свободными денежными средствами;
  • осуществление операций на финансовых рынках.

Методики (стандарты) регулируют специфические операции в рамках процесса управления денежными потоками. В методиках обычно содержатся детальные инструкции (алгоритмы) по подготовке форм документов, используемых в процессе управления денежными средствами. Например, в методиках подробно описываются такие операции, как подготовка прогноза движения денежных средств (ликвидности), расчет величины средств для размещения на депозиты и т.д.

Необходимо учитывать, на каком уровне управления создается документ. Если он разрабатывается корпоративным центром, то в него должны войти положения о распределении ответственности между уровнями управления (корпоративный центр, дочерняя компания, общий центр обслуживания).

Структура и содержание регламентных документов

При разработке внутренних регламентных документов в первую очередь необходимо определить  их структуру, то есть очертить круг вопросов, которые будут описаны в рамках разработанной политики или регламента. В целом форма и содержание таких документов могут различаться и зависят от особенностей конкретных компаний. Однако существует ряд положений и принципов, которые обязательно нужно включить в состав создаваемого документа. Рассмотрим подробнее, какими могут быть элементы регламентов.

Казначейская политика

Структура и содержание казначейской политики во многом зависят от принятого в компании подхода к детализации документов, определяющих общие принципы и основы исполнения корпоративных функций. В некоторых холдингах такие документы могут состоять из нескольких страниц с общими правилами, в других – это объемные тексты с очень подробными указаниями. Несмотря на различие в подходах, существует общепринятая структура.

Так, первый раздел – «Общие положения» – обычно содержит вводную часть, описание целей и задач казначейской политики, а также термины и определения, используемые в документе.

Следующий элемент – «Распределение ролей и ответственности в рамках казначейской функции». Здесь приводится описание общей структуры казначейской функции на разных уровнях управления, определение задач и обязанностей каждого подразделения и участника процесса. В качестве основных участников обычно выделяют следующие управленческие звенья:

  • совет директоров;
  • генеральный директор компании;
  • финансовый директор;
  • руководитель казначейства;
  • казначейские подразделения.

Далее следует раздел «Принципы осуществления казначейских функций». В него включают базовые положения, которые касаются взаимоотношений с банками, прогнозирования ликвидности, осуществления расчетов, привлечения внешнего финансирования, размещения временно свободных денежных средств, внутригруппового финансирования, документарных и конверсионных операций. Например, в части взаимодействия с банками определяются следующие моменты:

  • критерии выбора банков-партнеров;
  • распределение ролей в процессе выбора кредитных организаций, определение условий сотрудничества;
  • критерии и принципы при построении инфраструктуры банковских счетов.

Последний общепринятый раздел – «Контрольные процедуры и система отчетности».

Регламенты процессов (процедуры)

Состав и содержание регламентов зависят от степени детализации казначейской политики. Если она составлена очень подробно, то их количество может быть сведено к минимуму. В этом случае достаточно включить в них только схемы бизнес-процессов, перечень контрольных процедур, систему отчетности и необходимые приложения.

Примерная структура регламента процесса (процедуры) выглядит следующим образом:

  • общие положения. Описание целей и задач процесса, состав терминов и определений, используемых в данном документе, роли и задачи ответственных подразделений.
  • порядок осуществления процесса. Общее описание бизнес-процесса, состав и детальное описание шагов каждого подпроцесса. Например, в рамках процесса «Прогнозирование ликвидности» можно выделить подпроцессы «Подготовка скользящего прогноза ликвидности», «Актуализация и обновление прогноза ликвидности», «План-факт анализ состояния ликвидности».
  • контрольные процедуры. Описание ключевых принципов построения контрольных процедур, их перечень с указанием лиц, ответственных за проведение.
  • система отчетности. Перечень отчетных форм с указаним ответственных за их подготовку.
  • приложения. Основными приложениями к регламентам процесса являются схема бизнес-процесса, шаблоны отчетных форм и сопровождающих документов.

Отличие методики от регламента процесса состоит в том, что в ней описан детальный алгоритм выполнения шага процесса. Так, например, в регламенте «Управление внутригрупповой задолженностью» в описании порядка осуществления процесса присутствует шаг «Расчет ставки по договору внутригруппового займа», при этом детальный алгоритм расчета процентной ставки будет описан в методике «Расчет процентной ставки по внутригрупповому займу».

Источник: https://www.fd.ru/articles/157166-sqk-15-m10-reglamentatsiya-kaznacheyskih-funktsiy-v-holdinge

Корпоративное казначейство: зачем бизнесу это нужно

Осуществление контроля над финансовыми потоками — суть казначейства как любого государства, так и предприятия. Это и есть короткий ответ на вопрос: “Зачем нужно казначейство?”.

Корпоративное казначейство включает в себя следующие виды мероприятий:

  • оперативное планирование денежных средств;
  • управление оборотным капиталом;
  • бюджетный контроль заявок на расход денежных средств;
  • план-факторный анализ.

Для лучшего понимания сути рассмотрим, какие функции должна осуществлять система казначейства, как она создаётся и внедряется.

Функции казначейства в компании

Основная функция казначейства — это управление финансовыми потоками, позволяющее компании контролировать объём денежных средств, рационально используя ресурсы организации. Это, в свою очередь, улучшает ключевые показатели, способствуя увеличению рыночной стоимости предприятия.

Кроме того, система казначейства предприятия может отвечать за:

Следует помнить, что приведённые функции казначейства в достаточной степени условны, и для каждой отдельной компании задачи могут быть разными, в зависимости от выбранной модели.

Разработка модели и создание казначейства

Процесс внедрения казначейства следует начать с анализа проблем, которые имеет практически каждая организация, и изучения возможных способов их разрешения.

Необходимо отметить, что создание казначейства происходит достаточно сложно на предприятиях, специализирующихся по нескольким направлениям деятельности.

Внедрение казначейства целесообразно в крупных компаниях, имеющих внушительные обороты и большое количество сотрудников, то есть там, где ожидаемый экономический эффект оправдывает расходы на внедрение. Для малого бизнеса вряд ли создание подразделения управления финансовыми потоками будет оправдывать понесенные затраты.

Довольно часто на предприятиях работает урезанная форма казначейства, или её функции выполняют отдельные сотрудники/подразделения. Наибольшая эффективность достигается только в том случае, если вся работа выполняется специально созданным для этого отделом.

Организацию казначейства следует начинать, если:

  • в компании увеличивается число контрагентов;
  • растёт оборот, количество казначейских процессов и прочее;
  • присутствует сложная организационная структура (филиалы, холдинг);
  • предприятие имеет многопрофильную деятельность.

Перед началом создания казначейства определяются цели, сроки, требования, бюджет, ответственный за внедрение технологии (обычно — финансовый директор).

Далее проводится работа над созданием единой стратегии управления бюджетом компании. Каждая компания будет иметь свой перечень мероприятий и методик учёта. Составление плана мероприятий позволит создать прогноз дальнейших действий по формированию методологии, понять, когда сотрудники компании должны включиться в процесс создания методологии. Для создания стратегии необходимо:

  1. Провести анализ существующих бизнес-процессов.
  2. Обрисовать дальнейшие бизнес-процессы.
  3. Определить центры финансовой ответственности.
  4. Разработать план бюджетирования.
  5. Выработать процедуру координации заявок и печатные формы.
  6. Создать методику планирования финансовых ресурсов и фондов денежных средств.
  7. Сформировать порядок выполнения функций казначейства.
  8. Сделать систему оценки эффективной работы казначейства.

Форма организации казначейства

Каждая модель казначейства имеет как свои преимущества, так и недостатки, и подбирается под конкретное предприятие в отдельности.

Для централизованной модели характерно сосредоточение функций управления в едином центре. Заявки на проведение операций из подразделений отправляются в казначейство для контроля, далее казначейством производится платеж, то есть казначейство здесь выступает в роли расчетного центра. Такой вариант работы встречается чаще всего в небольших компаниях, имеющих небольшие объемы платежных операций, или в холдингах, где требуется повышенный контроль финансовых потоков.

Преимущество: возможно консолидировать и оперативно распределять ресурсы между структурами холдинга.

Недостатки:

  • отсутствие самостоятельности у дочерних компаний;
  • увеличение сроков перевода средств при согласовании с центром, что повышает риск нехватки финансов при возникновении аварийных ситуаций.

Децентрализованная модель проще и доступнее, поскольку платежи производятся из центров, где происходят траты.

Преимущество: решения, касающиеся финансовых вопросов, принимают быстрее, а дочерние компании быстро и гибко реагируют на излишек или недостаток средств, минимизируя тем самым риски.

Недостатки: чтобы осуществлять всесторонний контроль дочерних компаний, требуется чёткое построение бизнес-процессов. В противном случае увеличиваются финансовые риски на предприятии.

Смешанная модель имеет признаки как централизованной, так и децентрализованной модели казначейства. Для многих организаций данная форма — оптимальный вариант, поскольку включает в себя только преимущества двух, рассмотренных выше, моделей.

Внедрение казначейства

После разработки методологии начинается процесс внедрения модели в практику работы компании:

  1. На подготовительном этапе проводится оповещение сотрудников о проводимых изменениях.
  2. Во время интеграции происходит непосредственная реорганизация финансовых служб, создается новое подразделение и автоматизируется процесс.
  3. Закрепляются проведенные изменения: персонал уже прошел процесс обучения новой методологии и использует в работе автоматизированные системы в соответствии с установленным регламентом.

Изменения во внешних условиях, как правило, это касается экономической ситуации в стране, требуют также пересмотра принципов бизнес-процессов в организации. Целью таких мероприятий является: минимизация затрат, разработка гибкой и эффективной системы управления компании. В таком случае и пересмотр системы управления финансовыми потоками также неизбежен.

В столь важном деле не стоит полагаться на авось и экспериментировать самостоятельно. Успешность разработки методологии и внедрения системы казначейства в компании зависит от профессионализма и практического опыта специалистов, участвующих в этом процессе. При обращении в “Класс-Финанс”, после проведения нами всех необходимых мероприятий (в рамках консалтинга или коучинга), вы получите упорядоченную и налаженную работу казначейства, а значит — и всеобъемлющий контроль за финансовыми потоками.

Источник: https://class-finance.ru/korporativnoe-kaznachejstvo-zachem-biznesu-eto-nuzhno/

Должностная инструкция и обязанности казначея

Профессия, именуемая «казначей» возникла давно и с момента своего появления успела заметно измениться. Своего престижа и сути она не потеряла, однако у многих на сегодняшний день достаточно смутные представления о том, что делает человек, находящийся на такой должности.

Сферой ответственности современного казначея (риск-менеджера) является контроль ликвидности организации, отслеживание ленты её платежей. При этом он не касается «живых» денег и не сидит «на сундуках с золотом». Работа ведётся, прежде всего, с бумагами.

Должность казначея имеется и на государственном уровне.

Отслеживание расходов бюджета и выдача платежей на основании законодательно закреплённых постановлений – это основной перечень обязанностей главного риск-менеджера страны.

Сотрудник коммерческого предприятия, работающий по данному профилю, занимается не только проведением расчётов, но также отслеживает все рыночные изменения, анализирует сложившуюся эконмическую обстановку. При выявлении дефицита средств занимается их привлечением путём взаимодействия с клиентами и инвесторами.

В среднем бизнесе казначеев обычно нет. Там их функции выполняются финансовым директором, который так же отвечает за обеспечение ликвидности предприятия. В незначительных по размеру организациях обязанности казначея возложены на союз первого лица компании, занимающегося принятием решений, и бухгалтерией, которая реализует задуманное.

Обязанности

Две основные функции, которые должен выполнять казначей в отношении имеющихся денежных средств:

Исходя из этого, в число его функциональных обязанностей включены следующие пункты:

  • тщательный анализ (общей экономической обстановки, финансового состояния самой компании и т.д.);
  • регуляция и контроль направления и силы потоков денежных средств;
  • размещение финансов максимально надёжным образом и их привлечение (в обоих случаях приходится налаживать взаимовыгодное сотрудничество с банком);
  • управление процентными, валютными и иными рисками;
  • финансовое обслуживание сделок по импорту или экспорту (в том случае, если они осуществляются);
  • проведение операций с ценными бумагами;
  • организация отдела казначейства (при наличии такового);
  • ведение всей необходимой документации (например, подготовка отчётов по ведущейся деятельности);
  • управление счетами организации;
  • долгосрочное и краткосрочное прогнозирование;
  • составление ежеквартального или ежемесячного платёжного календаря;
  • сохранение уровня задолженности в неизменном виде, либо его понижение при наличии соответствующих возможностей;
  • налаживание новых деловых контактов с инвесторами и поддержание старых;
  • регуляция работы кредитного аппарата организации.

Работа казначеев различных банков, организаций и предприятий мало отличается. Однако в каждом отдельном случае в зависимости от специфики дела, которым занимается фирма, акценты в перечне обязанностей могут немного смещаться.

Читайте так же:   Образец должностной инструкции логиста

Кроме того, выполняемые казначеем функции имеют прямую связь с размерами той структуры, в которой он работает. В крупных фирмах, которые занимаются «публичным» бизнесом, и банках – специализация становится очень узкой. Одного ответственного за данную сферу сотрудника в таких случаях недостаточно, приходится образовывать целые казначейства.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Должностная инструкция казначея

Требования к профессиональным навыкам и личностным качествам

В преобладающем большинстве случаев (90%) на должность казначея принимаются мужчины и женщины в возрасте 30-40 лет. Предпочтение отдаётся выпускникам физико-математических или механико-математических факультетов, имеющим второе высшее образование в области финансового менеджмента.

В целом у потенциального кандидата на должность хранителя казны должен присутствовать интерес к экономике и математике, знание структуры органов власти, их полномочий и функций. Помимо этого, существует ряд навыков, без которых на должности хранителя казны удержаться невозможно:

  • стрессоустойчивость;
  • умение проводить сравнительный анализ данных полученных из разных источников;
  • способность не поддаваться паническим настроениям окружающих;
  • умение быстро реагировать в сложных ситуациях;
  • выраженные коммуникативные способности.

В дополнение к этому, хорошему казначею обычно свойственны следующие личностные характеристики:

  • ответственность;
  • серьёзность;
  • несговорчивость;
  • терпеливость;
  • привычка перепроверять все поступающие данные и сделанные расчёты;
  • аналитический склад ума;
  • ответственность и самоорганизованность;
  • наличие значительной психологической гибкости (например, если в череду тщательно распланированных дел врывается крайне важная сделка, проведение которой невозможно отложить).

Даже в самых отчаянных ситуациях казначей не может поддаваться панике. Вместо этого он должен потратить имеющееся время на разработку новых схем, активизацию имеющихся деловых связей или поиск необходимых для решения проблемы денежных средств. Без запасных планов «на все случаи жизни» чувствовать себя комфортно в данной профессии невозможно.

Хранитель казны не сможет полноценно выполнять свои функции, если у него не будет иметь хотя бы минимальных познаний сразу в нескольких правовых сферах:

  • гражданской;
  • предпринимательской;
  • налоговой;
  • банковской;
  • акционерной.

Способность своевременно процитировать некоторые из положений валютного законодательства также не будет лишней. Казначей должен относиться к финансам организации, в которой он работает так же трепетно и бережно, как к собственным. Это часто позволяет быстро разрешить сложные вопросы, поскольку каждый знает, что он сделал бы, а что не стал бы делать, чтобы сохранить деньги в своём кошельке.

Как стать казначеем

Чтобы стать казначеем, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • наличие опыта работы в банковской сфере;
  • знание технологических особенностей:
    • проведения финансовых операция;
    • работы нормативной и финансовой документацией;
    • оказания банковских услуг.
  • умение заниматься разработкой методик, положений и регламентов, а также иной методологической документации;
  • способность к письменному изложению необходимой информации, описанию процессов и систем;
  • приемлемый уровень владения техническим английским языком (в случае работы в западных компаниях требуется свободное владение);
  • свободное применение корпоративных информационных систем (SAP, 1С, Oracle,) и любого другого необходимого в работе компьютерного обеспечения;
  • умение осуществлять системное управление работой людей и течение различных процессов.

Продолжительность профессионального опыта при соответствии всем вышеуказанным требованиям должен составлять не менее трёх лет. Многие успешные казначеи занимались приобретением необходимого опыта, находясь на должности аналитика бухгалтера или финансиста. Поэтому нельзя точно сказать, какой вариант следует выбрать, чтобы гарантировать получение желаемой должности.

Недостатки профессии

Прежде чем становиться риск-менеджером, рекомендуется узнать о некоторых недостатках этой профессии:

Читайте так же:   Должностные обязанности и задачи главного врача

  1. Наличие материальной ответственности. Взаимодействие с огромными денежными суммами – это всегда большой риск. Неверные решения в определённых ситуациях могут привести к тому, что у организации возникнут крупные денежные обязательства, а ответственность за это будет нести казначей.
  2. Напряжённый график работы. Риск-менеджеру приходится заниматься своими функциональными обязанностями почти круглые сутки. Много дополнительных сложностей возникает в случае появления проверяющих сотрудников из налоговой. В ходе таких периодов не удаётся даже выспаться.
  3. Огромное количество стрессов. Данный пункт тесно связан с предыдущим. Любая инспекция – это обязательные замечания в адрес результатов работы специалиста. При выявлении грубых нарушений казначей может получить дисциплинарное взыскание.

Выполнение казначейских обязанностей требует обработки больших объёмов информации и постоянного отслеживания изменений:

  • в законодательных актах;
  • в программных комплексах;
  • в порядке финансирования.

Всё это происходит в условиях постоянного недостатка времени, что также способствует появлению стресса и развитию хронической усталости.

Кроме того, каждые три года специалисту требуется проходить переатестацию, результаты которой показывают, соответствует ли сотрудник занимаемой должности.

Преимущества

В настоящее время казначей, являющийся профессионалом своего дела, не ищет работу – она сама его находит. Каждый квалифицированный специалист имеет возможность выбирать сразу из 5-10 предлагаемых вакансий.

Наиболее высокие доходы у тех риск-менеджеров, которые имеют отношение к инвестиционному, телекоммуникационному или нефтяному бизнесу. Однако в среднем заработная плата колеблется о 23 до 72тысяч рублей в месяц (при этом у специалистов казначейства показатели примерно в 1,5 раза выше, чем у обычных казначеев).

Ещё одним неочевидным поначалу преимуществом данной профессии является ощутимое удовольствие от возможности принимать важные решения, а после – видеть положительный результат, к которому они привели.

Быть казначеем трудно. Эта профессия требует огромного количества знаний и энергии. Поэтому подойдёт она немногим, но и тому, кто уверен в своём выборе, придётся много работать, чтобы стать настоящим специалистом в своём деле.

содержит полезную информацию для тех, кто хочет узнать о работе казначея глубже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/kaznachej.html

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий