Обучение по инициативе работодателя

В этой статье:

Содержание
  1. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации
  2. Квалификация и ее повышение
  3. Инициатива работодателя – условие предоставления гарантий
  4. Когда обучение обязательно
  5. Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта
  6. Деятельность нашей образовательной организации
  7. Обязательное обучение
  8. Аттестация
  9. Документы ОЧУ ДПО УСПЦ
  10. Обучение за счет работодателя
  11. Как организовать обучение сотрудников за счет работодателя
  12. Повышение квалификации работников по трудовому кодексу
  13. Первая центральная коллегия адвокатов
  14. Обучение работников – забота работодателя
  15. Учеба за счет компании. когда работодатель обязан оплатить учебу
  16. Обучение персонала
  17. Виды обучения персонала
  18. Методы обучения персонала
  19. Обучение без отрыва от производства: оформление :
  20. Как лучше вести обучение
  21. Обучение без отрыва от производства — главные преимущества
  22. А теперь о минусах
  23. Документальное оформление процедуры
  24. Как оформить сотрудника на учебу
  25. Что нести в налоговую
  26. Семинары и консультации
  27. Обучение без отрыва от производства: оформление
  28. Когда речь идёт о высшем или среднем специальном образовании
  29. Ученический договор: обучение работника внутри компании-работодателя
  30. Ученический договор заключается в случае, если обучение проводится не сторонней организацией, а непосредственно работодателем
  31. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством
Рекомендуем!  Оплата ДМС работодателем

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя

Предусмотренные трудовым законодательством правовые гарантии и компенсации распространяются на всех работников, направленных на повышение квалификации работодателем, как физическим, так и юридическим лицом, независимо от форм собственности, а также от организационно-правовой формы юридического лица.

Гарантии и компенсации работникам, предусмотренные ст. 187 ТК РФ, подлежат применению при наличии одновременно следующих условий:

Когда с работником можно заключить ученический договор>>>

  • субъект, чьи права гарантированы ТК РФ, должен состоять с работодателем в трудовых отношениях, т. е. выступать работником;
  • повышение квалификации работника осуществляется с отрывом его от работы;
  • инициатива повышения квалификации работника исходит от работодателя.

До рассмотрения особенностей предоставления правовых гарантий и компенсаций, сопряженных с повышением работником квалификации, представляется необходимым остановиться на таких понятиях, как «квалификация» и «повышение квалификации».

Квалификация и ее повышение

Под квалификацией понимается уровень знаний по определенной профессии, специальности, должности. По смыслу ст. 26 Закона РФ от 10.07.92 № 3266 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) повышение квалификации является разновидностью дополнительного образования, основная задача которого состоит в повышении уровня знаний по определенной профессии, специальности, должности.

Повышение квалификации включает различные виды обучения, среди которых:

  • краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона или организации;
  • длительное (свыше 100 ч) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Рекомендуем!  Работодатель не берет на работу после декрета

Следует отличать повышение квалификации от профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов. В силу ст. 21 Закона об образовании профессиональная подготовка, являясь также видом дополнительного образования, имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Такая форма обучения не сопровождается повышением образовательного уровня (повышением квалификации) обучающегося.

Инициатива работодателя – условие предоставления гарантий

В соответствии со ст. 26 и 27 Закона об образовании дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в пределах каждого уровня профессионального образования, не являясь самостоятельным уровнем образования.

Повышение квалификации может осуществляться любым лицом – как состоящим в трудовых отношениях, так и незанятым в сфере применения несамостоятельного труда.

Например, индивидуальный предприниматель вправе повышать свой образовательный уровень в формах, предусмотренных Законом об образовании.

Между тем правовые гарантии предусмотрены только в отношении лица, состоящего с работодателем в трудовых отношениях. В связи с этим заключение работодателем, в. т. ч. в своих интересах, договора о получении лицом, не являющимся на этот момент его работником, дополнительного образования (т. е. о повышении квалификации будущего специалиста) не влечет за собой предоставления такому лицу правовых гарантий, предусмотренных ст. 187 ТК РФ.

Следует отметить, что повышение квалификации работника может осуществляться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника. При этом гарантии и компенсации, установленные ст. 187 ТК РФ, подлежат применению только к случаям повышения квалификации работника по направлению работодателя.

Необходимость повышения квалификации работника, в т. ч. его обучения с отрывом от производства, определяет работодатель. Периодичность и условия проведения обучения работников, в т. ч.

в форме повышения их квалификации, могут быть определены локальными нормативными актами, коллективным договором, трудовым договором.

Когда обучение обязательно

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Например, согласно приказу Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17.10.

06 «Об утверждении условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу трансп эксперты-техники, аттестованные по специальности в области экспертизы транспортных средств по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта, один раз в пять лет проходят повышение квалификации.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/5111-garantii-i-kompensatsii-rabotnikam-napravlyaemym-rabotodatelem-dlya-povysheniya

Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта

Обучение по инициативе работодателя

Безопасность движения на железнодорожном транспорте — комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды.

Деятельность нашей образовательной организации

Основной задачей Центра (ОЧУ ДПО «УСПЦ»), при обучении специалистов, является обеспечение надлежащего уровня подготовки, соответствующего современным требованиям предъявляемым к занимаемой им должности. В процессе обучения слушатели получают актуальные знания необходимые для профессионального роста.

Используются современные методики обучения, применяются компьютерные тренажёрные комплексы, мультимедийное оборудование, обучающие программы и наглядные пособия позволяющие максимально усвоить учебный материал. Занятия проводятся преподавателями, имеющие большой опыт работы на транспорте.

По согласованию с заказчиком, обучение может быть организовано непосредственно на предприятии, что обеспечивает минимальный отрыв от производственного процесса.

Обучение в Центре проводятся на основании выданной Министерством образования Московской области лицензии № 74663 от 20 ноября 2015г., и руководствуясь соответствующими нормативно-правовыми актами в сфере наземного транспорта.

Слушателям, завершившим курс обучения и успешно прошедшим итоговые испытания, выдаются документы установленного образца.

№ п/пНаименование программК-во часовСтоимость обучения очно-заочнозаочно
ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, приложения и инструкции 24 4400 4400
2. Повышение квалификации ответственных за безопасность движения на железнодорожном транспорте 72 13920 11000
3. Повышение квалификации ответственных за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте 72 13920 11000
4. Повышение квалификации ответственных за организацию перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом 72 13920 11000
5. Повышение квалификации ответственных за организацию перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом 72 13920 11000
6. Повышение квалификации ответственных за размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах и выгрузку грузов 72 13920
7. Повышение квалификации ответственных за содержание железнодорожных путей 72 13920
РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
8. Дополнительная профессиональная переподготовка по программе: «Машинист тепловоза» 420 84000
9. Дополнительная профессиональная переподготовка по программе: «Помощник машиниста тепловоза» 420 84000
10. Дополнительная профессиональная переподготовка по программе: «Дежурный по переезду» 254 32000
11. Дополнительная профессиональная переподготовка по программе: «Составитель поездов» 254 32000
12. Дополнительная профессиональная переподготовка по программе: «Осмотрщик -ремонтник вагонов» 254 32000
13. Дополнительная профессиональная переподготовка по программе: «Дежурный стрелочного поста» 254 32000
14. Дополнительная профессиональная переподготовка по программе: «Монтер пути» 254 32000
15. Повышение квалификации операторов слива-налива на железнодорожном транспорте 72 13920
16. Повышение квалификации работников, обеспечивающих выполнение погрузочно- разгрузочных работ с опасными грузами на железнодорожном транспорте 72 13920
17. Повышение квалификации машиниста (помощника машиниста) тепловоза 72 13920
18. Повышение квалификации машиниста (помощника машиниста) автомотрисы 72 13920
19. Повышение квалификации водителя дрезины 72 13920
20. Повышение квалификации дежурного по переезду 72 13920
21. Повышение квалификации составителя поездов 72 13920
22. Повышение квалификации осмотрщика-ремонтника вагонов 72 13920
23. Повышение квалификации на право освидетельствования колесных пар и проверки автосцепного устройства 72 13920
24. Повышение квалификации дежурного стрелочного поста 72 13920
25. Повышение квалификации бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений 72 13920
26. Повышение квалификации мастера путевых работ 72 13920
27. Повышение квалификации монтера пути 72 13920

Скачать перечень программ подготовки в формате pdf

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения, обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение

Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

— работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);

— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года (Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»);

— водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Аттестация

Аттестация проводится на основании ПТЭ ЖД РФ — Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации введённых приказом от 21 декабря 2010 г. № 286 гл. 3 п. 15 ….

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей.

Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, заключившие трудовые договоры с работодателями — индивидуальными предпринимателями, работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе (утв. МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943).

Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.

Порядок аттестации определён приказами:

Приказ Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 230 «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии»

Приказ Минтранса России от 11.07.2012 N 231 «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии»

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» ОТМЕНЁН

Скачать Заявление на обучение

Документы ОЧУ ДПО УСПЦ

Скачать документы

Адрес местонахождения: 142171, Московская область, г. Щербинка, ул. Театральная, д.1А, этаж 1

Проезд общественным транспортом:

От станции Царицыно (метро Царицыно) на электропоезде до станции Щербинка (голова поезда), переходите через переезд, за переездом направо, далее идете по ул.Железнодорожная до общеобразовательной школы, поверните налево в проход между бетонным забором и школой и пройдите вдоль школы. Ориентир — дом культуры г. Щербинки.

От метро Бульвар Дмитрия Донского (последний вагон из центра, выход на улицу Старокачаловская, за турникетами направо) маршрутное такси №548 до остановки «Дом культуры».

Мы располагаемся в Доме культуры, 1 этаж, за входом направо.

Часы работы: понедельник — пятница (с 9:00 до 18:00)

Тел. 8(495) 226-46-12

E-mail: nou-tt@mail.ru

Источник: http://rckpk.ru/

Обучение за счет работодателя

Обучение по инициативе работодателя

Обучение работников вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой — с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Работники обучаются вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда.

Работодатель, исходя из конкретных условий производства, с учетом мнения представительного органа работников, утверждает перечень вторых (смежных) профессий, по которым производится обучение работников (ст. 196 ТК). Формы обучения вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) работников. 5.

В Основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики, одобренных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.

Как организовать обучение сотрудников за счет работодателя

  • Издание приказа руководителя о направлении сотрудника на обучение.

Приказ составляется в произвольной форме, при этом в нем необходимо отразить тот факт, что обучение проводится в интересах и за счет работодателя, а также указать, чем вызвана потребность работодателя в обучении сотрудника.

  • Заключение соглашения об обучении с работником.

Если обучение проводится по инициативе работодателя, то составление соглашения об обучении с работником необязательно, достаточно приказа руководителя.

ВниманиеОднако в ряде случаев, оформление такого соглашения выгодно для самого работодателя, например, как способ обезопасить себя от финансовых потерь в виде стоимости обучения работника, который решит уволиться.

Повышение квалификации работников по трудовому кодексу

ТК РФ):

  • сохранить за работником место работы (должность);
  • выплачивать среднюю заработную плату (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»);
  • оплатить командировочные расходы, связанные с направлением на обучение.

Если работник совмещает обучение с работой на условиях неполного рабочего времени, то ему выплачивается заработная плата, рассчитанная пропорционально отработанному времени или в зависимости от объема выполненных работ (ч.
2 ст. 93

ИнфоТК РФ). Также работникам, совмещающим работу с получением профессионального образования, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ (гл.
26

ТК РФ). К таким гарантиям относится, например, предоставление учебного отпуска, то есть дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка.

Первая центральная коллегия адвокатов

Дополнительное профессиональное образование

  • Повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка

Не влечет повышения уровня образования; направлено на профессиональное совершенствование Трудовой кодекс РФ объединяет профессиональное обучение и профессиональное образование в понятие «подготовка» работников.

При этом необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования для собственных нужд работодатель определяет самостоятельно. ! Обратите внимание: Для определенных видов деятельности обучение сотрудников является не правом, а обязанностью работодателя в силу федеральных законов (ч.

4 ст. 196

ВажноТК РФ). Например, работодатель обязан предоставить возможность пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование следующим категориям работников:

  • медицинские работники (пп.

8 п. 1 ст.

Обучение работников – забота работодателя

Или планируется запуск нового производственного оборудования, что требует переподготовки рабочих, и т.д.

Назначение, форма, длительность и другие параметры обучения сотрудников могут быть абсолютно разными, как и его стоимость.

Учеба за счет компании. когда работодатель обязан оплатить учебу

Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации ст.

21

ТК относит к числу основных трудовых прав работника.

2. Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имевших профессии.

Она осуществляется на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (см.

ст. 198 и коммент. к ней). Подготовка работников проводится в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения (см. ст. 202 и коммент. к ней). 3.

Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Обучение персонала

Обучение персонала – важная составляющая успешности большинства фирм.

Виды обучения персонала

Существует три основных вида обучения персонала:

  • Подготовка персонала – получение работниками специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы.
  • Переподготовка персонала – получение работниками новых знаний, умений и навыков по причине смены профессии или при изменений требований к профессии.
  • Повышение квалификации – получение работниками дополнительных знаний, умений и навыков в связи с повышением или ростом требований к профессии.

Методы обучения персонала

Обучение персонала может происходить как на рабочем месте, так и вне него, когда работника отправляют проходить обучение с отрывом от производства.

На рабочем месте используются следующие методы обучения персонала:

  • Копирование – новый работник копирует действия опытного специалиста.
  • Производственный инструктаж – новому работнику передается общая информация о работе, необходимая для адаптации на рабочем месте.
  • Наставничество – к работнику прикрепляется наставник, который регулярно проверяет уровень исполнения работы.
  • Ротация – смена рабочего места работника от нескольких дней до нескольких месяцев для получения нового опыта или профессиональной квалификации.
  • Делегирование – передача работникам полномочий принятия решений в пределах заданной задачей.
  • Метод усложняющихся заданий – постепенное усложнение заданий работнику (объем, степень важности, сложность).
  • Другие методы

Вне рабочего места используются следующие методы обучения персонала:

  • Лекции – пассивный метод профессионального обучения, при котором работники получают теоретические знания в изложении лектора.
  • Семинары и конференции – метод заключается в проведении дискуссий, которые развивают логическое мышление и помогают научиться способам поведения в разных ситуациях.
  • Деловые игры – происходит рассмотрение реальной ситуации в виде коллективной игры, каждому из участников дается конкретная роль.
  • Тренинги – метод активного обучения работников основам деятельности.
  • Моделирование – происходит воссоздание реальных условий работы.
  • Кружки качества, рабочие группы – объединение работников в рабочие группы для более эффективного решения поставленных задач. Такие группы могут разрабатывать различные предложения, которые в дальнейшем поступают руководству для рассмотрения.
  • Самостоятельное обучение – работники изучают новый материал самостоятельно, без инструкторов и специальных помещений.
  • Другие методы

Источник: https://obd2bluetooth.ru/obuchenie-za-schet-rabotodatelja/

Обучение без отрыва от производства: оформление :

Обучение по инициативе работодателя

При необходимости обучения работников новым задачам работодателю следует исходить из наличия имеющихся потребностей. Они могут касаться знаний, умений и навыков, а также отношения персонала к клиентам или к собственным обязанностям.

Например, продавцу в магазине одежды требуется обладать высокими показателями по всем трем параметрам.

Он должен уметь демонстрировать определенное отношение к клиенту, обладать навыками и умениями в сфере продаж и обслуживания, а также работы в торговом зале и знанием процедуры продажи как таковой.

Как лучше вести обучение

Разновидностей его всего две — обучение в стороннем учебном заведении либо обучение без отрыва от производства (непосредственно на рабочем месте). Выбор определяется тем, какой из методов при этом будет использоваться. Данная статья посвящена второму варианту, но для сравнения попробуем рассмотреть оба способа и выявить плюсы и минусы каждого, а также некоторые тонкости оформления документов.

Вариант с обучением сотрудника без отрыва от производства практикуется в условиях обычной рабочей обстановки. Тот, кого обучают, пользуется реальными рабочими инструментами и оборудованием, а также имеющимся материалом и документацией. Он одновременно сочетает роли ученика и работника.

Обучение с отрывом от производства проводится за пределами рабочего места. Чаще всего при этом используется упрощённая модель оборудования и учебных инструментов. На период обучения работник не относится к числу производительных единиц. Работа его в данный период заключается в выполнении учебных заданий.

Такой вид обучения главным образом осуществляется в отдельных специализированных центрах, посещают которые работники сразу нескольких различных компаний, а также в колледжах или на курсах.

Обучение без отрыва от производства — главные преимущества

Плюсы данного варианта на первый взгляд очевидны:

1. Такое мероприятие — менее дорогостоящее по сравнению с обучением с отрывом от работы, так как осуществляется в реальной рабочей обстановке на действующем оборудовании.

2. Эффективность обучения без отрыва от производства высока в связи с тем, что в дальнейшем работник будет использовать те же самые материалы, инструменты и механизмы.

3. В процессе обучаемый погружается в условия рабочей атмосферы. Ему не придется впоследствии адаптироваться к незнакомому коллективу и резко менять «среду обитания».

А теперь о минусах

Но обучение работника без отрыва от производства обладает и рядом недостатков:

1. В качестве наставника часто назначают ближайшего соседа по рабочему месту. Тот может не обладать должными навыками преподавания или нужным количеством времени, чтобы уделить подопечному много внимания.

2. В случае сдельной оплаты при обучении без отрыва от производства в проигрыше остаются и инструктор, и ученик. Нормальной продуктивной учебы при этом, скорее всего, не получится.

3. В такой неформальной обстановке велик риск обучить новичка неправильным методам работы, по каким-либо причинам принятым в данном коллективе.

4. Результатом действий неопытного сотрудника может стать большое количество бракованной продукции и испорченного сырья.

5. Существует риск вывода из строя необходимого для работы оборудования.

6. Производственные условия подразумевают определенный стресс. Чаще всего рабочая обстановка с ее шумом и суетой не способствует спокойному и вдумчивому постижению премудростей профессии. Ученик может стесняться своей неопытности и бояться насмешек коллег. В подобных условиях о хороших результатах обучения без отрыва от производства говорить не приходится.

Постижение определённых навыков возможно исключительно в условиях рабочего процесса. Они требуют плотного взаимодействия с наставником. Часто это относится к таким разновидностям работ, которые требуются в производственном процессе не каждый день. Специально обучать им с отрывом от производства особой необходимости нет.

В то же время говорить о качественной теоретической подготовке в рабочих условиях не приходится. Для этого ученику потребуется посещать колледж.

Документальное оформление процедуры

Вопросами обучения новичков на предприятии ведает отдел кадров. Как правило, никаких проблем с оформлением данной процедуры не возникает. Но порой стоимость обучения требуется исключить из налогооблагаемой базы. В этом случае в дело предстоит вмешаться бухгалтерии в целях правильного оформления процесса.

Когда речь идет об обучении с отрывом от производства, всё несколько сложнее по сравнению с приобретением навыков непосредственно на месте. Полезно будет составить при этом ежегодный план по обучению сотрудников. В нём потребуется указать число человек, направляемых в учебные заведения в текущем году, с обоснованием цели и причин данного шага.

Приказ об обучении с указанием причин направления на него подписывается директором. Правильное оформление подобного документа предполагает указание конкретных задач, которых требуется достичь. При этом, например, речь может идти об обновлении теоретических и практических знаний и навыков, касающихся определённых специальностей, усвоении сотрудниками современных методов решения производственных вопросов и т. п.

Как оформить сотрудника на учебу

Организацией (именно ею, а не сотрудником) должен быть подписан договор с образовательным учреждением. В подобном договоре указывается вид образовательной услуги. В данном случае речь идет о профподготовке, повышении квалификации либо переподготовке. Также проставляется срок обучения и его стоимость. К договору обычно прилагают копии учебной программы и лицензии образовательного заведения.

Оформление учебы сотрудника ведут путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. В нём проставляется наименование специальности либо уровень квалификации, получаемые работником по результатам учебы, перечисляются планируемые к освоению профессиональные навыки, указывается порядок, в котором будет оплачиваться рабочее время, если проведение занятий предполагается по будням.

Что нести в налоговую

В качестве подтверждения того, что обучаемый является штатным сотрудником, потребуется снять копию с его трудовой книжки. В качестве учетных документов по окончании обучения послужат полученные от сотрудника программа с отражением пройденных вопросов, акт по оказанным услугам и (в случае коммерческого образовательного учреждения) счет-фактура.

В случае когда предполагается учеба в другом населенном пункте, нелишним будет к пакету документов приложить проездные документы и счёт из гостиницы.

Документ, полученный работником по завершении учебы (свидетельство, аттестат, сертификат и т. п.), следует скопировать. Ссылка на него должна быть в приказе, изданном по данному поводу. Основным содержанием такого приказа будет указание на новую должность работника либо возросший уровень его квалификации.

Семинары и консультации

Если речь идёт о консультационных семинарах, с обучающей компанией обязательно следует подписать договор. Формулировка должна подчеркивать обязательства организаторов семинара оказывать услуги консультационного характера в той сфере, которая относится к деятельности фирмы.

Точно так же по окончании процесса учёбы следует запастись первичными документами — актом оказанных консультационных услуг, «отчётом» организатора семинара, где тематика и состав рассмотренных вопросов будут подробно расписаны, счетом-фактурой и проездными документами в случае «заочной» учебы.

Обучение без отрыва от производства: оформление

Но вернемся к главной теме нашей статьи — обучению на рабочем месте. В данном случае в деле документального оформления проблем возникает на порядок меньше.

Аналогичным образом должен составляться ежегодный план по числу и составу обучаемых с причинами и целями такой учебы. На каждого направляемого готовится приказ на обучение без отрыва от производства с указанием причин необходимости переподготовки. Если в качестве преподавателя будет выступать приглашенный специалист или представитель учебного заведения, с ним следует обязательно подписать контракт.

Когда же наставником выступает кто-то из сотрудников компании с отдельной оплатой преподавательской деятельности, с ним необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору.

При направлении на обучение без отрыва от производства с сотрудниками оформляются ученические договоры. В данном случае такой шаг необходим. В договоре прописывается специальность или квалификация, приобретаемая работником, и четко формулируются обязанности каждой из сторон (администрацией предоставляется возможность обучения, сотрудник обязуется пройти все его этапы и после того отработать в компании определенный срок).

Дата начала учебы должна быть зафиксирована. В случае назначения сотруднику на этот период стипендии размер ее должен быть также прописан в договоре.

Когда речь идёт о высшем или среднем специальном образовании

Начинать точно так же надо с составления ежегодного плана. На каждого из сотрудников издается отдельный приказ руководства с указанием формы обучения (вечернее, заочное и так далее). Договор с учебным заведением должен быть заключён от имени фирмы. Необходимо запросить в учебном заведении его программу и копию лицензии для приложения к договору.

С работником заключается доп. соглашение аналогично предыдущему случаю с указанием приобретаемой квалификации, присвоенной по результатам учебы специальности и порядка оплаты отработанного времени.

Полученный диплом необходимо точно так же скопировать и потребовать у сотрудника аналогичные первичные документы, состоящие из пройденных согласно учебной программе вопросов, акта оказания услуг учебным заведением либо счёта-фактуры в случае, если оно — коммерческого характера.

Источник: https://BusinessMan.ru/obuchenie-bez-otryiva-ot-proizvodstva-oformlenie.html

Ученический договор: обучение работника внутри компании-работодателя

Обучение по инициативе работодателя

Валентина Митрофанова, директор Института профессионального кадровика, эксперт в области трудового законодательства, ведущий бизнес-тренер

Ученический договор заключается в случае, если обучение проводится не сторонней организацией, а непосредственно работодателем

Хотя в практике часто работодатели неправильно толкуют нормы Трудового кодекса РФ, регламентирующего порядок заключения ученического договора и часто заключают ученические договоры отправляя работника обучаться в сторонней организации.

Это является некорректным толкованием норм трудового законодательства и может вызвать ряд значительных проблем у работодателя.

Так как, возможна ситуация, что работодатель ошибочно оформив с работником ученический договор отправил его обучаться к другому работодателю и согласно требований трудового законодательства выплачивает такому работнику стипендию.

Если работник, например, не закончил обучение, либо не отработал согласованный в ученическом договоре период после окончания обучения работодатель не сможет взыскать с работника стипендию и возможно, иные расходы, так как при заключении самого договора были нарушены нормы трудового законодательства.

Для того, чтобы вы в своей практике не совершили этой распространенной ошибки, давайте разберем почему ученический договор заключается только в ситуации, когда работник (или соискатель) проходят обучение именно внутри компании-работодателя?

Данный вывод вытекает из анализа отдельных норм:

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 200. Срок и форма ученического договора (извлечение)

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации».

Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 201. Действие ученического договора

Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.

Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

По теме:  Как составить должностные инструкции. Бюрократия или инструмент управления?

То есть уже из этой гарантии видно, что это не может касаться прохождения обучения в сторонних организациях.

Хотя, конечно, и во время прохождения обучения в сторонней организации работник может взять академический отпуск, на период длительной болезни или по иным уважительным причинам.

  Тем не менее, здесь требование касается того, что именно работодатель должен продлить срок действия ученического договора с работником, у которого наступили эти уважительные причины.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 202. Организационные формы ученичества

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах».

То есть, например, индивидуальная форма обучения говорит о том, что лицо будет обучаться индивидуально, а не о том, что одно лицо направляется работодателем в стороннюю организацию и индивидуально для него будет реализовано обучение.

Кроме этого сторонние организации скорее производят групповое обучение, а не бригадное.

Поэтому даже сами формы обучения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ говорят об обучении именно на производстве, в самой компании, например, в порядке индивидуального обучения с наставником, бригадного обучения в составе бригады, или курсового обучения.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 203. Время ученичества.

Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством

То есть ученик должен учиться, либо учиться и работать не больше нормы рабочего времени. Что является логичным, если обучение реализуется у работодателя.  Так как именно работодатель обязан обеспечить отработку работником его нормальной продолжительности рабочего времени, без его превышения, кроме случаев напрямую установленных законодательством.

По теме :  Современные проблемы обучения на производстве глазами рекрутера

Распространить данное требование на работодателя и обучающую организацию невозможно. То есть  обязать работодателя совместно с обучающей организацией обеспечивать нормальную продолжительность работы работника законодатель не может.

И, если работник проходит обучение в сторонней организации очно, или очно-заочно, то конечно, работник и работодатель могут договориться о том, чтобы установить на период обучения работнику неполное рабочее время, чтобы он мог осуществлять очное обучение, но при этом законодатель не может требовать того, чтобы продолжительность обучения в сторонней организации как то контролировалась работодателем, чтобы следить за непревышением нормальной продолжительности рабочего времени.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 204. Оплата ученичества

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам».

То есть работник, или соискатель, который находится на ученическом договоре получает два вида вознаграждения:

стипендия + оплата за труд по расценкам за выполненную во время практических занятий работу.

Опять же понятно, что данные требования никак не могут распространяться на ситуацию, что работодатель отправил работника по ученическому договору получать образование (или повышать квалификационный уровень) у другой образовательной организации, но при этом работодатель еще и выплачивает работнику (соискателю) стипендию и оплату за работу по расценкам работодателя, которую данный обучаемый выполняет на практических занятиях.

И, если требование о выплате стипендии, чисто теоретически может распространятся на ситуацию, что работник обучается в другой организации, а работодатель платит ему стипендию, то требование оплатить по расценкам работодателя работу во время практических занятий точно касается ситуации, что работник выполняет работу именно у этого работодателя.

Хотя вопрос про стипендию также реализуется всегда через учебную организацию. Даже если работник обучается на коммерческой основе и за него оплату производит работодатель, и работник получает стипендию, все равно выплату стипендии производит именно учебное заведение, за счет своих средств или средств включенных в оплату обучения.

То есть статья 204 Трудового кодекса РФ, которая регламентирует оплату ученичества четко показывает, что сам процесс обучения организован у самого работодателя, где обучаемый проходит и обучение и получает за это стипендию и если во время практических занятий он выполняет какие-то работы, за которые в этой организации установлена оплата, то обучаемый имеет право и на оплату этой работы по расценкам, которые установлены в этой компании.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства

На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда».

Данная норма обусловлена тем, что даже ученики, получающие образование с отрывом от работы получают его непосредственно у работодателя, поэтому законодательство об охране труда на них и распространяется.

Что в данном случае подразумевает под собой распространение требований трудового законодательства?

Это и право таких работников на отпуска, право на оплату листов нетрудоспособности, право на поощрение, а также права на соблюдение режима труда и отдыха, работу в условиях рабочих мест, прошедших специальную оценку, право на прохождение медицинских осмотров за счет средств работодателя, в случаях установленных законодательством и т.д.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества (извлечение)

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством».

По теме:  Обучение руководителей: актуальность, мотивация, стратегия и методы

Как можно увидеть в данной норме не говорится, что обучение проводилось за счет средств работодателя, что было бы свойственно при обучении в сторонней организации, а говорится «расходы в связи с ученичеством». А при рассмотрении первого варианта, когда работник обучается в сторонней организации (то что мы рассматривали выше)  формулировка была «работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение».

Источник: http://hr-media.ru/uchenicheskij-dogovor-obuchenie-rabotnika-vnutri-kompanii-rabotodatelya/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий