Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

В этой статье:

Содержание
  1. Кем осуществляется государственное управление охраной труда
  2. Каким образом осуществляется государственное управление охраной труда?
  3. Государственные нормативные требования охраны труда
  4. Что может Минтруда в отношении безопасности работ?
  5. Кем еще осуществляется государственное управление охраной труда?
  6. Государственная экспертиза условий труда
  7. Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда
  8. Когда осуществляется государственная экспертиза условий труда?
  9. На каких основаниях, как и кто осуществляет государственную экспертизу условий труда
  10. Цели проведения экспертизы
  11. Регламент проведения мероприятий
  12. Инициирование госэкспертизы работодателем
  13. Другие основания для проведения экспертизы
  14. Передача документов для проверки
  15. Оформление результатов экспертизы и ее последствия
  16. Экспертиза условий труда – порядок проведения и нормативы
  17. Виды государственной экспертизы условий труда
  18. Порядок проведения экспертизы условий труда
  19. Государственная экспертиза условий труда
  20. В каких случаях проводится, и кто инициирует государственную экспертизу УТ 
  21. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда
  22. Заявление о проведении госэкспертизы
  23. Как проводится экспертиза
  24. Заключение госэкспертизы
Рекомендуем!  Какие награды нужны для оформления ветерана труда?

Кем осуществляется государственное управление охраной труда

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Прочитав статью, вы узнаете:

кем осуществляется государственное управление охраной труда, и кто его проводит;  что такое государственная экспертиза условий труда и каков ее цели.

итак, начнем…

задача, которая стоит перед госуправлением ОТ, – добиться, чтобы все трудящиеся страны работали в здоровых и безопасных условиях, сохраняли свое здоровье. Государственное управление охраной труда осуществляется:

• Правительством РФ; • Минтрудом РФ;

• исполнительными властями всех уровней.

Они:

• занимаются международным сотрудничеством, обмениваются эффективным опытом создания и воплощения в жизнь полезных трудоохранных порядков и процедур;

• разрабатывают законодательные, нормативные документы по ОТ, определяют механизм практического применения ее положений;

• разрабатывают и курируют ввод в действие порядка обучения охране труда для трудящихся всех профессий и должностей – от директоров до слесарей;

• организуют правильную совместную работу органов власти разных уровней, распределяют между ними обязанности, ответственность, координируют их работу с профсоюзами, работодателями и другими объединениями;

• создают федеральные трудоохранные программы, финансируемые из бюджетов разных уровней подчиненности (федерального, местных и т. д.), контролируют ход воплощения в жизнь этих программ, оценивают достигнутый эффект;

• создают и вводят в действие порядки, методики, документацию по госэкспертизе и спецоценке условий труда (УТ);

• поощряют работодателей, которые улучшили УТ и повысили уровень безопасности на своих предприятиях;

• выполняют другие задачи.

Государственное управление охраной труда осуществляется организациями, которые не зависят от политических партий, объединений граждан, владельцев предприятий, хозяйственных структур и др. Эффективность этого управления обеспечивается скоординированными действиями государственных органов с одной стороны, объединений работодателей – с другой, профсоюзов и прочих представителей трудящихся – с третьей.

Каким образом осуществляется государственное управление охраной труда?

Государственное управление охраной труда осуществляется в основном методом разработки и реализации действий и мер, обеспечивающих:

• точное выполнение требований законодательства РФ;

• высокий уровень мотивации работодателей повышать уровень ОТ на своих предприятиях, улучшать условия труда;

• осознание трудящимися важности соблюдения требований ОТ, внимательного отношения к своему здоровью, сохранения трудоспособности, повышению качества жизни;

• прозрачное и скоординированное функционирование организаций, которые занимаются разрешительной деятельностью, выполняют контрольные функции, координацию работы с компетентными в этой сфере федеральными органами;

• усовершенствование системы общественного контроля выполнения требований трудоохранного законодательства;

• поддержку и координирование работы системы обучения, переподготовки специалистов по ОТ, сотрудников управляющих и контролирующих организаций, трудящихся, которые нуждаются в соответствующих знаниях (например, по промсанитарии, опасным видам работ);

• создание и усовершенствование законодательных и НПА;

• усовершенствование систем: спецоценки УТ, лицензирования (например, работы со взрывчаткой, химикатами).

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда изложены в:

1) инструкциях: • по безопасности отдельных работ; • межотраслевых;

• типовых;

2) стандартах и их системах: • государственных; • отраслевых;

• межотраслевых;

3) правилах: • организующих безопасные работы или эксплуатацию оборудования; • санитарных; • строительных; • межотраслевых;

•отраслевых;

4) нормах: • гигиенических; • санитарных;

• строительных.

Документация, определяющая государственные нормативные требования охраны труда, утверждается:

• Госстандартом; • Госстроем; • Минтрудом; • Минздравсоцразвитием;

• Ростехнадзором.

Что может Минтруда в отношении безопасности работ?

Минтруда России относится к федеральным органам исполнительной власти. Правительство РФ поручило ему разрабатывать, внедрять и курировать исполнение:

1) порядках: • назначения компенсационных выплат трудящимся, которые работают во вредных для здоровья условиях, расчета сумм этих выплат; • осуществления госэкспертизы УТ; • обучения по ОТ трудящихся рабочих профессий и ИТР; • определения уровней профрисков;

• расследования НС и ПЗ;

2) типовых инструкций;

3) перечней: • факторов, за работу под действием которых трудящимся положено выдавать молоко; • ежегодных мероприятий по ОТ (типовой); • работ, которые не могут выполнять женщины, лица младше 18 лет;

• услуг, которые могут выполнять только аккредитованные организации;

4) норм, по которым: • выдается молоко или выплачиваются компенсации за него, выдаются моющие, обезвреживающие средства, спецодежда, спецобувь, СИЗ;

• организовывается перемещение тяжелых предметов лицами младше 18 лет, женщинами;

5) правил: • безопасной организации разных видов и категорий работ;

• финансового обеспечения трудоохранных мероприятий, лечения трудящихся в санаториях, на курортах страны;

6) критериев оценки возможности работника трудиться после травмы или заболевания;

7) реабилитационных программ для травмированных либо заболевших при выполнении производственных заданий лиц.

Кем еще осуществляется государственное управление охраной труда?

Управляют охраной труда и другие государственные организации. Они делают это в рамках своих компетенций. Например, Минздрав + Минтруда и соцзащиты РФ согласовывают режимы работы трудящихся: рабочее время, длительность междусменных перерывов и т. д. Границы полномочий каждой из этих организаций определяют:

• ТК РФ; • ФЗ и НПА;

• местные законы и НПА.

На уровне субъектов РФ органы исполнительной власти:

1. Организуют теоретическое и практическое обучение ОТ трудящихся любых организаций; 2. Проводят госэкспертизу УТ; 3. Разрабатывают и внедряют программы и процедуры, призванные улучшить УТ трудящихся и снизить профриски, полноценно внедрить программы федерального значения; 4. Полное соблюдение требований законодательства по ОТ; 5.  Собирают и обрабатывают данные по региону;

6. Выполняют другие задания.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Ее руководитель – одновременно и главный госинспектор труда РФ, поэтому управление федеральной инспекцией труда также ложится на его плечи.

Федеральная инспекция организует деятельность региональных госинспекций труда. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется также госинспекциями. Например, в Иркутской обл.

госэкспертизу УТ выполняет областное Министерство труда и занятости.

За создание и утверждение методологии и последовательности выполнения государственной экспертизы условий труда отвечает Минтруд. Он устанавливает списки материалов, которые нужно предоставить на экспертизу (зависит от особенностей объекта, по которому проводится экспертиза). Для этого разрабатываются специальные административные регламенты.

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

• выявление фактического состояния условий труда; • выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях;

• оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

• получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ; • осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий; • поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям;

• наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

Эти лица обязаны:

• выполнить работы в срок; • гарантировать конфиденциальность; • сделать обоснованные и объективные выводы; • составить заключение; • направить его заявителю и заинтересованным лицам; • обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу;

• предъявлять удостоверение.

Когда осуществляется государственная экспертиза условий труда?

Государственная экспертиза условий труда осуществляется по:

• представлениям государственных инспекций труда; • решениям судебных органов; • заявлениям: • работников; • законных представителей работников; • профсоюзов; • уполномоченных трудовых коллективов; • заявлениям отдельных работодателей, отраслевых и других объединений;

• обращениям страхователей (например, Фонд соцстраха РФ).

Исследования и заключения, проведенные в рамках госэкспертизы, оплачивает заявитель. Отправляя на экспертизу пакет материалов и документов, к нему необходимо приложить заявление.

Регламент работ каждый из субъектов РФ составляет, утверждает и вводит в действие самостоятельно. Максимальный срок завершения работ – 1 месяц, начиная от дня приема пакета документов. Результаты госэкспертизы можно оспаривать в судах.

Споры, которые возникают из-за несогласия с ее результатами, разрешает Минтруда.

Итак, вы узнали, кем осуществляются государственное управление охраной труда и государственная экспертиза условий труда, ознакомились с перечнями их задач и методиками их выполнения на практике, узнали, где изложены государственные нормативные требования охраны труда и кто их утверждает. Пусть эти знания помогут вам в профессиональной деятельности.

Источник: https://beltrud.ru/kem-osushhestvlyaetsya-gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda-gosudarstvennaya-expertiza-usloviy-truda/

На каких основаниях, как и кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной специальной оценке условий труда по ТК РФ (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте тут);
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия.

При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п.

18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и оформления результатов специальной оценки условий труда, то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи https://otdelkadrov.online/11638-unifitsirovannaya-klassifikatsiya-uslovii-truda-po-faktoram-proizvodstvennoi-sredy). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — здесь);
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ.

Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно.

Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п.

    7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2019 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке https://otdelkadrov.online/4213-shtrafy-trudovoi-inspektsii-dlya-yuridicheskih-lits-v-year-godu.
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Источник: https://otdelkadrov.online/11687-gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovii-truda

Экспертиза условий труда – порядок проведения и нормативы

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Российская Федерация в своей Конституции предусматривает принципы охраны труда граждан и иностранцев на её территории.

При этом одним из методов обеспечения должного уровня безопасности является проведение экспертизы условий труда (УТ) на предприятиях с целью выявления соответствия их или несоответствия действующим законодательным нормативам и правилам.

Порядок проведения такой экспертизы регулируется достаточно строго и отражён в соответствующих законах и нормативных документах.

1. Правовое регулирование экспертизы условий труда 2. Виды государственной экспертизы условий труда 3. Порядок проведения экспертизы условий труда

Так как право граждан на труд, а также на надлежащие санитарные, гигиенические и временные УТ закреплено положениями Конституции РФ, а именно – статей 7 и 37 Основного закона, в Российской Федерации действуют и иные законы, и нормативные документы, целью которых является обеспечение вышеозначенных конституционных прав человека. В целом же, понятие госэкспертизы условий труда раскрывается в положениях ст. 216.1 ТК РФ. Более подробно порядок проведения такого исследования рассматривается положениями Приказа Минтруда России №549н от 12.08.2014, где фактически объясняются основания для проведения таковых исследований.

При этом следует отметить, что в целом данная экспертиза не является обязательной в общих случаях, а её проведение может быть обусловлено исключительно соответствующими факторами. Так, право требования проведения вышеозначенных исследований может использоваться:

  • Федеральными органами по надзору и обеспечению охраны труда;
  • Работодателем, трудящимися, объединениями вышеозначенных лиц, профсоюзными организациями, страховыми организациями и фондами;
  • Судебными органами.

Обратите внимание

Следует различать экспертизу УТ от специальной оценки таких условий. Это два различных понятия, хоть и несущих смежные цели. Ведение означенной оценки является обязанностью работодателя, в то время, как экспертиза, в первую очередь, призвана подтвердить или опровергнуть в случае достаточных на это оснований результаты проведения подобных оценок.

Виды государственной экспертизы условий труда

Вышеобозначенный приказ Минтруда №549н предусматривает различные варианты проведения экспертизы УТ. В частности, существует разделение такой экспертизы на виды. От вида проводимых исследований будет зависеть окончательное заключение, проверяемые объекты и мероприятия, а также условия предоставления подобных исследований. Так, в первую очередь экспертизы УТ подразделяются на:

  • Проверку специальной оценки УТ;
  • Проверку фактических УТ;
  • Проверку точности и правильности предоставления трудящимся обусловленных законом компенсаций за их деятельность во вредных или опасных условиях.

Соответственно, экспертиза может требовать привлечения различных специалистов и проводиться в различных форматах. Так, проверка качества специальной оценки УТ может производиться в формате документальной экспертизы, равно как и проверка правильности предоставления компенсаций. В то же самое время, проведение проверки фактических условий, в каковых исполняют свои рабочие обязанности трудящиеся без визита на сам объект труда является невозможным.

Порядок проведения экспертизы условий труда

Ответственным органом за проведение условий труда является соответствующий орган субъекта РФ в сфере охраны труда. Существующий порядок проведения обозначенной экспертизы подразумевает, в первую очередь, подачу заявления на начало экспертных мероприятий. Лица и органы, которые могут подавать такие заявления, выступающие основанием для проверки, были указаны выше.

Обратите внимание

В случае, если заявителем выступает отдельный работник, экспертиза фактических УТ проводится исключительно по отношению к УТ данного конкретного сотрудника и не затрагивает остальной коллектив и предприятие.

В течение одной недели после подачи заявления ответственный исполнительный орган либо даёт своё согласие на проведение экспертизы, о чём уведомляется как заявитель, так и должностные лица предприятия, либо предоставляет мотивированный отказ.

Отказ может быть предоставлен в случае несоблюдения порядка подачи заявления, предоставления неправильных или неполных документов либо неуплаты стоимости такой экспертизы. Экспертиза условий труда является бесплатной в следующих ситуациях:

  • Когда проводится фактическая проверка условий труда;
  • Когда она начинается по соответствующему представлению органов судебной власти;
  • В случае, если данная проверка была инициирована иными уполномоченными органами власти в сфере охраны труда.

В иных ситуациях необходимость оплаты экспертизы возлагается на заявителя. Сроки проведения такой экспертизы составляют тридцать суток с момента получения экспертным органом соответствующего заявления. При этом срок может быть единожды продлён до дополнительного шестидесятидневного рубежа, но не выше него.

По окончании экспертизы выдаётся соответствующее заключение, определяющее соблюдение либо несоблюдение работодателем нормативов по обеспечению адекватных УТ, отдыха, оплаты и компенсации негативных факторов.

В процессе экспертизы могут применяться различные измерения негативных воздействий на сотрудников, в том числе подлежат исследованию как абсолютные показатели, например, содержания вредных веществ в воздухе, температуры, шумового загрязнения, так и относительные, касающиеся непосредственно рабочего процесса. Например – исследование позы сотрудников в процессе работы, объемов физической, психологической и умственной нагрузки.

Важный факт

Следует помнить, что к опасным или вредным УТ может быть отнесена и работа, никак не связанная с опасным производством, техническим оборудованием или химическими факторами. В частности, высокое психологическое давление, вызванное исполнением служебных обязанностей, например – при ежедневном контакте с большим количеством людей, также может признаваться вредными условиями трудовой деятельности.

(79 голос., 4,43 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/ekspertiza-uslovij-truda/

Государственная экспертиза условий труда

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

В каких случаях проводится, и кто инициирует государственную экспертизу УТ 

ГЭУТ носит сугубо заявительный характер.

Возможны следующие основания для проведения экспертизы:

  • по обращению работников и их представителей;
  • по обращению страховщиков по социальному страхованию;
  • по решению суда;
  • по представлениям ГИТ на местах в ходе надзорных мероприятий;
  • по обращению работодателей (тоже не редкость) или органов ФСС.

Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте. Но если в карте СОУТ были указаны и аналогичные рабочие места, то экспертиза распространяется и на эти места.

внимание

Экспертизу проводят бесплатно, если поводом для нее послужили обращения органов исполнительной власти, ГИТ, решений суда. Для работников, профсоюзов и работодателей экспертиза является платной, если они обратились в исполнительный орган напрямую, а не через ГИТ.

Государственная экспертиза условий труда по инициативе работодателя может быть как платной, так и бесплатной. Это зависит от цели проведения. В некоторых случаях саму экспертизу проводят бесплатно, но все необходимые исследования и измерения в отношении вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса оплачивает работодатель.

Во время плановой проверки ГИТ инспектор наблюдал, что, пока он весь день работал с документами, в окне напротив газоэлектросварщик без перерыва занимался сваркой, с утра и до вечера.

Через некоторое время инспектор прочитал отчет на корпоративном сайте, где напротив РМ газоэлектросварщика увидел класс 2. Почему такое стало возможным? Это заинтересовало инспектора, и он пошел разговарить с работником.

Обычно работники не любят беседовать с чужаками, поэтому газоэлектросварщик Н.

пояснил, что работает так не всегда, раз-два в неделю бывает и передышка, когда сварка длится часов пять-шесть, а в остальное время он отдыхает – таскает вдвоем с другим сварщиком полные баллоны со склада в мастерскую, когда вручную, а когда – в тачке.

– «Был ли у Вас эксперт по проведению СОУТ?» – полюбопытствовал инспектор.

– «Да, приходил, с начальником, спросил, как дела,и ушел».

Затем в материалах комиссии по проведению СОУТ инспектор обнаружил интересный документ: «Лист самофотографии рабочего дня». Из этого листа следовало, что газоэлектросварщик Н.

провел самофотографию рабочего дня и выявил, что работает непосредственно с аппаратом на сварке не более двух часов в день, а все остальное время занимается обслуживанием и чисткой своего аппарата – то есть 6 часов работник протирает сварочный аппарат, чистит рабочее место от нагара, подметает сварочный пост, который после такого ухода просто обязан был блестеть. Не работа, а курорт.

– «Вы составляли этот документ?»

При этом лист самофотографии был напечатан на ПК, но внизу стояла действительно подпись работника, были видны следы от сажи.

– «Да, подпись моя, прибегала инженерша, велела расписаться».

Оказалось, что работник постоянно расписывается в каких-то документах, читать их ему вроде как предлагают, но всегда торопят, прибегут без пальто и в туфельках, жалко их, холодно, он и подписывает так.

То есть нельзя было собрать в теплом помещении всех газоэлектросварщиков, разъяснить им их права во время проведения СОУТ и особенно – право на участие в оценке своего рабочего места, это раз.

Самофотография рабочего дня подразумевает, что работник сам фиксирует свой технологический процесс в выданной ему табличной форме, сам пишет, где он включил аппарат, где проверил сварочный шов, где стал зачищать сварку, когда начал убираться на рабочем месте.

Инспектор инициировал проведение ГЭУТ. До этого он рассказал работнику, каким образом нарушены его права и как нужно добиться справедливого назначения гарантий и компенсаций, чтобы получить право на досрочную пенсию по своему тяжелому труду.

внимание

Газоэлектросварщики входят в льготные списки на досрочную пенсию.

Расходы на лабораторно-инструментальные замеры по ГЭУТ понес работатель, так же как и расходы на внеплановую СОУТ – по рабочему месту заявителя-газоэлектросварщика и по остальным аналогичным РМ.

В результате проведенной госэкспертизы карта по недавно проведенной таким образом СОУТ на РМ газоэлектросварщика была признана недействительной, работодателя обязали выплатить ему и остальным «аналогичным» работникам гарантии и компенсации в полном объеме.

В настоящее время решается вопрос о лишении аккредитации экспертной организации П. и аннулирования аттестатов экспертов СОУТ.

НАША СПРАВКА

Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, осуществлявшей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф – 200 тыс. руб. либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов – штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.

Но всем ли работникам так повезёт с принципиальным сотрудником Рострудинспекции?

Во другом случае новый специалист по ОТ или сам работодатель выявит, что его «надули», что счета за медосмотр, дополнительные взносы в ПФР и ФСС, да и сами выплачиваемые к окладу суммы в результате такой СОУТ взлетели до небес по сравнению с прошлыми годами.

внимание

Гарантии и компенсации по результатам ГЭУТ не устанавливаются! Основанием является только спецоценка.

Если работодатель несогласен с результатам СОУТ, ему лучше обратиться напрямую в Рострудинспекцию, т.е. в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочих мест или по юридическому адресу. В этом случае и экспертиза, и замеры будут проводиться бесплатно. Уже Рострудинспекция будет оценивать объективность доводов заявителя, направив, помимо материалов по проведенной с нарушениями СОУТ, документы и по ранее проведенной АРМ.

Если работник пишет обращение на неправильно проведенную СОУТ не в ГИТ, а напрямую в Роструд, то он будет оплачивать эту экспертизу сам, и экспертиза будет проведена только на его рабочем месте. Если же инициатором проверки будет Роструд по обращению работника, то и экспертиза будет бесплатной, и проверены будут как рабочее место работника, так и аналогичные РМ.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Статья 216.1 ТК РФ Н3

ГЭУТ осуществляется в соответствии со статьй 216.1 ТК РФ федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

Фрагмент:

Заявление о проведении госэкспертизы

Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

В пункте 11 приказа Минтруда № 549н содержится требование к составлению заявления.

Фрагмент:

Как проводится экспертиза

Государственный эксперт или экспертная комиссия проводят ГЭУТ в соответствии с «Административным регламентом по осуществлению государственной экспертизы условий труда», утв. приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 708н.

Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

Заключение госэкспертизы

По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям Методики № 33 и ФЗ-426.

Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно. 

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103413-qqq-17-m10-gosudarstvennaya-ekspertiza-usloviy-truda

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий