СОУТ специальная оценка условий труда законодательство

В этой статье:

Содержание
  1. Закон о СОУТ: трактовка и область применения
  2. О соут
  3. Закон о СОУТ: основные положения, цели
  4. Как начать выполнение работы по спецоценке
  5. Каким образом проводить спецоценку
  6. Завершение проведения спецоценки
  7. Какими правами обладают работники и руководители при проведении спецоценки
  8. На что имеют право экспертные организации
  9. Проведение незапланированной оценки
  10. С какой периодичностью проводить спецоценку. обязательно ли это?
  11. Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» | Читайте статьи журнала Кадровое дело
  12. Как проводится спецоценка условий труда: Закон 426-ФЗ
  13. Сроки проведения спецоценки
  14. Алгоритм действий при проведении спецоценки
  15. Этот документ организация разрабатывает самостоятельно. Унифицированной формы графика нет. В графике следует отразить временные промежутки для:
  16. Специальная оценка условий труда (СОУТ)
  17. I Определяем опасные факторы
  18. II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника
  19. III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов
  20. IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ
  21. Кому следует организовывать СОУТ?
  22. Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
  23. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  24. Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения
  25. Что такое СОУТ
  26. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  27. Как изменялся ФЗ о СОУТ
  28. Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы
Рекомендуем!  Локальное регулирование условий труда

Закон о СОУТ: трактовка и область применения

СОУТ специальная оценка условий труда законодательство

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в настоящее время является обязательной для работодателей. Закон о СОУТ специально разработан для регулирования этого процесса.

О соут

Многие задаются вопросом: что такое спецоценка условий труда? Что кроется за этим понятием? Некоторые руководители ранее ошибочно полагали, что провести аттестацию рабочих мест самостоятельно не составит труда. Но правильно это мероприятие могут выполнять лишь профессионалы.

Что такое специальная оценка условий труда

Итак, СОУТ — это систематизированные мероприятия по проведению оценки каждого рабочего места, причем одновременно рассматривается несколько характеризующих его факторов. Проведением СУОТ занимаются сотрудники, специально подготовленные в организации, обладающей разрешением на выполнение этих мероприятий.

На основании проведенной работы составляются карты. Это довольно удобные документы, с помощью которых несложно ориентироваться в следующем:

  • какие льготы положены сотруднику;
  • какие вредные или опасные факторы имеются на месте, где работает сотрудник;
  • как часто полагается проходить медицинский осмотр;
  • какие опасности существуют, и какие меры для их устранения нужно принять;
  • какая спецодежда и спецобувь, а также средства СИЗОД необходимы для сотрудника;
  • какой класс условий труда, какова освещенность, уровень шума, запыленность, загазованность.

Все перечисленное используется в работе инженеров по охране труда, кадровых сотрудников и заведующих складом.

Закон о СОУТ: основные положения, цели

На уровне законодательства проведение спецоценки регулируется Федеральным законом № 426, в нем отражаются все необходимые нюансы.

Согласно этому документу регулируются:

  • взаимодействия между представителем работодателя и экспертной организацией;
  • отношения между работниками организации и работодателями в период проведения оценки;
  • обеспечение проведения спецоценки условий трудового процесса;
  • права руководства, сотрудников и спецорганизации;
  • порядок обработки результатов и их применения на практике;
  • порядок проведения мероприятия;
  • в каких случаях осуществляется декларирование рабочих мест;
  • проведение лабораторных исследований;
  • в каких случаях требуется проведение оценки рабочего места вне плана;
  • каким образом осуществляется учет и контроль проведенного мероприятия.

Основная цель принятия закона — это регулирование отношений по взаимодействию работодателей и экспертов при подготовке к проведению СОУТ, а также при непосредственном выполнении мероприятия, оформлении результатов проведения и выдачи их руководству организации. 

Далеко не всем руководителям понятно, что такое СОУТ. Дело в том, что они больше отдают сил выполнению плана, но если своевременно не заключить договор и не провести аттестацию, то они могут подвергаться административному наказанию.

Перед проведением спецоценки условий труда необходимо тщательно изучить требования закона и только тогда начинать действовать. Как правило, это поручается работнику, назначенному приказом.

Как начать выполнение работы по спецоценке

С чего начать проведение СОУТ?

Спецоценка начинается с подбора экспертной организации

Действовать рекомендуется по следующему алгоритму и это должны знать все работодатели:

  1. Изначально объявляется тендер и определяется, какая организация должна проводить это мероприятие. При подобных обстоятельствах рассматривается следующее: наличие разрешительных и учредительных документов, какая цена выставляется за предстоящую работу. Но не нужно экономить на проведении данной работы, пусть лучше всем займутся эксперты.
  2. Далее издается распорядительный документ по предприятию о проведении спецоценки, в котором расписывается, как должно быть организовано мероприятие и какие работники должны быть привлечены.
  3. После организационных мероприятий имеется необходимость подготовить перечень рабочих мест, которые необходимо оценить. Это дело, как правило, поручается представителю кадровой службы, так как он является держателем штатного расписания.

Каким образом проводить спецоценку

Теперь началось самое интересное при работе с экспертами, а именно:

  1. Работу можно начинать, причем совместно со специалистом нужно закрепить работника, заинтересованного в результатах данной оценки. 
  2. На всех местах производятся замеры освещенности, шума, загазованности, и многого другого с помощью специальных приборов. Работников опрашивают, чем они занимаются в течение всей смены, это необходимо для того, что описать процесс работы. Также оценивают травмооопасность на рабочем месте, в том числе каково состояние пола и рабочей поверхности.
  3. На основании полученных результатов выполняются исследования в специальной лаборатории, которые могут показать превышение факторов в местах работы, а также его отсутствие. Идентифицировать факторы также возможно путем логических соображений. Например, если эксперту предоставить сведения о веществах, с которыми осуществляет трудовую деятельность работник, то можно проанализировать, какими свойствами обладает то или иное вещество.
  4. Обработка результатов также проводится и по иным параметрам, например, по освещенности и шуму.
  5. Все результаты оформляются протоколом. В этом документе указываются также модели приборов и их поверки, так как они должны соответствовать определенным требованиям государственных стандартов.
  6. Результаты исследований по травмоопасности тоже заносятся в протокол.
  7. На основании описаний мест трудовой деятельности, в том числе времени нахождения сотрудника во вредных условиях производства, устанавливаются доплаты, выдача спецпитания или молока, а также сокращенный день работы и удлиненный отпуск.
  8. Прохождение медицинских освидетельствований регулируется приказом 302-Н. Для этого учитывается наименование должностей и превышение вредных факторов, а также как часто следует организовывать проведение мероприятия в организационной структуре.

На практике встречается и такое, что некоторые рабочие места идентичны друг другу, то есть на них находится одинаковое оборудование, приспособления, освещенность, характеристики шума и многое иное. Как тогда быть с проведением оценки? Для аналогичных рабочих мест составляется одна карта аттестации и ее вполне достаточно для ознакомления с ее содержанием работников, задействованных в производственном цикле.

Завершение проведения спецоценки

СОУТ завершилась и далее требуется ее грамотно оформить. Что для этого нужно выполнить и в какой последовательности?

По результатам СОУТ оформляется карта с рекомендациями по выдаче спецодежды

Действовать нужно исходя из следующего алгоритма:

  1. Обобщить все материалы для создания карт СОУТ (протокол проведения замеров, травмоопасности). В самой карте отразить, как часто проводится медосмотр и положено ли его проводить, а также какая спецодежда положена, и указать сроки ее носки. 
  2. Обобщенные материалы подписываются представителем экспертной организации и представителем работодателя, а сама карта — членами комиссии.
  3. Затем отдельно составляется перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке условий трудового процесса, после чего следует проставить, к какому классу можно отнести то или иное место работы и подвести итоги.

После оформления пакета документов нужно поставить подписи членов комиссии. После завершения работы экспертов производится оплата на основании условий, оговоренных в договорных обязательствах.

Какими правами обладают работники и руководители при проведении спецоценки

В законе о проведении СОУТ предусмотрены действия сотрудников и их работодателей, если они не согласны с заключением по спецоценке трудового процесса, а также иными нюансами.

К таковым можно отнести:

  1. Если не достигнута согласованность действий, то всегда можно найти компромиссное решение. Чтобы не возникало затруднений в процессе проведения работы, рекомендуется подготовить документ, в котором указать, какое решение было и принято и обязательно собрать подписи всех заинтересованных лиц, так проще будет продолжать работы далее.
  2. Проведение внеплановых оценок всегда возможно, так как в процессе деятельности предприятия изменяются многие детали, например, модернизируется или приобретается новое оборудование, а также сотрудник не соглашается с некоторыми параметрами, указанными в карте аттестации.
  3. Можно потребовать у экспертов обоснование проведенной оценки, ссылки на  документы, в которых все прописано. Доказательства особенно важны, когда речь идет о начислении льготных выплат или предоставлении льготного стажа.
  4. Можно затребовать информацию о проведении измерений, приборах, которые для этого используются, сроках поверки, об организации, проводившей данную поверку.
  5. Результаты оценки рабочего места не всегда удовлетворяют ожиданиям, но и в этом случае можно предъявить свои претензии. Только обоснованные действия и правильный подход помогут разобраться в данном обстоятельстве.

Работодатель должен предварительно предупредить работников о том, что их рабочие места должны быть аттестованы и каким образом им необходимо подготовиться к проведению данной процедуры.

На что имеют право экспертные организации

Оказывается, и эксперты тоже обладают своими полномочиями при выполнении работ по спецоценке условий труда. 

Полномочия экспертов, проводящих спецоценку

К таковым относятся:

  1. Если существует фактор, угрожающий жизни или здоровью сотрудника, занимающегося проведением работ по оценке рабочего места, то эксперт вправе отказаться от выполнения своей задачи на данном месте. Возобновить свою работу он может лишь только тогда, когда причины угрозы будут исключены.
  2. Если из трудовой инспекции на экспертную организацию поступила жалоба по поводу проведения спецоценки, то можно всегда обговорить данное обстоятельство и объяснить причину.
  3. Со стороны экспертной организации должны быть своевременно предоставлены итоги ее работы, подтверждающие результаты проведенных оценок.
  4. Все измерительные средства должны быть своевременно поверены или испытаны, только с их помощью можно проводить измерения.
  5. Если работодатель не передал в свое время всю необходимую документацию, то спецоценка условий труда может быть отложена на некоторый срок.

То есть получается, что вся работа по спецоценке условий труда построена на отношениях работодателей и специалистов и именно эти вопросы регулируются на законодательном уровне.

Об аттестации экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, смотрите в этом видео:

Проведение незапланированной оценки

Проведение внеплановой проверки по сцецоценке условий труда требуется в нескольких случаях:

  1. Если рабочее место вновь организовано администрацией предприятия, то в течение полугода необходимо вызвать специалистов, чтобы провести его оценку. Получается, что после приобретения нового оборудования его нужно установить, выверить, а после этого открыть должность и пригласить экспертов на проведение спецоценки.
  2. Рабочее место усовершенствовалось, а именно изменился техпроцесс, внесено новшество в оборудование, используемое на рабочем месте. В этом случае требуется проведение спецоценки условий труда вновь. Экспертов приглашают в течение года.

По результатам проведенных работ вновь оформляется карта СОУТ. Чтобы не пропустить никаких событий, рекомендуется держать под контролем работу всего предприятия, и этим может заниматься лишь один сотрудник или целая служба. Как правило, это возлагается на специалиста по ОТ или работника отдела кадров распорядительным документом.

Стоит помнить, что проведение спецоценки условий труда необходимо для всех рабочих мест без исключения.

С какой периодичностью проводить спецоценку. обязательно ли это?

Как часто нужно проводить работу? Раз в пять лет организацией должен быть заключен договор о проведении СОУТ, но если организованы рабочие места вновь, то их необходимо оценивать в течение полгода. Также при модернизации рабочих мест через полгода нужно приглашать экспертов. Это требования законодательной базы, которые нарушать нельзя.

Несмотря на жесткие требования законодательства работодатели зачастую экономят финансовые средства и не заключают договор с экспертной организацией на проведение СУОТ. Это неправомерно и может вылиться в непредсказуемые ситуации:

  1. При расследовании несчастного случая или иного происшествия на производстве будут рассматриваться все документы, в том числе и карты по спецоценке. То есть получается, что при отсутствии последних на администрацию предприятия накладывается административное взыскание.
  2. Отсутствие карт СОУТ — это неудобно в работе, так как невозможно самостоятельно оценить, какие льготы работнику положены, как часто ему проходить медосмотр и какую спецодежду выдавать.
    Спецоценка условий трудового процесса должна проводится своевременно, в сроки, определенные нормативными документами.

Как провести специальную оценку условий труда, смотрите в этом видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/zakon-o-sout.html

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» | Читайте статьи журнала Кадровое дело

СОУТ специальная оценка условий труда законодательство

Какие организации не должны проводить спецоценку, а для кого она обязательная в 2017 году? Для вторых предлагаем инструкцию и простой алгоритм действий.

Как проводится спецоценка условий труда: Закон 426-ФЗ

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее — Закон № 426 является основным документом, регламентирующим условия труда на рабочих местах и устанавливающим обязанность работодателей в отношении проведения оценочных мероприятий.

Обязанность по проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ, спецоценка) установлена и действует в отношении всех работодателей. Она обязательно проводится на любом рабочем месте, для любой должности, специальности и профессии.

Никаких исключений ни для малых предприятий, ни для индивидуальных предпринимателей не установлено.

Единственное отступление от общих правил – спецоценку не проводят работодатели – физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Скачайте документы по теме:

Но в то же время ФЗ о специальной оценке условий труда 426-ФЗ называет категории работников, в отношении которых СОУТ не проводится. Исключение из общего правила составляют:

надомники;

сотрудники, работающие на основании договора о дистанционной работе.

Все эти исключения предусмотрены пунктом 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Справка. Порядок проведения спецоценки регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Этот документ определяет, как сам порядок процедуры, так и права и обязанности работодателей.

Сроки проведения спецоценки

Закон о специальной оценке условий труда устанавливает сроки для поведения мероприятий по СОУТ. По общему правилу, спецоценка проводится один раз в пять лет. Но в этом вопросе предусматриваются нюансы. Так, например, внеплановую СОУТ в отношении вновь созданных и введенных в эксплуатацию рабочих мест надо провести в течение 12 месяцев.

Обращаем внимание! Ранее, до 1 мая 2016 года этот срок составлял только шесть месяцев. Но сейчас временной период для проведения мероприятий по спецоценке новых рабочих мест увеличен до одного года.

Также в статье 17 ФЗ о специальной оценке условий труда предусмотрены иные условия для проведения внеплановой СОУТ. К ним относятся:

ситуация, когда провести процедуру предписал инспектор ГИТ;

изменение технологических условий труда. Сюда входит переоборудование рабочего места или изменение сырья, то есть факторов, которые могут сказаться на степени вредности;

несчастный случай на производстве;

мотивированное предложение профсоюза.

Во всех этих ситуациях СОУТ также проводится в течение шести месяцев. Для этих ситуаций срок проведения спецоценки не был увеличен.

Если в организации имеются еще действующие результаты аттестации рабочих мест, СОУТ потребуется проводить после окончания их действия. Но в любом случае, поскольку ФЗ о спецоценке условий труда применяется с 1 января 2014 года, до конца 2018 года спецоценку должны уже будут пройти все организации, поскольку результаты действия ранее проведенной аттестации рабочих мест уже закончатся.

Алгоритм действий при проведении спецоценки

Итак, когда в организации наступили основания для проведения СОУТ, необходимо предпринять несколько последовательных действий для проведения данных мероприятий.

Шаг 1.

Выбираем специализированную компанию, которая осуществляет данный вид работ. Главное в этой ситуации – проверить у организации наличие аккредитации Минтруда России. Для этого надо зайти на официальный сайт Минтруда России, на нем представлены все организации, имеющие соответствующую аккредитацию.

Целесообразно на этом этапе сравнить цены и собрать отзывы о подходящих компаниях.

Шаг 2.

После того, как вы определитесь с компанией, которая будет проводить СОУТ, надо перейти к организационным моментам.

Теперь надо создать комиссию по проведению спецоценки. Это требование установлено ст.9 Закона № 426 — закон о специальной оценке условий труда.

При этом Закон вводит правило, которое необходимо соблюдать – количество членов комиссии должно быть нечетным. Это необходимо для утверждения результатов спецоценки. Кроме того, определяется состав комиссии. Для организации, которые не отнесены к субъектам малого предпринимательства комиссия формируется с обязательным включением в ее состав:

представителей работодателя. От работодателя должен быть обязательно представлен специалист по охране труда;

представителей профсоюза или представительного органа работников, если он имеется в организации.

При этом председателем комиссии утверждается представитель работодателя.

Руководителю потребуется утвердить состав комиссии. Сделать это можно приказом о проведении специоценки. Приказ о спецоценке условий труда составляется в произвольной форме. Вы можете ориентироваться на подготовленный нами образец.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

Шаг 3

Составляется и утверждается график проведения спецоценки.

Справка

Этот документ организация разрабатывает самостоятельно. Унифицированной формы графика нет. В графике следует отразить временные промежутки для:

  1. идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
     
  2. исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
     
  3. оформление результатов специальной оценки условий труда и утверждение отчета о ее проведении

Этот график утверждает руководитель организации.

Шаг 4

Комиссия утверждает рабочие места, которые подлежат СОУТ.

Для этого составляется перечень рабочих мест, в том числе, и рабочих мест совместителей, подлежащих спецоценке. В него также включаются аналогичные рабочие места. Этот перечень должна утвердить комиссия.

Справка. Определение аналогичных рабочих мест содержится в статьей 9 Закона о спецоценке. Фактически – это однотипные, аналогичные рабочие места, на которых условия труда не различаются.

Такие рабочие места находятся в одном или похожих помещениях, с одинаковыми условиями. При этом подразумевается, что на этих рабочих местах трудятся сотрудники, занимающие одинаковые должности и с одним режимом работы.

Это надо для того, чтобы не проверять все одинаковые рабочие места. Если в организации имеются аналогичные рабочие места, то мероприятия по спецоценке проводится только на 20 процентах таких рабочих мест. А результаты впоследствии распространяются уже на все аналогичные места.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/384689-federalnyy-zakon-426-fz-o-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda-17-m9

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

СОУТ специальная оценка условий труда законодательство

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: СКАЧАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике. Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е. будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Источник: https://beltrud.ru/sout-dlya-kazhdogo-426-fz-o-spetcialnoy-otcenke-usloviy-truda/

Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения

СОУТ специальная оценка условий труда законодательство

Федеральный закон о специальной оценке условий труда действует в России уже три года.

Его нормами определено, что все работодатели должны проводить на каждом рабочем месте СОУТ, не реже чем один раз в пять лет, это требование пришло на смену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда.

За время действия этого закона большинство организаций успели привыкнуть к его требованиям и изучить большинство его норм, однако некоторые из них до сих пор вызывают вопросы.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Что же требует от работодателей ФЗ № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда? В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников.

При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган.

Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ.

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других ньюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов.

Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории.

По результатам СОУТ заполняется отчет — Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест.

Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие «идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов».

Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки.

Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит, работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г.

N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению.

Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537.;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.

Как изменялся ФЗ о СОУТ

Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

  1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
  2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.

Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП – на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо – на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).

Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Источник: https://ppt.ru/forms/426-fz-sout

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий