Условия труда водителей автотранспорта

В этой статье:

Содержание
  1. Соблюдение режима труда и отдыха водителей — нормы, правила и положение
  2. График работы за рулем
  3. Методы учета рабочего времени
  4. Особенности суммированного и ежедневного учета
  5. Сколько времени может водитель находиться за рулем
  6. Когда должны быть перерывы?
  7. Как устанавливается режим труда и отдыха водителей автобусов
  8. О графиках работы и сменности
  9. О рабочем времени водителей
  10. О времени отдыха
  11. О ненормированных рабочих днях
  12. О порядке ведения суммированного учета
  13. О других особенностях оформления суммированного учета
  14. Информация о медицинских осмотрах
  15. О ежедневном учете и разделении
  16. 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  17. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  18. Требования по охране труда к рабочему месту водителя
  19. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей*
  20. 1. Общие положения
  21. 2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны
  22. Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей
  23. Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года
  24. Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года
  25. Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019г
  26. О рабочем времени водителей 
  27. О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
  28.  О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ
  29. Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд
Рекомендуем!  Планирование улучшений условий труда работников в организации

Соблюдение режима труда и отдыха водителей — нормы, правила и положение

Условия труда водителей автотранспорта

Чтобы обстановка на дорогах была спокойной и безопасной, должно быть четко соблюдено время труда и отдыха водителей.

Сейчас это закреплено законодательно, что позволяет взимать штрафы с нарушителей, у которых нет тахографа —  устройства, которое следит и контролирует режим работы водителей.

Даже, несмотря на то, что график работы водителей очень важен как для них самих, так и для пешеходов и прочих участников дорожного движения, водители не обладают достоверной информацией о правильном режиме работы.

Чтобы четко следовать графику, необходимо купить карту водителя https://www.tahocard.ru/card-voditel/ , которая поможет избежать штрафов. Давайте разберемся, что такое нормы работы водителей и каковы особенности работы за рулем.

График работы за рулем

Стоит отметить, что для каждого водителя должен быть составлен индивидуальный, специальный режим работы, оформленный в график. Он составляется работодателем и согласуется с самим водителем.

Соблюдение режима труда и отдыха водителей – это главный принцип, по которому составляется график для всех, работающих за рулем.

Они рассчитаны на календарный месяц, в котором прописаны все выходные дни, а также рабочие дни с почасовой разбивкой на саму работу и перерывы на отдых и прием пищи.

Методы учета рабочего времени

Рабочее время рассчитывают, опираясь на положение о режиме труда и отдыха водителя. При этом существует ежедневный учет, который основывается на длительности рабочего дня и не превышает норм, закрепленных законодательно и суммированный, который основывается на возможности удлинять рабочую смену, но не превышать суммарное количество рабочих часов за месяц.

Суммарный режим работы и отдыха водителей можно разделить на следующие составляющие:

  • — время, которое затрачено на управление автотранспортным средством
  • — время, предназначенное для перерывов во время пути или же на конечных пунктах;
  • — время, необходимое для прохождения медицинского осмотра до рейса и после него;
  • — промежуток времени, который затрачен на простои, независящие от водителя;
  • — время, требующееся для погрузки или разгрузки товаров или же нужное для посадки и высадки пассажиров на остановках;
  • — время, предназначенное для наблюдения за товарами и самим автомобилем в период дальних поездок, если это прописано в контракте водителя (стоит отметить, что оно может быть засчитано не полностью, но 30% должны быть включены обязательно);
  • — время для подготовки к работе и ее завершению;
  • — промежуток времени, который необходим для устранения неполадок с автомобилем;
  • — присутствие на рабочем месте без управления автомобилем.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что режим работы водителей автомобилей заключается в самом вождении, отдыхе, перерывах и медицинском осмотре.

Особенности суммированного и ежедневного учета

Основой такого метода учета нормы труда и отдыха водителей заключается в 40 часовой рабочей неделе. Один день трудовой деятельности составляет 8 часов при пятидневке и 7 часов при шестидневке.

При суммированном методе учет происходит на месяц вперед, он применяется в трудных условиях, когда ежедневный расчет не применим, например, при сезонных работах. Следует помнить, что время работы не должно превышать стандартного набора рабочих часов в месяц, но при этом отдельные рабочие дни могут быть увеличены, что в свою очередь компенсируется более продолжительным отдыхом.

Сколько времени может водитель находиться за рулем

За рулем водитель не должен находиться больше чем 9 часов. Если водитель управляет автотранспортным средством в горной местности или машиной больших габаритов или массы, например, автобуса, продолжительность управления им не должна превышать 8 часов. Бывают исключения, когда время увеличено до 10-ти часов, но не более чем 2 раза в неделю.

Самые загруженные дни бывают у водителей общественного транспорта, так как не установлен верхний предел. В таком случае рабочую смену можно разделить на 2 блока, когда 1 из них не превышает 5-ти часов работы с момента ее начала. 

Когда должны быть перерывы?

Отдых водителя и норма отдыха должны быть следующими: первый перерыв должен быть осуществлен через 4 часа управления автотранспортным средством, при условии, что перевозка дальнего следования или же междугородная. Следующий должен быть через каждые 2 часа и составляет он не менее 15-ти минут.

Так же предоставляется время для приема пищи и отдыха, который колеблется от 30-ти минут до 2-х часов. Отметим, что при рабочем дне, превышающим 8-ми часовой порог должен быть предоставлен 2 обед.

Ежедневный отдых должен опираться на положение о труде и отдыхе водителей, которое гласит, что врем отдыха должно быть в 2 раза дольше рабочего дня. Стоит отметить, что сюда включены перерыв на обед и простой отдых. Если же учет ведется по суммированной системе, отдых не должен быть короче 12-ти часов. И тут бывают исключения:

— до 9-ти часов для водителей общественного транспорта (после чего даются 2-х дневные выходные); — до 11-ти часов для водителей, осуществляющих межгородские перевозки (после чего даются дополнительные выходные, которые рассчитываются по пятидневке).

При этом отдых может быть разделен на несколько частей, но стоит помнить, что 1 из них не должна быть короче 8-ми часов.

Что качается непрерывного отдыха, то он должен быть не менее чем 42 часа, сюда не входит междусменный перерыв. При суммированном методе учета, должен быть как минимум 1 выходной в неделю.

В заключение хочется отметить, что наличие тахографа существенно облегчит работу с расписанием, что позволит заранее спланировать свой рабочий день и избежать опозданий, штрафов и прочих неприятных моментов. Он обязательно должен быть в наличии у рабочих юридических лиц и ИП, для личного вождения он не предназначен.

Источник: https://avtomaniya.com/site/publication-full/13230

Как устанавливается режим труда и отдыха водителей автобусов

Условия труда водителей автотранспорта

Бизнес юрист > Трудовое право > Режим труда и отдыха водителей автобусов: законодательные нормы

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

О графиках работы и сменности

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

Работа водителя

  • момента, когда выполнение обязанностей начинается
  • конечного пункта и времени
  • смены в зависимости от ее длительности
  • перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются
  • отдыха за каждый день и каждую неделю

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О рабочем времени водителей

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

График водителя

  1. Присутствие в автомобиле, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.
  2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.
  3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.
  4. Простои, в которых водитель лично не виноват.
  5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.
  6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.
  7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.
  8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

Автобус дальнего следования

  • Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.
  • Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О времени отдыха

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Отдых водителя

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного.

Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце.

Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

О ненормированных рабочих днях

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Ненормированный график

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О порядке ведения суммированного учета

Подсчет рабочего времени

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О других особенностях оформления суммированного учета

Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График работы

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

  1. График работы.
  2. Норма рабочих часов в учетном периоде.
  3. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

Информация о медицинских осмотрах

При приеме на работу и проверках руководители требуют от водителей не только личные удостоверения. Необходима медицинская справка, подтверждающая пригодность того или иного человека для выполнения конкретной разновидности работ.

Медосмотр водителя

Периодические медицинские осмотры проводятся и в дальнейшем, когда водители уже приступают к работе. Здесь есть несколько основных рекомендаций:

  • Подрейсовые осмотры проводятся, чтобы выявить лиц, которые вообще не могут управлять транспортом, и не способны обеспечить безопасность во время движения на дороге.
  • Проведение предрейсовых мероприятий доступно только врачам, у которых есть соответствующая лицензия.

Штампы обычно ставятся на путевых листах.

Раз в пять лет водители автобуса проходят обследование у психиатра, поскольку управляют техникой, способной нанести серьезный вред окружающим. Предварительные и периодические исследования организуются за счет работодателей. Руководители не только организуют процесс, при необходимости они сами участвуют в мероприятиях для совершенствования навыков оказания первой помощи на дорогах.

О ежедневном учете и разделении

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Тахографы – специальные устройства, которые нужны, чтобы контролировать отдых вместе с работой. Нарушение режимов приводит к административным штрафам, от 1 до 3 тысяч рублей.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://PravoDeneg.net/trudovoe/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej-avtobusov.html

/ 2001 / Декабрь / 21 / «Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта. Методические рекомендации»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждаю Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России А.Б.ПИНСОН

21 декабря 2001 года

Согласовано Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Ю.Г.СОРОКИН

7 декабря 2001 года

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (17 июля 1999 г., N 181-ФЗ, ст. 14), Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г.

N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.

755-99), требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров.

Методические рекомендации являются межотраслевыми.

Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации.

Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.

Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью:

обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя;

ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте;

планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

сертификации работ по охране труда;

составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме N 1-Т (условия труда);

включения в трудовой договор условий труда водителей.

При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда.

Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.

При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ.

При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Требования по охране труда к рабочему месту водителя

Источник: https://www.lawru.info/dok/2001/12/21/n376623.htm

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей*

Условия труда водителей автотранспорта

*С выходом настоящих Правил утрачиваютсилу «Санитарные правила по гигиенетруда водителей автомобилей» № 4233-86 от30.12.86 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем главногогосударственного санитарного врачаСССР А.М. Скляровым № 4616-88, 5 мая 1988 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Санитарные правиларегламентируют основные требования кусловиям труда водителей автобусов*,грузовых, легковых и специальныхавтомобилей (далее — автомобилей).

*Автобус — автомобиль, рассчитанный напоездку 9 и более пассажиров.

1.2. Санитарные правила являютсяобязательными при проектировании,изготовлении, эксплуатации и ремонтеавтомобилей и распространяются наавтотранспортные (АТП) и авторемонтныепредприятия и организации министерстви ведомств, имеющие автомобильныйтранспорт, а также предприятияавтомобильной промышленности.

1.3. Ответственность за выполнениенастоящих Правил возлагается наруководителей подведомственных импредприятий и организаций.

1.4. Служба охраны труда предприятий иорганизаций, имеющих автомобильныйтранспорт, обязана проводить выборочнуюоценку условий труда на рабочем местеводителя автомобиля в сроки, согласованныес санитарно-эпидемиологической службой.Территориальные санитарно-эпидемиологическиестанции проводят выборочный контрольусловий труда водителей автомобилей всоответствии с настоящими Правилами.

1.5. Настоящие Санитарные правила вступаютв силу с момента их утверждения.

2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны

2.1. Санитарно-технические средства(вентиляция, отопление, теплоизоляция,кондиционирование) должны обеспечиватьподдержание в кабине автомобиляоптимальных (табл.2.1)или допустимых (табл.2.1и2.3)параметров микроклимата не позднее чемчерез 30 мин после начала непрерывногодвижения автомобиля с прогретымдвигателем.

Таблица 2.1

Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

Сезон года Типы автомобилей Температура воздуха, °С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с, не более
Холодный и переходный периоды года Легковые 20 — 23 60 — 40 0,2
Грузовые и автобусы 18 — 20 60 — 40 0,2
Теплый период года Легковые 20 — 25 60 — 40 0,2
Грузовые и автобусы 21 — 23 60 — 40 0,3

Таблица 2.2

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года

Типы автомобилей Температура воздуха, °С Относительная влажность, %, не более Скорость движения воздуха, м/с, не более
Легковые 19 — 25 75 0,2
Грузовые и автобусы 17 — 23 75 0,3

Таблица 2.3

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года

Типы автомобилей Температура воздуха, °С* Относительная влажность, в % Скорость движения воздуха, м/с**
Легковые, грузовые и автобусы Не более чем на 3 °С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °С При 28 °С не более 55 0,2 — 0,5
При 27 °С не более 60
При 25 °С не более 70
При 24 °С и ниже не более 75

*В теплый период года нижние границыдопустимых температур воздуха не должныприниматься ниже величин, указанных втабл. 2.2для холодного периода года.

**Большая скорость движения воздухасоответствует максимальной температуревоздуха, меньшая — минимальной температуревоздуха.

2.2. В четвертой строительно-климатическойзоне (согласноСНиП2.01.01-82*«Строительная климатологияи геофизика») в теплый период годадопускается превышать температурувоздуха, указанную в табл.2.3,но не выше 31 °С — в кабине легковыхавтомобилей и 30 °С — в кабине грузовыхавтомобилей и автобусов, скоростьдвижения воздуха не должна превышать1 м/с.

2.3. Перепад температуры воздуха по высотекабины не должен превышать 3 °С. При этомабсолютные величины температуры воздухана разных уровнях кабины должны находитьсяв пределах величин, указанных в табл.2.1при обеспечении оптимальных параметровмикроклимата, или в пределах величин,приведенных в табл.2.2и2.3для тех же категорий работ при обеспечениидопустимых параметров микроклимата.

2.4. Температура внутренних поверхностейкабины не должна отличаться от температурывоздуха в кабине более чем на 3 °С.

2.5. Кабины должны быть оборудованысредствами теплозащиты от солнечнойрадиации (защитные козырьки, специальноеостекление, жалюзи и т.п.), а также отработающего двигателя, обеспечивающимиостаточную тепловую облученностьводителя от стен кабины и двигателя -не более 35 Вт/м2, а от окон — не более100 Вт/м2.

2.6. Системы вентиляции, отопления,кондиционирования воздуха должныобеспечивать организацию рассеянныхвоздушных потоков и возможностьрегулирования количества и направленияпоступающего в кабину воздуха, с темчтобы в кабине водителя обеспечивалисьнормативные параметры микроклимата всоответствии с требованиями пп.2.1-2.5настоящих Правил.

2.7. Системы вентиляции, отопления икондиционирования должны устранятьзапотевание (обмерзание) стекол кабины.

2.8. Концентрации вредных веществ в кабинеавтомобиля не должны превышать величин,указанных в «Перечнях предельнодопустимых концентраций вредных веществв воздухе рабочей зоны», утвержденныхМинздравом СССР.

2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля,кабина которого не имеет предусмотренныхтехнической документацией автомобиляуплотнителей или ковриков.

2.10. Не допускается эксплуатация автомобиляв подземных выработках и карьерах,атмосфера которых содержит вредныевещества в концентрациях, превышающихПДК для воздуха рабочей зоны, необорудованных эффективными средствамиочистки приточного воздуха до концентраций,не превышающих предельно допустимые.

2.11. Контроль воздушной среды в кабинеавтомобиля должен осуществляться сучетом вида используемого топлива:

а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. — определяютсяконцентрации углеводородов алифатическихпредельных C1-С10(в пересчетена С, ПДК — 300 мг/м3), окиси углерода(ПДК — 20 мг/м3), окислов азота (впересчете на NO2, ПДК — 5 мг/м3);при применении этилированного бензинадополнительно определяются концентрациисвинца (среднесменная ПДК — 0,01/0,007 мг/м3);

б) метилированный бензин и чистый метанол- углеводородов алифатических предельныхC1-С10(в пересчете на С), окисиуглерода, окислов азота (в пересчете наNО2) метанола (ПДК — 5 мг/м3),формальдегида (ПДК — 0,5 мг/м3);

в) дизельное топливо — углеводородовалифатических предельных C1-С10(в пересчете на С), окиси углерода, окисловазота (в пересчете на NO2), акролеина(ПДК — 0,2 мг/м3);

г) газовое топливо — углеводородовалифатических предельных C1-С10(в пересчете на С), окиси углерода, окисловазота (в пересчете на NO2), меркаптанов.

Контроль воздушной среды в кабинеавтомобиля должен включать в себя оценкузапыленности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2924590/

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019г

Условия труда водителей автотранспорта

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Данный нормативный документ утверждает положение о требованиях к режиму работы водителей различных видов транспорта, включая автобусы. Конкретные правила в данном вопросе зависят от следующих факторов:

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов.

Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью.

При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени; 

• смены в зависимости от ее длительности; 

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О рабочем времени водителей 

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям. 

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного.

Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце.

Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

 О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2.Норма рабочих часов в учетном периоде.

3.Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Источник: http://www.oapr.ru/carriers/bus/rezhim-truda

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий