Наука права социального обеспечения россии
В этой статье вы узнаете:
Право социального обеспечения
Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.
Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.
Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.
Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.
Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[1].
Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого[2] .
Содержание
↑Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения
Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.
Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.
Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме ( пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.
Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.
Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.
Система социального обеспечения
Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.
Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).
Отрасль права, отрасль науки и учебная дисциплина носят одно и то же наименование потому, что имеют единый объект — общественные отношения, складывающиеся при осуществлении государством функций социального обеспечения граждан.
Право социального обеспечения, являясь самостоятельной отраслью права, находится на грани трудового, гражданского и административного права. Разграничение отраслей права производится по предмету и методу правового регулирования. У каждой отрасли они специфичны.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8716 —
| 8262 — или читать все.
Возникновение и развитие науки права социального обеспечения
В правовой литературе по социальному обеспечению существует несколько концепций обоснования сферы социально-обеспечительных отношений, из них наиболее известны социального обеспечения, социального страхования, нетрудоспособности, алиментарности, перераспределения и социальных рисков.
В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков. На теории «социальных рисков» сформулированы определения социального обеспечения, которое предоставляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признаваемые обществом правомерными для участия в распределении продукта. Социальное обеспечение – это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Однако ее сторонниками к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных. В 1929 г. З.Р. Теттенборн отмечала, что социальное страхование включает в себя борьбу с риском утраты заработка путем предупреждения болезней, несчастных случаев и других явлений, которые угрожают работнику.
А.М. Гельфер считал, что советское социальное обеспечение имеет целью не возмещение заработка во всех случаях его потери, а исходит из здорового принципа обеспечения трудящегося во всех случаях потери средств к существованию. Трудящиеся часть своего труда употребляют на свое обеспечение в дни нетрудоспособности и вынужденной безработицы. Они распределяют продукты труда на две части: одну, которая должна идти на удовлетворение потребностей работающих, и другую, которая идет на удовлетворение надобностей нетрудоспособных[156].
В 1924 г. в книге «Социальное страхование (введение в теорию)» А. Чекин отмечал, что профессиональный и социальный риск, тесно связан только с капиталистическим способом производства. При других «риск неблагополучия» обусловлен природными явлениями или его собственной непредусмотрительностью, тогда как при капитализме риск заключается «уже в том месте производства, которое уделялось каждому отдельному работнику общественным характером производства… риск… есть не что иное необеспеченность населения в условиях общественной организации производства»[157]. Таким образом, содержание понятия «социальный и профессиональный риск» он сводил к риску необеспеченности населения в условиях общественного производства. Необеспеченность обуславливается такими причинами как: экономическими (тяжелые и вредные условия труда, влекущие производственный травматизм, профессиональные заболевания, в результате чего могут наступить инвалидность, смерть кормильца); безработицей (из-за отсутствия спроса на труд); физиологическими (временная, частичная или полная утрата трудоспособности от общего заболевания, старости, беременности и родов); демографическими (содержание и воспитание детей).
Однако Л.В. Забелин полагал, что законодательство о социальном обеспечении охватывает не только пролетариат, но и все «приближающиеся к нему промежуточные слои «самозанятых» в области производства, торговли, транспорта и т. д., за счет которых все более пополняются ряды пролетариата и уровень жизни которых стоит весьма близко к уровню жизни последнего». Пенсии, пособия и услуги, представляемые в качестве социального обеспечения, являются частью заработной платы «…расходы на социальное обеспечение, поскольку они производятся предпринимателями, являются скрытой формой заработной платы, частью стоимости рабочей силы»[158].
По мнению А. Винокурова перестраивающееся на социалистических началах государство не может относиться с коммерческой точки зрения к вредным последствиям, каковыми являются: болезнь, увечье, смерть и т. д. Оно обеспечивает потерявшего трудоспособность и лишившегося источника существования и его семью рациональной помощью в денежной или натуральной форме. Слово «страхование» совершенно не выражает этого понятия и должно быть заменено более правильным термином – «социальное обеспечение»[159].
Н.А. Вигдорчик выделял два критерия отграничения социального риска от других видов риска и, следовательно, выделения социального страхования в особую форму социальной защиты населения — объективный (риск всегда связан с потерей заработка или иного трудового дохода) и субъективный (риск распространяется не на все население, а только на те его категории, для которых этот заработок или трудовой доход являются основным источником средств к существованию). А под социальным страхованием он понимал совокупность всех форм и видов страхования, которые имеют целью обеспечение широких масс населения на случай различных социальных рисков. При этом подчеркивал, что социальным страхованием «обнимается риск потери заработка». Именно этот характер риска он считал первым признаком социального страхования. Второй существенный признак социального страхования заключается в том, что оно охватывает рабочих, служащих, домашнюю прислугу, мелких ремесленников, мелких земледельцев. Поэтому если к страхованию прибегает представитель имущих классов, то — хотя бы это страхование и имело целью возмещение заработка — оно никакого отношения к социальному страхованию не имеет.
В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленная на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи, а социальное страхование как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного производства[160].
Н.А. Семашко в число благ и услуг, относящихся к социальному обеспечению, включал медицинское обслуживание, пенсии и пособия из государственного бюджета, систему мер социально-культурного обслуживания, обеспечение членов кооперативно-колхозных организаций, а также из различных систем взаимопомощи и так далее. При этом он полагал, что круг обеспечиваемых не ограничивается престарелыми и нетрудоспособными, а включает все население, но в пределах, предусмотренных законодательством [161].
Основоположником советского права социального обеспечения считают заслуженного деятеля науки профессора В.С. Андреева. Он разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения. Развивая позицию В. Дурденевского, В.С. Андреев сформулировал понятие социального обеспечения. Социальное обеспечение – это совокупность определенных социально-экономических мероприятий. Связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности [162].
Система права социального обеспечения – это научно самостоятельные структурные подразделения, а также объективно существующая последовательность институтов и норм права социального обеспечения[163].
Однако позиция В.С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения.
По мнению Р.И. Ивановой в праве социального обеспечения применяется диспозитивный метод регулирования на фоне разрешительного типа регулирования, т.е. метод социально-обеспечительных притязаний (требований) и предоставлений[164]. Она относит к числу процедурных правоотношений и правоотношения по рассмотрению споров. Признавая абстрактный характер социально-обеспечительной правоспособности, Р.И. Иванова сочла необходимым выделить специальную правоспособность — видовую и подвидовую, которые, по ее мнению, являются конкретными и обусловлены видом социального обеспечения.
М.И. Полупанов метод правового регулирования общественных отношений права социального обеспечения характеризовал в аспекте характера и формы представления социального обеспечения получателю – государственное предоставление, главной чертой которого является безэквивалетное предоставление гражданам различного рода материальных благ алиментарного характера.
Самым спорным критерием единого объекта правового регулирования в праве социального обеспечения является алиментация. Алиментация не относится к правовому способу регулирования социально-обеспечительных отношений.
И.В. Гущин выделял лишь чисто юридические признаки метода права социального обеспечения, («объединяет ряд особых способов и приемов, при которых государство воздействует на общественные отношения»)[166].
Авторы современных исследований творчески перерабатывают теоретическое наследие прошлого.
По мнению М.О. Буяновой предмет права социального обеспечения составляют в настоящее время несколько групп общественных отношений. Во-первых, это отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты). Во-вторых, отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан). В-третьих, процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют ядро предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут[168].
В.Ш. Шайхатдинов определяет предмет правового регулирования как совокупность общественных отношений в связи с удовлетворением личных материальных потребностей членов общества в индивидуальной форме[169].
Пенсионное обеспечение он рассматривает как генеральный институт, то есть комплекс норм, закрепляющих общую юридическую конструкцию, выраженную в дифференцированных институтах. Он подчеркивает, что этому институту свойственна роль юридического объединения отдельных ветвей дифференцированного правового регулирования. По его мнению страхование является одним из основных организационно-правовых способов образования денежных фондов. И называет его он не социальным страхованием, а страхованием в сфере социального обеспечения.
К.С. Батыгин считает, что правоотношение по социальному страхованию можно рассматривать как «трехстороннюю правовую связь между трудящимся, органом, осуществляющим социальное страхование, и страхователем». Однако так называемая трехсторонняя правовая связь на самом деле является не одним, а тремя правоотношениями. В конструкциях трехсторонних или многосубъектных правоотношений, правовые связи можно разделить на два или несколько двухсторонних правоотношений. Он называет их «правоотношениями по материальному обеспечению трудящихся за счет средств социального страхования» и подчеркивает, что они характеризуются «индивидуально-определенной связью управомоченного лица с обязанным лицом (или лицами), выражающейся в конкретных, корреспондирующих друг другу правах и обязанностях»[170]. Но такое определение, не позволяет охватить многообразные правовые связи, опосредующие осуществление социального страхования. Общественные фонды потребления в той мере, в какой они направляются на удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей работников производства и их семей, имеют своим источником необходимый продукт, а работников непроизводственной сферы и членов их семей – прибавочный продукт.
К предмету права социального обеспечения Е.Е. Мачульская относит совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фондов социального назначения или государственного бюджета лицам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособным, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходом ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения[171].
Большой вклад в развитие науки права социального обеспечения Республики Беларусь внесли И. В. Гущин [173], Х.Т. Мелешко, Т.А. Постовалова и др.
Так, Х.Т. Мелешко в ряде работ обосновывает конституционные основы социального обеспечения Республики Беларусь и основные права личности в сфере социального обеспечения [174].
Новый подход к понятию права социального обеспечения разработан Т.А. Постоваловой. Она занимается такими правовыми проблемами, как «социальное государство», «социальная политика», «социальные права», «социальное право», «социальная защита», «социальные риски».[175] Также она считает, что сохранение понятия «профессиональный риск» необходимо и для распределения материальной ответственности между государством и нанимателем.
Т.А. Постовалова занимается анализом международно-правовых актов о социальном обеспечении, социальном страховании, о социальных правах граждан в рамках Совета Европы, социальном праве Европейского союза и путях его дальнейшей гармонизации и координации, социального права ФРГ. Ею намечены пути реального использования зарубежного опыта социального обеспечения в условиях белорусской действительности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники
- http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01168:article
- http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sistema-i-funktsii-prava-sotsialnogo-obespecheniya
- http://bigenc.ru/law/text/3164997
- http://mirznanii.com/a/214833/predmet-prava-sotsialnogo-obespecheniya-rf-kak-otrasli-prava-nauki-uchebnoy-distsipliny
- http://studopedia.ru/9_139573_pravo-sotsialnogo-obespecheniya-kak-otrasl-prava-otrasl-nauki-i-uchebnaya-distsiplina.html
- http://studopedia.ru/7_57122_vozniknovenie-i-razvitie-nauki-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html