Кем осуществляется управление охраной труда в организации?

В этой статье:

Содержание
  1. Разработка системы управления охраной труда: зачем это нужно?
  2. Зачем в организации нужна система управления охраной труда?
  3. Запомните главное
  4. Приказ № 438н: как построить систему управления охраной труда на предприятии
  5. Политика в сфере охраны труда и организация работ по охране труда
  6. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда
  7. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
  8. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
  9. Управление документами СУОТ
  10. Проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда
  11. Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  12. О системе управления по охране труда на предприятиях и в организациях
  13. Что такое управление охраны труда на предприятии
  14. Кто осуществляет управление охраной труда в организации
  15. Если организации насчитывает менее 50 работников
  16. Если организации насчитывает от 50 до 700 работников
  17. Организация и управление охраной труда
  18. Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи
  19. Планирование работы по охране труда
  20. Порядок проведения обучения по охране труда и проверки знаний
  21. Инструктажи по безопасности труда
  22. Порядок разработки и утверждения инструкций по ОТ
  23. Государственное управление охраной труда в РФ. Как осуществляется
  24. В чем смысл управления охраной труда
  25. Зачем державе руководить трудоохранными процессами
  26. Кто в государстве управляет охраной труда
  27. Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
  28. Контролирующие государственные органы по охране труда
Рекомендуем!  Может ли некоммерческая организация быть учредителем ООО?

Разработка системы управления охраной труда: зачем это нужно?

Кем осуществляется управление охраной труда в организации?

16 января 2020

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов.

Зачем в организации нужна система управления охраной труда?

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать опасные производственные факторы;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать интегрированную систему менеджмента.

Система управления охраной труда состоит из основных элементов:

  • политики;
  • организации;
  • планирования и применения;
  • оценки;
  • действий по совершенствованию.

Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.

Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время. Документация может охватывать:

  • политику по охране труда;
  • распределение обязанностей по охране труда;
  • главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
  • учет мероприятий по охране труда;
  • перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
  • нормативы и правила охраны труда;
  • учет вредного воздействия;
  • результаты контроля состояния производственной среды;
  • данные обследования состояния здоровья сотрудников;
  • результаты мониторинга;
  • технические и организационные процедуры;
  • инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.

Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:

  • получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
  • передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
  • получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.

Проект СУОТ разрабатывают на основе имеющегося опыта с учетом действующих нормативных документов и сегодняшних реалий производства. Процесс внедрения и функционирования системы можно отразить на схеме:

Этапы внедрения и функционирования системы управления охраной труда

Таким образом, выделяют этапы внедрения СУОТ:

  • предварительная оценка;
  • планирование;
  • внедрение.

Предварительная оценка состояния охраны труда должна стать опорной точкой для измерения степени развития системы. Первичный анализ проводят компетентные специалисты по согласованию с работниками и (или) их представителями в зависимости от обстоятельств.

На этапе планирования необходимо задаться целью создания такой системы, которая:

  • как минимум, обеспечит соблюдение требований законодательства по охране труда;
  • включит в себя необходимые элементы СУОТ;
  • обеспечит постоянный рост эффективности охраны труда.

Внедрение СУОТ лучше проводить в два последовательных этапа:

  1. Опытная апробация системы. При этом проводят корректировку разработанной документации и проверяют функционирование отдельных элементов системы на практике.
  2. Окончательное введение СУОТ в действие.

После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужно непрерывно совершенствовать. Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок, назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.

Собранные результаты передают на анализ руководству. Анализ должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволит объективно оценить систему. Результаты анализа нужно документировать. Потом их используют для внесения изменений в политику, цели и задачи по охране труда.

Невозможно сделать СУОТ эффективной, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками в рамках комитетов по охране труда или, например, коллективного договора. У работников и их представителей должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда на предприятии путем прямого участия и согласования.

Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена. Это предполагает участие всех сотрудников предприятия в охране труда. Если СУОТ управляет лишь руководство, эта система потеряет свою ориентацию и провалится.

Чтобы совместные комитеты по охране труда и аналогичные механизмы взаимодействия были эффективными, нужно:

  • информировать работников о принципах СУОТ;
  • привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;
  • актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.

Запомните главное

  1. Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.
  2. СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.
  3. Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.
  4. Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.
  5. Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.
  6. СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Источник: https://srg-eco.ru/article/the-development-of-the-system-of-labour-protection-management-why-is-it-needed/

Приказ № 438н: как построить систему управления охраной труда на предприятии

Кем осуществляется управление охраной труда в организации?

Приказы, Федеральные Законы и другие нормативно-правовые документы являются основой в любой отрасли. Они регулируют взаимоотношения, диктуют нормы и правила и наконец, по ним можно многому научиться. Главное—уметь понимать их и выделять основные тезисы, а еще следить за постоянным обновлением!

В данной статье рассмотрим Приказ Минтруда № 438н от 19.10.2016 г. «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда», а также разберем по каким методикам инспекторы проводят проверки в области системы управления охраной труда.

Типовое положение, утвержденное Приказом 438н разработано в помощь работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (СУОТ).

Политика в сфере охраны труда и организация работ по охране труда

Согласно II Разделу Приказа, прежде, всего работодателю необходимо составить Политику в сфере охраны труда, где он заявляет о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Работодателю необходимо провести предварительный анализ состояния охраны труда и обсудить совместно с работниками.

Следующий шаг—правильное распределение обязанностей. Организация работ по охране труда возлагается на руководителей структурных единиц предприятия, службу или специалиста по охране труда. А уровни управления зависят от специфики организации и численности работников. Примерный перечень устанавливаемых обязанностей в сфере охраны труда согласно пунктам 22-25 Положения приведен в виде схемы:

Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

Чтобы достигнуть цели, обозначенные в Политике работодателя в сфере охраны труда нужно определиться с мероприятиями (в Требованиях—процедуры). Например, профессиональная компетентность работников в сфере охраны труда, ее проверка, обучение. Для этого работодателю необходимо определить требуемый уровень знаний в области охраны труда (для каждой должности!), установить порядок проведения проверки знаний и состав комиссии, перечень вопросов и порядок проведения инструктажей, назначить ответственное лицо за их проведение. Исчерпывающий перечень процедур приведен в схеме ниже:

Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

С процедурами разобрались. Теперь нужно правильно их организовать, то есть составить План мероприятий по реализации процедур. В нем нужно отразить результаты по выявлению опасностей и анализу условий труда, перечень мероприятий, которые будут проводится при реализации процедур, ожидаемый результат и сроки реализации, указать ответственных лиц и источник финансирования.

Итак, с организацией мероприятий Вы справились. Далее необходимо следить, как процедуры воплощаются в жизнь. Причем, мониторинг должен проводиться по всем направлениям: начиная с оценки соответствия условий труда требованиям и заканчивая учетом аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний. А чтобы отслеживать прогресс и совершенствовать систему управления было быстрее и удобнее можно ввести ступенчатые формы контроля.

Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

Понятно, что полностью обезопасить работников невозможно, будут и несчастные случаи, и аварии, и профзаболевания. Необходимо провести выявление потенциально возможных аварий, несчастных случаев и подготовить работников для исполнения мер по их ликвидации и предупреждению, определить порядок действий при их возникновении.

Составить порядок расследования несчастных случаев на предприятии, аварий и профзаболеваний. Обеспечить работников внутриобъектовыми средствами связи, гарантировать возможность немедленно остановить работу и безопасно покинуть место работ в случае аварии.

Важно информировать компетентные органы и службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий, поддерживать связь.

Управление документами СУОТ

Работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ. Ответственных за разработку и утверждение документов СУОТ определяет работодатель.

В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ включая:

а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;

б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

г) результаты контроля функционирования СУОТ.

Проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

Другая важная сторона организации управления охраной труда на предприятии это проверки со стороны Государственной инспекции труда. Согласно Методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, отраженном в Приказе Роструда от 21.03.2019 N 77 проверка организуется на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, то есть согласно Блок-схемы приведенной ниже. Последовательно проверяются Блоки А, Б и В.

Проведение внеплановой проверки у работодателя разделяют на 2 части:

1-я часть — проверка документов СУОТ;

2-я часть — проверка рабочих мест.

В рамках проверки документов СУОТ изучают запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В основном, запрашиваются следующие документы:

Для Блока А:

  • Приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;
  • Положение о системе управления охраной труда.
  • Документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;
  • Политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.
  • Положение о ступенчатом контроле;
  • Журналы состояния условий труда первой — второй ступени контроля;
  • Акты по результатам проведения контрольных мероприятий (в том числе внутренних аудитов);
  • Планы и программы проведения контрольных мероприятий (включая внутренние аудиты).
  • План мероприятий по улучшению функционирования СУОТ.
  • Документ, которым утвержден порядок выявления потенциально возможных аварий;
  • Документ, которым утвержден порядок действий в случае их возникновения;
  • Документ, которым утвержден порядок проведения планового анализа действий работников в ходе тренировок, предусматривающий возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля;
  • Документ, которым утвержден порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных;
  • Документы, акты реагирования на аварии, инциденты и несчастные случаи;
  • Планы проведения учений, тренировок и тому подобное по реагированию на аварии и чрезвычайные происшествия.

Для Блока Б:

  • Отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • Документ (распоряжение, приказ), утвердивший комиссию по специальной оценке условий труда;
  • Документы, подтверждающие ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда под роспись (карты специальной оценки условий труда, листы ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах).
  • Перечень (реестр) опасностей;
  • Документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
  • Документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
  • Документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Для Блока В:

  • Программа вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте утвержденные работодателем;
  • Приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа;
  • Журнал проведения вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте
  • Программа обучения работников оказанию первой помощи при несчастных случаях и инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях
  • Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
  • График проведения проверки знаний требований охраны труда работников организации;
  • Приказы об организации проведения стажировки на рабочем месте;
  • Приказ о создании комиссии работодателя по проверке знаний требовании охраны труда (при наличии), протоколы результатов проверки знаний.
  • Удостоверения о прохождении проверки знаний требований охраны труда со сроком выдачи не более трех лет, содержащие актуальную информацию о наименовании организации-работодателя и занимаемой должности владельца удостоверения;

В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Если вдруг инспектор выявил нарушение на предприятии он имеет право применить следующие виды реагирования:

—Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписание составляется в двух экземплярах, один из которых выдается работодателю или его уполномоченному представителю под расписку вместе с актом проверки. В предписании указывается срок, до которого его нужно исполнить.

—Привлечение к административной ответственности.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ,  Очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя, а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильная организация системы управления охраной труда требует большого вложения времени, сил и средств организации, но в конечном итоге безопасность работников и хорошая репутация компании того стоит. Контроль со стороны руководителя, вовлеченность в процесс создания СУОТ квалифицированных специалистов и следование Рекомендациям поможет организации не оказаться в «Списке недобросовестных работодателей» на сайте Инспекции по труду и повысить производительность и экономические показатели предприятия.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d47e35f520a9b00ae8d871a/prikaz—438n-kak-postroit-sistemu-upravleniia-ohranoi-truda-na-predpriiatii-5dea32757cccba00adf2cf49

О системе управления по охране труда на предприятиях и в организациях

Кем осуществляется управление охраной труда в организации?

Управление охраной труда подразумевает специальный комитет СУОТ, который занимается оценкой трудовых условий и решением конфликтов. цель – создать условия безопасного труда, сохранить жизнь и здоровье сотрудников.

Что такое управление охраны труда на предприятии

На предприятиях разрабатываются специальные службы СУОТ («система управления охраной труда»), они занимаются решением конфликтов, контролем за законностью производственного процесса, условиями труда и поиском выгодных решений по улучшению условий труда.

Служба создается как подсистема внутри самой фирмы и включает представителей от работников и от работодателей. Главное – деятельность не должна противоречить закону и ухудшать социальный климат на предприятии.

Труд на предприятии

Кто осуществляет управление охраной труда в организации

Комиссия собирается исключительно из специалистов с высшим образованием и опытом в данной сфере, со знаниями и навыками. Сюда могут включаться члены Профсоюза данной компании, если Профсоюз есть, инженеры, медики  и так далее. При этом, условия создания будут разными для организаций разных масштабов.

Если организации насчитывает менее 50 работников

Государственное управление охраной труда: кем осуществляется

Для маленьких организаций со среднесписочным количеством занятых не более 50 человек ответственность лежит на одном из работников, который подходит на должность ответственного по минимальным требованиям. Как правило, отдельного работника не ищут, а поручают ответственность руководителю или собственнику субъекта. А если выбирается все же какой-либо работник, то это необходимо утвердить специальным приказом.

Если организации насчитывает от 50 до 700 работников

Если штат сотрудников превышает 50 человек, то руководитель ответственным быть не может, назначается отдельное ответственное лицо, которое будет управлять.

Справка! Для крупных предприятий с большой численностью работников имеет смысл создать целую службу, если в организации есть необходимые специалисты.

Организация и управление охраной труда

Положение о системе управления охраной труда в организации (образец)

Организацией комиссии по охране труда занимается руководитель. Он издает приказ, в котором указывает ответственного либо всех представителей вместе с председателем. Председатель, в свою очередь, ведет учет проводимых планомерных мероприятий и собраний, занимается разработкой расписания, инструктажей. Председатель имеет право отзывать членов комиссии и вместо них привлекать новых. Принятие решений о смене председателя является прерогативой руководителя.

Подсистема СУОТ на фирме

Если у организации множество отделов/филиалов, для координации могут назначаться несколько ответственных лиц или служб, которые будут осуществлять свою деятельность на подконтрольном участке.

Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи

У СУОТ есть следующие основные задачи:

  • Контроль за состоянием охраны труда на предприятии;
  • Разработка профилактических мероприятий, распорядительных документов и новых предложений по улучшению рабочей среды;
  • Участие в разработке инструкций, методичек и других документов внутри организации.

Среди прав и функций выделяется анализ состояния текущего ОТ, причин травматизма и заболеваемости, текучки кадров, а также СУОТ организует инструктажи, паспортизацию оборудования и некоторого инвентаря, организует специальные мероприятия, в том числе благотворительные с целью донести важность сохранение охраны труда. Если происходят несчастные случаи, СУОТ должна участвовать в расследовании причин. СУОТ производит рекогносцировку состояния оборудования и рабочих мест посредством осмотров и технического обслуживания, следит за правомерностью менеджмента руководства и сотрудников.

Планирование работы по охране труда

Организация планирования – обязанность председателя. Необходимые меры и план разработки должен осуществляться на собраниях по расписанию. Члены комиссии обсуждают текущие проблемы организации и методы их решения. Если организация связана с перевозками на грузовом или железнодорожном транспорте, у членов комиссии также должны быть водительские права и опыт работы в данной сфере.

Обратите внимание! Представители СУОТ имеют право не только заниматься реализацией своего плана, но и присутствовать на собраниях высшего руководства, а также на собраниях более низких уровней управления учреждения. А также, отчитываться документацией перед руководителями.

Периодичность проводимых инструктажей, тренировок и обучающих мероприятий должны проходить с необходимой частотой по закону. Например, раз в квартал, или раз в полгода, год. Для сотрудников, которые долго не занимались рабочей деятельностью, могут проводиться внеплановые и повторные инструктажи.

Обучение сотрудников

Порядок проведения обучения по охране труда и проверки знаний

День охраны труда в организации и на предприятии

Управление охраной труда – это ответственное занятие, и для его качества представители комитета должны быть обучены и обладать необходимыми навыками и знаниями.  Обучение – это требование закона для представителей. Обучение проводится либо специалистами организации, которые имеют необходимый опыт и сертификаты, либо сторонними компаниями. Руководство фирмы заказывает курсы для одного или более своих сотрудников, на которых им доносят специфику охраны труда в конкретной фирме, а также обучают проводить инструктажи и заниматься анализом, разработкой и решением конфликтов.

Обратите внимание! Допускается обучение, проводимое органами местной власти и контролирующими надзорными органами.

Инструктажи по безопасности труда

Инструктажи проводятся ответственными лицами и делятся на следующие группы:

  • Вводные – при поступлении на работу;
  • Первичный, который включает полностью инструкцию со всеми правилами и мерами безопасности при подготовке рабочего места перед сменой, в процессе работы, после окончания и при возникновении аварийных ситуаций;
  • Повторный – аналогичен первичному, но проводится для сотрудников, которые уже заняты на рабочем месте и прошли первичный инструктаж;
  • Внеплановый – проводится в связи с аварийными ситуациями, изменением правил безопасности или мер, предпринимаемых при возникновении угрозы, изменением законодательства Российской Федерации, заменой оборудования и при сомнении в знаниях сотрудников;
  • Целевой инструктаж – проводится единожды для непостоянных работников. Например, при единовременных сварочных работах или ремонте.

Порядок разработки и утверждения инструкций по ОТ

Во-первых, инструкции разрабатываются как для профессий по отдельности, так и по разным видам работ. Во-вторых, инструкции включают в себя несколько разделов. Основные:

  • Обобщающие требования по охране труда;
  • Инструкция перед началом работы;
  • Инструкция в процессе производства;
  • Инструкции после окончания работ;
  • Меры действий при возникновении угроз и аварийных ситуаций.

Обратите внимание! СУОТ – это законная деятельность, которая обеспечивает комфортные и безопасные трудовые условия и социальную среду.  Комиссия занимается гигиеническим и санитарным состоянием, условиями труда, обеспечением проверок на исправность оборудования и минимизацией вредности.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/upravlenie-ohranoj-truda-eto.html

Государственное управление охраной труда в РФ. Как осуществляется

Кем осуществляется управление охраной труда в организации?

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Скопировать урл

Распечатать

Источник: https://assistentus.ru/sotrudniki/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий