Контролирующий орган в банкротстве

В этой статье:

Содержание
  1. Регулирующий орган в сфере несостоятельности (уполномоченный)
  2. Важные моменты
  3. Участники процесса
  4. Роль регулирующего органа в сфере несостоятельности
  5. Варианты надзора
  6. Государственная сторона
  7. Самостоятельность
  8. Правовой контроль
  9. Ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве
  10. К контролирующим должника лицам относятся:
  11. Ответственность контролирующего лица за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве
  12. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов
  13. Контролирующее должника лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности:
  14. Законодательство о банкротстве
  15. Особенности рассмотрения дела о банкротстве
  16. Система мероприятий, применяемых к должнику
  17. Контролирующий орган в банкротстве
  18. Государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль в сфере денежного оздоровления и банкротства
  19. Правовая база контролюных (надзорных) возможностей их отсутствие

Регулирующий орган в сфере несостоятельности (уполномоченный)

Контролирующий орган в банкротстве

Регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, основной задачей которого является выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере несостоятельности. Полномочия и порядок осуществления деятельности данного органа получили свое четкое законодательное регулирования.

Рекомендуем!  Очереди банкротство кредитной организации

Важные моменты

Полномочия всех государственных органов, в том числе и регулирующего органа в сфере банкротства, получили свое четкое законодательное закрепление.

В частности, регулирующий орган в сфере несостоятельности осуществляет следующие полномочия:

  • утверждение единой программы подготовки арбитражных управляющих, а также правил организации экзаменов;
  • утверждение федеральных стандартов;
  • осуществление контроля над деятельностью СРО арбитражных управляющих;
  • проведение проверок в СРО арбитражных управляющих в соответствии с законодательными требованиями;
  • предъявление искового заявления в суд с просьбой об исключении конкретного СРО арбитражных управляющих из реестра;
  • обращение в суд с просьбой о привлечении арбитражного управляющего к ответственности;
  • предоставление помощи и поддержи СРО арбитражных управляющих в процессе трансграничного банкротства;
  • ведение реестра СРО арбитражных управляющих и т. д.

Регулирующий орган осуществляет утверждение федеральных стандартов в течение 60 дней с момента представления данного стандарта. Если представленный стандарт не соответствует законодательным требованиям, то регулирующий орган составляет письменный мотивированный отказ в утверждении данного стандарта.

Утвержденный федеральный стандарт должен быть опубликован, а также размещен на официальном сайте регулирующего органа, а государственная регистрация утвержденных стандартов не требуется

Участники процесса

Законодательство о банкротстве предусматривает перечень участников данного процесса, а также регулирует порядок реализации их прав и законных интересов. В соответствии с действующим законодательством участником процедуры банкротства может также быть уполномоченный государственный орган.

Уполномоченный государственный орган – орган исполнительной власти, который наделен определенными полномочиями в сфере несостоятельности. Одним из уполномоченных органов является Федеральная налоговая служба.

Данный государственный орган наделен правом предъявления заявления о признании должника банкротом. При этом законодательство четко регулирует порядок и процесс предъявления подобного заявления.

В частности, налоговый орган может предъявить заявление в арбитражный суд только при наличии обязательства выплаты обязательных платежей (налогов, государственных пошлин и т. д.). Обязанность лица заплатить сумму обязательного платежа может быть предусмотрена решением соответствующего государственного органа (например, налогового или таможенного).

Если заявление о признании должника банкротом было предъявлено другим лицом, то налоговый орган предъявляет заявление о внесении требования в реестр. Соответственно, данный государственный орган является полноправным участником процедуры банкротства  и наделен всеми правами и обязанностями участников судопроизводства по делам о банкротстве.

Кроме налоговой службы в качестве уполномоченного государственного органа также выступает Министерство по экономическому развитию. На данный государственный орган возложена обязанность создания соответствующей нормативно-правовой базы.

Роль регулирующего органа в сфере несостоятельности

А какую роль играет регулирующий орган в сфере несостоятельности и как осуществляется надзор?

Варианты надзора

Давайте более подробно рассмотрим надзорные функции регулирующего органа в сфере несостоятельности и порядок их осуществления:

Название функции Порядок осуществления
Утверждение программы подготовки  и проведения экзаменов арбитражных управляющих В соответствии с действующим законодательством арбитражным управляющим может быть не каждый: для этого необходимо получить разрешение на осуществление данной деятельности, которая свидетельствует о достаточной квалификации арбитражного управляющего.
Утверждение федеральных стандартов Федеральные стандарты в сфере несостоятельности должны быть утверждены и опубликованы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Контроль над СРО арбитражный управляющих Регулирующий орган наделен возможность осуществления контроля за соответствием деятельности СРО требованиям  действующего законодательства. При этом регулирующий орган может также проводить проверки и предъявить иск  в суд об исключении СРО из реестра.
Предъявление иска о привлечении к ответственности Регулирующий орган также осуществляет надзор за деятельностью арбитражных управляющих и может предъявить иск о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.

Государственная сторона

Полномочия государственных органов в сфере несостоятельности получили свое четкое законодательное регулирование.

Анализ законодательных актов дает возможность выделить следующие группы государственных органов, которые наделены определенными полномочиями в сфере банкротства:

  • органы, которые разрабатывают и осуществляют государственную политику в данной сфере (например, Правительство РФ, Министерство экономического развития);
  • органы, которые наделены надзорными и контрольными полномочиями в данной сфере;
  • уполномоченные органы, которые наделены возможностью предъявления заявлений о признании должников банкротами (данные органы также принимают участие в процедуре банкротства или начинают дело о банкротстве).

При этом законодательство нашей страны предусматривает также определенные полномочия для органов исполнительной власти субъектов РФ, а также для органов местного самоуправления. Они также могут принимать участие в процедуре банкротства.

Правительство РФ имеет центральную роль в системе государственных органов которые участвуют в процессе банкротства. В частности, правительство разрабатывает государственную политику в данной сфере, а также осуществляет координацию и регулирование деятельности органов исполнительной власти в сфере банкротства.

Самостоятельность

Самостоятельность является провозглашенным законодательством принципом, применяемым в сфере банкротства. Учитывая данный принцип, создаются саморегулирующиеся организации арбитражных управляющих, которые объединяют их.

Законодательство предусматривает некоторые требования к СРО. Процесс их создания и осуществления деятельности находится под надзором регулирующего органа в сфере несостоятельности. При необходимости данный орган может предъявить иск в суд и прервать деятельность того или иного СРО.

Суть СРО арбитражных управляющих – их объединение и координация их деятельности. Чтобы стать арбитражным управляющий, необходимо быть членом того или иного СРО — обязательное законодательное требование.

Конечно, законодательной основной деятельности СРО является Закон о несостоятельности предприятий, который четко предусматривает правила деятельности арбитражных управляющих, процесс их назначения, порядок создания СРО и т.д.

Например, заявитель может указать кандидатуру арбитражного управляющего. Если он этого не сделал, то арбитражного управляющего по конкретному делу назначает СРО на основании соответствующего судебного решения.

Несмотря на наличие четкого законодательного регулирования, на практике возникают ряд проблем касательно деятельности СРО арбитражных управляющих. При этом изменению подлежит не только законодательное регулирование: также необходимо иметь определенную практику и опыт, который отсутствует в нашей стране. Именно из-за этого важную роль приобретает регулирующий орган, который осуществляет надзор за деятельностью СРО.

СРО может привлечь своего члена к ответственности за нарушение требований действующего законодательства

Правовой контроль

Действующее законодательство в сфере несостоятельности состоит из системы различных нормативно-правовых актов. При этом соответствующие нормы содержатся не только в ГК РФ, но и в законе о банкротстве и других нормативно-правовых актах.

Законодательство данной сферы можно охарактеризовать, как комплексное. Это обусловлено тем, что нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру несостоятельности, содержат нормы как публичного, так и частного права. Кроме того в законодательстве также содержатся материальные и процессуальные нормы.

Комплексное законодательство включает в себя правовые акты, которые носят как общий, так и специальный характер. Столь большое количество разных норм приводит к возникновению противоречий.

При возникновении проблем касательно применения той или иной правовой нормы необходимо учитывать порядок разрешения коллизий между нормами. Но не всегда это помогает.

Внешние факторы банкротства влияют на неплатежеспособность предприятия, когда внутри самой организации все может быть благополучно в финансовом плане.

Как проходит государственное регулирование отношений несостоятельности — читайте тут.

Возможно ли снизить свои расходы при банкротстве физических лиц при ипотеке — мы расскажем.

Именно поэтому столь важное значение приобретает деятельность соответствующего государственного органа, который разрабатывает нормативно-правовое регулирование несостоятельности. Только при правильном осуществлении полномочий данного органа, можно добиться определенных результатов.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве

С 1 сентября 2014 г. ст. 53.1 ГК РФ установлена ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.

Контролирующее должника лицо — физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (п. 1 ст. 61.10  Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

Указанное положение законодательства не исключает возможность привлечения контролирующего лица к иной ответственности за действия, совершенные за пределами указанного трехлетнего периода, например, к ответственности, предусмотренной законодательством о юридических лицах (ст. 53.1 ГК РФ, ст. 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д.).

К контролирующим должника лицам относятся:

  1. по общему правилу  — лицо, обладающее фактической возможностью давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ, п. 1 ст. 61.10 ФЗ о банкротстве).
  2. предполагается, пока не доказано иное:
    • если в качестве руководителя (единоличного исполнительного органа) должника выступает управляющая компания (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ) — как эта управляющая компания, так и ее руководитель;
    • участник корпорации, учредитель унитарной организации, если он и аффилированные с ним лица вправе распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций (долей, паев) должника, либо имеют в совокупности 50 и более процентов при принятии решений общим собранием, либо если их достаточно для назначения (избрания) руководителя должника;
    • руководитель, формально входящий в состав органов юридического лица, но не осуществлявший фактическое управление (номинальный руководитель, например, полностью передоверивший управление другому лицу на основании доверенности либо принимавший ключевые решения по указанию или при наличии явно выраженного согласия третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий — фактического руководителя);
    • лицо, которое извлекло выгоду из незаконного, в том числе недобросовестного, поведения руководителя должника (т.е. лицо, извлекшее существенную (относительно масштабов деятельности должника) выгоду в виде увеличения (сбережения) активов, которая не могла бы образоваться, если бы действия руководителя должника соответствовали закону, в том числе принципу добросовестности);
    •  выгодоприобретатель, извлекший существенные преимущества из такой системы организации предпринимательской деятельности, которая направлена на перераспределение (в том числе посредством недостоверного документооборота), совокупного дохода, получаемого от осуществления данной деятельности лицами, объединенными общим интересом (например, единым производственным и (или) сбытовым циклом), в пользу ряда этих лиц с одновременным аккумулированием на стороне должника основной долговой нагрузки.

Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» разъясняет, что при банкротстве юридического лица привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

При этом осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении и т.п.).

Суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника.

Если сделки, изменившие экономическую и (или) юридическую судьбу должника, заключены под влиянием лица, определившего существенные условия этих сделок, такое лицо подлежит признанию контролирующим должника.

Таким образом, само по себе участие в органах должника не свидетельствует о наличии статуса контролирующего его лица. Исключение из этого правила закреплено в подп. 1,2 п. 4 статьи 61.10 ФЗ о банкротстве, установивших круг лиц, в отношении которых действует опровержимая презумпция того, что именно они определяли действия должника.  

Лицо не может быть признано контролирующим должника только на том основании, что 

  • оно состояло в отношениях родства или свойства с членами органов должника, либо
  • ему были переданы полномочия на совершение от имени должника отдельных ординарных сделок, в том числе в рамках обычной хозяйственной деятельности, либо
  • оно замещало должности главного бухгалтера, финансового директора должника (п. 2 ст. 61.10 ФЗ о банкротстве).

Указанные лица могут быть признаны контролирующими должника на общих основаниях, в том числе с использованием предусмотренных законодательством о банкротстве презумпций, при этом учитываются преимущества, вытекающие из их положения.

Для целей применения специальных положений законодательства о субсидиарной ответственности, по общему правилу, учитывается контроль, имевший место в период, предшествующий фактическому возникновению признаков банкротства, независимо от того, скрывалось действительное финансовое состояние должника или нет, то есть принимается во внимание трехлетний период, предшествующий моменту, в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов (объективное банкротство). 

Если несколько контролирующих должника лиц действовали совместно, они несут субсидиарную ответственность за доведение до банкротства солидарно. В целях квалификации действий контролирующих должника лиц как совместных могут быть учтены согласованность, скоординированность и направленность этих действий на реализацию общего для всех намерения, то есть может быть принято во внимание соучастие в любой форме, в том числе соисполнительство, пособничество и т.д. Пока не доказано иное, предполагается, что являются совместными действия нескольких контролирующих лиц, аффилированных между собой.

Если несколько контролирующих должника лиц действовали независимо друг от друга и действий каждого из них было достаточно для наступления объективного банкротства должника, названные лица также несут субсидиарную ответственность солидарно.

Если несколько контролирующих должника лиц действовали независимо и действий каждого из них, существенно повлиявших на положение должника, было недостаточно для наступления объективного банкротства, но в совокупности их действия привели к такому банкротству, данные лица подлежат привлечению к субсидиарной ответственности в долях. При невозможности определения размера причиненного вреда исходя из конкретных операций, совершенных под влиянием того или иного лица, размер доли, приходящейся на каждое контролирующее лицо, может быть определен пропорционально периодам осуществления ими фактического контроля над должником.

Несмотря на то, что по общему правилу номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность солидарно, размер субсидиарной ответственности номинального руководителя может быть уменьшен, если благодаря раскрытой им информации, недоступной независимым участникам оборота, были установлены

  1. фактический руководитель и (или)
  2. имущество должника либо фактического руководителя, скрывавшееся ими, за счет которого могут быть удовлетворены требования кредиторов.

Рассматривая вопрос об уменьшении размера субсидиарной ответственности номинального руководителя, суд учитывает, насколько его действия по раскрытию информации способствовали восстановлению нарушенных прав кредиторов и компенсации их имущественных потерь.

Ответственность контролирующего лица за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве

Лицо, не являющееся руководителем должника, ликвидатором, членом ликвидационной комиссии, может быть привлечено к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве при наличии совокупности следующих условий:

  1. это лицо являлось контролирующим;
  2. оно не могло не знать о нахождении должника в таком состоянии, при котором на стороне его руководителя, ликвидационной комиссии возникла обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве, и о невыполнении ими данной обязанности;
  3. данное лицо обладало полномочиями по созыву собрания коллегиального органа должника, к компетенции которого отнесено принятие корпоративного решения о ликвидации, или обладало полномочиями по самостоятельному принятию соответствующего решения;
  4. оно не совершило надлежащим образом действия, направленные на созыв собрания коллегиального органа управления для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве или на принятие такого решения.

Если обязанность по подаче в суд заявления должника о собственном банкротстве не была исполнена несколькими последовательно сменившими друг друга руководителями,

  • первый из них несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим в период со дня истечения месячного срока, предусмотренного п. 2 ст. 9 ФЗ о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве,
  • последующие – со дня истечения увеличенного на один месяц разумного срока, необходимого для выявления ими как новыми руководителями обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение обязанности по подаче заявления о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве.

При этом по обязательствам должника, возникшим в периоды ответственности, приходящиеся на нескольких руководителей одновременно, они отвечают солидарно.

Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов

Под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы.

Суд оценивает существенность влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, проверяя наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и фактически наступившим объективным банкротством.

Неправомерные действия (бездействие) контролирующего лица могут выражаться, в частности, в принятии ключевых деловых решений с нарушением принципов добросовестности и разумности, в том числе

  • согласование, заключение или одобрение сделок на заведомо невыгодных условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.),
  • дача указаний по поводу совершения явно убыточных операций,
  • назначение на руководящие должности лиц, результат деятельности которых будет очевидно не соответствовать интересам возглавляемой организации,
  • создание и поддержание такой системы управления должником, которая нацелена на систематическое извлечение выгоды третьим лицом во вред должнику и его кредиторам, и т.д.

Поскольку деятельность юридического лица опосредуется множеством сделок и иных операций, по общему правилу, не может быть признана единственной предпосылкой банкротства последняя инициированная контролирующим лицом сделка (операция), которая привела к критическому изменению возникшего ранее неблагополучного финансового положения – появлению признаков объективного банкротства. Суд должен исследовать совокупность сделок и других операций, совершенных под влиянием контролирующего лица (нескольких контролирующих лиц), способствовавших возникновению кризисной ситуации, ее развитию и переходу в стадию объективного банкротства.

Контролирующее лицо также подлежит привлечению к субсидиарной ответственности и в том случае, когда после наступления объективного банкротства оно совершило действия (бездействие), существенно ухудшившие финансовое положение должника.

Указанное означает, что, по общему правилу, контролирующее лицо, создавшее условия для дальнейшего значительного роста диспропорции между стоимостью активов должника и размером его обязательств, подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в полном объеме, поскольку презюмируется, что из-за его действий (бездействия) окончательно утрачена возможность осуществления в отношении должника реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности, и, как следствие, утрачена возможность реального погашения всех долговых обязательств в будущем.

Контролирующее должника лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности:

  • в случае, когда его действия (бездействие), повлекшие негативные последствия на стороне должника, не выходили за пределы обычного делового риска и не были направлены на нарушение прав и законных интересов гражданско-правового сообщества, объединяющего всех кредиторов.

Законодательство о банкротстве

КондратьеваКсения Сергеевна

Банкротство

Общиеположения о несостоятельности ибанкротстве

ФЗРФ «о несостоятельности (банкротстве)»№ 127 ФЗ от 26 октября 2002г и с изменениямиот 19 июля 2009г.

Задачиинститута банкротства:

  • оздоровление хозяйственного оборота – выражается в 2 возможных вариантах:
    • предоставление должнику возможности восстановить свою платежеспособность, применяя реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение);
    • дифференцированный подход законодателя к различным категориям должников (отличие для банкротства ИП, кредитных организаций, субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса);
    • выявление и ликвидация неэффективных рыночных предприятий;
  • смягчение социальной напряженности в обществе

    • обеспечение прав трудового коллектива при банкротстве предприятия (выплаты выходных пособий и компенсаций за неиспользованный отпуск); На Западе – системы должниковые, т.е. интересы должника поставлены превыше интересов кредитора. Там процедуры банкротства могут продолжаться десятилетиями. Это связано с забастовками трудового коллектива. Властям невыгодны массовые высвобождения рабочей силы. Это, напр., во Франции. В США наоборот – естественный отбор. Наш закон – прокредиторский, т.к. очень много норм декларативных.

Унаших законодательных актов, средипрочего, есть деление на общие испециальные.

  • ГК РФ (ст. 25 о банкротстве ИП, ст. 65 о банкротстве ЮЛ, и иные общие нормы);
  • АПК РФ (гл. 28, ст. 223 – все дела о банкротстве рассматривает АС, по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными ФЗ, регулирующими вопросы банкротства)
  • ФЗ об «исполнительном производстве» от 02 октября 2007г.
  • НК РФ
  • ФЗ № 127 «о несостоятельности (банкротстве)
  • ФЗ «о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций № 40 ФЗ от 25.02.1999г.
  • В настоящее время банкротство субъектов естественных монополий ТЭК регулируется § 6 гл.9 ЗоБ.

ПрименениеФЗ:

  1. ГК гласит, что все иные законы должны приниматься в соответствии с ГК и не противоречить ему, т.е. ЗоБ не должен противоречить ГК.

  2. ГК – федеральный закон и ЗоБ – ФЗ, один уровень. таким образом должен применятся тот, который позже принят.

  3. Применяется тот, где есть специальные нормы.

Вывод– в рамках банкротства применяется 3подход, т.е. специальные нормы.

Особенности рассмотрения дела о банкротстве

  1. Все дала о банкротстве рассматривает только АС. Т.обр., невозможно как третейское разбирательство дела о банкротстве, даже если стороны заключат соглашение об этом, и в суде общей юрисдикции.

  2. Производство по делу о банкротстве не является исковым производством (нет ни искового заявления, ни истцов, ни ответчиков), а так же не является особым производством. Т.обр., производство по делу о банкротстве представляет собой самостоятельный вид процесса (существует должник, как участник, и заявитель).

  3. Нормы АПК применяются субсидиарно (дополнительно) к нормам Закона «о банкротстве».

Система мероприятий, применяемых к должнику

КЮЛмогут быть применены следующие процедуры:

  • наблюдение
  • процедура финансового оздоровления
  • внешнее управление
  • конкурсное производство
  • мировое соглашение

Вслучае наличия признаков банкротства,и признания их обоснованными, водитсяв обязательном порядке процедуранаблюдения. После наблюдения ситуацияможет развиваться по разному, могутвводится остальные процедуры. На любуюпроцедуру может быть заключено мировоесоглашение.

ФЛ(ИП) – количество процедур сокращено.

Взаконе сказано, что это:

  • конкурсное производство
  • мировое соглашение
  • иные процедуры, предусмотренные ЗоБ

Напрактике, к иным процедурам относитсятолько наблюдение.

Такимобразом, на практике, сначала вводитсянаблюдение, потом сразу конкурсноепроизводство.

Наблюдение

срокпроцедуры – 7 месяцев

Органыуправления должника и руководительпродолжают осуществлять свои полномочия.Хозяйственная деятельность предприятияпродолжает осуществлять так же, как иосуществлялась.

Вкачестве арбитражного управляющего –временный управляющий. Это первая иобязательная процедура.

Временныйуправляющий призван наблюдать за тем,как осуществляется деятельностьдолжника, проанализировать финансовуюдеятельность и пр. Делает выводы о том,возможно ли восстановить платежеспособностьдолжника.

Финансовоеоздоровление

Действуетадминистративный управляющий. Руководительи органы управления не отстраняются,но действуют с ограничениями, установленнымив законе.Срок процедуры – 2 года (24мес.).

Основнойдокумент процедуры – график погашениязадолженности.

Планфинансового оздоровления – не обязательныйдокумент, хоть раньше и был таковым. Ондолжен быть только в случае отсутствияпредоставления обеспечения исполнениядолжником взятых обязательств передкредиторами.Это пассивная оздоровительнаяпроцедура.

Этапроцедура не существовала до 2002г., нигдена Западе такой процедуры нет.

Внешнееуправление

Активнаяоздоровительная процедура – управляющийдействует самостоятельно, задействуетмного предприятий по оздоровлению, сполным набором полномочий руководителя.

Срокпроцедуры финансового оздоровления ивнешнего управления не должен превышать2 лет.

Действуетвнешний управляющий. Руководитель иорганы управления отстраняются.Руководителем становится внешнийуправляющий, со всеми вытекающимипоследствиями, с ответственностьюруководителя предприятия, и сответственностью в рамках дела обанкротстве.

Основнойдокумент – план внешнего управления.

Редковводится, т.к. управляющий должен бытьочень хорошим юристом и одновременноэкономистом. Таких специалистов мало.

Контролирующий орган в банкротстве

Федеральный закон РФ «о несостоятельности (банкротстве)» № 127 Федеральный закон от 26 октября 2002г и с переменами от 19 июля 2009г.

выявление и ликвидация неэффективных рыночных компаний;

У наших законодательных актов, посреди остального, есть деление на общие и особые.

ГК РФ (стат.. 25 о банкротстве ИП, стат.. 65 о банкротстве ЮЛ, и иные общие нормы);

Федеральный закон об «исполнительном производстве» от 02 октября 2007г.

Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций № 40 Федеральный закон от 25.02.1999г.

В текущее время несостоятельность субъектов естественных монополий ТЭК регулируется § 6 гл.9 ЗоБ.

ГК – Закон РФ и ЗоБ – Федеральный закон, один уровень. таким образом должен применятся тот, который позднее принят.

Вывод – в рамках банкротства применяется 3 подход, т.е. особые нормы.

Нормы АПК используются субсидиарно (дополнительно) к нормам Закона «о банкротстве».

На практике, к другим процедурам относится только наблюдение.

Таким образом, на практике, поначалу вводится наблюдение, позже сходу конкурсное производство
.

В качестве арбитражного управляющего – временный управляющий. Это 1-ая и неотклонимая процедура.

Основной документ процедуры – график погашения задолженности.

Эта процедура не была до 2002г., нигде на Западе таковой процедуры нет.

Срок процедуры денежного оздоровления и наружного управления не должен превосходить 2 лет.

Изредка вводится, т.к. управляющий должен быть очень неплохим юристом и сразу экономистом. Таких профессионалов не достаточно.

Срок – 6 мес. (ранее был 1 год), может быть продление еще на 6 мес.. Совокупный срок – 12 мес..

Задачка процедуры – формирование конкурсной массы, воплощение расчетов с кредиторами, исключение должника из одного муниципального реестра.

Руководители и органы управления должника отстраняются. Управляющий компании – конкурсный управляющий.

Лицо, в отношении которого может быть возбуждено производство
по делу о банкротстве.

ЮЛ, которые не могут быть признаны несостоятельным (банкротом) (стат.. 65 ГК).

Посреди некоммерческих все, кроме учреждений, политических партий и религиозных организаций.

фонд – не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это обозначено в законе о его создании. Т.е. по общепринятому правилу может быть признан несостоятельным (банкротом).

крестьянское и фермерское хозяйство – нормы аналогично ИП.

зависимо от статуса субъекта и нрава предъявляемых требований

зависимо от порядка ублажения требований

участник и учредители по обязанностям, вытекающим из такового роли.

В качестве еще 1-го субъекта (не кредитора) выступает орган по контролю и надзору и регулирующий орган.

Органом по контролю и надзору является Фед. орган по регистрации (оформлении), кадастру и картографии (ФРС).

Т.обр. можно выделить положительные и нехорошие требования к кандидатуре АУ.

положительные – должны обязательно находиться, нехорошие – должны отсутствовать.

субъект проф деятельности, занимающийся личной практикой (нотариус, юрист);

наличие стажа руководящей работы более чем 1 год;

стажировка в качестве ассистента АУ более чем 6 мес.;

членство в одной из саморегулируемых организаций АУ;

допуск к гос. тайне, если выполнение возможностей АУ связано с обозначенным допуском;

внесение АУ взносов в саморегулируемую компанию, а так же взносов в компенсационный фонд СРО.

отсутствие судимости за совершение предумышленного злодеяния;

заинтригованность по отношению к должнику либо хоть какому из кредиторов;

проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур банкротства;

стат.. 20.3 – общие права и обязанности каждого управляющего.

созывать собрание кредиторов (комитет кредиторов), проведение собрания. Это ровная обязанность АУ, он не может передать эти функции кому-либо.

завлекать для обеспечения возложенных на него обязательств на договорной базе лиц, с оплатой их функционирования за счет средств должника;

обязанность по ведению реестра требований кредиторов;

СРО – некоммерческое ЮЛ, включенное в единый Гос. реестр СРО. Приказ Министерства Юстиции от 30.12.2004 № 202.

роль членов более чем в 100 процедурах банкротства в совокупы;

наличие компенсационного фонда в размере более 50 тыс. рублей на каждого члена;

info о внедрении наблюдения, денежного оздоровления, наружного управления, конкурсного производства.

info о прекращении производства по делу о банкротстве;

info об утверждении, отстранении либо освобождении АУ;

info об ублажении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника (заявление о намерении);

info о проведении торгов по продаже активов должника и их результатах;

info, связанные с заключением мирового соглашения;

Государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль в сфере денежного оздоровления и банкротства

· органа по контролю (надзору) в обозначенной сфере (федеральная служба гос. регистрации (оформлении), кадастра и картографии);

· единую программку подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоритического экзамена по таковой программке;

· алгоритм ведения Одного муниципального реестра саморегулируемых организаций; алгоритм ведения Одного фед. реестра сведений о банкротстве;

· алгоритм воплощения органом по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

· ведет реестр СРО и сводный муниципальный реестр арбитражных управляющих;

· производит контроль (надзор) за соблюдением СРО федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность СРО;

· участвует в компании подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоритического экзамена по единой программке их подготовки;

· утверждает состав комиссии по приему теоритического экзамена по единой программке подготовки арбитражных управляющих;

· производит иные предусмотренные законодательством РФ полномочия (п. 3 стат.. 29 Закона о банкротстве).

Фед. орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на подготовку заключения по отчету оценщиков.

3-ий уровень. «Органы общего делегированного общественного управления в сфере несостоятельности

Саморегулируемые фирмы арбитражных управляющих; Муниципальная компания «Агентство страховых вкладов»; арбитражные управляющие.

Вышеназванная систематизация основывается на рассредотачивании и реализации государственно-властных

функций и возможностей меж императивными управляющими субъектами разных иерархических уровней

Пункт 1 стат.. 6 ФЗ «О несостоя- тельности (банкротстве)» соотносится с положениями

3. Процедуры несостоятельности (банкротства).

§ восстановление критерий, нужных для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

§ финансовое оздоровление — административный управляющий;

Правовая база контролюных (надзорных) возможностей их отсутствие

игнорирование общего процессуального правила, которым предвидено непременное оформление акта проверки о конкретном обнаружении;

Правовой основой нормативного правового регулирования отношений связанных с несостоятельностью (банкротством), являются нормы Гражданского кодекса РФ.

Аналогичное правовое регулирование установлено в ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях (пункт 9 части 1 статьи 6).

Попытайтесь у себя в субъектах, может еще остались независящие и думающие служители Фемиды!?

И очередной аспект так именуемой. не знаю как именовать, деятельности органа по контролю (надзору) за деятельностью СРО АУ.

Росреестровские бюрократы обожают статистику. кто больше протоколов составил и наказал. Надзор ради надзора.

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий