Основные фонды в бюджете на каких счетах?

В этой статье:

Рекомендуем!  Как считается фонд заработной платы?
Содержание
  1. Основные средства в бюджете: как навести порядок
  2.  Что должно быть. (С чего начать)
  3. Идем дальше
  4. Приводим в соответствие. Всё и всему. 
  5. Подписаться на рассылку Лаборатории бюджетного учета
  6. Понятие и группировка основных средств учреждения
  7. По каким критериям имущество относят к основным средствам
  8. Как группируют основные средства
  9. Что такое реклассификация основных средств
  10. Что такое балансовая стоимость основных средств и как ее определить
  11. Как определить остаточную стоимость основных средств
  12. Учет ОС в бюджетных организациях: проводки и примеры
  13. Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств
  14. Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете
  15. Списание основных средств в бюджетных организациях
  16. Учет материальных запасов в [year] году
  17. При учете каких объектов применяется стандарт
  18. Проверьте, все ли материальные запасы учли на балансе
  19. Используйте дополнительную аналитику при отражении запасов
  20. Отражайте незавершенное производство по услугам и биологической продукции
  21. Соответствие критериям активов
  22. Срок использования
  23. Единицы учета
  24. Первоначальная стоимость
  25. Изменение стоимости и реклассификация
  26. Отдельные правила определения первоначальной стоимости материальных запасов
  27. Отдельные правила определения стоимости учета для готовой продукции и товаров
  28. Основные фонды в бюджете на каких счетах
  29. Что изменилось в отчетности
  30. Бюджетный учет: Учет основных средств по новым правилам
  31. Структура номера счета бюджетного учета
  32. Бюджетные полномочия бюджетных учреждений как юридического лица?
  33. Затраты на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг
  34. Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений
  35. Система бюджетных фондов
  36. Использование бюджетного фонда
  37. Федеральные бюджетные фонды
  38. Государственные бюджетные фонды
  39. Фонды бюджетных учреждений
  40. Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с [year] года
  41. Требования к оценке объектов
  42. Как сгруппировать объекты
  43. Какой метод амортизации выбрать
  44. Что изменилось в отчетности
  45. Как начать работу по новому стандарту
  46. Бюджетный учет [year]
  47. Понятие бюджетного бухучета
  48. Специфика бюджетной организации с точки зрения учета
  49. Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет
  50. Отдельные планы счетов
  51. Законодательное регламентирование
  52. Откуда берутся деньги
  53. Отличия в отчетности
  54. Отражение средств на балансе
Рекомендуем!  Отчисления в резервный фонд проводки

Основные средства в бюджете: как навести порядок

Основные фонды в бюджете на каких счетах?

Неопубликованная запись

Татьяна пришла работать в бухгалтерию колледжа, ей достался участок ведения ОС: так бывает, что работа сама выбирает тебя. На первый взгляд ситуация казалась страшной: классы, этажи, кабинеты, оборудование, техника.. Всего не просто много, а слишком много. Как разобраться? 

Первый взгляд на фронт работ вызывал панику. Основные средства в разных кабинетах, из разных комплектов, некоторые без инвентарных номеров. Что купили за деньги бюджета, а что на спонсорские пожертвования, а что приобретено из внебюджетных средств колледжа. Впору было бежать.

Как же разобраться в таком количестве задач и выстроить систему учета?Из нашего опыта, основные средства пугают многих. Давайте разбираться.

 Что должно быть. (С чего начать)

Самое первое, с чего стоит начать — это отчеты. Да, как ни странно это звучит. Ваше учреждение создано не вчера? Прошлогодние отчеты сданы? Тогда вы точно сможете определить, какая сумма основных средств числится на счетах вашего учреждения.

Сколько из них куплены за деньги бюджета, а сколько за средства от предпринимательской деятельности.

Прежде всего стоит изучить баланс за предыдущий год и форму 0503768 (0503168 если ваше учреждение казенное) и инвентаризационную опись, которая, как правило, составляется в бухгалтерии ежегодно, перед тем как сдавать отчеты и завершать финансовый год. О том, как читать отчетные формы, мы как раз готовим курс, который проведем этой осенью. 

Отчеты нашлись? Цифры увидели? Если во всех отчетах они совпадают — отлично, если нет — нужно проверять и искать ошибки. 

Идем дальше

Дальше, с инвентаризационной описью в руках нужно будет провести инвентаризацию. Зафиксировать ту реальность, которая есть на данный момент. Мы предлгаем ввести дополнительную систематизацию — по кабинетам, подразделениям. В таком случае, как у Татьяны Павловны, когда мест хранения много и комплекты перепутаны это дает много дополнительных удобств.  

Например «Кухня» имеет свое оборудование, инвентарь, поэтому список всего, что принадлежит кухне, удобно иметь под рукой, а кабинет химии — другой список. 

Как удобнее это сделать? Я предлагаю ввести в ваших программах дополнительный параметр для каждого основного средства — место хранения. В разных программах это можно сделать. Добавьте субконто, если пользуетесь 1С, или заполните окошко прямо в карточке основного средства, как предусмотрено в системе «Парус».

Чтобы разобраться и навести порядок, потребуется время и настойчивость, но результат дает спокойствие и уверенность. Конечно, вы проверяете наличие инвентарных номеров на объектах учета и отдельно заносите в список те объекты, на которых номеров нет, чтобы потом провести расследование и понять, к какому виду отнести объект.

Еще во время проведения инвентаризации (а порою, в процессе поиска) основных средств, имеет смысл ставить пометки о состоянии объектов: так проще будет подготовить документы на списание всего старого и негодного. 

Итак, вы сделали эту работу: провели инвентаризацию, и у вас есть списки всего, что имеется в учреждении. Дальше работа сложная и порой творческая. 

Приводим в соответствие. Всё и всему. 

В любом случае, обязательно уточните состав комиссии по списанию и инвентаризации нематериальных активов. Приказ мог устареть, люди уволиться или поменять должности, — проверьте, обновите, переподпишите. Это важная мелочь, которая может быть и элементом Учетной политики вашего учреждения.В Учетную политику тоже стоит посмотреть повнимательней, но это мы разберём с вами в отдельной статье про Учетную политику бюджетных учреждений. 

Из опыта и логики, вероятны три варианта результатов вашей проверки-инвентаризации:

Результат №1  Возможен такой счастливый вариант, что у вас всё совпало. Общие цифры начальной стоимости основных средств в бланках балансовых отчетов и в инвентаризационной ведомости равны и по бюджету и во внебюджетной части, и в сумме и по видам деятельности. В этом случае подписываем документы. Какие: Акт о результатах инвентаризации (для бюджетного учреждения) (Форма по ОКУД 0504835) Если поставили отметки о местах хранения — то печатаем перечни в каждый кабинет, раздаем и себе оставляем. В следующий раз инвентаризация гарантированно пройдет быстрее и четче. 

Результат №2  Обнаружена недостача. Здесь нужно обязательно составить Акт, а также сделать соответствующие проводки. Про все нужные для учета ОС проводки мы подготовили инструкцию, которую легко понять, и которая поможет вам не ошибиться.

Результат №3 Излишки. Приходуем, составляем акт и делаем проводки. Итак, как приступить к работе в основными средствами, когда все запуталось или нет уверенности, мы здесь немного разобрались. 

Мы сделали для вас небольшую, но исчерпывающую инструкцию о том, какие документы и проводки должны быть сделаны на каждом этапе жизни основного средства. Если вам нужна такая памятка-брошюра, вы можете забрать её здесь, и заодно подписаться на наши сообщения о новых статьях, вебинарах, инструкциях, которые мы готовим для клиентов и готовы поделиться с вами.

Подписаться на рассылку Лаборатории бюджетного учета

Понятие и группировка основных средств учреждения

Основные фонды в бюджете на каких счетах?

Оглавление

Классификация основных средств предполагает признание материальных ценностей в качестве основных средств по определенным критериям, а также их соответствующую группировку в целях аналитического учета.

Исходя из меняющихся условий или правил, можно проводить перевод основных средств из одной группы в другую.

По каким критериям имущество относят к основным средствам

Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета

Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета к основным средствам, независимо от их стоимости, относятся материальные ценности если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • срок ее полезного использования составляет более 12 месяцев (если иное не предусмотрено Федеральным стандартом N 257н и Инструкцией N 157н).
  • Библиотечный фонд (за исключением периодических изданий) относите к основным средствам независимо от срока полезного использования (п. 8 Федерального стандарта N 257н);

  • она предназначена для неоднократного или постоянного использования при выполнении государственных (муниципальных) полномочий либо для деятельности по выполнению работ (услуг) или для управленческих нужд (п. 7 Федерального стандарта N 257н);
  • при ее использовании планируется получить экономические выгоды или полезный потенциал и первоначальную стоимость ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить. Эти критерии признания объекта основных средств должны применяться к инвентарному объекту в целом (п. 8 Федерального стандарта N 257н);
  • она находится в эксплуатации, в запасе или на консервации либо передана во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (п. 7 Федерального стандарта N 257н).

Для целей налогового учета

Для целей налогового учета к основным средствам, относятся материальные ценности если соблюдаются следующие условия(п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ):

  • она используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления учреждением;
  • срок ее полезного использования более 12 месяцев;
  • ее первоначальная стоимость более 100 000 руб.;
  • она используется для извлечения дохода в предпринимательской (приносящей доход) деятельности;
  • ее стоимость погашается путем начисления амортизации.

Как учитывать основные средства стоимостью до 100 000 руб. в бухгалтерском (бюджетном) и налоговом учете

Материальные ценности стоимостью до 100 000 руб.:

  • в бухгалтерском (бюджетном) учете признаются основными средствами независимо от стоимости при соблюдении критериев признания;
  • в налоговом учете не являются амортизируемым имуществом. Стоимость таких объектов включите в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Как группируют основные средства

Что такое группа основных средств

Группа основных средств — это совокупность активов, которые являются основными средствами для целей бухгалтерского учета. Информация по ним раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем (п. 7 Федерального стандарта N 257н).

Для начисления амортизации применяется понятие «амортизационная группа». Амортизационная группа — это группа, к которой относят амортизируемое имущество (основное средство) в соответствии со сроками его полезного использования (ст. 258 НК РФ).

По каким группам распределяются основные средства

Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета существуют следующие группы основных средств (п. 7 Федерального стандарта N 257н):

  • жилые помещения;
  • нежилые помещения (здания и сооружения);
  • машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • инвентарь производственный и хозяйственный;
  • многолетние насаждения;
  • инвестиционная недвижимость;
  • основные средства, не включенные в другие группы.

Основные средства учитывайте на счете 0 101 00 000 с применением соответствующих счетов аналитического учета (п. 5 Инструкции N 162н, п. 8 Инструкции N 174н, п. 8 Инструкции N 183н).

Объекты основных средств (движимое имущество) бюджетных и автономных учреждений, без которых будет существенно затруднено осуществление их уставной деятельности, относятся к особо ценному движимому имуществу (п. 11 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Порядок отнесения основных средств бюджетного или автономного учреждения к категории особо ценного имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.

Для целей налогового учета основные средства при принятии их к учету относятся к соответствующим кодам и видам имущества, установленным ОКОФ.

Классификация основных средств по амортизационным группам

Для начисления амортизации по основным средствам в целях бухгалтерского учета и амортизируемому имуществу в целях налогового учета предусмотрено 10 амортизационных групп (Классификация основных средств, п. 3 ст. 258 НК РФ).

Что относится к прочим основным средствам

Прочие основные средства учитывайте на счете 0 101 08 000 (п. 53 Инструкции N 157н).

К ним относите объекты, которые не включены в другие группы основных средств, например:

  • библиотечный фонд (за исключением периодических изданий);
  • произведения искусства (произведения живописи и изобразительного искусства, скульптуры).

Что не относится к основным средствам

Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета в состав основных средств не включаются (п. 7 Федерального стандарта N 257н, п. п. 39, 99 Инструкции N 157н):

  • непроизведенные активы;
  • имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну;
  • биологические активы;
  • предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
  • материальные запасы;
  • оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
  • материальные объекты, находящиеся в пути;
  • материальные объекты, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений;
  • материальные объекты, числящиеся в составе готовой продукции (изделий), товаров.

Что такое инвестиционная недвижимость

Инвестиционная недвижимость — это объект недвижимости или его часть, а также движимое имущество, которые составляют с указанным объектом единый имущественный комплекс.

Признайте объект инвестиционной недвижимостью, если одновременно соблюдаются следующие условия (п. 7 Федерального стандарта N 257н):

  • объект находится во владении или пользовании учреждения;
  • объект приносит доход в виде платы за пользование имуществом (арендной платы) или увеличивает стоимость недвижимого имущества;
  • объект не предназначен для выполнения возложенных на учреждение полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд или для продажи.

Что такое реклассификация основных средств

Если вы переводите основное средство из одной группы в другую или в иную категорию, исходя из новых правил или условий его использования, то это реклассификация основных средств.

При реклассификации отражайте поступление и выбытие основного средства без изменения его стоимости как для целей бухгалтерского (бюджетного) учета, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 13 Федерального стандарта N 257н, Методические указания по применению Федерального стандарта N 257н).

Реклассификация инвестиционной недвижимости

Переведите основное средство в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» или исключите из нее, если изменилось назначение его использования (п. 31 Федерального стандарта N 257н).

Перевод основных средств в группу «Инвестиционная недвижимость»

Переведите объект основных средств в группу «Инвестиционная недвижимость» при завершении его использования в ходе выполнения учреждением государственных (муниципальных) полномочий, осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд.

Как правило, этот перевод осуществляют на основании заключенного договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования (п. 31 Федерального стандарта N 257н).

Исключение основных средств из группы «Инвестиционная недвижимость»

Исключите объект основных средств из группы «Инвестиционная недвижимость», если вы возобновляете использование объектов недвижимости, ранее предоставленных по договору аренды (имущественного займа) либо договору безвозмездного пользования, при выполнении государственных (муниципальных) полномочий, осуществлении деятельности по выполнению работ (услуг) либо для управленческих нужд (п. 31 Федерального стандарта N 257н).

Что такое балансовая стоимость основных средств и как ее определить

Балансовая стоимость — первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений (п. 7 Федерального стандарта N 257н, п. 27 Инструкции N 157н).

После признания в бухгалтерском (бюджетном) учете актива в качестве основного средства его учет осуществляют по балансовой стоимости (п. 25 Федерального стандарта N 257н). Поэтому балансовая стоимость — это стоимость, по которой актив отражен в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменение балансовой стоимости основного средства после его признания в бухгалтерском (бюджетном) учете возможно в результате (п. 19 Федерального стандарта N 257н):

  • достройки;
  • дооборудования;
  • реконструкции, в том числе с элементами реставрации;
  • технического перевооружения;
  • модернизации;
  • частичной ликвидации (разукомплектации);
  • замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части;
  • переоценки объектов основных средств.

Как определить остаточную стоимость основных средств

Как определить остаточную стоимость основного средства в бухгалтерском учете

Остаточная стоимость — это стоимость, по которой актив отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности после вычета накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения (п. 7 Федерального стандарта N 257н).

Пример расчета остаточной стоимости объекта основных средств

В феврале 2016 г. принято к учету основное средство первоначальной стоимостью 240 000 руб. Ежемесячная амортизация — 4 000 руб. Накопленных убытков от обесценения актива нет.

На начало января 2018 г. остаточная стоимость основного средства составила 152 000 руб. (240 000 руб. — 4 000 руб/мес. x 22 мес.).

Как определить остаточную стоимость основного средства в налоговом учете

Остаточную стоимость основного средства определите:

  • при линейном методе начисления амортизации — как разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ);
  • при нелинейным методе начисления амортизации — исходя из числа полных месяцев, прошедших со дня включения объекта в амортизационную группу до момента исключения из нее (п. 1 ст. 257 НК РФ).

    Если в налоговом учете по основному средству вы применили амортизационную премию, то при расчете остаточной стоимости вычтите эту премию (п. 1 ст. 257 НК РФ).

  • Учет ОС в бюджетных организациях: проводки и примеры

    Основные фонды в бюджете на каких счетах?

    Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

    Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 и 2020 году для начинающих.

    Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

    • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
    • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

    Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

    Рис. 1. Классификация основных средств бюджетных организаций.

    Групповой учет основных средств в бюджетном учреждении можно производить для объектов стоимости до 40000 рублей.

    К основным средствам бюджетных учреждений также относят:

    • законченные капвложения арендатора в арендованные им объекты;
    • капвложения в многолетние насаждения.

    Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств

    Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

    Бюджетные учреждения могут, помимо бюджетного финансирования, получать доходы и из внебюджетных источников, в том числе от предпринимательства, при этом предусмотрено возмещение НДС.

    Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.

    Проводки:

    Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
    110631310 130231730 Получение оборудования 236000,00 Акт приема-передачи ф.№ ОС-1 бюдж.
    110631310 130222730 Отражение затрат по доставке оборудования 11800,00 Договор на оказание транспортных услуг
    110434310 110631410 Ввод оборудования в эксплуатацию 247800,00 Инвентарная карточка ф.№ ОС-6 бюдж.

    Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

    Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

    • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
    • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
    • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

    В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

    Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

    Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
    130404310 110404410 Начисление амортизации по полученному оборудованию 2478,00 Бухгалтерская справка-расчет

    Списание основных средств в бюджетных организациях

    Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

    • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
    • передачи ОС другим организациям;
    • хищений и недостач;
    • реализации на сторону.

    Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.

    Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
    110434410 110134410 Списание начисленной амортизации 75000,00 Акт о списании по ф. № ОС-4, бухгалтерская справка-расчет
    140110172 110134410 Списание остаточной стоимости оборудования 5000,00
    110536340 140110172 Оприходование запчастей 3000,00 Приходная накладная

    Учет материальных запасов в [year] году

    Основные фонды в бюджете на каких счетах?

    С 1 января 2020 года учреждения отражают материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта. Для основной части новых правил не потребуются уточнения инструкций. Их можете начинать применять сейчас, чтобы не корректировать учет в дальнейшем. О том, как это сделать, читайте в нашем обзоре.

    При учете каких объектов применяется стандарт

    Используйте правила стандарта при отражении материальных запасов на счете 10500, формировании себестоимости и остатков незавершенного производства на счете 10900.

    Стандарт не применяйте при учете таких объектов: биологические активы, библиотечные фонды, финансовые инструменты, активы культурного наследия, незавершенное производство по договорам строительного подряда. Обратите внимание на термины «запасы», «материальные запасы» и «материалы».

    В стандарте им даны точные определения, поэтому при ведении учета и составлении отчетности их больше нельзя использовать произвольно.

    Например, к запасам теперь относятся не только материальные запасы, но и незавершенное производство.

    Проверьте, все ли материальные запасы учли на балансе

    Ранее материальными запасами признавались три категории объектов: материальные ценности, которые используются в деятельности учреждения, готовая продукция и товары.

    Теперь к ним также относятся материальные ценности, предназначенные для обеспечения ими отдельных категорий граждан и организаций: технические средства реабилитации, лекарственные средства, медицинские изделия и др.

    Отдельные материальные ценности для обеспечения граждан уже являлись материальными запасами согласно Инструкции N 157н. С другими матценностями была неопределенность, поэтому стандарт допускает наличие расхождений по составу материальных запасов по сравнению с прежними правилами.

    Таким образом, учреждениям, которые исполняют полномочия по обеспечению граждан и организаций, нужно проверить порядок учета всех предназначенных для этого материальных ценностей и при необходимости перевести их на баланс. Проводки отражайте в межотчетном периоде в корреспонденции со счетом 040130000.

    Используйте дополнительную аналитику при отражении запасов

    В отчетности нужно будет отражать материальные запасы по новой аналитической разбивке. Она предусматривает четыре группы материальных запасов: — материалы; — готовая и биологическая продукция; — товары; — прочие материальные запасы. Материалами признаются только такие материальные запасы, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций. Состав продукции и товаров не изменился.

    В проектах Минфина сейчас не предусмотрено закрепление отдельного аналитического счета за каждой группой материальных запасов. Исключать действующую аналитику по видам материальных запасов также не планируется. Чтобы упростить задачу при составлении отчетности, отражайте материальные запасы по собственной аналитической разбивке, которая будет соответствовать новым группам. Из состава готовой продукции выделена биологическая продукция. Для нее не предполагается вводить особый аналитический счет, поэтому отражайте ее на том же счете 10507.

    Если для управленческих нужд возникнет необходимость, предусмотрите дополнительный аналитический учет по ней.

    Отражайте незавершенное производство по услугам и биологической продукции

    По прежним правилам незавершенное производство могло быть только по готовой продукции и работам. По услугам себестоимость регулярно списывалась в счет уменьшения доходов. Теперь учреждению нужно разработать и начать применять порядок оценки объема незавершенных услуг и доли затрат, которая на них приходится. Незавершенное производство отражайте не по всем услугам учреждения. Распределите услуги на те, по которым результат передается постоянно при исполнении договора, и на те, по которым он может остаться незавершенным и не переданным заказчику на отчетную дату. Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно.

    В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.

    В стандарте не указан порядок учета незавершенного производства для биологической продукции. Учреждениям-производителям нужно разработать его самостоятельно с учетом отраслевых рекомендаций.

    Общие правила, предназначенные для готовой продукции, на биологическую продукцию не распространяются, поскольку теперь это разные категории материальных запасов.

    Соответствие критериям активов

    Запасы отражайте на балансовых счетах только при признании их активами. Если запасы не имеют полезного потенциала и не могут принести экономическую выгоду, комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решение о прекращении их использования. Бухгалтер на его основании списывает объект с баланса.

    Правила, предусматривающие учет на балансе только запасов-активов, списание с баланса объектов при прекращении их использования, а также отражение таких объектов на забалансовом счете 02, уже были закреплены в Инструкции N 157н.

    Срок использования

    Если материальные запасы будут находиться в эксплуатации в течение более чем 12 месяцев, комиссия по поступлению и выбытию активов должна определить конкретный срок их полезного использования.

    Аналогичную обязанность уже предполагала Инструкция N 157н. Однако прежде не было единого ориентира, для материалов с какой именно продолжительностью использования необходимо установить конкретный срок эксплуатации.

    Единицы учета

    Запасы отражайте в учете по индивидуальным наименованиям либо группой. Учетную группу можно создать в том случае, если запасы однородные, то есть сходные по признакам, минимально необходимым для их идентификации в учете. Насколько детальными должны быть сходства, определяйте исходя из потребностей учреждения в контроле сохранности и движения запасов, а также потребностей пользователей отчетности.

    Группы запасов можете создавать по партиям, в которых они поступили, или независимо от даты их поступления. Право разрабатывать дополнительные способы группировки теперь не применяется.

    Первоначальная стоимость

    Проверьте, соответствует ли применяемый вами порядок определения первоначальной стоимости запасов правилам стандарта. Если приобретаете несколько объектов материальных запасов, распределяйте пропорционально их стоимости любые расходы, связанные с такой покупкой. Ранее подобный порядок был предусмотрен только в отношении затрат на заготовку и доставку. Авансы в иностранной валюте учитывайте в первоначальной стоимости запасов по курсу на дату оплаты. Такой порядок уже применялся по основным средствам.

    Если материальные запасы получили по необменной операции и не можете оценить их рыночную цену, отражайте их в учете по стоимости, которую указала передающая сторона. А если та не сообщит эти сведения, пользуйтесь общим правилом учета материальных запасов в условной оценке. При обмене запасов на некоммерческих условиях (кроме оплаты деньгами или их эквивалентами) материальные запасы отражайте по данным бухучета о стоимости переданных взамен активов. Аналогичный порядок уже применялся по основным средствам.

    В первоначальную стоимость продукции и других материальных запасов, которые изготовило учреждение, не включайте сверхнормативные потери и затраты на хранение вне производственного процесса.

    Изменение стоимости и реклассификация

    При отчуждении запасов (кроме товаров и готовой продукции) в пользу небюджетной организации переоцените их до справедливой стоимости. Такое правило уже предусмотрено в Инструкции N 157н.

    При переводе запасов в другую группу или категорию объектов учета их стоимость не изменяйте, а проводки по выбытию и поступлению отражайте одновременно.

    Отдельные правила определения первоначальной стоимости материальных запасов

    По стандарту в первоначальную стоимость купленных материальных запасов не включаются затраты на доведение их до состояния, пригодного для использования. Однако такие затраты учитываются в первоначальной стоимости согласно Инструкции N 157н. Приоритет имеют правила инструкции, поэтому руководствуйтесь ими.

    Аналогичная ситуация по материальным запасам, которые остаются после разборки основных средств или иного имущества. Стандарт не предусматривает возможность включать в первоначальную стоимость затраты на транспортировку, сортировку и другие расходы по приведению материальных запасов в состояние, пригодное для использования.

    Инструкция N 157н позволяет их учесть в стоимости материальных запасов.

    До изменений выбирайте при учете последний вариант.

    Отдельные правила определения стоимости учета для готовой продукции и товаров

    По стандарту первоначальная стоимость готовой продукции определяется в сумме нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации). Распоряжение продукцией предполагает, что ее отчуждают. Значит, ее первоначальной стоимостью должна быть плановая цена реализации.

    Полагаем, более сложный термин введен в стандарте для того, чтобы охватить также запасы, распространяемые безвозмездно или за символическую плату. Для них потребуется установить определенную нормативную стоимость учета и списания.

    В Инструкции N 157н предусмотрено, что готовая продукция на дату выпуска отражается по плановой себестоимости.

    Если продукция продается выше себестоимости, то оценки по стандарту и инструкции не совпадут. Поскольку приоритет отдается инструкции, пользуйтесь именно ее правилами.

    После первоначального признания в учете готовая продукция переоценивается до фактической себестоимости.

    Стандарт предписывает делать это на конец каждого отчетного периода. Однако в Инструкции N 157н указана другая периодичность — ежемесячно. В данном случае придерживайтесь второго варианта.

    Готовую и биологическую продукцию, а также товары необходимо будет отражать в балансе за вычетом резерва под снижение стоимости. Для этого отслеживайте уменьшение плановой цены реализации или распространения. Если такое снижение произойдет, вы отразите его в учете до составления баланса. Учитывать будете сумму резерва. Он формируется в отношении каждой единицы учета продукции и товаров. Следовательно, снижение плановой цены реализации потребуется указать в балансе только по тем объектам, которые останутся в учете на конец года. На основании этого вывода планируйте очередную дату оценки величины резерва. Для учета резерва Минфин планирует ввести счет 11480. Формировать входящие остатки на 2020 год по этому счету не требуется. Документы:

    Приказ Минфина России от 07.12.2018 N 256н 

    Основные фонды в бюджете на каких счетах

    Основные фонды в бюджете на каких счетах?

    Федеральный стандарт не заменяет Инструкцию № 157н (в ред. от 27.09.17), а устанавливает основополагающие правила бухгалтерского учета в отношении основных средств (ОС).

    Самое первое, с чего стоит начать — это отчеты. Да, как ни странно это звучит. Ваше учреждение создано не вчера? Прошлогодние отчеты сданы? Тогда вы точно сможете определить, какая сумма основных средств числится на счетах вашего учреждения. Сколько из них куплены за деньги бюджета, а сколько за средства от предпринимательской деятельности.
    Как удобнее это сделать? Я предлагаю ввести в ваших программах дополнительный параметр для каждого основного средства — место хранения. В разных программах это можно сделать.

    Что изменилось в отчетности

    До 2005 года инвентарный номер состоял из восьми цифр. В пункте 48 Инструкции № 107н была представлена структура, в соответствии с которой должен был формироваться инвентарный номер. Таких требований Инструкция № 70н не содержит. Поэтому учреждение должно само определить, как будет выглядеть структура инвентарного номера нефинансовых активов.

    Оценку наличия и движения основных средств учреждения следует проводить не только за определенный отчетный год, но и за ряд лет, что имеет целью выявление долговременных тенденций стоимости динамики средств труда работников бюджетного учреждения.

    Значение анализа основных средств заключается в том, что с его помощью можно определить пути повышения эффективности использования объектов основных средств, наметить мероприятия по улучшению их состояния и сохранности.
    В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359 (далее – ОКОФ), основные средства учитываются по следующим группам (таблица 1).

    Бюджетный учет: Учет основных средств по новым правилам

    Другой фактор – это новый порядок определения первоначальной стоимости основных средств. И, наконец, третий – новый порядок определения остаточной стоимости основных средств. В данной статье будут рассмотрены вопросы определения первоначальной стоимости материальных объектов, которые будут использованы в качестве основных средств.

    Чтобы разобраться и навести порядок, потребуется время и настойчивость, но результат дает спокойствие и уверенность.

    Федеральный стандарт вводит новые принципы объединения основных средств. Вместо двух групп («Нежилые помещения» и «Сооружения») в новой классификации появилась одна — «Нежилые помещения (здания и сооружения)».

    Классификация основных средств по натурально-вещественной принадлежности является основой их аналитического учета.

    Структура номера счета бюджетного учета

    Школа приобрела за счет бюджетных средств мебель стоимостью 36 000,60 руб. (в том числе НДС – 5 491,62 руб.). Затраты по доставке мебели составили 2 360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.) Мебель перед передачей в эксплуатацию необходимо было собрать.

    Для целей налогового учета к основным средствам, относятся материальные ценности если соблюдаются следующие условия(п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ):

    • она используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления учреждением;
    • срок ее полезного использования более 12 месяцев;
    • ее первоначальная стоимость более 100 000 руб.;
    • она используется для извлечения дохода в предпринимательской (приносящей доход) деятельности;
    • ее стоимость погашается путем начисления амортизации.

    Обменные операции — активы обмениваются на деньги или иные материальные ценности, в счет стоимости объекта могут быть учтена стоимость выполненных работ, оказанных услуг или прав на пользование активом. Такой обмен основан на рыночной стоимости объекта.

    Основные средства учитывайте на счете 0 101 00 000 с применением соответствующих счетов аналитического учета (п. 5 Инструкции N 162н, п. 8 Инструкции N 174н, п. 8 Инструкции N 183н).

    Нефтяные и газовые скважины, мосты, эстакады, автодороги, шахты, канализации, ворота, баллоны и резервуары и др. — это инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых при выполнении определенных функций в процессе производства.

    А вот поступление имущества бюджетным учреждениям безвозмездно возможно от разных юридических и физических лиц. Наиболее часто встречаются операции по поступлению имущества от собственника (закрепление имущества собственником), а также от иных учреждений госсектора.

    Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда». Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны.

    В исключительных ситуациях имущество бюджетных учреждений может передаваться не учреждениям госсектора, а иным юридическим и физическим лицам.

    Обратите внимание: условия об обязательной государственной регистрации права на недвижимое имущество в ФСБУ, в отличие от инструкции № 157н, нет.

    Бухгалтерские операции по исправлению ошибок прошлых лет инструкциями по бухгалтерскому и бюджетному учету не предусмотрены.

    При анализе объекты основных средств важно изучить не только в стоимостной оценке, но и с количественной и качественной точки зрения.

    Детский сад (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида) на счете 101 38 учитывает книги, которые воспитатели используют для подготовки к занятиям с детьми. Можно ли эти книги признать библиотечным фондом? На каком счете их учитывать?

    Основой функционирования сферы услуг и материально-технической базой бюджетных организаций являются основные непроизводственные фонды (в отличие от производственных фондов). Между производственными и непроизводственными фондами имеются существенные различия, которые в некоторой степени сказываются на процедуре проведения экономического анализа.

    О том, как учитывать основные средства в соответствии с новым планом счетов, рассказывает преподаватель Академии бюджета и казначейства Минфина России Т.В.

    Бюджетные полномочия бюджетных учреждений как юридического лица?

    Счет «Основные средства» имеет код синтетического счета 101. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей. Как же разобраться в таком количестве задач и выстроить систему учета?Из нашего опыта, основные средства пугают многих. Давайте разбираться.

    Информация по ним раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем (п. 7 Федерального стандарта N 257н).

    К ним относите объекты, которые не включены в другие группы основных средств, например:

    • библиотечный фонд (за исключением периодических изданий);
    • произведения искусства (произведения живописи и изобразительного искусства, скульптуры).

    Затраты на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг

    Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения.

    Контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.

    На базе классификационных кодов ОКОФ разработан перечень из 10 амортизационных групп, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

    Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Если у инвентарного объекта несколько частей, имеющих разные сроки полезного использования и которые учитываются как самостоятельные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

    Аналогично приведенному примеру формируются счета в разделе 1 «Нефинансовые активы». В коде синтетического счета (19-21 разряд) первая цифра 1 говорит о том, что этот счет относится к первому разделу бюджетного плана счетов «Нефинансовые активы».

    Дебет КРБ Х 105 36 346 Кредит КРБ Х 304 86 732 (Х 304 96 732) — дополнительной бухгалтерской записью отражено принятие книг в составе материальных запасов.

    Получается, что если, к примеру, основные средства поступают безвозмездно от физических лиц, то в проводке необходимо использовать КОСГУ 197.

    Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений

    Основные фонды в бюджете на каких счетах?

    Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

    1. Система бюджетных фондов
    2. Бюджетные фонды РФ
    3. Использование бюджетного фонда
    4. Федеральные бюджетные фонды
    5. Бюджетные и внебюджетные фонды
    6. Государственные бюджетные фонды
    7. Фонды бюджетных учреждений

    Система бюджетных фондов

    Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

    На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

    Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

    Использование бюджетного фонда

    Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

    “Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

    Федеральные бюджетные фонды

    К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

    • федеральный фонд компенсаций,
    • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
    • фонд софинансирования социальных расходов,
    • федеральный фонд развития регионов,
    • резервные бюджетные и другие фонды.

    Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

    Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

    Государственные бюджетные фонды

    Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств.

    Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства.

    Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

    Фонды бюджетных учреждений

    Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

    Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с [year] года

    Основные фонды в бюджете на каких счетах?

    Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2018 года

    2 февраля 2018 Юлия Вольхина Руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур

    Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.16 № 257н, вступил в силу 1 января 2018 года. С этого момента его положения обязательны к применению для государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти и местного самоуправления — в общем, для всех бюджетных организаций. Об основных отличиях стандарта от действующей Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (приказ Минфина РФ от 01.12.10 № 157н) рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет».

    Федеральный стандарт не заменяет Инструкцию № 157н (в ред. от 27.09.17), а устанавливает основополагающие правила бухгалтерского учета в отношении основных средств (ОС). Два документа существуют параллельно, и в ближайшем будущем стоит ждать, что данная инструкция и детализирующие ее акты (№ 162н, 174н, 182н) будут скорректированы согласно положениям ФСБУ. Одно из важнейших различий кроется в самом толковании термина «основные средства».

    С 1 января 2018 года в это понятие включаются не просто материальные объекты, а материальные ценности, которые являются активами. Это значит, что кроме стандартных требований к объекту появляется новое — обладать полезным потенциалом. Это означает, что объект можно использовать для выполнения государственных (муниципальных) функций или оказания услуг, погашения обязательств или обменивать на другие активы. Принять объект к учету как основное средство можно лишь в том случае, если его первоначальная стоимость надежно оценена.

    Если эти критерии федерального стандарта не выполняются, то объект учитывается на забалансовом счете. Обратите внимание: условия об обязательной государственной регистрации права на недвижимое имущество в ФСБУ, в отличие от инструкции № 157н, нет. Другое новшество — возможность отнести к основным средствам арендованные объекты или полученные в пользование на безвозмездной основе. Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда». Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны.

    В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость. Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС. Для них, возможно, будет выделен отдельный бухгалтерский счет.

    Актив культурного наследия признается ОС только в двух случаях: если есть возможность получить в будущем экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, или если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью. В иных случаях такой объект отражается на забалансовых счетах в условной оценке — 1 рубль.

    В определении единицы учета и порядке принятия к учету ОС существенных различий немного. Стоит упомянуть о том, что ФСБУ вводит понятие «комплекс ОС», то есть позволяет рассматривать как инвентарную единицу объекты с равным сроком полезного использования и несущественной стоимостью.

    Требования к оценке объектов

    Федеральный стандарт не обошел стороной и оценку объектов основных средств. Он вводит новые термины, разграничивающие два типа возможных операций с объектами:

    1. Обменные операции — активы обмениваются на деньги или иные материальные ценности, в счет стоимости объекта могут быть учтена стоимость выполненных работ, оказанных услуг или прав на пользование активом. Такой обмен основан на рыночной стоимости объекта. При обменных операциях объект оценивается по размеру фактических затрат.
    2. Необменные операции — активы передаются на безвозмездной основе или за незначительные деньги. В данном случае первоначальная стоимость определяется, исходя из справедливой стоимости объекта.

    Учредитель должен решить, как оценивать разные категории объектов, и выбор должен найти отражение в учетной политике учреждения.

    Как сгруппировать объекты

    Федеральный стандарт вводит новые принципы объединения основных средств. Вместо двух групп («Нежилые помещения» и «Сооружения») в новой классификации появилась одна — «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Для библиотечного фонда, мягкого инвентаря, драгоценностей и ювелирных изделий в новой классификации тоже отдельных групп не нашлось, все эти счета переходят в группу «Прочие основные средства».

    Вести учет по новым правилам в программе «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

    Зато выделена инвестиционная недвижимость — объекты недвижимости, их части или движимое имущество, предназначенные для сдачи в аренду. Бухгалтеру следует изучить, какие из объектов, которые числятся на счете 01, надо будет перевести в разряд ОС.
     

    Инструкция № 157н (в ред. от 27.09.2017)Федеральный стандарт «Основные средства»
    0 10101 000 «Жилые помещения» 0 10101 000 «Жилые помещения»
    0 10102 000 «Нежилые помещения» 0 10102 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»
    0 10103 000 «Сооружения» 0 10103 000 «Инвестиционная недвижимость»
    0 10104 000 «Машины и оборудование» 0 10104 000 «Машины и оборудование»
    0 10105 000 «Транспортные средства» 0 10105 000 «Транспортные средства»
    0 10106 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» 0 10106 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный»
    0 10107 000 «Библиотечный фонд» 0 10107 000 «Биологические ресурсы»
    0 10108 000 «Мягкий инвентарь»0 10109 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»0 10110 000 «Прочие основные средства» 0 10108 000 «Прочие основные средства»

    Чтобы корректно учитывать ОС согласно обновленным группам, объекты необходимо переместить: исключить объекты из одной группы и включить в другую. Стоимость их при этом не меняется.

    Основные средства между счетами переводятся разово, исходя из ситуации на начало января 2018 года, через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Основание для перевода — бухгалтерская справка (форма 0504833).

    Какой метод амортизации выбрать

    С введением федерального стандарта расширился перечень методов начисления амортизации, тогда как Инструкция № 157н предлагала только линейный метод. Федеральный стандарт предложил еще варианты. Итого в распоряжении бухгалтера есть три метода начисления амортизации.

    1. Линейный метод. Он подразумевает начисление равных сумм амортизации ежемесячно во время всего срока полезного использования (СПИ). Чтобы рассчитать платеж, надо первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
    2. Метод уменьшаемого остатка. Удобен для тех объектов, которые быстро устаревают или эксплуатируются в сложных условиях, в агрессивной среде. Метод позволяет провести ускоренную амортизацию, применяя к годовой сумме повышающий коэффициент от 1 до 3. За основу берется остаточная стоимость объекта (затраты на покупку и ввод в эксплуатацию за вычетом уже погашенных начислений на начало отчетного года), учитываются также норма амортизации исходя из СПИ и показатель износа.
    3. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Метод хорош для объектов, для которых указан заложенный в них производственный потенциал (то есть понятно, сколько продукции объект сможет произвести за весь срок эксплуатации). Расчет опирается на фактический объем выпущенной продукции за отчетный период, помноженный на норму амортизации (первоначальная стоимость / предполагаемый объем продукции за срок полезного использования).

    Метод амортизации учреждение вправе определить самостоятельно с учетом специфики видов деятельности, но основным критерием должна стать потенциальная экономическая выгода. Выбранный метод обязательно указывается в учетной политике.

    Важно! Цель эксплуатации объекта может измениться, а значит, организация должна проверить, подходит ли выбранный метод начисления амортизации. Делать это надо в начале отчетного года. При необходимости метод можно сменить, при этом предыдущие начисления пересчитывать не надо.

    Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключение — объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Инструкция № 157н разрешала приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

    Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию.

    Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

    Что изменилось в отчетности

    Разработчики федерального стандарта не обошли свои вниманием и вопросы отчетности. С 1 января 2018 года бухгалтер должен указывать балансовую стоимость активов, метод амортизации, накопленную амортизацию и многое другое. Важно отразить в отчетности изменения оценки объектов в отчетном периоде, которые повлияют на СПИ, и метод амортизации. Кроме того, необходимо представить сравнение остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода.

    Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

    Сведения нужно готовить по всем группам ОС, это касается инвестиционной недвижимости, активов с нулевой остаточной стоимостью, простаивающих объектов и пр. До вступления в силу ФСБУ «Основные средства» учреждение включало отчетность сведения лишь по некоторым видам ОС.
    Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому в ближайшее время ожидаем изменений в Инструкцию № 157н, связанных, в частности, со счетами 0 10100 000, а также появления новых строк в формах 0503168, 0503768, а также баланса 0503130, 0503730. Данные изменения будут отражаться в отчетности за 2018 год.

    Как начать работу по новому стандарту

    Чтобы грамотно внедрить ФСБУ, учреждение должно предпринять несколько шагов. И начать следует с инвентаризации, которая даст представление о состоянии остатков ОС для корректного учета и применения выбранного метода амортизации. Необходимо проверить имущество, которое учитывалось до 1 января 2018 года на счете 0 10100 000 на предмет соответствия стандарту. Получив данные об объектах, которые ранее отражались на забалансовых счетах или по каким-то критериям не входили в группу ОС, бухгалтер должен поставить на баланс по первоначальной стоимости.

    Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2017 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

    Это нужно сделать, чтобы разделить ОС на группы, в том числе выделить объекты группы «Инвестиционная недвижимость» (сейчас они учтены по отдельной аналитике на счете 101 и за балансом на счетах 25 и 26).

    В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Если ранее было важно выстроить контроль расчетов с бюджетом, то сейчас на первый план выступает оценка капитализации организаций и качества самих активов.

    Начать пользоваться программой «Контур-Бухгалтерия Бюджет» бесплатно

    Бюджетный учет [year]

    Основные фонды в бюджете на каких счетах?

    Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

    Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

    Понятие бюджетного бухучета

    В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

    К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

    Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

    Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

    Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

    • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
    • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
    • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
    • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
    • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

    ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

    Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

    Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

    Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

    Рассмотрим эти особенности подробнее.

    Отдельные планы счетов

    Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

    Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

    • классифицирует доходы;
    • распределяет виды расходов;
    • показывает, из какого источника организация финансируется;
    • какой вид деятельности является целевым;
    • синтетические и аналитические счета;
    • поступление и выбытие объектов.

    Законодательное регламентирование

    Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

    1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
    2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
      • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
      • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

    Откуда берутся деньги

    Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

    • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
    • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
    • средства по медстрахованию;
    • собственные доходы учреждения и др.

    Отличия в отчетности

    Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

    ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

    Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

    • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
    • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
    • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

    Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

    • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
    • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
    • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
    • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
    • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
    • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

    Отражение средств на балансе

    Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

    1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
    2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
    3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
    4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

    Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

    Оцените статью
    U-Alfa.ru Интернет журнал
    Добавить комментарий