Кем осуществляется государственное управление охраной труда?

В этой статье:

Содержание
  1. Осуществление государственного управления охраной труда
  2. Общий подход государственного управления
  3. Госуправление на федеральном уровне
  4. Госуправление на региональном уровне
  5. Проведение госэкспертизы условий труда
  6. Кем осуществляется государственное управление охраной труда
  7. Нормативное регулирование
  8. Цели, задачи, распределение полномочий
  9. В чем заключается надзор и контроль
  10. Государственное управление охраной труда в РФ. Как осуществляется
  11. В чем смысл управления охраной труда
  12. Зачем державе руководить трудоохранными процессами
  13. Кто в государстве управляет охраной труда
  14. Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
  15. Контролирующие государственные органы по охране труда
  16. Порядок осуществления государственного управления охраной труда
  17. Нормативная база
  18. Цели
  19. Осуществление контроля
  20. Федеральный уровень контроля
  21. Региональный уровень контроля
  22. Служба охраны труда
  23. Экспертиза труда
  24. Нормативные акты
  25. Средства повышения безопасности труда
  26. Психологические средства
  27. Этические средства
  28. Государственное управление охраной труда
  29. Понятие государственного управления охраной труда
  30. Органы государственного управления охраной труда
  31. Уровни государственного управления охраной труда
  32. Структура государственного управления охраной труда
Рекомендуем!  Сколько видов инструктажей по охране труда существует?

Осуществление государственного управления охраной труда

Кем осуществляется государственное управление охраной труда?

У каждого работника есть право на безопасный труд. Это основополагающая норма действующего законодательства, закрепленная также в Конституции РФ. В целях реализации этого принципа государство вырабатывает цели и задачи в трудовой сфере, а также создает правовые инструменты для выполнения поставленных задач.

Государственное управление охраной труда осуществляется с помощью разработанной системы правовых норм, регламентирующих отношения нанимателя и сотрудника. Помимо этого, разработаны и используются механизмы контроля за их соблюдением. Как осуществляется государственное управление охраной труда? Ответ – в нашей статье.

Общий подход государственного управления

Отношения нанимателя и сотрудника регулирует Трудовой кодекс РФ. Он представляет собой собрание основных нормативных положений в трудовой сфере. ТК РФ устанавливает ряд приоритетных для страны направлений в данной отрасли.

Что регулирует ТК РФ

Направление Пояснение
Сохранение здоровья и жизни трудоспособного населения Жизнь человека признана высшей ценностью. И на этом положении основаны другие нормы законодательства.
Профилактика травматизма на производстве Положения трудового законодательства направлены на предотвращение:
  • травматизма;
  • аварийных ситуации;
  • несчастных случаев.
Контроль исполнения установленных нормативов Разработанные механизмы позволяют вовремя выявлять и устранять факты нарушений законодательства

Одним из ключевых вопросов трудовой отрасли выступает государственное управление охраной труда с использованием конкретных механизмов, установленных статьей 216 ТК РФ для федерального и регионального уровней.

Госуправление на федеральном уровне

Своего рода высшим уровнем власти в трудовой области признано Правительство РФ. И в частности, Минтруд. Он обладает следующим набором полномочий:

  • разрабатывает основные принципы управления;
  • готовит федеральные целевые программы;
  • создает и внедряет правила безопасности на промышленных объектах;
  • контролирует реализацию общероссийских программ на уровне отдельных регионов.

Все госорганы федерального уровня обязаны координировать свои действия в трудовой сфере с Минтрудом. Именно этот орган государственной власти принимает итоговые решения и определяет политику государства в данной области.

Госуправление на региональном уровне

Немаловажно знать и понимать, кем осуществляется государственное управление охраной труда в субъектах РФ. В регионах – это прерогатива органов исполнительной власти. Они отвечают за выполнение задач, присланных из федерального центра, и несут следующие обязанности:

  • разработка требований охраны труда на региональном уровне с учетом общих программ;
  • реализация программ обучения в трудовой сфере;
  • экспертиза условий труда, в частности, контроль правильности проведения спецоценки на предприятиях;
  • проведение проверок работодателей региона с целью обеспечения соблюдения норм трудового законодательства на каждом производственном объекте в пределах региона.

Таким образом, государственное управление охраной труда осуществляется ст. 216 ТК и ФЗ федеральными органами исполнительной власти. Они обеспечивают совместную деятельность региональных органов и подготавливают целевые положения законодательства и программы их реализации.

В свою очередь, властные органы на региональном уровне контролируют деятельность конкретных предприятий и организаций, а также следят за выполнением положений государственного трудового законодательства в сфере охраны прав работников.

Проведение госэкспертизы условий труда

Одним из механизмов государственного контроля в сфере охраны труда выступает госэкспертиза. Её делают с целью контроля качества специальной оценки, которую работодатель инициирует и проводит самостоятельно.

Задача этой экспертизы – проверить истинное положение дел на предприятии и выявить возможные нарушения законодательства. В ходе проверки оценивают соблюдение прав сотрудников, выдачу компенсаций и льгот за работу во вредных условиях, а также других положений законодательства в этой отрасли.

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе трудовой деятельности. Она включает комплекс мер. Например:

  • правовые;
  • социально-экономические;
  • санитарно-гигиенические;
  • лечебно-профилактические и другие мероприятия.

Экспертизу инициирует персоналом и представляющие работников структуры, страховые компании, а также судебные органы.

После ее проведения составляют проект заключения, в котором отражают всю собранную информацию.

Госэкспертиза не допускает нарушения законодательства в области охраны труда: при выявлении несоответствия полученных данных с данными спецоценки работодателю грозит административная ответственность.

Подробнее об этом см. «Государственная экспертиза условий труда в России».

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вопросы и ответы юристов

Мария 23.12.2017

Здравствуйте! ситуация следующая: я нахожусь в декрете, муж нашёл себе более высокооплачиваемую работу, когда я ещё была беременна. когда его взяли на работу, сказали что предыдущий работник захотел отпуск на все лето и пришлось его уволить. первые 3 месяца ( лето) платили как и обещали, щедро поощряют все выходы в выходные дни и переработки, но в сентябре неожиданно вышел старый работник(говорили что работы много, и пришлось его уговорить вернуться и на зп и работе моего мужа это никак не отразится). и с сентября начались проблемы с зп, перестали оплачивать не то что переработки, не платили даже основную часть целиком(зп серая), аргументируя тем, что заказчики не платят деньги и на зп начальство и так все отдаёт, ничего не оставляя себе. потом начали задерживать зп, когда муж болел, оказалось что они оплачивают только 50%, а не 100, как было сказано при приёме на работу. муж постоянно задерживался, ничего не оплачивали, отношение начальства изменилось, но по прежнему уверяли что его сливать не собираются. в итоге муж не выдержал и уволился. уволили одним днем без заявления и отработки. пошла вторая неделя, деньги до сих пор не выплатили и я уверена, что выплатят не все. ситуация усугубляется тем, что вся контора -семейный подряд и сложно наверно будет на кого то жаловаться. но хочу попросить помощи и совета, т.к денег в семье сейчас совсем нет, а у нас маленький ребёнок, придётся мне самой идти к нему на бывшую работу и устраивать разнос. чем я могу руководствоваться, чтобы их прижучить? статьи ткрф, знаю что у них проблемы с охраной труда, нет вентиляции (работа с токсичными красками), серая зп, явные нарушения тк. не хочу на них стучать, но хочется припугнуть, чтобы выплатили все деньги. спасибо за ответы!

Отвечает юрист Александр Ильин 23.12.2017

Не хочу на них стучать, но хочется припугнуть, чтобы выплатили все деньги. Спасибо за ответы!

Мария

Добрый вечер!

Можете припугнуть уголовной ответственностью по указанной статье, если что можете написать в Следственный комитет.

Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 382-ФЗ)

1.

Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кем осуществляется государственное управление охраной труда

Кем осуществляется государственное управление охраной труда?

Охрана труда представляет комплекс действий, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий для персонала в офисе и на производстве. Регулировка выполняется государственными органами как на федеральном, так и региональном уровне, законодательство регламентирует основные положения статьями Трудового кодекса РФ и рядом иных актов.

Государственное управление включает решение целого спектра вопросов — от предоставления рабочих помещений, соответствующих критериям санитарных, противопожарных и гигиенических норм, до подготовки законодательных норм для урегулирования.

Согласно положениям ст. 216 ТК РФ, управление проводится Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной отрасли (по правительственным поручениям).

Госструктуры осуществляют процедуры разработки политики в сфере охраны труда и нормативных актов, регулирующих данное направление.

Деятельность органов власти регламентируется спектром полномочий. Также управление проводится на региональном уровне: органы местного самоуправления наделены рядом прав и обязанностей согласно положениям ст. 216 ТК РФ, ст. 132 Конституции РФ и ст. 19, 20 ФЗ №131 от 06.10.2003.

Органы самоуправления получают соответствующее финансирование и имущественное обеспечение для осуществления вмененных им функций.

В настоящее время в РФ охрана труда находится не на самом высоком уровне: хотя Министерство труда организует всесторонний контроль, а правительство регулярно организует и внедряет целевые программы по модернизации и ужесточает законодательство, касающееся данных вопросов, в стране есть значительные проблемы с обеспечением условий безопасности для людей на производстве.

Читайте так же:   Образец наряда-допуска на производство работ на высоте

Нередки случаи получения тяжелых травм и увечий, летального исхода в результате нарушения техники безопасности, использования устаревшего оборудования, найма неквалифицированного персонала и других причин.

Основной проблемой становится тот факт, что материально-имущественные фонды на большинстве крупных и средних предприятий и производств долгое время не обновлялись. Модернизация в стране выполняется точечно, и далеко не на всех заводах и в офисах созданы благоприятные и безопасные для жизни и здоровья людей условия.

Поскольку для массовой замены оборудования и оснащения требуется немалое время и солидные вливания из бюджета, процесс затягивается, и в государственном управлении охраной труда намечаются определенные недочеты и слабые места, которые требуется учитывать при создании и доработке законодательных актов.

Нормативное регулирование

Ключевым законодательным актом является ТК РФ; основные тезисы затрагивает статья 216, в ней обозначается спектр полномочий различных государственных структур в сфере. Другие нормативно-правовые акты, которые рассматривают данную отрасль:

  • ФЗ №294 от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля».
  • Постановление Правительства РФ №944 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении списка видов деятельности в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере, осуществляемых юрлицами и ИП, в отношении которых предусмотрены плановые проверки с установленной периодичностью».
  • Постановление Правительства РФ №323 от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в области здравоохранения».
  • ФЗ №125 от 24 июля 1998 года «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве».
  • Постановление Правительства РФ №322 от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты потребительских прав и благополучия человека».
  • Постановление Правительства РФ №401 от 30 июля 2004 г. «Положение о Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору».
  • Постановление Правительства РФ №324 от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду».
  • Постановление Правительства РФ №385 от 20 июля 2005 г. «О Федеральной противопожарной службе».
  • Приказ Минтруда России №549н от 12 августа 2014 г. «Об утверждении процедурного порядка государственной экспертизы условий труда».

Цели, задачи, распределение полномочий

Проведение высшего надзора за соблюдением требований законов, касающихся трудовой сферы, проводит прокуратура Российской Федерации. Полномочиями проведения проверок обладает генеральный прокурор и его подчиненные в должности прокурора.

Что касается структур исполнительной власти по стране, то к ним относят Федеральную службу по труду и занятости, которая контролирует и выполняет надзор в сфере труда, личной занятости и альтернативного прохождения службы. Этот орган подведомственен Министерству труда РФ. Согласно законодательству, российское правительство и федеральные исполнительные органы имеют обязанности:

  1. Разработка нормативно-правовых актов, которые служат для определения базы государственного управления.
  2. Создание и внедрение целевых программ, которые направлены на улучшение трудовых условий, ужесточение контроля над соблюдением требований и внедряются на федеральном уровне.
  3. Определение порядка обучения основам и нюансам, разработка мероприятий, нацеленных на получение теоретических знаний и развитие практических навыков (проверка знания требований в безопасности на производстве, обучение правилам оказания первой медпомощи, проведение инструктажа и стажировки).
  4. Определение порядка выполнения государственной экспертизы, разработка специальной оценки трудовых условий.
  5. Разработка методов экономического стимулирования юридических лиц по созданию комфортных условий работы без риска для жизни и здоровья.
  6. Обеспечение связи федеральных и местных исполнительных структур, профсоюзов, инспекций, объединений руководителей.
  7. Координация научно-исследовательской отрасли, внедрение отечественных и зарубежных разработок, организация сотрудничества с представителями других государств.
  8. Выполнение иных полномочий согласно требованиям местных и федеральных законодательных актов.

Управление охраной труда – сфера, в которой заняты не только структуры федерального уровня, но и органы отдельных регионов и населенных пунктов. В число обязанностей входит следующее:

  1. Реализация политики государства в сфере охраны труда и организация целевых программ по усовершенствованию трудовых условий в пределах конкретного субъекта.
  2. Разработка местных целевых программ по усовершенствованию безопасности и трудовых условий в регионе, контроль над выполнением.
  3. Выполнение государственной экспертизы трудовых условий в субъекте.
  4. Координирование проведения мероприятий по обучению, проверки теоретических знаний и навыков на практике, обучения оказанию первой медпомощи, инструктажа.
  5. Организация сбора данных и их обработки касательно состояния трудовых условий на конкретных предприятиях.
  6. Выполнение отдельных полномочий и действий иного рода, регламентированных нормативно-правовыми актами РФ.

В чем заключается надзор и контроль

Данные процедуры выполняют представители государственных органов и профсоюзные специалисты. В перечень прав государственного инспектора, согласно статье 357 ТК РФ, входят следующие:

Читайте так же:   Производственная травма: выплаты и компенсации на 2018 год

  1. Посещение в рамках инспекции работодателей, проводимое в установленное время или в любой момент в зависимости от типа проверки (плановая, экстренная).
  2. Запрос у работодателя и получение документации, устных и письменных объяснений, актов, касающихся трудовых условий.
  3. Изъятие образцов материалов, с которыми работает персонал предприятия, для проведения анализов, составление соответствующих бумаг с результатами.
  4. Расследование происшествий и форс-мажоров на производстве, говорящих о нарушениях охраны труда.
  5. Предъявление предписаний работодателю, где указан перечень найденных нарушений трудового права, методы устранения и сроки, в которые нарушения должны быть исправлены.
  6. Направление требований о ликвидации предприятия или прекращения его деятельности на определенный период в судебные органы при условии наличия акта государственной экспертизы с указанными нарушениями и отсутствием действий по их исправлению.
  7. Оформление предписаний об отстранении от работы персонала, не прошедшего инструктаж, проверку практических и теоретических знаний и навыков.
  8. Составление протоколов, рассмотрение случаев административных правонарушений, лежащих в пределах полномочий инспектора, подготовка дел и отправка в правоохранительные органы с целью привлечения к ответственности виновных лиц.
  9. Работа экспертом в суде при рассмотрении исков о нарушении законов в юридической трудовой сфере.

Права профсоюзных инспекторов регламентированы ФЗ №10 от 12.01.96, к ним относят:

  1. Контроль над выполнением требований законодательства в юридической области со стороны работодателей.
  2. Проведение независимых экспертиз по соблюдению безопасности и созданию комфортных условий труда на предприятиях.
  3. Расследование форс-мажоров, несчастных случаев, установление степени вины пострадавшего и работодателя, а также третьих лиц.
  4. Получение данных от работодателя или официального представителя о состоянии предприятия и степени соблюдения трудовых условий.
  5. Защита прав и интересов участников профессионального союза в вопросах, касающихся возмещения ущерба, причиненного здоровью или жизни в результате производственных происшествий.
  6. Формирование и направление работодателю акта о нарушениях с требованиями остановить производство до выяснения нюансов либо устранения всех выявленных нарушений.
  7. Участие в комиссиях, проводящих экспертизу условий труда, состояния оборудования, материалов, сырья и т.д.
  8. Участие в разработке местных и федеральных нормативных актов.

Решения инспекторов могут быть оспорены работодателем; как правило, это происходит при рассмотрении дела в судебном порядке.

Семинар по системе управления охраной труда представлен ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Государственное управление охраной труда в РФ. Как осуществляется

Кем осуществляется государственное управление охраной труда?

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Порядок осуществления государственного управления охраной труда

Кем осуществляется государственное управление охраной труда?

Государственное управление охраной труда осуществляется с целью проверки и улучшения условий работы сотрудников предприятия. В процессе управления определяются приоритетные направления политики в сфере охраны труда, касающиеся составления нормативных правовых актов, норм безопасности производственного процесса, а также защиты прав работников.

Нормативная база

Основы управления охраной труда определяет статья №216 ТК РФ, где указано, что оно может осуществляться как правительскими, так как уполномоченными федеральными органами. Все решения, которые принимаются на месте, должны быть согласованы с вышестоящей инстанцией.

Также исполнение контрольных, надзорных и регулирующих функций может быть прерогативой органов местного управления, которые соблюдают законы местных субъектов. Однако эти органы могут действовать только в рамках своих полномочий.

Цели

К задачам, которые предусматривает государственный контроль над охраной труда, относятся:

  • формирование и осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах производства;
  • составление планов улучшения ОТ, при этом речь идет как об общероссийских, так и о местных программах;
  • содействие в защите прав сотрудников во время выполнения трудовых обязательств;
  • устранение всех нарушений, имеющих отношение к ОТ.

Осуществление контроля

Кто осуществляет государственное управление охраной труда? Он может проводиться как на федеральном, так и региональном уровне.

Федеральный уровень контроля

На данном уровне управление производится Министерством труда и соцзащиты. В число правительственных полномочий входит контроль над управлением в контексте его соответствия положениям Федеральных целевых программ. Также определяются нормы безопасности в разных сферах производства, особенности составления экспертной оценки и т. д.

Министерство труда – это высший федеральный орган. Существуют и другие инстанции, которые могут управлять охраной труда на федеральном уровне, однако они должны согласовывать свои действия с Минтруда РФ.

Региональный уровень контроля

В данном случае управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется уполномоченными органами, которые обязуются следить за исполнением федеральных указов. Нормы эти органы не устанавливают, поэтому они действуют только в рамках Федеральных целевых программ.

Важно! На региональном уровне также могут разрабатываться и отдельные нецелевые программы. Они нацелены на усовершенствование сферы охраны труда и произведение эффективного контроля.

Служба охраны труда

Регулированием функционирования службы занимается уполномоченное лицо, которое занимает должность руководителя организации, при этом на определение направлений работы службы влияют следующие факторы:

  • количество сотрудников;
  • сфера работы;
  • уровень опасности и т. д.

Потребность в создании появляется только у тех компаний, штат которых состоит из более 100 сотрудников.

Руководителем назначается инженер по охране труда, который прошел предварительную подготовку и имеет достаточный опыт работы в области, чтобы выполнять трудовые обязанности.

Что касается небольших предприятий, то в них управлением занимается уполномоченный штатный сотрудник, причем подобные обязанности могут возлагать на работника только на основе его письменного согласия.

Управлением ОТ могут заниматься организации, с которыми компания заключает договор для проведения инструктажей, контроля и т. д. Таким образом, нет надобности в создании местной службы.

Экспертиза труда

Экспертиза проводится по инициативе правительства, чтобы проконтролировать уже проведенную (!) оценку условий работы сотрудников на предприятии. После экспертизы устанавливается качество предварительного контроля, обеспечение гарантий лицам для работников в производственных условиях повышенной опасности и соответствия реального положения дел установленным требованиям.

Нормативные акты

В перечень нормативных актов, которые были изданы Минздравом РФ, входит:

  • список медицинских противопоказаний (особенно это касается производства с повышенным уровнем опасности);
  • план проведения медицинского обследования сотрудников;
  • список документов, который должен предоставляться уполномоченному лицу для проведения экспертизы;
  • допустимые тяжести для несовершеннолетних работников;
  • контроль над знаниями сотрудников основ техники безопасности;
  • положение о порядке расследования аварийных производственных ситуаций;
  • порядок выдачи профилактического питания;
  • виды инструктажей по охране труда;
  • требования к обеспечению защиты работников;
  • перечень возможных производственных травм и заболеваний;
  • алгоритм заключения коллективных трудовых договоров.

Главным органом РФ, осуществляющим контроль над охраной труда, является Роструд, работу которого контролирует Минздрав. Работа Роструда регулируется правительским указом №324.

Другой уполномоченный орган – Роспотребнадзор, который контролирует выполнение гигиенически-санитарных норм и обеспечивает защиту прав потребителей. Росздравнадзор фокусирует внимание на правильности проведения медико-социальной экспертизы.

К примеру, это относится к случаям, когда работник в процессе исполнения трудовых обязательств получает производственную травму и теряет работоспособность.

Федеральный контроль не ограничивается вышеуказанными министерскими инстанциями. Он представляет собой сложною структуру подразделений, которые охватывают самые разные аспекты охраны труда.

Средства повышения безопасности труда

В РФ обеспечение безопасности работников – приоритетная задача органов как регионального, так и федерального контроля. Существуют две главные группы средств обеспечения эффективного труда – психологические и этические.

Психологические средства

В процессе производства важно уметь принимать правильные решение. В частности, это относится к руководителю цеха или филиала, который должен оперативно оценивать ситуацию, быстро мыслить и уметь организовать рабочий коллектив. Важно избегать чрезмерного психологического напряжения, поскольку это может привести к повышению опасности производств и аварийным ситуациям. Психологические средства позволяют:

  • определить психологический климат в подразделении компании;
  • обеспечить продуктивную совместную работу сотрудников;
  • эффективно проводить подбор кадров;
  • разумно использовать трудовые ресурсы;
  • избегать стрессовых ситуаций во время производства.

Этические средства

Работа в коллективе требует построения эффективных взаимоотношений между работниками, что является одним из аспектов ОТ. Неудовлетворительные взаимоотношения между сотрудниками нарушают производственный процесс. Для установления положительных межличностных отношений используются этические средства.

Этические средства урегулирования отношений в коллективе как одно из направлений охраны труда подразумевают различные формы сотрудничества (подчинение, кооперация, сотрудничество). Причины нарушений отношений можно разделить на производительные, организационные, технические.

Работники обязуются соблюдать трудовую дисциплину и поддерживать здоровую рабочую атмосферу в коллективе. Основные принципы охраны труда подразумевают, что отношения между руководителем и подчиненным должны основываться на гуманистических принципах.

Начальник структурного подразделения обязуется заботиться о психическом и физическом здоровье каждого сотрудника. Для этого он должен создать надлежащие условия работы. Для эффективного производства важны объективная требовательность и взаимное доверие.

Государственное управление охраной труда

Кем осуществляется государственное управление охраной труда?

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственное управление охраной труда

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда.

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда. Именно эти нормы направлены на то, чтобы обеспечить достойные условия работы и необходимую безопасность для сотрудников. К тому же, управление охраной трудового процесса осуществляется на уровне государства.

Понятие государственного управления охраной труда

Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий. Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.

Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:

  • формирование государственной политики в области трудовых отношений;
  • разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
  • содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
  • устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.

Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку. В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса. Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.

Внесение изменений в эти нормативные документы возможно только в отдельных случаях.

К примеру, если изменяться нормы законодательства РФ об охране труда или на основании использования международного опыта. Помимо этого, свои предложения по изменению существующих правил охраны труда могут вносить органы исполнительной власти всех уровней. При разработке некоторых программ, к примеру, о профессиональных болезнях или экологической безопасности, могут брать участие и профсоюзные организации.

Органы государственного управления охраной труда

Надзор за всеми трудовыми отношениями на государственном уровне осуществляется несколькими органами власти Российской Федерации. Все основные функции выполняет Правительство РФ, например, распределяя обязанности в сфере охраны трудового процесса между остальными органами. Правительство выполняет свои функции с помощью законодательных актов.

Разработку государственной политики, а также правовое регулирование в области охраны труда по заданию Правительства РФ выполняет Министерство труда. Выполняя свои функции, этот государственный орган принимает следующие нормативно-правовые документы:

  • положение о комиссии об охране труда;
  • правила и стандарты, которые определяют безопасность труда в различных организациях;
  • различные методические рекомендации;
  • правила аккредитации и список услуг, для которых она требуется;
  • другие правовые акты.

Что касается других органов власти Российской Федерации, то они решают все необходимые вопросы в сфере труда только в рамках их компетенции. К примеру, необходимые функции надзора за тем, как руководители придерживаются установленных правил и стандартов, выполняют  соответствующие федеральные органы.

И эти органы в первую очередь должны находить случаи, когда нарушаются условия труда, и пресекать их.

Кроме этого, они обязаны принимать соответствующие меры принудительного или ограничительного характера, направленные на устранение допущенных работодателями нарушений. Все органы, которые выполняют надзор за охраной рабочих процессов и другие функции, обязательно должны согласовывать всю свою деятельность с Министерством труда и социальной политики.

Уровни государственного управления охраной труда

Государство управляет охраной труда на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне государственные органы власти уполномочены создавать нормативно-правовые акты, регулирующие условия рабочего процесса. Это целая система подконтрольных Правительству РФ органов, которые управляют охраной труда на федеральном уровне.

Субъекты Российской Федерации осуществляют свои обязанности немного иначе. На местах все эти важные функции выполняют органы исполнительной власти, естественно, в рамках существующих полномочий. Они содержатся в определенных нормативных актах трудового законодательства. В некоторых случаях их компетенцию регулируют региональные законы.

Структура государственного управления охраной труда

Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда. Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда. Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.

Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.

Эта система организаций обязательна для того, чтобы проводить надзор за соблюдением норм закона обеими сторонами трудовых отношений.

Подобные функции в сфере охраны труда обязаны выполнять также и прокуратура, и некоторые другие ведомства.

Правовые основы для выполнения таких функций содержатся в нормативных документах.

Сотрудники указанных учреждений имеют право на получение всей необходимой информации от местных органов самоуправления и руководства подведомственных предприятий. Помимо этого, в полномочия таких ведомств входит:

  • выдача предписаний об условиях охраны труда работодателям и работникам;
  • наложение штрафов согласно административному законодательству на лиц, имеющих отношение к нарушениям в области охраны труда;
  • приостановление работы отдельных предприятий или их отделов в следствие нарушения условий охраны и безопасности труда.
Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий