Правительство РФ устранило противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности

В этой статье:

Быстрое меню:

Правительство РФ устранило противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности

Негативное влияние санкций на финансовое положение компаний повлекло необходимость введения моратория на банкротства по инициативе кредиторов. В его преддверии появился законопроект Минэкономразвития об изменении последствий введения моратория на банкротство.

В соответствии с действующей редакции ст. 9.1 Закона о банкротстве, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (в т. ч. при существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. При этом:

  • в акте Правительства РФ о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные ОКВЭД, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, на которых распространяется действие моратория;
  • любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от его применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • на основании пп. 4 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.
Рекомендуем!  Списание долгов банкротство граждан

Согласно новым поправкам, если мораторий будет введен до конца 2022 года, на время его действия исполнительные производства, возбужденные до объявления моратория, приостанавливаться не будут. Данные меры позволят кредиторам, которые уже получили исполнительный лист, беспрепятственно продолжать взыскивать задолженность, ранее просуженную судами.

Источник

Правительство РФ устранило противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности

Содержание
  1. КС РФ в очередной раз подчеркнул разницу между зачетом и сальдо
  2. Требования, на основании которых можно возбудить дело о банкротстве
  3. Минэкономразвития предлагает убрать противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности
  4. Банкротство отменили! Неужели это правда?
  5. Новости об отмене банкротства: правда или нет?
  6. Могут ли отменить процедуру банкротства для физических лиц
  7. Новости банкротства физических лиц
  8. Изменение режима моратория на банкротство. Анализ ожидаемых поправок в Закон о банкротстве
  9. §I. Почему в режим моратория на банкротство уже вносятся изменения, если он только недавно введен?
  10. §II. Означает ли это, что сделки с компаниями, попавшими под мораторий, теперь нельзя признать ничтожными, если они совершены за рамками обычной хозяйственной деятельности и превышают 1% от стоимости активов?
  11. §III. Какие последствия отказа от действия моратория в отношении моей компании?
  12. §IV. В связи с введением моратория изменились ли риски признания недействительными подозрительных сделок, сделок с предпочтением?

КС РФ в очередной раз подчеркнул разницу между зачетом и сальдо

И.В. Рехина обратилась в КС РФ с жалобой на неконституционность положений п. 4 ч. 9 ст. 20 закона «О банках и банковской деятельности», ст.189.91 и п.31 ст.189.96 закона «О несостоятельности (банкротстве)», которыми не допускается погашение требований путем зачета с момента отзыва у кредитной организации лицензии (введения моратория на погашение требований кредиторов).

Апелляционный суд общей юрисдикции, с которым согласились кассация и ВС РФ, взыскали с заявителя задолженность по потребительскому кредиту в ситуации, когда она внесла денежные средства для досрочного погашения кредита на специальный банковский счет, открытый именно для этих целей. Суды квалифицировали ее действия как открытие вклада, а ее саму сочли кредитором. А поскольку зачет встречных требований после отзыва лицензии и признания банка банкротом не допустим, с нее была взыскана полная сумма задолженности без учета внесенных средств.

КС РФ разъяснил, что в данном случае произошел не зачет встречных требований, а сальдо расчетов. Когда заявитель внесла денежные средства на открытый специальный банковский счет, она не стала вкладчиком и кредитором Банка, поскольку счет был открыт именно для целей погашения потребительского кредита.

В противном случае денежные средства, внесенные должником в оплату кредита, будут поступать в конкурсную массу должника, но задолженность при этом будет оставаться непогашенной. Иными словами, должник будет вынужден платить дважды.

КС РФ отменил судебные акты по делу заявителя, и хотя не признал обжалуемые нормы неконституционными. При этом Конституционный Суд ограничил их распространение на действия должников по внесению денежных средств на специальные счета, открытые именно для целей погашения кредитов.

Постановление КС РФ № 12-П от 24.03.2022 по жалобе И.В. Рехиной

Аудиторская компания заявила требования к должнику. Признавая их необоснованными, суды трех инстанций сослались на имевшее место перераспределение денежных средств внутри одной группы и исходили из аффилированности кредитора должнику.

Признаками такой связи суды сочли то, что бенефициар должника аффилирован с той же государственной корпорацией, аудитором которой является компания, входящая в группу кредитора.

Кроме того, на официальном сайте государственной корпорации содержатся сведения о рекомендации участникам ее проектов кредитора в качестве финансового консультанта.

Верховный Суд РФ указал на ошибочность выводов судов в отношении аффилированности кредитора и должника.

По мнению судебной коллегии у судов не имелось оснований делать вывод об аффилированности аудиторской компании, входящей в одну группу с кредитором, государственной корпорации в отсутствие доказательств оказания аудиторами услуг вопреки принципа их независимости.

Размещение на сайте госкорпорации сведений о соответствии кредитора как аудиторской компании определенным требованиям, предъявляемым ГК к поставщикам услуг, также не свидетельствует о ее аффилированности с корпорацией.

При этом ВС РФ отметил, что указанные ошибочные выводы не привели к принятию неправильного судебного акта по существу спора. Требование кредитора не могло быть признано обоснованным в связи с отсутствием в материалах дела первичной документации, поименованной в техническом задании, а акта об оказании услуг для этого недостаточно.

Источник

Правительство РФ устранило противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности

Одновременно с включением требования банка в реестр кредиторов суд утвердил положение о порядке проведения торгов. Впоследствии банк оспорил состоявшиеся торги в связи с искусственным разделением неразрывно связанных частей единого комплекса, что привело к его реализации по заниженной стоимости.

Суды нижестоящих инстанций нарушений прав банка не усмотрели, поскольку при утверждении положения о торгах банк не обращался с заявлением о внесении в него изменений, доказательства того, что имущество, вошедшее в состав разных лотов, является единым комплексом, не представил.

ВС РФ признал имущество единым комплексом, согласился с ошибочным разделением имущества на разные лоты. Верховный Суд обратил внимание на то, что искусственное дробление функционально связанных объектов не отвечает целям конкурсного производства и снижает привлекательность лотов для независимых участников торгов, вследствие чего круг участников торгов может быть ограничен.

Кроме того, ВС РФ отметил, что выводы судов относительно того, что банк мог заявить возражения относительно положения о торгах ошибочны, поскольку положение было утверждено во время рассмотрения судом требований банка, в связи с чем он обладал только ограниченными правами участника дела о банкротстве.

Определение ВС РФ от 21.03.2022 № 305-ЭС21-21247 по делу № А41-49626/2018

Правительство РФ устранило противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности

Требования, на основании которых можно возбудить дело о банкротстве

Участники долевого строительства обратились в суд с заявлением о банкротстве застройщика в связи с непогашением им задолженности перед заявителями. Данная задолженность каждого из заявителей состояла из требований по возмещению стоимости устранения недостатков квартиры, возмещению судебных расходов, по неустойке и компенсации морального вреда.

Суды нижестоящих инстанций отказались возбуждать дело по банкротстве и мотивировали свое решение тем, что для определения признаков несостоятельности должника могут учитываться только суммы возмещения судебных расходов, которые в совокупности составили менее 300 000 рублей. Стоимость устранения недостатков строительных работ является лишь мерой ответственности и не может быть принята во внимание при определении признаков банкротства, наряду с суммами неустойки и штрафа.

ВС РФ не согласился с выводами судов и отметил, что перечень денежных обязательств, на основании которых допускается возбуждение банкротства, не является исчерпывающим. Законодательство о банкротстве не содержит исключений в отношении требований о возмещении судебных расходов, убытков в форме реального ущерба, компенсации морального вреда, а также требований о выплате неустоек.

Минэкономразвития предлагает убрать противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности

Правительство РФ устранило противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности

Минэкономразвития предлагает убрать противоречие между мораторием на банкротства и законом о несостоятельности

Минэкономразвития предложило способ устранить несоответствие законодательству в правовом режиме моратория на банкротство — скорректировать отсылку к перечню отраслей, которые имеют право на такую защиту.

Сейчас этот перечень утвержден решением правительственной комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики, а должен — по закону о несостоятельности — утверждаться актом правительства. Теперь Минэкономразвития, как следует из документа, с которым ознакомился «Интерфакс», предлагает так скорректировать постановление правительства №428 от 3 апреля 2020 года о моратории, чтобы отсылка в этом документе шла не на «комиссионный» перечень, а на список наиболее пострадавших отраслей экономики, который утвержден постановлением правительства от 3 апреля 2020 года №434.

Именно на этот список уже сейчас ведет ссылка на сайте Федеральной налоговой службы, предлагающая желающим проверить, входит ли их бизнес «в список пострадавших отраслей», которые имеют право на дополнительные меры поддержки в ситуации распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

В обоснование изменений Минэкономразвития, в частности, ссылается на то, что из-за внесения несогласованных изменений в эти документы — список и перечень — указанные в них коды основного вида деятельности (ОКВЭД) могут отличаться.

Полугодовой мораторий на внешнее банкротство в России действует с 6 апреля в отношении системообразующих и стратегических предприятий организаций, а также компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП), у которых ОКВЭД совпадает с упомянутыми в специальном списке особо пострадавших отраслей (это авиа- и автоперевозки, турагентства, гостиничный бизнес, общественное питание, парикмахерские, химчистки и др.). Сейчас защитные меры действуют в отношении 484,5 тыс. юридических лиц и 1,528 млн ИП. Это примерно седьмая часть зарегистрированных в РФ компаний и примерно 40% индивидуальных предпринимателей.

Банк России введет нормативные послабления для НКЦ и НРД
IFX — 31.03.2022

Банк России намерен в ближайшее время реализовать послабления, позволяющие до 31 декабря 2022 года включительно воздержаться от применения мер при нарушении действующих нормативов…

ВТБ и «Сбер» раскрыли сумму убытков из-за программ господдержки
Investing.com — 31.03.2022
2

Investing.com — Совокупные убытки Сбербанка и ВТБ (MCX:VTBR) от участия в мерах господдержки экономики, которые уже действуют или готовятся к принятию в ответ на…

Объем авиаперевозок внутри России в этом году должен составить не менее 100 млн человек — Путин
IFX — 31.03.2022

Объем внутрироссийских авиаперевозок в 2022 году должен составить не менее 100 млн человек, заявил президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию авиаперевозок.
«Обозначу…

Предупреждение: Fusion Media

Банкротство отменили! Неужели это правда?

«Банкротство отменили, а гражданам запретили списывать долги!» — такие громкие заголовки иногда можно встретить в публикациях в сети интернет. Это не более чем желание привлечь внимание к определенному сайту, странице в социальных сетях, к услугам какой-либо компании.

Наше государство не только не планирует отменять банкротство, но и старается упростить эту процедуру для физических лиц. Последним таким изменением стало введение внесудебного банкротства в 2020 года. И хотя эта процедура доступна не всем должникам, все-таки ее можно пройти совершенно бесплатно.

Новости об отмене банкротства: правда или нет?

Основания для подачи на банкротство и порядок проведения этой процедуры утверждены федеральным законом № 127-ФЗ.

В этом нормативном акте есть отдельные главы и статьи для банкротства разных видов организация, граждан и предпринимателей.

Следовательно, если бы государство хотело отменить банкротство для всех граждан, либо для отдельных категорий должников, оно внесло бы изменения в закон № 127-ФЗ. Или аннулировало бы этот закон полностью, «под корень».

Никаких предложений и инициатив об отмене банкротства в Госдуме и в правительстве нет. Если вы видите новости с таким заголовком, то скорее всего попали на сайт с недостоверной информацией. Никаких законопроектов по этому вопросу не внесено и не планируется вносить.

Что такое бесплатное банкротство и как можно его пройти?

Закажите звонок юриста

Вместо отмены банкротства государство предпринимает действия по упрощению процедуры. Сейчас банкротиться можно:

  • через арбитраж — если сумма долгов превышает 500 000 рублей, либо при подтверждении признаков неплатежеспособности;
  • через Многофункциональные центры — если приставы окончили производство ввиду отсутствия у должника имущества, а сумма обязательств гражданина составляет от 50 000 до 500 000 рублей.

Второй вариант стал доступен в 2020 году, причем для граждан-должников вся процедура полностью бесплатна. Это свидетельствует о том, что государство пытается улучшить условия для прохождения банкротства, сделать его дешевле для должника.

У вас долги больше 250 000 руб?

Списание долгов через банкротство под ключ

от 9 670 руб./мес.

(действуем на основании закона 127-ФЗ)

  • спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
  • коллекторы и банки перестанут названивать вам
  • все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты

Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге

Могут ли отменить процедуру банкротства для физических лиц

Основной категорий кредиторов при банкротстве являются банки и микрофинансовые организации. Они рискуют утратить возможность возврата денег и списания долга, если гражданина признают банкротом. Поэтому банки и МФО больше всех заинтересованы в отмене банкротства или введения значительных ограничений по списанию долгов.

Поэтому нельзя исключать вариант, что правила банкротства для физических лиц могут со временем измениться. Например, ужесточатся правила проверки финансового состояния должника. Или подорожает стоимость оплаты финансового управляющего. Однако до полной отмены банкротства дело вряд ли дойдет.

Что такое арбитражный суд при банкротстве и как искать финансового управляющего?

Спросите юриста

Новости банкротства физических лиц

Начиная с 2015 года, когда физическим лицам стала доступна процедура банкротства, законодательство несколько раз менялось.

Это касалось уточнения требований к документам, к порядку проведения отдельных этапов банкротного дела. Условия прохождения банкротства периодически меняются или дополняются судебной практикой.

Чего стоит только судебная практика 2021 года, которая частично сняла запрет на реализацию единственного жилья должников.

В этом году Верховный и Конституционный суды решили, что суд вправе продавать единственное жилье должника, если оно может быть отнесено к категории роскошного.

И в том случае, если оно куплено в период, когда физ лицо уже успело «по уши влезть» в долги.

Правда, выгнать такого должника на улицу нельзя — кредиторы обязаны предоставить ему жилье, согласно жилищно-санитарным нормам по месту проживания этого человека.

Все изменения в банкротстве физических лиц связаны с внесением поправок в федеральный закон № 127-ФЗ. Прежде чем законопроект выносится на рассмотрение в Госдуму РФ, он проходит общественные обсуждения, правовую экспертизу. Поэтому о предстоящих изменениях всегда можно узнать заранее.

Российское государство не намерено отменять банкротство физических лиц

Да, с течением времени процедура банкротства модернизируется — снизилась сумма госпошлины за подачу документов в суд, увеличился гонорар финансового управляющего, суды стали признавать банкротами тех граждан, у которых нет никакого имущества. Закон «О банкротстве» — это живой организм, изменения в который пишет судебная практика и сама жизнь.

На данный момент подготовлен законопроект о кардинальном изменении процедуры банкротства для физических и юридических лиц. Правда, изменения касаются больше юрлиц, но и для физиков в них есть новости.

Вот несколько изменений, с которыми вскоре могут столкнуться должники:

  • будет изменен порядок назначения управляющих, которые являются обязательными участниками банкротных дел в арбитраже;
  • власти планируют изменить правила очередности кредиторов (прежде всего, ожидается переход на систему из 7 очередей требований);
  • изменения коснутся правил реализации имущества, размера вознаграждения для управляющего.

Отметим еще раз, что предлагаемые изменения для банкротства физических лиц не столь значительны, как для должников-организаций. Также не сильно изменится положение должников-предпринимателей, так как они банкротятся почти по тем же правилам, что и физические лица.

Важные поправки планируются в процедуру внесудебного банкротства. Минэкономразвития предложило увеличить максимальную сумму обязательств, при которых граждане смогут банкротиться через МФЦ — с 500 000 рублей до 1 000 000 рублей. При этом из 1 млн.

рублей не более 500 000 рублей должна составлять задолженность по обязательным платежам (например, налоги), тогда как размер остальных обязательств может быть в пределах от 50 до 500 тыс. руб.

Это существенно расширит количество должников, которым смогут воспользоваться упрощенным банкротством.

Не поддавайтесь на провокации и не верьте сплетням из Интернета! Банкротство физ лиц — это законный способ списать неподъемные долги. Если у вас есть вопросы — обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Изменение режима моратория на банкротство. Анализ ожидаемых поправок в Закон о банкротстве

18.04.2020

1 апреля 2020 года вступила в силу новая статья 9.1. Закон о банкротстве[1], которая наделила Правительство РФ правом вводить мораторий на банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и определять срок действия моратория.

3 апреля 2020 года Правительство РФ ввело мораторий на банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чей бизнес пострадал от пандемии коронавируса COVID-19[2]. К таким относятся компании и индивидуальные предприниматели, работающие в девяти сферах экономики:

  • авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;
  • культура, организация досуга и развлечений;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  • гостиничный бизнес;
  • деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;
  • деятельность по организации конференций и выставок;
    • деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)[3].
    • Мораторий вступил в силу 6 апреля 2020 года[4] и действует до 6 октября 2020 года.
    • Правительство РФ вправе расширять круг лиц, на которые распространяется мораторий и изменять, в том числе продлевать срок действия моратория.
    • Новеллы вызвали многочисленные вопросы у бизнеса и юристов.

    17 апреля 2020 года Государственная дума РФ во втором чтении приняла законопроект[5], которым должны быть внесены изменения в ст. 9.1 Закона о банкротстве.

§I. Почему в режим моратория на банкротство уже вносятся изменения, если он только недавно введен?

Текущая редакция новой статьи 9.

1 Закона о банкротстве, устанавливающая особенности моратория на банкротство, содержит ряд положений, которые существенно ограничили текущую хозяйственную деятельность компаний и индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется мораторий, и в перспективе могут ухудшить финансовое положение как самих компаний и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от карантина, так и их контрагентов.

В частности, в Законе о банкротстве теперь есть правило, по которому сделка, совершенная в период моратория, может быть признана ничтожной, если:

  • стороной такой сделки является компания, на которую распространяется мораторий;
  • такая сделка совершена в период с 06 апреля 2020 по 06 октября 2020 включительно (период действия моратория);
  • сделка выходит за рамки обычной хозяйственной деятельности, т.е. является нетипичной для компании, подпадающей под мораторий;
  • цена сделки превышает 1 % от балансовой стоимости активов компании по состоянию на конец 1-го квартала 2020 года (последний отчетный период на дату введения моратория);
  • компания, попавшая под мораторий и совершившая такую сделку, обанкротилась – дело о банкротстве такой компании возбуждено в период до 07 января 2021 года включительно (в течение 3-х месяцев после прекращения моратория)[6].

    Данное нововведение фактически парализовало хозяйственную деятельность предпринимателей, попавших под действие моратория, отрезав им возможность привлечь финансирование для восстановления платежеспособности.

    В Законе о банкротстве уже существуют нормы, которые позволяют кредиторам оспаривать сделки. В отличие от этих норм, которые требуют от оспаривающих сделку лиц соблюсти определенный стандарт доказывания (например, доказать осведомленность контрагента о предстоящем банкротстве должника), норма о ничтожности сделок является более жесткой, поскольку суду достаточно будет установить, что такие сделки совершены с нарушением закона, а именно, подпадают под указанные выше условия ничтожности. В этом случае, мы полагаем, что суд скорее всего не стал бы вникать в истинное финансовое положение компании, совершившей такую сделку, и не стал бы устанавливать причинно-следственную связь между сделкой и банкротством компании, ее совершившей.

    Очевидно, что компания, попавшая под действие моратория, но не испытывающая финансовых затруднений или, наоборот, нуждающаяся в срочном финансировании для продолжения своей деятельности, не должна сталкиваться с неоправданными в отношении нее ограничениями или непреодолимым препятствием к получению необходимого финансирования.

  1. Отмена ничтожности сделок, совершенных в период моратория
  2. В случае принятия поправок (мы оцениваем такую вероятность как высокую), норма о ничтожности сделок, которые выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности и превышают 1% от балансовой стоимости активов компании, попавшей под мораторий, из действующей редакции Закона о банкротстве будет исключена.
  3. Право отказаться от моратория на банкротство

Также ожидается, что компании, на которые распространяется действие моратория, смогут отказаться от его применения.

Для этого будет необходимо опубликовать сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). После этого к таким компаниям последствия и ограничения моратория применяться не будут.

О преимуществах и недостатках отказа от моратория на банкротство см. пункт 3 ниже.

При этом в законопроекте отдельно указано, что в случае если Правительство РФ продлит действие моратория, то сообщения компаний о неприменении к ним моратория, опубликованные в ЕФРСБ до момента такого продления, утрачивают силу.

Таким образом, предприниматели, в зависимости от финансового состояния их бизнеса, смогут либо повторно опубликовать сообщение в ЕФРСБ о неприменении к ним моратория, либо воспользоваться им для того, чтобы получить временный иммунитет от угрозы банкротства.

§II. Означает ли это, что сделки с компаниями, попавшими под мораторий, теперь нельзя признать ничтожными, если они совершены за рамками обычной хозяйственной деятельности и превышают 1% от стоимости активов?

  • Сделки, совершенные в период действия моратория
  • До тех пор, пока законопроект не будет принят в окончательной редакции и не вступит в силу, норма о ничтожности сделок, совершенных в период моратория, является действующей, и такой риск сохраняется.
  • Сделки, совершенные в период действия моратория до даты (в случае) вступления в силу поправок

Законопроект содержит указание на то, что сделки, совершенные в период между датой введения моратория и датой вступления в силу поправок, не будут признаваться ничтожными.

Таким образом, если Законопроект будет принят в текущей редакции, то риск признания таких сделок ничтожными нивелируется.

Сделки, совершенные до 05 апреля 2020 года (включительно)

Статья 9.1 Закона о банкротстве в действующей редакции или в (предполагаемо) измененной редакции не распространяется на сделки, которые совершены до введения моратория.

То есть сделки, совершенные до 05 апреля 2020 года включительно, по нашему мнению, не могут признаваться ничтожными на основании данной статьи, и в случае банкротства могут оспариваться на основании статей 61.2, 61.

3 Закона о банкротстве и статей 10, 168 Гражданского кодекса РФ.

§III. Какие последствия отказа от действия моратория в отношении моей компании?

Мораторий на банкротство накладывает ряд ограничений как на возможности кредиторов, так и на деятельность компаний, на которые мораторий распространяется. В отношении таких компаний действуют ограничения, применяемые к должникам в процедуре наблюдения.

Таким образом, отказ от действия моратория имеет ряд преимуществ и недостатков. Такое решение должно приниматься менеджментом, исходя из текущего и прогнозируемого финансового состояния компании.

Преимущества

  • компания сможет выплачивать дивиденды, распределять прибыль между участниками;
  • участники смогут свободно выходить из бизнеса и требовать выплату действительной стоимости доли в уставном капитале;
  • ограничения на выкуп размещенных акций не действует;
  • период оспаривания подозрительных сделок, сделок с предпочтением будет отсчитываться с даты возбуждения дела о банкротстве, а не с даты введения моратория;
  • компания сможет производить зачет взаимных встречных требований;
  • собственники имущества унитарного предприятия могут изымать это имущество без ограничений.

    Недостатки

  • кредиторы могут подавать заявления о признании должника банкротом в любое время при наличии ряда обязательных условий (задолженность более 300 тыс. руб., просрочка исполнения обязательств более 3-х месяцев, наличие судебного акта о взыскании задолженности[7], опубликованное намерение обратиться с заявлением о банкротстве и т.д.);
  • кредиторы смогут начислять неустойку за просрочку исполнения обязательств по договорам;
  • исполнительные производства не будут приостанавливаться на период действия моратория;
  • кредиторы смогут обращать взыскание на заложенное имущество без ограничений в судебном и внесудебном порядке;
  • генеральный директор будет обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве его компании в течение месяца после появления признаков объективного банкротства. Неисполнение этой обязанности влечет риск субсидиарной ответственности. Для генеральных директоров компаний, в отношении которых мораторий будет действовать, эта обязанность временно приостановлена[8];
  • на компанию не будет распространяться упрощенный порядок заключения мирового соглашения в банкротстве.

§IV. В связи с введением моратория изменились ли риски признания недействительными подозрительных сделок, сделок с предпочтением?

  1. Мы считаем, что риски оспаривания подозрительных сделок, а также сделок с предпочтением в целом не изменились, и кредиторы должны будут соблюдать тот стандарт доказывания для оспаривания таких сделок, который уже сформировался в судебной практике.

  2. Однако для оспаривания сделок, совершенных компаниями, в отношении которых действует мораторий, будет действовать увеличенный период подозрительности[9].
  3. Проиллюстрируем ожидаемое применение этой нормы на практике на примере сделки, совершенной при неравноценном встречном исполнении[10].
  4. По общему правилу, такая сделка может быть признана судом недействительной, если она совершена в течение года до даты возбуждения дела о банкротстве.

    Таким образом, в обычной

  5. ситуации, если дело о банкротстве возбуждается, к примеру, 1 июня 2020 года, то в группу риска попадут сделки, совершенные в период с 1 июня 2019 года по 1 июня 2020 года.

Для оспаривания сделок компаний, на которых распространяется мораторий, этот срок будет отсчитываться не с даты возбуждения дела о банкротстве, а с 6 апреля 2020 года (дата введения моратория), и будет включать в себя весь период его действия. В группу риска попадут сделки, совершенные в период с 6 апреля 2019 года по до 6 октября 2020 года (включительно). Если срок действия моратория будет увеличен, то и период подозрительности с большой вероятностью также увеличиться.

Это правило будет действовать в отношении тех дел о банкротстве, которые будут возбуждены в течение трех месяцев после прекращения действия моратория, то есть (если срок действия моратория не изменится) в период с 7 октября 2020 года по 7 января 2020 года (включительно).

Мы продолжаем внимательно следить за развитием событий в сфере законодательства о банкротстве и будем информировать обо всех ключевых изменениях, которые могут отразиться на текущей и будущей деятельности предпринимателей.

[1] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий