Вс рф: пфр не вправе прекращать выплату пенсии по инвалидности из-за сомнений

Верховный суд России сделал принципиально важное разъяснение: Пенсионный фонд не вправе прекращать на основании одних только сомнений выплату пенсии по инвалидности.

Вс рф: пфр не вправе прекращать выплату пенсии по инвалидности из-за сомнений

Вс рф: пфр не вправе прекращать выплату пенсии по инвалидности из-за сомнений

Не только простые люди, но и чиновники должны проявлять уважение к пенсионерам. Валерий Шарифулин / ТАСС

Если у чиновников появился повод в чем-то подозревать человека, например в фальсификации документов, это надо проверить. Но пока Обман не доказан юридически, пенсия должна поступать на счет точно по расписанию.

Вс рф: пфр не вправе прекращать выплату пенсии по инвалидности из-за сомнений

Как начать получать пенсионные выплаты в 55 и 60 лет

Подобные указания даны в свежем обзоре судебной практики Верховного суда России. Поводом же стал судебный процесс в Ростове-на-Дону. Один из местных жителей — Игорь Викторович Б. — с 2013 года получает пенсию по инвалидности. В 2015 году ему была подтверждена вторая группа инвалидности.

Более того, медики установили ее бессрочно. То есть теперь человеку не надо регулярно проходить медкомиссию. Однако в какой-то момент у чиновников возникли сомнения, не подделал ли человек справку. Были направлены запросы в различные ведомства, а пока шли ответы, выплату пенсии прекратили.

Вероятно, какие-то основания для подозрений у чиновников были. Но, как выяснилось, все это были лишь подозрения, чиновникам просто показалось. Безусловно, нет ничего предосудительного, что сотрудники Пенсионного фонда решили провести проверку. Предосудительно, что они прекратили платить деньги, не имея на руках доказательств.

«Выплата страховой пенсии по инвалидности, которая была назначена гражданину на основании решения учреждения медико-социальной экспертизы о признании такого гражданина инвалидом, оформленного справкой об установлении инвалидности, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде, — пояснил Верховный суд России. — Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, в том числе не подтвержденной в названном порядке информации о нарушении регламентированного федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности».

  • Как утверждают эксперты, точно такие же правовые подходы распространяются и на выплату обычных пенсий.
  • Между тем
  • У пенсий появится неприкосновенный минимум при долгах.

Новый Закон гарантировал пенсионерам неприкосновенный минимум пенсии — в размере МРОТ — при взыскании долгов, в том числе долгов по ЖКХ и кредитам. У человека не смогут забрать больше.

Вс рф: пфр не вправе прекращать выплату пенсии по инвалидности из-за сомнений

Россиянам разошлют извещения о назначении и перерасчете пенсий

«Это очень важный закон, — подчеркнул председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. — Безусловно, данный закон находится в русле положений обновленной Конституции. Он вступает в силу 1 февраля 2022 года».

Как поясняют эксперты, действующее законодательство предусматривает списание в счет долга до половины ежемесячных доходов: это могут быть и пенсии, и зарплаты.

На практике это приводит к тому, что если у человека маленькая пенсия, то после взыскания у него практически ничего не останется на жизнь. Теперь ситуация изменится.

Закон ввел защитные механизмы для пенсионеров и людей с небольшими зарплатами.

ВС РФ пытается отучить ПФР «играть в молчанку» с гражданами, которым положены выплаты

В деле, которое рассмотрел Верховный суд, мать ребенка с ограниченными возможностями просила выплатить ей положенные пособия с того момента, как у нее появилось право на эти деньги. Нижестоящие инстанции в иске отказали, так как истица вовремя не обратилась с заявлением.

Судьи Верховного суда постановили, что пенсионный фонд обязан информировать людей об их правах на соцвыплаты. Если этого не произошло, невыплаченные деньги компенсируются с момента возникновения такого права (дело № 5-КГ21-29-К2). Подробности дела приводит «ПРАВО.ru».

Потерянный кормилец нашелся через 10 лет. Суд отказал ПФР во взыскании выплаченной пенсии

Читать далее…

Обстоятельства спора

Суть дела в том, что истица воспитывает ребенка-инвалида, поэтому не работает. У нее есть право на соцобеспечение в дополнение к пенсии ребенка. Инвалидность установлена 30 декабря 2011 года, а с 1 января выплачивается пенсия.

Однако о праве на выплаты для матери истица узнала гораздо позже, и только 23 ноября 2018 года подала заявление, причем просила пересчитать пособия с 2012 года.

Главное управление ПФР № 9 отказалось это делать, сославшись на то, что нет материалов за пропущенный период.

Ошибочка вышла: ПФР выплатил сотни миллионов рублей умершим, недоплатив живым

Читать далее…

Решения нижестоящих судов

Женщина обратилась в Хорошевский районный суд г. Москвы, который 24 декабря 2019 года отказался удовлетворить Иск, исходя из того, что выплата назначается с месяца подачи заявления в пенсионный орган. Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда и Второй кассационный суд общей юрисдикции оставили это решение без изменений.

Позиция ВС РФ

ВС решил, что суды существенно нарушили нормы материального права.

Судьи Верховного суда признали, что действительно, по правилам, которые установило правительство, исполняя указ президента, выплаты неработающим лицам по уходу за детьми-инвалидами назначаются с месяца подачи заявления.

Такие пособия назначаются на основании документов, которые поданы в пенсионный орган. При этом суммы, не выплаченные своевременно по вине органа, возмещаются без ограничения.

За гранью нервного срыва: как ПФР утаил от вдовы пенсию погибшего на производстве супруга

Читать далее…

Далее судьи приводят аргументы, которые доказывают ошибку, допущенную по вине Главного управления ПФР № 9. В п. 3 Положения о Пенсионном фонде установлено, что ПФР обеспечивает разъяснительную работу по вопросам, относящимся к его компетенции.

«Следовательно, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Гражданин имеет право на получение информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты, возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган», – отмечает ВС в определении.

Почему россияне стали «забывать» о пенсиях

Читать далее…

Таким образом, пенсионный орган должен был разъяснить истице ее права на получение ежемесячной выплаты. Поскольку это не было сделано, она имеет право на возмещение за пропущенный период.

Вернут ли пенсионные удостоверения?

Читать далее…

Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения не применили, поэтому их утверждение о том, что права истицы не нарушены, является несостоятельным. Выводы сделаны без учета всех обстоятельств по делу и с нарушением норм права, а суд кассационной инстанции не устранил эти нарушения, считает ВС.

Штрафы от ПФР: кому, за что и сколько

Читать далее…

Суд отменил решения нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение с учетом приведенных норм материального права и установленных обстоятельств дела.

Вс рф: пфр не вправе прекращать выплату пенсии по инвалидности из-за сомнений

Что делать, когда Пенсионный фонд безосновательно прекращает выплаты инвалиду из-за наличия сомнений в инвалидности

Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.

Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.

Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.

Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

  • Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.
  • Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.
  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.

  1. Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.
  2. Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
  3. За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.

Главой 5 «Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» (ст. 21−29) Федерального закона «О страховых пенсиях» определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.

  • Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.
  • Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.
  • Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.
  • До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.
  • Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.

В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

  1. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
  2. Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.
  3. Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.
  4. Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
  5. Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.

В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г.

№ 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная Экспертиза.

  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия  пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа  к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному  пенсионному обеспечению граждан.
  • При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.
  • Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.
  • Именно пенсионный орган обязан был доказать наличие установленного пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.
  • Определением № 41-КГ20-28-К4 от 15 марта 2021 дело было направлено на новое рассмотрение в Суд первой инстанции.

Вс напомнил об обязанности пенсионных органов разъяснять гражданам их права на получение льгот

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.

Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г.

В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату.

В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г.

при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г.

№ 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение.

Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

«Данная мера направлена на усиление социальной защищенности детей-инвалидов, на обеспечение полноценного ухода за ними, создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения их жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, а также на восполнение материальных потерь для лиц, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости ухода за ребенком-инвалидом», – отмечено в определении. Кроме того, Суд подчеркнул, что согласно п. 16 Правил от 2 мая 2013 г. № 397 суммы назначенной ежемесячной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Суд напомнил об обязанности пенсионного органа информировать граждан о своих компетенциях. Так, ВС заметил, что в п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ указано, что фонд должен обеспечивать разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

«При обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию», – указал ВС.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

Татьяна Яцученко полагает, что Пенсионному фонду и его региональным отделениям необходимо сделать соответствующие выводы: «В заявлениях об установлении пенсии разъяснять гражданам не только их обязанности перед Пенсионным фондом, а также на какие выплаты и повышения, устанавливаемые к назначаемой пенсии, они имеют право и при каких условиях, в каком порядке они могут реализовать право на них».

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Юлия Севастьянова отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. Юрист с сожалением указала, что до настоящего момента законодатель и правоприменитель были непреклонны: «незнание закона не освобождает от ответственности».

«Определение ВС РФ является своеобразным лучом света, который дает гражданам нашей страны, находящимся в уязвимом положении, надежду на возможность позитивного исхода судебных дел с государством, в которых затрагиваются вопросы социального обеспечения», – заключила Эксперт.

Кроме того, она полагает, что подобный гуманный подход заставит властные органы, работающие с инвалидами, усилить экспертизу в области информирования об их правах и льготах.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

Ирина Фаст считает, что изложенная в определении правовая позиция, которая коррелирует с ранее высказанными Конституционным Судом РФ позициями, дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов. «На мой взгляд, эта позиция в полной мере соответствует базовым конституционным принципам, более того, она направлена на защиту законных интересов граждан, нуждающихся в социальной поддержке», – заключила Ирина Фаст.

Верховный суд запретил приостанавливать выплату пенсии, если ПФР сомневается в подлинности справки об инвалидности

Для приостановки выплаты есть четкие условия – признание справки недействительной по решению суда или признание недействительными данных из реестра инвалидов.

Верховный суд рассмотрел дело по жалобе инвалида из Ростова-на-Дону касательно факта приостановки выплаты ему пенсии по инвалидности, и при этом вынес важное решение, которое может повлиять на другие похожие случаи.

Само дело касается действий чиновников Пенсионного фонда России. Заявителем был житель Ростова-на-Дону, который с 2013 года получает пенсию по инвалидности. В 215 году ему была установлена вторая группа инвалидности, причем установлена она была пожизненно (соответственно, инвалиду не нужно было периодически проходить повторные освидетельствования).

Однако в Пенсионном фонде у сотрудников возникли сомнения – там посчитали, что пенсионер мог предоставить недействительную справку об установлении инвалидности. Чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения, ПФР разослал запросы в соответствующие ведомства. А параллельно – приостановил выплату пенсии по инвалидности.

Как оказалось позже, подозрения были беспочвенными – то есть, право на получение пенсии по инвалидности подтвердилось.

Но сам пенсионер был возмущен тем, что чиновники прекратили выплату пенсии на время проверки, и с жалобами на действия сотрудников ПФР дошел до Верховного суда. Его дело разбирается в свежем обзоре судебной практики Верховного суда.

Как следует из решения высшей судебной инстанции, если пенсия назначена на основании решения бюро медико-социальной экспертизы о признании человека инвалидом, то отменить или приостановить выплату можно только по ограниченному перечню оснований. Таким основанием может быть:

  • признание справки об инвалидности недействительной в административном или судебном порядке;
  • подтверждение в установленном законом порядке недействительными данных из федерального реестра инвалидов.

При этом наличие у ПФР неподтвержденной в установленном законе информации о том, что человек на самом деле не имеет права на получение пенсии по инвалидности, не может быть основанием для прекращения ее выплаты.

Другими словами, даже если чиновники ПФР сомневаются в том, что у пенсионера есть основания для получения выплат, они не могут прекратить выплату пенсии на время проверки – это можно сделать лишь после того, как вся информация будет подтверждена, а человека лишат права на выплату по решению суда или на другом основании в соответствии с законом. Как сообщают эксперты, это распространяется на все виды пенсий.

Вс объяснил, как вернуть неполученные социальные выплаты

Сотрудники Пенсионного фонда России обязаны разъяснять льготникам их права на получение мер социальной поддержки и предоставлять полную информацию о положенных соцвыплатах, отмечает Верховный суд РФ. В случае невыполнения чиновниками ПФР своей обязанности льготник имеет право на выплату неполученных сумм за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, подчеркивает высшая инстанция.

Верховный суд рассмотрел жалобу москвички, которая просила выплатить ей пенсию по уходу за ребенком-инвалидом «задним числом»: о своем праве на соцвыплаты она узнала только в 2018 году, тогда как сидит дома с дочерью-инвалидом I группы с 2012 года.

Заявительница хотела получить перерасчет, чтобы ей вернули невыплаченную пенсию.

Ее представитель в суде пояснил, что, как только женщина обратилась в ПФР за пенсией для дочери-инвалида, сотрудники должны были ей сообщить, что сама она также вправе получать социальные выплаты, но никто из чиновников истицу не проконсультировал.

Однако Хорошевский суд Москвы и последующие инстанции в требованиях отказали.

Суд первой инстанции исходил из того, что ПФР права истицы не нарушил, поскольку ежемесячная выплата назначена ей с момента подачи заявления, а основания для перечисления денег ранее этого срока и для перерасчета выплаты за спорный период отсутствовали, в связи с чем действия госоргана не могут быть признаны незаконными. Суды апелляционной и кассационной инстанции согласились с такими выводами.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, является мерой социальной поддержки, направленной на усиление социальной защищенности детей-инвалидов, на обеспечение полноценного ухода за ними, создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения их жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, а также на восполнение материальных потерь для лиц, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости ухода за ребенком-инвалидом, напоминает ВС.

По общему правилу ежемесячная выплата назначается на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. При этом в силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде, ведомство должно обеспечивать разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к его компетенции.

Таким образом, состоявшиеся по делу решения нельзя признать законными, они подлежат отмене, решил ВС. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В каких случаях приостанавливается или прекращается выплата пенсии

В Пенсионном фонде России (ПФР) перечислили ситуации, при которых возможна приостановка и прекращение выплат пенсий. В частности, остаться без материальной поддержки рискуют россияне, которые вовремя не подтвердили инвалидность. Рассказываем, в каких еще случаях могут возникнуть проблемы с получением пенсии.

Приостановка выплаты пенсии

depositphotos/Denis_Vostrikov

В ПФР сообщили, что приостановка выплат пенсий возможна в нескольких случаях. Во-первых, такая ситуация может возникнуть, если человек не получал положенную сумму на протяжении шести месяцев. В этом случае приостановка продлится в течение полугода.

Также пенсия перестает выплачиваться, если гражданин вовремя не подтвердил свою инвалидность. Если человек нарушил это условие, то выплаты прекращаются на три следующих месяца. По истечении указанного срока выплата этой пенсии прекращается.

При этом до марта 2022 года действует упрощенный порядок установления и продления инвалидности. Поэтому продление выплат осуществляется без дополнительных заявлений от граждан и личных явок. К тому же Пенсионный фонд не вправе прекращать выплату пенсии по инвалидности на основании одних только сомнений. Такое разъяснение сделал Верховный суд России.

Кроме того, временно приостановить выплату могут в связи с окончанием срока действия вида на жительство. С такой проблемой чаще сталкиваются иностранные граждане или лица без гражданства. Срок приостановки – шесть месяцев после окончания действия документа.

Еще один случай касается достижения 18-летнего возраста, когда выплаты были назначены в связи с потерей кормильца. Если получатель проходит обучение на очной форме, он имеет право на продление выплат до 23 лет. Приостановка выплат касается и студентов, не предоставивших справку с места обучения в иностранной организации, которая занимается образовательной деятельностью за пределами РФ.

В ряде случаев россияне, выехавшие за рубеж на постоянной основе, также могут потерять пенсию. Выплата приостановится при поступлении документов о выезде в страну, с которой у РФ заключен Договор по пенсионному обеспечению. Если у иностранного государства нет такого международного договора и при этом пенсионер не предоставил заявление о выезде, то он тоже лишается выплат на полгода.

При этом пенсионеры в любом из описанных случаев могут возобновить получение денежных средств. Для этого нужно собрать необходимые документы и подать заявление в ПФР. После этого гражданину перечислят неполученные им деньги за все время, в течение которого выплата была приостановлена.

Прекращение выплаты пенсии

РИА Новости/Денис Абрамов

В некоторых случаях выплаты пенсии прекращаются. В такую ситуацию может попасть гражданин, который утратил права на назначенную поддержку:

  • при обнаружении фиктивных документов на право получения пенсии;
  • при истечении срока признания лица инвалидом;
  • при приобретении трудоспособности или получении работы, если гражданин получал пенсию по потере кормильца.

Также прекращаются перечисления пенсий по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты. Отказаться от пенсии может и сам гражданин, если он напишет заявление в ПФР или на сайте госуслуг.

Когда выплата пенсии инвалиду может быть прекращена

Имеют ли право прекратить выплату пенсии по инвалидности, если возникли сомнения в достоверности справки МСЭ?

Решение учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, а также организациями и учреждениями. Сведения о лице, признанном инвалидом, включая результат проведенной в отношении его МСЭ, подлежат включению в федеральный реестр инвалидов.

В силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы.

Пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Основания для прекращение выплаты пенсии по инвалидности

Прекращение выплаты пенсии по инвалидности производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию.

В частности, при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Выплата пенсии прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы.

С учетом этого выплата пенсии, которая была назначена на основании решения учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, может быть прекращена только в случае признания в установленном законом порядке недействительной справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.

А что вы думаете по этому поводу? Напишите в х.

  • О признании гражданина инвалидом и назначении ему группы инвалидности, читайте Прекращение выплаты пенсии по инвалидности из-за справки МСЭ.
  • Подписывайтесь на наш канал, делитесь публикацией с друзьями в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!
  • © Кирпиков и партнеры, 2021
  • Зачем нужно обращаться за помощью к юристу
  • Исковое заявление, жалоба на решение суда
  • Стоимость юридических услуг
  • Вас также может заинтересовать:
  • Гарантии и условия труда для работающих инвалидов
  • Ждать ли индексацию пенсий работающим пенсионерам в 2021 году
  • Инвалидность может устанавливаться заочно
  • Медико-социальная экспертиза и обжалование ее решения
  • Обязан ли пенсионер подтверждать регистрацию для получения пенсии?
  • Больше новостей законодательства на нашем сайте
  • Если вам требуется юридическая консультация, изложите вопрос, воспользовавшись формой Задай вопрос юристу
Рекомендуем!  Порядок и необходимость информирования пфр в прекращении трудовой деятельности пенсионером
Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий