Государственная экспертиза условий труда и ее функции

Государственный надзор и контроль по ОТ

Государственная экспертиза условий труда и ее функции

Государственные инспекторы труда вправе запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий, предъявлять работодателям для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда , о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности; привлекать к административной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда .

Государственные инспектора по охране труда наряду с указанными правами вправе требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений, приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

Рекомендуем!  Класс условий труда водителя легкового автомобиля

Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с названными выше правами имеют право приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда , представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

Федеральная инспекция труда действует во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда, а на региональном уровне — государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда возложены на Минтруд России. Функции государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации на практике возлагаются на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда .

На Государственные экспертизы условий труда в субъектах Российской Федерации Минтрудом России возложены следующие функции:

· осуществление контроля за условиями и охраной труда , качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

· подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;

· предоставление в учреждения медико-социальной экспертизы заключений о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;

· проведение государственной экспертизы условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;

· проведение государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

· осуществление государственной экспертизы условий труда по запросам органов государственного надзора и контроля , судебных органов , работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов ;

· выдача заключений по условиям труда для рассмотрения в судебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда;

· оказание консультаций работодателям и работникам по вопросам оценки условий труда , проведения аттестации рабочих мест по условиям труда , установления правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда ;

Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации, предоставляются следующие права:

· беспрепятственно посещать организации всех организационно-правовых форм. допуск работников, выполняющих экспертную деятельность по условиям труда, в режимные организации должен осуществляться в установленном порядке;

· запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;

· предъявлять работодателям или их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений или представления о приостановлении действия принятых в организации решений по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда , не соответствующих действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.

Ионизирующие излучения и способы защиты от них

Источники и область применения ионизирующих излучений

Радиация (от латинского radiatio — излучение) характеризуется лучистой энергией. Ионизирующим излучением (ИИ) называют потоки частиц и электромагнитных квантов, образующихся при ядерных превращениях, т.е. в результате радиоактивного распада.

Чаще всего встречаются такие разновидности ионизирующих излучений, как рентгеновское и гамма-излучения, потоки альфа-частиц, электронов, нейтронов и протонов. Ионизирующее излучение прямо или косвенно вызывает ионизацию среды, т.е.

образование заряженных атомов или молекул — ионов.

Источник: http://www.refbzd.ru/viewreferat-603-2.html

Государственная экспертиза условий труда и ее функции. Осуществление государственной экспертизы условий труда, ее цели и особенности проведения

Государственная экспертиза условий труда и ее функции

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте );
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия.

При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п.

18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и , то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи ). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — );
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ.

Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно.

Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Расходы на проведение экспертизы

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п. 7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2018 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке .
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Чтобы минимизировать перечисленные риски, необходима предварительная оценка перспектив проведения экспертизы.

Источник: https://www.yuriste.ru/state-examination-of-working-conditions-and-its-functions-implementation-of-state-expertise-of-working-conditions-its-objectives-and-specifics-of-the-conduct/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий