Государственная экспертиза условий труда осуществляется кем?

В этой статье:

Содержание
  1. Государственная экспертиза условий труда: понятие, проведение | Правоведус
  2. Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?
  3. Это важно знать
  4. Кто может проводить экспертизу условий труда?
  5. Госуслуги по проведению экспертизы условий труда
  6. Причины отказа в предоставлении госуслуги
  7. Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения
  8. Государственная экспертиза условий труда
  9. Что такое госэкспертиза условий труда
  10. Органы, осуществляющие экспертизу условий труда
  11. Цели государственной экспертизы условий труда
  12. Основания проведения экспертизы
  13. На каких основаниях, как и кто осуществляет государственную экспертизу условий труда
  14. Цели проведения экспертизы
  15. Регламент проведения мероприятий
  16. Инициирование госэкспертизы работодателем
  17. Другие основания для проведения экспертизы
  18. Передача документов для проверки
  19. Оформление результатов экспертизы и ее последствия
  20. Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда
  21. В каких случаях проводится, и кто инициирует государственную экспертизу УТ 
  22. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда
  23. Заявление о проведении госэкспертизы
  24. Как проводится экспертиза
  25. Заключение госэкспертизы
Рекомендуем!  Особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве

Государственная экспертиза условий труда: понятие, проведение | Правоведус

Государственная экспертиза условий труда осуществляется кем?

В 2016 г. Приказом Минтруда РФ был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

О том, кто и в какие сроки должен проводить экспертизу, для чего она проводится и какой порядок проведения процедуры — мы расскажем в данной статье.

Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда был утвержден Приказом Минтруда РФ № 708н от 05.12.2016 г. В соответствии с положением статьи 126.

1 Трудового кодекса РФ экспертиза осуществляется на основании определений суда, обращений работодателей и объединений работодателей, профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, самих работников, органов ФСС и других представительных органов, уполномоченных на данные действия работниками.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Осуществление экспертизы условий труда происходят с целью провести оценку:

  1. фактических условий труда работников; 
  2. качества реализации специальной оценки условий труда; 
  3. правильности предоставления работникам законных гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда. 

Как правило, работодатель является инициатором проведения государственной экспертизы только в том случае, если у него есть основания сомневаться в правильности установления гарантий и компенсаций работникам за работу с опасными и вредными условиями труда после проведения специальной оценки труда. Стоит напомнить, что к расходам работодателя при предоставлении таких компенсаций и гарантий относятся такие расходы, как: оплата труда в повышенном размере, ежегодных дополнительных отпусков, а также затраты на направление работника на периодические или предварительные медосмотры.

Это важно знать

  1. В случае, если в ходе государственной экспертизы будет выявлено, что работодатель предоставляет компенсации и гарантии работнику в большем объеме, чем предусмотрено законом, в том числе, если при неправильном проведении специальной оценки условий труда допустимые условия были ошибочно приняты, как опасные и вредные, они могут быть пересмотрены в сторону снижения либо отмены. 
  2. В случае, если по итогам экспертизы условий труда класс вредности был понижен, работодателю следует провести внеплановую оценку условий труда с целью снижений компенсаций и гарантий. Если же госэкспертизой были подтверждены условия труда, как безопасные, проведение внеплановой СОУТ не требуется. 
  3. В случае отмены гарантий и компенсаций или их снижения обязательно меняются условия трудового договора по соглашению сторон либо по причинам, непосредственно связанным с изменением технологических или организационных условий труда. При этом, уменьшение объема компенсаций и гарантий возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, которые вносятся в трудовой договор. 
Рекомендуем!  Водитель вредные условия труда или нет

Кто может проводить экспертизу условий труда?

В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  1. органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда; 
  2. федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права. 

Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

  • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей – физических лиц); 
  • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством; 
  • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы. 

В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

  • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
  • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении; 
  • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них. 

Госуслуги по проведению экспертизы условий труда

Роструд предоставляет возможность получения госуслуги в порядке реализации экспертизы. Пункт 3 Административного регламента предусматривает получения информации о порядке предоставления госуслуги в открытом доступе:

  • на официальном сайте Роструда; 
  • на Едином портале государственных и муниципальных услуг; 
  • на информационных стендах в местах, которые предусмотрены для предоставления государственных услуг. 

Информация об услуге может предоставляться с использованием средств электронной, телефонной и факсимильной связи. Результатом предоставления услуги, которая направляется заявителю в срок не позднее 3-х дней с даты оформления, может быть:

  • направление заявителю заключения о результатах проведения экспертизы условий труда; 
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления услуги с обязательным указанием причин ее непредставления. 

Причины отказа в предоставлении госуслуги

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда.

Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг.

При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:

  • в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента; 
  • заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента; 
  • непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
  • предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений. 

Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

Административный регламент пунктом 49 устанавливает административные процедуры предоставления государственной услуги в рамках проведения госэкспертизы условий труда:

  1. проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых документов, запрос недостающих документов, рассмотрение основания для оказания госуслуги; 
  2. проведение оценки на соответствие зарегистрированных материалов государственным нормам, требованиям охраны труда и требованиям о специальной оценке; 
  3. оформление результатов после предоставления государственной услуги. 

Этапы административных процедур:

  • Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы. 
  • В течении 5 дней после регистрации заявления производится проверка соответствия оформления и правильности комплектации документов, по результатам которой руководителем уполномоченного подразделения вносится предложение о возможности предоставления услуги либо оформления уведомления о невозможности предоставления услуги. 

При выявлении некомплектности документов, данные сведения указываются в уведомлении, а также информация о сроках их подачи в полном объеме (не превышают 30 дней с даты отправления уведомления).Принимается решение в течении 7 дней о предоставлении госуслуги – если есть возможность получения документов по средствам запроса. Уведомление направляется заявителю заказным почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Если запрашиваемые документы заявителем не были предоставлены в течении 30 дней, заявление и документы возвращаются заявителю с уведомлением об отказе оказания услуги.

  • Если процедура проверки документов завершена с положительным решением, специалисты переходят к следующему этапу – оценки соответствия зарегистрированных материалов государственным нормативным требованиям охраны труда. На данном этапе анализируется заявление и прилагаемые к нему документы посредством сравнения их положений о составе и порядке предоставления компенсаций и гарантий за работу с опасными и вредными условия труда с аналогичными требованиями, предусмотренными ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ:
  1.  оплаты труда в повышенном размере; 
  2. сокращенной продолжительности рабочей недели; 
  3. дополнительного оплачиваемого отпуска;
  4. иных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим российским законодательством. 

Срок исполнения данной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с момента установления оснований для предоставления государственной услуги.

Результатом исполнения процедуры оценки является установление соответствия порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемыми работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ и иных законодательных актов.

Важно! Установление повышенных размеров компенсаций и гарантий по сравнению с ТК РФ не является не соответствием.

По результатам исполнения должностным лицом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

  • Проект заключения составляется в двух экземплярах, визируется должностным лицом и подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения, утверждается руководителем службы. Во всех случаях выявления несоответствия в заключении приводится подробное описание выявленного несоответствия с указанием наименования и реквизитов правового акта, требования которого не соблюдены. 

Не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения заключения, один экземпляр выдается на руки заявителю либо направляется по почте или в электронном виде. Второй экземпляр остается в уполномоченном структурном подразделении, его копия направляется работодателю, если он не является заявителем.
Данная госуслуга предоставляется Рострудом бесплатно при направлении соответствующего заявления и комплекта документов.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/employment/gosudarstvennaya-ekspertiza-usloviy-truda/

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется кем?

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственная экспертиза условий труда

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.

Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.

Что такое госэкспертиза условий труда

Такое понятие, как государственная экспертиза условий труда появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.

Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека.

Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.

Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.

1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы).

Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Цели государственной экспертизы условий труда

Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.

Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.

Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:

  • повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
  • отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
  • оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
  • соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.

Основания проведения экспертизы

Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.

Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.

Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.

Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда. Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:

  • фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
  • работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
  • применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
  • политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.

Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество. Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovij-truda.html

На каких основаниях, как и кто осуществляет государственную экспертизу условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется кем?

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной специальной оценке условий труда по ТК РФ (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте тут);
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия.

При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п.

18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и оформления результатов специальной оценки условий труда, то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи https://otdelkadrov.online/11638-unifitsirovannaya-klassifikatsiya-uslovii-truda-po-faktoram-proizvodstvennoi-sredy). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — здесь);
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ.

Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно.

Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п.

    7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2019 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке https://otdelkadrov.online/4213-shtrafy-trudovoi-inspektsii-dlya-yuridicheskih-lits-v-year-godu.
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Источник: https://otdelkadrov.online/11687-gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovii-truda

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно ст. 216.1 ТК РФ.

В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.

Экспертизу проводят по Приказу Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.

1.

В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, организации, проводящие СОУТ, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.

Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными экспертами СОУТ. В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.

Стоимость СОУТ напрямую зависит от количества установленных вредных классов УТ, поэтому организация выставляет огромные счета за проведение СОУТ, льготы и гарантии назначаются по максимуму. Работодатель, не имея в своем штате опытного специалиста по ОТ, считает выводы экспертов истиной в последней инстанции.

2. В условиях перенасыщенного рынка некоторые (конечно, меньшинство) из организаций, проводящих СОУТ, идут осознанно на нарушение процедуры оценки. Экспертная организация в этом случае вступает в преступный сговор с работодателем, занижает классы условий труда, не идентифицирует ВОПФ в полном объеме, проводит формально лабораторный контроль, относит множество разнородных процессов к аналогичным рабочим местам, не прислушивается к мнению работников.

Работникам, разумеется, не разъясняются их права. Комиссия по проведению СОУТ не взаимодействует с экспертами, всеми вопросами фактически занимается один из представителей работодателя. Стоимость СОУТ напрямую зависит от степени сговорчивости экспертной организации.

В обеих ситуациях рано или поздно наступит конфликт.

В первом случае сам работодатель станет сомневаться в обоснованности дополнительных финансовых затрат по сравнению с другими аналогичными предприятиями такого же профиля и численности работающих, во втором случае –работник обнаружит, что его права нарушены, и обратится в суд или в ГИТ.

Да, руководители организаций общаются со своими коллегами на тематических выставках, и порой обмен мнениями может раскрыть глаза на некоторые, мягко говоря, нестыковки.

ГИТ может выявить странности в проведении СОУТ при анализе деклараций и сводных отчетов, при анализе статистических данных, при проведении плановой или внеплановой проверки. Инспектора непременно насторожит стройность цифр при фактическом плачевном состоянии УТ.

В каких случаях проводится, и кто инициирует государственную экспертизу УТ 

ГЭУТ носит сугубо заявительный характер.

Возможны следующие основания для проведения экспертизы:

  • по обращению работников и их представителей;
  • по обращению страховщиков по социальному страхованию;
  • по решению суда;
  • по представлениям ГИТ на местах в ходе надзорных мероприятий;
  • по обращению работодателей (тоже не редкость) или органов ФСС.

Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте. Но если в карте СОУТ были указаны и аналогичные рабочие места, то экспертиза распространяется и на эти места.

внимание

Экспертизу проводят бесплатно, если поводом для нее послужили обращения органов исполнительной власти, ГИТ, решений суда. Для работников, профсоюзов и работодателей экспертиза является платной, если они обратились в исполнительный орган напрямую, а не через ГИТ.

Государственная экспертиза условий труда по инициативе работодателя может быть как платной, так и бесплатной. Это зависит от цели проведения. В некоторых случаях саму экспертизу проводят бесплатно, но все необходимые исследования и измерения в отношении вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса оплачивает работодатель.

Во время плановой проверки ГИТ инспектор наблюдал, что, пока он весь день работал с документами, в окне напротив газоэлектросварщик без перерыва занимался сваркой, с утра и до вечера.

Через некоторое время инспектор прочитал отчет на корпоративном сайте, где напротив РМ газоэлектросварщика увидел класс 2. Почему такое стало возможным? Это заинтересовало инспектора, и он пошел разговарить с работником.

Обычно работники не любят беседовать с чужаками, поэтому газоэлектросварщик Н.

пояснил, что работает так не всегда, раз-два в неделю бывает и передышка, когда сварка длится часов пять-шесть, а в остальное время он отдыхает – таскает вдвоем с другим сварщиком полные баллоны со склада в мастерскую, когда вручную, а когда – в тачке.

– «Был ли у Вас эксперт по проведению СОУТ?» – полюбопытствовал инспектор.

– «Да, приходил, с начальником, спросил, как дела,и ушел».

Затем в материалах комиссии по проведению СОУТ инспектор обнаружил интересный документ: «Лист самофотографии рабочего дня». Из этого листа следовало, что газоэлектросварщик Н.

провел самофотографию рабочего дня и выявил, что работает непосредственно с аппаратом на сварке не более двух часов в день, а все остальное время занимается обслуживанием и чисткой своего аппарата – то есть 6 часов работник протирает сварочный аппарат, чистит рабочее место от нагара, подметает сварочный пост, который после такого ухода просто обязан был блестеть. Не работа, а курорт.

– «Вы составляли этот документ?»

При этом лист самофотографии был напечатан на ПК, но внизу стояла действительно подпись работника, были видны следы от сажи.

– «Да, подпись моя, прибегала инженерша, велела расписаться».

Оказалось, что работник постоянно расписывается в каких-то документах, читать их ему вроде как предлагают, но всегда торопят, прибегут без пальто и в туфельках, жалко их, холодно, он и подписывает так.

То есть нельзя было собрать в теплом помещении всех газоэлектросварщиков, разъяснить им их права во время проведения СОУТ и особенно – право на участие в оценке своего рабочего места, это раз.

Самофотография рабочего дня подразумевает, что работник сам фиксирует свой технологический процесс в выданной ему табличной форме, сам пишет, где он включил аппарат, где проверил сварочный шов, где стал зачищать сварку, когда начал убираться на рабочем месте.

Инспектор инициировал проведение ГЭУТ. До этого он рассказал работнику, каким образом нарушены его права и как нужно добиться справедливого назначения гарантий и компенсаций, чтобы получить право на досрочную пенсию по своему тяжелому труду.

внимание

Газоэлектросварщики входят в льготные списки на досрочную пенсию.

Расходы на лабораторно-инструментальные замеры по ГЭУТ понес работатель, так же как и расходы на внеплановую СОУТ – по рабочему месту заявителя-газоэлектросварщика и по остальным аналогичным РМ.

В результате проведенной госэкспертизы карта по недавно проведенной таким образом СОУТ на РМ газоэлектросварщика была признана недействительной, работодателя обязали выплатить ему и остальным «аналогичным» работникам гарантии и компенсации в полном объеме.

В настоящее время решается вопрос о лишении аккредитации экспертной организации П. и аннулирования аттестатов экспертов СОУТ.

НАША СПРАВКА

Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, осуществлявшей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф – 200 тыс. руб. либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов – штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.

Но всем ли работникам так повезёт с принципиальным сотрудником Рострудинспекции?

Во другом случае новый специалист по ОТ или сам работодатель выявит, что его «надули», что счета за медосмотр, дополнительные взносы в ПФР и ФСС, да и сами выплачиваемые к окладу суммы в результате такой СОУТ взлетели до небес по сравнению с прошлыми годами.

внимание

Гарантии и компенсации по результатам ГЭУТ не устанавливаются! Основанием является только спецоценка.

Если работодатель несогласен с результатам СОУТ, ему лучше обратиться напрямую в Рострудинспекцию, т.е. в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочих мест или по юридическому адресу. В этом случае и экспертиза, и замеры будут проводиться бесплатно. Уже Рострудинспекция будет оценивать объективность доводов заявителя, направив, помимо материалов по проведенной с нарушениями СОУТ, документы и по ранее проведенной АРМ.

Если работник пишет обращение на неправильно проведенную СОУТ не в ГИТ, а напрямую в Роструд, то он будет оплачивать эту экспертизу сам, и экспертиза будет проведена только на его рабочем месте. Если же инициатором проверки будет Роструд по обращению работника, то и экспертиза будет бесплатной, и проверены будут как рабочее место работника, так и аналогичные РМ.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Статья 216.1 ТК РФ Н3

ГЭУТ осуществляется в соответствии со статьй 216.1 ТК РФ федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

Фрагмент:

Заявление о проведении госэкспертизы

Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

В пункте 11 приказа Минтруда № 549н содержится требование к составлению заявления.

Фрагмент:

Как проводится экспертиза

Государственный эксперт или экспертная комиссия проводят ГЭУТ в соответствии с «Административным регламентом по осуществлению государственной экспертизы условий труда», утв. приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 708н.

Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

Заключение госэкспертизы

По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям Методики № 33 и ФЗ-426.

Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно. 

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103413-qqq-17-m10-gosudarstvennaya-ekspertiza-usloviy-truda

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий