Отличительные особенности унитарных предприятий

Отличительные особенности государственных унитарных предприятий

Отличительные особенности унитарных предприятий

Государственное унитарное предприятие (сокращенно – ГУП) являет собой коммерческую организацию, не имеющую собственного имущества.

Оно вверяется хозяйствующему субъекту на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Имущественные объекты используются для извлечения прибыли.

Имущественные фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий пополняются за счет имущества государственных структур — субъектов РФ или муниципальных образований.

Такое отчуждаемое имущество не может быть передано третьим лицам, ни юридическим, ни физическим.

Оно полностью находится в собственности правительственных органов и в случае закрытия такой компании возвращается в ведение госструктур.

Главной целью создания ГУП является решение государственных задач при помощи предпринимательской деятельности.

К примеру, это могут быть предприятия общественного питания или фабрики по пошиву одежды, реализующие продукцию населению по минимально возможным ценам.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется нормами ГК РФ и Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ.

Именно закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях раскрывает суть этих коммерческих организаций, регламентирует их права и ответственность перед государством.

Особенности госпредприятий

Как и любое другая коммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия имеют устав, в котором содержится подробная информация о правилах функционирования этого хозяйствующего субъекта.

В уставе прописывается, какой орган государственной власти владеет переданным имуществом.

Руководителем унитарного предприятия назначается физическое лицо, которому государственная власть передаст полномочия по управлению организацией.

Что касается источников формирования имущества ГУП, то это не только имущество, переданное государственными органами.

К другим источникам могут быть отнесены:

  • прибыль, полученная от осуществления коммерческой деятельности,
  • кредиты банковских учреждений,
  • дотации и субсидии из бюджета,
  • пожертвования или добровольные взносы физических или юридических лиц и др.

В наименовании ГУП обязательно должна присутствовать фраза «государственное предприятие».

Унитарное предприятие данного типа не несет никакой ответственности по обязательствам государственного органа, передавшего имущество для осуществления коммерческой деятельности.

Оно не имеет права открывать дочерние предприятия.

Каждое вновь созданное предприятие обязано предоставить соответствующие данные в органы статистики для внесения его в единый государственный регистр предприятий и организаций.

При внесении данных в ЕГРПО госпредприятию присваиваются соответствующие коды, в том числе ОКПО, ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ.

Виды государственных унитарных предприятий

Государственные и муниципальные предприятия делятся на два типа в зависимости от того, на каких условиях им передано имущество.

Разделение данных хозяйствующих субъектов такое: основанные (1) на праве хозяйственного ведения или (2) на праве оперативного управления.

[1]. Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения

Данные хозяйствующие лица используют имущество для получения прибыли. Имущественные ценности передаются субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Организация имеет устав в качестве главного учредительного документа, в котором отражается информация о величине уставного фонда, а также о направлениях и цели деятельности организации.

Размер уставного фонда должен быть не менее 5000 МРОТ.

Государство не отвечает по обязательствам хозяйствующего субъекта, то есть не берет на себя долги предприятия. Государство примет на себя долги и обязательства, только если банкротство и крах предприятия было спровоцировано действиями собственника имущественных средств.

[2]. Госпредприятия на праве оперативного управления

Данные хозяйствующие субъекты позиционируются как казенные предприятия. Они создаются также на основании устава как главного учредительного документа.

Закон о государственном предприятии гласит о том, что сама компания не имеет права распоряжаться переданными ей имущественными средствами, а только на основании решений, принимаемых его полноправным владельцем.

Собственник может изъять излишне переданное или не используемое имущество, либо используемое, но не по прямому его назначению.

Владелец имущества наделен ответственностью по долгам или обязательствам унитарного предприятия, только такая ответственность считается субсидиарной, то есть по всем долгам и обязательствам отвечает сама компания и собственник имущественных ценностей.

Государственные коммунальные предприятия

Такие предприятия могут обладать имуществом как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления.

В качестве такого имущества передается коммунальная собственность, и при этом владельцами являются органы местного самоуправления.

Руководит государственным коммунальным предприятием директор, назначаемый собственником имущества.

Уставный фонд коммунального предприятия формируется за счет органа власти, который создал данное предприятие, и при этом его размеры устанавливаются органами местного самоуправления.

Государственная регистрация предприятия, относящегося к коммунальному типу, должна проводиться в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

В наименовании такого хозяйствующего субъекта обязательно должна содержаться фраза «коммунальное предприятие». Также в нем должно быть указание на орган муниципальной власти, который передал имущество для использования в коммерческих целях.

Унитарное коммунальное предприятие не отвечает по обязательствам собственника своего имущества, то есть не обязано возмещать возникшие по каким-либо причинам долги.

Каждая государственная унитарная организация в соответствии с принятым законодательством РФ обязательно должна быть внесена в единый государственный регистр предприятий и организаций. Эту запись вносят государственные органы статистики

Приватизация государственных унитарных предприятий

Приватизация обозначенных субъектов осуществляется на основании специального законодательного акта — Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

Приватизация представляет собой процесс, при котором предприятие меняет свою форму собственности, то есть из государственной превращается в частную.

В такого рода деятельности участвуют две стороны — частное лицо или (хозяйствующий субъект) и государственные органы.

Иногда приватизация применяется, когда нет возможности осуществлять государственную поддержку неплатежеспособных предприятий, а частный владелец берет на себя такую ответственность и готов восстановить деятельность организации.

Перед непосредственной приватизацией проводится обязательная инвентаризация ГУП, в соответствии с которой составляется акт инвентаризации.

Кроме того, обязательным документом и является аудиторское заключение — именно на основании этих двух документов составляется передаточный акт. В нем указывается вся необходимая информация по имуществу, передаваемому в частные руки, с поименным перечислением всех объектов.

Все обязательства, имеющиеся у государственного унитарного предприятия, передаются новому собственнику, который является правопреемником от государственных органов.

Имущество приватизируемого предприятия подлежит обязательной оценке в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Финансами рассматриваемых коммерческих организаций после приватизации распоряжаются новые собственники организации.

Что касается работы на государственном предприятии, которое приватизируется и передается в ведение частных собственников, то здесь все уже зависит от нового работодателя.

Он имеет полное право оставить тех же сотрудников, которые работали и ранее.

Это очень выгодно, поскольку многие работники имеют богатый опыт и знания в деятельности данной компании и смогут дальше выполнять свои должностные обязанности на хорошем профессиональном уровне.

Приватизация унитарного предприятия сопряжена со сменой формы собственности — с государственной на частную.

Все имущество и обязательства передаются новому владельцу, который может самостоятельно управлять компанией, пользоваться имуществом и решать коммерческие вопросы.

Источник: https://sprintinvest.ru/otlichitelnye-osobennosti-gosudarstvennyx-unitarnyx-predpriyatij

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения: изъятие имущества, виды деятельности

Современное предпринимательство в РФ все больше принимает законодательно регламентированные формы деятельности. Юридические лица создаются как в традиционной форме, так и в менее используемых видах. Один из них — унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (не путать с оперативным управлением), про цель, виды деятельности которых мы и поговорим сегодня.

Что такое унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Основной особенностью унитарного предприятия является полное отсутствие прав в отношении какого либо имущества. Российское законодательство рассматривает УПнаПХВ в виде коммерческой организации.

  • Она не наделена возможностью имущественных прав, на закрепленные за фирмой собственниками материальные ценности.
  • К государственному или муниципальному типу такая компания относится еще и потому, что имущественный комплекс неделим.
  • Имущество не распределяется на вклады, доли, акции между сотрудниками и иными участниками даже в случае ликвидации предприятия.

Согласно ст. 114 ГК России разновидностей УП две.

  • Это УПнаПХВ на правах хозяйственного ведения, оно организовывается по решению государственных органов или по постановлению муниципалитета.
  • Другой формат является федеральным казенным предприятием, организованным решением Правительства РФ с имущественным комплексом федеральной собственности.

О том, когда право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия, расскажет данное видео на конкретном примере:

Характеристика и признаки

Собственно понятие унитарности хозяйствующего объекта для нас достаточно не новая категория. Еще во времена Союза большинство обслуживающих структур, коммунальных предприятий было именно унитарными. Основные характеристики приводятся ГК в ст. 113,114,115, прежде всего это:

  1. Юридическое лицо создается при выделении строго определенного имущественного комплекса собственниками.
  2. Сохраняется право учредителей имущество.
  3. Имущественный комплекс закрепляется за УПнаПХВ на ограниченных правах.
  4. Данной форме присуща неделимость имущества, отсутствие института членства, единоличность органа управления.

Основным признаком является коммерческая деятельность с полным отсутствием какого либо права на имущество при том, что оно приходуется на баланс компании.

Преимущества и недостатки

Как и каждое организационное предприятие, УПнаПХВ имеет свои приоритеты и негативные стороны. В первую очередь, это решение насущных муниципальных проблем, финансовая устойчивость, экономическая стабильность благодаря деятельности в низко конкурентной среде, постоянная государственная поддержка. Государство в этом сегменте – гарант от разорения и стабильной заработной платы персонала.

Наряду с положительными сторонами у этих юридических лиц присутствуют и недостатки. В условиях рыночной экономики их эффект минимален, низкая мотивация персонала ввиду небольших зарплат, долго остающихся на одних цифрах.

Очень часто присутствуют такие негативные факторы, как бюрократия, хищения, использование имущества для решения личных вопросов. Поэтому современные правоведы считают унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения несколько отжившей формой ведения хозяйственной деятельности.

Особенности управления и руководящие органы

Создание, управление и руководство этими достаточно своеобразными видом хозяйственного субъекта четко регламентированы ГК РФ, законами и подзаконными актами.

  • Его образование и последующее управление лежит в области компетенций власти государства, в процессе которого обособляется часть собственности государства без долевого деления. Органы государственной власти в этом случае выступают в роли собственника, выполняя объем его функций в пределах, регламентированных ГК.
  • Имущество продолжает оставаться государственной собственностью, но закреплено за УП на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • При регистрации полное название должно включать формулировку «государственное предприятие», которое может быть коммерческим или муниципальным – казенным.

Руководство представлено единоличным директором, который является назначенным государственной структурой, в сфере ведения и подотчетности которой находится УП.

  • В таком же порядке происходит увольнение руководителя или его замена другим лицом.
  • Законодательно определяются статус начальника подобной организации, при этом устанавливается повышенный уровень его ответственности за результативность деятельности предприятия и финансовых результатах коммерческой деятельности.

Программа, виды и особенности деятельности унитарных предприятий и его учредительные документы рассмотрен ниже.

Учредительные документы и программа деятельности

Учреждение унитарного предприятия производится по решению правительственных, федеральных и муниципальных органов. На сегодня единственным учредительным документом является Устав, утвержденный представленным собственником. Это может быть любой орган власти от правительства страны, субъекта федерации, до регионального или местного самоуправления. Устав содержит следующие данные:

  • Солидарные цели предметов деятельности.
  • Структура его органов.
  • Размер учредительного фонда. Государственные УП – 5 000 Мрот, муниципальные – 1 000 Мрот.
  • Направления использования получаемых прибылей.
  • Устав муниципального унитарногопредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предусматривает распределение полученных доходов.

Главными этапами и основными направлениями, оговоренными в пункте 4 ст. 8 ФЗ «Об унитарных предприятиях …» в планируемой деятельности УП обозначено все моменты деятельности.

В случаях, когда крайне необходимо использовать запрещенное к приватизации имущество, следует решать различные социальные задачи, требуется осуществление работ в направлении научно-технического усовершенствования и технологий. Кроме этого, в программу УП входят вопросы выпуска товаров, работ и услуг, потребителем которых являются РФ в целом, регионы и субъекты, муниципалитеты и общины. Особую привлекательность приобретают УПнаПХВ в случае крайней необходимости вести деятельность, дотируемую из бюджета или производство убыточного характера.

Про ответственность участников унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения читайте ниже.

Участники и их ответственность

Все моменты деятельности унитарного предприятия в отношении состава участников и учредителей прописаны современным отечественным законодательством. Правовые нормы и описание статусного положения подобных предприятий регулируются Федеральным законодательным актом №161-ФЗ зарегистрированным 14. 11. 2002 года под названием «О государственных и муниципальных …».

Учредителями этого унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения являются государственные, федеральные, региональные и муниципальные властные структуры. Ими предприятию делегировано право создавать дочерние образования с тем же юридическим статусом в соответствии с п. 7 ст. 114 ГК РФ. При этом учредителю дано право становиться собственником дочерней компании, регистрировать Устав, назначать или увольнять руководителя.

Участниками могут быть также государственные образования, передающие УП в пользование часть своего солидарного имущественного комплекса.

Нормативно обусловлено, что на руководстве и учредителях лежит полная уголовная и административная ответственность за допущенные правонарушения в сфере экономической деятельности. Налоговое законодательство предусматривает достаточно серьезные меры при ведении незаконной коммерции, получении незаконных доходов, оформлении кредитов в банках, членства финансовых союзов и организаций.

Про изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия читайте ниже.

Имущество УПнаПХВ и его изъятие

Имущественный вопрос в данном случае наиболее серьезная проблема правового поля. При образовании подобного юридического лица имущество, находящееся в распоряжении государства, передается на баланс предприятия с достаточно серьезными ограничениями. При отсутствии согласия учредителя УП не проводит никаких операций по купле – продаже недвижимости, сдаче в аренду, образовывать из имущества капитал других коммерческих фирм. При этом производственное оборудование и выпущенные товары, продукция и услуги пребывают в хозяйственном ведении.

Продажа недвижимости федерального УП, пребывающей у него на правах хозяйственного ведения, возможна исключительно с аукциона. Организатор торгов – лицо, которое заключило соглашение с руководителем предприятия. Согласовать подобные сделки относительно федерального имущественного комплекса УП можно только с Федеральным агентством управления. Из полученной на торгах суммы высчитываются следующие расходы:

  1. Затраты предприятия на проведение продажи.
  2. Фактические расходы регламентированы рамки – не более 3% от продажной цены имущества и стоимости по балансу.
  3. Остальная сумма должна в двадцати пятидневный срок перечисляться в бюджет федерального значения.

Реорганизация в товарищества, общества и ликвидация подобных предприятий производится на общих основаниях. В любом случае имущество отчуждается и подлежит дальнейшей приватизации.

Изъятие недвижимости производится на основании специального законодательства при возбуждении ответственности за масштабные правонарушения со стороны собственника или собственно руководства УП.

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/yuridicheskie-litsa/vidy-subektov/unitarnoe-predpriyatie-na-prave-hozyajstvennogo-vedeniya.html

Рекомендуем!  Санация предприятия что это такое?
Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий