Кто управляет охраной труда в организации?

В этой статье:

Содержание
  1. О системе управления по охране труда на предприятиях и в организациях
  2. Что такое управление охраны труда на предприятии
  3. Кто осуществляет управление охраной труда в организации
  4. Если организации насчитывает менее 50 работников
  5. Если организации насчитывает от 50 до 700 работников
  6. Организация и управление охраной труда
  7. Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи
  8. Планирование работы по охране труда
  9. Порядок проведения обучения по охране труда и проверки знаний
  10. Инструктажи по безопасности труда
  11. Порядок разработки и утверждения инструкций по ОТ
  12. Кто управляет охраной труда в организации?
  13. План мероприятий по организации охраны труда
  14. Система управления охраной труда на предприятии
  15. Служба охраны труда на предприятии
  16. Документы по охране труда на предприятии
  17. Государственное управление охраной труда в РФ. Как осуществляется
  18. В чем смысл управления охраной труда
  19. Зачем державе руководить трудоохранными процессами
  20. Кто в государстве управляет охраной труда
  21. Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
  22. Контролирующие государственные органы по охране труда
  23. Разработка системы управления охраной труда: зачем это нужно?
  24. Зачем в организации нужна система управления охраной труда?
  25. Запомните главное
  26. Суот в организации — как создать и обеспечить её функционирование
  27. Структура Методических рекомендаций по проверке СУОТ в организации
  28. Как будут наказывать за СУОТ в организации
Рекомендуем!  Когда меняется штатное расписание организации?

О системе управления по охране труда на предприятиях и в организациях

Кто управляет охраной труда в организации?

Управление охраной труда подразумевает специальный комитет СУОТ, который занимается оценкой трудовых условий и решением конфликтов. цель – создать условия безопасного труда, сохранить жизнь и здоровье сотрудников.

Что такое управление охраны труда на предприятии

На предприятиях разрабатываются специальные службы СУОТ («система управления охраной труда»), они занимаются решением конфликтов, контролем за законностью производственного процесса, условиями труда и поиском выгодных решений по улучшению условий труда.

Служба создается как подсистема внутри самой фирмы и включает представителей от работников и от работодателей. Главное – деятельность не должна противоречить закону и ухудшать социальный климат на предприятии.

Труд на предприятии

Кто осуществляет управление охраной труда в организации

Комиссия собирается исключительно из специалистов с высшим образованием и опытом в данной сфере, со знаниями и навыками. Сюда могут включаться члены Профсоюза данной компании, если Профсоюз есть, инженеры, медики  и так далее. При этом, условия создания будут разными для организаций разных масштабов.

Если организации насчитывает менее 50 работников

Государственное управление охраной труда: кем осуществляется

Для маленьких организаций со среднесписочным количеством занятых не более 50 человек ответственность лежит на одном из работников, который подходит на должность ответственного по минимальным требованиям. Как правило, отдельного работника не ищут, а поручают ответственность руководителю или собственнику субъекта. А если выбирается все же какой-либо работник, то это необходимо утвердить специальным приказом.

Если организации насчитывает от 50 до 700 работников

Если штат сотрудников превышает 50 человек, то руководитель ответственным быть не может, назначается отдельное ответственное лицо, которое будет управлять.

Справка! Для крупных предприятий с большой численностью работников имеет смысл создать целую службу, если в организации есть необходимые специалисты.

Организация и управление охраной труда

Положение о системе управления охраной труда в организации (образец)

Организацией комиссии по охране труда занимается руководитель. Он издает приказ, в котором указывает ответственного либо всех представителей вместе с председателем. Председатель, в свою очередь, ведет учет проводимых планомерных мероприятий и собраний, занимается разработкой расписания, инструктажей. Председатель имеет право отзывать членов комиссии и вместо них привлекать новых. Принятие решений о смене председателя является прерогативой руководителя.

Подсистема СУОТ на фирме

Если у организации множество отделов/филиалов, для координации могут назначаться несколько ответственных лиц или служб, которые будут осуществлять свою деятельность на подконтрольном участке.

Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи

У СУОТ есть следующие основные задачи:

  • Контроль за состоянием охраны труда на предприятии;
  • Разработка профилактических мероприятий, распорядительных документов и новых предложений по улучшению рабочей среды;
  • Участие в разработке инструкций, методичек и других документов внутри организации.

Среди прав и функций выделяется анализ состояния текущего ОТ, причин травматизма и заболеваемости, текучки кадров, а также СУОТ организует инструктажи, паспортизацию оборудования и некоторого инвентаря, организует специальные мероприятия, в том числе благотворительные с целью донести важность сохранение охраны труда. Если происходят несчастные случаи, СУОТ должна участвовать в расследовании причин. СУОТ производит рекогносцировку состояния оборудования и рабочих мест посредством осмотров и технического обслуживания, следит за правомерностью менеджмента руководства и сотрудников.

Планирование работы по охране труда

Организация планирования – обязанность председателя. Необходимые меры и план разработки должен осуществляться на собраниях по расписанию. Члены комиссии обсуждают текущие проблемы организации и методы их решения. Если организация связана с перевозками на грузовом или железнодорожном транспорте, у членов комиссии также должны быть водительские права и опыт работы в данной сфере.

Обратите внимание! Представители СУОТ имеют право не только заниматься реализацией своего плана, но и присутствовать на собраниях высшего руководства, а также на собраниях более низких уровней управления учреждения. А также, отчитываться документацией перед руководителями.

Периодичность проводимых инструктажей, тренировок и обучающих мероприятий должны проходить с необходимой частотой по закону. Например, раз в квартал, или раз в полгода, год. Для сотрудников, которые долго не занимались рабочей деятельностью, могут проводиться внеплановые и повторные инструктажи.

Обучение сотрудников

Порядок проведения обучения по охране труда и проверки знаний

День охраны труда в организации и на предприятии

Управление охраной труда – это ответственное занятие, и для его качества представители комитета должны быть обучены и обладать необходимыми навыками и знаниями.  Обучение – это требование закона для представителей. Обучение проводится либо специалистами организации, которые имеют необходимый опыт и сертификаты, либо сторонними компаниями. Руководство фирмы заказывает курсы для одного или более своих сотрудников, на которых им доносят специфику охраны труда в конкретной фирме, а также обучают проводить инструктажи и заниматься анализом, разработкой и решением конфликтов.

Обратите внимание! Допускается обучение, проводимое органами местной власти и контролирующими надзорными органами.

Инструктажи по безопасности труда

Инструктажи проводятся ответственными лицами и делятся на следующие группы:

  • Вводные – при поступлении на работу;
  • Первичный, который включает полностью инструкцию со всеми правилами и мерами безопасности при подготовке рабочего места перед сменой, в процессе работы, после окончания и при возникновении аварийных ситуаций;
  • Повторный – аналогичен первичному, но проводится для сотрудников, которые уже заняты на рабочем месте и прошли первичный инструктаж;
  • Внеплановый – проводится в связи с аварийными ситуациями, изменением правил безопасности или мер, предпринимаемых при возникновении угрозы, изменением законодательства Российской Федерации, заменой оборудования и при сомнении в знаниях сотрудников;
  • Целевой инструктаж – проводится единожды для непостоянных работников. Например, при единовременных сварочных работах или ремонте.

Порядок разработки и утверждения инструкций по ОТ

Во-первых, инструкции разрабатываются как для профессий по отдельности, так и по разным видам работ. Во-вторых, инструкции включают в себя несколько разделов. Основные:

  • Обобщающие требования по охране труда;
  • Инструкция перед началом работы;
  • Инструкция в процессе производства;
  • Инструкции после окончания работ;
  • Меры действий при возникновении угроз и аварийных ситуаций.

Обратите внимание! СУОТ – это законная деятельность, которая обеспечивает комфортные и безопасные трудовые условия и социальную среду.  Комиссия занимается гигиеническим и санитарным состоянием, условиями труда, обеспечением проверок на исправность оборудования и минимизацией вредности.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/upravlenie-ohranoj-truda-eto.html

Кто управляет охраной труда в организации?

Кто управляет охраной труда в организации?

Охрана труда на предприятии — с чего начать? Таким вопросом задаются руководители, перед которыми встала задача организовать систему охраны труда в компании. Наша статья поможет определиться с порядком действий в этом направлении.

План мероприятий по организации охраны труда

Система управления охраной труда на предприятии

Служба охраны труда на предприятии

Документы по охране труда на предприятии

Образец приказа по охране труда на предприятии

Особенности охраны труда на производственных предприятиях

Итоги

План мероприятий по организации охраны труда

Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.

План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.

Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:

  • организовать систему управления охраной труда в компании;
  • создать отдельную службу или ввести в штат должность специалиста по охране труда;
  • принять положение об охране труда в организации;
  • издать приказ руководителя о назначении ответственного за охрану труда лица (или лиц);
  • утвердить должностные инструкции ответственных лиц.

Об обязанностях, которые отразятся в таких инструкциях, читайте в материале «Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)».

Система управления охраной труда на предприятии

Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.

При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:

  • обеспечение безопасности персонала при работе со средствами труда;
  • обучение сотрудников производственной культуре (соблюдению правил техники безопасности при работе на оборудовании и с механизмами, использованию необходимых средств защиты);
  • проведение аттестации рабочих мест (если это необходимо согласно действующему законодательству);
  • отбор персонала при принятии на работу согласно квалификационному уровню;
  • соблюдение санитарных (гигиенических) норм в рабочих зонах;
  • проведение инструктажей по охране труда.

О том, с какой периодичностью проводятся инструктажи, читайте в статье «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте».

Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.

Служба охраны труда на предприятии

В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 217 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:

  • принятие руководителем этих функций на себя;
  • делегирование этих полномочий иному работнику;
  • привлечение организации или физлица со стороны.

Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.

Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:

  • Масштабы деятельности предприятия.

Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.

  • Особенности производственной деятельности и действующего законодательства.

На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.

Как правило, должность специалиста по охране труда на предприятии называется «инженер по охране труда». Глава специализированной службы обычно именуется главным инженером по охране труда или начальником отдела (службы) охраны труда.

Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?

Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.

I квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • отсутствие требований к рабочему стажу для магистра;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 2 лет.

II квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 1 года.

Без квалификационной категории:

  • высшее образование и диплом специалиста;
  • без требований к опыту работы.

Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда I категории не менее 2 лет.

Документы по охране труда на предприятии

После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.

В ее состав могут входить:

  1. Нормативно-правовые документы:
  • ТК РФ;
  • закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
  1. Внутренние локальные акты, принятые на предприятии:
  • положение об охране труда;
  • должностные инструкции специалистов по охране труда;
  • положение об отделе охраны труда;
  • инструкции по охране труда для каждой должности на предприятии;

О том, какой может быть такая инструкция для бухгалтера, читайте в статье «Инструкция по охране труда бухгалтера — образец».

  • распорядительная документация: приказы, распоряжения руководителя относительно проведения аттестации, принятия на работу специалистов, возложении ответственности за охрану труда на предприятии, назначении лиц, отвечающих за проведение инструктажа и обучение технике безопасности персонала, и др.
  • журнал проведения вводного (первичного) инструктажа для вновь принятых сотрудников;
  • журнал по инструктажу непосредственно на рабочем месте;
  • программы проведения подобных инструктажей;
  • личные карты о прохождении обучения и т. д.
  1. Документы по аттестации, разработанные совместно с внешней аттестующей компанией:
  • протоколы;
  • экспертное заключение;
  • карты аттестации конкретного рабочего места и др.

Источник: https://vash-advocate.ru/kto-upravlyaet-ohranoy-truda-v-organizatsii/

Государственное управление охраной труда в РФ. Как осуществляется

Кто управляет охраной труда в организации?

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Скопировать урл

Распечатать

Источник: https://assistentus.ru/sotrudniki/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda/

Разработка системы управления охраной труда: зачем это нужно?

Кто управляет охраной труда в организации?

16 января 2020

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов.

Зачем в организации нужна система управления охраной труда?

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать опасные производственные факторы;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать интегрированную систему менеджмента.

Система управления охраной труда состоит из основных элементов:

  • политики;
  • организации;
  • планирования и применения;
  • оценки;
  • действий по совершенствованию.

Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.

Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время. Документация может охватывать:

  • политику по охране труда;
  • распределение обязанностей по охране труда;
  • главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
  • учет мероприятий по охране труда;
  • перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
  • нормативы и правила охраны труда;
  • учет вредного воздействия;
  • результаты контроля состояния производственной среды;
  • данные обследования состояния здоровья сотрудников;
  • результаты мониторинга;
  • технические и организационные процедуры;
  • инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.

Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:

  • получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
  • передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
  • получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.

Проект СУОТ разрабатывают на основе имеющегося опыта с учетом действующих нормативных документов и сегодняшних реалий производства. Процесс внедрения и функционирования системы можно отразить на схеме:

Этапы внедрения и функционирования системы управления охраной труда

Таким образом, выделяют этапы внедрения СУОТ:

  • предварительная оценка;
  • планирование;
  • внедрение.

Предварительная оценка состояния охраны труда должна стать опорной точкой для измерения степени развития системы. Первичный анализ проводят компетентные специалисты по согласованию с работниками и (или) их представителями в зависимости от обстоятельств.

На этапе планирования необходимо задаться целью создания такой системы, которая:

  • как минимум, обеспечит соблюдение требований законодательства по охране труда;
  • включит в себя необходимые элементы СУОТ;
  • обеспечит постоянный рост эффективности охраны труда.

Внедрение СУОТ лучше проводить в два последовательных этапа:

  1. Опытная апробация системы. При этом проводят корректировку разработанной документации и проверяют функционирование отдельных элементов системы на практике.
  2. Окончательное введение СУОТ в действие.

После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужно непрерывно совершенствовать. Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок, назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.

Собранные результаты передают на анализ руководству. Анализ должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволит объективно оценить систему. Результаты анализа нужно документировать. Потом их используют для внесения изменений в политику, цели и задачи по охране труда.

Невозможно сделать СУОТ эффективной, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками в рамках комитетов по охране труда или, например, коллективного договора. У работников и их представителей должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда на предприятии путем прямого участия и согласования.

Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена. Это предполагает участие всех сотрудников предприятия в охране труда. Если СУОТ управляет лишь руководство, эта система потеряет свою ориентацию и провалится.

Чтобы совместные комитеты по охране труда и аналогичные механизмы взаимодействия были эффективными, нужно:

  • информировать работников о принципах СУОТ;
  • привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;
  • актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.

Запомните главное

  1. Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.
  2. СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.
  3. Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.
  4. Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.
  5. Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.
  6. СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Источник: https://srg-eco.ru/article/the-development-of-the-system-of-labour-protection-management-why-is-it-needed/

Суот в организации — как создать и обеспечить её функционирование

Кто управляет охраной труда в организации?

Приветствую, друзья! Вышел интересный документ из Роструда, который предлагаю рассмотреть и обсудить в этой заметке. Речь идёт о Методических рекомендациях по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в организации. Данные рекомендации предназначаются не для простых смертных спецов и работодателей, а для государственных инспекторов труда при проведении ими расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем. Поскольку это не секретный документ, мы его тоже возьмём в работу — разработаем на основе рекомендаций не простое, а золотое положение о СУОТ в организации.

Это Блок-схема проверки СУОТ в организации. Запомните её.

Итак, Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда были утверждены приказом Роструда от 21.03.2019 г. № 77 и адресуются ГИТ.

В соответствии с приказом Роструда № 77 руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации приказано обеспечить:

  • обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;
  • изучение государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
  • использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

Кроме того управлению государственного надзора в сфере труда приказано:

  • при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;
  • при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьёй 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

Структура Методических рекомендаций по проверке СУОТ в организации

Документ состоит из следующих разделов и приложений:

I. Общие положения.

II. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда:

Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.

III. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая.

IV. Заполнение отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4.

V. Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Приложение — Блок-схема.

Касательно Блок-схемы. В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций государственным инспекторам труда предлагается организовывать проверку на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведённых в Блок-схеме, а именно:

а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы);

б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы);

в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций проведение внеплановой проверки у работодателя предлагается разделить на 2 части:

1-я часть — проверка документов СУОТ;

2-я часть — проверка рабочих мест.

При этом в рамках проверки документов СУОТ рекомендуется изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения СУОТ и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В рамках проверки рабочих мест рекомендуется оценивать соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Как будут наказывать за СУОТ в организации

Поскольку документ не мизерный по содержанию (около 30 страниц), приведу только его мотивирующую часть, а именно пятый раздел — Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вот какие меры реагирования при выявлении нарушений в части СОУТ предлагаются:

16. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

16.1. В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими).

16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.

17. Привлечение к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что за некоторые нарушения предусмотрена ответственность разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, например:

Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 — 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.

На данном примере освежим в памяти линейку сумм штрафов:

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Повторимся, что СУОТ в организации будет досконально проверяться ГИТ в соответствии с Методическими рекомендациями в двух случаях:

  1. при проведении государственными инспекторами труда расследований несчастных случаев;
  2. при внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

В рамках плановых проверок ГИТ обязаны руководствоваться проверочными листами, а именно в теме СУОТ проверочным листом № 31, согласно которого проверяется:

  1. Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  2. Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При этом Политика в области охраны труда может входить в положение о СУОТ. Об этом шла речь в заметке — Политика в области охраны труда и как её внедрить.

Источник: https://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/oxrana-truda/%D1%81%D1%83%D0%BE%D1%82-%D0%B2-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.html

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий