Система права социального обеспечения как отрасли права

Система права социального обеспечения как отрасли права

Вопрос 7.Система права социального обеспечения (как отрасли, науки и учебной дисциплины), отграничение от других отраслей права.

Отграничение ПСО от смежных отраслей:

Признавая самостоятельность той или иной отрасли права, необходимо отграничить ее от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для права социального обеспечения такими являются трудовое, административное и финансовое право.

Трудовое право, как известно, регулирует трудовые и тесно связанные с ними общественные отношения. Право социального обеспечения хотя и связывает определенные свои виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или прошлом, однако в их содержание не вмешивается, а потому может существовать параллельно, вытекать из них либо предоставляться независимо.Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей этим видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Так, если непрерывный стаж в социальном обеспечении учитывается при назначении пособия по временной нетрудоспособности, то в трудовом праве его продолжительность имеет значение при возникновении права на вознаграждение за выслугу лет или премии по результатам работы предприятия за год. Специальный стаж в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения специальный стаж необходим для назначения пенсий за выслугу лет, а также пенсий по старости в связи с особыми условиями труда.

Рекомендуем!  Кто имеет право и кому положена государственная пенсия по случаю потери кормильца

Отношения между различными органами государственного управления в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по обеспечения составляют предмет административного права. организации социального Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов — Пенсионного, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, — не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.

В последние годы в России наблюдается значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов, что создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения1. 22 апреля 1998 г. был принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», закрепляющий правовой статус таких некоммерческих организаций. Однако исключительным видом их деятельности является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Таким образом, указанные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения.

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, пединституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. Так, до недавнего времени право на пенсию неразрывно увязывали с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).

К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на пединституты. Так, институт пенсий делится на пединституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  • экономического характера (безработица);
  • физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  • производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  • демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).
  • — по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

    В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

    Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

    — социальное обслуживание и т.д.

    В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

    Источники права социального обеспечения:

    Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

    В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

    Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

    В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

    Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

    1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

    2. по сфере их действия;

    3. по органам, принявшим нормативный акт;

    4. по форме акта;

    5. по правовым институтам.

    При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

    1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

    Законы делятся на:

    Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

    Понятие ПСО как отрасли права.

    Понятие ПСО как отрасли права.

    Право социального обеспечения как отрасль права это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответсвующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также – процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешения споров.

    Система отрасли права состоит:

    1) общая часть – правовые нормы, содержащие сущностную характеристику отрасли права, задачи, принципы.

    2) особенная часть – регулирует порядок предоставления и размер всех видов обеспечения.

    Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении.

    Выделяют три группы принципов: 1) общие; 2) межотраслевые; 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые.

    Понятие ПСО как отрасли науки.

    Право социального обеспечения как наука – это совокупность взглядов, теорий, положений об основных институтах права социального обеспечения, истории формирования и развития отрасли права, о практике применения норм о социальном обеспечении, опыте зарубежных стран в данной сфере, сравнительном правоведении, а также выработанных на их основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении.

    В отличие от отрасли целью права социального обеспечения как отрасли правовой науки является не регулирование, а изучение общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения. Система науки о социальном обеспечении шире, чем система соответствующей отрасли.

    3. Понятие права социального обеспечения как учебной дисциплины.

    Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это совокупность знаний о праве социального обеспечения как отрасли права и науки, включающая в себя учение о социальном обеспечении в Республике Беларусь, правовых формах и видах данного обеспечения, учение о предмете, методе и системе права социального обеспечения, его принципах и источниках, учение о правоотношениях, возникающих при реализации норм права о социальном обеспечении, их субъектах, объектах и содержании.

    Право социального обеспечения как учебная дисциплина формируется под влиянием права социального обеспечения, с одной стороны, как отрасли права и отрасли законодательства, а с другой – как отраслевой юридической науки.

    Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть включает в себя знания о: понятии, правовых формах социального обеспечения; принципах права социального обеспечения; источниках права социального обеспечения; правоотношениях по социальному обеспечению. Особенная часть посвящена отдельным видам социального обеспечения и трудовому стажу.

    Понятие правоотношений по социальному обеспечению. Структура правоотношений.

    Правоотношения по социальному обеспечению это волевые общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие по поводу обращения и предоставления гражданам различных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на соответствующий вид социального обеспечения, и разрешения споров.

    Структура правоотношений по социальному обеспечениюсостоит изследующих элементов: 1) объекты; 2) субъекты; 3) содержание; 4) юридический факт; 5) нормы права социального обеспечения.

    Субъекты правоотношений по социальному обеспечению – это участники отношений по социальному обеспечению, имеющие определенный правовой статус.

    Правовой статус каждого субъекта предполагает наличие следующих 4 элементов: 1) правосубъектность; 2) права и обязанности; 3) юридические гарантии прав и обязанностей; 4) юридическая ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей.

    Система права социального обеспечения как отрасли права

    Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, граждане Республики Беларусь и их семьи, наделенные общей и отраслевой правосубъектностью, с другой, – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

    Объектом правоотношений по социальному обеспечению являются действия государственных органов по социальному обеспечению, материальные (пенсии, пособия, компенсационные выплаты) и нематериальные блага (социальные услуги, льготы).

    Содержание правоотношений по социальному обеспечениюсоставляют взаимные права и обязанности субъектов данных правоотношений.

    Сущность материальных правоотношений по социальному обеспечению.

    Материальные правоотношения поповоду отдельных видов обеспечения (по выплате пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказания услуг).

    Для возникновения материальных правоотношений необходим юридический состав из трех звеньев: юридический факт, волеизъявление гражданина, решение страхователя о назначении пенсии.

    Объектом материальных правоотношений являются денежные выплаты (пенсии, пособия, услуги и другие виды социального обеспечения.

    Содержанием материальных правоотношений является субъективное право на конкретный вид социального обеспечения в установленном законе размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

    В зависимости от видов социального обеспечения материальные правоотношения можно классифицировать подвиды:

    · отношения по поводу пособий и компенсационных выплат;

    · отношения по поводу предоставления различных социальных услуг.

    1) пенсионные правоотношения можно классифицировать на виды, обусловленные видами пенсий. Например, правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением по возрасту, по инвалидности.

    2) правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат можно классифицировать в связи с многообразием видов пособий. Например, правоотношения по поводу предоставления пособий по безработице, по временной нетрудоспособности.

    3) правоотношения по поводу социального обслуживания классифицируются в зависимости от вида той или иной социальной услуги, предоставляемой гражданину. Например, правоотношения по бесплатному социальному обслуживанию на дому.

    В зависимости от времени функционирования материальные правоотношения в области социального обеспечения можно классифицировать на:

    · длящиеся неопределенное время (это правоотношения, связанные с пенсией по возрасту, инвалидности без переосвидетельствования, содержание в социальных учреждениях престарелого);

    · длящиеся определенный период (пенсионные правоотношения в связи с потерей кормильца, выплатой пособий по нетрудоспособности);

    · одномоментные (выплата пособия на погребение).

    Понятие ПСО как отрасли права.

    Право социального обеспечения как отрасль права это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответсвующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также – процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешения споров.

    Система отрасли права состоит:

    1) общая часть – правовые нормы, содержащие сущностную характеристику отрасли права, задачи, принципы.

    2) особенная часть – регулирует порядок предоставления и размер всех видов обеспечения.

    Система права социального обеспечения как отрасли права

    Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении.

    Выделяют три группы принципов: 1) общие; 2) межотраслевые; 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

    Источники

    • http://studfile.net/preview/2554791/page:4/
    • http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sistema-i-funktsii-prava-sotsialnogo-obespecheniya
    • http://mirznanii.com/a/32446/sistema-prava-sotsialnogo-obespecheniya
    • http://mirznanii.com/a/184924-2/kratkiy-kurs-lektsiy-po-pravu-sotsialnogo-obespecheniya-2
    • http://infopedia.su/4x117b.html
    Оцените статью
    U-Alfa.ru Интернет журнал
    Добавить комментарий