Какие организации должны проводить спецоценку условий труда?

В этой статье:

Рекомендуем!  Государственная экспертиза условий труда осуществляется кем?
Содержание
  1. Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда?
  2. Обязаны ли все организации и индивидуальные предприниматели проводить специальную оценку? Касается ли данная процедура офисных работников?
  3. Какие санкции могут быть за не проведение специальной оценки?
  4. А что делать, если в 2013 году была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда? Нужна ли в таком случае специальная оценка?
  5. Специальная оценка и аттестация в организации не проводились. Законом предусмотрено, что специальная оценка может проводиться поэтапно до 31 декабря 2018 года. Какие санкции могут быть в случае проверки трудовой инспекцией?
  6. Провели специальную оценку, по результатам вредных условий труда нет. Какие дальнейшие действия? Как и куда подать декларацию?
  7. С классификацией по условиям труда вроде понятно, а что такое классы рабочих мест?
  8. Как провести специальную оценку у ИП, если его офис находится в квартире?
  9. При введении в штатное расписание новой должности, в какой срок нужно провести специальную оценку? В случае переезда организации в другое помещение нужно ли проводить специальную оценку повторно?
  10. По результатам специальной оценки электрогазосварщику положена доплата к окладу в размере 4%, но этот сотрудник не все дни работает на сварке. Каким образом в данном случае платится доплата? Исходя из времени, проведенного во вредных условиях?
  11. В июне получаем результат специальной оценки. Имеются работники по доп. тарифу. С какого периода надо начислять доп. тариф: с июня или можно раньше?
  12. А как произвести оценку: можно сделать это самостоятельно или необходимо обращаться в специализированные компании?
  13. Как и кто проводит специальную оценку условий труда, сроки, штрафы
  14. Суть спецоценки условий труда – для чего нужна эта процедура
  15. Кому необходимо проводить мероприятия СОУТ?
  16. Что подлежит специальной оценке?
  17. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда – СОУТ
  18. В каких случаях требуется проведение внеплановой соут?
  19. Кто уполномочен проводить специальную оценку условий труда?
  20. Результаты специальной оценки условий труда
  21. Санкции – ответственность за нарушения в области СОУТ
  22. Заключение – обобщение
  23. Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации | кто проводит СОУТ
  24. Кто обязан проводить специальную оценку условий труда
  25. Кто проводит спецоценку условий труда рабочих мест в организации
  26. Пошаговый алгоритм подготовки к проведению спецоценки
Рекомендуем!  Оплата за вредные условия труда ТК РФ

Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда?

Какие организации должны проводить спецоценку условий труда?

Источник: http://www.klerk.ru/buh/

С 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Основные вопрос по СОУТ мы разобрали с партнером выпуска — компанией ЭкоСтар

Обязаны ли все организации и индивидуальные предприниматели проводить специальную оценку? Касается ли данная процедура офисных работников?

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места вне зависимости от организационно-правовой формы организации. Исключение составляют надомники, дистанционные работники, а также работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП.

В отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих проведение специальной оценки регулируется законами и иными НПА о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, в отношении условий труда всех остальных рабочих мест, в том числе офисных работников, должна проводиться специальная оценка.

Какие санкции могут быть за не проведение специальной оценки?

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ не проведение работодателем специальной оценки влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Если сравнить стоимость проведения специальной оценки с размером возможного штрафа, то, например, для юридического лица, в котором имеется 10 рабочих мест, общая стоимость проведения специальной оценки в большинстве случаев составит не более 20 000 рублей, что в три раза меньше предусмотренного законодательством административного штрафа.

А что делать, если в 2013 году была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда? Нужна ли в таком случае специальная оценка?

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в 2013 году, то в этом случае специальная оценка на таких рабочих местах может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, т.е. до 2018 года. Моментом завершения аттестации рабочих мест согласно п. 44 Порядка проведения аттестации считается дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Специальная оценка и аттестация в организации не проводились. Законом предусмотрено, что специальная оценка может проводиться поэтапно до 31 декабря 2018 года. Какие санкции могут быть в случае проверки трудовой инспекцией?

Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона N 426-ФЗ специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Исключением являются рабочие места так называемых «списочных» профессий, рабочие места, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные (опасные) условия труда, а также рабочие места, на которых по ранее проведенной аттестации или специальной оценке были установлены вредные (опасные) условия труда (часть 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ).

Однако статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в трудовом договоре помимо прочего указываются условия труда на рабочем месте. Условия труда на рабочих местах определяются по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест. В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа.

Провели специальную оценку, по результатам вредных условий труда нет. Какие дальнейшие действия? Как и куда подать декларацию?

Если по результатам проведения специальной оценки на рабочих местах условия труда признаны оптимальными или допустимыми (класс 1 или 2), то в этом случае работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Исключение составляют рабочие места, указанные в части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ.

Срок подачи – не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

Форма декларации – согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н).

Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа подписанного квалифицированной ЭЦП работодателя, путем заполнения соответствующей формы на официальном сайте Роструда (доступно не для всех субъектов РФ).

Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.

Также стоит отметить, что декларация может быть подана только в отношении рабочих мест, на которых была проведена именно специальная оценка, а не аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия результатов которой не истек.

С классификацией по условиям труда вроде понятно, а что такое классы рабочих мест?

Это классификация, которая объединяет рабочие места по группам и одним из важных критериев такого разделения является уровень механизации рабочего процесса.

У каждой группы есть свои рекомендации по организации труда, которых работодателю стоит придерживаться.

Такие групп сейчас существует пять: рабочие места для ручной работы, места для машинно-ручной работы, механизированные рабочие места, автоматизированные рабочие места, аппаратурные рабочие места. Подробнее про их отличия написано тут.

Как провести специальную оценку у ИП, если его офис находится в квартире?

В отношении условий труда надомников специальная оценка не проводится.

При введении в штатное расписание новой должности, в какой срок нужно провести специальную оценку? В случае переезда организации в другое помещение нужно ли проводить специальную оценку повторно?

Если введение в штатное расписание новой должности, а также переезд организации в другое помещение можно приравнять к вводу в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, тогда внеплановая специальная оценка условий труда проводится на таких рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления указанных случаев (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ).

По результатам специальной оценки электрогазосварщику положена доплата к окладу в размере 4%, но этот сотрудник не все дни работает на сварке. Каким образом в данном случае платится доплата? Исходя из времени, проведенного во вредных условиях?

Целесообразно увеличить оклад сотрудника минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада) и установить доплату не только за время, проведенное непосредственно во вредных условиях труда, а за все время работы.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При этом ТК РФ не предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в повышенном размере только за время, фактически отработанное во вредных условиях труда.

Такая возможность установлена Трудовым кодексом РФ (статья 121) только в отношении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда.

В июне получаем результат специальной оценки. Имеются работники по доп. тарифу. С какого периода надо начислять доп. тариф: с июня или можно раньше?

Начислять доп. тариф необходимо со дня вступления в силу результатов специальной оценки, т.е. со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

А как произвести оценку: можно сделать это самостоятельно или необходимо обращаться в специализированные компании?

Законом установлено, что оценку могут провести специализированные организации, обладающие для этого всем необходимым и в обязательном порядке сертифицированным оборудованием. Ведь возможно, придется замерять такие показатели как влажность, освещенность, вибрации и тп.

и тут без специализированной аппаратуры никак не обойтись. Чтобы удостовериться в том, что компания уполномочена делать такую оценку, стоит проверить ее наличие в реестре на сайте Минтруда.

Компания ЭкоСтар, партнер данного выпуска Картотеки, зарегистрирована в этом списке под порядковым номером 429

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/63891-kakie-kompanii-dolzhny-prohodit-special-nuyu-ocenku-usloviy-truda.html

Как и кто проводит специальную оценку условий труда, сроки, штрафы

Какие организации должны проводить спецоценку условий труда?

 С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

 Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда – для чего нужна эта процедура

 СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

 От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

 Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

 https://www..com/watch?v=DU4J0aqFt4Q

Кому необходимо проводить мероприятия СОУТ?

 Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

  1. Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;
  2. Работодателям — физическим лицам.

Что подлежит специальной оценке?

 Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда – СОУТ

 С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ, спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

 Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

 Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда.

Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

 Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется проведение внеплановой соут?

 На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто уполномочен проводить специальную оценку условий труда?

 Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

 Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

 Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru. В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

 Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

 Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные взносы (для классов «вредный» — от 2 до 7% и «опасный» — 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

 С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

 Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Санкции – ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

 К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

 Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение – обобщение

 Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

 Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

Источник: https://kubts.ru/kak-i-kto-provodit-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda-sroki-shtrafy/

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации | кто проводит СОУТ

Какие организации должны проводить спецоценку условий труда?

Специальная оценка условий труда во всех организациях должна быть завершена к 31 декабря 2018 года. От её результатов зависят расходы предприятия на ближайшие пять лет. Кто должен проводить СОУТ и как правильно это сделать – расскажем в статье.

Кто обязан проводить специальную оценку условий труда

Процедура СОУТ регламентируется Законом РФ № 426-ФЗ и является обязательным мероприятием по обследованию фактических условий труда для каждого работодателя, независимо от форм собственности и видов экономической деятельности. Исключение составляют рабочие места муниципальных и государственных служащих, но остальной обслуживающий их нужды персонал также подлежит спецоценке. Таким образом, СОУТ должен провести каждый работодатель в РФ.

Специальная оценка на рабочих местах проводится работодателем с периодичностью 1 раз в 5 лет. Целью этого мероприятия для государства в целом является снижение компенсационной нагрузки из средств бюджета и сокращение числа льготных пенсионеров по спискам № 1 и № 2.

 Для назначения страховой пенсии должно быть правовое обоснование, согласно статье 30 Закона РФ № 400-ФЗ, и этим обоснованием является специальная оценка условий труда.

Поэтому работодатель обязан доказать необходимость или отсутствие необходимости в уплате дополнительного тарифа по взносам в Пенсионный Фонд России.

В обязанности работодателя входит обоснованное декларирование рабочих мест. Декларированные рабочие места являются признаком того, что десять лет можно не возвращаться к вопросу оценки условий труда работников.

Декларирование – новая процедура. Митрудом ведется государственный реестр деклараций о соответствии рабочих мест требования законодательства.

 Данные о количестве рабочих мест, соответствующих требованиям безопасности, передаются в органы статистики для формирования бюджета на содержание инспекций, для планирования риск-ориентированных проверок по охране труда.

Организация обязана проинформировать ФСС и Рострудинспекцию о результатах проведенной СОУТ, а также разместить открытую информацию согласно ведомости рабочих мест на своем корпоративном сайте.

К обязанностям работодателя также относится составление перечня рабочих мест, оказание содействия организации, проводящей СОУТ, обеспечение лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории, допуск экспертов и лаборантов к замерам факторов производственной среды.

Прежде всего необходимо составить и обостновать перечень аналогичных рабочих мест. Это не только серьезно удешевляет спецоценку, но и структурирует мероприятия по улучшению условий труда. Обязательным условием для аналогичности рабочих мест является идентичность оборудования.

При этом в учет берутся только те показатели, которые отвечают за безопасность эксплуатации.

К примеру, при оценке условий работы водителей для отнесения рабочих мест к аналогичным должны совпадать не только марка ТС, модификация, навесное оборудование, вид эксплуатируемого топлива, вид кондиционирования и вид системы выпуска газов, объем двигателя и все остальные ТТХ, кроме госномера, но и модельный год, а также год выпуска ТС.

Если инспектор Рострудинспекции придет к выводу о безосновательности отнесения рабочих мест к аналогичным, придется проводить на них внеплановую СОУТ. Если декларация будет составлена вразрез с требованиями 326-ФЗ, то также придется проводить СОУТ заново.

По завершении СОУТ работодатель должен провести:

  • ознакомление работников с результатами проведенной оценки;
  • опубликование результатов на корпоративном портале компании;
  • направление декларации в государственный реестр или в ГИТ по месту нахождения организации.

Еще одной немаловажной обязанностью работодателя является назначение гарантий и компенсаций работающим во вредных условиях труда.

Кто проводит спецоценку условий труда рабочих мест в организации

Обязанности по организации проведения специальной оценки возлагаются на комиссию, назначенную приказом руководителя. Комиссия создается до заключения договора с экспертной организацией и должна определить, кто проводит специальную оценку условий труда в организации. Делается это в целях обеспечения независимости выбора экспертной организации.

Читайте подробнее, как правильно выбрать в реестре Минтруда организацию для проведения СОУТ и заключить договор>>>

В состав комиссии должны быть включены специалисты по охране труда, сотрудники отдела кадров, главные специалисты предприятия – технологи, инженеры, юристы, экономисты, инженеры по нормированию труда.

 Члены комиссии должны владеть всей информацией по производственным и технологическим процессам, по эффективности применяемого инструмента и средств индивидуальной и коллективной защиты, знать принципы проведения замеров факторов производственной среды.

 Оптимально, чтобы члены прошли предварительное обучение по проведению СОУТ в учебном центре.

Стоимость такого обучения не высока, но знания, полученные во время этого краткосрочного курса, окупятся правильным подбором организации, проводящей СОУТ, и экспертов. В ходе курсов члены комиссии обновят свои знания по классификации условий труда, по признакам отнесения рабочих мест к аналогичным, что не позволит экспертной организации злоупотреблять своими полномочиями и неоправданно завышать стоимость оценки на одно рабочее место.

Ответственными за проведение СОУТ в организации является специалист по охране труда (при наличии службы ОТ – ее руководитель), а также председатель и члены комиссии.

 Проведение спецоценки является совместной задачей службы управления персоналом и службы ОТ, поэтому работать им придется плотно. Формирование базы для проведения СОУТ проводится на основе штатного расписания.

 Служба охраны труда должна оказывать методическую поддержку комиссии в составлении перечня рабочих мест, подлежащих оценке, исключив из этого списка вакантные рабочие места, дистанционные и надомные должности.

Полезным будет провести собрание трудового коллектива, на котором следует разъяснить, для чего проводится спецоценка, какую пользу она несет, какой вред может быть нанесен организации, если эксперт будет пользоваться недостоверными данными, в том числе – от работников.

Если эксперт будет инициировать замеры рабочего времени, нужно показать трудовой процесс так, как он происходит на самом деле, без перегибов в ту или иную сторону. Для этого необходимо, чтобы еще до начала спецоценки был проведен анализ затрат времени на выполнение технологических операций по потенциальным вредным и опасным рабочим местам.

Специалист по ОТ всегда должен знать, где находятся наиболее опасные участки работы. Поэтому еще до того, как эксперт придет предприятие, нужно провести анализ трудозатрат в виде хронометража рабочего времени за семь смен по следующим профессиям:

  • газорезчик;
  • электрогазосварщик;
  • машинист экскаватора;
  • грузчик;
  • водитель погрузчика;
  • электромеханик, электрик;
  • кладовщик;
  • оператор 1С;
  • фрезеровщик, токарь;
  • стропальщик;
  • кабельщик-спайщик.

Для специалиста по охране труда важно построить конструктивный диалог с экспертом СОУТ. Эксперт – это, прежде всего, практик, который может оказать неоценимую помощь. Он может предоставить, например, не только перечень оснований для медосмотра в карте СОУТ, но и сформировать файл с указанием пунктов из приказа №302н почти по каждому рабочему месту. 

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Эксперт отвечает за качество своей работы. При этом по всем вопросам, на которые не были даны ответы эксперту, будет выставляться максимальный балл по вредности УТ. Это нужно помнить. Если появляются основания для разногласий – разрешать все вопросы следует в ходе проведения государственной экспертизы УТ.

Пошаговый алгоритм подготовки к проведению спецоценки

1. Составьте предварительный календарный план проведения СОУТ. В первую очередь следует оценить рабочие места имеющих право на досрочную пенсию, числящихся в списке 1 и 2 лиц, указанных в 1 и 2 части пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ, кроме того, те, на которых предполагается назначение льгот за работу по 3 и 4 классу условий труда и на которых в ходе прошлой АРМ был установлен вредный или опасный класс УТ.

2. Подготовьте всю технико-технологическую документацию на все машины и оборудование, на котором трудятся работники.

3. Сделайте копии должностных инструкций работников, графики их сменности, подготовьте для эксперта доступ к рабочим местам. Если эксперт не сможет попасть на рабочее место, он может установить опасный класс условий труда.

4. Проведите хронометраж рабочего времени. Об этом мы писали выше.

5. Обязательно подготовьте оборудование и машины к работе эксперта – например, организуйте мытье лобовых и боковых оконных стекол у экскаватора, поскольку будет проводиться анализ световой среды.

6. Проведите вовремя техническое обслуживание агрегатов, чтобы повышенный шум, стуки под капотом или копоть от подтеков моторного масла не портили микроклимат на рабочем месте водителей, механиков, и т.п.

7. Отрегулируйте всю контрольно-измерительную аппаратуру.

8. Проведите генеральную уборку в помещениях, не забудьте приобрести и постелить виброгасящие покрытия на полу, демпфирующие стеновые панели в цехах.

9. Все затраты на улучшение условий труда учтите при планировании предупредительных мер по ОТ для дальнейшего возмещения через ФСС.

Если эксперт установит класс 2 там, где раньше был класс 3.1 и выше, и при этом работодатель не провел мероприятия по охране труда, работник имеет право обратиться в ГИТ или в суд с иском о необоснованной отмене льгот и гарантий, так как фактические условия его труда остались неизменными.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103425-qqq-17-m10-kto-doljen-provodit-spetsialnuyu-otsenku-usloviy-truda-v-organizatsii

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий