Охрана труда РЖД вагонник

Инструкция по охране труда проводников

Охрана труда РЖД вагонник

Курс лекций по предмету Охрана труда основан на стандартном нормативном документе, утвержденном в ОАО РЖД — инструкция по охране труда для проводников пассажирских вагонов ИОТ ЛВЧД-15-2-01-2007г.

Для прохождения дистанционного обучения советуем скачать инструкцию по охране труда:

  Инструкция по охране труда (181,5 Кб, 201 233 скачиваний)

Рекомендуем!  Кому подчиняется служба безопасности и охраны труда

Настоящая инструкция по охране труда для проводников вагонов разработана на основе отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 № ПОТ РО 13153-ЦЛ-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда, эксплуатационной и ремонтной документации и устанавливает основные требования по охране труда для проводников ОАО «РЖД» — ОАО «ФПК» пассажирских вагонов.

Как известно, к работе проводника поезда в соответствии с правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, а также прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку, а также первичную проверку знаний по охране труда и электробезопасности на право обслуживания электроустановок до и свыше 1000 В.

При этом инструкция по охране труда содержит следующие основные разделы:

  1. общие требования охраны труда
  2. требования охраны труда перед началом работы
  3. требования охраны труда во время работы
  4. требования охраны труда в аварийных ситуациях
  5. требования охраны труда по окончании работы

В результате прохождения обучения на курсах проводников, из предмета по охране труда, курсанты должны усвоить ответы на следующие вопросы:

Правовое регулирование охраны труда в РФ:

  • , понятие и задачи охраны труда.
  • Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Основные нормативные правовые акты РФ.
  • Труд женщин и молодежи.
  • Социальное страхование.
  • Обязанности работодателя и работников по обеспечению охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.
  • Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
  • Надзор и контроль соблюдения законодательства об охране труда.
  • Основные меры по предупреждению загрязнения окружающей среды.

Производственный травматизм и его профилактика:

  • Понятие о несчастном случае. Условное подразделение несчастных случаев
  • Порядок расследования и документального оформления случаев производственного травматизма.
  • Пути предупреждения травматизма.
  • Основные технические мероприятия по профилактике производственного травматизма: ограждения, установка предохранительных и блокировочных устройств на оборудовании, устройств сигнализации; рациональное устройство рабочих мест.
  • Применение на сети железных дорог сигнализаторов приближения подвижного состава к месту работы на перегонах и станциях.
  • Виды инструктажей и сроки их проведения. Проверка знаний по охране труда.
  • Контроль состояния охраны труда на предприятиях.
  • Средства индивидуальной защиты работающих.
    • Спецодежда, спецобувь, защитные и предохранительные приспособления как средства обеспечения безопасности и санитарно-гигиенических условий труда.
    • Требования, предъявляемые к средствам индивидуальной защиты.
    • Виды спецодежды, спецобуви; порядок и норма их выдачи, хранения; обеспыливание и обезвреживание, стирка и ремонт.

Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях:

  • Правила перехода через пути и проходы вдоль путей.
    • Переход через тормозные площадки вагонов.
    • Устройство выходов из служебно-технических помещений, расположенных вблизи путей.
    • Меры безопасности при пропуске подвижного состава.
  • Предупреждающая окраска сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.
  • Меры безопасности работ вблизи или непосредственном контакте с движущимися или готовым к движению подвижным составом, ремонтно-строительными машинами.

Техника безопасности в пути следования и на стоянках поезда:

  • При уборке вагона, тамбуров.
  • При разносе кипятка по вагону.
  • При уборке разбитого стекла.
  • При уборке электроприборов.
  • При посадке/высадке пассажиров.
  • При вынужденной остановке поезда на перегоне.
  • Требования, предъявляемые к обуви проводника.

Общие вопросы электробезопасности:

  • Действие электрического тока на организм человека, особенности поражения электрическим током.
  • Опасность напряжения прикосновения и напряжения шага.
  • Технологические мероприятия по обеспечения электробезопасности.
  • Технические средства защиты (заземление, блокировка, указатели напряжения).
  • Общие меры безопасности не электрифицированных линиях.
  • Освобождение пострадавшего от электрического тока в установках напряжением до 1000 В и свыше 1000 В.
  • Меры по предупреждению поражения электрическим током по конкретной профессии.

Техника безопасности в нестандартных ситуациях и при ликвидации аварийных ситуаций:

  • Виды опасности.
  • Классификация опасных грузов. Общие условия перевозок.
  • Профилактические меры при перевозке опасных грузов.
  • Основные требования работы в очаге при ликвидации последствий крушений и аварий с опасными грузами.

Оказание первой (до врачебной) помощи пострадавшему:

  • от воздействия электрического тока;
  • при ранении, при кровотечении;
  • при переохлаждении, обморожении;
  • при переломах, вывихах, ушибах, растяжениях;
  • при попадании в глаз инородных тел;
  • при обмороке, тепловом и солнечном ударах;
  • при химических и пищевых отравлениях.
    • Способы переноски и перевозки пострадавшего.
    • аптечек на рабочих местах
    • Основные правила выполнения искусственного массажа и непрямого массажа сердца.

Что еще можно почитать:

обучение, охрана труда, лекции, курсы проводников

Охрана труда

Охрана труда РЖД вагонник

Охрана труда – важная составляющая деятельности ОАО «РЖД», так как работа на железнодорожном транспорте имеет ряд факторов, негативно влияющих на здоровье человека, – напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, недостаточная освещенность, химический фактор.

В связи с этим, в аппарате компании создан Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, а на железных дорогах – соответствующие службы.

Основные задачи охраны труда в ОАО «РЖД»

  1. Улучшение условий труда на рабочих местах:
    • строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений;
    • оборудование пунктов обогрева и комнат приема пищи;
    • монтаж, реконструкция и ремонт систем общего освещения, вентиляции и др.;
    • оборудование кабин локомотивов стеклами повышенной прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.;
    • сокращение доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.

    На реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда ежегодно выделяется не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.

  2. Обеспечение работников современными сертифицированными средствами индивидуальной защиты, которые существенно снижают уровень профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Разработаны и соблюдаются «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта».
  3. Сокращение производственного травматизма, в частности, высвобождение работников с опасных зон производства и внедрение технических средств, направленных на предупреждение травматизма.
  4. Снижение уровня профессиональной заболеваемости. Для решения этой задачи организованы дорожные центры профпатологии, которые обеспечены медикаментами и оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, позволяющим выявлять профзаболевания на ранних этапах и принимать своевременные меры.

ОАО «РЖД» активно сотрудничает с Фондом социального страхования Российской Федерации в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

В ОАО «РЖД» функционируют 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения работников структурных подразделений железных дорог.

Вагон охраны труда представляет собой мобильный обучающий комплекс, одной из основных функций которого является оказание методической и организационной помощи в проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, а также проведение профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.

Начиная с 2014 года в ОАО «РЖД» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ начато проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). СОУТ проводится в филиалах и структурных подразделениях компании в соответствии с утвержденным планом.

В 2014 году СОУТ проведена на 75 702 рабочих местах, в 2015 году – на 101 984, а в 2016 на 85 689 местах.

Данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах:

[year] год

Проведена специальная оценка условий труда, рабочих местКлассы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
49 800 38 259 8 273 3 268

[year] год

Проведена специальная оценка условий труда, рабочих местКлассы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
43 859 37 718 3 816 2 325
Проведена специальная оценка условий труда, рабочих местКлассы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
81 270 68 540 8 677 4 050 3

[year] год

Проведена специальная оценка условий труда, рабочих местКлассы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
85 689 71 874 10 141 3 674

[year] год

Проведена специальная оценка условий труда, рабочих местКлассы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
105 148 74 971 22 502 7 654 30

2014 год

Проведена специальная оценка условий труда, рабочих местКлассы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
75 702 45 421 23 619 6 654 8

КСОТ-П по охране труда

Охрана труда РЖД вагонник

КСОТ-П по охране труда применяется в РЖД с 2013 года, и эта практика уже показала отличные результаты по сравнению с методом трехступенчатого контроля. Как организовать комплексную систему оценки состояния ОТ на производственном объекте – вы узнаете из статьи.

Что такое КСОТ-П

В рамках совершенствования системы управления ОТ в РЖД в 2012 году было принято решение переходить от реактивной модели управления к проактивной. Это принципиально разные методы: реактивный подразумевает реагирование на уже случившиеся ситуации, а проактивный основан на определении целей и создании рабочей модели ОТ, направленной на их реализацию.

С 2013 года в ОАО «РЖД» введен метод визуализированного контроля «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте» (КСОТ-П). Этот метод заменяет трехступенчатый контроль, по мнению руководства компании, уже исчерпавший свои возможности и ставший формализованным.

КСОТ-П – это многоступенчатый систематический контроль за охраной труда, определяющий производственные риски и факторы их возникновения. Он направлен на управление рисками и реализацию безопасных условий на рабочих местах.

К целям комплексной системы оценки состояния ОТ относятся: алгоритмизация и автоматизация навыков действий в опасных ситуациях, создание простой и понятной системы контроля за безопасностью (в том числе оценка рисков в баллах), распространение ответственности и участия в охране труда на всех уровнях производства, включая руководство, представителей профсоюза и исполнителей. Также важен анализ собранных сведений и упрощение работы по ОТ.

Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (инструкция)

КСОТ-П условно можно разделить на пять составляющих.

1. Периодичность и методы контроля за состоянием ОТ

Любые проверки, связанные с безопасностью производства, не должны быть редкими и формальными. КСОТ предписывает такую периодичность: каждый день или смену, каждый месяц и каждый квартал.

Ответственными за проверки являются руководители разных уровней:

  • ежедневный (ежесменный) контроль в компетенции непосредственного руководителя работ;
  • ежемесячный – руководителя производственного объединения;
  • поквартальный проводит начальник структурного подразделения в составе комиссии.

2. Крест безопасности по охране труда – ежедневный визуальный контроль (1 ступень)

Метод креста безопасности достаточно молод, ему нет и 10 лет. Помимо ОАО «РЖД», его активно применяют такие предприятия как «Северсталь», автоконцерн «КамАЗ» и другие. Данный метод представляет собой первую ступень контроля в виде максимально простого заполнения определенной формы.

Принцип заполнения формы – интуитивно понятный «светофорный». Плакат выглядит как крест, размеченный на 31 клетку (количество дней в месяце). Каждая клетка-период в результате проверки закрашивается в определенный цвет.

Зеленый сигнализирует о том, что нарушений не выявлено. Желтый цвет предназначен для фиксации одного из семи нарушений, требующих внимания работников ОТ. Это может быть работа без необходимых удостоверений, недостаточное освещение на рабочих местах и т.п.

Красный цвет говорит об опасности. КСОТ-П предусматривает 10 вариантов проблем для использования красного цвета в кресте. Например, это произошедшее экстренное торможение или разрушение действующего оборудования. Между красным и желтым может применяться оранжевый цвет, фиксирующий одну из шести предупредительных ситуаций: работу без средств индивидуальной защиты или плохое состояние технологических проходов и т.п.

  • Готовый образец Плана мероприятий по охране труда

Синий цвет вводится в крест безопасности, если во время работы кто-то из персонала получил микротравму. Характерно, что первая версия креста была трехцветной, однако с 2014 года были добавлены оранжевый и синий цвета, позволяющие эффективнее использовать данный метод для визуального контроля.

Если выявлено несколько нарушений одновременно, используется цвет наиболее серьезного из них.

3. Ведомость несоответствий (2 ступень)

Второй ступенью КСОТ является ведомость несоответствий. Она выглядит как табличный бланк, в который в соответствующие графы записываются обнаруженные ошибки обеспечения требований ОТ.

Все необходимые замечания вносятся в ведомость с соблюдением табличности: указываются точная дата и время проведенной проверки, сведения о лице, которое обнаружило нарушение, суть самого нарушения, ФИО виновника, предпринятые меры по устранению нарушения и в последней графе ставится отметка о том, что меры действительно приняты.

Дата и время проверки

ФИО сотрудника, обнаружившего нарушение

Выявленное нарушение

ФИО нарушителя

Принятые меры

Отметка о выполнении

Заполнять ведомость может руководитель конкретного производственного объединения, специалист, либо работник, назначенный проверяющим. Также возможен вариант, при котором записи делают работники – не о себе, а о своих коллегах. Ведомость поступает руководителям подразделений и используется при ежемесячной и ежеквартальной проверках для анализа ситуации на предприятии.

При анализе и расследованиях нарушений безопасности на производстве рекомендовано поощрять работников, выявивших нарушения, и не привлекать их к дисциплинарной ответственности. Это разумный логичный шаг, так как в противном случае КСОТ нельзя будет назвать объективной.

Если сотрудник получил микротравму, это также необходимо зафиксировать в ведомости: внести данные работника, описать причины и суть повреждений, указать период отсутствия пострадавшего на рабочем месте.

4. Уголок КСОТ-П

Уголком КСОТ-П называют специальный стенд, на котором размещаются материалы по охране труда, в том числе крест безопасности. Уголок выпускается согласно Техническими требованиям к стендам, утвержденным в ОАО «РЖД» в 2015 году.

Требования регламентируют размеры, материалы, качество выполнения самого уголка, размещение его в строго определенных местах и даже способы крепления к вертикальной поверхности.

Такой скрупулезный подход помогает стандартизировать и упростить подход к безопасности, сделать контроль за ОТ максимально простым и в то же время эффективным.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

5. Визуализированная карта осмотра

Как ясно из названия, визуализированные карты для рабочих мест предназначены для оперативного и интуитивно понятного контроля за рисками. Простой взгляд на карту позволяет оценить вероятность опасного или вредного влияния, узнать о том, как защититься. Используются простые условные обозначения, которые не нуждаются в толковании. Это экономит время, которого в критической ситуации всегда не хватает.

В таблицу в отдельные графы заносятся данные об оборудовании, персонале, классе условий труда, выполняемых производственных операциях. Также фиксируются опасные факторы, риски, класс риска, применяемые средства защиты.

Узнайте, как оформить стенды по охране труда>>>

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий