Промежуточный ликвидационный баланс в налогоплательщике юл

В этой статье:

Содержание
  1. Инструкция. Форма Р15001 при ликвидации ООО
  2. Титульный лист
  3. Лист «А»
  4. Лист «Б»
  5. Обязательно ли заверять форму р15001 у нотариуса?
  6. Добровольная и принудительная ликвидация
  7. 1. Решение  о  ликвидации  и уведомление налогового  органа
  8. 2. Публикация  сведений  о  ликвидации  в  «Вестнике госрегистрации» и уведомление кредиторов
  9. 3. Инвентаризация 
  10. 4. Увольнение  сотрудников,  уведомление  службы  занятости
  11. 5. Бухгалтерский,  налоговый учет и отчетность
  12. 6. Выездная  налоговая  проверка
  13. 7. Промежуточный  ликвидационный баланс
  14. Налогоплательщик юл ликвидационный баланс
  15. Процесс ликвидации ООО
  16. Что это такое
  17. Форма (бланк) промежуточного ликвидационного баланса
  18. Как составить ликвидационный баланс в налогоплательщике. предъявленных кредиторами ликвидируемому
  19. Предпосылки
  20. Порядок действий
  21. Отчетность
  22. Снятие с учета
  23. Промежуточный ликвидационный баланс
  24. Баланс предприятия
  25. Как заполняется отчетность?
  26. Нюансы
  27. Очередность кредиторов
  28. Ликвидационный баланс: образец

Инструкция. Форма Р15001 при ликвидации ООО

Промежуточный ликвидационный баланс в налогоплательщике юл

Ликвидационный баланс может быть промежуточным и окончательным. Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации. На момент 2017 года установленной формы промежуточного ликвидационного баланса для не бюджетных коммерческих организаций не предусмотрено.

Рекомендуем!  В какой части баланса показывают прибыль компании?

Промежуточный ликвидационный баланс рекомендуется подать на регистрацию вместе с уведомлением о ликвидации юридического лица по форме Р15001.

Обратите внимание, что прямая обязанность  подавать в ФНС сам промежуточный ликвидационный баланс не предусмотрена законом, вместе с тем многие налоговые инспекции  продолжают его требовать.

Заполнение формы Р15001 аналогично заполнению уведомления о начале ликвидации и назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора, но есть небольшие нюансы.

Титульный лист

Титульный лист содержит два раздела. В первый раздел вносятся основные сведения о юридическом лице: ОГРН (пункт 1.1), ИНН (пункт 1.2), полное наименование организации (пункт 1.3).

Во втором разделе потребуется поставить галочку  необходимо напротив определенного пункта, который соответствует причине, по которой предоставляется данное уведомление. В данном случае не ставим галочки в пунктах 2.1 и 2.2, зато ставим гаочкув пункте 2.3.

Следующие листы заполняются аналогично уведомлению о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Лист «А»

Лист «А» состоит из двух страниц  предназначен для того, чтобы указать состав сформированной ликвидационной комиссии или обозначить человека, который занимается закрытием компании (ликвидатора).

В разделе 1 следует поставить одну цифру в зависимости от того, кто непосредственно занимается процессом ликвидации фирмы. Если комиссия, то впишите цифру «1», а если назначен один человек, то цифру «2».

Во разделе 2 Вы указываете дату назначения ликвидационной  комиссия или ликвидатора. Полное ФИО председателя ликвидационной комиссии или ликвидатора пишется в  разделе 3, его ИНН – в разделе 4. Указывать его требуется в обязательном порядке, иначе ФНС может выдать отказ в регистрации Вашего уведомления о ликвидации.

В разделе 5 напишите дату и место рождения ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии), в разделе 6 – его паспортные данные.  В разделе 7 указывается адрес места жительства председателя ликвидационной комиссии или ликвидатора в соответствие с  данным в КЛАДРе.

В разделе 8 напишите контактный телефон, по которому можно связаться с председателем ликвидационной комиссии или ликвидатором. При заполнении показателя «контактный телефон» номер телефона указывается без пробелов и прочерков. Номер стационарного телефона указывается с междугородным телефонным кодом.

Каждая скобка и знак «+» указывается в отдельном знакоместе. Обязательно ли указывать номер телефона – является дискуссионным вопросом. У каждого налогового органа свои «пунктики», но наличие судебной практики об отказах в регистрации из-за отсутствия контактного телефона, заставляет задуматься —  стоит ли рисковать.

Ведь в регистрационных формах не существует незначительных помарок.

Лист «Б»

Лист «Б» состоит из трех страниц и содержит полную информацию о заявителе. Если в разделе 1 Вы проставили цифру «1»   – учредитель (участник) — физическое лицо», то заполняйте разделы 5 и 6. Если указана цифра «2» –  учредитель (участник) — юридическое лицо, заполняется раздел 2, раздел 3 (если от имени юридического лица – участника выступает управляющая организация), раздел 5, раздел 6. Если в качестве заявителя указан  орган, принявший решение о ликвидации – цифра «3», то заполняются разделы с 4 до 6. Если же документы подготовил председатель ликвидационной комиссии  или ликвидатор  цифра «4», то заполнению подлежать пункты 5 и 6.

Согласно приказу ФНС России от 25 января 2012 г. №  ММВ-7-6/25@ (в ред. (ред. от 25.05.2016г.), в случае представления заявления ликвидатором (код заявителя 4), заполняется только раздел 6. Но несмотря на это, «Документовед» советует Вам заполнить и раздел 5 – «Сведения о заявителе».

Обязательно ли заверять форму р15001 у нотариуса?

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые предусматривают, что подпись на уведомлении о ликвидации можно не заверять нотариально, если уведомление подано через информационно-телекоммуникационные сети в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Во всех других случаях нотариальное заверение подписи заявителя обязательно.

Добровольная и принудительная ликвидация

Промежуточный ликвидационный баланс в налогоплательщике юл

18.09.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 8 (113), сентябрь 2019.

У бухгалтера процесс ликвидации всегда вызывает целый ряд вопросов: во-первых, с ним не так часто приходится сталкиваться; во-вторых, многие бухгалтерские процедуры недостаточно регламентированы с нормативной точки зрения.

В этой статье рассмотрим основные вопросы ликвидации коммерческих организаций (самые распространенные это, конечно, ООО и АО), вызывающие интерес у бухгалтера: особенности бухучета на каждом этапе, порядок формирования бухгалтерской отчетности, способы снижения налоговых рисков и риска назначения выездной налоговой проверки.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) юридические лица могут ликвидироваться в добровольном и принудительном (по решению суда) порядке. В отдельный вид прекращения деятельности можно выделить банкротство, потому что оно во многом отличается от обычных процедур ликвидации и регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Что такое ликвидация с юридической точки зрения? В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица ― это прекращение его существования с исключением из реестра юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим организациям.

Причины добровольной ликвидации  не ограничены законодательно и могут быть самые разные: противоречия между учредителями, достижение поставленных перед организацией целей, недостаточная эффективность работы компании.

Ни для кого не секрет, что многие компании прибегают к добровольной ликвидации, считая ее эффективным инструментом снижения рисков выездной налоговой проверки в будущем. Ведь пройти выездную проверку налоговой инспекции без налоговых доначислений в условиях современного налогового законодательства практически невозможно даже для самой правильно работающей компании.

Налоговые органы, разумеется, тоже знают об этой практике, поэтому процедура добровольной ликвидации находится под их пристальным вниманием, что создает дополнительные сложности для бухгалтера. В любом случае нет необходимости обосновывать свое решение о ликвидации документально (хотя на практике налоговые органы задают в процессе ликвидации такие вопросы).

Важно отметить, что законодательством предусмотрены случаи, когда организация обязана подать документы на ликвидацию.

Исходя из положений гражданского законодательства компании (АО и ООО) в случае критического уменьшения чистых активов должны сами объявить о своей ликвидации (п. 4 ст. 90 и 99 ГК РФ).

Кроме того, контрагенты, акционеры или налоговые органы могут самостоятельно обратиться в суд с требованием ликвидировать общество в такой ситуации. Некоторые эксперты считают эту норму устаревшей, и судебная практика, в основе которой лежит Постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 № 14-П, часто говорит в пользу организаций, сумевших доказать, что организация может стабильно работать и рассчитываться с кредиторами даже при отрицательных чистых активах на протяжении нескольких лет.

В любом случае бухгалтеры могут взять на заметку, что по окончании года одновременно с рядом других процедур необходимо рассчитывать стоимость чистых активов компании и доводить эту информацию до руководства.

Кроме снижения размера чистых активов, принудительная ликвидация  по решению суда может произойти по инициативе госорганов в случаях, если были выявлены нарушения при регистрации организации: организация ведет деятельность без предусмотренных законодательством разрешений  или с нарушением закона (в частности, не находится по своему юридическому адресу), а также в ряде иных случаев (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Еще одним отдельным видом прекращения деятельности организации можно назвать исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налоговых органов. Решения суда для него не требуется.

Налоговый орган ― единственная (кроме суда) инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний.

Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности.

Это, пожалуй, тот редкий случай, когда от бухгалтера не потребуется каких-либо специальных действий.

Рассмотрим основные этапы ликвидации организации, зная о которых бухгалтер сможет планировать свою работу.

1. Решение  о  ликвидации  и уведомление налогового  органа

Ликвидация организации начинается либо с принятия решения о ликвидации на общем собрании участников, либо с решения суда. Но после решения суда в любом случае должно быть организовано общее собрание участников, на котором назначается ликвидационная комиссия либо ликвидатор (далее по тексту ― ликвидационная комиссия), к которым переходят все полномочия руководителя организации.

В дальнейшем, независимо от причин ликвидации, основные процедуры будут проходить одинаково.

После утверждения ликвидационной комиссии в регистрирующий (налоговый) орган подается уведомление о ликвидации юридического лица с приложением решения о ликвидации по форме № Р15001. В эту форму вносят сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и на ее основании в ЕГРЮЛ появляется запись о процедуре ликвидации.

2. Публикация  сведений  о  ликвидации  в  «Вестнике госрегистрации» и уведомление кредиторов

Сразу после подачи заявления в налоговый орган или спустя некоторое время (сроки здесь не регламентированы) ликвидационная комиссия публикует сведения о начале процесса ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ), для того чтобы кредиторы могли предъявить свои требования к организации. Также сообщается о порядке и сроке предъявления таких требований, который не может превышать двух месяцев с момента публикации.

Помимо сообщения в «Вестнике», ликвидационной комиссии необходимо в письменном виде персонально уведомить всех известных ей кредиторов, перед которыми у организации имеется задолженность (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

3. Инвентаризация 

В ходе ликвидации в организации обязательно должна проводиться инвентаризация (ст. 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Некоторые эксперты рекомендуют проводить инвентаризацию уже перед составлением ликвидационного баланса, ориентируясь, видимо, на п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

На мой взгляд, целесообразнее  провести инвентаризацию в самом начале процедуры ликвидации, чтобы заблаговременно обеспечить ликвидационную комиссию актуальными данными о составе кредиторов организации, которых она должна уведомить, и о составе активов, которые понадобятся для удовлетворения их требований.

В ходе инвентаризации рекомендую провести сверку расчетов с бюджетом, чтобы выявить и вернуть переплаты или погасить задолженности. Наличие задолженности в виде нескольких копеек, например по пеням, может послужить отказом в принятии окончательного решения по ликвидации.

4. Увольнение  сотрудников,  уведомление  службы  занятости

В связи с ликвидацией на основании п. 1 ст. 81, ст. 178 и 180 Трудового кодекса РФ все работники подлежат увольнению. Об этом их необходимо уведомить под подпись за два месяца до увольнения, а также направить уведомление в службу занятости. Увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудо устройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Поскольку работа бухгалтера в ликвидируемой организации потребуется вплоть до исключения организации из ЕГРЮЛ, рекомендую заключить с бухгалтером гражданско-правовой договор оказания бухгалтерских услуг и по возможности оплатить его услуги авансом.

5. Бухгалтерский,  налоговый учет и отчетность

В п. 3 ст. 6 Закона № 402ФЗ сказано, что бухгалтерский учет ведется непрерывно до даты прекращения деятельности организации в результате ликвидации. Также в п. 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусмотрено, что обязанности организации по уплате налогов прекращаются в связи с ликвидацией после проведения всех расчетов с бюджетом.

6. Выездная  налоговая  проверка

Больше всего бухгалтеры опасаются процедуры ликвидации потому, что после объявления начала ликвидации организации налоговый орган должен принять решение о выездной налоговой проверке со всеми возможными вытекающими из нее негативными последствиями.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организацииналогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. То есть даже если Вас проверяли полгода назад, то в случае ликвидации к Вам могут прийти снова (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Сразу отмечу, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций налоговым законодательством не установлена (Постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 № А6043521/2014). То есть это право, а не обязанность налогового органа.

На практике, как правило, ликвидируемые организации с нулевой отчетностью или организации с несущественными оборотами не представляют интереса для налоговых органов в целях выездной налоговой проверки. Какие обороты считать существенными ― зависит от региона РФ и города, четких критериев здесь нет. К примеру, в Алтайском крае, который относится к числу «бедных» дотационных регионов, к «зоне риска» относим годовую выручку в 50 млн рублей для предприятий на общей системе налогообложения.

В соответствии с п. 2.1 Методических указаний, утвержденных Приказом ФНС России № САЭ-3-09/257@ от 25.04.2006, структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации, направляет в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел по работе с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок и др.) служебную записку с указанием сведений о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении ликвидируемой организации в установленном внутриведомственным актом порядке.

Таким образом, сразу несколько отделов налоговой инспекции независимо друг от друга начинают проверку в отношении ликвидируемой организации.

В своей работе в городе Барнауле Алтайского края при начале процедуры ликвидации со стороны налоговых органов в отношении ликвидируемых организаций мы наблюдаем поступление разнообразных писем информационного характера, запросов и требований, в которых просят:

  • пояснить причины ликвидации;
  • пояснить наличие или предоставить расшифровки кредиторской задолженности (ведь при ликвидации в случае непогашения она должна быть признана внереализационным доходом);
  • предоставить пояснения о составе или планируемой реализации запасов и основных средств (налоговые органы должны убедиться, что до момента ликвидации данное имущество будет реализовано и с этой реализации будут оплачены все налоги);
  • предоставить пояснения по валютным операциям, если в базе налоговых органов имеются данные о поступавших авансах или займах в иностранной валюте (в данном случае контролируются экспортные контракты на предмет погашения задолженности в валюте иностранными покупателями).

Чаще всего данные запросы поступают в виде информационных писем, а не требований, на которые налогоплательщик имеет право и не отвечать.

Но поскольку мы понимаем, что на основании совокупного анализа данных различными отделами налогового органа будет приниматься решение о выездной налоговой проверке, мы рекомендуем не оставлять эти письма без внимания.

Рекомендуем дать налоговым органам все необходимые пояснения, при необходимости ― с приложением оборотно-сальдовых ведомостей и первичных документов, а также сформулировать письменные обязательства о том, что вся бухгалтерская и налоговая отчетность будет сдана в срок и будут оплачены все необходимые налоговые платежи и страховые взносы.

Если ликвидация организации планируется заблаговременно, то главному бухгалтеру в конце отчетного года, предшествующего ликвидации, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности целесообразно провести подготовительную работу, в том числе анализ предстоящих налоговых платежей, связанных с возможной реализацией активов и дебиторской задолженности в процессе ликвидации; проверить наличие сумм непогашенной кредиторской задолженности, наличие крупных сумм в подотчете и займов, выданных учредителям. В частности, можно списать недостачу запасов, выявленную при инвентаризации, проверить свое временность списания материалов (производственных и хозяйственных, ГСМ), проанализировать и по возможности максимально погасить имеющуюся кредиторскую задолженность (в частности, провести сверки с контрагентами и оформить зачеты встречных требований). А также выплатить дивиденды учредителям и погасить любые долги перед бюджетом.

До момента ликвидации необходимо довести до руководства/учредителей информацию о том, что передача им активов, оставшихся после расчетов с кредиторами, будет облагаться НДС у ликвидируемой организации и НДФЛ у учредителей сверх сумм их первоначальных взносов в уставный капитал. Если осуществляется передача имущества (недвижимости, транспортных средств, остатков материалов или товаров), то стоимость такого имущества для целей налогообложения будет определяться по рыночной стоимости.

Если заранее позаботиться обо всех этих вопросах и если ликвидируемая организация являлась добросовестным налогоплательщиком в период осуществления деятельности, то выездной налоговой проверки во многих случаях можно избежать. Иногда, чтобы не назначать выездную проверку, налоговый орган присылает запрос, по которому необходимо предоставить фактически весь объем бухгалтерской документации (включая первичную) за последние два-три года.

Такой объем затребованной документации может вызвать шок у бухгалтера. Рекомендую в этом случае начать взаимодействие с проверяющим инспектором и попробовать договориться о предоставлении разумного объема документов, необходимых для исключения выездной проверки.

В любом случае при получении такого требования можно уведомить налоговый орган о невозможности предоставления данного объема документов в срок с обязательным указанием срока, в который Вы готовы предоставить данные документы.

В целом можно отметить: чем крупнее компания, тем риск выездной налоговой проверки выше.

7. Промежуточный  ликвидационный баланс

Налогоплательщик юл ликвидационный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс в налогоплательщике юл

Прекращение деятельности общества и его ликвидации всегда находится под пристальным вниманием госорганов. С момента регистрации ликвидации получить какое-либо удовлетворение по долгам общества будет практически невозможно.

В связи с этим закон детально регламентирует процедуру ликвидации ООО, устанавливая требования об уведомлении кредиторов, публикации сообщения о начатой процедуре в официальном печатном органе, сообщении о процессе ликвидации налоговикам.

Одним из случаев, когда нужно уведомить инспекцию, является момент, когда утвержден промежуточный ликвидационный баланс. Форма Р15001, образец заполнения которой вы найдете ниже, составлена именно для такого случая.

Процесс ликвидации ООО

Процесс ликвидации начинается с принятия решения участниками общества или единственным участником о ликвидации. Такое решение оформляется либо протоколом (если участников несколько) либо решением единственного участника.

Сообщение о начатой ликвидации направляется в налоговый орган. Для этого применяется форма Р15001. Ликвидация ООО требует направления данной формы в нескольких случаях:

  • для сообщения о начале этого процесса;
  • для сообщения о назначении комиссии по ликвидации или ликвидатора;
  • для сообщения об утверждении промежуточного баланса.

Образец заполнения формы р15001 при ликвидации ооо вы найдете на нашем сайте.

Кроме принятия решения непосредственно о ликвидации общества участники (участник) общества должны решить вопрос о ликвидаторе или назначении комиссии по ликвидации. Именно они будут осуществлять управление деятельностью ООО, находящегося в процессе ликвидации, а также выполнять иные необходимые действия, в том числе осуществлять работу с кредиторами, принимать меры по установлению имущества общества.

Сообщение о начале ликвидации должно быть размещено в уполномоченном печатном издании – Вестник государственной регистрации. Кроме того, кредиторам должно быть сделано уведомление о том, что общество ликвидируется. Срок для предъявления требований кредиторов должен составлять не менее 2-х месяцев. Сведения об этом сроке указываются в опубликованном сообщении.

После принятия решения о ликвидации по закону сроки выполнения обязательств ООО считаются наступившими, а кредиторы имеют право заявлять о своих требованиях. Эти требования адресуются компании, а комиссия по ликвидации или ликвидатор их фиксируют и формируют реестр данных требований.

В дальнейшем после окончания срока для предъявления кредиторских требований начнется работу по их погашению. Если имущества компании будет достаточно, то все требования будут удовлетворены. Если же имущества окажется мало, то компанию нужно будет объявлять банкротом, а долги гасить в порядке очередности, удовлетворяя сначала требования кредиторов одной очереди, затем последующей и т.д.

Комиссия по ликвидации проводит данную работу с кредиторами, а также принимает меры для выявления имущества общества. Для этого проводится обязательная инвентаризация . Предварительным итогом всей проделанной работы является промежуточный баланс.

Официальной формы этого баланса нет, поэтому его составляют в произвольной форме, используя формы бухгалтерского баланса, дополняя необходимыми сведениями. Образец промежуточного баланса при ликвидации ООО вы можете найти и скачать здесь. Утверждают такой баланс также участники общества либо его единственный учредитель.

Сведения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса направляются в налоговый орган также как и заявление о ликвидации ООО по форме Р15001. Ниже приведен образец ее заполнения.

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации (если только ликвидационной комиссией не был установлен больший срок для предъявления требований со стороны кредиторов).

Предварительная подготовка данных и само составление промежуточного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя формально по закону эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

Форма (бланк) промежуточного ликвидационного баланса

На 2019 год установленной формы промежуточного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений). Поэтому её необходимо разработать самостоятельно.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Как составить ликвидационный баланс в налогоплательщике. предъявленных кредиторами ликвидируемому

Промежуточный ликвидационный баланс в налогоплательщике юл

Заполнение формы Р15001 аналогично заполнению уведомления о начале ликвидации и назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора, но есть небольшие нюансы.

Титульный лист содержит два раздела. В первый раздел вносятся основные сведения о юридическом лице: ОГРН (пункт 1.1), ИНН (пункт 1.2), полное наименование организации (пункт 1.3).

Во втором разделе потребуется поставить галочку необходимо напротив определенного пункта, который соответствует причине, по которой предоставляется данное уведомление. В данном случае не ставим галочки в пунктах 2.1 и 2.2, зато ставим гаочкув пункте 2.3.

Следующие листы заполняются аналогично уведомлению о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Лист «А» состоит из двух страниц предназначен для того, чтобы указать состав сформированной ликвидационной комиссии или обозначить человека, который занимается закрытием компании (ликвидатора).

В разделе 1 следует поставить одну цифру в зависимости от того, кто непосредственно занимается процессом ликвидации фирмы. Если комиссия, то впишите цифру «1», а если назначен один человек, то цифру «2».

Во разделе 2 Вы указываете дату назначения ликвидационной комиссия или ликвидатора. Полное ФИО председателя ликвидационной комиссии или ликвидатора пишется в разделе 3, его ИНН — в разделе 4. Указывать его требуется в обязательном порядке, иначе ФНС может выдать отказ в регистрации Вашего уведомления о ликвидации.

В разделе 5 напишите дату и место рождения ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии), в разделе 6 — его паспортные данные. В разделе 7 указывается адрес места жительства председателя ликвидационной комиссии или ликвидатора в соответствие с данным в КЛАДРе.

В разделе 8 напишите контактный телефон, по которому можно связаться с председателем ликвидационной комиссии или ликвидатором. При заполнении показателя «контактный телефон» номер телефона указывается без пробелов и прочерков. Номер стационарного телефона указывается с междугородным телефонным кодом.

Каждая скобка и знак «+» указывается в отдельном знакоместе. Обязательно ли указывать номер телефона — является дискуссионным вопросом. У каждого налогового органа свои «пунктики», но наличие судебной практики об отказах в регистрации из-за отсутствия контактного телефона, заставляет задуматься — стоит ли рисковать.

Ведь в регистрационных формах не существует незначительных помарок.

https://www.youtube.com/watch?v=-2P9vs9VVeA

Лист «Б» состоит из трех страниц и содержит полную информацию о заявителе. Если в разделе 1 Вы проставили цифру «1» — учредитель (участник) — физическое лицо», то заполняйте разделы 5 и 6. Если указана цифра «2» — учредитель (участник) — юридическое лицо, заполняется раздел 2, раздел 3 (если от имени юридического лица — участника выступает управляющая организация), раздел 5, раздел 6. Если в качестве заявителя указан орган, принявший решение о ликвидации — цифра «3», то заполняются разделы с 4 до 6. Если же документы подготовил председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор цифра «4», то заполнению подлежать пункты 5 и 6.

Согласно приказу ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected] (в ред. (ред. от 25.05.2016г.), в случае представления заявления ликвидатором (код заявителя 4), заполняется только раздел 6. Но несмотря на это, «Документовед» советует Вам заполнить и раздел 5 — «Сведения о заявителе».

  • ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ЗАВЕРЯТЬ ФОРМУ Р15001 У НОТАРИУСА?

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые предусматривают, что подпись на уведомлении о ликвидации можно не заверять нотариально, если уведомление подано через информационно-телекоммуникационные сети в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Во всех других случаях нотариальное заверение подписи заявителя обязательно.

Прекращение деятельности организации без перехода обязательств к правопреемникам называется ликвидацией. В этот период налоговая тщательно проверяет отчетность фирмы. Организация рассчитывается по своим обязательствам. Имущество распределяется между участниками.

Предпосылки

Решение о ликвидации принимает собрание участников общества. Оно же назначает комиссию, которая оформляет все документы и проводит инвентаризацию. Фирма обязана сообщить о прекращении деятельности в налоговую через 3 дня после принятия решения и предоставить ликвидационный баланс. За нарушение сроков предусмотрен штраф в сумме 5 тыс. руб. (ст. 129.1 НК). Регистрирующий орган делает пометку в ЕГРЮЛ о том, что организация находится на стадии ликвидации. С этого момента запрещается вносить корректировки в учредительные документы.

Порядок действий

Комиссия публикует в СМИ, занимающиеся сбором и предоставлением информации о госрегистрации юр. лиц, данные о ликвидации предприятия, о порядке предъявления требований кредиторами. Срок принятия заявок составляет минимум два месяца с момента публикации.

Инспекция проводит выездную проверку. Если проблем не возникает, то принимает промежуточный, ликвидационный баланс. В первом указываются данные о состоянии активов и пассивов, стоимость имущества, наличие задолженности. Второй составляется после проведения всех расчетов. Имущество распределяется между собственниками. Статьи баланса обнуляются. Фирма получает статус прекратившей деятельность после исключения из Единого госреестра.

Отчетность

Законодательно не утверждены формы ликвидационного и промежуточного балансов предприятий (кроме банков и госучреждений). Поэтому организации разрабатывают их самостоятельно. За основу принимается стандартный баланс (форма № 1), в который добавляются некоторые реквизиты. Отчетность составляется в соответствии с требованиями ПБУ 4/99.

После предоставления в налоговую «нулевой» отчетности компания снимается с учета. Утверждение ликвидационного баланса осуществляется по тем же правилам, что и промежуточного. Окончательный отчет может быть прибыльным или убыточным. Комиссия передает в распоряжение участников имущество, оставшееся после всех расчетов. Она же закрывает счет в банке. Для этого составляется заявление и готовится копия решения о ликвидации. Банк должен подготовить справку и сделать пометку в ликвидационной карте. Только после этого ФНС примет заявление о ликвидации.

Снятие с учета

Для госрегистрации ликвидации юр. лица предоставляются такие документы:

  • заявление, в котором указывается, что соблюден порядок снятия с учета организации, все расчеты завершены;
  • ликвидационный баланс предприятия;
  • платежка об уплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий уведомление ПФР о снятии компании с учета.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется в пятидневный срок после дня представления документов. После внесения изменений в ЕГРЮЛ деятельность юрлица считается завершенной.

Промежуточный ликвидационный баланс

В нем отображается имущественное состояние предприятия до начала реализации активов. Этот отчет может составляться несколько раз. Количество зависит от длительности ликвидационного процесса, требований учредителей и кредиторов.

В него нужно включить данные о составе имущества: перечень ОС, НМА, НЗП, запасов, денежных средств, данные о состоянии расчетов, авансов, требований кредиторов с указаниями по каждой статье. Отдельной графой указываются результаты рассмотренных требований комиссией.

Задолженность, полностью погашенная на этапе составления отчетности, в ликвидационный баланс не включается. В промежуточной отчетности указываются суммы долгов, списанные до и после истечения их срока.

Баланс предприятия

В таблице показано имущественное состояние предприятия до начала процесса ликвидации.

Наименование Код строки Сумма, тыс. руб.
АКТИВ
НМА 01 500
НЗП 20 9,95
Денежные средства 50 0,05
Прочие дебиторы 62 700
Убытки 99 890
ИТОГО 2100
ПАССИВ
УК 80 100
Кредиты 66 150
Зарплата 70 250
Расчеты с бюджетом 68 300
Прочие кредиторы 60 1300
ИТОГО 2100

В ликвидируемой организации чаще всего есть убыток, отсутствуют ликвидные активы, задолженность получить невозможно, имеющиеся ОС хотят разделить учредители. Работа предприятия делится на этапы: до принятия решения о ликвидации и после него. Когда предприятие нормально работает, у него отображаются стандартные статьи затрат: производственные, оплата труда, налоги. Как только стает вопрос о снятии с учета, появляются новые: итоги инвентаризации, публикация данных, постоянные расходы, зарплата членов комиссии, корректировка расчетов.

Промежуточный бухгалтерский баланс ООО (для лучшего восприятия используем таблицу) имеет вид:

Наименование Код строки Сумма, тыс. руб.
АКТИВ
НМА 01 500
Денежные средства 50
Прочие дебиторы 62 390
Убытки 99 590
ИТОГО 1780
ПАССИВ
УК 80 100
Кредиты 66 100
Зарплата 70 140
Расчеты с бюджетом 68 140
Прочие кредиторы 60 1300
ИТОГО 1780

Как заполняется отчетность?

Остатки переносятся из последнего сданного баланса в налоговую. В промежуточной отчетности дебиторская задолженность и обязательства не делятся. С момента открытия производства срок всех обязательств считается наступившим, то есть период их обращения составляет менее года.

Активы отражают по реальной стоимости, которая подтверждена актом оценщика. Это особенно важно, если ОС на балансе числились по завышенной цене. Если реализация активов показала, что расчеты не обоснованы, следует пересмотреть результаты. Ценные бумаги указываются с учетом котировок.

Если контрагента признают банкротом, то взыскать задолженность с него не получится. Такие суммы в обычном отчете должны отображаться с дисконтом, а в ликвидационном – вообще отсутствовать. Впоследствии комиссия должна подать иск в суд на контрагента, чтобы взыскать задолженность.

Нюансы

Суммы добавочного, резервного капитала, фондов, прибыли, доходов следующих периодов, причины появления которых не ясны, необходимо исключить. Неликвидные ЦБ, просроченная задолженность с учетом резервов подлежат списанию. Эти суммы обычно не оказывают влияния на сальдо счета 99. НДС по оприходованным без оплаты ценностям не предъявляется. Поставщик не получит денежные средства. Это будет считаться внеочередным удовлетворением требований. В отчетности отражаются суммы задолженности предъявленной и списанной до срока, установленного комиссией. Утвержденный баланс согласовывается с госорганами.

Очередность кредиторов

Если имеющихся у организации денежных средств недостаточно для удовлетворения требований, комиссия занимается продажей имущества через публичные торги. Если суммы, вырученной от продажи активов, не хватает для выполнения обязательств, комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом.

Выплата сумм кредиторам ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке очередности, установленной ГК РФ. Задолженность кредиторов третьей и четвертой очереди погашается через месяц после утверждения промежуточного баланса.

Очередность погашения обязательств:

  • сначала удовлетворяются требования граждан, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда здоровью и морального ущерба;
  • проводятся расчеты по выплате зарплаты лицам, работающим по трудовому договору, а также авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • оплата обязательств перед бюджетом и во внебюджетные фонды;
  • расчеты с прочими кредиторами.

После погашения всех обязательств комиссия составляет ликвидационный баланс и подает его на утверждение участникам. Оставшиеся активы распределяются между учредителями.

Последний бухгалтерский баланс ООО составляется за день до подачи заявления в ЕГРЮЛ. Он составляется на основе ликвидационного отчета и данных о хозяйственных операциях, которые осуществлялись после утверждения оного и до внесения изменений в реестр.

Ликвидационный баланс: образец

Участники ЗАО приняли решение прекратить деятельность фирмы. Последний баланс предприятия был составлен 31.12.2014 года.

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий