В этой статье:
- 1 Охрана труда педагогов
- 2 Должностная инструкция преподавателя ВУЗа
- 3 Инструкции по охране труда для педагогических работников | Статьи | Журнал «Кадровое дело»
- 4 Охрана труда в вузе. Что должны знать и осуществлять преподаватели!
- 5 Инструкция по охране труда для педагога (преподавателя)
- 6 Что должна содержать инструкция по охране труда для учителя: примеры и образцы документов
- 6.1 Как составить: общие требования по охране труда
- 6.2 Инструкция по охране труда: требования перед началом, во время и по окончании работы
- 6.3 Требования безопасности в аварийных ситуациях
- 6.4 Типовая инструкция
- 6.5 Начальных классов в школе
- 6.6 Химии
- 6.7 Физической культуры
- 6.8 Физики
- 6.9 Информатики
- 6.10 Музыки
- 6.11 Труда
- 6.12 ОБЖ
- 6.13 ИЗО
- 6.14 Географии
- 6.15 Математики
- 6.16 Русского языка и литературы
- 6.17 Иностранного языка
- 6.18 Логопеда в ДОУ
- 6.19 Учителя на замене
- Охрана труда педагогов
- Охрана труда педагогов: общие требования
- Требования к охране труда в ходе рабочего процесса
- Должностная инструкция преподавателя ВУЗа
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права
- 4. Ответственность
- Инструкции по охране труда для педагогических работников | Статьи | Журнал «Кадровое дело»
- Неблагоприятные факторы в условиях труда педагогических работников
- Инструкция по охране труда педагогических работников: требования
- Инструкция по охране труда для педагогических работников: особенности
- Охрана труда в вузе. Что должны знать и осуществлять преподаватели!
- Тема «Охрана труда педагогических работников»
- Еще статьи:
- Инструкция по охране труда для педагога (преподавателя)
- 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
- 2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
- 3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
- Что должна содержать инструкция по охране труда для учителя: примеры и образцы документов
- Как составить: общие требования по охране труда
- Инструкция по охране труда: требования перед началом, во время и по окончании работы
- Требования безопасности в аварийных ситуациях
- Типовая инструкция
- Начальных классов в школе
- Химии
- Физической культуры
- Физики
- Информатики
- Музыки
- Труда
- ОБЖ
- ИЗО
- Географии
- Математики
- Русского языка и литературы
- Иностранного языка
- Логопеда в ДОУ
- Учителя на замене
Охрана труда педагогов
За сохранение здоровья и работоспособности человека, нанятого для исполнения своих трудовых обязанностей, несет ответственность работодатель. Все время, включающее дорогу до рабочего места, процесс самого трудового дня и возвращение домой, входит в сферу его обязанностей. Право человека на безопасность труда закреплено Конституцией РФ.
Помимо основного закона страны различные сферы деятельности и меры, определяющие улучшение качества рабочего места прописаны в Трудовом Кодексе РФ, а так же в постановлениях Министерства Труда, Министерства здравоохранения, Министерства социального развития.
Кроме того, положения о безопасности трудовых условий прописываются в коллективных договорах, государственных стандартах, инструкциях и правилах.
Определение 1
Система охраны труда представляет собой совокупность всех мер и действий по созданию благоприятных, защищенных условий, способствующих сохранению здоровья, безопасности и работоспособности сотрудника.
Комплекс по охране труда включает в себя элементы, которые решают определенные задачи в данной сфере деятельности. Рассмотри каждый из них:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Реализация через специальные мероприятия и применение технических средств задачи по снижению негативного влияния факторов на человека относится к производственной санитарии.
- Комплекс профилактических мер, основанных на медицинском изучении воздействия среды и свойств рабочего процесса на сотрудника, решается трудовой гигиеной.
- Пожарная и электробезопасность обеспечивают защищенность граждан от поражения током и пожаров.
- Совокупность управленческих действий, направленных на организацию взаимодействия всех элементов системы и реализацию их функций, осуществляется управлением охраной труда.
- Оценка рисков, принятие мер по их снижению, а так же проведение профилактических работ внедряются через управление профессиональными рисками.
Со стороны государственной власти так же осуществляется контроль и надзор за исполнением требований к организации охраны труда. Несоответствие нескольким положениям и нормам может привести работодателя к административной и даже уголовной ответственности.
Охрана труда педагогов: общие требования
Работа учителя или педагога на первый взгляд не кажется опасной. Она не приводит к профессиональным заболеваниям или травмам. Однако, для данного вида деятельности разработана своя методика охраны труда на рабочем месте. Соблюдение инструкций обеспечивает защиту прав педагога и сохраняет здоровье учеников.
Сам характер работы оказывает влияние на психоэмоциональное состояние сотрудника. Можно выделить факторы, определяющие сложность данной работы:
- постоянная напряженность психического и физического состояния;
- обязательность концентрации внимания;
- длительное нахождение в одном положении;
- повышенные нагрузки на зрение и речевой аппарат;
- специфическое воздействие может оказываться на уроках химии, либо травматизм на уроках физкультуры.
Со своей стороны педагог может требовать улучшения освещения в классе, достаточности и качества технологического оснащения, регулярной санитарной и гигиенической обработки помещения. Если какие-либо нормы не соблюдаются, что сотрудник в праве обратиться к руководству, либо к лицу ответственному за охрану труда в школе.
Согласно законодательству самостоятельно работать учителем может лицо старше 18ти лет, имеющее соответствующее образование. Сотрудники на этой должности обязательно проходят медицинский осмотр, а так же прослушивают инструктаж по обеспечению мер охраны труда. Препятствием для работы педагогом могут стать определенные противопоказания, в зависимости от уровня состояния здоровья конкретного человека.
Соблюдение пожарной безопасности является одной из обязанностей педагога. Он должен знать местоположение средств противопожарной защиты. Кроме того, учитель обязан знать план эвакуации для быстрого реагирования.
Оказание первой помощи ученику при необходимости производится учителем. В каждом классе должна находиться аптечка с препаратами и медицинскими средствами. Если возник несчастный случай, педагог обязан связаться с руководством.
Замечание 1
В случае не соблюдения сотрудником требований охраны труда, либо их нарушения, учитель подвергается дисциплинарному взысканию. Обычно размер взыскания определяется согласно трудовому договору. Учитель вновь проходит соответствующих инструктаж и сдает аттестацию специалисту.
Требования к охране труда в ходе рабочего процесса
Учителю необходимо подготовить класс к занятию. В его обязанности входит включить свет, убедиться в исправности освещения и электрических приборов. Проконтролировать расстановку мебели, для этого есть определенный стандарт. Так же проверить оконные рамы и стекла на целостность. Если в кабинете жарко, то предварительно проверить, убедившись, что температура не превышает двадцати градусов.
Далее проводится рассадка учеников. Если есть дети с низким зрением или слухом, то им необходимо предоставить место на первых рядах. Если дети долго сидят на крайних партах, то периодически необходимо менять их места, для профилактики искривления позвоночника.
Нельзя заставлять окна цветами в целях сохранения достаточного уровня освещенности. Работа с электроприборами требует предварительного осмотра и контроля их заземления. Мытье стекол и светильников производится не менее двух раз в год. Привлекать учеников к мытью строго запрещено. При открытии окон и фрамуг, необходимо их зафиксировать. Открывать с подоконника нельзя, чтобы не получить травму.
Возникновение аварийных ситуаций, пожаров, требует от педагога быстрого реагирования. Он должен подготовить учеников и провести их эвакуацию. О случае возгорания важно связаться с руководством и пожарной частью.
Получение травм так же повод для связи с руководством и оказания помощи. В особых случаях вызывают скорую помощь, либо отправляют ученика в ближайшую поликлинику или травмпункт.
После урока учитель отключает электроприборы, приводит в порядок свое рабочее место, проветривает помещение. Затем он должен закрыть все окна, выключить освещение.
Замечание 2
Соблюдение педагогом требований охраны труда поможет сохранить работоспособность и здоровье учеников и учителя.
Должностная инструкция преподавателя ВУЗа
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] | Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П. |
Должностная инструкция преподавателя ВУЗа [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Преподаватель ВУЗа относится к профессорско-преподавательскому составу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность преподавателя ВУЗа принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательной организации не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность преподавателя ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Преподаватель ВУЗа должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;
— локальные нормативные акты образовательной организации;
— образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— порядок составления учебных планов;
— правила ведения документации по учебной работе;
— основы педагогики, физиологии, психологии;
— методику профессионального обучения;
— современные формы и методы обучения и воспитания;
— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
— требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;
— основы экологии, права, социологии;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Преподаватель ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
2. Должностные обязанности
Преподаватель ВУЗа:
2.1. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.
2.2. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательной организации.
2.3. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ.
2.4. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий.
2.5. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.
2.6.
Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий.
2.7. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.
2.8. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательной организации.
2.9. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Преподаватель ВУЗа имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, наиболее полно обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов деятельности [института, университета] и вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.
3.4. Занимать выборные должности (заведующего кафедрой, декана, а также должности заместителя декана, заведующего отделением, аспирантурой, практикой, начальника учебного отдела и др.).
3.5. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Требовать от администрации [института, университета] организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.7. Обжаловать приказы и распоряжения администрации [института, университета] в установленном законодательством порядке.
3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством].
4. Ответственность
Преподаватель ВУЗа несет ответственность:
4.1. За нарушение устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Инструкции по охране труда для педагогических работников | Статьи | Журнал «Кадровое дело»
Инструкция по охране труда педагогических работников разрабатывается в соответствии с требованиями законодательных актов РФ. В ней необходимо учитывать правила безопасности педагогов и учащихся и оптимальной организации учебного процесса.
В данной статье подробнее о таких аспектах:
- неблагоприятные факторы в условиях труда педагогических работников;
- инструкция по охране труда для педагогических работников: требования;
- инструкция по охране труда для педагогических работников: особенности.
Работа в образовательных организациях сопряжена с определенными вредными факторами, которые оказывают негативное воздействие на состояние здоровья работников педагогических специализаций. Такие обстоятельства и условия работы должны учитываться при составлении инструкции по охране труда для педагогических работников.
Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда
Энциклопедиция по охране труда «под ключ» с уникальным набором обязательных образцов от Системы Кадры.
Узнать все ответы
Неблагоприятные факторы в условиях труда педагогических работников
К вредным факторам относятся физиологические и психологические нагрузки, а также неблагоприятные климатические условия на рабочем месте. У педагогических работников перечень таких факторов по большей части обусловлен психоэмоциональными нагрузками и общими условиями работы с большим детским коллективом. В работе педагогов наиболее ощутимыми являются такие факторы:
- Нервно-психологическое напряжение – фактор, вызванный высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, общими атрибутами работы с детьми (повышенный шум, подвижность). К этой же категории можно добавить неравномерность учебной нагрузки и дополнительные обязательства (классное руководство, дополнительные занятия и общественные мероприятия).
- Повышенная нагрузка на ые связки – значимый аспект в работе любого педагога, которому в течение рабочего времени приходится сильно нагружать горло и ые связки, именно по этой причине заболевания горла относятся к категории профессиональных болезней работников педагогических специальностей.
- Гиподинамия – малоподвижный образ жизни и условия работы в постоянном замкнутом пространстве учебного заведения также оказывают негативное воздействие на здоровье учителей.
- Нерациональный режим труда и отдыха – рабочая нагрузка учителя чаще всего сложно поддается нормированию, так как занятость педагога зависит от расписания учебных и дополнительных занятий. Как работники интеллектуального труда педагоги часто испытывают недостаток физической нагрузки, от чего возникает угроза ослабления мышц и сердечно-сосудистой системы.
- Средовые факторы – факторы, обусловленные атрибутами многолюдного детского коллектива и создаваемого им внутреннего микроклимата. К ним можно причислить и шумовые нагрузки, и состояние внутренней атмосферы (повышенный риск заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем и др.).
Все вышеприведенные факторы отражены в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12. 04. 2011 (ред. 05. 12. 2014), в котором представлен перечень вредных и опасных факторов труда. Условия работы педагогических работников попадают под категории, указанных в Приложении 1 п. 3.2, 2.4, Приложении 2 п. 18.
Инструкция по охране труда педагогических работников: требования
Требования, отраженные в инструкции по охране труда педагогических работников обусловлены необходимостью обеспечения безопасности и комфортных условий для преподавателей и учащихся на всех этапах учебного процесса. Инструкция должна включать:
- Общие требования. В данном разделе указывается допуск к работе только квалифицированных специалистов старше 18 лет, прошедших предварительное медицинское обследование и вводный инструктаж по охране труда. Устанавливаются нормы поведения в соответствии с внутренним распорядком учебного заведения и должностными инструкциями педагога. Представлен список требований по соблюдению норм и правил безопасности и режима труда, охраны здоровья детей, норм личной гигиены и содержания рабочего места.
- Требования по охране труда перед началом работы. Данный перечень инструкции содержит ряд требований по проверке электрического (розетки, кабели, выключатели), электронного оборудования (оргтехники), осветительных приборов, оконных стекол, приспособлений и предметов мебели перед началом работы. Также в этом разделе должны быть указаны установленные нормы освещения и допустимая температура в учебном помещении.
- Требования труда в период работы. Во время проведения учебных занятий должны соблюдаться правила рассаживания учеников в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологическими нормативами (возможно указание конкретных норм для детей с пониженным зрением, ревматическими заболеваниями и часто болеющих ОРЗ). Также в этом разделены могут быть указаны нормы санитарной обработки и проветривания помещений в течение учебного дня и правила учебы и отдыха детей в определенных условиях (с учеными материалами, за компьютером и т.п.).
- Требования по охране труда по окончанию работы. В этом разделе указаны требования по приведению в порядок рабочего места, проверке и отключению всех электрических и электронных приборов, выключению освещения и сдаче ключа после закрытия кабинета на вахту.
- Требования по охране труда в аварийных ситуациях. Определяются правила поведения педагога в случае возникновения нештатных, аварийных и экстренных ситуациях (возможно с подробным описанием и алгоритмом действий педагога), принципы оказания первой помощи и оповещения соответствующих служб и руководства.
Инструкция по охране труда для педагогических работников: особенности
Особенности инструкции по охране труда педагогических работников в большинстве своем определены условиями работы в большом коллективе и правилами безопасной организации учебного процесса. К особенностям относятся:
- требования к освещению и искусственному освещению учебных помещений;
- санитарной обработке и проветриванию помещений;
- правила личной гигиены педагога и учащихся;
- условия принятия пищи в строго определенных для этого местах;
- правила хранения верхней одежды педагогов и учеников.
Данные требования разрабатываются в соответствии с нормами, установленными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29. 12. 2010, в котором указаны санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
Рекомендуем материалы по теме:
Охрана труда в вузе. Что должны знать и осуществлять преподаватели!
Охрана труда в вузе.
Что должны знать и осуществлять преподаватели! Для реализации законодательных и нормативных требований в области охраны труда в вузах создается система управления охраной труда (СУОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности. Выполнение требований СУОТ является обязанностью административных и педагогических работников, специалистов всех подразделений образовательной организации.
Для успешного проведения учебного процесса и научно- исследовательских работ в вузах широко используются электроустановки, химические и радиоактивные вещества, различное оборудование, стенды станки т.п., применение которых представляет определенную опасность. Ряд работ (например с химическими веществами) и оборудования (электроустановки, сосуды работающие под давлением, газовые приборы и т.п.) отнесены к объектам повышенной опасности.
Большинство студентов, пришедших в вуз из школы, вопросы безопасности и охраны труда познают в вузе. Это накладывает особую ответственность на администрацию и работников вуза по обеспечению безопасности студентов в процессе образовательной деятельности, при проведении научно-исследовательских и других работ, при проведение учебных и производственных практик и т. д.
С целью обеспечения безопасности в вузе при проведении учебных занятий необходимо перед началом учебного года – проверять состояние охраны труда во всех аудиториях, лабораториях, мастерских и других помещениях структурных подразделений. Провести ежегодную проверку знаний и аттестацию лиц, ведущих работы или занятия со студентами, отнесенных к категории работ с повышенной опасностью.
Что должны знать и осуществлять преподаватели?
Основная ответственность за безопасность учебного процесса возлагается на преподавателя, проводящего занятия. В частности, перед началом учебного процесса преподаватель высшего учебного заведения должен осуществить следующие шаги:
- проверить организацию рабочих мест, предназначенных для обучения студентов, их соответствие установленным санитарным нормам, нормам охраны труда и безопасности и др.;
- проверить исправность выключателей осветительных приборов, а также оборудования, используемого при организации учебного процесса, работу в лабораториях и мастерских приточно-вытяжной вентиляции;
- проверить наличие средств индивидуальной защиты (если они необходимы студентам при проведения занятия), а также соблюдение обучающими правил их использования;
- провести подробный вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте при изучении дисциплины, сделать соответствующие записи в журнале инструктажа студентов по кафедре с личной подписью студентов и преподавателя (преподаватель ставит подпись против каждой фамилии студента);
- вывесить в мастерских, лабораториях на рабочих местах инструкции, предупредительные плакаты и производственные знаки;
- проверить правильность установки оборудования, содержание его в исправном состоянии, применение различных технических средств безопасности (различные оградительные устройства) и т.п;
- проверить в лабораториях и мастерских наличие на видных местах аптечек с необходимым набором материалов и медикаментов для оказания первой помощи при несчастных случаях, отравлениях и ожогах.
Непосредственно во время учебного процесса от преподавателя требуется выполнение следующих действий:
- контроль обстановки в аудитории (за который отвечает преподаватель);
- выполнение только лишь тех работ, которые предусмотрены в учебном плане и расписании;
- планируя проведение дополнительных занятий, преподаватель должен заручиться соответствующим разрешением, предоставленным деканом или иным должностным лицом;
- проведение практических, лабораторных и других типов демонстрационных работ возможно лишь в присутствии ассистента или лаборанта (не из числа обучающихся);
- при выявлении потребности в проведении ремонтных работ необходимо известить о данном факте руководство вуза. Такие действия должны осуществлять специалисты соответствующего профиля: инженеры, электрики, столяры и др.;
- оказать первую доврачебную помощь в случае плохого самочувствия обучающего , а затем обязательно вызвать специалиста медицинского учреждения;
- информировать руководство вуза о любых погрешностях в обеспечении нормального уровня охраны труда, которые могут привести к снижению работоспособности и жизнедеятельности организма обучающего и работника;
- убирать по окончанию занятий в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопасные и взрыво пожароопасные вещества и материалы в специально оборудованные помещения.
Тема «Охрана труда педагогических работников»
Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Еще статьи:
О приоритетных мероприятиях Общероссийского Профсоюза образования по охране труда и здоровья членов Профсоюза
Несчастный случай на производстве. Памятка работодателям.
Положение об обучении по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организации
О специфике ведения журналов и книг по охране труда
Инструкция по охране труда для педагога (преподавателя)
Настоящая инструкция по охране труда для педагога (преподавателя) доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда для педагога (преподавателя) (далее – педагог). 1.2. К работе педагогом допускаются лица не моложе 18 лет, имеющее среднее специальное или высшее профессиональное образование, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. 1.3.
На педагога могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы: — повышенный уровень шума; — пониженная влажность воздуха; — психофизиологическое напряжение; — высокая концентрация внимания; — электроопасность; — пожароопасность; — нарушение микроклиматических условий в учебном помещении; — длительные статические нагрузки. 1.4.
Педагог извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания. 1.5. Педагогу необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии. 1.6.
Если в учебном процессе на преподавателя действуют негативные факторы, воздействие которых можно уменьшить только за счет средств индивидуальной защиты, они должны быть выданы преподавателю в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда в зависимости от характера воздействия и вида отрицательно воздействующего фактора. 1.7.
При использовании электрооборудования (приборы, приспособления, устройства, станки, ПЭВМ), педагог должен иметь группу по электробезопасности не ниже II. 1.8.
Педагог должен: — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха; — выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы; — применять безопасные приемы выполнения работ; — иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи; — знать местонахождение аптечки с медикаментами и перевязочным материалом; — уметь оказывать первую помощь пострадавшим. 1.9. Запрещается садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения. 1.10. Запрещается загромождать проходы, проезды, рабочие места, подходы к щитам с противопожарным инвентарем, пожарным кранам и общему рубильнику в аудитории (классе, кабинете). 1.11. Педагог должен знать места расположения первичных средств пожаротушения. 1.12. Окна помещений, где проводятся занятия, не должны иметь глухих решеток. 1.13. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
1.14. Педагог несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. При необходимости использования средств индивидуальной защиты педагог перед началом работы должен надеть полагающиеся средства индивидуальной защиты. 2.2.
Перед началом занятий проверить безопасность рабочих мест для обучающихся: — проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности; — убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики; — проверить санитарное состояние аудитории (класса, кабинета) и проветрить его, открыв окна или фрамуги и двери; окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители; — включить полностью освещение аудитории (класса, кабинета) и убедиться в исправной работе светильников; наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах не менее 200 лк. (13 Вт/кв.м), при лампах накаливания не менее 100 лк. (32 Вт/кв.м); — убедиться в исправности электрооборудования аудитории (класса, кабинета): — светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; — коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки — фальшвилками; — корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов. 2.3. При использовании на занятиях электрических аппаратов и инструментов убедиться в их исправности и целостности подводящих кабелей и электровилок. 2.4. Проверить расстановку мебели в кабинете и её укомплектованность с точки зрения своей безопасности и безопасности обучающихся при проведении образовательного процесса. 2.5. При необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования преподаватель должен проверить их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков. 2.6. Ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений. 2.7. При использовании интерактивной доски: — убедиться в исправности всех составных частей интерактивной доски (компьютера, проектора и др. аксессуаров доски) внешним осмотром; — подключение интерактивной доски проводить в следующей последовательности: сначала соединяются комплектующие части доски, затем подключение к электрической сети; — проверить отсутствие перегиба кабеля; — проверить надежность крепления доски на стене. 2.8. Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты (санитарную одежду), преподаватель обязан проследить за обязательным и правильным её использованием. 2.9. Проверить состояние рабочего места; если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок; убедиться в наличии свободного подхода к рабочему месту, а также исправности пола в рабочей зоне. 2.10. Проверить наличие и исправность противопожарного инвентаря, наличие средств индивидуальной защиты. Все открытые и доступно расположенные движущиеся части оборудования необходимо защитить закрепляемыми ограждениями. 2.11. Проверить наличие аптечки первой медицинской помощи.
2.12. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Что должна содержать инструкция по охране труда для учителя: примеры и образцы документов
Инструкция по охране труда – это нормативный акт, определяющий правила поведения сотрудника при выполнении работ. При этом от того, насколько грамотно составлен документ, зависит, насколько безопасным будет рабочий процесс.
В этой статье мы расскажем, что собой представляет инструкция по охране труда учителя, а также представим несколько ее различных вариантов.
Как составить: общие требования по охране труда
В первом разделе данной инструкции прописываются общие требования, предъявляемые к сотруднику.
Так, на должность преподавателя допускаются лица со специальным педагогическим образованием, подтвержденным документом установленной формы, и прошедшие предварительный медицинский осмотр.
Кроме того, с учителем должны быть проведены все необходимые инструктажи:
- вводный (при вступлении в должность);
- первичный (на рабочем месте);
- повторный (не реже одного раза в полугодие).
В случае необходимости разового выполнения заданий, не связанных с основной деятельностью, должен быть проведен целевой, а пи изменении условий труда и соответствующих документов – внеплановый инструктаж.
Перед допуском к работе учитель должен быть проинструктирован по пожарной безопасности и по оказанию медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях.
Важнейшей задачей преподавателя является соблюдение установленного в образовательном учреждении режиме труда и отдыха, а также требование его соблюдения от учащихся. При этом крайне важно исключить нахождение в классе для занятий любых растений и предметов, способных отрицательно сказаться на здоровье находящихся в нем людей.
Отдельным пунктом инструкции следует прописать опасные и вредные факторы, действующие на преподавателя, в том числе:
- психофизиологическое напряжение;
- высокую концентрацию внимания;
- пожароопасность;
- электроопасность;
- нарушение микроклимата в помещение;
- длительные статические нагрузки.
Если во время учебного процесса на преподавателя действуют негативные факты, отрицательное воздействие которых можно снизить только за счет средств индивидуальной защиты, то последние должны быть выданы сотруднику в соответствии с нормативно-правовой документацией по охране труда в зависимости от вида и характера воздействия.
Преподаватель должен своевременно извещать руководство или дежурного администратора обо всех недостатках учебного процесса, отрицательно сказывающихся на здоровье учащихся и повышающих вероятность возникновения аварийной ситуации в образовательном учреждении. Также сотрудник вправе вносить предложения по оздоровлению и улучшению условий проведения образовательного процесса для включения их в документацию по охране труда.
При этом преподаватель обязан немедленно сообщать руководству о каждом несчастном случае, произошедшем с обучающимися или сотрудниками, а его первоочередные действия должны быть всецело направлены на обеспечение безопасности учащихся и оказание помощи пострадавшим.
В конце раздела следует отметить, что знание и исполнение требований инструкции – это должностная обязанность преподавателя, а их несоблюдение является нарушением трудовой дисциплины.
Инструкция по охране труда: требования перед началом, во время и по окончании работы
Далее в инструкции прописываются правила поведения педагога.
Перед началом рабочего процесса учитель должен:
- надеть средства индивидуальной защиты (при необходимости их использования);
- проверить организацию рабочих мест для обучающихся;
- проверить расстановку и укомплектованность мебели в кабинете с точки зрения безопасности;
- проверить крышки и корпуса электрических выключателей и розеток на предмет отсутствия механических повреждений и наличия оголенных контактов проводов;
- проверить исправность используемого в процессе обучения оборудования, приспособлений и инструментов.
В начале нового учебного года и перед началом занятий по новому курсу преподаватель должен провести с учащимися инструктаж по охране труда при проведении занятий.
В случае выявления любых нарушений по охране труда в классе для занятий учитель должен отложить работу с учащимися до момента их устранения и уведомить руководство о причинах отмены занятий.
Отдельным разделом следует прописать требования безопасности во время рабочего процесса.
Основной задачей преподавателя при этом является контроль обстановки во время занятий и обеспечение безопасного проведения образовательного процесса. При этом проведение занятий и выполнение общественно-полезных работ в помещениях, не принятых в эксплуатацию, категорически запрещено.
Если во время занятий обучающийся внезапно почувствовал себя нездоровым, преподаватель должен:
- оказать необходимую первую медицинскую помощь, вызвать медицинского работника или проводить заболевшего в медпункт;
- уведомить руководство учреждения при помощи одного из обучающегося о случившемся.
К обучающимся, сознательно нарушающим правила безопасного поведения, преподаватель должен применять соответствующие меры дисциплинарного воздействия.
По окончании работы учителю должен:
- внимательно осмотреть помещение;
- привести рабочее место в порядок;
- обратить внимание на электрооборудование помещения на предмет наличия травмоопасных факторов;
- закрыть окна;
- выключить свет;
- сообщить руководству образовательного учреждения о выявленных нарушениях по охране труда.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При любых признаках предаварийной ситуации преподаватель должен:
- оценить обстановку;
- обеспечить безопасность обучающихся и оказать им необходимую помощь;
- поставить руководство в известность о сложившейся ситуации;
- предотвратить возникновение паники среди учащихся и сотрудников.
В аварийной ситуации сотрудник должен действовать строго в соответствии с указаниями руководства учреждения и с обязательным соблюдением мер безопасности. Эвакуировать учащихся из здания при этом следует быстро и без суеты, не допуская пересекающихся и встречных потоков людей.
Типовая инструкция
Скачать пример типовой инструкции вы можете здесь: https://yadi.sk/i/luvzhAmj3TuboX
Начальных классов в школе
Документ для данного сотрудника мы разместили по следующей ссылке: https://yadi.sk/i/FVa6zk2x3Tubsg
Химии
Чтобы найти инструкцию по охране труда для учителя химии, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/ksWbn6oF3Tubyj
Физической культуры
Образец типовой инструкции для учителя физкультуры: https://yadi.sk/i/46tgVQJC3Tuc5S
Физики
На уроках физики должны соблюдаться следующие правила безопасности: https://yadi.sk/i/aaKYjR8J3TucBt
Информатики
Типовой пример инструкции для преподавателя информатики: https://yadi.sk/i/DXQ13rFh3TucM7
Музыки
Инструкцию для учителя музыки вы найдете по следующему адресу: https://yadi.sk/i/P2e2h3zg3TucRD
Труда
Скачать пример инструкции для учителя труда (технологии) вы можете здесь: https://yadi.sk/i/P-bAvlUq3Tucep
ОБЖ
По следующему адресу располагается документ, предназначенный для преподавателя ОБЖ: https://yadi.sk/i/D0-XUOZA3Tuco3
ИЗО
Инструкция по охране труда для учителя ИЗО: https://yadi.sk/i/D7IDMpfX3Tucuj
Географии
По этой ссылке мы разместили требования по охране труда учителя географии: https://yadi.sk/i/Rk6oFzci3Tud7Y
Математики
Образец документа для учителя математики: https://yadi.sk/i/0R5pra0W3TudC5
Русского языка и литературы
Документ для данного сотрудника мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/d/qUCYTWz_3TuevN
Иностранного языка
Чтобы найти инструкцию по охране труда для учителя иностранного языка, нажмите сюда: https://yadi.sk/d/s6mew-iq3TudVG
Логопеда в ДОУ
Типовой пример инструкции для учителя-логопеда в детском саду: https://yadi.sk/i/hnYfTEc93Tudma
Учителя на замене
Образец типовой инструкции для подменного преподавателя:
Так как работа учителя связана с большой ответственностью, инструкция по охране труда для педагога должна быть составлена предельно емко и грамотно. В противном случае велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации.