Устав и положение в чем разница?

В этой статье:

Содержание
  1. Устав предприятия: что содержит типовой Устав, как вносить изменения
  2. Что такое Устав предприятия (ООО)?
  3. Разделы устава
  4. Оформление Устава
  5. Порядок регистрации изменений
  6. Положение как организационно-правовой документ
  7. Виды положений
  8. Положение о структурном подразделении
  9. Реквизиты положения
  10. Типовые уставы. Вопросы и ответы
  11. Что такое Типовой устав ООО?
  12. Кто, как и когда может использовать Типовой устав ООО?
  13. Иное и преждевременное использование Типовых уставов
  14. Главное, о чём хочется предупредить всех
  15. Чем отличается устав от положения организации?
  16. Устав предприятия: что содержит типовой Устав, как вносить изменения
  17. Устав, положение, регламент как основные организационно-правовые документы предприятия
  18. Устав предприятия, учреждения, организации
  19. Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе
  20. Регламент как правовой акт
  21. Пожизненные сенаторы: для чего их вводят в России и как это работает в других странах
  22. Что предлагается у нас?
  23. Пожизненные сенаторы в других странах
  24. Для чего это все?
  25. Устав и положение в чем разница?
  26. Основной документ
  27. Устава
  28. Несколько советов
Рекомендуем!  Какие приказы должны быть в ООО?

Устав предприятия: что содержит типовой Устав, как вносить изменения

Устав и положение в чем разница?

Вы решили открыть свою фирму, с чего начать? В первую очередь нужно определиться с организационно-правовой формой и с условиями функционирования будущего предприятия, которые необходимо зафиксировать в документе — Уставе.

Мы расскажем что такое Устав ООО (общества с ограниченной ответственностью), что должен содержать этот документ, как правильно его оформить, как внести изменения в документ. Немаловажно знать особенности оформления Устава с несколькими или одним учредителем, а также сроки регистрации документа и размеры государственной пошлины, им мы тоже уделим внимание в этой статье.

Что такое Устав предприятия (ООО)?

Устав — это учредительный документ, являющийся обязательным для юридических лиц. В документе указывается информация о различных юридических фактах, связанных с компанией: состав учредителей, местоположение фирмы, размер уставного капитала, порядок распределения прибыли и т.д. Документ составляется ещё до регистрации фирмы. Именно на основании этого документа вносятся данные об учредителях ООО, а также о самой компании в единый государственный реестр.

Разделы устава

Типовой Устав предприятия должен содержать информацию, установленную в законодательном порядке. Его разделы включают в себя:

  1. Общие положения. В этом разделе нужно указать полное название компании, сокращённое наименование, кодексы, соответствующие профилю компании, юридический и фактический адрес, почтовый индекс, цель работы организации, направления деятельности;
  2. Юридический статус компании. Содержит права и обязанности ООО;
  3. Юридическая ответственность учредителей ООО. Содержит паспортные данные учредителей, их права и обязанности, условия выхода из ООО и отчуждения своей доли. Данный раздел нужен для того, чтобы защитить права учредителей организации. А потому желательно указание всех тонкостей деятельности компании: условия извещения о дате собраний, выходе участника из сообщества и прочие нюансы;
  4. Собрание учредителей. Указывается цель собрания, перечень участников, решения, принятые на собрании, периодичность встреч, условия уведомления о проведении собрания, возможность заочных собраний. Если речь идёт об Уставе ООО с одним учредителем, то указываются те решения, которые он принял самолично;
  5. Должностное лицо. Содержит способ и сроки избрания директора, его должностные полномочия, сроки, в которые он должен готовить отчёты о своей работе;
  6. Финансовый аспект деятельности компании. Содержит документы о финансовой стороне работы компании и прочие аспекты: годовые планы, имеющиеся ресурсы, распределение прибыли, наличие фондов, управление финансовыми резервами в критических ситуациях, порядок бухгалтерского учёта. Способ распоряжения уставным капиталом и все его характеристики могут быть вынесены в отдельный пункт;
  7. Человек, ответственный за ревизию ООО. Пункт содержит способ избрания ревизора, сроки осуществления ревизии и причины для её проведения;
  8. Особенности хранения и передачи данных о работе ООО. Содержит перечень документации, выбранной к хранению, а также адрес, по которому она будет храниться. Также указывается порядок передачи данных о работе ООО, который должен быть согласован со всеми учредителями;
  9. Ликвидация и реорганизация ООО. Указываются основания и условия ликвидации и организации компаний, способы реорганизации, сведения о комиссии по ликвидации ООО: назначение членов комиссии, состав, права, условия созыва.
Рекомендуем!  Как взять авто в лизинг на ООО?

Разделы Устава не являются фиксированными. В документ можно добавлять собственные разделы, менять их порядок. Однако типовой Устав ООО должен содержать основную информацию о предприятии.

В том случае, если в содержание документа были внесены изменения, их необходимо зарегистрировать.

Оформление Устава

Устав нужно оформлять с учётом следующих правил:

  • документ должен быть прошит;
  • страницы, начиная с той, что идёт после титульного листа, нумеруются;
  • на обороте последней страницы нужно прикрепить пломбирующий лист с указанием следующих сведений: число страниц, подпись заявителя с расшифровкой, печать ООО.

Рекомендуется составлять два документа для того, чтобы было удобнее предоставлять Устав в государственных структурах. Устав можно копировать. Для этого копируются все страницы кроме пломбирующего листа. Копии оформляются в налоговых органах. Для получения копии требуется составить запрос в свободной форме с подписью управляющего ООО, а также печатью (если это не первичная регистрация).

В том случае, если Устав оформляется на предприятие с одним учредителем, нужно учитывать следующие особенности:

  • в качестве адреса регистрации можно указывать домашний адрес учредителя предприятия;
  • полномочия управляющего ООО, как правило, не имеют сроков.

Любые изменения в Уставе нужно регистрировать.

В Уставе с несколькими учредительными лицами указываются:

  • финансовые взаимоотношения между учредителями;
  • условия выхода учредителя из организации;
  • порядок отчуждения долей бывших учредителей;
  • права бывших участников ООО на свои доли;
  • условия выполнения права выкупа доли учредителя в преимущественном порядке;
  • возможность отчуждения доли третьим лицам;
  • порядок и сроки выплат доли учредителю, вышедшему из ООО.

Пример Устава понадобится учредителю, занимающемуся его оформлением. Вариантов создания этого документа два: по шаблону и самостоятельно. Самостоятельно можно работать с документом с опорой на шаблон. В любом случае, вам требуется найти пример Устава в проверенных сайтах. Шаблоны размещены на правовых, информационных ресурсах, на которых есть свежая информация о законодательстве и изменениях в нём. К примеру, образец Устава предприятия можно найти в базах «Гарант», «Консультант».

Думаете открыть своё предприятие и заняться внешней торговлей? Узнайте варианты прибыльного бизнеса с Китаем. При хорошей организации работы с китайскими партнёрами можно добиться отличных результатов.
В каких случаях необходимо раскрытие конечного бенефициара подробнее здесь. Вы узнаете, кто такой бенефициар, его права и обязанности.

Порядок регистрации изменений

Изменения Устава, в соответствии с законодательством, в обязательном порядке регистрируются в налоговых органах. Учредители обязаны фиксировать следующие изменения:

  • перемена юридического адреса организации;
  • изменение названия;
  • изменения в кодах ОКВЭД;
  • изменение размера уставного капитала;
  • регистрация новых филиалов организации;
  • любые другие изменения, противоречащие первоначальному содержанию Устава.

Устав содержит основную информацию о предприятии.

За регистрацию изменений взимается пошлина в размере 800 рублей. Само внесение изменений и их регистрация оформляются по следующему алгоритму:

  1. На общем собрании решается вопрос о принятии изменений. Составляется протокол. В том случае, если ООО принадлежит единственному лицу, необходимо создать учредительское решение о внесении изменений в документ;
  2. Документ подаётся в регистрирующий орган (ИФНС) в течение трёх рабочих дней со дня принятия изменений. В том случае, если вы подали документы позже этого строка, придётся выплатить штраф в размере 5 000 рублей;
  3. После того, как изменения будут зарегистрированы, сотрудник налоговой инспекции предоставит учредителю соответствующие документы.

Для выполнения регистрации потребуется ряд документов.

  • Решение учредителя. Необходимо в том случае, если ООО принадлежит одному лицу.
  • Протокол собрания с решением о внесении изменений, если организация принадлежит нескольким учредителям;
  • Заявление, соответствующее форме 13001;
  • Устав с внесёнными изменениями или другая редакция документа (оригинал и копия);
  • Квитанция об уплате пошлины за регистрацию изменений (800 рублей);
  • Ксерокопия Устава, справки о присвоении кодов ОКВЭД;
  • Паспорт директора ООО, документ о его назначении (копии);
  • Ксерокопия свидетельства о регистрации, ОГРН, ИНН, КПП.

При регистрации изменений важно успеть в срок собрать все необходимые документы и заплатить пошлину.

Оформление производится достаточно быстро.

При открытии ООО одним из ключевых моментов является составление Устава. В документе должны быть все основные требующиеся пункты, однако состав документа можно менять, дополнять в соответствии с особенностями деятельности фирмы.

Оформление документа производится с соблюдением обязательных правил. Эти правила отличаются в случае, если учредитель у ООО один. Создать Устав можно самостоятельно, однако всё равно для этого потребуется шаблон для правильного составления документа.
В том случае, если в Устав вносятся изменения, все они должны быть зарегистрированы в нужные сроки. Только так вы убережете себя от штрафов и проблем.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Документы».

Источник: https://vedinform.com/customs/docs/ustav-predprijatija.html

Положение как организационно-правовой документ

Устав и положение в чем разница?

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) – советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

Виды положений

Наш словарик

Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:

  • Положение об организации;
  • положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
  • положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
  • положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
  • положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.

Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя. Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях. Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.

Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы – в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь. Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.

Обратите внимание

Такие документы, как Положение об аттестации, Положение о работе с претензиями и др., по сути являются  пошаговыми руководствами к действию: в них подробно описан каждый этап решения той или иной задачи.

Положение о структурном подразделении

Положения о структурных подразделениях, пожалуй, самая распространенная и востребованная разновидность положений. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательно не установлены, каждая организация самостоятельно решает, какие вопросы деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Основные разделы стандартного Положения о подразделении представлены в таблице.

Основные разделы Положения о подразделении и их содержание

Раздел положения раздела
1 Общие положения
  • полное наименование структурного подразделения (далее – СП);
  • наименование, номер, дата правового акта, на основании которого создано СП;
  • нормативные документы, которыми СП руководствуется в своей деятельности;
  • кто возглавляет СП;
  • кому подчиняется СП;
  • порядок назначения и освобождения от должности руководителя СП;
  • наличие печати
2 Основные задачи Задачи, для решения которых создано и работает СП
3 Функции Конкретные виды работ, выполняемые СП в рамках решения своих основных задач
4 Права и обязанности Права и обязанности руководителя и работников  СП при выполнении своих функций
5 Ответственность Виды ответственности, которую может понести руководитель и работники СП в случае невыполнения своих обязанностей (дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и уголовная)
6 Взаимоотношения Порядок взаимодействия СП с другими подразделениями организации: в какой форме осуществляется, какие документы при этом создаются и т.д.

Реквизиты положения

При подготовке положения оформляются  следующие реквизиты документа:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • заголовок к тексту;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • гриф утверждения документа;
  • текст документа;
  • визы согласования документа.

Рассмотрим подробнее особенности оформления этих реквизитов в положениях.

  • Наименование организации. Название организации-автора указывается согласно учредительным документам. Если в этих документах наряду с полным имеется и сокращенное наименование, то оно также указывается (Пример 1). Наименования на языках субъектов Российской Федерации или на иностранных языках указываются ниже наименования на русском или справа от него на одном уровне.

Автором положения может быть как филиал, так и структурное подразделение – в этом случае его название указывается под наименованием организации (см. Пример 1).

Авторами положения могут быть две и более организации (например, если создается Положения о взаимоотношениях). В этом случае наименования организаций располагаются на одном уровне (если речь идет о компаниях, не подчиненных друг другу), как в Примере 2, и на разных уровнях (если одно учреждение подчинено другому).

  • Наименование вида документа. Данный реквизит печатается прописными буквами: ПОЛОЖЕНИЕ, точка после него не ставится.
  • Заголовок к тексту. Набирается с новой строки и отвечает на вопросы: о чем (о ком)? (см. варианты расположения реквизита в Примерах 1 и 2).
  • Дата документа. Датой документа является дата его утверждения. Она проставляется в соответствующем поле утверждающим должностным лицом. Если положение подписывается двумя и более организациями, то его датой будет дата последнего утверждения (см. Пример 2).
  • Регистрационный номер документа. Даже если данное положение первое и единственное в своем роде, то номер ему все равно нужно присвоить: государственный стандарт[1] требует нумерации абсолютно каждого документа, созданного в организации. Положение, созданное двумя организациями, получает два номера, которые пишутся через дробь (см. Пример 2).
  • Место составления или издания документа. Этот реквизит оформляется в том случае, если место издания положения нельзя определить по наименованию организации. Так, например, для ЗАО «Томские коммунальные системы» заполнять его не требуется, в отличие от ОАО «Средневолжская строительная компания». Если в первом случае ясно, где находится предприятие, то по второму наименованию точное местонахождение организации определить невозможно.

С другой стороны, если документ издается филиалом ЗАО «Томские коммунальные системы», расположенном в районном центре Томской области, то именно этот районный центр и будет указан в качестве места составления документа (см. Пример 1).

  • Гриф утверждения документа. Обычно положения утверждаются руководителем организации. Но в рамках своей компетенции и при наличии соответствующих полномочий это может сделать и другое должностное лицо. Например, Положение о делопроизводстве по обращениям граждан может утвердить и административный директор. Гриф утверждения в положении состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (см. Пример 1).

Кроме того, положение может быть утверждено распорядительным документом – обычно приказом по основной деятельности. В этом случае гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа (в творительном падеже), его даты и номера (см. Пример 2).

Пример 1

Верхняя часть положения, изданного филиалом организации

Общество с ограниченной ответственностью «Самарское строительное предприятие» (ООО «ССП»)Тольяттинский филиалПОЛОЖЕНИЕ о работе с заказчиками – физическими лицами«10» июня 2014 г. № 12-ОПДг. Тольятти УТВЕРЖДАЮ Начальник филиалаРомашов Л.А. Ромашов 10.06.2014

Пример 2

Верхняя часть положения, утвержденного двумя организациями

Закрытое акционерное общество «Авторемонтное предприятие» Общество с ограниченной ответственностью «Восточный логистический центр» (ООО «ВЛЦ»)

Источник: https://www.profiz.ru/sr/8_2014/polozhenie/

Типовые уставы. Вопросы и ответы

Устав и положение в чем разница?

Типовые уставы это не чисто российское изобретение нашего Министерства экономического развития. Типовые уставы успешно работают во многих странах. Там они давно стали привычными и удобными, как, например, банковские карты.

Что такое Типовой устав ООО?

Как правило, Типовые уставы создаются государством с целью облегчения вхождения в бизнес начинающим предпринимателям.

Шаблоны 36 типовых уставов «Клерк» собрал тут.

В Российской Федерации массовые Типовые уставы (Типовые уставы ООО) инструмент сравнительно новый. Поэтому иногда возникает путаница в определениях. Часто смешивают понятия «Типовые уставы» (термин корректно определённый законом) и «шаблоны уставов» (термин законом не определён, и каждый его понимает по-своему).

Иногда их ещё называют «образцами», «болванками» или «рыбами». В конце 2017 года ФНС ввела в обиход и в свой онлайн сервис ещё одно новое понятие » типовая форма устава «. Подобное лишь усиливает путаницу и влечёт неизбежные ошибки.

Шаблон — это кем-то созданная (или скаченная из Интернета) заготовка документа с целью её последующего индивидуализирования, «приспособления» к конкретному случаю.

Для шаблона устава это заполнение определённых полей сведениями о конкретном ООО:

  • наименование,
  • место нахождения,
  • размер уставного капитала,
  • и пр.

Сформированный таким способом устав утверждается учредителями (участниками) общества и представляется на регистрацию в регистрирующий орган (ИФНС, МИФНС) вместе с сопутствующим комплектом документов.

Типовые уставы, в отличие от уставов, созданных при помощи шаблонов, разрабатываются и утверждаются не учредителями (участниками), а специально уполномоченным на то органом исполнительной власти (Министерством экономического развития), после чего проходят регистрацию (проверку на соответствие действующему законодательству) в Министерстве юстиции и публикуются.

В связи с тем, что на основании одного и того же Типового устава ООО могут действовать разные общества, он, в соответствии с законом, не содержит такие индивидуальные сведения об обществе, как:

  • наименование
  • место нахождения
  • размер уставного капитала

Эти сведения о каждом обществе содержатся в едином реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В соответствии с законом, официально опубликованные Типовые уставы не надо представлять в регистрирующий орган (ИФНС, МИФНС).

Достаточно в заявлении на регистрацию ООО указать, что общество действует на основании Типового устава и указать его порядковый номер. Также отпадает необходимость в бумажном копировании Типовых уставов и их нотариальном заверении.

Участники и контрагенты общества, действующего на основании Типового устава, а также другие заинтересованные лица всегда и в любой момент могут узнать на сайте ФНС номер данного Типового устава (он должен содержаться в ЕГРЮЛ) и ознакомиться с его текстом, опубликованном там же.

Типовые уставы бесплатны для всех.

Кто, как и когда может использовать Типовой устав ООО?

Первые 36 отечественных Типовых уставов ООО утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 августа 2018 года № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью», вступающим в силу 24 июня 2019 года. Учредители, создавая ООО, смогут (после 24 июня 2019 года) принять решение о том, что их общество будет действовать на основании одного из утверждённых и опубликованных Типовых уставов.

Участники уже созданного ООО, в любое время (после 24 июня 2019 года) могут приять решение о том, что их общество в дальнейшем будет действовать на основании выбранного ими Типового устава. Также, в любое время, участники общества, уже действующего на основании одного из Типовых уставов (после 24 июня 2019 года), могут принять решение о том, что общество в дальнейшем будет действовать на основании какого-либо другого Типового устава или перейдёт на индивидуальный устав, утверждённый участниками.

Все указанные действия с применением Типовых уставов ООО можно будет осуществлять не ранее 24 июня 2019 года. Т.е. дня, когда вступит в силу упомянутый выше Приказ Минэкономразвития. Однако, само по себе наступление 24 июня 2019 года не означает, что учредители (участники) ООО автоматически с этого дня смогут использовать Типовые уставы.

Чтобы в Российской Федерации заработал институт Типовых уставов, как он уже давно работает во многих странах Мира, необходимо ещё разработать порядок осуществления перехода на использование Типового устава и обратного перехода с Типового устава, на устав, утверждаемый участниками общества или на иной Типовой устав.

Необходимы ещё нормативно-правовые акты, которые ответят, в том числе, на вопросы:

  • Какие при этом будут использованы формы заявлений?
  • Будет ли и в каких случаях взиматься государственная пошлина?
  • Возможны ли отказы в таких переходах?
  • На каких основаниях?
  • Каков механизм их обжалования?

Необходимо также, чтобы ФНС разработала и утвердила соответствующие поправки к формам для регистрации юридических лиц и внесения изменений в ЕГРЮЛ и к Требованиям по заполнению этих форм, а Министерство юстиции их зарегистрировало. После чего они должны быть официально опубликованы.

https://www.youtube.com/watch?v=KXLaYZmUV38

Только после осуществления всех указанных мероприятий учредители (участники) обществ с ограниченной ответственностью смогут (если захотят) строить деятельность своих обществ на основании выбранного ими Типового устава.

Иное и преждевременное использование Типовых уставов

Исходя из имеющейся традиции, когда появляется информационный повод такого масштаба, как регистрация Минюстом Типовых уставов (впервые за всю историю существования Российской Федерации), начинается бурное оживление на сайтах юридических фирм и фирм, занимающихся содействием в регистрации предприятий. В первую очередь это связано, разумеется, с желанием донести важную информацию до потенциальных клиентов и повысить индекс качества своих сайтов.

При этом, безусловно повышая индекс, многие забывают предупредить своих потенциальных клиентов, что пока это всего лишь информация о том, что может случиться в будущем.

Главное, о чём хочется предупредить всех

Тексты всех утверждённых Министерством экономического развития и зарегистрированных Министерством юстиции Типовых уставов нельзя использовать в качестве текстов индивидуальных уставов, утверждаемых учредителями (участниками) ООО. Не стоит брать их и за основу таких уставов. Во-первых, это тексты именно Типовых уставов. Они не содержат сведения о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала общества, которые должны содержаться в индивидуальных уставах.

Подобную ошибку допустила ФНС, выбрав один проектируемый, но ещё не утверждённый Минэкономразвития, а потом и вовсе им отринутый Типовой устав для своего онлайн-сервиса, назвав его «типовая форма устава». Во-вторых, ни один из Типовых уставов, не смотря на то, что все они прошли проверку и регистрацию в Минюсте, в той или иной мере не соответствует действующему законодательству. Их использование в качестве «образцов», «рыб», шаблонов или хотя бы основы для создания, написания, составления индивидуальных уставов, крайне не разумно и ни в коей мере не соответствует здравому смыслу.

Также не соответствует никакому здравому смыслу осуществлённый Минэкономразвития выбор количества различных вариантов Типовых уставов (36 штук) для использования их начинающими предпринимателями. Такое количество Типовых уставов порождено неверным методологическим подходом к подбору диспозитивных норм закона для Типовых уставов ООО. Т.е. тех положений, которые уставом могут быть изменены в определённых законом пределах и условиях, делающих его максимально адекватным к возможным требованиям потенциальных учредителей (участников) ООО.

Таблица, сопровождающая 36 Типовых уставов от Минэкономразвития, являясь их «техническим описанием», не даёт наглядного и простого представления об функциональных возможностях и принципиальных отличиях. Отсутствие внятной клиентоориентированной инструкции по выбору Типового устава дискредитирует саму идею Типовых уставов. Учредителям (участникам) ООО сделать правильный выбор из 36 типов Типовых уставов самостоятельно, без грамотной профессиональной консультации будет затруднительно.

Однако, допускаю, что, возможно, Минюст, Минэкономразвития и руководство Правительства всё-таки осознают допущенные ими при разработке и регистрации Типовых уставов ООО 2018 ошибки и несуразности и самостоятельно примут меры к их исправлению. А ФНС всё-таки после неоднократных обращений приведёт свою типовую форму устава в соответствие с действующим законодательством. Время пока ещё у них на это есть, а у Президента есть и другие дела. Мы же будем ждать, созерцать и пока никак не использовать безбумажные Типовые уставы.

Ещё не время.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/479153/

Чем отличается устав от положения организации?

Устав и положение в чем разница?

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) – советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

Устав предприятия: что содержит типовой Устав, как вносить изменения

Вы решили открыть свою фирму, с чего начать? В первую очередь нужно определиться с организационно-правовой формой и с условиями функционирования будущего предприятия, которые необходимо зафиксировать в документе — Уставе.

Источник: https://nbakursk.ru/chem-otlichaetsya-ustav-ot-polozheniya-organizatsii/

Устав, положение, регламент как основные организационно-правовые документы предприятия

Устав и положение в чем разница?

Любая организация в своей работе опирается не только на законодательные, правовые и нормативно-методические документы общегосударственного значения, но и на организационно-правовые документы, разрабатываемые самой организацией. К таким документам относятся: устав, положение, регламент, штатное расписание, инструкции, должностные инструкции.

Рассмотрим понятие, назначение, структуру и особенности устава, положения и регламента предприятия, учреждения, организации.

Устав предприятия, учреждения, организации

В соответствии со ст. 52 ГК РФ «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».

Во многих случаях, устав является основным учредительным документом юридического лица.

Под уставом, как организационным документом, понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.[2]

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.

В уставе должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актах. Назовем некоторые из них:

  • устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) – ст. 89 ГК РФ и ст. 11, 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ;
  • устав общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – ст. 95 ГК РФ;
  • устав акционерного общества (АО) – ст. 98 ГК РФ и ст. 11-14 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ;
  • устав учреждения – ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе

Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, организацию работы учреждений, структурных подразделений, служб.

Положение об организации относится к учредительным документам. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, оттиск печати.[3]

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых.

Нормативно установленных требований положения о подразделении не существует. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

  • общие положения;
  • основные задачи;
  • функции
  • права и обязанности
  • ответственность
  • взаимоотношения.[3]

Обязательные реквизиты положения о структурном подразделении: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Понятие, разделы текста, реквизиты положения о коллегиальном (или совещательном) органе аналогичны понятию и разделам текста и реквизитам положения о структурном подразделении.

Регламент как правовой акт

Регламент — правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа. [3]

Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет:

  • статус этого органа;
  • порядок планирования работы;
  • порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;
  • внесение материалов на рассмотрение;
  • порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;
  • ведение протокола заседания;
  • оформление решений;
  • порядок доведения решений до исполнителей
  • материально-техническое обеспечение заседаний.[3]

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, стадию согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой, стадию утверждения руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

Обязательные реквизиты регламента: наименование организации (наименование коллегиального или совещательного органа, если регламент посвящен данному органу), вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.

Список использованных источников

Источник: http://www.ekonomika-st.ru/drugie/delopr/delopr-7.html

Пожизненные сенаторы: для чего их вводят в России и как это работает в других странах

Устав и положение в чем разница?

https://www.znak.com/2020-02-13/kto_takie_pozhiznennye_senatory_zachem_ih_vvodyat_v_rossii_i_o_chem_na_samom_dele_govorit_zarubezhny

2020.02.13

пресс-служба Совета Федерации / council.gov.ru

В России могут появиться пожизненные сенаторы — члены верхней палаты парламента с полномочиями, не ограниченными никакими сроками, кроме собственной смерти. Такую инициативу внесла группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, и профильный комитет Госдумы это предложение уже одобрил.

Когда поправку примут окончательно, право быть пожизненными сенаторами дадут в том числе президентам, которые оставят высший государственный пост. Сторонники появления в современной России пожизненного сенаторства, как водится, ссылаются и на зарубежный опыт.

Правда, обращение к этому опыту заставляет усомниться в современном характере такого института.

Что предлагается у нас?

Согласно поправкам, пожизненно в Совет Федерации смогут входить бывшие президенты РФ, в том числе ушедшие в досрочную отставку, сказано в сообщении пресс-службы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. При этом за ними сохраняется право отказаться от полномочий сенаторов. Важно, что закон после принятия будет иметь обратную силу. То есть теоретически на пожизненное сенаторство сможет претендовать не только Владимир Путин после истечения президентских полномочий в 2024 году, но и экс-премьер Дмитрий Медведев, который занимал высший государственный пост с 2008 по 2012 годы.

Меняется и сам порядок формирования верхней палаты — благодаря тому, что увеличивается размер так называемой президентской квоты. Она предусмотрена предыдущими поправками, принятыми еще в 2014 году. Тогда глава государства получил право назначать до 10% от числа сенаторов. Сейчас каждый из 85 регионов должны представлять два сенатора, то есть максимальное число кремлевских назначенцев в верхней палате — 17. Новая инициатива увеличивает президентскую квоту сразу до 30 человек. 

Как следует из анонсированных поправок, семеро из них получат пожизненные полномочия, тогда как пребывание в верхней палате остальных назначенных президентом планируется ограничить шестью годами.

Любопытно, что с 2014 года в Совете Федерации так и не появилось ни одного «путинского» сенатора — то есть назначенного именно по президентской квоте. Принятая больше пяти лет назад норма остается «спящей». Но то, что о ней не забывают и, более того, хотят усилить, свидетельствует о ее предполагаемой значимости. Интересно и то, что когда принимался закон о президентской квоте при формировании Совфеда, среди авторов этой инициативы не нашлось ни одного единоросса: ее продвигали фракции парламентской оппозиции — ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». 

Кстати, уже тогда, например, Владимир Жириновский озвучивал идею о пожизненном сенаторстве, которую вполне четко поддерживала Валентина Матвиенко. Но, видимо, на тот момент в Кремле не были готовы обсуждать этот вопрос всерьез.  

Идее о пожизненных сенаторах уже несколько лет, но все это время в Кремле не видели необходимости обсуждать ее всерьезпресс-служба Совета Федерации / council.gov.ru

Пожизненные сенаторы в других странах

Как заявил глава профильного комитета Госдумы и сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников, предложение о пожизненных сенаторах основывается на «изучении опыта работы верхних палат парламентов в различных странах». Но вообще в мире не так много стран, где есть пожизненные сенаторы. И даже эти примеры по большей части не говорят о том, что пожизненное сенаторство — набирающий силу тренд. Скорее, все наоборот. 

Хрестоматийный случай — Великобритания, где верхняя палата парламента, Палата лордов, в настоящее время практически полностью состоит из пожизненных пэров. Но начало XXI века в Великобритании уже было отмечено попыткой сделать Палату лордов в основном выборной, но главное — на треть ротируемой каждые пять лет. С первого раза реформа не прошла (напоровшись на сопротивление как раз верхней палаты), но возможно, что такие попытки будут предприниматься снова.

Во входящей в Британское содружество Канаде верхняя палата перестала быть пожизненной синекурой для своих членов с 1965 года. Тогда был принят конституционный закон, который обязывает члена палаты сложить с себя полномочия по достижении 75-летия. Тем сенаторам, которые обрели полномочия до реформы, разрешили остаться с ними до конца своих дней. Последний пожизненный сенатор покинул канадский сенат в 1999 году, подав в отставку.

Во Франции 15 лет назад вспомнили опыт еще Третьей республики, во времена которой 75 из 300 членов Сената обладали несменяемым статусом. Это правило действовало с 1875 года. Но уже в 1884 году пожизненными сенаторами разрешили быть лишь тем, кто успел обрести этот статус ранее. Спустя почти 100 лет, в 2005 году, во Франции встал вопрос о статусе бывших президентов.

Конституция Пятой республики уже пыталась ответить на этот вопрос: после сложения президентом полномочий ему автоматически предоставляется место в Конституционном совете — аналоге нашего Конституционного суда. Но в начале XXI века в этом назначении увидели признаки возможного конфликта интересов. Потому и возникло предложение учредить для экс-президентов пожизненное сенаторство.

 

Однако в итоге инициатива не была даже оформлена в законопроект, так и оставшись на уровне идеи.

Институт пожизненного сенаторства можно найти в бывших бельгийских колониях в Африке. В Демократической Республике Конго, существующей с 1960 года, практически сразу приняли норму о такой почетной должности для бывших глав государства. Пожизненное сенаторство для экс-президентов было подтверждено и в новой конституции, принятой в 2006 году. Сейчас в стране единственный пожизненный сенатор — Джозеф Кабила, который возглавлял Конго с 2001 по 2019 годы. 

Та же норма закреплена в конституции соседней республики Бурунди, получившей независимость в 1962 году. Трое из 47 членов Сената — бывшие президенты, с пожизненным статусом. Руанда, граничащая и с Конго, и с Бурунди, тоже предоставляет право экс-президентам становиться пожизненными сенаторами. Для этого им нужно подать соответствующий запрос в Верховный суд страны. В Сомали, которая получила в 1960 году независимость от других европейских колонизаторов, был свой вариант пожизненного членства в Национальном собрании для бывшего президента. Но норма была отменена через 9 лет.

Пожизненными сенаторами становились экс-президенты в Южной Америке. Наиболее известный пример — экс-диктатор Чили Аугусто Пиночет, который, отойдя от дел, стал пожизненным сенатором. Что, впрочем, не помешало новым властям страны снять с него сенаторский иммунитет за шесть лет до смерти. А за год до смерти Пиночета, в 2005 году, пожизненное сенаторство для бывших глав государства было отменено вовсе.

В Венесуэле пожизненные места в сенате существовали с 1961 года, и шесть экс-президентов успели этим воспользоваться. Возможно, пользовались бы и дальше, но в 1999 году в Венесуэле упразднили сам сенат. В Перу, где пожизненное сенаторство экс-президентам выдавали с 1979 по 1993 годы, в верхней палате успели поработать три бывших президента. В этой стране дело кончилось тем же — упразднением сената.

Два государства, где институт «вечных» сенаторов сохранился, — Никарагуа (по конституции 1974 года) и Парагвай (экс-президенты обладают членством, но не правом голоса в верхней палате).

Но вернемся в Европу. В Румынии с восстановлением двухпалатной парламентской системы в 1991 году не было восстановлено пожизненное сенаторство. Оно было предусмотрено конституциями 1923 и 1938 годов и было упразднено вместе с самим сенатом в 1946 году пришедшими к власти коммунистами. 

Едва ли не единственным государством, пример которого максимально близок к озвученной в России идее (и этот пример активно приводится в качестве аргумента в пользу задуманного), можно назвать Италию.

Во-первых, пожизненными сенаторами здесь автоматически, по должности, становятся экс-президенты. Во-вторых, глава Итальянской республики вправе сам назначать пожизненных сенаторов с формулировкой, которая покажется нам сильно знакомой, — «за выдающиеся патриотические заслуги в социальной, научной, художественной или литературной сфере». 

Но все-таки важно помнить: итальянская верхняя палата — больше российской: 315 сенаторов в Италии против порядка 200, как предполагается, сделать в России. При этом, помимо самих бывших президентов, в итальянском сенате может быть не больше пяти пожизненных сенаторов.

И нет никаких других назначаемых депутатов верхней палаты, пусть и без пожизненных полномочий. В России же, напомним еще раз, президенту хотят дать право не только самому после отставки быть пожизненным сенатором, но и еще на посту в Кремле назначать до 30 членов Совета Федерации, семеро из которых тоже станут пожизненными.

Если Италия и послужила примером, российские последователи явно готовы сделать больше.

Итальянский сенат стал ориентиром для введения института «вечных» сенаторов в России. Но последователи явно готовы превзойти вдохновивший их примерGlobal Look Press

Для чего это все?

Президент Италии Джорджио Наполитано (был у власти с 2006 по 2015 годы, а после сам стал несменяемым сенатором по должности) назначил в верхнюю палату с пожизненными полномочиями профессора экономики Марио Монти, дирижера Клаудио Аббадо, основателя и директора Центра исследований стволовых клеток при Миланском университете Елену Каттанео, архитектора Ренцо Пиано и лауреата Нобелевской премии по физике Карло Руббиа. Наш, отечественный корпус пожизненных сенаторов может оказаться не хуже, считает академик РАН Александр Чубарьян, которого называют инициатором резонансной и столь стремительно принимаемой поправки в российское законодательство. По его словам, благодаря этим изменениям право пожизненно работать в Совфеде могут получить люди, «признаваемые цветом нации, вне всяких политических пристрастий и известные всей стране». 

Куда более прозаично трактует происходящее политолог Аббас Галлямов. В интервью телеканалу «Дождь» он назвал минимум две возможности, которые открываются лично для Владимира Путина в свете скорого ухода из Кремля. Первая — это переход на должность спикера верхней палаты (роль рядового, хоть и пожизненного сенатора Путина, конечно, не устроит, убежден Галлямов). Это и сейчас — формально третья должность в стране. А если на ней будет человек с полномочиями главы Совета безопасности и руководителя Госсовета, то, как хитро выразился политолог, должность будет «если не первой, то явно не второй». 

Здесь стоит заметить, что сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников уже усомнился в необходимости перечисленных совмещений, однако не стал полностью их исключать.

Вторая возможность, которую открывает расширение президентской квоты, — наполнение верхней палаты людьми, лично преданными Путину. Самим будущим сенаторам, кстати, их новый статус предоставит вполне определенные гарантии, прописанные в Конституции.

Правда, считает Аббас Галлямов, поправку о пожизненном сенаторстве для экс-президентов Кремлю надо было принимать несколько лет назад — пока рейтинги были высоки. Сейчас же эта инициатива, очевидно, вызовет раздражение, уверен политолог. «Люди ждут от президента, что он, наконец-то, начнет их проблемы решать, а тот вместо этого собственную старость обустраивает», — заметил Галлямов уже на своей странице в . 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2020-02-13/kto_takie_pozhiznennye_senatory_zachem_ih_vvodyat_v_rossii_i_o_chem_na_samom_dele_govorit_zarubezhny

Устав и положение в чем разница?

Устав и положение в чем разница?

Устав ООО – это учредительный документ юридического лица, содержащий в себе все основные и идентификационные сведения о нем. Наличие зарегистрированного в установленном порядке Устава является основанием законного функционирования юридического лица как самостоятельной единицы предпринимательской деятельности.

Скачать документбесплатно

ФАЙЛЫ
Скачать бланк Устава ООО .docСкачать заполненный образец Устава ООО .doc

Основной документ

Устав – это основной учредительный документ, обязательный для всех юридических лиц, кроме хозтовариществ и госкорпораций.

Статус учредительного документа Устав приобретает после его регистрации в установленном законом порядке. С момента регистрации Устав – это внутренний нормативный акт ООО, определяющий его правовое положение, структуру, организационную деятельность и отношения с государственными органами и деловыми партнерами.

Гражданский кодекс РФ несколько лет назад ввел понятие типового устава ООО, на основании которого могут работать юридические лица. При этом сама типовая форма не была разработана, и юридические лица пользовались положениями ГК, а не неким стандартным шаблоном.

24.07.2019 года Министерство экономического развития издало приказ об утверждении типового устава.

Ориентировочным сроком введения уставов в действие было установлено второе полугодие 2019 года, поскольку ФНС потребовался срок для внесения изменений в процедуру регистрации юридических лиц.

Всего было разработано и утверждено 36 видов типовых уставов с различиями и особенностями, зависящими от:

  • условий и возможности выхода из состава учредителей;
  • возможностей отчуждения долей в уставном капитале;
  • приоритетных прав соучредителей на приобретение отчуждаемой доли;
  • возможностей, условий и процедуры наследования долей;
  • обязательности или необязательности получения согласия соучредителей на отчуждение доли;
  • процедуры избрания генерального директора;
  • обязательности нотариального удостоверения решений общего собрания.

Выбрать подходящий устав можно с помощью сравнительной таблицы.

Использование типового Устава отражается в регистрационных данных ООО и в ЕГРЮЛ.

Плюсы использования типового Устава состоят в том, что он способен существенно облегчить процесс подготовки документов к регистрации, поскольку:

  • типовой Устав не нужно составлять;
  • типовой Устав не потребуется нести в налоговую инспекцию для инициации процедуры регистрации ООО.

Дело в том, что типовые уставы – это набор клише, в которые не входят идентификационные и организационные сведения об ООО. А это значит, что в случае внесения изменений в данные ООО модифицировать устав не потребуется.

Более того, даже если в деятельности или структуре ООО произойдет событие, подлежащее внесению в устав, то в типовой шаблон эти изменения будет вносить регистрирующий орган, а не учредители.

Устава

Требования Устава регламентированы на законодательном уровне. Так, к условиям, обязательным к включению в Устав, относятся:

  • полное и сокращенное наименование ООО, его юридический адрес и иные идентификационные признаки. Под полным наименованием имеется в виду отсутствие аббревиатуры ООО, то есть полное название должно выглядеть следующим образом – «Общество с ограниченной ответственностью «Дератизатор», а сокращенное, соответственно, ООО «Дератизатор»;
  • состав внутренних органов ООО и их компетенция;
  • данные об уставном капитале. Напоминаем, что минимальный денежный размер уставного капитала равен 10 тысячам рублей. Капитал сверх минимума может быть внесен как деньгами, так и имуществом;
  • данные о размерах долей каждого из соучредителей;
  • обязанности учредителей;
  • права учредителей;
  • условия выхода из состава учредителей и приема новых членов. Напоминаем, что в соответствии с Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлен запрет по умолчанию на выход учредителей из состава ООО. То есть, если в Уставе не будет определено иное, то действовать будет правило по умолчанию;
  • условия перехода прав на долю в уставном капитале;
  • направление деятельности и ее предмет;
  • регламент о хранении документов и об архиве ООО в соответствии с Законом РФ «Об ООО».

Иные положения, которые могут быть включены в Устав по желанию учредителей, допускаются только при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации. Например, в текст Устава могут быть включены положения, касающиеся вопросов, связанных:

  • с изменениями размера уставного капитала или с порядком внесения долей;
  • с процедурой отчуждения учредителями их долей в уставном капитале, или с порядком наследования долей;
  • с преимущественным правом соучредителей на приобретение отчуждаемой доли уставного капитала;
  • с особыми условиями выхода из состава учредителей;
  • с процедурой принятия решений и т.д.

Несколько советов

В тексте Устава следует уделить пристальное внимание вопросам, связанным с компетенцией общего собрания ООО, а именно:

  • о возможности и условиях либо о невозможности делегирования полномочий собрания совету директоров или иному коллегиальному органу;
  • о порядке принятия решений собранием. Желательно определиться в Уставе с учетом – более половины, 2/3 или только единогласно;
  • о порядке созыва собрания и о порядке извещения учредителей о дате созыва;
  • о создании ревизионной комиссии при условии, что состав ООО насчитывает не менее 15 человек и т.д.

Источник: https://vash-advocate.ru/ustav-i-polozhenie-v-chem-raznitsa/

Оцените статью
U-Alfa.ru Интернет журнал
Добавить комментарий