Кто может проводить аудиторскую проверку организации?

В этой статье:

Рекомендуем!  Как правильно написать официальное письмо в организацию?
Содержание
  1. Аудиторская проверка
  2. Технологический аудит
  3. Кадровый аудит
  4. Кто проводит аудит
  5. Обязателен ли аудит
  6. Подготовка к аудиторской проверке
  7. Как проходит проверка
  8. Оформление результатов аудиторской проверки
  9. Внутренний аудит на предприятии. Проведение, организация
  10. Что собой представляет внутренний аудит
  11. Основные задачи
  12. Законодательная база
  13. Что проверяется в процессе внутреннего аудита
  14. Разновидности внутреннего аудита
  15. Документальное сопровождение аудита
  16. Издание приказа об аудите
  17. Чек-лист
  18. Этапы проведения внутреннего аудита
  19. Инструменты внутреннего аудита
  20. Результаты внутреннего аудита
  21. Кто проводит аудиторскую проверку?
  22. Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
  23. Когда аудитор должен отказаться от проверки?
  24. Например, нельзя проводить аудит, если:
  25. Независимо от того, кто будет проводить аудит (индивидуальный аудитор либо аудиторская компания), необходимо рассчитать:
  26. При этом под навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:
  27. При выборе аудитора нужно обращать внимание на следующие критерии:
  28. Обязательный аудит в [year] году
  29. Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в [year] году
  30. Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности
  31. Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за [year] год
  32. 1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за [year] год
  33. Аудит: кому, когда и зачем нужно проведение аудита
  34. Виды аудита
  35. Обязательный аудит
  36. Ответственность за отсутствие аудиторского заключения
  37. Инициативный аудит
  38. Внутренний аудит
  39. Вывод
  40. Обязательный бухгалтерский аудит: кому и зачем он нужен
  41. Какие компании подлежат обязательному бухгалтерскому аудиту
  42. Форма и содержание аудиторского заключения
  43. Полезные функции аудита
  44. Как провести аудиторскую проверку — НалогОбзор.Инфо
  45. Кто может проводить аудит
  46. Требования к аудиторским организациям (аудиторам)
  47. Принципы проведения аудита
  48. Аудиторское заключение

Аудиторская проверка

Кто может проводить аудиторскую проверку организации?

Аудиторская проверка обязательна в случаях, когда компании предстоит сдавать крупный отчет в контролирующий орган или подготовиться к отчету для налоговой инспекции.

Рекомендуем!  Где можно посмотреть ОКПО организации?

Аудиторы помогают разобраться в бухгалтерской отчетности предприятия, обнаружить возможные учетные ошибки и предотвратить проблемы с финансовой или законодательной стороны, оценить общую эффективность работы. Кроме этого, проверка позволяет уменьшить штрафы и санкции со стороны налоговой инспекции после годовой ревизии.

Суть проверки – оптимизация и упорядочивание всех отчетов, которые должна представить организация в контролирующие органы, проверка достоверности предоставленных данных и соответствия реальности информации.

По профилю деятельности проверки могут быть общими, банковскими, проверками негосударственных организаций и так далее. По характеру проверка может быть обязательной или добровольной. Если проверка проводится добровольно, то проверяются только перечисленные в договоре на аудит документы и операции.

Если проверка проводится добровольно, то проверяются только перечисленные в договоре на аудит документы и операции.

Это проверка бухгалтерской отчетности и финансового состояния предприятия. Проверка может быть внешней и внутренней, в зависимости от того, проводится она силами сотрудников предприятия или поручена сторонней организации. Во время финансовой проверки основной этап – проверка достоверности всех операций, наличия всех необходимых документов, а также проверка на соответствие данных компании тем, что были предоставлены в налоговую инспекцию.

Технологический аудит

В процессе промышленного или технологического аудита предприятие или производственный объект проверяется по многим параметрам безопасности. Цель проверки – установить уровень опасности производства для здоровья сотрудников и прочих, соответствие оборудования и условий установленным нормам.

В процессе проверки аудитор работает с нормативно-правовыми актами, организационной документацией объекта, кадровым управлением. Оценивает состояние опасного технического и производственного оборудования. Анализирует причины аварий. Разрабатывает план локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации или инцидента.

В результате производство может повысить безопасность, увеличить эффективность управления и улучшить охрану труда.

Кадровый аудит

В процессе кадровой проверке исследуется вся документация в организации с наемным персоналом. Аудитор проверяет соответствие кадрового учета трудовому законодательству и делопроизводству. При этом оценивается не только общая эффективность управленческого аппарата, но и эффективность деятельности каждого сотрудника, оцениваются кадровые процессы и потенциал.

Кто проводит аудит

Аудит различается по видам проверки – независимая (внешняя), государственная или внутренняя. В случае независимой проверки заключается договор со сторонней организацией. Государственная осуществляется, если заказ на нее поступил от официальной службы. Образец проверки и заключения во время внутреннего аудита не слишком отличается, но проверяющий отдел формируется из сотрудников компании.

Существуют определенные основные требования, предъявляемые к компании, которая будет проводить внешнюю проверку, или к независимому аудитору.

Индивидуальный аудитор:

  • Обладает законченным высшим образованием в области экономики или юриспруденции.
  • Работал в бухгалтерии или аудиторской организации больше трех лет.
  • Имеет действующий аудиторский аттестат.

Независимые аудиторы не имеют права проверять некоторые компании, включая НПФ, компании, которые занимаются страхованием и кредитованием населения, формируют консолидированную отчетность и некоторые другие.

Аудиторская организация:

  • Коммерческая организация, кроме ОАО.
  • Аккредитация СРО.
  • Не меньше трех аттестованных проверяющих в штате.
  • Руководитель также имеет действующий аттестат.
  • Доля аудиторской организации в капитале компании больше 51%.

Обязателен ли аудит

Проверка может быть обязательной или добровольной. Многие руководители принимают решение провести добровольную аудиторскую проверку перед крупными отчетами. Добровольная проверка часто проводится перед куплей или продажей компании, в период смены руководства или главного бухгалтера, а также по требованию партнеров компании. Добровольная аудиторская проверка может проводиться с любой периодичностью.

Обязательная проверка проводится каждый год для акционерных обществ, НПФ и компаний, которые занимаются страхованием и кредитованием; профессиональных участников биржи ценных бумаг. Также проверка обязательна в период оформления консолидированной отчетности.

Другие компании обязаны проводить плановую проверку, если общий объем выручки превысил четыреста миллионов рублей, а активы превышают шестьдесят миллионов рублей. Указанные требования не относятся к сельскохозяйственным кооперативам, муниципальным предприятиям и негосударственным унитарным предприятиям.

Также проверка не обязательна для обществ с ограниченной ответственностью за первый год работы (даже если объем выручки превысил указанный). Порядок обязательной проверки регулируется ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Подготовка к аудиторской проверке

В организации рекомендуется создать комфортную рабочую обстановку для проверяющего – в идеале, это отдельное рабочее место с доступом к телефону и компьютеру. Аудитор должен иметь доступ к отделам бухгалтерии и делопроизводства. Если до компании сложно добраться на транспорте, рекомендуется организовать трансфер аудитора. Если в компании действует система пропусков, временный пропуск для аудитора должен быть готов к первому дню проверки – для этого нужно заранее выяснить данные проверяющих.

Назначается ответственный за вопросы проверки. Чаще всего это главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера организации. Контактные данные других сотрудников компании тоже могут понадобиться в процессе проверки – сотрудники должны быть предупреждены о такой возможности.

Если требуется копировать документы, оговариваются границы коммерческой тайны организации. Деятельность аудиторов регулируется набором внутренних и международных стандартов проверки. Среди прочих постановлений, аудиторы работают в рамках Налогового и Гражданского кодексов РФ, а также подчиняются Федеральному закону № 307-ФЗ. Существует также внутренний кодекс специалистов и понятие аудиторской тайны, которые защищают конфиденциальные данные проверяемых организаций.

Документация, которая потребуется аудитору, зависит от вида проверки. Полный список документов отражен в договоре с аудиторской организацией в письменной форме. Возможно, потребуется устав организации, документы о регистрации, лицензии на осуществляемый вид деятельности и так далее.

В процессе проверки потребуются:

  • Отчетная документация за период ревизии.
  • Документ учетной политики.
  • Отчет об инвентаризации и документ складского учета.

По запросу проверяющего предоставляются:

  • Перечни договоров, сделок, подтверждения от контрагентов.
  • Информация о судебных делах.
  • Списки акционеров, учредителей и партнеров компании.
  • Производственная информация.
  • Справки из налоговых органов.
  • Первичная документация.

Как проходит проверка

Этапы аудиторской проверки:

  1. Руководство компании принимает решение провести проверку.
  2. Организация заключает договор на проведение проверки с аудиторской фирмой. В договоре обязательно прописывается цель ревизии – внутренняя проверка отчетности, проверка перед отчетом в контролирующие органы или налоговую инспекцию и другие.
  3. Специалисты компании готовят пакет необходимых документов для предоставления в аудиторскую фирму, или, в другом случае, аудиторы выезжают в компанию для сбора информации.
  4. Аудиторы получают достоверную информацию о структуре организации, специфике работы, могут ознакомиться с политикой учета в компании, получить нормативные акты и отчеты о проверке из налоговой инспекции. При необходимости аудитор имеет право изучить бизнес-план и прочие документы, согласно которым ведется работа.
  5. Затем аудитор сосредотачивается на проверке исключительно финансовой отчетности. Работа ведется за прописанный в договоре период, учитывается отчетность филиала или филиалов, если они есть.
  6. Во время финансовой проверки сравниваются реальные показатели с планом, а также с показателем за прошедшие периоды и с информацией, которая была предоставлена в налоговую инспекцию.
  7. Составляется предварительная оценка финансового состояния компании.
  8. Сверяются финансовые отчеты, проверяется налоговая декларация, проверяются отчетные документы бухгалтерии, включая баланс и журнал ордеров.
  9. Если найдены ошибки учета или расхождения в результатах, аудитор выясняет причины неточности. Проверяется законность каждой операции.
  10. Налоговые декларации проверяются по каждой цифре. Также аудитор проверяет своевременность подачи деклараций и уплаты налогов. Во время проверки используются даты платежей, зарегистрированные в банковских документах.
  11. По результатам проверки составляется акт, который аудитор обязательно согласовывает с главным бухгалтером проверяемой организации.

Распространенный случай – переплата или недостача налогов. В обоих случаях решение достаточно простое. В случае переплаты есть возможность обратиться в налоговую, согласовать доказанный во время аудиторской проверки факт переплаты и оформить возврат средств организации в сумме, которая была переплачена. В случае недостачи аудитор может порекомендовать подходящее решение для каждой проверяемой организации.

Оформление результатов аудиторской проверки

Правила ревизии требуют составить полный и достоверный акт по окончании аудиторской проверки. Кроме него исполнитель проверки составляет заключение или отчет о проверке.

В отчете содержатся выводы и предложения по оптимизации отчетности и устранению нарушений, если они были обнаружены. Подробно, с доказательствами, но без лишних деталей, в отчете:

  • Сообщается основное направление проведенной проверки.
  • Перечисляются этапы выборочной и полной проверки.
  • Указываются выявленные проблемы и недочеты в порядке значимости.
  • Выдаются конкретные рекомендации по решению проблем.

Отчет или заключение о проведенной проверке – конфиденциальный документ, который составляется в двух экземплярах. Один передается проверяющим лично главному бухгалтеру проверенной организации. Второй отдается в аудиторскую компанию, в дальнейшем устранение выявленных проблем контролируется согласно этому отчету.

Заключение о проверке состоит из трех частей – введения, аналитики и итога, подтверждается подписью аттестованного руководителя проверяющих и печатью аудиторской компании или личной печатью, если проверка проводилась независимым аудитором.

Виды заключений:

  • Безоговорочное, то есть в результате проверки недостатки не найдены. В этом случае финансовое положение проверенной организации признано стабильным, а найденные ошибки малозначительны или не требуют исправления. При выдаче безоговорочного заключения есть вероятность, что проверка проведена недобросовестно.
  • С оговорками, есть замечания, зафиксированные в отчете. Выявленные ошибки отчетности и недостатки легко исправить, а оценка состояния организации даже с учетом этих ошибок остается положительной. Выданы рекомендации по устранению недостатков.
  • Отрицательное. Проверка выявила серьезные нарушения, критические ошибки отчетности, недостоверную отчетность или бухгалтерскую документацию.
  • Отказное или не выдано. Проверяющие не получили доступа к нужной документации, встретили открытую конфронтацию и не смогли оценить состояние отчетности. В случае вынужденного прекращения проверки аудиторская организация официально уведомляет об этом проверяемую компанию и вышестоящие органы.

Чаще всего отчет об аудиторской проверке содержит положительное заключение, поскольку большинство недочетов могут и должны быть исправлены во время ревизии.

Аудиторская проверка имеет несколько важных функций. В большой компании это практически единственный эффективный инструмент достоверно выяснить состояние документации. Обязательный аудит накладывается в определенных ситуациях для того, чтобы партнеры или другие заинтересованные лица могли убедиться в надежности компании и соответствии реальных финансовых показателей заявленным.

Источник: https://zhazhda.biz/base/auditorskaya-proverka

Внутренний аудит на предприятии. Проведение, организация

Кто может проводить аудиторскую проверку организации?

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

https://www.youtube.com/watch?v=c7UkurmhDCo

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/vnutrennij-audit/

Кто проводит аудиторскую проверку?

Кто может проводить аудиторскую проверку организации?

Перед тем как заказать аудиторскую проверку, компании важно знать, силами каких специалистов она будет проводиться. 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

Основной целью обязательной аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности компании. Помимо обязательного аудита собственники компании вправе инициировать и добровольный аудит. В последнем случае аудит проводится, как правило, по специальной программе, в которой раскрываются «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента. 

Важно!

Аудит могут проводить как индивидуальные аудиторы, работающие самостоятельно, так и аудиторские компании. Законом №307-ФЗ обозначены случаи, когда аудиторская проверка может быть проведена только аудиторской компанией. 

Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,
  • иных кредитных и страховых организаций,
  • негосударственных пенсионных фондов,
  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %,
  • государственных корпораций,
  • государственных компаний,
  • публично-правовых компаний,
  • бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности

проводится только аудиторскими организациями (п.3 Закона №307-ФЗ).

Инициативный (добровольный) аудит может осуществляться на основе договора  с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором.  

Кроме того, к проведению аудиторской проверки допускаются аудиторские компании и индивидуальные аудиторы, которые являются членами СРО аудиторов.

Так, компания «РосКо» имеет членство в профессиональных организациях: СРО «Российский союз аудиторов» (Ассоциация), Палата Налоговых консультантов (Сертификат №78), НП «Партнерство РОО» (Российское общество оценщиков). 

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Когда аудитор должен отказаться от проверки?

Законом определен ряд ограничений, при наличии которых аудиторские компании либо индивидуальные аудиторы должны отказаться от аудиторской проверки.

Например, нельзя проводить аудит, если:

  • руководители и работники аудиторской компании являются учредителями (участниками) проверяемой компании, ее руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом;
  • руководители и работники аудиторской компании являются близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов учредителей (участников) проверяемой компании, ее руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица;
  • проверяемая компания является учредителем аудиторской фирмы, дочерней фирмой аудиторской компании, проводящей аудит;
  • проверяемая и аудиторская компания имеют общих учредителей;
  • работники аудиторской компании в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, осуществляли ведение учета в проверяемой компании;
  • в иных случаях, определенных в п.8 Закона №№307-ФЗ.

Важно!

Исходя из характера и масштабов деятельности клиента, формируется состав специалистов для проведения аудиторской проверки. 

Независимо от того, кто будет проводить аудит (индивидуальный аудитор либо аудиторская компания), необходимо рассчитать:

  • бюджет рабочего времени для каждого раздела аудиторской программы (временные затраты аудитора зависят от масштабов деятельности клиента, сложности аудита, опыта работы аудитора с данной аудируемой компанией, а также знания специфики ее деятельности);
  • общий срок работы группы специалистов либо индивидуального аудитора;
  • квалификационный уровень группы специалистов (для аудиторской компании);
  • количественный состав группы специалистов (для аудиторской компании).

При этом под навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:

  • понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;
  • знание и понимание нормативных правовых актов РФ и профессиональных стандартов;
  • знания в области информационных технологий;
  • знание отраслей, в которых функционирует клиент;
  • способность формировать профессиональное суждение;
  • понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской компании (п.18 стандарта №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»).

Участники аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания по аудиту. 

ЗАКАЗАТЬ АУДИТОРСКУЮ ПРОВЕРКУ

При выборе аудитора нужно обращать внимание на следующие критерии:

  • опыт работы на рынке аудиторский услуг;

Важно!

Прежде всего, данный показатель характеризует стабильность аудиторской компании, накопленный потенциал. Компания «РосКо» работает на рынке аудиторский услуг более 14 лет (основана в 2004 году). 

  • проверка компаний с близким клиентом бизнесом.

Аудиторы компании должны быть знакомы со спецификой клиента, в отношении которого проводится проверка.

Репутация компании «РосКо» подтверждена благодарственными письмами клиентом и высоким рейтинговым индексом.

Источник: https://rosco.su/press/kto-provodit-auditorskuyu-proverku/

Обязательный аудит в [year] году

Кто может проводить аудиторскую проверку организации?

Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в [year] году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. 

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за [year] год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики. 

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за [year] год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой, в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1). 

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны. 

Источник: https://buh.ru/articles/documents/103596/

Аудит: кому, когда и зачем нужно проведение аудита

Кто может проводить аудиторскую проверку организации?

Аудит в широком смысле – это проверка деятельности компании. Рассмотрим, кто обязан проходить аудит, кто делает это добровольно, и зачем все это нужно бизнесменам.

Виды аудита

В начале статьи было сказано про аудит в широком смысле. Из этого можно сделать вывод, что бывает и «в узком». Речь идет об обязательном аудите, который касается только бухгалтерской отчетности.

Кроме того, предприятия, на которых обязанность проходить аудит не распространяется, могут пройти проверку добровольно. Такая форма контроля называется инициативным аудитом.

Оба перечисленных выше вида проверок производят «внешние» контролеры, т.е. представители сторонних для организации компаний. Но иногда бизнесмены проверяют сами себя, т.е. проводят внутренний аудит.

Обязательный аудит

Статья 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет, категории компаний, финансовая отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке:

  1. Акционерные общества.
  2. Компании, акции которых торгуются на бирже.
  3. Организации, формирующие консолидированную отчетность.
  4. Компании, достигшие определенных масштабов бизнеса:

— выручка за год – более 400 млн руб.

— активы баланса – более 60 млн руб.

  1. Организации, работающие в определенных сферах. Они перечислены в пп. 3 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ, а также в ряде других нормативных актов, регулирующих отдельные области деятельности. В частности, обязательный аудит распространяется на:

— финансовые организации (банки, страховые компании, МФО, фонды, профучастники рынка ценных бумаг и т.п.);

— застройщиков и жилищные кооперативы;

— саморегулируемые организации;

— организаторов азартных игр.

Все бизнесмены, подпадающие под перечисленные критерии, обязаны ежегодно проводить аудит финансовой отчетности.

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения

Непосредственно за непрохождение аудиторской проверки штрафные санкции законом не предусмотрены.

Однако бизнесмена могут наказать за непредставление обязательного аудиторского заключения в органы статистики. Сумма штрафа составит для юридического лица от 3 до 5 тыс. руб., а для виновного должностного лица – от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ)

Кроме того, при отсутствии обязательного аудиторского заключения в составе отчетности налоговики могут наказать должностное лицо за грубое нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф может (при повторном нарушении) достигнуть 20 тыс. руб. Также данная статья предусматривает дисквалификацию на срок до 2 лет.

Также аудиторское заключение относится к обязательной информации, которую должны публиковать эмитенты и профессиональные участники рынка ценных бумаг, в частности – акционерные общества и различные инвестиционные фонды.

Если установленная законом информация не будет опубликована, то наказание будет весьма суровым. Компанию могут оштрафовать на сумму до 1 млн руб., а должностное лицо – на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 15.19 КоАП РФ).

Инициативный аудит

Обязательный аудит – это весьма «специфическая» проверка. По сути он просто отвечает на вопрос: стоит ли доверять сведениям, изложенным в бухгалтерской отчетности, или нет.

А если владельцы бизнеса хотят, чтобы их компанию изучили более подробно, то они должны инициировать проверку самостоятельно.

Аудит, который проводится по инициативе самого предприятия – гораздо шире по охвату. Область проверки часто выходит за пределы не только бухгалтерской отчетности, но и финансов вообще. Существует аудит промышленный и кадровый, аудит безопасности и т.п.

Причины, по которым бизнесмены идут на дополнительные расходы, связанные с добровольным аудитом могут быть самыми разными:

  1. Смена собственников, руководителя или главного бухгалтера.
  2. Подготовка бизнеса к продаже.
  3. Сомнения в достоверности отчетных данных.
  4. Подготовка к налоговой или другой проверке.

Также аудит могут инициировать и «внешние» заказчики, естественно, согласовав это с владельцами бизнеса. Это могут быть, например, банки или другие потенциальные инвесторы.

Период, который охватывает добровольная аудиторская проверка, может быть самым различным – от одного месяца до нескольких лет, в зависимости от поставленных задач.

Внутренний аудит

Средние и крупные компании часто проверяют «сами себя». Для этого в их составе организуются службы внутреннего аудита.

Задача этих структур – постоянный мониторинг всех ключевых бизнес-процессов в компании. Здесь, как и при добровольном внешнем аудите «охват» проверки может быть самым широким. Контролю подлежат не только финансы, но и производство, логистика, кадры, охрана труда и т.п.

Важным отличием внутреннего аудита от рассмотренных выше вариантов является его направленность и предоставление информации по результатам проверки.

Заключение по итогам обязательного аудита – это неотъемлемая часть бухгалтерской отчетности. Т.е. оно «по умолчанию» ориентировано на внешних пользователей.

Инициативный аудит, проводимый внешней компанией, тоже нередко производится для предоставления результатов «на сторону»: банкам, инвесторам и т.п.

А вот внутренний аудит используется в первую очередь для нужд управления. Основные пользователи отчетов служб внутреннего контроля – это руководство и собственники бизнеса.

Хотя в некоторых случаях уже упомянутые банки или инвесторы могут запросить у компании и внутренний аудиторский отчет. Предоставлять эти данные, или нет — остается на усмотрение руководства и собственников бизнеса.

Период каждой «внутренней» проверки определяется регламентами, принятыми в организации. Т.к. штатные аудиторские службы работают на постоянной основе, то обычно они последовательно контролируют всю деятельность компании без пропусков.

Вывод

Ряд категорий организаций обязаны ежегодно проводить аудит. Это акционерные общества, крупные компании, а также бизнесмены, занятые в отдельных сферах деятельности, например – в финансах.

Аудиторская проверка в данном случае касается только подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Заключение аудиторов прилагается к отчету и является его неотъемлемой частью. За отсутствие этого документа на компанию и ответственных должностных лиц могут быть наложены штрафы.

Если владельцы бизнеса хотят, чтобы их организацию проверили более подробно – они могут провести инициативный аудит.

Также представители среднего и крупного бизнеса часто создают собственные службы внутреннего аудита.

При проведении инициативного и внутреннего аудита проверяется не только достоверность учета, но и другие бизнес-процессы в компании.

Источник: https://uchet.pro/audit/

Обязательный бухгалтерский аудит: кому и зачем он нужен

Кто может проводить аудиторскую проверку организации?

Проведение бухгалтерского аудита в некоторых случаях обязанность. Однако, не все руководители организаций точно понимают, когда и для чего именно они необходимы. В данной статье рассматривается один из видов аудита – обязательный бухгалтерский аудит, а именно для каких организаций он необходим, какие функции он выполняет, а также виды аудиторского бухгалтерского заключения и ответственность за его не предоставление в налоговые органы.

Какие компании подлежат обязательному бухгалтерскому аудиту

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту организация подлежит если:

1. имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением госучреждений) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. организация (за исключением госучреждений) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Такие организации обязаны одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью представлять в налоговые органы аудиторское заключение. Срок предоставления – 90 дней по окончании года.

Ответственность за не предоставление аудиторского заключения в ФНС:  должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере от 300 до 500 руб., организация может быть привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В результате максимальный размер штрафов может составить — 700 руб. При этом выплата штрафов не освобождает организацию и должностных лиц организации от представления в ФНС аудиторского заключения.

Форма и содержание аудиторского заключения

Форма и содержание аудиторского заключения строго регламентировано федеральными стандартами аудиторской деятельности. Аудиторское заключение прошивается с формами бухгалтерской отчетности и пояснительной запиской, все листы аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью и пояснительной запиской пронумеровываются, итоговое количество скрепляется подписью и печатью аудиторской компании (аудитора).

Основное предназначение аудиторского заключения  — это выражение мнения аудиторской компании (аудитора) о достоверности или о не достоверности отражения в представленной бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях финансового положения аудируемой организации по состоянию на 31 декабря ХХХХ года, результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств аудируемого лица за период с 01 января по 31 декабря ХХХХ года.

Аудиторское заключение может быть:

— с выражением безоговорочно-положительного мнения;

— с выражением мнения с оговоркой;

— с выражением отрицательного мнения;

— с отказом от выражения мнения.

Аудиторское заключение с выражением мнения с оговоркой подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях  за исключением влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в части аудиторского заключения, содержащей основания для выражения мнения с оговоркой. Основаниями для выражения мнения с оговоркой могут быть, например: ошибки в отражении данных по строкам форм бухгалтерской отчетности; ошибки при отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, повлиявшие на искажение данных бухгалтерской отчетности  и др.

Аудиторское заключение с выражением отрицательного мнения составляется в том случае, когда выявленные ошибки при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете, либо при их не отражении в бухгалтерском учете настолько существенны, что не позволяют аудиторской компании (аудитору) выразить мнение с оговоркой.

Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения составляется в том случае, когда аудиторская компания (аудиторы) не были ознакомлены с затребованными для целей проведения аудита документам, ограничены в доступе к документам и информации, при этом такое ограничение не дает основание выразить аудитору мнение о достоверности, либо не достоверности представленной бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Полезные функции аудита

Следует отметить, что аудит, помимо своей обязательности в указанных выше случаях, также выполняет ряд положительных для организации функций.

  • отличный способ подготовиться к грядущей проверке налоговыми органами, а соответственно и возможность сэкономить на штрафных санкциях. Кроме того, за деятельность организации директор лично несет не только административную и материальную, но и уголовную ответственность. Не нарушая умышлено налоговое законодательство, руководитель компании все равно может быть подвергнут преследованиям контролирующих органов. Причин тому много, но, самая распространенная из них — ошибка бухгалтера.
  • аудит – хорошая возможность проверить квалификацию и работу бухгалтерского персонала, ведь бухгалтерская ошибка при проверке может дорого стоить.
  • аудит дает оценку эффективности деятельности организации, так как обязательным элементом аудиторской проверки является выполнение анализа финансово-хозяйственной деятельности.
  • можно открыть новые способы минимизации налоговых платежей. На практике достаточно часто встречаются случаи, когда организации переплачивают налоги, вследствие  технических ошибок или незнания отдельных особенностей и льгот налогового законодательства.

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер, 2012Светлана Митюхина (Маркина)

При использовании материала ссылка на статью обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/obyazatelniy-audit

Как провести аудиторскую проверку — НалогОбзор.Инфо

Кто может проводить аудиторскую проверку организации?

Виды аудита

Аудит бывает двух видов:

  • обязательный – ежегодная проверка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • инициативный (добровольный), который проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?

Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.

В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством ) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст. 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Кто может проводить аудит

Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см.  В каких случаях проведение аудита обязательно.

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Таковы требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Это предусмотрено статьей 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Принципы проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они обязательны для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно аудита отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:

  • создание резерва по сомнительным долгам по займам;
  • отражение в бухучете операций хеджирования финансовых рисков;
  • признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
  • определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
  • раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • учет взноса организации в компенсационный фонд;
  • раскрытие информации об облигациях федерального займа с индексируемым номиналом;
  • учет наличия и движения отходов производства;
  • отражение в бухучете затрат на формирование страхового запаса активов;
  • раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях;
  • отражение в бухучете сумм торгового сбора;
  • отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
  • хранение документов бухучета;
  • составление консолидированной финансовой отчетности.

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:

  • отказ от выражения мнения;

Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении?

Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).

Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов. Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).

По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.

Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени?

Да, можно.

Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.

Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре).

Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации.

Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.

Совет: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.

Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков.

Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см.

, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).

Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания. Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик. Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/kak_provesti_auditorskuju_proverku/42-1-0-1077

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий