Налоговые преференции это
В этой статье:
Налоговые преференции — это… Понятие, виды и кому положено. Налоговые льготы :
Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.
Общая информация
Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции – это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?
Налоговые преференции – это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции – это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.
Для чего необходимы преференции?
Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.
В чем суть преференции?
Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% — это обязательная практика.
Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции – это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер.
Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.
В чем суть налоговой льготы?
Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:
- Как инструмент политики государства.
- Как элемент налогообложения.
Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию.
Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В.
о том, что налоговые льготы – это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.
Законодательство для преференций
Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.
В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые.
В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно – пп. 36 п.
1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.
Законодательство для налоговых льгот
Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы — это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.
Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления.
Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением.
В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.
Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.
Коммерческие налоговые льготы
Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:
- Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
- Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.
Особенности преференций
Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога.
Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям.
Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).
Кому не положены преференции?
Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:
- Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
- Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
- Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.
Заключение
Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.
Источник: https://businessman.ru/nalogovyie-preferentsii—eto-ponyatie-vidyi-i-komu-polojeno-nalogovyie-lgotyi.html
Что изменится в налогообложении жителей Санкт-Петербурга
Налоговые перемены ждут бизнес и госпредприятия. А владельцы коммунальных комнат получат новые льготы. В Санкт-Петербурге власти готовят масштабный закон об этих нововведениях.
Его проект уже рассмотрели на заседании правительства города, сообщил «Российской газете» глава комитета по финансам Алексей Корабельников.
Доплатят за хорошую работу
Законопроект содержит четыре основных блока. Первый, рассказал Корабельников, касается новых принципов и условий, которые станут обязательными для всех, кто будет получать налоговые льготы. Это относится и к бизнесу, и к простым гражданам. Чтобы воспользоваться преференциями, все они не должны иметь задолженности по налогам перед бюджетными фондами или перед городом. «Мы готовы помогать только тем, кто ведет себя добросовестно и является полноценным партнером для государства», — уточнил глава комитета.
ФНС разослала гражданам уведомления о налоге на имущество
Вторая часть законопроекта подразумевает замену некоторых налоговых льгот на субсидии. Этот порядок вводится для госучреждений и для организаций, которые работают в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной политики.
«Для них льготы по налогам на землю и имущество переводим на субсидии, — отметил Алексей Корабельников. — Эта мера позволит более тщательно контролировать деятельность получателей льгот и видеть, действительно ли они используют то или иное имущество для декларируемых целей. Такой контроль позволит отмести недобросовестные организации, добиться положительного эффекта для бюджета».
Перейти на субсидии предполагается с 2021 года. До этого времени Смольный намерен выяснить необходимый объем субсидий и разработать порядок их предоставления.
Автохлам оставят без льгот
Третий блок законопроекта связан с отменой неэффективных налоговых льгот.
К ним отнесены льготы по налогу на старый транспорт, превратившийся в металлолом и захламляющий дворы. В частности, речь идет о мотоциклах, произведенных до 1990 года. Но малообеспеченные петербуржцы, которые продолжают использовать подобный автотранспорт, сохранят дотации.
Отменяется льгота для федеральных учреждений, поскольку она приводит к большой доле выпадающих из бюджета доходов, исчисляемой десятками миллиардов рублей.
Коммуналкам добавят
По словам Алексея Корабельникова, за счет отмены транспортных льгот появится возможность вернуть в бюджет 80 миллионов рублей, которые будут направлены на новые налоговые преференции для собственников коммуналок.
«Это давняя тема, по которой было много обращений граждан, — подчеркнул глава комитета. — Комнаты в коммуналках регистрируют не как отдельные объекты, а как доли в общей собственности на квартиру».
Владельцам комнат питерских коммуналок хотят увеличить до 30 квадратных метров площадь, которая не облагается налогом на имущество физлиц
Причем в эту долю входит не только сама комната, но и места общего пользования — коридоры, кухня, ванная. Соответственно, налог на имущество владелец платит не конкретно со своей комнаты, а со всей доли. Налоговый кодекс предусматривает для коммуналок вычет в 20 квадратных метров. Считается, что этого должно хватить на места общего пользования.
Но в Петербурге, особенно в историческом центре, каждый дом построен по индивидуальному проекту, здесь есть коммуналки с семиметровыми комнатами и огромными коридорами, где можно танцевать вальс. А само жилье в историческом центре считается элитным, и кадастровая стоимость объектов, исходя из которой рассчитывается сумма налога, довольно велика.
Поэтому комитет по финансам предлагает уменьшить базу расчета налога на имущество в коммуналках до 30 квадратов.
Обсуждаются и другие льготы для коммуналок. Так, депутаты городского парламента считают нужным и вовсе освободить владельцев комнат в коммуналках от налога на имущество физлиц. Но не всех, а лишь тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий и участвует в программе расселения коммуналок. Таких в Петербурге более трех тысяч человек.
Какой бы вариант ни победил, тренд очевиден: городские власти пытаются помочь обитателям коммуналок, которые сейчас платят налог больше, чем владельцы отдельных квартир.
Как вам это?
Нарек Авакян, финансовый аналитик:
— В Санкт-Петербурге решили налоговые льготы заменить субсидиями, которые предполагают более адресную поддержку. И это безусловный плюс для бюджета, так как, по крайней мере, в теории позволяет более эффективно расходовать средства городской казны.
Однако, считаю, что для бизнеса это скорее минус — субсидии дольше и труднее добиваться. Поэтому очень важно усилить контроль за деятельностью ответственных лиц, чтобы не было злоупотреблений. Но теоретически, если правильно выстроить работу, субсидии действительно могут оказаться эффективнее налоговых льгот, так как предполагают более адресную поддержку.
В России может появиться налоговый вычет на занятия спортом
Дмитрий Тихонов, доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС:
— У нас есть государственная налоговая политика, которую проводит минфин. Одно из ее направлений — уход от индивидуальных льгот и льгот вообще. А субсидия, то есть прямой расход денег, как раз позволяет это сделать. И если у нас будет общий порядок и субсидии, тогда ситуация действительно лучше понимается статистически. Это означает больший порядок в учете бюджетных денег.
Что надо предусмотреть при переходе на субсидии? На мой взгляд, должен быть четко описан переходный период. А дальше появляется вопрос: бюджета-то хватит? Ведь льготы — это когда деньги недодали в бюджет. А субсидии означают, что эти деньги сначала получили, а потом отдали. Поэтому нужно оценить размер льгот и размер субсидий.
В законопроекте говорится, что целевая помощь будет оказана организациям, которые занимаются социально полезной деятельностью — например, здравоохранением. И важно, чтобы эти компании не были замечены в коммерции, например, в сдаче в аренду своего имущества. Также у компаний не должно быть долгов по налогам, как правильно указано в законопроекте.
Но, скорее всего, количество получателей субсидий все-таки будет меньше, чем льготников.
Подготовил Андрей Полынский
Источник: https://rg.ru/2019/11/07/reg-szfo/chto-izmenitsia-v-nalogooblozhenii-zhitelej-sankt-peterburga.html
Обязательно поделитесь с друзьями!