Анализ фонда оплаты труда в бюджетном учреждении

В этой статье:

Содержание
  1. Анализ использования фонда оплаты труда на предприятии
  2. Что собой представляет фонд оплаты труда
  3. Задачи анализа фонда оплаты труда
  4. Кто занимается анализом фонда
  5. Особенности определения ФОТ
  6. Как осуществляется анализ ФОТ
  7. Горизонтальный анализ
  8. Вертикальный анализ
  9. Как выполняется анализ имеющихся отклонений
  10. Анализ трат на зарплаты с точки зрения эффективности
  11. Дополнительная информация
  12. О порядке формирования планового фонда оплаты труда работников учреждений здравоохранения ульяновской области, финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования, приказ министерства здравоохранения ульяновской области от 10 декабря 2012 года №941
  13. Порядок формирования планового фонда оплаты труда работников учреждений здравоохранения Ульяновской области, финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования
  14. 1. Общие положения
  15. 2. Порядок расчета планового фонда оплаты труда учреждения
Рекомендуем!  Отчисления в резервный фонд проводки

Анализ использования фонда оплаты труда на предприятии

Анализ фонда оплаты труда в бюджетном учреждении

Фонд оплаты труда включает в себя расходы, связанные с выплатой зарплат. Это одно из ключевых направлений расходования средств компании. Поэтому состояние фонда должно постоянно находиться в поле зрения руководства. Анализ расходования позволит оперативно выявлять проблемы, устранять их, оптимизировать все процессы.

Что собой представляет фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда – это совокупность средств, истраченных на выплату зарплат, премий, надбавок, доплат, отпускных, компенсационных переводов. Фонд включает в себя и средства, которые только планируются к трате.

Анализ расходов необходим для установления их структуры, пропорционального соотношения. К примеру, соотношения с показателем эффективности труда. На основании исследований можно выявить ожидаемые тенденции, построить эффективную систему оплаты труда.

Задачи анализа фонда оплаты труда

Анализ ФОТ предполагает следующие цели и задачи:

  • Выявление соотношения между текущим показателем фонда и прошлыми/плановыми показателями.
  • Установление отклонений и определение причин их возникновения.
  • Установление соотношения динамики роста продуктивности труда, роста производительности и размера фонда.
  • Обнаружение резервов для выплат.
  • Нахождение методов уменьшения расходов.
  • Установление степени оправданности используемых форм и систем оплаты труда.
  • Исследование динамики роста или уменьшения зарплат.
  • Установление эффективности используемых схем премирования.
  • Создание системы систематического контроля над мерой труда.
  • Формирование путей для предупреждения отклонений от нормативных значений.

К СВЕДЕНИЮ! Анализ осуществляется на основании документации. К примеру, это может быть бухучет, статистическая отчетность и сведения из отдела кадров.

Кто занимается анализом фонда

Ответственность за анализ ФОТ может возлагаться на разных лиц. Если компания совсем небольшая, работой может заняться руководитель или главбух. Если это расширенное производство, деятельность может быть доверена этим сотрудникам:

  • Экономисту.
  • Аналитику.
  • Специалисту по кадрам.

Контроль над деятельностью специалиста может быть доверен представителям бухгалтерского отдела.

Особенности определения ФОТ

Для определения размера фонда используются различные методы. Сначала необходимо установить фактический размер ФОТ. Для решения этой задачи можно использовать эти методы:

  • Определение размера фонда за предыдущий период.
  • Суммирование всех соответствующих показателей, которые содержатся в бухгалтерской отчетности.

Значения, которые включаются в ФОТ, оговорены в статье 255 НК РФ. В частности, это четыре составляющих:

  • Плата за отработанное время.
  • Плата за неотработанное время (к примеру, отпускные, плата за период вынужденных простоев).
  • Единовременные выплаты (премии).
  • Переводы на питание, жилье, профессиональные расходы (к примеру, бензин).

В ФОТ включаются надбавки за переработку, компенсация за вредные условия работы, стоимость товара, который был предоставлен в качестве натуральной платы. Расходы на зарплату учитываются на счете 70. Сальдо его фиксируется в журнале-ордере №10.

Как осуществляется анализ ФОТ

Анализ исполняется по нескольким направлениям. Основными являются горизонтальный и вертикальный анализ.

Горизонтальный анализ

Горизонтальный анализ обеспечивает отслеживание трат на зарплату в динамике. При этом производится сравнение данных за прошедший и текущий период. Если нужна более обширная информация, имеет смысл сравнить текущий период с несколькими предыдущими периодами. Подобный анализ служит этим целям:

  • Установление факторов, влияющих на увеличение или снижение трат на выплату зарплат.
  • Сравнение реальных трат и расходов, которые заложены в смету.

Последняя задача актуальна для бюджетных субъектов.

Вертикальный анализ

При вертикальном анализе устанавливается соотношение ФОТ с другими показателями. Процедура позволяет решить эти задачи:

  • Расчет зарплаты на одного сотрудника.
  • Определение выручки от реализации продукции и услуг на рубль трат на оплату труда.
  • Установление прибыли на рубль расходов на оплату труда.

Что и с чем нужно соотнести? Все зависит от конкретной задачи. К примеру, можно разделить совокупность средств ФОТ на количество сотрудников. Вертикальный анализ проводится в рамках одного отчетного периода.

Как выполняется анализ имеющихся отклонений

Первая задача при анализе ФОТ – установление отклонений. Нужно это по следующим причинам:

  • Обнаружение причин расхождения с составленным планом.
  • Устранение всех факторов, которые влияют на возникновение отклонений.

Для установления отклонений требуется соотнести текущие показатели ФОТ с предыдущими. Для расчетов используется эта формула: АО = ФФОТ – ПФОТ.

В формуле использованы эти значения:

  • АО – абсолютный уровень отклонений.
  • ФФОТ – фактический уровень ФОТ.
  • ПФОТ – планируемое значение ФОТ.

Формула является универсальной, то есть она подходит и для всего юридического субъекта, и для подразделений. Для сопоставления зарплат и исполнения планов потребуется эта формула: ОО = ФФОТ – ПФОТ * К.

В формуле использованы эти значения:

  • К – коэффициент выполнения плана.
  • ФФОТ – фактический показатель фонда.
  • ПФОТ – планируемое значение.

Такие расчеты позволят соотнести отклонение с производительностью труда по субъекту.

Анализ трат на зарплаты с точки зрения эффективности

Существует формула для определения эффективности трат на мотивацию специалистов. В частности, работодателю нужно соотнести темпы роста ФОТ с ростом производительности труда. Для установления нужного значения требуется сделать ряд вычислений. Рассмотрим все их.

Сначала определяется темп увеличения оклада: ИЗ = СЗФ/СЗП.

В формуле применяются эти значения:

  • СЗФ – фактический средний показатель окладов.
  • СЗП – планируемое значение усредненного оклада.

Вычисляем индекс прироста производительности: ИП = ВПФ/ВПП.

В формуле используются эти значения:

  • ВПФ – действительная выработка по организации.
  • ВПП – планируемый показателя выработки.

Высчитывается коэффициент опережения: К = ИП/ИЗ.

В формуле фигурируют эти показатели:

  • ИП – индекс прироста производительности.
  • ИЗ – темп увеличения оклада.

То есть в последней формуле используются значения, найденные в результате предыдущих расчетов. В результате получаем коэффициент. Его также требуется анализировать. Оптимальным можно считать положение, при котором коэффициент превышает единицу. Это свидетельствует о том, что производительность труда растет быстрее, чем заработная плата. Если же полученное значение меньше единицы, это свидетельствует о перерасходе фонда оплаты. Это обозначает эти негативные моменты:

  • Нерациональное увеличение себестоимости продукции.
  • Сокращение объема чистой прибыли.

В ситуации с низким коэффициентом требуется искать способы увеличения эффективности, уменьшать оклады сотрудникам, сокращать персонал.

Дополнительная информация

Для анализа ФОТ важно правильно провести расчеты на основании данных, содержащихся в документах. Но не менее важно верно проанализировать результаты расчетов. Рекомендуется регулярно проводить анализ для отслеживания динамики. Необходимо сравнивать коэффициенты за текущий и предыдущий период.

О порядке формирования планового фонда оплаты труда работников учреждений здравоохранения ульяновской области, финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования, приказ министерства здравоохранения ульяновской области от 10 декабря 2012 года №941

Анализ фонда оплаты труда в бюджетном учреждении

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИПРИКАЗ

от 10 декабря 2012 г. N 941

В целях формирования единого подхода к расчету фонда оплаты труда приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования планового фонда оплаты труда работников учреждений здравоохранения, финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.
2.

Руководителям бюджетных, казенных учреждений здравоохранения Ульяновской области, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, обеспечить формирование планового фонда оплаты труда работников, финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования, в соответствии с утвержденным Порядком, начиная с планового периода 2013 года.
3.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора департамента финансов и государственных закупок — начальника отдела финансирования, экономического анализа и планирования Министерства здравоохранения Ульяновской области Золотову М.В.

Министр
В.Г.КАРАУЛОВА

Порядок формирования планового фонда оплаты труда работников учреждений здравоохранения Ульяновской области, финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования

Приложениек приказу Министерства здравоохраненияУльяновской областиот 10 декабря 2012 г. N 941

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок разработан в целях единообразного планирования и расходования средств на оплату труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения Ульяновской области, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области.
1.2.

В соответствии с настоящим Порядком бюджетные, казенные учреждения здравоохранения определяют потребность средств на оплату труда персоналу (далее — годовой фонд оплаты труда) для обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг и (или) для обеспечения выполнения установленного задания на оказание медицинской помощи в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования (далее — государственного задания).
1.3. Годовой фонд оплаты труда определяется отдельно по основным источникам финансирования — областной бюджет Ульяновской области, средства обязательного медицинского страхования.
1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке.
1.4.1. Основные подразделения учреждения здравоохранения — структурные (профильные) подразделения стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, станции (подразделения) скорой медицинской помощи, в которых пациенту оказывается медицинская помощь (лечебные и профилактические услуги).
1.4.2. Параклинические отделения учреждения здравоохранения — структурные подразделения стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, в которых пациенту оказываются диагностические услуги (диагностика лабораторная, в т.ч. клинико-диагностические, бактериологические, биохимические, иммуносерологические, цитологические исследования и т.п., диагностика лучевая, функциональная, эндоскопическая и т.п.), услуги вспомогательных служб (кабинеты по видам физиотерапевтической помощи, в том числе кабинет массажа, лечебной физкультуры и т.п.).
1.4.3. Общеучрежденческий медицинский персонал учреждения здравоохранения — персонал общеучрежденческих подразделений (аптека, процедурный кабинет, централизованное стерилизационное отделение, патологоанатомическое отделение, регистратура, справочное бюро, кабинет (отдел) медицинской статистики), обеспечивающих деятельность учреждения.
1.4.4. Прочий персонал учреждения здравоохранения — персонал, не относящийся к категории медицинских работников (пищеблок, прачечная, административно-управленческий персонал (работники отдела кадров, бухгалтерии, инженеры, экономисты, программисты, операторы, начальника служб и т.п.), прочий хозяйственный персонал(слесари-сантехники, уборщики, дворники и пр.), обеспечивающий деятельность учреждения.

2. Порядок расчета планового фонда оплаты труда учреждения

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий