Иное движимое имущество бюджетного учреждения что относится?

В этой статье:

Содержание
  1. Движимое имущество — что это такое, виды и признаки
  2. 1. Что такое движимое имущество простыми словами
  3. 2. По каким признакам распознать движимое имущество
  4. Почему самолёт отнесли к недвижимости
  5. 3. Виды движимого имущества
  6. 4. Линии связи, водопровод и канализация
  7. 5. Транспорт
  8. 6. Лизинговый объект и под аренду
  9. 7. Модернизированные объекты
  10. 8. Использованное ранее имущество
  11. 9. Улучшения в арендованном помещении
  12. 10. Конструкции для рекламных вывесок, банкоматы, кондиционеры и терминалы
  13. 11. Движимые объекты в качестве уставного капитала или полученные при реорганизации
  14. Особо ценное движимое имущество
  15. Иное или особо ценное движимое имущество
  16. Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения
  17. Какое имущество признается особо ценным
  18. Изменение показателей стоимости особо ценного имущества
  19. Если актив приобретен за счет средств от коммерческой деятельности
  20. Особо ценное движимое имущество учреждения здравоохранения
  21. Критерии ОЦДИ
  22. Особо ценное имущество
  23. Имущество государственных учреждений
  24. 1.2.1. Недвижимое и особо ценное движимое имущество бюджетного и автономного учреждений
Рекомендуем!  Наименование и местонахождение юридического лица

Движимое имущество — что это такое, виды и признаки

Иное движимое имущество бюджетного учреждения что относится?

В ГК России (статья 130 п.2) говорится о том, что к движимому имуществу относятся денежные средства, акции, облигации, другие ценные бумаги, а также остальные вещи, которые не считаются недвижимостью. По условиям гражданского права, данную собственность регистрировать не придётся, если это не предусмотрено законом в качестве исключения. Главный признак движимого объекта — это возможность его транспортировки или демонтажа без нанесения ущерба.

1. Что такое движимое имущество простыми словами

Исходя из информации в 130 статье ГК, движимым имуществом считается всё то, что не было определено как объект недвижимости. То есть недра земли, участки и всё, что на них установлено без возможности демонтажа, сохраняя функции и целостность. В первую очередь, сюда относятся здания, незавершённые постройки и другие сооружения. Также недвижимостью является:

  • суда (плавающие внутри РФ и по морям за рубежом);
  • космические объекты;
  • самолёты;
  • часть сооружения, где размещены парковочные места для автомобилей. Здесь следует соблюдать одно условие, границы этой части должны быть описаны согласно закону о кадастровом учёте.

Чаще всего владельцы движимого имущества не обязаны его регистрировать. Но, если речь идёт об автомобиле, без регистрации не обойтись. Касательно сделок, они зачастую не требуют госрегистрации. Исключением может стать вещь особой ценности, которая присутствует в обороте в ограниченном количестве.

2. По каким признакам распознать движимое имущество

В законодательных актах не содержится информации о том, какими признаками обладает движимое имущество, поэтому назвать их конкретно очень сложно. В данном случае, признаки следует определять противопоставляя тем, которыми обладает недвижимость, а именно:

  • постоянное местоположение и привязка к одной местности;
  • отсутствие возможности переместить имущество, не потеряв при этом его целостности и качества.
Рекомендуем!  Корреляция и регрессия в чем разница?

Например, увести построенный на участке дом или переместить сам участок не получится. Также движимым имуществом нельзя считать коммуникации, такие как система кондиционирования, водопровод или канализация. Главный признак, по которому нужно различать имущество — это возможность транспортировки без потери главных качеств.

Движимым имуществом могут быть птицы, сельскохозяйственные или домашние животные. В 130 статье ГК РФ можно найти информацию только о том, какими признаками обладает недвижимость. Если иное имущество не имеет данных признаков, его относят к движимому.

Почему самолёт отнесли к недвижимости

Все самолеты и корабли, которые ходят под флагом РФ, приравниваются к территории России, то есть являются её частью. Это означает, что на борту судна будут действовать российские законы. То же самое касается самолетов и кораблей других стран мира. Кроме этого, данное имущество подлежит обязательной регистрации, что является одним из главным признаком недвижимости.

3. Виды движимого имущества

В некоторых странах гражданский кодекс настолько разный, что одни и те же вещи могут относиться к движимому и недвижимому имуществу. В 1205 статье Гражданского Кодекса сказано о том, что принадлежность вещей должно определяться по праву той стороны, где оно находится. Но, если предмет пребывает в дороге, например, его перевозят на самолете, корабле или автомобиле, прекращение или возникновение прав на него определяют по закону той стороны, из которой он был отправлен.

Законом определено особо ценное движимое имущество, в отношении бюджетных и федеральных учреждений, находящихся под обеспечением МЧС РФ, сюда относится:

  • объекты со стоимостью выше 350 000 рублей;
  • другое имущество, которое необходимо для того, чтобы службы могли в полной мере и качественно предпринимать меры в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, обозначенных по уставу их деятельности. Балансовая стоимость данных вещей за единицу должна превышать 100 000 рублей. Сюда относятся средства индивидуальной защиты, оружие, робототехнические средства, силовые машины и станки, вычислительная техника, офисное оборудование, телеуправляемые комплексы, тракторы, а также другие специальные транспортные средства;
  • объекты, которые отчуждаются в установленном нормативными актами и законами РФ порядке. В том числе ценные музейные коллекции, а также прибывающие в государственной собственности и на балансе музейных фондов РФ документы.

Существует несколько разновидностей имущества, по поводу которого у юристов возникает много спорных ситуаций, сюда относится следующее:

  • кондиционеры, сигнализация, платёжные терминалы, банкоматы, рекламные баннеры;
  • транспортные средства;
  • электросеть, водопровод, кабельные линии связи, канализация;
  • предметы улучшения, установленные во взятых в аренду помещениях;
  • лизинговые объекты и для сдачи арендаторам;
  • имущество, которое поступило во время реорганизации или внесённое в уставной капитал;
  • предметы, которые ранее использовались другими лицами;
  • модернизированные объекты.

4. Линии связи, водопровод и канализация

Данные объекты относят к одним из самых спорных. Иногда юристы пытаются доказать, что их следует отнести к движимому имуществу, что отправит их под льготы. Согласно закону, сети электро и водоснабжения находятся в помещении, но является только частью здания, которая не подлежит государственной регистрации. Несмотря на это, каждый из объектов является недвижимостью.

Согласно закону, здание – это единая объемная система, содержащая предметы инженерно-технического обеспечения. Любой из предметов функционала, в особенности лифты и батареи для отопления, не могут извлекаться без причинения большого материального ущерба.

Это означает, что каждый из этих объектов недвижимости должен облагаться налогом на имущество. Говоря о кабельных линиях, это движимые объекты. В законе говорится, что объекты инженерной инфраструктуры должны быть обязательно зарегистрированы. Сюда относят кабельные переходы, наземные постройки и ниже нулевого этажа. Линии кабелей также относят к льготному имуществу.

5. Транспорт

С автомобильным транспортом практически никогда не возникает проблем. Данные объекты обладают всеми признаками движимого имущества, которые обозначены в 130 статье ГК России. Как говорилось выше, исключением являются только самолеты, водные суда, космические ракеты и другие объекты, такие как спутники и МКС. Они подлежат обязательной госрегистрации.

Но, большинство компаний на балансе не имеет данного имущества и этого, скорее всего, никогда не случится. Другой транспорт не попадает под налог на имущество. Налогом облагается только то транспортное средство, которое принимались на баланс как основные до 1 января 2013 года.

6. Лизинговый объект и под аренду

Согласно статье 374 Налогового Кодекса РФ, от налога на имущество освобождены движимые объекты, которые будут переданы в лизинг. Этим льготным правом может воспользоваться либо лизингополучатель, либо лизингодатель, это зависит от того, на чьем балансе обозначено основное средство.

Также стоит понимать, что решение о том, кто будет ставить предмет лизинга на личный баланс решают совместно лизингополучатель и лизингодатель. Если данное имущество окажется на балансе лизингодателя, ему придется оплатить налог на имущество. То же самое касается второй стороны соглашения. Льготами также можно воспользоваться при передаче имущества во временное пользование. Оно относится к основным средствам и будет отображено бухгалтерском учёте как материальная ценность или вложение.

7. Модернизированные объекты

Основные движимые средства, которые ставились на баланс до 1 января 2013 года подлежат реконструкции или модернизации. По мнению Минфина, по отношению к данным объектам льготы действовать не должны. Данную позицию объясняют положениями ПБУ 6/01 где сказано, что основное средство должно быть принято к отчету по изначальной цене.

Что касается реконструкции и модернизации, здесь речь идет только о корректировках сформированной до этого стоимости. Это означает, что реконструкция и модернизация не могут изменить дату постановки основного средства на баланс. Если объект был зарегистрирован в 2012 году или ранее, имущество облагается налогом согласно общим основаниям.

8. Использованное ранее имущество

Предприятия нередко покупают движимые объекты, которые до этого момента эксплуатировались другими организациями. Это означает, что каждый из таких объектов ранее был учтен как основное средство на балансе бывшего владельца.

Поэтому, нужно разобраться в том, будет ли лишен текущий владелец прав на льготы. Скорее всего, каждый из специалистов из финансового ведомства даст отрицательный ответ. Каких-либо ограничений для объектов, которое ранее были использованы другим предприятием в НК РФ нет. Это означает, что подержанное имущество попадет под освобождение от налога, как и любой из новых объектов.

9. Улучшения в арендованном помещении

Каждый арендатор рано или поздно начинает заниматься улучшением или изменением помещения, которое он снял. Иногда, одно из усовершенствований может оказаться в базе объектов, попадающих под налог на имущество. Все зависит от того, каким именно является улучшение – неотделимым или отделимым.

В последнем случае его можно успешно разобрать или перевести в другое место таким образом, чтобы это не повлияло на качество и внешний вид изделия. Также это будет означать, что данное улучшение признается движимым имуществом и налогом облагаться не будет. Неотделимым улучшением является капитальное вложения в снятый в аренду объект. Средства, которые были на это потрачены, учитывается в первоначальную цену помещения.

Следуя из этого, данное улучшение будет связано с объектом в целом и отнесётся к недвижимому имуществу. В итоге, арендатору придётся оплачивать имущественный налог на протяжении полного срока аренды. В юридической практике известны случаи, когда арендодатели не были согласны с такими условиями.

Иногда можно встретить мнение о том, что неотделимое улучшение должно приравниваться к отделимому и в следствии исключаться из облагаемой налогом базы. В большинстве случаев приводится аргумент о том, что собственником данных улучшении арендатор не является. В связи с этим, у него нет возможности становиться на учет в ИФНС по месту расположения объекта, который он арендовал и сдать при этом декларацию по имущественным налогам.

10. Конструкции для рекламных вывесок, банкоматы, кондиционеры и терминалы

Будут применяться льготы или нет к кондиционерам, а также сигнализации (охранной и пожарной) зависит от особенности установки. Иногда они являются неотделимой частью системы техническо-инженерного обеспечения. В данном случае, они должны быть встроены в здание, постройку рядом или же устанавливаться как отдельный объект.

Например, если кондиционер вмонтирован в стену и выглядит как часть вентиляционной системы сооружения, его относят к недвижимости и владельцу придется заплатить за это налог. Также на этом примере можно рассмотреть ситуацию сигнализацией, являющейся составляющей инженерно-технической системы.

Если каждый из этих объектов установлен как самостоятельный, его можно снять и переместить, не нанося при этом ущерба сооружению. В таком случае, данное имущество будет отнесено к движимому и попадающему под льготы. Касательно платежных терминалов, банкоматов и рекламных сооружений, это самостоятельные объекты поэтому, по отношению к ним применяются льготы.

11. Движимые объекты в качестве уставного капитала или полученные при реорганизации

По завершению процесса реорганизации, компании переходит по праву наследства объект, принадлежащий предыдущему владельцу. Если он движимый, получателя по закону освобождают от уплаты налога. Любая их подобных вещей, которая получена не раньше 2013 года, не включается в базу налоговой службы. То же самое касается предметов, которые компания получила в результате выделения.

Такими же льготными условиями могут воспользоваться организации, которые создавались после перехода из унитарного предприятия. Если новая компания получит от муниципального или унитарного предприятия имущество, владелец имеет право не оплачивать государственный сбор. Также это касается движимого имущества, которое было внесено в уставной капитал в виде вклада.

Особо ценное движимое имущество

Иное движимое имущество бюджетного учреждения что относится?

01 Декабря 2013 4887 Ирина Гурдяева

Иное или особо ценное движимое имущество

К какой категории (иное или особо ценное имущество) отнести бензиновые электроагрегаты, закупленные по целевой субсидии? Стоимость одного из них — 61 тыс. руб., другого — 31 тыс. руб.

Ответил пользователь, Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт (simonova)

Порядок включения имущества в перечень особо ценного движимого имущества для автономных или бюджетных учреждений установлен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538). В Постановлении № 538 определен стоимостной критерий балансовой стоимости этого имущества, а также случаи, когда стоимостной критерий балансовой стоимости имущества для отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу может не учитываться.

Первоочередной задачей является определение типа учреждения. Так, при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества: а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. до 500 тыс.

рублей; для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. до 500 тыс.

рублей либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя; для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя; б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления; в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и Национального библиотечного фонда. Согласно пункту 373 Инструкции № 157н при выдаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно (за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) их первоначальная стоимость списывается с балансового учета с одновременным отражением данных объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации». При этом особо ценное движимое имущество стоимостью до 3000 руб. учитывается на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации» обособленно. Таким образом, если объекты движимого имущества, используемые учреждением на праве оперативного управления, учитываются не только на балансовых счетах, но и на забалансовых счетах, то обособление по группам имущества — особо ценное движимое, иное движимое имущество — следует обеспечивать учреждению в полном объеме имущества (в том числе на забалансовом учете).

Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения

К особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Смотрите формы перечней в Системе Госфинансы:

Перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Росреестру

Перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росрезерва

Перечень объектов движимого имущества, закрепленного за учреждением, находящимся в ведении Росстандарта, и включаемого в состав особо ценного движимого имущества федерального бюджетного учреждения

Какое имущество признается особо ценным

Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

В силу пункта 4 Порядка № 538 в перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения в состав такого имущества включается:

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ соответствующими органами власти;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Итак, в бюджетном учреждении ОЦИ относится:

  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Как перевести имущество в категорию особо ценного, читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Изменение показателей стоимости особо ценного имущества

Учет особо ценного имущества в бюджетном учреждении ведентся на счете 210 06 «Расчеты с учредителем».

При изменении показателей стоимости ОЦИ (например, при приобретении нового имущества, переоценке, выбытии старого) в учете необходимо откорректировать показатель, отраженный на счете 0 210 06. На суммы изменений показателей счетов 210 06 надо направить учредителю извещение (ф. 0504805).

Подробнее про учет особо ценного имущества на счете 210 06 читайте в рекомендации Системы Госфинансы.

На суммы изменений показателей счетов 210 06 надо направить учредителю извещение (ф. 0504805).

Скачать форму 0504805

Если актив приобретен за счет средств от коммерческой деятельности

Доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

ОЦДИ, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности (в т. ч. за счет средств ОМС) в процессе деятельности, учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Поэтому отражать его на счете 0 210 06 не нужно.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Рекомендации по теме

Особо ценное движимое имущество учреждения здравоохранения

Действует Меню документа Разделы

  • Содержимое
  • Карта
  • Оглавление

Инструменты Навигация Присоединяйтесь! Зарегистрированных пользователей портала: 509 952. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто → Советник бухгалтера

Дата документа 21.05.2018
Метки Статья

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В учете бюджетных и автономных учреждений выделяется особо ценное движимое имущество (ОЦДИ). Критерии отнесения к ОЦДИ устанавливаются Правительством РФ, виды и перечень ОЦДИ для федеральных государственных учреждений утверждаются их учредителем. В 2018 году Минздравом России внесены изменения в виды ОЦДИ для подведомственных учреждений.

Критерии ОЦДИ

Особо ценное имущество

Иное движимое имущество бюджетного учреждения что относится?

Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

В силу пункта 4 Порядка № 538 в перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения в состав такого имущества включается:

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ соответствующими органами власти;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Итак, в бюджетном учреждении ОЦИ относится:

  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Как перевести имущество в категорию особо ценного, читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Имущество государственных учреждений

» » Имущество государственных учреждений

Вернуться назад на Государственное имуществоСтатья 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях», ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают положение, в соответствии с которым имущество автономных, бюджетных и казенных учреждений закреплено за ними собственником на праве оперативного управления.

Собственником имущества государственного (муниципального) учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.Право оперативного управления является производным от права собственности и ограничивается законом или собственником имущества.

Так, если право собственности предполагает неограниченные (хотя в указанных законом случаях право собственности может быть ограничено, например, в случае введения на определенной территории военного или чрезвычайного положения и т.д.

) правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, то право оперативного управления предусматривает возможность владения и пользования имуществом в соответствии с целями деятельности учреждения и назначением переданного в оперативное управление имущества, а также возможность распоряжения им с согласия собственника. Однако объем правомочия по распоряжению имуществом неодинаков для автономного, бюджетного и казенного учреждения.

Так, автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Вместе с тем нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «Об автономных учреждениях» позволяют указанным типам государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителем юридических лиц, в том числе с согласия собственника вносить в уставный (складочный) капитал недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления.

Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное и бюджетное учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. То есть все то имущество, которое приобретено автономным или бюджетным учреждением за счет осуществления деятельности, приносящей доход, может свободно отчуждаться без согласия собственника имущества. Получается, что правомочие по распоряжению таким имуществом законом не ограничено.

Значит, в отношении иного имущества, за исключением недвижимого и особо ценного движимого, закрепленного за учреждением собственником, автономное и бюджетное учреждения выступают как частный собственник.Таким образом, наряду с ограниченным вещным правом (правом оперативного управления) бюджетного и автономного учреждений возникает право частной собственности.У казенного учреждения отсутствует право распоряжения имуществом без согласия собственника.

Автономное, бюджетное и казенное учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, указанную в учредительных документах, для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При этом доходы, полученные автономным или бюджетным учреждением от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений.

Доходы казенного учреждения поступают в соответствующий бюджет, и оно, соответственно, не может приобрести за счет таких средств какое-либо имущество, которое бы поступило в его самостоятельное распоряжение.Таким образом, казенное учреждение не имеет возможности приобретения имущества или дополнительных денежных средств. В связи с этим, как представляется, государство и оказывает поддержку указанного субъекта, неся субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения.

По поводу имущества бюджетных и автономных учреждений можно говорить о том, что оно подразделяется на две категории: принадлежащее им на праве частной собственности и предоставленное им государством в оперативное управление. Однако, как было сказано ранее, даже недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за указанными учреждениями собственником, они вправе распоряжаться, но с согласия собственника.

Здесь следует иметь в виду, что государство в лице органов публичной власти, выступающих учредителями автономных и бюджетных учреждений, имеет значительную заинтересованность в развитии деятельности учреждений, в повышении качества оказываемых услуг и выполняемых работ, в том числе сверх государственного задания, а также в установлении монополии на рынке в той или иной сфере. Поэтому собственник имущества автономного или бюджетного учреждения, как представляется, не будет возражать против распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом в целях расширения сферы деятельности учреждения.

Заметим, однако, что к особо ценному движимому имуществу относится такое имущество, которое не может быть предметом частной собственности (например, архивы, отдельные музейные ценности и прочее).

Но не стоит забывать, что автономное или бюджетное учреждение является учреждением государственным, которое выполняет отдельные государственные функции в социальной сфере, и государство может наделить его возможностью распоряжения таким государственным (муниципальным) имуществом.

По сути, право оперативного управления имуществом автономного или бюджетного учреждения предусматривает возможность распоряжения всем имуществом: и полученным в результате осуществления приносящей доход деятельности, и закрепленным за ними собственником недвижимым и особо ценным движимым имуществом.

Мы полагаем, что право оперативного управления в таком случае можно рассматривать как «усеченный вариант» права собственности, который ограничивает возможность распоряжения отдельным имуществом необходимостью получения согласия собственника.Представляется, что наделение имуществом государственных (муниципальных) учреждений на праве оперативного управления — это всего лишь способ осуществления права собственности указанных субъектов социальной сферы.В подтверждение такому выводу можно привести норму п. 2 ст.

299 ГК РФ, согласно которой плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное им по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.Данное законоположение говорит о нормативных правовых актах, в соответствии с которыми приобретается не право оперативного управления, а право собственности.

Возможно, что это является коллизией, а возможно, что законодатель подчеркивает особое право собственности на имущество государственных (муниципальных) учреждений.

Государственное устройство
Государственные нужды
О приватизации
Оценка недвижимости
Цена на недвижимость, точка зрения продавца и покупателя

| | Вверх

1.2.1. Недвижимое и особо ценное движимое имущество бюджетного и автономного учреждений

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также к объектам недвижимого имущества относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Другие объекты имущества, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Распоряжаться недвижимым имуществом бюджетное и автономное учреждения могут с учетом ограничений, установленных законодательством:

— бюджетное учреждение не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);

— автономное учреждение не может распоряжаться без согласия собственника только тем недвижимым имуществом, которое было закреплено за учреждением собственником или приобретено учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Кроме того, бюджетные и автономные учреждения не могут самостоятельно распорядиться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.

В соответствии с данным Постановлением в перечни особо ценного движимого имущества включается:

1. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

— для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 000 руб. до 500 000 руб.;

— для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ,- размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 000 руб. до 500 000 руб.;

— для муниципальных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 000 руб. до 200 000 руб.

2. Иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества.

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий