Налоговая начала процедуру банкротства

В этой статье:

Рекомендуем!  Как провести банкротство ООО?
Содержание
  1. Налоговая подала на банкротство что делать
  2. Растущий налоговый долг
  3. Какие действия предпринять если налоговая подала на банкротство
  4. Банкротство юридического лица по инициативе федеральной налоговой службы
  5. Банкротство предприятия по заявлению налогового органа
  6. Четвертый миф
  7. Что делать если возникли долги перед налоговой
  8. Процедура банкротства ООО с задолженности ми в 2018 г.У
  9. Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва
  10. Вероятность налоговой проверки при несостоятельности предприятия
  11. Сроки проверки ФНС
  12. Порядок налогового контроля при банкротстве
  13. Камеральная налоговая проверка при банкротстве
  14. Выездная ревизия налоговой при несостоятельности
  15. Контроль ФНС при банкротстве ООО
  16. Налоговая проверка при банкротстве ИП
  17. Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы
  18. Банкротство предприятия по заявлению налогового органа
  19. Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего
  20. Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика
  21. налоговая начала процедуру банкротства
  22. Что такое процедура банкротства юридического лица
  23. Для чего необходима кредитору
  24. Что дает должнику
  25. Признаки банкротства предприятия
  26. Порядок банкротства юридического лица
  27. Кто может начать процедуру
  28. Подача искового заявления в суд
  29. Перечень необходимых документов
  30. Стадии банкротства юридического лица
  31. Процедура наблюдения
  32. Санация – финансовое оздоровление предприятия
  33. Способы восстановления платежеспособности
  34. Внешнее управление
  35. Функции внешнего управляющего
  36. Конкурсное производство при банкротстве юридического лица
  37. Проведение торгов
  38. Мировое соглашение
  39. Наказание за доведение предприятия до банкротства
  40. Последствия банкротства юридического лица
  41. Ответственность учредителя
  42. Последствия для директора
  43. Что такое субсидиарная ответственность
  44. Сколько длится процедура банкротства юридического лица
  45. Кто должен возместить расходы на процедуру банкротства организации-должника, если её инициатором выступила налоговая?
  46. О возмещении расходов на процедуру банкротства
  47. Об обязанности обратиться с заявлением в суд
  48. О формальной реализации функции уполномоченного органа
  49. Об обоснованности возбуждения кредитором дела о банкротстве
  50. О том, что неисполнение обязанностей не влечёт неизбежных расходов уполномоченного органа
  51. ИТОГО
Рекомендуем!  Банкротство муниципального казенного предприятия

Налоговая подала на банкротство что делать

Налоговая начала процедуру банкротства

Налоговая подала на банкротство что делать

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

— А можно ли ходатайствовать в суде о переносе рассмотрения заявления инспекции, если в последнее время компания рассчитывает изыскать средства для погашения задолженности?

Если по концепции будет разумеется, что отложение подачи заявления может содействовать погашению задолженности , непременно, такое решение будет принято. В неприятном случае формальные признаки наличия оснований не станут препятствием для подачи заявления.

Растущий налоговый долг

Учитываются ли при определении суммы задолженности, достаточной для начала процедуры банкротства, штрафы и пени?

При инициировании банкротства людей таковой обязанности у налогового органа нет. Так что фонды и органы власти обычно сами выслеживают сведения о том, что в отношении гр-н а-должника введена процедура банкротства. Узнав об этом, они направляют документы (материалы) о наличии задолженности в налоговые органы для того, чтоб потом включить ее в общий реестр требований и предъявить должнику.

Какие действия предпринять если налоговая подала на банкротство

Учитываются ли при определении суммы задолженности, достаточной для начала процедуры банкротства, штрафы и пени? Д.Ю.

Если неотклонимые платежи взыскивают в судебном порядке, то право подать заявление о банкротстве появляется у ФНС РФчерез 30 дней после вступления в силу решения суда.

Банкротство юридического лица по инициативе федеральной налоговой службы

— по требованиям об уплате неотклонимых платежей — документы (материалы), подтверждающие воплощение должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превосходит сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате неотклонимых платежей, также график погашения задолженности по требованиям об уплате неотклонимых платежей и требованиям Русской Федерации по валютным обязанностям.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

— по требованиям Русской Федерации по валютным обязанностям — заверенная арбитражным трибуналом ксерокопия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки либо рассрочки их выполнения;

На сколько можно отсрочить и какие вероятные размеры частей могут принять трибуналом?

Какие варианты обязанностей могут быть по мировому соглашению?

2-ая. Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т. Е. Увидит ликвидное имущество, или управляющий должника либо собственник имущества (активов) совершит деяния, направленные на создание критерий для погашения задолженности и т. Д.

ФНС РФне будет инициировать функцию банкротства, если у должника недостаточно имущества (активов) для погашения налоговых обязанностей.

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

Беря во внимание, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по безосновательной налоговой выг.Е, то дальше я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.

В статье я желал бы обсудить права, обязанности и способности компаний по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование лишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и вербованию по этим обязанностям физических лиц, контролирующих деятельность организаций.

Четвертый миф

Это 1-ое заблуждение, связанное с банкротством.

Ну, скажите вы, тут вмешались правоохранительные органы, и эта ситуация нетипична.

Что делать если возникли долги перед налоговой

Свою задолженность по налогам каждый желающий может уточнить на особом сервисе ФНС Русской Федерации. Не считая того, информация

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

о просрочках доступна на веб-сайте гос.Услуг.

Предприятие может быть признано неспособным закрыть долговые требования кредиторов, если неотклонимые выплаты не осуществлялись в протяжении 3-х месяцев с момента последнего срока погашения.
Дело о банкротстве возбуждается только судебной инстанцией, при условии что итоговая сумма долгов юрлица составляет более 100 тыщ р. , или имеются другие признаки банкротства , которые оговариваются в статье 3 Закона о Банкротстве.

Процедура банкротства ООО с задолженности ми в 2018 г.У

Отдельные положения, которые посодействуют разобраться в этой теме, стоит находить и в Штатском кодексе РФ(например, ст. 65).

Ясное дело, что процесс непростой и долгий. И по этой причине принципиально осознавать, какие этапы вас ждут, как приготовиться и действовать.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Банкротство позволяет компании с наименьшими издержками решить бизнес-проблемы и, в частности, служит хорошим способом избавиться от проверки со стороны налоговиков. Ведь инициация процедур банкротства зачастую отбивает у налоговых органов желание проверять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, ведь шансы взыскания недоимки не превышают и 5%.

Но не всем компаниям выпадает возможность спокойно обанкротиться, не привлекая излишнего внимания со стороны контролирующих инстанций. Ведь действующее законодательство (ФЗ о несостоятельности и Налоговый кодекс) не содержат никаких запретов на инициацию в отношении юрлица ревизии. На практике вероятность назначения налоговой проверки при банкротсве зависит от комплекса факторов.

Вероятность налоговой проверки при несостоятельности предприятия

Рассмотрение в арбитражном суде ходатайства юридического лица или его кредиторов о признании компании банкротом зачастую снижает заинтересованность ФНС в проверках. Это связано с рядом причин:

  1. Низкая вероятность взыскания денежных средств (налоговые сборы входят в число кредиторских требований третьей очереди, до их погашения в ходе банкротства дело доходит редко).
  2. Невозможность налоговиков влиять на процедуру банкротства через участие в кредиторских собраниях (зачастую сроки ревизии не позволяют им стать полноправными участниками процедуры).
  3. Требования налоговиков зачастую не попадают в кредиторский реестр при банкротсве, что фактически сводит к нулю вероятность их удовлетворения (из-за длительных сроков самой ревизии, затягивания сроков обнародования и обжалования актов о взыскании недоимок инспекторы не успевают заявить о своих денежных требований до закрытия реестра).
  4. Начисление налоговых санкций и пени существенно ухудшает статистику налоговиков, в чем они не заинтересованы (например, такие показатели как собираемость налогов и сборов по Инспекции).

Именно из-за вышеизложенных причин налоговики, хоть и включают предприятие-потенциального банкрота в план проверок, но затем его благополучно исключают. Но это применимо к завершающей стадии банкротства, такой как конкурсное производство. Если же предприяте продолжает функционировать (находится на стадиях наблюдения, управления или на процедуре финансового оздоровления), сдавать декларации и уплачивать налоги, то камеральные проверки продолжат проводиться.

Если у юрлица на момент объявления о банкротстве образовалась солидная налоговая задолженность, то, вероятно, налоговики воспользуются своим правом и инициируют ревизию. В противном случае, вряд ли стоит ожидать их активизации.

Вероятность визита Федеральной Налоговой Службы можно снизить, выбрав альтернативный способ ликвидации – реорганизацию  компании.

Сроки проверки ФНС

Согласно действующему законодательству сроки налоговой проверки при банкротстве длятся не более 2-х месяцев (в исключительных случаях – до 3 месяцев). Но на практике этот период зачастую увеличивается, так как обычно процедура приостанавливается на определенный период, не включенный в отведенные два месяца.

После указанного двухмесячного срока у налоговых проверяющих будет еще два месяца для составления акта выездной проверки. Данный документ передается на ознакомление налогоплательщику и на процесс обжалования и рассмотрения возражений может уйти еще два месяца.

Таким образом, от момента начала налоговой проверки при банкротстве до вступления в силу решения о взыскании задолженности может пройти не менее полугода, но чаще и гораздо дольше.

Между тем, чтобы ФНС смогла принять участие в кредиторском собрании и повлиять на важнейшие вопросы процедуры банкротства (в частности, на выбор управляющего или введении той или иной процедуры), то она должна заявить о включении своих требований в реестр в течение месяца после появления в СМИ первой публикации о банкротстве. Но в том случае, когда налоговая проверка банкрота началась уже после старта процесса несостоятельности, то налоговики обычно не успевают с включением в реестр.

Порядок налогового контроля при банкротстве

Налоговая проверка при банкротстве проводится в штатном режиме. Порядок ее проведения установлен в НК РФ (ст.88). Для ее начала не нужно получать какое-либо разрешение от руководителя Федеральной Налоговой Службы или же самого налогоплательщика.

Если речь идет о камеральной проверке, то уведомлять налогоплательщика не требуется. В ходе проверки анализируются представленные в ФНС декларации и бухгалтерские балансы.

В случае обнаружения в них несоответствий инспектора направляют требования о представлении пояснений или предъявлении дополнительных документов должнику.

Например, если компания претендует на льготы, было заявлено НДС к возмещению и пр. Такие требования инспекторов должны быть удовлетворены в течение 5 дней после получения представителем юридического лица уведомления из инспекции.

В ходе налоговой проверки при процедуре несостоятельности могут привлекаться эксперты и свидетели, запрашиваться подтверждающая документация у контрагентов предприятия.

Представители юрлица могут и вовсе не узнать о том, что в отношении них проводилась проверка, когда не будет выявлено никаких расхождений или несоответствий. Никаких сообщений и уведомлений о результатах проверки не предусмотрено.

Если были выявлены нарушения, налогоплательщик получит соответствующий акт с результатами.

Камеральная налоговая проверка при банкротстве

Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие. При такой проверки анализируется имеющаяся в распоряжении ФНС документация по налогоплательщику и при необходимости делается запрос

Шанс на решение об отмене камеральной проверки возрастает при соблюдении следующих условий:

  • юрлицо ответственно подходило к вопросу сдачи отчетности и сдавала ее в положенные сроки;
  • у компании отсутствовали дебиторы и кредиторы;
  • юрлицо сдавало нулевые балансы;
  • у общества единственный учредитель;
  • несостоятельная организация не вела деятельность последние три года.

Выездная ревизия налоговой при несостоятельности

В законодательстве нет такого понятия как выездная проверка, но обычно она подразумевает ревизию непосредственно на территории юридического лица. Такая проверка может начаться только с разрешения руководителя инспекции.

Руководитель банкротящегося предприятия или назначенный арбитражный управляющий обязан предоставить проверяющим специальное помещение, не препятствовать исполнению ими своих обязанностей, проводить осмотры и опрашивать свидетелей, знакомиться с документацией и пр. У руководителя также есть не только обязанности, но и права на обеспечение участия понятых при выемке документов и осмотре.

Что происходит с проверкой, если в ее ходе юридическое лицо решило объявить о своем банкротстве? Тогда она завершиться в штатном режиме, но о своих требованиях инспектора могут заявить только с учетом специфики процедуры банкротства компании (т.е. путем их включения в реестр или заявлении о недоимке за пределами реестра).

Контроль ФНС при банкротстве ООО

При банкротстве ООО налоговая проверка может производиться как в выездном, так и штатном режиме. В ходе банкротства обычно отстраняется руководящий состав компании и все полномочия переходят к временному управляющему. В такой ситуации все требования налоговиков о запросе дополнительных сведений должны проводиться через назначенного судом арбитражного управляющего. Сами представители органов управления могут привлекаться в качестве свидетелей.

Казалось бы, по результатам процедуры банкротства компании все долговые обязательства компании аннулируются, а долги по налогам подлежат списанию. И даже если налоговики при ревизии выявят нарушения, но денег на удовлетворение требований перед бюджетом у компании не останется (размер конкурсной массы получится меньше, чем вся задолженность перед кредиторами), то будет считаться, что они погашены.

Но в некоторых ситуациях возможно привлечение к субсидиарной ответственности руководителей компании-банкрота. Ведь уклонение от уплаты налогов в России относится к уголовным деяниям. Кратко процедура привлечения к ответственности руководства будет выглядеть так:

  1. По результатам налоговой проверки при банкротсве составляется акт и принимается решение о доначислении налогов и привлечении уполномоченных лиц к ответственности.
  2. Вступление принятого решения в законную силу и направление лицу требования об уплате налогов.
  3. Неисполнение требования руководством в течение двух месяцев.
  4. Направление материалов инспекторами в ОВД и принятие решение о возбуждении/отказа в возбуждении уголовного дела.

Налоговая проверка при банкротстве ИП

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

В рядовой ситуации все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Но в случае с закрытием через банкротство последствия для индивидуального предпринимателя аналогичны тем, которые предусмотрены для юридических лиц: их задолженность перед бюджетом списывается.

Проверка может проводиться налоговиками в течение 3 лет после закрытия ИП. И тогда все недоимки в виде налогов и пени будут переложены на предпринимателя как физическое лицо. Это не мешает объявить бывшему бизнесмену о своем банкротстве уже после своего закрытия.

Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы

По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко. В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику. Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.

В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему.

Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота.

Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

В статье я хотел бы обсудить права, обязанности и возможности предприятий по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование излишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и привлечению по этим обязательствам физических лиц, контролирующих деятельность организаций.

Как я уже указал, алгоритм действий у налоговых органов един (даже обосновывающие доказательства и доводы в достаточной мере схожи):

  • инициирование выездной (в некоторых случаях, камеральной) проверки, работа исключительно над «неблагонадежными контрагентами», о которой я подробно писал в статье “Необоснованная налоговая выгода и привлечение к ответственности” (поиск массовых руководителей, учредителей, адресов; анализ банковских выписок на предмет существа платежей; допросы генеральных директоров контрагентов и др.)
  • вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по обязательным платежам и утверждение этого решения апелляционной инстанцией – УФНС;
  • выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
  • подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.

Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего

Учитывая, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде, то далее я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.

Поскольку НК РФ указывает на вступление решения инспекции в законную силу после утверждения УФНС (в качестве апелляционной инстанции), то, в случае его дальнейшего оспаривания в судебном порядке, не требуется дожидаться решения арбитражного суда. По этой причине, важно реализовывать свои права своевременно: обращаться в арбитражный суд незамедлительно, после получения решения УФНС по апелляционной жалобе налогоплательщика и подавать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Тем не менее, налоговый орган инициирует процедуру банкротства предприятия. Насколько известно юристам по банкротству, дальнейшей процедурой будет руководить тот арбитражный управляющий, кандидатура которого была представлена в арбитраж заявителем: кредитором или уполномоченным органом.

Безусловно, существует ряд арбитражных управляющих, негласно аккредитованных при государственных структурах, которые сотрудничают с ними на взаимовыгодных началах. По результатам проведения наблюдения, арбитражный управляющий обязан составить два документа: анализ финансового состояния должника и заключение о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Вероятность, что у налогоплательщика-банкрота найдутся признаки недобросовестного поведения в виде попытки получения необоснованной налоговой выгоды, очень высока в таком случае.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика

Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.

Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.

налоговая начала процедуру банкротства

Низкая эффективность управления, кризисные проявления в экономике, изменения налогового законодательства приводят к невозможности выполнять свои обязательства по взаиморасчетам с другими фирмами или бюджетом многим предприятиям. Если улучшения не происходят три месяца, появляется возможность собственникам предприятия или кредиторам обратиться с заявлением в суд для запуска процедуры банкротства юридического лица. Подобные дела рассматривают арбитражные суды. Если суд признает факты о несостоятельности должника законными, начинается процесс банкротства.

Что такое процедура банкротства юридического лица

Причинами неплатежеспособности предприятия могут быть внешние факторы и ошибки в управлении. Процедура банкротства юридического лица – это последовательность процессов, призванных оздоровить финансовую ситуацию, найти денежные средства для удовлетворения требований кредиторов. Начать эти действия в отношении должника имеет возможность только арбитражный суд по заявлению собственника или уполномоченного им лица, кредитора или группы кредиторов, налоговых органов. Этот процесс сложнее банкротства физического лица.

Для чего необходима кредитору

Когда у фирмы появляется злостный должник, не оплачивающий долги по договорным обязательствам, единственным законным способом решения этой проблемы является выставление претензии по оплате. Если данное требование не выполняется в течение трех месяцев, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд для введения процедуры банкротства юридического лица. Это необходимо, поскольку никто, кроме собственника предприятия или руководителей, не знает о наличии денежных средств на расчетных счетах, о всех активах, полном перечне долговых обязательств.

Что дает должнику

Если долговые денежные обязательства предприятия по любой причине резко вырастают и превышают возможности, должник имеет шанс объявить о решении добровольно. Это выгодно потому, что:

  • останавливается начисление штрафов, пеней за несвоевременную оплату;
  • судом будет назначен независимый арбитражный управляющий;
  • на период оздоровления вводится мораторий на любые действия с имуществом должника;
  • будет принят план восстановления платежеспособности.

Признаки банкротства предприятия

Регулирование всех вопросов несостоятельности производится согласно Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2015г № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По статье 3 этого закона признаками банкротства юридического лица является наличие задолженности не менее 100 тысяч рублей по финансовым обязательствам в течение срока более 3 месяцев при признании судом факта несостоятельности юрлица выполнить свои кредитные обязательства. Статья 65 ГК РФ запрещает данную процедуру для казенных предприятий, религиозных объединений и политических партий.

В понятие несостоятельности входит задолженность перед юрлицами, банками, госорганами, физлицами, субъектами бизнеса. Одним из признаков несостоятельности является задолженность перед своими работниками по заработной плате. Специализирующиеся на сопровождении банкротства юристы рекомендуют добровольное банкротство как способ вывести бизнес из затруднительного положения. При этом возможен объективный финансовый анализ, упрощенная процедура, назначение лояльных управляющих на всех этапах, справедливая оценка стоимости активов.

Порядок банкротства юридического лица

Любые внешние воздействия на бизнес затрагивают интересы работников, руководителей, их семьи. Начинается процедура банкротства предприятия с подачи заявления в Арбитражный суд, затем следуют: рассмотрение, судебное разбирательство, утверждение заявления и начало процесса признания несостоятельности должника. Для выполнения всех судебных процедур, быстрой отработки судебных решений и инструкций необходимо привлечь коммерческие компании, специализирующиеся на услугах юридического сопровождения процессов несостоятельности.

Кто может начать процедуру

По Федеральному закону № 296 от 30 декабря 2008 года инициаторами несостоятельности и обладателями права подать заявление в Арбитражный суд о признании юрлица банкротом могут кредиторы, сам должник, уполномоченные органы власти. Кредиторами могут быть банки, инвесторы, другие юридические и физические лица. К уполномоченным органам власти относятся представители налоговых служб, которые возбуждают дело о несостоятельности по фактам нарушений налогового законодательства, неуплаты обязательных платежей, сборов.

Подача искового заявления в суд

Для быстрого и правильного инициирования процедуры несостоятельности необходимо оформить и подать заявление с пакетом документов. Если процесс инициирует сам должник, он предоставляет данные о размере долгов и перечень активов. Основные составляющие заявления о признании должника банкротом:

  • наименование суда;
  • требования кредиторов с указанием сумм долгов;
  • кандидатура на пост временного управляющего.

Перечень необходимых документов

К заявлению необходимо приложить оригиналы и копии обязательных документов:

  • учредительные документы;
  • требования кредиторов и суммы долгов;
  • баланс, данные бухгалтерского учета, налоговые отчеты за последний налоговый период;
  • документ, подтверждающий права подавать заявление;
  • перечень активов должника;
  • оценку имущества должника.

Стадии банкротства юридического лица

По закону процедура банкротства юрлица включает:

  • процедуру наблюдения;
  • финансовое оздоровление предприятия (санацию);
  • внешнее управление;
  • мировое соглашение;
  • конкурсное производство при банкротстве юридического лица;
  • проведение торгов.

Процедура наблюдения

Для обеспечения сохранности имущества, активов предприятия этапы банкротства юридического лица включают процедуру наблюдения. Судом назначается временный управляющий, который должен оценить финансовое состояние должника, провести первое собрание кредиторов. Составляется реестр долгов и регистрация требований кредиторов. Процедура наблюдения при банкротстве не меняет внутренний порядок работы предприятия. На этапе наблюдения вводятся ограничения некоторых прав руководства и учредителей – запрещается создавать филиалы, реорганизовывать бизнес.

Санация – финансовое оздоровление предприятия

На этом этапе производится выполнение плана восстановления платежеспособности предприятия и погашения задолженности согласно графику, утвержденному общим собранием кредиторов. Руководит этими мероприятиями официально назначенный судом административный управляющий, без согласования с которым нельзя проводить сделки, составляющие сумму более 5% от кредиторской задолженности. Если по результатам санации предприятия происходит погашение задолженности перед кредиторами, арбитражным судом прекращается дело.

Способы восстановления платежеспособности

Для восстановления платежеспособности предприятия, которое в результате действий своего руководства или иных внешних факторов попало в состояние несостоятельности, процедура банкротства юридического лица содержит несколько этапов, реализуемых с применением внешнего управления. Для этой цели арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который получает права руководителя. Внешний управляющий обязан предпринять комплекс мер для вывода предприятия из сложной ситуации.

Внешнее управление

На стадии внешнего управления вместо генерального директора и управляющих структур в качестве руководителя должника начинает работать и полностью контролировать все аспекты деятельности внешний управляющий. На этот период вводится мораторий на выплаты долгов, штрафов, пеней всем кредиторам. Продолжительность этого этапа составляет 18 месяцев, но по решению арбитражного суда этот срок может быть увеличен.

Функции внешнего управляющего

обязанность внешнего управляющего – организация мер по восстановлению платежеспособности должника. При внешнем управлении могут закрываться убыточные подразделения, продаваться имущество, производиться перепрофилирование его деятельности. Несостоятельность часто возникает у цепочки предприятий, работающих в замкнутом цикле по вине конечного потребителя продукции. К примеру, шахта поставляет уголь на коксохимический завод, а тот кокс на металлургический завод. При несостоятельности метзавода возникают проблемы у всех предприятий этой цепи.

Конкурсное производство при банкротстве юридического лица

Завершающей стадией процедуры банкротства предприятия является конкурсное производство. Необходимость его осуществления возникает, если всеми предыдущими действиями не удалось оздоровить финансовую составляющую работы юрлица. Как и другие кардинальные решения, это принимается только Арбитражным судом. Фактически это означает признание предприятия банкротом. В рамках конкурсного производства происходит ликвидация юрлица и реализация его активов, имущества для погашения долгов перед кредиторами. Срок этого этапа – 6 месяцев.

Проведение торгов

В завершении конкурсного производства проводятся торги, на которые выставляется имущество и активы предприятия. Для этого конкурсный управляющий организовывает открытый аукцион. Принять участие в нем могут любые заинтересованные юрлица и граждане. По правилам аукциона собственником имущества станет тот, кто предложит наивысшую цену. Из выручки от аукциона происходит погашение долгов. Удовлетворение требований кредиторов производится по убыванию сумм задолженности. Первыми погашаются долги самых крупных кредиторов, затем – более мелких.

Мировое соглашение

Если на любом этапе процедуры банкротства организации решается вопрос с долгами, между должником и кредиторами подписывается мировое соглашение. Решение о нем принимается собранием кредиторов простым большинством . Суд подтверждает это решение и выносит окончательный вердикт о прекращении процедуры банкротства:

  • На этапе наблюдения мировое соглашение не требует согласования с временным управляющим.
  • При санации требуется согласование с административным управляющим.
  • При конкурсном производстве подписывать его имеет право только внешний управляющий.

Наказание за доведение предприятия до банкротства

При ущербе для кредиторов меньше 1,5 миллиона рублей к виновному применяются административная ответственность в виде штрафа 5-10 тысяч рублей или запрет занимать руководящие посты на срок 1-3 года. Статья 196 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за «умышленное доведение предприятия до банкротства». Условием уголовного преследования является нанесение преднамеренного ущерба размером более 1,5 миллиона рублей. При установлении фактов, что к банкротству привели внешние факторы, а не действия виновного, уголовное дело не возбуждается.

Уголовному преследованию при доказанном умышленном доведении до и фиктивном банкротстве подвергаются собственники, директор, временный управляющий предприятия или частный предприниматель. В качестве наказания УК РФ предусматривает:

  • выплату штрафа 200-500 тысяч рублей;
  • лишение виновного заработной платы за 3 года;
  • заключение в места лишения свободы на период до 6 лет.

Последствия банкротства юридического лица

Конкурсное производство заканчивается вынесением судом определения о банкротстве предприятия с записью в едином реестре. Этим подтверждается признание должника несостоятельным выполнять финансовые обязательства, начинаются ликвидационные процедуры. На основании этого решения юрлицо считается банкротом, в федеральном реестре юридических лиц ЕГРЮЛ делается запись о ликвидации юридического лица. Предприятие не только подлежит ликвидации, но ликвидируются его долги, происходит прекращение обязательств.

Ответственность учредителя

Если правоохранительным органам удастся установить связь между действиями учредителя или генерального директора с несостоятельностью по платежам кредиторам или любые действия, способные обанкротить предприятие, это подтвердит фиктивное или преднамеренное банкротство, а это уже уголовно наказуемое преступление. Его правовыми последствиями станет возбуждение уголовного дела, разбирательство в уголовном суде. Действия каждого из солидарных должников рассматриваются в индивидуальном порядке.

Последствия для директора

При долгах менее 1,5 миллиона рублей директор и другие должностные лица будут подвергнуты административному наказанию в виде штрафа до 10тысяч рублей, запрещению занимать руководящие должности в течение до 3 лет. При долгах более 1,5 миллиона рублей при наличии подозрений о виновности управляющего состава в доведении до банкротства, будет возбуждаться уголовное дело. В таком случае генеральному директору грозит тюремное заключение до 6 лет или высокие штрафные санкции до 500 тысяч рублей.

Что такое субсидиарная ответственность

При наступлении в процессе банкротства этапа конкурсного производства и проведения торгов может сложиться ситуация, при которой ликвидных активов и имущества предприятия не хватит для погашения всей задолженности перед кредиторами. В таком случае взыскание долга будет произведено из личного имущества управляющего состава фирмы. К нему относятся лица, которые могли за период 2 года до наступления банкротства оказывать влияние на принятие управленческих решений:

  • учредители;
  • генеральный директор;
  • лица, имеющие пакет 50% + 1 акция;
  • лица, юридически не связанные с фирмой, но оказывающие влияние на принятие управленческих решений.

Эта группа лиц носит название «солидарных должников» и для них устанавливается субсидиарная ответственность. Пунктом 2 статьи 325 ГК РФ данная норма определяется, как право требования одного из должников к другим при выполнении своих обязательств по оплате долгов. Если любой должник докажет непричастность к банкротству, арбитражный суд освободит его от субсидиарной ответственности.

Сколько длится процедура банкротства юридического лица

Для каждого этапа законодательно установлен период его действия. Для наблюдения он составляет 7 месяцев, для санации – 18 месяцев, конкурсного производства – 6 месяцев. Общая длительность процесса банкротства номинально составляет 2 года 7 месяцев. Учитывая тот факт, что каждый этап находится под контролем Арбитражного суда, его длительность может быть изменена, исходя из конкретной ситуации. Суд в состоянии принять решение об окончании процедуры банкротства на каждом этапе.

          ЗАДАТЬ ВОПРОС                     ЗАПРОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ          

Кто должен возместить расходы на процедуру банкротства организации-должника, если её инициатором выступила налоговая?

В 2009 году ФНС обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ООО ССК «СМУ-1» (далее – общество). У общества не было достаточно имущества, чтобы оплатить работу арбитражного управляющего. Управляющий обратился в суд и добился, чтобы возмещение расходов на проведение процедуры банкротства оплатила ФНС.

После этого налоговый орган обратился в суд общей юрисдикции с иском к бывшему гендиректору общества Н. о взыскании убытков. Суды удовлетворили требование налоговой.

Гендиректор Н. обратился с заявлением в Конституционный Суд о проверке конституционности ряда положений ГК РФ, НК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По мнению Н., они не соответствуют Конституции, так как позволяют взыскивать с руководителя организации-должника судебные расходы, понесенные налоговым органом, который инициировал процедуру банкротства.

О возмещении расходов на процедуру банкротства

Расходы на оплату процедуры банкротства и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему возмещаются за счет имущества организации -должника. Если имущества недостаточно, то расходы обязан погасить заявитель процедуры банкротства, в т.ч. уполномоченный орган (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 17 декабря 2009 года № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве»).

Об обязанности обратиться с заявлением в суд

Обязанность обратиться в суд с заявлением должника лежит на руководителе организации. Если руководитель эту обязанность не выполнил, а с заявлением о признании организации банкротом обратился уполномоченный орган, и на бюджет были возложены расходы по оплате процедур, то это может «создавать формальные предпосылки для привлечения к гражданско-правовой ответственности руководителя должника».

Однако сам по себе факт замещения должности руководителя организации-должника нельзя рассматривать как безусловное подтверждение его вины. При этом возникновение расходов у уполномоченного органа не может автоматически признаваться следствием противоправного поведения руководителя должника.

Нельзя всю ответственность за неподачу заявления должника возлагать исключительно на его руководителя.

О формальной реализации функции уполномоченного органа

Процедура банкротства не должна возбуждаться лишь для формальной реализации функции уполномоченного органа по обращению в суд с заявлением о признании организации банкротом. «Тем более недопустимо, когда расходы по делу о банкротстве возмещаются за счет бюджетных средств».

Об обоснованности возбуждения кредитором дела о банкротстве

Возбуждение дела о банкротстве кредитором (в том числе и уполномоченным органом) должника, исходя из общего смысла и предназначения этого правового инструмента, может быть признано обоснованным при наличии у кредитора достаточных причин полагать, что возбуждение дела приведет к положительному экономическому эффекту для него.

Заявитель дела о банкротстве несёт расходы, и, если у должника недостаточно средств, чтобы покрыть эти расходы, заявитель объективно заинтересован не допустить новых расходов, которые невозможно будет взыскать с должника. Поэтому уполномоченный орган имеет право, взвесив все обстоятельства, принять не только положительное (подать заявление в суд о признании должника банкротом), но и отрицательное решение (отказаться от подачи такого заявления).

О том, что неисполнение обязанностей не влечёт неизбежных расходов уполномоченного органа

Если руководитель должника не исполнил своих обязанностей по обращению в суд, то это само по себе не влечет неизбежных расходов уполномоченного органа.

Возникновение таких расходов связано с инициативностью уполномоченного органа (который не обязан во всех случаях обращаться в суд), адекватной оценкой им финансового состояния должника, а также с действиями и решениями других лиц, в т.ч. арбитражного управляющего.

Оценкой достаточности имущества должника должен заниматься не только заявитель по делу, но и арбитражный суд и арбитражный управляющий. Это необходимо для того, чтобы не допустить возникновения убытков, в том числе у бюджета страны.

Соответственно, возложение таких убытков в полном объеме на руководителя организации-должника, если они возникли (увеличились) из-за ненадлежащих действий (бездействия) других лиц, не отвечало бы критериям справедливости и соразмерности.

ИТОГО

Спорные нормы закона соответствуют Конституции. Судебные решения по делу Н. подлежат пересмотру.

14.03.2019

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий