В этой статье:

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг это

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля, которая применяется с согласия организации. В период действия соглашения о налоговом мониторинге камеральные и выездные проверки не проводятся, и в этом его плюс для компаний. С другой стороны, налоговый мониторинг предполагает, что предприятие все время находится в режиме налоговой проверки.

Используйте пошаговые руководства:

Важное в статье:

  • Что такое налоговый мониторинг;
  • Какие компаании могут заключать сделки о налоговом мониторинге;
  • Преимущества и недостатки налогового мониторинга.

На протяжении нескольких лет повсеместно декларируется, что налоговая политика Российской Федерации направлена на создание стабильной и эффективной налоговой системы. Анализируя вносимые законопроекты и принимаемые нормативные акты, можно сделать вывод о том, что добиться поставленных целей предполагается, в том числе, путем улучшения качества налогового администрирования.

Рекомендуем!  Может ли пенсионер получить налоговый вычет: особенности, закон и порядок действий

В рамках этой инициативы Правительство РФ утверждило «дорожную карту» по совершенствованию налогового администрирования, а также законодательно закрепило институт налогового мониторинга. Поговорим о нем подробнее.

Кто вправе заключить соглашение о налоговом мониторинге

Чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, организация должна соответствовать определенным критериям. Например, совокупная стоимость ее активов должна составлять не менее 3 млрд рублей, а суммарный объем полученных доходов за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга – не менее 3 млрд. руб.

Кроме того, участники консолидированных групп налогопатещиков также вправе заключать соглашения о налоговом мониторинге.

Что такое регламент информационного взаимодействия

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга компании подают в налоговую службу регламент информационного взаимодействия. В нем отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в нем указывается  порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

В регламенте информационного взаимодействия содержится:

  • порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета  доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • сведения об аналитических регистрах налогового учета;
  • информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждены  Приказом ФНС России от 07.05.2015 г. №  ММВ-7-15/184@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Запрет на проведение камеральных и выездных налоговых проверок

В период действия соглашения о налоговом мониторинге действует запрет на выездные проверки. Однако есть закрытый перечень исключений:

  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

Если компания заключила соглашение о налоговом мониторинге, камеральные проверки также не проводятся. Естественно, есть и исключения, например:

  • представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) и пр.

Мотивированное мнение налогового органа и взаимосогласительные процедуры

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налоговиков по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Предполагается, что налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга инспекторы установили факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Что касается самой организации, то запрос о представлении мотивированного мнения она может направить в налоговый орган при наличии сомнений / неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. При этом в запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция  организации по указанным вопросам.

Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, то он уведомляет об этом инспекторов. Выполнение мотивированного мнения осуществляется организацией путем учета изложенной в нем позиции в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет свои разногласия, после чего налоговый орган инициирует проведение взаимосогласительной процедуры. По результатам такой процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

Обращаем внимание, что при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам (в первоначальном тексте законопроекта такой оговорки не было).

Плюсы налогового мониторинга для компаний

Налоговый мониторинг – это не только новая форма налогового контроля, демонстрирующая иной подход к взаимодействию налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе в части разрешения возникающих споров, но также механизм, позволяющий не доводить до возникновения спора как такового.

Среди преимуществ заключения соглашений о налоговом мониторинге можно особо выделить следующие:

  • получение предварительного мнения налогового органа о налоговых последствиях совершения конкретных хозяйственных операций,  что позволяет заранее оценить риски налоговых доначислений и принять важные для бизнеса решения;
  • отказ от проведения камеральных и выездных налоговых проверок позволит значительно уменьшить количество споров с налоговыми органами. Хотя надо учитывать, что запрет на проведение проверок не является безусловным, а их отсутствие может заменяться большим количество запросов от инспекций о представлении документов и/или информации.

Возможные проблемы при проведении налогового мониторинга

Институт налогового мониторинга является новым для нашей страны, а правовое регулирование несовершенным, что очевидно повлечет большое количество вопросов для участников первых соглашений о налоговом мониторинге.  

Так, на сегодняшний день непонятно, насколько эффективным покажет себя институт мотивированного мнения налогового органа, направляемого на запрос налогоплательщика. Компании будет обращаться с запросами только по спорным, неразрешенным судебной практикой вопросам, а налоговый орган в ситуации «платить» или «не платить» налоги в рамках конкретной хозяйственной операции, очевидно, выскажется в пользу бюджета. Также остается открытым вопрос о том, какие действия должен предпринять налогоплательщик в случае несогласия с мотивированным мнением налогового органа (процедура Налоговым кодексом не прописана).

Вызывает сомнение возможность широкого распространения заключения соглашений о налоговом мониторинге, т.к. в таком случае налоговым органам  придется взаимодействовать одновременно с большим количеством крупных налогоплательщиков, что может быть достаточно затруднительно в организационном и техническом плане.

В любом случае, сама возможность подписания соглашений о расширенном информационном взаимодействии может рассматриваться как еще одна ступень в создании стабильной налоговой системы, установление которой невозможно без создания комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти.

Ирина Мостовая, главный юрист практики налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты»

Источник: https://www.fd.ru/articles/157586-nalogovyy-monitoring-plyusy-i-minusy-dlya-kompaniy

Главные аспекты налогового мониторинга

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Главные аспекты, характеризующие налоговый мониторинг

1. Под налоговый мониторинг подпадают только организации (п.1 ст. 105.26 НК РФ).

2. Налоговый мониторинг проводится по заявлению организации и на основании решения налогового органа (п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

3. Мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа аналогично камеральной проверке (п.1 ст. 105.29 НК РФ).

4. Под налоговый мониторинг подпадают только организации, удовлетворяющие необходимым условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

5. Заявление на установление мониторинга подается организацией не позднее 1 июля (п. 1 ст. 106.27 НК РФ).

6. Организация вправе отозвать свое заявление до принятия налоговым органом решения о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

7. Решение о назначении налогового мониторинга принимается не позднее 1 ноября года (п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

8. Мониторинг устанавливается на следующий год, после года, в котором поступило заявление, и осуществляется за период с 1 января по 1 октября (п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

9. Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно (ст. 105.28 НК РФ).

10. Вопросы взаимодействия согласовываются специальным регламентом. В частности, решается вопрос о предоставлении проверяющим доступа к информационным системам организации (п.6 ст. 105.26 НК РФ).

11. По результатам мониторинга может быть принято мотивированное мнение налогового органа (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).

12. Организация на мониторинге вправе запросить мотивированное мнение налоговиков (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

13. Разногласия по поводу мотивированного мнения разрешаются путем взаимосогласительной процедуры на уровне ФНС РФ (ст. 105.31 НК РФ).

Условия введения налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при выполнении условий, указанных в Таблице 1.

Обратите внимание, все условия должны выполняться одновременно. Размеры налогов, доходов и активов определяются за календарный год, предшествующий году, в котором организация подает заявление.

Таблица 1 – Условия, дающие право устанавливать налоговый мониторинг

№ п/п Категория условия Условие Величина ограничения
1 Размер налогов Совокупная сумма налогов: НДС, акцизы, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза). не менее 300 миллионов рублей
2 Объем доходов Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации . не менее 3 миллиардов рублей
3 Стоимость активов Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря. не менее 3 миллиардов рублей

Как это будет происходить

Итак, организация решается на налоговый мониторинг. С чего ей начать? Подать заявление в свою инспекцию, собрав следующий пакет документов:

1. Регламент информационного взаимодействия по установленной форме.

2. Информация об организациях и физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации с долей участия более 25 процентов.

3. Учетная политика для целей налогообложения на текущий год.

Далее налоговый орган рассматривает заявление и принимает решение о проведении мониторинга, либо об отказе в его проведении.

Обратите внимание

Отказ должен быть мотивированным, ведь оснований для отказа всего три, и они прямо закреплены в кодексе (п.5 ст. 105.27 НК РФ).

Мониторинг будет осуществляться налоговым инспектором без выхода в организацию с проверкой. Инспектор будет использовать при мониторинге не только данные, предоставленные организацией, но и иные сведения, имеющиеся в распоряжении налоговых органов (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

При обнаружении противоречий с организации потребуют пояснения или соответствующие исправления в отчетах.

При неудовлетворительном исходе, налоговый орган обязан будет составить мотивированное мнение. Согласно статье 105.30 Налогового кодекса РФ — это такой документ, в котором изложено мнение налогового органа, отражающее его позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

Важно

Организация, находящаяся на мониторинге, вправе самостоятельно запросить мотивированное мнение налогового органа по то или иной сомнительной ситуации.

Данное право, по мнению редакции, может значительно облегчить налогообложение для организации, т.к. позволяет налогоплательщику опираться на профессиональную позицию, а также использовать данный инструмент в своих интересах в случаях судебных разбирательств.

Кроме того, новая формулировка пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса РФ обеспечивает неначисление пеней на сумму недоимки, которая образуется у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа. Данная норма будет действовать наряду с выполнением письменных разъяснений или разъяснений неопределенному кругу лиц, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти по вопросам налогового законодательства.

При несогласии с мотивированным мнением налоговиков, организация вправе заявить о разногласиях. Их рассматривает уже ФНС России путем проведения так называемой взаимосогласительной процедуры (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Результатом такой процедуры будет либо изменение мотивированного мнения, либо оставление его без изменения (п. 3 ст. 105.31 НК РФ).

И еще об одном важном моменте. Налоговый мониторинг отменяет для налогоплательщика проведение камеральных проверок (с учетом исключений, которые закреплены в новом пункте 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ). Отменяются также выездные проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг. Однако, невыполнение организацией мотивированного мнения налогового органа даст повод налоговикам начать выездную проверку.

Консультант по налогам И.М. Акиньшина, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс

В этой электронной книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы снижать налоговую нагрузку предприятия и не рисковать >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Источник: https://www.buhgalteria.ru/article/nalogovyy-monitoring

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_nalogovyj_monitoring/14-1-0-976

Налоговый мониторинг | «Делойт», СНГ

1 января 2015 года вступили в силу изменения в Налоговом кодексе РФ, в соответствии с которыми был введен институт налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг — это новая форма контроля за корректностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля:

  • освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством о налогах и сборах) и, соответственно, затрат, связанных с их администрированием;
  • сокращение срока проведения налоговой проверки до года и 9 месяцев при глубине налоговой проверки в один календарный год;
  • снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
  • возможность получения мотивированных мнений по сложным вопросам;
  • информационный обмен с налоговым органом в режиме реального времени;
  • признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком;
  • добровольное участие.

Нормативные правовые акты:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга»).
  • Приказ ФНС России от 21 апреля 2017 года № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
  • Приказ ФНС России от 16 июня 2017 года № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Условия вступления в режим налогового мониторинга:

1.    Соблюдение формальных критериев:

  • налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) ≥ 300 млн руб.;
  • доходы ≥ 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов ≥ 3 млрд руб.

2.    Подача в налоговый орган следующих документов до 1 июля:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об организациях и физических лицах, которые прямо и/или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и доля такого участия составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации, в частности:
    • реестр рисков организации, идентифицируемые в целях осуществления налогового мониторинга;
    • реестр контрольных процедур организации, осуществляемые в целях осуществления налогового мониторинга;
    • отчет об анализе контрольных процедур организации, осуществляемых в целях осуществления налогового мониторинга;
    • матрица рисков и контрольных процедур организации;
    • результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях осуществления налогового мониторинга;
    • оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации;
    • мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации.
  • иные документы, необходимые для вступления в налоговый мониторинг.

Наши услуги

Экспертный опыт «Делойта»

Наши услуги

  • Диагностика текущего состояния организации на соответствие требованиям по участию в налоговом мониторинге, в том числе в части:
    • экономической и практической целесообразности;
    • выявления открытых налоговых позиций и налоговых рисков;
    • оценки бизнес-процессов;
    • оценки зрелости системы внутреннего контроля;
    • анализа и оценки информационной среды.
  • Подготовка рекомендаций по соблюдению всех условий вступления в налоговый мониторинг, в том числе:
    • формулирование рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля (порядок выявления, оценки и документирование рисков в рамках бизнес-процессов, выявление и документирование контрольных процедур, оценка полноты использования автоматического функционала ERP-систем и т. д.

      );

    • разработка поэтапного плана вступления в налоговый мониторинг, в том числе разработка шагов по автоматизации обмена информацией в целях осуществления налогового мониторинга.
  • Построение/доработка бизнес-процессов, методологии и ИТ-платформы для достижения целевого уровня зрелости системы внутреннего контроля, а также эффективного обмена информацией с налоговым органом.
  • Подготовка и/или сопровождение при подготовке полного пакета документов для вступления в налоговый мониторинг.
  • Разработка или методологическая поддержка при разработке функционально-технических требований, включая:
    • требования для выбранной компанией ИТ-платформы в целях информационного взаимодействия с налоговым органом;
    • требования к степени раскрытия информации для выбранной компанией ИТ-платформы (в части строк декларации/регистра и т. д.

      );

    • требования по автоматизации системы внутреннего контроля.

Мы обладаем уникальным опытом выполнения проектов по подготовке и сопровождению участия крупнейших компаний в режиме налогового мониторинга, а также опытом реализации долгосрочных проектов внедрения системы внутреннего контроля, в частности:

  • мы имеем опыт реализации проектов для крупнейших российских компаний горно-металлургической, нефтегазовой, нефтехимической и атомной отраслей промышленности, телекоммуникационного, FMCG- и IT-секторов;
  • мы успешно реализуем структурно сложные проекты длительного цикла в области внедрения и актуализации работы службы внутреннего контроля и процессного управления, требующие вовлечения большого количества бизнес-владельцев, имеющих различные цели.

Мы обладаем многолетним опытом реализации проектов разработки и совершенствования методологии налогового учета и проектов анализа налоговых рисков, что позволяет нам осуществлять комплексную экспертизу на этапах планирования, внедрения и реализации налогового мониторинга, в частности:

  • мы анализируем работу налоговой службы компании;
  • мы проводим унификацию методологии налогового учета для групп компаний;
  • мы разрабатываем и дорабатываем методологию налогового учета при внедрении новых ERP-систем и технологических решений (например, системы электронного документооборота);
  • мы занимаемся выявлением налоговых рисков, способных повлиять на успешное прохождение налогового мониторинга, и даем рекомендации по их снижению.

Наша команда состоит из опытных специалистов в области налогового мониторинга, налогообложения и права, а также экспертов в области управления рисками.

Опыт работы налоговых специалистов включает работу в ФНС России. Навыки экспертов «Делойта» подтверждаются международными сертификатами, в том числе ACCA, членством в налоговых комитетах крупных бизнес-ассоциаций и т. д.

Источник: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/solutions/tax-monitoring.html