Кто обязан проводить спецоценку условий труда?

В этой статье:

Содержание
  1. Специальная оценка условий труда: для чего нужна, кто должен проводить, порядок проведения
  2. Для чего нужна спецоценка
  3. Кто должен проводить специальную оценку
  4. Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации | кто проводит СОУТ
  5. Кто обязан проводить специальную оценку условий труда
  6. Кто проводит спецоценку условий труда рабочих мест в организации
  7. Пошаговый алгоритм подготовки к проведению спецоценки
  8. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда
  9. Какие рабочие места подлежат специальной оценке
  10. Как часто проводить спецоценку
  11. Как начать специальную оценку
  12. Проведение спецоценки и оформление ее результатов
  13. Где используются результаты специальной оценки
  14. Чем грозит отказ от спецоценки
  15. Как и кто проводит специальную оценку условий труда, сроки, штрафы
  16. Суть спецоценки условий труда – для чего нужна эта процедура
  17. Кому необходимо проводить мероприятия СОУТ?
  18. Что подлежит специальной оценке?
  19. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда – СОУТ
  20. В каких случаях требуется проведение внеплановой соут?
  21. Кто уполномочен проводить специальную оценку условий труда?
  22. Результаты специальной оценки условий труда
  23. Санкции – ответственность за нарушения в области СОУТ
  24. Заключение – обобщение
Рекомендуем!  Как правильно провести специальную оценку условий труда?

Специальная оценка условий труда: для чего нужна, кто должен проводить, порядок проведения

Кто обязан проводить спецоценку условий труда?

Несколько лет назад, чтобы определить какие условия деятельности у работников на предприятии, организовывалась аттестация рабочих мест. По ее итогам людям, работающим в компаниях, предоставлялись различные компенсации за вредность. Но с 2014 года эта процедура была заменена на комплекс мероприятий, который получил название специальная оценка условий труда.

Для чего нужна спецоценка

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это изучение рабочих мест на фирме и определение степени влияниях их на здоровье работников хозяйствующего субъекта. Она проводится в соответствии с ФЗ независимыми внешними специалистами.

В настоящее время действует переходный период, так как для работодателей, у которых аттестация прошла до вступления в силу этого нормативного акта, пять лет учитываются ее результаты. Ожидается что данные фирмы с 2018 года в полном объеме начнут проводить ее.

Необходимость СОУТ определяется в установлении степени опасности для работников каждой профессии на предприятии. По ее результатам предприятиям и предпринимателям необходимо предоставлять сотрудникам специальные защитные средства и одежду, специальное питание, производить компенсационные выплаты различного характера и отчислять необходимые взносы в фонды.

Эта процедура необходима для каждой стороны трудовых отношений.

Важность проведения СОУТ
Для работодателя Для работника
Она нужна для соблюдения действующего законодательства и избежания различных наказаний, а также для экономического обоснования расходов на улучшения условий деятельности. Тем более, что затраты на проведение СОУТ компенсируются государством из средств ФСС при предоставлении соответствующих подтверждающих документов. А при удовлетворительных условиях труда, фирма может снизить нагрузку по взносам в соцстрах. Спецоценка позволяет получить, в случае присутствия вредных или опасных условий, льготный стаж и право досрочного выхода на пенсию.
Рекомендуем!  Положение о спецоценке условий труда в ДОУ

Независимые эксперты могут присваивать после проведения различных замеров следующие уровни (классы) влияния на здоровье человека его рабочего места:

  • Оптимальные условия труда;
  • Допустимые условия труда;
  • Вредные условия труда;
  • Опасные условия труда.

В каждом классе еще существуют подразделения.

Кто должен проводить специальную оценку

Согласно действующему законодательству проведение специальной оценки условий труда обязательна для большинства работодателей. Ее нужно проводить компаниям, учреждениям, предпринимателям, являющимися работодателями. Исключение составляют только ИП без работников и физические лица, заключающие трудовые контракты с людьми.

  Методика проведения специальной оценки условий труда

Что подлежит спецоценке?

Изучению и измерению подлежат все рабочие места. При этом если сотрудники работают на территории заказчика, СОУТ также должна проводиться работодателем.

Исключения составляют:

  • Рабочие места надомников (работа осуществляется дома у работника);
  • Дистанционные рабочие места (вне места расположения организации с использованием средств интернета и коммуникаций);
  • Рабочие места у физических лиц, выступающих работодателями.

При проведении СОУТ нужно учитывать, что идентичные места работы изучаются как одно. Например, в компании в штатном расписании присутствует должность водитель автобуса, на которой занято 10 человек, работающих на одинаковых машинах. Оценке подлежит одно рабочее место водителя автобуса, а результаты процедуры применяются ко всем 10 работникам.

Но если автобусы будут существенно отличаться друг от друга (степень влияния на здоровье), то нужно проводить оценку по каждому виду. Например, водитель ГАЗ, водитель ЗИЛ, водитель КАМАЗ.

Также при определении количества объектов изучения имеет значение нахождение рабочего места, например, освещение, отопление, вентиляция, кондиционирование и т. д. Если значения этих показателей одинаково, то рабочие места можно группировать, и проводить СОУТ одного.

Минимально в хозяйствующем субъекте проверяются два рабочих места. Статистика показывает из-за аналогичности в среднем изучению подлежат где-то двадцать процентов мест от общего количества.

С 2016 года работник имеет право направлять своему работодателю предложения по осуществлению у него на рабочем месте СОУТ. А организация при проведении оценки независимыми специалистами должна обеспечить их всей необходимой информацией о рабочем месте будь это документация или устные пояснения.

С этого года независимые эксперты должны придерживаться единых методик по проведению спецоценки, которые они определяют самостоятельно. В настоящее время применяются методики, используемые еще при аттестации. Их утверждение в качестве таковых должно быть завершено к 31.12.2020 года.

Источник: https://ip-on-line.ru/kadry/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.html

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации | кто проводит СОУТ

Кто обязан проводить спецоценку условий труда?

Специальная оценка условий труда во всех организациях должна быть завершена к 31 декабря 2018 года. От её результатов зависят расходы предприятия на ближайшие пять лет. Кто должен проводить СОУТ и как правильно это сделать – расскажем в статье.

Кто обязан проводить специальную оценку условий труда

Процедура СОУТ регламентируется Законом РФ № 426-ФЗ и является обязательным мероприятием по обследованию фактических условий труда для каждого работодателя, независимо от форм собственности и видов экономической деятельности. Исключение составляют рабочие места муниципальных и государственных служащих, но остальной обслуживающий их нужды персонал также подлежит спецоценке. Таким образом, СОУТ должен провести каждый работодатель в РФ.

Специальная оценка на рабочих местах проводится работодателем с периодичностью 1 раз в 5 лет. Целью этого мероприятия для государства в целом является снижение компенсационной нагрузки из средств бюджета и сокращение числа льготных пенсионеров по спискам № 1 и № 2.

 Для назначения страховой пенсии должно быть правовое обоснование, согласно статье 30 Закона РФ № 400-ФЗ, и этим обоснованием является специальная оценка условий труда.

Поэтому работодатель обязан доказать необходимость или отсутствие необходимости в уплате дополнительного тарифа по взносам в Пенсионный Фонд России.

В обязанности работодателя входит обоснованное декларирование рабочих мест. Декларированные рабочие места являются признаком того, что десять лет можно не возвращаться к вопросу оценки условий труда работников.

Декларирование – новая процедура. Митрудом ведется государственный реестр деклараций о соответствии рабочих мест требования законодательства.

 Данные о количестве рабочих мест, соответствующих требованиям безопасности, передаются в органы статистики для формирования бюджета на содержание инспекций, для планирования риск-ориентированных проверок по охране труда.

Организация обязана проинформировать ФСС и Рострудинспекцию о результатах проведенной СОУТ, а также разместить открытую информацию согласно ведомости рабочих мест на своем корпоративном сайте.

К обязанностям работодателя также относится составление перечня рабочих мест, оказание содействия организации, проводящей СОУТ, обеспечение лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории, допуск экспертов и лаборантов к замерам факторов производственной среды.

Прежде всего необходимо составить и обостновать перечень аналогичных рабочих мест. Это не только серьезно удешевляет спецоценку, но и структурирует мероприятия по улучшению условий труда. Обязательным условием для аналогичности рабочих мест является идентичность оборудования.

При этом в учет берутся только те показатели, которые отвечают за безопасность эксплуатации.

К примеру, при оценке условий работы водителей для отнесения рабочих мест к аналогичным должны совпадать не только марка ТС, модификация, навесное оборудование, вид эксплуатируемого топлива, вид кондиционирования и вид системы выпуска газов, объем двигателя и все остальные ТТХ, кроме госномера, но и модельный год, а также год выпуска ТС.

Если инспектор Рострудинспекции придет к выводу о безосновательности отнесения рабочих мест к аналогичным, придется проводить на них внеплановую СОУТ. Если декларация будет составлена вразрез с требованиями 326-ФЗ, то также придется проводить СОУТ заново.

По завершении СОУТ работодатель должен провести:

  • ознакомление работников с результатами проведенной оценки;
  • опубликование результатов на корпоративном портале компании;
  • направление декларации в государственный реестр или в ГИТ по месту нахождения организации.

Еще одной немаловажной обязанностью работодателя является назначение гарантий и компенсаций работающим во вредных условиях труда.

Кто проводит спецоценку условий труда рабочих мест в организации

Обязанности по организации проведения специальной оценки возлагаются на комиссию, назначенную приказом руководителя. Комиссия создается до заключения договора с экспертной организацией и должна определить, кто проводит специальную оценку условий труда в организации. Делается это в целях обеспечения независимости выбора экспертной организации.

Читайте подробнее, как правильно выбрать в реестре Минтруда организацию для проведения СОУТ и заключить договор>>>

В состав комиссии должны быть включены специалисты по охране труда, сотрудники отдела кадров, главные специалисты предприятия – технологи, инженеры, юристы, экономисты, инженеры по нормированию труда.

 Члены комиссии должны владеть всей информацией по производственным и технологическим процессам, по эффективности применяемого инструмента и средств индивидуальной и коллективной защиты, знать принципы проведения замеров факторов производственной среды.

 Оптимально, чтобы члены прошли предварительное обучение по проведению СОУТ в учебном центре.

Стоимость такого обучения не высока, но знания, полученные во время этого краткосрочного курса, окупятся правильным подбором организации, проводящей СОУТ, и экспертов. В ходе курсов члены комиссии обновят свои знания по классификации условий труда, по признакам отнесения рабочих мест к аналогичным, что не позволит экспертной организации злоупотреблять своими полномочиями и неоправданно завышать стоимость оценки на одно рабочее место.

Ответственными за проведение СОУТ в организации является специалист по охране труда (при наличии службы ОТ – ее руководитель), а также председатель и члены комиссии.

 Проведение спецоценки является совместной задачей службы управления персоналом и службы ОТ, поэтому работать им придется плотно. Формирование базы для проведения СОУТ проводится на основе штатного расписания.

 Служба охраны труда должна оказывать методическую поддержку комиссии в составлении перечня рабочих мест, подлежащих оценке, исключив из этого списка вакантные рабочие места, дистанционные и надомные должности.

Полезным будет провести собрание трудового коллектива, на котором следует разъяснить, для чего проводится спецоценка, какую пользу она несет, какой вред может быть нанесен организации, если эксперт будет пользоваться недостоверными данными, в том числе – от работников.

Если эксперт будет инициировать замеры рабочего времени, нужно показать трудовой процесс так, как он происходит на самом деле, без перегибов в ту или иную сторону. Для этого необходимо, чтобы еще до начала спецоценки был проведен анализ затрат времени на выполнение технологических операций по потенциальным вредным и опасным рабочим местам.

Специалист по ОТ всегда должен знать, где находятся наиболее опасные участки работы. Поэтому еще до того, как эксперт придет предприятие, нужно провести анализ трудозатрат в виде хронометража рабочего времени за семь смен по следующим профессиям:

  • газорезчик;
  • электрогазосварщик;
  • машинист экскаватора;
  • грузчик;
  • водитель погрузчика;
  • электромеханик, электрик;
  • кладовщик;
  • оператор 1С;
  • фрезеровщик, токарь;
  • стропальщик;
  • кабельщик-спайщик.

Для специалиста по охране труда важно построить конструктивный диалог с экспертом СОУТ. Эксперт – это, прежде всего, практик, который может оказать неоценимую помощь. Он может предоставить, например, не только перечень оснований для медосмотра в карте СОУТ, но и сформировать файл с указанием пунктов из приказа №302н почти по каждому рабочему месту. 

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Эксперт отвечает за качество своей работы. При этом по всем вопросам, на которые не были даны ответы эксперту, будет выставляться максимальный балл по вредности УТ. Это нужно помнить. Если появляются основания для разногласий – разрешать все вопросы следует в ходе проведения государственной экспертизы УТ.

Пошаговый алгоритм подготовки к проведению спецоценки

1. Составьте предварительный календарный план проведения СОУТ. В первую очередь следует оценить рабочие места имеющих право на досрочную пенсию, числящихся в списке 1 и 2 лиц, указанных в 1 и 2 части пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ, кроме того, те, на которых предполагается назначение льгот за работу по 3 и 4 классу условий труда и на которых в ходе прошлой АРМ был установлен вредный или опасный класс УТ.

2. Подготовьте всю технико-технологическую документацию на все машины и оборудование, на котором трудятся работники.

3. Сделайте копии должностных инструкций работников, графики их сменности, подготовьте для эксперта доступ к рабочим местам. Если эксперт не сможет попасть на рабочее место, он может установить опасный класс условий труда.

4. Проведите хронометраж рабочего времени. Об этом мы писали выше.

5. Обязательно подготовьте оборудование и машины к работе эксперта – например, организуйте мытье лобовых и боковых оконных стекол у экскаватора, поскольку будет проводиться анализ световой среды.

6. Проведите вовремя техническое обслуживание агрегатов, чтобы повышенный шум, стуки под капотом или копоть от подтеков моторного масла не портили микроклимат на рабочем месте водителей, механиков, и т.п.

7. Отрегулируйте всю контрольно-измерительную аппаратуру.

8. Проведите генеральную уборку в помещениях, не забудьте приобрести и постелить виброгасящие покрытия на полу, демпфирующие стеновые панели в цехах.

9. Все затраты на улучшение условий труда учтите при планировании предупредительных мер по ОТ для дальнейшего возмещения через ФСС.

Если эксперт установит класс 2 там, где раньше был класс 3.1 и выше, и при этом работодатель не провел мероприятия по охране труда, работник имеет право обратиться в ГИТ или в суд с иском о необоснованной отмене льгот и гарантий, так как фактические условия его труда остались неизменными.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103425-qqq-17-m10-kto-doljen-provodit-spetsialnuyu-otsenku-usloviy-truda-v-organizatsii

С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда

Кто обязан проводить спецоценку условий труда?

В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ (подробнее об этом читайте в материале «Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы»).

С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ).

В нем говорится, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см. «Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как часто проводить спецоценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.

Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Как начать специальную оценку

Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке.

Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя (подробнее об этом см. «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).

Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).

Таблица

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф взносов в ПФР
Опасный 4 8 %
Вредный 3.4 7 %
3.3 6 %
3.2 4 %
3.1 2 %
Допустимый 2 0 %
Оптимальный 1 0 %

Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки.

После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.

Чем грозит отказ от спецоценки

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно — статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение.

Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб..

Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев.

Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет.

А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2014/1/8226

Как и кто проводит специальную оценку условий труда, сроки, штрафы

Кто обязан проводить спецоценку условий труда?

 С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

 Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда – для чего нужна эта процедура

 СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

 От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

 Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

 https://www..com/watch?v=DU4J0aqFt4Q

Кому необходимо проводить мероприятия СОУТ?

 Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

  1. Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;
  2. Работодателям — физическим лицам.

Что подлежит специальной оценке?

 Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда – СОУТ

 С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ, спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

 Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

 Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда.

Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

 Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется проведение внеплановой соут?

 На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто уполномочен проводить специальную оценку условий труда?

 Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

 Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

 Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru. В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

 Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

 Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные взносы (для классов «вредный» — от 2 до 7% и «опасный» — 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

 С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

 Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Санкции – ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

 К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

 Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение – обобщение

 Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

 Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

Источник: https://kubts.ru/kak-i-kto-provodit-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda-sroki-shtrafy/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий