Экономическая сущность и виды неналоговых платежей

Неналоговые платежи в [year] году

Экономическая сущность и виды неналоговых платежей

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета. 

Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

Рекомендуем!  Как заполнить декларацию по налогу на имущество?

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.  

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным.

Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям). 

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.

По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей.

Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!  

Источник: https://kontur.ru/articles/4927

Счетная палата предложила оптимизировать неналоговые платежи бизнеса

Экономическая сущность и виды неналоговых платежей

Все обязательные неналоговые платежи в нашей стране необходимо инвентаризировать. С таким предложением выступила Счетная палата РФ.

Сейчас только на федеральном уровне насчитывается несколько сотен сборов, которые не являются налогами, но от их уплаты бизнес и граждане отказаться не вправе.

Размеры ставок по некоторым платежам давно потеряли актуальность, многие не имеют экономического обоснования. Итогом инвентаризации должен стать единый реестр – неэффективные и дублирующие друг друга позиции туда войти не должны.

Проблему неналоговых платежей российские бизнес-сообщества и федеральный Минфин обсуждают несколько лет. Эти сборы, бесконтрольно устанавливаемые на всех уровнях власти, растут как снежный ком.

В результате увеличивается и административная, и финансовая нагрузка на предпринимателей. Причем в отличие от зарегулированных налогов неналоговые платежи фактически находятся в правовом вакууме.

Даже само понятие никак не закреплено законодательно.

Как показал анализ Счетной палаты (СП), в реестре федеральных источников доходов к неналоговым можно отнести порядка 5,5 тысячи записей. Если исключить штрафы, субсидии, субвенции, арендную плату и ряд других сборов, остается более 250 обязательных для бизнеса и граждан платежей. И речь идет только о федеральном уровне власти.

Налоговые вычеты позволят россиянам вернуть из бюджета 200 млд рублей

– Мы увидели, что 93 из них находятся в различных кодексах: в Гражданском – 61, в Водном – 7 и так далее, – рассказывает аудитор СП Сергей Штогрин. – Еще 163 платежа – в федеральных законах. В целом по итогам анализа можно сказать, что у нас нет таких законов, которые бы чего-нибудь не устанавливали платить. И практически в каждом платеже выявлены те или иные недостатки.

В этом году Минфин РФ опубликовал законопроект, в котором предложил внести в Налоговый кодекс (НК) несколько квазиналоговых платежей – экологический и утилизационный сборы, отчисления в рамках системы ПЛАТОН и другие.

Эта инициатива еще не обрела законодательную силу. Так или иначе, начинать реформу следует не с переноса отдельных позиций в НК, а с инвентаризации и оптимизации всех неналоговых платежей, предполагают в Счетной палате.

Важно изучить сборы с позиции экономической эффективности и фискальной значимости.

Ранее с подобной инициативой выступал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Глава ТПП предложил утвердить на законодательном уровне (как федеральном, так и региональном) реестр неналоговых платежей.

Все отчисления, включенные в единый перечень, должны быть прозрачными. То есть плательщики в идеале будут знать, кто и для чего собирает эти деньги, на что их планируется потратить, что уже сделано.

А от уплаты сборов, не вошедших в реестр, бизнес следует освободить.

Наценка на тягач

Обоснованность многих неналоговых платежей действительно вызывает сомнение у предпринимателей, в том числе утилизационного сбора на технику. Конкретный пример: при ввозе в страну нового импортного седельного тягача массой от 12 до 20 тонн утильсбор составляет 510 тысяч рублей.

За этот же тягач, если его возраст превысил три года, придется заплатить в семь раз больше.

– “Новому” транспортному средству может быть два года одиннадцать месяцев, а якобы “старому” – три года один месяц.

Неужели с точки зрения экологических и технических характеристик первый в семь раз лучше второго? – рассуждает руководитель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской ТПП, вице-президент международного транспортно-логистического предприятия Леонид Степанюк. – Это нелогично.

Никак не обоснованы ни сами ставки, ни трехлетняя возрастная планка, после которой резко увеличивается коэффициент. Тот же тягач прекрасно служит и десять лет, и пятнадцать, если его правильно обслуживать.

В РФ насчитывается более 250 обязательных для бизнеса и граждан неналоговых платежей

По словам эксперта, после ввода утилизационного сбора калининградские перевозчики практически перестали обновлять транспортный парк. Назад из других российских регионов в эксклав грузовики нередко идут порожняком.

Кроме того, сказываются временные потери на границах, складах временного хранения, многочисленные административные издержки. Новую технику с учетом всех вводных и раньше было невозможно окупить.

Из-за дополни- тельного неналогового платежа окупаться перестал и подержанный транспорт.

– Если новый реестр поможет сделать ставки утилизационного сбора более обоснованными, если мы поймем, куда тратятся наши деньги, инициативу можно только приветствовать, – продолжает Леонид Степанюк.

– При этом для Калининградской области мы давно предлагаем в принципе отменить утилизационный сбор на грузовую технику – по аналогии с сельскохозяйственной и строительной техникой, на которую уже распространяется такая преференция.

Хотите не хотите – платите

В инвентаризации нуждаются не только неналоговые доходы государства, но и неналоговые расходы бизнеса, развивает тему уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадий Мурылев.

К ним относятся – по- мимо платежей и сборов – за- траты, обусловленные законодательными новшествами. К примеру, поправки в ФЗ “О безопасности дорожного движения” обязали перевозчиков приобретать тахографы.

А из-за изменений в ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники” сотни тысяч предпринимателей по всей стране тратят деньги на онлайн-кассы.

Платить налоги и “общаться” с налоговиками станет проще

– По нашим прогнозам, как минимум десять процентов псковских микрокомпаний, занимающихся розничной торговлей, официально перестанут работать к концу текущего года в связи с необходимостью приобретать новую контрольно-кассовую технику (ККТ), – отмечает Аркадий Мурылев.

– В группе риска – небольшие сельские магазинчики. Их владельцы, они же продавцы, зарабатывают 20-30 тысяч рублей в месяц. Затраты на покупку онлайн-кассы составляют 20-30 тысяч рублей плюс расходы на администрирование и ПО.

Многие не захотят лишиться существенной доли дохода, предпочтут закрыть дело или уйти в тень.

При этом цель инвентаризации – отказ от неэффективных платежей – актуальна и в случае с ККТ. Так, бюджет не получает выигрыша, когда онлайн-кассу начинает применять предприятие на ЕНВД. Ведь этот налог рассчитывается на основании показателей, не зависящих от кассового оборота.

– Мы все время вычленяем отрасли, которые не нуждаются в администрировании с помощью онлайн-касс, пытаемся аргументированно донести ин- формацию до законодателей. Будет замечательно, если подобную работу – не только по ККТ, но и по другим расходам бизнеса – встречно начнет проводить федеральный центр, – подводит итог Аркадий Мурылев.

Прямая речь

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов:

– Инициативу, благодаря которой субъекты бизнеса получат четкое понимание об объеме и назначении своих финансовых обязательств, я бы назвал полезной и необходимой. Однако вопрос, можно ли законодательно ограничить возможность бесконтрольного установления новых неналоговых платежей, пока остается открытым. И если на него не ответить, реформа потеряет свою актуальность.

Источник: https://rg.ru/2019/09/24/reg-szfo/schetnaia-palata-predlozhila-optimizirovat-nenalogovye-platezhi-biznesa.html

Неналоговые платежи в России

Экономическая сущность и виды неналоговых платежей

Министерство финансов РФ опубликовало проект поправок в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с документом, в кодекс предлагается включить отдельные неналоговые платежи. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о проблеме неналоговых платежей в России.

Предыстория

В настоящее время в России имеются 15 видов налогов: девять из них взимаются на федеральном уровне, три – на региональном и три – на местном. Помимо этого граждане и организации платят различные взносы и сборы, которые носят характер “квазиналогов”.

В отличие от обычных налогов они не включены в Налоговый кодекс (НК), однако их уплата по-прежнему остается обязательной и, зачастую, регулярной. Среди них – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, торговые, авторские сборы, сборы портовых служб, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства и т. д.

Обобщающего реестра неналоговых платежей не существует. Они вводятся отдельными актами правительства РФ, отраслевыми законами или местными властями.

Одним из первых на высоком уровне проблему неналоговых сборов в России поднял в феврале 2014 г. зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков. Тогда он отметил, что неупорядоченность этих сборов снижает инвестиционную привлекательность РФ.

2 марта 2015 г. данная проблема обсуждалась на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с представителями предпринимательского сообщества.

Тогда глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин и президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин заявили, что несмотря на заверения правительства о том, что налоги в России повышать не будут, нагрузка на бизнес выросла за счет новых “квазиналогов”. Всего в ТПП тогда заявили о существовании 70 таких неналоговых сборов. Тогда же бизнес попросил отсрочить их введение или вообще отменить.

В июне 2015 г. правительство РФ объявило о частичном моратории на ряд неналоговых сборов (в том числе экологического). Частично статус неналоговых платежей был законодательно урегулирован в 2016 г.

при принятии закона 243-ФЗ о передаче налоговым органам полномочий администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхования. Однако на этом процесс создания новых неналоговых платежей не прекратился. Например, в ноябре 2015 г.

заработала система взимания платы с большегрузных автомобилей “Платон”, в мае 2018 г. в ряде регионов был введен курортный сбор.

Проект поправок в НК

28 сентября 2018 г. на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава РСПП Александр Шохин вновь попросил навести порядок в сфере неналоговых платежей. Глава правительства тогда пообещал законодательно урегулировать статус “квазиналогов”. Для обсуждения этой инициативы была создана экспертная группа под председательством вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова.

1 марта Минфин РФ объявил о внесении в правительство законопроекта по включению шести неналоговых платежей в Налоговый кодекс.

ТПП, РСПП, “Деловая Россия” и “Опора России” уже выступили против этого законопроекта. Они обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отклонить данный законопроект, поскольку, по их мнению, он будет означать введение новых налогов.

Вместо этого они предложили разработать и принять рамочный законопроект “О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, который установит запрет на взимание неналоговых платежей, не включенных в реестры и перечни, созданные с участием предпринимательского сообщества.

Неналоговые сборы, предлагаемые Минфином для включения в налоговый кодекс

  1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время предусмотрена законом “Об охране окружающей среды”. Этот платеж был введен еще в 1992 г. Взимается за выбросы загрязняющих веществ и за хранение отходов с промышленных предприятий и физлиц. В настоящее время администратором этих платежей является Росприроднадзор.
  2. “Платон” – система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения (всего более 50 тыс. км). Собранные средства направляются на ремонт и строительство новых дорог. Введена поправками в Бюджетный кодекс РФ от 6 апреля 2011 г., действует с 15 ноября 2015 г., текущий тариф – 1,9 руб. за 1 км. Администратор платежей – компания “РТ-Инвест транспортные системы”.
  3. Обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования введены в 2003 г. законом “О связи”. Они платятся в размере 1,2% от квартальной выручки компаний в резерв универсального обслуживания – оттуда операторам возмещают убытки за обеспечение телефоном и интернетом удаленных населенных пунктов. Администратор отчислений – Федеральное агентство связи.
  4. Утилизационный и экологический сбор регулируются федеральным законом “Об отходах производства и потребления”, введены они были в 2012 г. и 2015 г. соответственно. Оба они отвечают за утилизацию автотранспортных средств (утилизационный сбор) или различных товаров и упаковки (экологический сбор), утративших потребительские свойства. Их платят производители и импортеры автомобилей и других товаров. Администратор – Росприроднадзор. В рамках законопроекта их предлагается объединить в один утилизационный сбор.
  5. Курортный сбор в настоящее время взимается в России в качестве эксперимента (в соответствии с федеральным законом от 29 июля 2017 г.). Он действует в ряде курортов Краснодарского, Алтайского и Ставропольского краев. С 1 мая 2019 г. планируется его введение в Крыму. Взимается с отдыхающих в гостиницах, санаториях и т. д. Его размер определяется местными властями, но не может превышать 100 руб. в сутки с человека. Администраторами сбора являются местные власти. Минфин предлагает переименовать сбор в гостиничный и разрешить взимать его на всей территории РФ.

Источник: https://www.EnergoVector.com/energoznanie-nenalogovye-plateji-v-rossii.html

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий